Отношение современной молодежи к религии актуальность исследования. Курсовая работа религия в жизни современной молодежи

Молодежь и религия

Введение

Молодежь и религия

Отношение к религии молодежи Татарстана

Заключение


Введение

социологическое религиозное молодежь

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.

Примеры массового религиозного обращения мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах - в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то коммерческих или даже политических интересов.

Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследований, как правило, является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях.

Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.

Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает религиозность молодежи, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи религиозным ценностям и системам.

Молодежь и религия

Общество нуждается в новом подходе к воспитанию молодого поколения. Как молодежь относится к религии? Чтобы ответ был более объективным, надо учесть одно важное обстоятельство. Любая религия имеет две ипостаси:

Источник духовного роста и умировотворения (этическое учение Корана, арабское письмо и книга для татар, Библия и западная литература и живопись по библейским сказаниям и т.д.);

Источник конфликтов:

а) внутри человека (верить - не верить и т.д.);

в) конфликты двух сторон (муллы между собой, духовенство и граждане, духовенство одной религии и другой, мусульмане и христиане и т.д.).

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека.

Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%;безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.

Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%, мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов - 50,0%).

Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались я сферы, лежащие вне их компетенции.

Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к государственно-церковным отношениям. Интересно, что верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство же религий перед законом, независимо от их вероучения и истории поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.

Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).

В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе от этого респондентов - мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную поддержку у 37,0% православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - 24,2% православных, 20,0% мусульман, 22,2% буддистов и только 14,3% протестантов.

Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны, конечно, не только вербальные суждения. Убедиться в том, что отношение к вере, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы на ряд вопросов, раскрывающих действительное место религии в повседневной жизни опрошенных.

Примечательно, что верующая молодежь чуть менее пессимистично оценивает перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.

В группе верующих больше проявляется и патриархальное, исконно русское понимание "правильности" (справедливости) норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,0%). Значительно ближе для верующих идея "не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет, - главное, чтобы это было справедливо" (соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%).

Отношение к религии молодежи Татарстана

По данным исследований не без влияния московских телепередач 90% молодых людей разных национальностей в Татарстане считают, что религия способна поднять духовный, нравственный уровень человека. С религией она связывает проявление таких качеств личности как душевность (66%), жизнерадостность (82%), забота о людях (78%), терпимость (76%), уважение к людям (61%).

Татары возлагают большие надежды на формирование нравственного сознания молодежи на основе учения Корана, с помощью мусульманских традиций. Да, эти традиции еще не умерли в сознании старшего поколения, которое хотя и слабо, но пока влияет на умы молодежи. Видимо, поэтому положительное отношение к возрождению религиозных ценностей высказало 58% опрошенных, отрицательное отношение - 34%. Несмотря на высокую оценку религии, в среде учащейся молодежи только 12% активно ориентированы на нормы и предписания Корана или Библии. Только 8% из них формирует новое отношение к себе и людям, явлениям общественной жизни под воздействием религиозного чувства и учения; лишь для 5% опрошенных религиозный опыт положительно сказывается на занятиях учебой, наукой, искусством, культурой.

Положительное отношение молодежи к религии говорит об объективной потребности в идеологической направленности сознания, о поиске духовной опоры в жизни, о естественном стремлении человека к познанию истины. Ученые такое отношение считают результатом больше импульсного (т.е. подсознательного), чем сознательного выбора. Действительно, у молодежи нет глубоких знаний в области религии, 65% показывает лишь отрывочные, бессистемные знания по истории христианства и Ислама; у половины опрошенных молодых людей нет знаний основных этических норм и положений этих религий; 83% слабо ориентируются в содержании религиозных сюжетов, только 10% читают Библию и Коран (кстати, татары читают его на русском языке).

Однако тут возникает целый ряд проблем. Например, по недавно принятому Думой и подписанному Президентом РФ закону о свободе совести, религия отделена от государства. Но мы видим, как широко представлено православие в государственных структурах или в процессе их функционирования (армия, открытие государственных и общественных зданий и т.д.). Если мусульманское богослужение показывается по московскому телевидению три раза в год, то служба в церквах или православные ритуалы по тому или иному поводу мы видим на экране ежедневно. Здесь есть над чем задуматься политикам.

Почему так ставится вопрос? Во-первых, мы живем и работаем в экстремальных условиях "дикого капитализма", психологическая напряженность очень высока, условия распространения Ислама среди мусульман стали жесткими. Об этом более подробно говорится в интервью муфтия Равиля Гайнутдина, в газете "Республика Татарстан" от 13 сентября 1997 года. В статье "Кто загоняет Ислам в угол?" муфтий, в частности, сказал: "Усиление роли религии в жизни России идет параллельно с ростом явлений, подрывающих устои государства, ведущих к дестабилизации. С падением тоталитаризма в обществе воскрес национализм...

У современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, к другим народам... Среди 16-25 летних молодых людей доля отрицательно относящихся к Исламу в 2,6 раза больше, чем у старших поколений... По опросу 1994 года (до начала войны в Чечне) свыше 70% молодежи Санкт-Петербурга выразили неприязнь к какой-либо национальности и к мусульманам, как религиозному единству, в частности". Об этом же говорит и активное муссирование по ТВ понятия "кавказцы", заменившее прежнее слово "инородцы".

Влияние мусульманского духовенства распространяется пока только на старшее поколение, в основном женщин. Молодое поколение, хотя и осознает значимость религии, пока не включается в освоение религиозного учения. Общее образование детей и молодежи в государственных школах с утверждением Министерства образования РФ "стандарта" содержания обучения не стимулирует отхода от атеистического мировоззрения и принятия на веру учения Корана и Сунны.

Заключение

По данным различных исследований видно, что за последнее десятилетие молодежь стала более религиозной.

Религиозная стратификация молодежи оказывается чрезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского, так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет голографическое отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.

Список использованной литературы

  1. Исследование СМТУ по заказу Русской Православной церкви.
  2. Исследовательский проект «молодежь и религия» Нижегородского госуниверситета.
  3. Православная народная газета (Самара): июнь 2003г. статья «Молодежь и религия: социальный аспект».
  4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи //Социс.- 1998.- №6.
  5. Конспект лекций.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

В современных условиях, когда темпы развития информационного общества имеют тенденцию к возрастанию, а темпы развития технологической цивилизации намного превышают наши возможности осознания последствий такого развития, люди начинают все больше задумываться о вечном. Уставая, а иногда и будучи неспособными воспринять совершенно новый тип цивилизации, люди обращаются к ценностям, которые привыкли считать вечными. Во все времена законодателем таких ценностей выступала религия.

Религия - один из тех феноменов, который актуален во все времена. Являясь одной из форм общественного сознания, она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности, в частности, на формирование её мировоззрения и регуляцию поведения, что особенно актуально для такой социально - возрастной группы, как молодёжь. Однако, не смотря на то, что тема религии не является новой и её исследованием занимались различные зарубежные и отечественные учёные, она является актуальной в связи с появлением новых религиозных конфессий, сект, религиозной пропаганды и высоким уровнем интереса современной молодежи к данным процессам.

В связи с актуальностью проблемы выбрана тема моей работы : «Отношение современной молодёжи к религии».

Цель работы : исследовать отношение современной молодёжи к религии (на примере старшеклассников нашей школы).

Задачи исследования :

Проанализировать исследование религии в трудах отечественных авторов;

Рассмотреть религию в качестве одной из мировоззренческих характеристик современной молодёжи;

Провести диагностику отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у молодых людей наблюдается низкий уровень знания содержания религии и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном совершенствовании.

Методы исследования :

Теоретический анализ социологической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

Анкетирование;

Сравнение.

Методика исследования : анкета по выявлению отношения к религии и религиозным обрядам А. Н. Бражниковой.

Основная часть.

В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас,

И Спаситель ясными глазами смотрит в душу каждому из нас.

И под этим взглядом ощущаем, всю греховность трепетной души,

Не случайно видно повторяем: «Господи, помилуй и прости»

Зигмунд Фрейд (1856-1939) считал, что религия - следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человека. Чувство страха и вины и вытеснение влечений влекут невроз, который есть индивидуальная религиозность, а религия - это универсальный коллективный невроз.

По Карлу Густаву Юнгу (1875 - 1961), религия определяется как совершенно особая установка человеческого ума, соответствующая изначальному использованию понятия religio (лат.) - благочестие, святыня, предмет культа; как коллек-тивно вырабатываемая форма защиты от невроза. Поэтому она нужна человеку для психического здоровья.

В Советском Союзе религия, и все с ней связанное находились под «цензурой нормальности». Исследованию религии в тот период времени существенную роль отводили, как ни странно, в школе Научного Атеизма. И самый расцвет таких исследований пришелся на 1959 - 1967 годы. Авторы школы научного атеизма (В.Г. Зверховский, Б.Д. Златан, А.И. Клибанов, В.И. Лебедев, Д.М. Угринович, К.К. Платонов и многие другие) проводили свои социологические и социально - психологические изучения личности верующих на основе и в соотнесении с марксистско - ленинской идеологией. Основной задачей таких работ было изучение личностных особенностей и специфики сознания верующих. Исследования проводились с изначальной установкой на поиск отклонения и утверждение негатива в религии и жизни верующих и с целью проведения дальнейшей антирелигиозной работы и пропаганды атеистического мировоззрения. Причем стоит отметить, что работы отечественных исследователей этого периода больше носили социологический характер.

В современной отечественной психологической науке происходит заметная активизация исследователей. Все чаще современные авторы говорят, что академическая психология в своем историческом развитии «все больше и больше теряла, а под конец и вовсе - утратила то, ради чего она замышлялась, - душу» (Братусь Б.С., Зенько Ю.М., Зинченко В.П.). Многие авторы и исследователи видят спасение и возможность выхода из этого кризиса - в обращении к психологии религии.

Грановская Р. М. в своей книге «Психология веры» (2004) делает акцент на религиозной вере, определяя её как качество личности, которое не только способствует осуществлению индивидуальных потребностей личности, но и заставляет искать единомышленников и создавать религиозные группы. Религия же, согласно Грановской, является выражением системы идеалов исповедующего ее народа. Она провозглашает, что есть человек и чем он должен быть.

Однако различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее определение религии.

Религия -это одна из форм общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Радикальные изменения в обществе, произошедшие за последние двадцать лет российской истории, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь народа, его отношение к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризовался значительными преобразованиями в системе государственно-правового регулирования религиозных процессов. Религиозный индифферентизм советской эпохи уступил место отношениям, где религиозное сознание стало рассматриваться государством как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство духовно-нравственного возрождения. Возникли и широко распространились новые религиозные движения.

Религии возникают из стремления способствовать гармонии взглядов и поведения внутри сообщества людей. Они не только дают ответы на важные жизненные вопросы, но одновременно освещают самые сложные нравственные проблемы, сохраняя при внутренней глубине внешнюю простоту и своеобразную целостность, и упорядоченность мировосприятия. Каждая из мировых религий внесла в человеческую культуру нечто неповторимое, обогатившее все человечество. Религия всегда остается незавершенной и, следовательно, всегда развивается. В этой связи несхожие элементы мировых религий можно воспринимать как основу для постоянного движения человечества вперед в его исканиях нравственной просветленности.

Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия называют мировоззрением.

Особенно интересным и перспективным является прослеживание влияния религии на мировоззрение современной молодёжи как социально-демографической группы общества, выделяемой на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и т. д.

Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Нижняя возрастная граница группы характеризуется разрывом со школой, вовлечением в экономическую, политическую, социальную и этнокультурную деятельность, переходом к качественно новому образу жизни. Верхняя возрастная граница - завершением процессов гражданского становления и формирования собственной шкалы ценностей, закреплением социального статуса, созданием семьи и выработкой позиции во всех сферах деятельности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков, в том числе в религиозной сфере.

Каждая религия имеет свою историю, морально-этическую основу, принципы и идеи, следование которым приверженцами различных религий и определяет направление влияния религии на сознание, мировоззрение и поведение человека.

Христианство - монотеистическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Учение Христа, как и другие религиозные учения, заключает в себе две стороны - как надо жить каждому отдельному человеку и всем вместе (человечеству), а также метафизическое объяснение, почему людям надо жить именно так. Основа христианской морали - признание абсолютным основанием нравственности как сознательной ориентации на понимание человеческой сущности, способов развития личности и приближение к безгрешному образу Христа.

C христианской точки зрения, жизнь есть борьба, подвиг, путь, постоянное стремление к добру и совершенству. И остановки на этом пути не может быть, по закону духовной жизни. Человек, переставший работать над собою, не останется таким, как был, а непременно сделается хуже.

Бог есть любовь - это высший принцип христианства. Учение о любви к ближнему «как самому себе» есть указание пути к расширению границ личности до вселенского охвата.

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека. Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Таким образом, религия, как форма общественного сознания, играет одну из ведущих ролей в становлении личности человека, формировании его мировоззрения и регулировании поведения. Независимо от того, какую религию исповедует человек, он стремиться к определённому идеалу, изложенному в учении его веры. И, как бы не были сложны и разнообразны пути достижения этого идеала, те высоконравственные, моральные качества, носителем которых он станет, в подавляющем большинстве религий схожи по смыслу - это скромность, трудолюбие, человеколюбие, честность, терпимость и многие другие.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

В советское время на церковь было много гонений, сохранить веру в Бога, свободно посещать храмы, было трудно. Русский народ сохранил веру через много испытаний.

В современном обществе, наоборот, идет процесс восстановления храмов, монастырей, православных школ.

Многие исследователи считают, что молодежь ведет себя благочестиво только в критические моменты и считают себя верующими лишь тогда, когда идут в храм, чтобы поставить свечку на удачу, счастье, любовь или избавление от болезней. А в повседневной жизни не соблюдают никаких религиозных правил и заповедей.

А есть, наоборот, такие, кто считают себя неверующими, но активно отмечают православные праздники: пасха, крещение, рождество т.д. У многих из нас, в том числе и у меня, есть бабушки и дедушки, и даже родители, которые ходят в храм, стоят на службе, постятся. Но нас, молодежь, в храм ходить не заставляют, Библию на ночь не читают, но мы все равно считаем себя верующими, носим нательный крестик на груди.

Я познакомился с некоторыми работами по данной теме и выяснил -отношение к религии у молодежи разное. Среди старшеклассников нашей школы я провел анкетирование.

    Что такое религия?

    Верите ли вы в Бога

    Посещаете ли вы храм? Как часто?

    Что дает вам вера в Бога?

    Читали ли вы Библию?

По-моему, храм - это уголок рая, где чувствуешь себя защищенным и свободным. Наш храм Рождества Христова в селе Батманы был заложен в 1827 году, а построен через 40 лет. В советское время он использовался как зернохранилище. С 1990 года его восстановили. С 2014 года настоятелем служит отец Владимир. Он частый гость нашей школы:

    3 сентября в нашей школе он отслужил молебен в память трагедии в Беслане, освятил и благословил всех учащихся школы;

    в декабре наш класс ходил в храм на уроках обществознания, отец Владимир рассказал нам о том, как он пришел к вере (он заслуженный артист Украины), о правилах поведения в храме, о том, зачем можно прийти в храм;

    в марте отца Владимира мы пригласили в класс на беседу «Церковь и молодежь».

Возвращаясь к моей гипотезе, я хочу сказать, что именно в беседе с настоятелем нашего храма можно найти ответ - что такое добро и милосердие, что такое справедливость и нормальные человеческие отношения.

Мой дедушка Черных Александр Тихонович. С 1958 года живет в с.Шилекша, 18 лет он проработал директором Шилекшинской школы. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не сидит дома, а занимается строительством нового храма в с. Шилекша. Я много с ним беседовал об этом. Новый храм в Шилекше назвали Преображение Господне. Дед давно мечтал восстановить храм; во-первых, потому что с благодарностью вспоминает свою очень верующую тёщу, с которой он прожил 9 лет под одной крышей. Во-вторых, он сам никогда не был атеистом, хотя работая директором школы был коммунистом. И в-третьих, он говорит: «..каждый человек в своё время уходит в вечность, и чтобы уйти спокойно, я должен быть уверен, всё что можно сделать на земле - я сделал..». Ещё мой дедушка, Черных Александр Тихонович, всегда говорит: «..вся история русского государства, вся история нашего народа связана с православием, так было до нас, так будет и после нас..». Когда я спросил, что он думает о молодёжи, будет ли она ходить в храм, он с уверенностью сказал: «..да, будет. Сейчас в наш храм ходят мои бывшие ученики со своими детьми. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию..».

Заключение.

На Руси всегда было много храмов, и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строят новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остается затерявшейся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь…

Одна - здоровье близких охраняет,

Вторая - Мир от бед оберегает,

Стараясь небо голубым сберечь…

Пусть третья - всех ушедших вспомнит,

Кто нам так близок, стал, увы, далёк…

Четвертая - теплом согреет души,

Перенеся туда свой огонёк…

У пятой свечки - не простая роль:

Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,

Иметь игрушки и цветные книжки…

Ну и последняя свеча осталась…

Её поставив, Бога помолю -

Чтоб жили долго, улыбаясь,

Все те, кого безумно я люблю!

Список литературы.

    Бочаров А.С. Лекции по христианской психологии. М..2008, Русская православная психология.

    Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии»

    Гараджа В.И. «Религия и молодежь».

    Дибиргаджиева Р.Д. Исторические аспекты развития психологии религии как науки.

    Информационный портал Студопедия, - (Электронный ресурс) - 2014-2015

    Мчедлов М.П. «О религиозности российской молодёжи»

Идеи, изложенные в религиозных учениях, не могут не оказывать своего влияния на формирование мировоззрения людей, и в первую очередь такой восприимчивой к новым веяниям социальной группы, как молодежь. Складывающаяся ситуация непосредственно влияет на религиозность как одну из основополагающих частей мировоззрения и во многом объясняет те сдвиги, которые происходят в молодежном сознании в этой сфере.

Проблема религиозности молодежи Беларуси весьма значима. Ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции белорусского общества.

Это и понятно, так как у нее происходи т становление ориентаций. Для молодежи резко изменились социальные условия «вхождения в жизнь», существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления; ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации.

Свое место в этом ряду активно занимает Православная церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое, ранее им неведомое.

Православие в Республике Беларусь - доминирующее на сегодняшний день вероисповедание, и до 80 % молодежи нашей страны в целом причисляют себя к нему. Общее количество верующей молодежи, идентифицирующей себя с другими вероисповеданиями и религиями, не превышает 6 % от общего числа опрошенных.

Религия теперь не только воспринимается как феномен духовной культуры, сыгравший огромную роль в становлении всемирной культуры вообще и белорусской в частности, но и признается некоторыми молодыми людьми основой духовной жизни личности. Характерным для современной молодежи является подчеркивание в религии морального аспекта, а порой и отождествление се с нравственностью. Одновременно снизился авторитет атеизма. Нельзя не отметить и такую новую черту современной молодежи, как проявление терпимости к людям противоположных мировоззренческих установок.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что в возрасте до 30 лет число людей, декларирующих свою приверженность религии, составляет почти треть от общего количества опрошенных (30,4 %), колеблющихся между верой и неверием - 41 %, утверждающих свою не религиозность - 23 %, и только 4,6 % признают себя убежденными атеистами. 11%- чем верят в Бога с убеждением, что он существует, 28,4 % молодых респондентов; верят в Бога, но иногда сомневаются, что он существует, 18 %; не веря т в персонифицированного Бога-личность, но верят в существование высшей духовной силы 24,1 % 3, с. 524. Таким образом, четвертая часть белорусской молодежи придерживается нетрадиционных религиозных представлений, причем доля таких мировоззренческих ориентаций по мере плюрализации социальной и культурной жизнедеятельности в современном обществе возрастает.

Это, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Разжиганию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература, пользующаяся повышенным спросом особенно среди молодежи и женщин.

Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х гг. верующими себя называли 44,6 % студентов и столько относили себя к колеблющимся (в Гродненском госуниверситете считают себя верующими 63,3 % студентов).

Вера для молодых людей приобретает многозначимый смысл: это и признаки групповой принадлежности, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время нельзя не видеть в этом процессе стремления защититься от суровой действительности. Видимо, многоаспектность феномена веры и обусловила такой высокий процент молодежи, признающей значимость религии в своей жизни.

Значительная часть не только верующих, по и неверующих молодых людей считает себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, скажем, православие или ислам воспринимается не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни (русский - поэтому православный, татарин - поэтому мусульманин).

Появилась оценка некоторых молодых людей своей религиозности как православных атеистов. Речь, видимо, идет о том, что, будучи сами неверующими, люди признают важность и необходимость религии, особенно как средства социального контроля. Так идентифицировали себя молодые люди, преимущественно мужчины, хорошо представляющие проблемную ситуацию общества.

Страх и надежда заставляют людей верить во что угодно и кому угодно.

Сегодняшнее состояние общественного сознания демонстрирует кризис прошлой веры. В этом проявляется прежде всего слабость социальных институтов, призванных помочь людям адаптироваться к новой жизни.

Усиление верований разного толка - это нарастание чувств зависимости, неудовлетворенности, эмоционального восприятия окружающего мира, множества его проблем, стремление человека к познанию мира, выработке определенного взгляда на него. В то же время в обозначенном процессе видится рост психической неустойчивости человека, его стремление уйти от действительности, ее жестокости и неприглядности.

Социологический анализ религиозности молодежи вряд ли даст истинную картину, если будет опираться только на самооценки респондентов. Существует ряд показателей, позволяющих реально оценить степень и характер верований молодых людей. Это знакомство с религиозной литературой, знание основных догматов какого-либо вероучения, соблюдение определенных требований, канонов церкви.

Слабая институционализация религиозной веры может быть связана с рядом факторов: незнанием новообращенными требований конфессиональной дисциплины, декларативным характером веры, спецификой религии. В частности, наиболее высоким уровнем дисциплины отличаются протестанты, а наименьшим - православные.

Молодые верующие, в отличие от носителей других типов мировоззрения, чаще ищу т в религии не то, что она может дать обществу, а то, в чем она способна помочь индивиду, личности. К религиозной вере обращается та часть молодежи, сознание которой достаточно многослойно и рефлексивно, для которой поиски смысла жизни являются органичной составляющей ее духовной активности. Это, разумеется, не означает, что любой духовный поиск такого рода заканчивается приходом в храм. Очевидно, здесь играют роль и специфика определенного душевного склада, и особенности личностного психотипа, и т. д. Результаты исследования показывают, что религия и религиозная вера играют сегодня существенную роль в жизни молодых людей. Так, независимо от личной веры или неверия, две трети опрошенных считают, что религия нужна современному человеку, и лишь 7,3 % думают иначе .

Исследования, проводимые белорусскими социологами, показывают, что большинство молодежи, относясь положительно к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.

Если сопоставить интенсивность богоискательских устремлений с демографическими и социокультурными характеристиками респондентов, то окажется, что доля верующих в нечетко определенные сверхъестественные силы существенно возрастает по мере продвижения от старших возрастных когорт к младшим. Среди людей старше 60 лет только 9 % опрошенных придерживаются религиозных представлений, но не персонифицируют объект их веры с Богом-личностью, а среди самой молодой возрастной группы (16-17 лет) доля религиозно ориентированных людей, но не верящих в библейские представления о Боге, достигает 36 %. Та же тенденция прослеживается и в отношении культурно-образовательного уровня верующих: чем он выше, тем значительнее среди них удельный вес людей, не разделяющих традиционные христианские представления о Боге.

Молодежь более активно, чем люди старших возрастов, включается в процесс трансформации традиционных религиозно-мировоззренческих систем. Эта тенденция проявляется в быстром распространении в последние годы в Беларуси, как и во многих других странах, новых нетрадиционных культов - последователей кришнаизма, дзен-буддизма, саентологии, сатанизма.

В исследованиях, проведенных в Военной академии Республики Беларусь в 2011-2012 гг., шкала религиозности была несколько иная: на вопрос «Считаете ли вы себя верующим человеком?» 3 1 % ответили, что они верят в Бога, еще 10 % - в сверхъестественные силы, заявили, что они не верующие 18,5 %, не смогли ответить однозначно 40,5 %.

Одновременно 55 % опрошенных при ответе на вопрос «Относите ли вы себя к какой-либо конфессии?» отметили, что относятся к православной, 4,5 % -- к католической, 4,25 % - к христианству в целом и 0,75 % - к иным религиям.

В предшествующий период при опросах также было выявлено, что лишь от 35 % до 40 % военнослужащих относят себя к верующим и одновременно 55-60 % всех опрошенных считают себя православными.

Подобные расхождения (31 % верующие и 55 % относят себя к православию) можно объяснить следующим: для большей части юношей религия не выступает как культ или совокупность догматов, в данном случае она проявляется как предпосылки, как система культурных и бытовых штампов. Таким образом, православие проявляется не как религия в традиционном смысле, а как идеология: иными словами подавляющее большинство молодых людей идентифицируют себя с восточно-православным социокультурным архетипом (даже не в полной мере осознанно).

Это исследование подтверждает результаты проведенного ранее изучения религиозной ситуации во внутренних войсках МВД Республики Беларусь: религия находится в системе ценностей армейской молодежи далеко не на первом месте, а те, кто считает себя верующим, скорее отдают дань определенной моде. Так, регулярно посещали богослужения лишь 0,75 % опрошенных, 44 % - изредка, 54 % - не посещали вообще. При этом на вопрос «Участвовали ли вы в совершении религиозных обрядов?» опрашиваемые ответили следующим образом: регулярно-- 1,5 %, изредка --27,5 % не участвовали - 70,5 %.

Ответы на вопрос «Как вы относитесь к религиозным конфессиям?» показали, что большая часть военнослужащих не знакома с новыми духовными объединениями, 41 % относится к ним безразлично, а положительно относятся к новым религиозным движениям лишь около 2 %. Вместе с тем сознание молодежи не подготовлено к объективному восприятию и негативной оценке деструктивных сект. Отмечается определенная дезориентация мировоззрения молодых людей. Среди опрошенных 44 % верят в ворожбу, порчу и сглаз, 39 % - в астрологию, 30,5 %-в НЛО и космических пришельцев, 26,5 %- в экстрасенсов, 14 %-в переселение душ.

В сознании молодежи сохраняется значительный пласт «внецерковной» религиозности. Речь идет о вере в вещие сны, приметы, колдовство и магию, в которые верили и во времена господства атеизма. На сегодняшний день вещим снам доверяет 73,5 % молодежи, в колдунов и ведьм вериг 46,3 % опрошенных

За последнее время количество верующих в колдунов и ведьм среди православной молодежи несколько выросло. Причем далеко не все ее представители разделяют мнение церкви о магии и колдовстве, которая однозначно их осуждает. Данную установку церкви в 2004 г. поддерживали 52,9 % молодежи.

Могут представлять определенный интерес факторы, которые воздействуют на убеждения молодых людей. Так, почти каждый пятый считает, что вера помогает справиться с различными житейскими трудностями. Некоторые пришли к вере вследствие каких-то трагических событий (смерть близких, друзей), кто-то - из-за общей неуверенности в завтрашнем дне, в результате размышлений о смысле жизни, под влиянием знакомств, прочитанной литературы и т. д. Интересны также причины, приводящие к ослаблению религиозных настроений. Каждый четвертый указал на несоответствие своих представлений о служителях культа с реальным жизненным опытом. Характерно, ч то одинаковые жизненные трудности (личные трагедии, взросление и определение своего места в жизни, которое, как известно, часто мучительно) порождают разное отношение к религии: у одних религиозные настроения укрепляются, у других - ослабевают. Это указывает на тот факт, что религиозность зависит от темперамента, воспитания, наследственности и т. д., является выражением личностного восприятия мира, фактором субъективным, а не объективным.

Судя по всему, у нынешних религиозных организаций существуют проблемы с верующей молодежью, которая хоть и исповедует некоторые воззрения, близкие к религиозным, по не всегда придерживается традиционных, не стремится укрепить контакты с приходами. Все это дает основание считать, что «религиозное возрождение» современного белорусского общества - явление временное. Тем не менее, этот социальный феномен нельзя не учитывать.

В целом же духовные искания современной молодежи идут в двух направлениях - приближение к Богу и открытие для себя религиозной традиции. Однако количество придерживающихся традиционных форм религии, хотя и возросшее в сравнении с прошлыми годами, в целом небольшое. Другое направление - пантеистическое, представлено разнообразными группами, в том числе члены которых называют себя язычниками. Все они объединены поиском высшего разума, растворенного во Вселенной, между объектами которого существует энергоинформационный обмен. Представители этого направления стремятся получить из Космоса энергетический импульс для стимуляции организма, широко используя медитацию, психотехнику и т. п. Их идейным фундаментом являются восточные учения, языческие верования и др.

В наше переломное время трудно прогнозировать, в каком направлении преимущественно будет развиваться религиозность молодежи, какой мировоззренческий выбор сделает подрастающее поколение, потому что это будет определяться различными факторами, в том числе влиянием светской культуры (одним из компонентов которой является религиоведческое образование), воздействием проповедей западных и восточных миссионеров, развитием самосознания молодежи, а также системы религиозного образования и воспитания.

В условиях трансформации социально-экономической и политической системы, быстрого распространения информационного плюрализма, который на протяжении последних десятилетий стал мощнейшим фактором мировоззренческой ориентации людей, из широких кругах общества, в первую очередь молодежи, начинает превалировать готовность к изменению своих жизненных позиций в зависимости от обстоятельств. Нередко религиозность среди молодежи является показной, данью моде, а не следствием глубокого внутреннего убеждения.

Религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих среди молодых людей выявляется значительная часть (более 50 %) не определившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Религиозный тип мировоззрения присущ значительному числу молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей и при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями не готова в настоящее время к их изменению.


Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного «обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах — в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь, наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий. Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью), разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение молодых людей к организации религиоведческого образования в различных учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте я буду использовать письменный вид опроса — анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии — это наука, которая изучает религию как социальный феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам исследования разработанным в социологии, социальное поведение человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.
Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает «религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи. Все три понятия — «религиозность”, «внерелигиозность” и «секулярность” — представляют органическое целое, благодаря взаимосвязи их содержания: «Религиозность, представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность, рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего реальный переход от религиозности к вне религиозности.
Разделение людей по характару религиозности на «верующих”, «колеблющихся” и «неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без оттенков, но все же основную «арматуру” исследуемой социологией религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность не поддающихся социологической операционализации от «неверия” к религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда — к веротерпимости внутри самой Церкви. В этом — источник изначального многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания, инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что, конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий «религия” и «секуляризация”.
Религия — сложный сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и выполняет в обществе ряд функций — смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация — процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее регулирования религиозными нормами.
Религиозная «стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, — ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.