Предоставление субсидий юридическим лицам без 44 фз. Из бюджета планируется предоставить субсидию муниципальному унитарному предприятию на ремонт здания, находящегося у МУПа в хозяйственном ведении

Государство ищет все больше возможностей для оптимизации расходов. Госдума РФ приняла поправки в федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ. Теперь компании, которые получают бюджетные средства на капитальные вложения, будут проводить закупки в рамках закона «О контрактной системе». Разбираемся почему принято такое решение и какие изменения нас ждут.

Кого коснутся поправки в законах?

Изменения затронут:

  • ФГУП. Если закупки касаются защиты прав граждан, а также безопасности и обороноспособности России.
  • Юридические лица со 100 процентным участием государства. Если закупки проводятся на государственные субсидии для капитального строительства или приобретение недвижимости.
  • Государственные корпорации (госкомпании) и публично-правовые компании. Если закупки проводятся за счет субсидий для капитальных вложений в недвижимость госкорпораций, приобретения недвижимости, взносы в уставные капиталы.
  • Юридические лица для закупок за счет бюджета объектов недвижимости, взносов в уставные капиталы.

Если закупки на описанные цели проводятся за счет бюджетных средств, то на них действуют положения закона «О контрактной системе» (44-ФЗ). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что таким образом повысится прозрачность закупок, а государственные деньги будут тратиться с умом.

Заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян считает, что основная цель поправок состоит в прекращении правовых коллизий между Законом о контрактной системе и Бюджетного кодекса: « Согласно проекту, госкомпании должны будут осуществлять закупки по 44-ФЗ в случае расходования средств, выделенных государством на осуществление капитальных вложений или внесённых в уставный капитал. На практике, в настоящее время процедуры закупок 44-ФЗ уже применяются в подобных случаях, а с принятием поправок будут устранены отдельные правовые пробелы, что упростит заказчикам применение законодательства».

Закупки, связанные с капиталовложениями хотят привести к единообразию. Будет больше отчетных документов и контроля. Тем более, что в период оптимизации или реконструкции таких закупок у предприятия может быть до 90%.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко думает, что изменения принесут пользу: « Стремление государства поставить под контроль закупочную деятельность в данной сфере связано с большим количеством злоупотреблений в этой области. Применение Закона № 44-ФЗ к указанным видам закупок, безусловно, усложнит деятельность как заказчиков, так и «дружественных» некоторым заказчикам поставщиков, но в целом создаст условия, как и для обеспечения конкуренции, так и для более эффективного контроля за расходованием бюджетных средств».

Что изменится для заказчиков и поставщиков?

В данном законопроекте нет пунктов, которые кардинально поменяют процесс закупок. В основном речь идет о технических моментах, связанных с различиями в законах. Теперь нужно будет составлять два плана закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а по 44-ФЗ нужен будет и план-график.

Возможно предприятиям придется размешать в ЕИС два отчета о закупках у малого и среднего бизнеса, а также у социально-ориентированных предприятий в течении года. Поэтому контракты будут включаться в реестр закона «О контрактной системе» со всеми требованиями.

Большинство унитарных предприятий за счет государственных субсидий и так проводили закупки по 44-ФЗ. Для них изменения не несут принципиальной разницы. Другие же просто должны отслеживать изменения и перестраивать свой процесс закупок.

Член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин и специалист по закупкам Кристина Заика считают, что в целом позитивные изменения могут принести и некоторые минусы: « Важно обратить внимание, что включение в предмет регулирования Закона № 44-ФЗ «капиталовложенческих» закупок предприятий позволит распространить на них норму Закона № 44-ФЗ о возможности применения правила о единственном поставщике, то есть внеконкурсной закупке. На практике это может позволить эффективно и в установленные сроки провести закупку по простой процедуре, но также создать условия для применения серых схем».

Почему происходят изменения?

Для этого нужно вспомнить, чтобы было в России в марте 2018 года, а именно выборы президента. Перед ними Владимир Путин выступал перед федеральным собранием, где поставил перед правительством задачи по улучшению экономической ситуации в стране.

Дмитрий Медведев и Правительство отреагировали на это модернизацией бюджетного кодекса. Счетной палате и Татьяне Голиковой поручили подготовить изменения. Последняя сказала, что в пояснительных документах к изменениям слово «эффективность» повторяется 10 раз. После этого Татьяна Голикова говорила про оптимизацию бюджета страны и особое внимание уделила именно государственным субсидиям. По ее мнению субсидии нужно тщательно проанализировать и возможно найти другие механизмы поддержки секторов экономики. То есть правительство всеми силами пытается добиться эффективной отдачи от любой государственной поддержки. Поэтому и внесены изменения в госзакупки. Расход денег должен быть прозрачным и стать эффективным инструментом улучшения экономики.

Логично предположить, что в закупках будет происходить и другие изменения. Некоторые эксперты считают, что деятельность субъектов закона № 223-ФЗ все больше будет переводиться под действие 44-ФЗ.

Согласно ст.3 ФЗ-44

«6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение , действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с

частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение , осуществляющие закупки;»

Ст.15 ФЗ -44:

«1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных

частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с

частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

(в ред. Федерального

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(в ред. Федерального

закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в

пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“ не может быть изменено в текущем году

Таким образом, казенно учреждение работает только по ФЗ - 44.

Бюджетно учреждение может работать по 223- ФЗ в случае если до начала года они разместили в сети положение. Кроме того по 223 -ФЗ используются только средства указанные выше, т.е не бюджетные.

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)

БК РФ Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

(см. текст в предыдущей редакции)

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

3.1. В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 , абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

4.1. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра, осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. При предоставлении субсидий, предусмотренных настоящей статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке , определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям , установленным Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

При осуществлении закупок за счет субсидий, предусмотренных п. 8 ст. 78, на получателей субсидий распространяются положения ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, определенные ч. 4.1 ст. 15 указанного закона.

8. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решения о предоставлении субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, указанные решения в отношении таких объектов капитального строительства принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Условие об осуществлении получателем субсидии закупок в порядке законодательства о контрактной системе не применяется : к договорам, заключенным до 01.01.2018; к закупкам, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2018 (ФЗ от 18.07.2017 N 178-ФЗ).

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. В указанный договор (соглашение) подлежат включению положения, определяющие обязанность юридического лица, которому предоставляется субсидия, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, осуществлять закупки за счет полученных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также положение о возврате в соответствующий бюджет остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставляемой в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является указанная субсидия), если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, не принято в порядке, установленном нормативными правовыми (правовыми) актами, указанными в абзаце четвертом настоящего пункта, решение о наличии потребности в использовании этих средств на цели предоставления субсидии в текущем финансовом году.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

8.1. В федеральном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам - коммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и юридическими лицами, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации:

1) на осуществление капитальных вложений в находящиеся в собственности указанных юридических лиц объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, включая инфраструктуру систем газоснабжения, водоснабжения, трубопроводного транспорта и связи, необходимые для реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с установленными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядками и критериями к таким инвестиционным проектам (далее в настоящей статье соответственно - объекты инфраструктуры, инвестиционные проекты);

2) на возмещение затрат в связи с ранее осуществленными указанными юридическими лицами капитальными вложениями в объекты инфраструктуры.

8.2. Предоставление предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи субсидий осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые должны соответствовать положениям пункта 3 настоящей статьи и определять требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (Далее - Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Финансирование деятельности, осуществляемой автономными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Автономные учреждения также имеют право зарабатывать самостоятельно, выполняя работы, оказывая услуги, относящиеся к его деятельности, для граждан и юридических лиц за плату. (ст.4 Закона № 174-ФЗ).

С 1 января 2012 года: 223-ФЗ

Начиная с 1 января 2012 года (ч.1 ст.8 Закона № 223-ФЗ) закупочная деятельность автономных учреждений регулируется Законом № 223-ФЗ (п.1 ч.2 ст.1 Закона № 223-ФЗ). Автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, осуществляют закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ начиная с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен пред¬ставительным органом муниципаль¬ного образования (ч.8 ст.8 Закона № 223-ФЗ).
Для того, чтобы иметь право расходовать средства по 223-ФЗ, автономные учреждения должны были в течение трех месяцев со дня вступления в силу 223-ФЗ утвердить и разместить на Официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в установленном порядке положение о закупке. В противном случае автономное учреждение в своей закупочной деятельности обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ (до 1 января 2014 года - Законом № 94-ФЗ) в части определения поставщика до момента опубликования положения о закупке (ч.4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).
Автономным учреждениям, созданным после вступления в силу Закона № 223-ФЗ, необходимо в течение трех месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ утвердить и разместить в установленном порядке Положение о закупке, иначе они также обязано руководствоваться Законом № 44-ФЗ (до 01.01.2014 года - Законом № 94-ФЗ) в части определения поставщика до момента опубликования утвержденного Положения о закупке.

С 1 января 2014 года: 223-ФЗ + 44-ФЗ

После вступления в силу 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ, порядок расходования средств автономными учреждениями претерпел изменения.
По общему правилу расходование средств осуществляется по закону № 223-ФЗ, но теперь есть два исключения (ч. 4 и ч.6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В соответствии со ст. 15 Закона № 44-ФЗ, автономные учреждения обязаны руководствоваться Законом № 44-ФЗ в следующих случаях расходования средств. Исключение 1. Автономному учреждению предоставляются средства из бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч.4 ст.15 Закона № 44-ФЗ). В этом случае автономное учреждение руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующими:
1) планирование закупок товаров, работ, услуг;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).
При этом в отношении автономного учреждения применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Исключение 2. Автономному учреждению на безвозмездной основе на основании соглашений переданы полномочия государственного или муниципального заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность (ч.6 ст.15 Закона № 44-ФЗ). В этом случае автономное учреждение при осуществлении закупочной деятельности в пределах переданных полномочий от лица, передавшего полномочия, руководствуется положениями Закона № 44-ФЗ, регулирующими деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Во всех прочих случаях при расходовании средств автономные учреждения руководствуются Законом № 223-ФЗ (см. Таблица 1 ).

Таблица 1 - Разъяснения по порядку расходования средств автономными учреждениями

Источник Позиция
Письмо Минэкономразвития РФ от 25 ноября 2013 г. № Д28И-2295 «…автономные учреждения применяют положения Закона № 44-ФЗ только в случае предоставления средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности»
Письмо Министерства финансов РФ от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591 «при осуществлении закупок товаров, работ, услуг: за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ; за счет других субсидий на автономные учреждения распространяются положения Закона № 223-ФЗ»
Письмо Министерства финансов РФ от 29 декабря 2014 г. № 02-02-08/68298 «Если положение о закупке размещено в установленном порядке, автономное учреждение осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий, кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности, согласно нормам Федерального закона № 223-ФЗ»

Трудности определения: что считать «капитальными вложениями в объекты государственной и муниципальной собственности»?

В связи с тем, что в ст.15 Закона № 44-ФЗ речь идет о бюджетных средствах, при определении капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности следует руководствоваться Бюджетным кодексом РФ (Далее - БК РФ). Одновременно со вступлением в силу ст.15 Закона № 44-ФЗ, с 1 января 2014 года вступила в силу ст. 78.2. БК РФ «Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность», а также внесены изменения в ст. 79 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности». В этих статьях закреплено, что капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности осуществляются только в целях:
1) строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения);
2) приобретения строительства объектов капитального строительства.
В бухгалтерском учете автономных учреждений операции со средствами субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии со ст.78.2 БК РФ отражаются с КФО=6 (п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н), в соответствии со ст.79 БК РФ - КФО=1. Именно расходование этих средств будет подпадать под действие ст.15 Закона № 44-ФЗ.
Расходование иных средств, например при предоставлении субсидий в соответствии со ст. 78.1 БК РФ на капитальный ремонт объектов капитального строительства, на закупку различного инвентаря, оборудования, мебели и т.д, осуществляется в соответствии с Законом № 223-ФЗ как не подпадающие под ст.15 Закона № 44-ФЗ (см. Таблица 2 ).

Таблица 2 - Порядок расходования средств автономными учреждениями в зависимости от источника финансового обеспечения

КФО=1 бюджетные средства КФО=2 собственные(внебюджетные) средства КФО=4 субсидия на исполнение государственного (муниципального) задания КФО=5 субсидия на иные цели ЦЕЛЕВЫЕ ДЕНЬГИ КФО=6 субсидии на цели осуществления капитальных вложений КФО=7 средства фонда ОМС
223-ФЗ 223-ФЗ 223-ФЗ 44-ФЗ как государственный (муниципальный) заказчик 223-ФЗ

Такой подход нашел свое подтверждение в практике рассмотрения дел в ФАС (см. решение УФАС по Новгородской области от 31.07.2014 года (исх. № 4324 от 04.08.2014)).
Автономное учреждение МАДОУ «Детский сад № 18» в июле-августе 2014 года провело открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ «Детский сад № 18» Великого Новгорода в соответствии со своим Положением по Закону № 223-ФЗ. Участник закупки ООО «Строительные Технологии» подал жалобу на действия Заказчика, считая, что финансирование проведения капитального ремонта относится к капитальным вложениям в объекты капитального строительства муниципальной собственности за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а значит при осуществлении этой закупки Заказчик должен был руководствоваться Законом № 44-ФЗ.
При рассмотрении жалобы комиссия УФАС отметила, что «…с учетом организационно - правовой формы к заказчику - МАДОУ Детский сад № 18» могут быть применимы положения части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе. <…> В соответствии с разделом 2 Документации об открытом конкурсе финансирование рассматриваемой закупки осуществляется в соответствии с Соглашением, заключенном комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАДОУ «Детский сад № 18». <…> Согласно части 1 Соглашения предметом настоящего соглашения являются условия и порядок предоставления субсидии. В части 3 Соглашения указаны целевые направления расходования средств: приобретение оборудования для оснащения создаваемых мест и капитальный ремонт помещений. При этом, в Соглашении указаны коды субсидий на иные цели: 974 14 293 и 974 14 293 соответственно.
Следовательно, рассматриваемая субсидия, согласно положениям Соглашения, выдана заказчику - МАДОУ «Детский сад № 18» не на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, а на иные цели (коды субсидий: 974 14 293 и 974 14 293).
Таким образом, Соглашение заключено комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и МАДОУ «Детский сад № 18» в рамках действия положения статьи 78.1 БК <…>
Соответственно при осуществлении рассматриваемой закупки, с учетом цели выданной субсидии (на иные цели), действия заказчика - МАДОУ «Детский сад № 18» не попадают под действия требований части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе, поскольку в данном случае заказчик не осуществляет капитальные вложения.
Таким образом, заказчиком - МАДОУ «Детский сад № 18» правомерно принято решение об осуществлении рассматриваемой закупки в рамках положений Закона о закупках <…>»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В настоящее время автономные учреждения при осуществлении закупок для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах применяют положения Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ).

Вместе с тем на основании части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям:

На финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

На иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

При этом под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что статьей 15 Закона N 44-ФЗ не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставленные из бюджета в соответствии со статьей 78.1 БК РФ, при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Закона N 223-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что исчерпывающий перечень случаев проведения обязательного общественного обсуждения закупок содержится в пунктах 2 — 5 Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. N 835 (вступает в силу с 1 января 2017 г.).

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупках автономными учреждениями за счет субсидий