Статистика банкротства юридических лиц в рф. Банкротство физических лиц: статистика и первые результаты

С тех пор, как был принят Закон о банкротстве физлиц, экспертное сообщество и НБКИ активно ведут статистику принятых заявлений, рассмотренных и закрытых дел о признании финансовой несостоятельности. С самого начала предполагалось, что в первые месяцы действия закона нагрузка на Арбитражные суды будет просто критической, ведь с заявлениями обратится по самым скромным подсчетам несколько сотен тысяч человек.

Ожидания не оправдались, в октябре-ноябре 2015 года было подано около 1000 заявлений по всей России. Через год аналитики подвели итоги – за год действия закона о банкротстве было зафиксировано всего 33 000 поданных заявлений, 19 000 – принятых Арбитражными судами, и чуть больше 1000 закрытых дел о банкротстве физических лиц.

Статистика по состоянию на 1 марта 2017 года показывает более оптимистические цифры – на данный момент количество поданных заявлений составляет более 40 000. открытых судебных процедур насчитывается около 28 000 (27 923). Из них:

  • по реструктуризации долгов — 7 596;
  • по реализации имущества- 20 327

Ранее в экспертном сообществе проходили обсуждения, что реструктуризация долгов является не столь результативной, как реализация имущества. Почему? Причин несколько. Реструктуризация долгов представляет собой разработку и принятие на общем собрании кредиторов плана по выплате задолженности.

Реструктуризация может утверждаться максимум на 3 года. Далее, если должник выплачивает все согласно принятому плану, он не признается банкротом, но при этом больше не имеет проблем с неуплаченными долгами.

Однако существует один нюанс – чтобы принять решение о реструктуризации долгов, суд должен учитывать ежемесячный доход потенциального банкрота. На данный момент суды практически не вводят процедуру реструктуризации долгов, если доход должника составляет в месяц менее 30 000 рублей.

Следует отметить, что на практике граждане, имеющие стабильный высокий доход, редко обращаются в суд с заявлением о признании банкротства Соответственно, цифра в 7 596 дел по реструктуризации четко свидетельствует, что данная процедура применяется достаточно редко.

Закрытых дел о банкротстве на 1 октября 2016 года насчитывалось чуть больше 1000. На данный момент их количество резко возросло, и составляет около 4 000. Таким образом, суды стали чаще принимать решения о признании банкротства, что положительно повлияло на ситуацию в целом.

Всего на данный момент в Арбитражных судах зафиксировано больше 40 000 заявлений о банкротстве. Следует отметить, что количество дел только растет, и можно предполагать, что в ближайшее время такая тенденция к росту будет сохраняться.

Статья является продуктом анализа статистики мировых банкротств юрлиц в сравнении с более полной внутрироссийской статистикой. На сей раз выводы будут не такие однозначные, зато неожиданные. Инструменты (обновлённые) те же, что использовались мной в прошлогоднем анализе :

- российский «Реестр предприятий банкротов» на 22.12.2017 - последняя дата данных в реестре (предновогодней неделей можно пренебречь, к тому же, скорее всего, в оставшиеся дни уже был просто прекращён приём заявлений).

- отчёт компании Dun & Bradstreet за 2017 год «GLOBAL BANKRUPTCY REPORT 2017» с данными за первое полугодие.

Также, как и раньше, ужесточаю внутрироссийскую статистику, увеличивая её на 10% за счёт предприятий, находящихся изначально в процедуре ликвидации, отличной от процедуры банкротства и не попавших по этой причине в реестр. Напомню, почему: ликвидация автоматически влечёт за собой выездную налоговую проверку с возможным доначислением значительных сумм, поэтому процедура эта намного более редкая, так как связана с риском уже для собственников, так как может повлечь за собой применение соответствующих статей УК РФ. Корректировка на 10% достаточно умозрительная, но, на мой взгляд, с учётом вышеозначенных обстоятельств, вполне адекватная.

Согласно российскому реестру банкротств, за 11 лет (2007 - 2017 г.г.) в России в процедуре банкротства находятся (находились):

2007 год: 9.630 юрлиц.

Итого, за 11 лет: 123.785 (Сто двадцать три тысячи семьсот восемьдесят пять) банкротств юридических лиц.

В отличии от прошлогодней статьи, я подошёл более тщательно к подсчёту, без отсылки к чужим обобщениям, в результате чего общая цифра значительно уменьшилась более чем на 30 тысяч.

Таким образом, берём округлённое количество банкротств 124 тыс. за 11 лет, прибавляем 10% и получаем (также округлённо) 136 тысяч прекративших деятельность предприятий. В среднем – чуть более 12 тысяч в год, тысяча с хвостиком в месяц. Сразу оговорюсь: речь изначально идёт о всех процедурах банкротства, учитываемых в реестре.

Заметим, что в 2017 году количество банкротств кратно (в 2 раза) уменьшилось, что может объясняться разными причинами, но только не искажением статистики, так как база является абсолютно независимой и опирается на доступные всем судебные источники, фиксирующие каждую процедуру. То есть, информацию в данный момент невозможно скрыть и исказить, даже если очень хочется.

Во-первых, при динамичной рыночной парадигме процесс исчезновения субъектов бизнеса является таким же естественным, как и процесс их создания. В принципе, термин «рыночное равновесие» при определённых допущениях, вполне может быть распространим и здесь: после насыщения, наступает равновесие – сколько родилось, столько умерло. Иными словами, стенания о сотнях тысяч «уничтоженных Путиным» предприятий уместны лишь при решении специфических задач политического характера: ставим знак равенства между цифрой 136 тысяч и фамилией Путин, и дело сделано. Можно даже не говорить, что это плохо, достаточно выдержать театральную паузу с соответствующим выражением лица. Во-вторых, умные люди давно разделили мир на страны с развитой рыночной экономикой и развивающиеся, а также все прочие, для которых нет даже единого термина. Логично предположив, что развитая рыночная экономика должна обладать бóльшим динамизмом, нежели все прочие, вновь заглянем в статистику рождения и смерти предприятий по странам мира.

Согласно глобальному отчёту компании Dun & Bradstreet за 2017 год, где я выборочно возьму несколько интересующих меня стран, среднемесячный показатель банкротств по некоторым странам следующий:

Франция: 4.500

Германия: 1.600

Австрия: 450

Италия: 1.000

Великобритания: 1.200

Япония: 700

Гон-Конг: 6.500

Россия: 1000 (полностью совпадает с внутрироссийской статистикой).

Сравнив с данными прошлогоднего отчёта , я вдруг заметил очень странную, но ярко выраженную, особенность западной статистики: одни и те же данные за один и тот же период в разных отчётах могут отличаться (внимание!!!) не только в разы, но и на порядок, то есть, в 10 раз! Судите сами:


2015: 400 банкротств в месяц.
отчёт 2017: 4.500 банкротств в месяц.


3700
1000

Великобритания:


3600
1200


30.000
2.000

То есть, статистика Франции по банкротствам более чем на порядок ухудшена, а статистика Италии и Великобритании в разы улучшена. Одновременно, максимально улучшена статистика США - на 1,5 порядка!

С какой целью это делается, каждый пусть для себя делает выводы сам. Лично для меня вывод простой: западной статистике, после выявленных мной искажений, именуемых в простречье фальсификациями , верить нельзя ни при каких обстоятельствах. Как обобщающей, опирающейся на страновые данные, так и, вполне возможно, национальной. Почему «вполне возможно»? Потому что, я не знаю, на каком этапе происходит подтасовка, да и разбираться не собираюсь. Для меня авторитет американской Dun & Bradstreet, основанной, между прочим, в середине XIX века, и специализирующейся на сборе, каталогизации и анализе информации о субъектах бизнеса и составлении кредитных рейтингов, и ведущей крупнейший в мире реестр сведений о частных компаниях, навсегда подорван выявленными фальсификациями, исключающими любой корректный сравнительный анализ.

Тем не менее, некоторые выводы из изложенного я, всё-таки, сделаю. В том числе и политические.

Фото с сайта bankrot24.com

Число банкротств физлиц растет, но этот институт все равно пока не оправдывает возложенных на него ожиданий, показывает свежая статистика реестра сведений о банкротстве. В то же время все менее популярной становится реструктуризация долгов гражданина. Почему так происходит, объяснили юристы-практики. Также из статистики видно, кто чаще всего инициирует процедуру потребительского банкротства и какие регионы вышли по ним в лидеры, оставив далеко позади Москву и Санкт-Петербург.

Банкротство физлиц становится популярнее, показывает статистика Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). За три квартала 2017 года несостоятельными признали порядка 20 600 граждан, что в 14,7 раз больше, чем раньше. Эта цифра, по-видимому, продолжит постепенно расти. Когда банкротить можно было только индивидуальных предпринимателей, процедуру проходили около 1400 человек (данные за первые три квартала 2015 года).

Граждане становятся банкротами чаще, чем компании, сообщил в своем бюллетене ЕФРСБ. В третьем квартале 2017 года зафиксирован максимум: банкротами признано около 7400 человек. На этом фоне число фирм, которые объявляются несостоятельными, остается стабильным. Из квартала в квартал это от 3000 до 3500 предприятий. В то же время процедурами пользуется все больше граждан.

«Институт потребительского банкротства, изначально задуманный для людей, только сейчас начинает работать: растет число дел, в том числе по заявлениям должников, - резюмирует руководитель правового бюро Эдуард Олевинский . - Это показывает инертность правоприменителя».

Популярность института растет, потому что вокруг него есть определенная рекламная шумиха, а судебная практика уже успела сложиться, считает руководитель практики сопровождения банкротств Алина Пальцева : «Например, человек, который не в состоянии расплатиться по кредиту, может узнать, что его сосед уже прошел через банкротство, или прочитать объявление на столбе «Избавляем от долгов». Кроме того, Пальцева объясняет рост числа банкротств известной практикой личного поручительства предпринимателей по долгам своих компаний. Если бизнес идет ко дну, его бенефициарам приходится отвечать по большим кредитам и прочим обязательствам. В этом случае процедура банкротства гражданина поможет им «стряхнуть» старые долги. «Банкротство этого сегмента, скорее всего, в ближайшее время пойдет на убыль, потому что доля таких должников среди населения не так велика», - отмечает Пальцева.

В то же время потенциальных банкротов гораздо больше, чем заявлений в судах. Их могло бы быть в разы и десятки раз больше. Признакам банкрота отвечают 400 000-600 000 человек - так ЦБ и Национальное бюро кредитных историй оценивали ситуацию осенью 2015 года, когда закон о потребительском банкротстве вступил в силу. Чтобы он заработал машстабнее, нужна система правовой помощи малоимущим, считает Олевинский. Например, недавно обсуждалось, что МФЦ могут помочь собрать нужные бумаги и подать заявление о банкротстве (подробнее см. ). Но проблему нужно решать комплексно, потому что обычным людям сложно разобраться в процедуре несостоятельности и провести ее самостоятельно, полагает Олевинский.

В то время, как растет число банкротств физлиц, уменьшается число реабилитационных мер, показала статистика ЕФРСБ. Это означает, что суды все чаще принимают решение признать гражданина банкротом и реализовать его имущество за долги и все реже - утверждают план реструктуризации долгов. За три квартала 2017 года реабилитационные процедуры применяли в 22% случаев, в том же периоде предыдущего года - 31%.

Такая статистика может показывать, что сначала процедурой пользовались более состоятельные граждане, чтобы упорядочить свои долги и взаимоотношения с кредиторами. Но когда она стала более популярной и «пошла в народ» - увеличилась доля банкротов, доходы которых не позволяют реструктуризировать долг. Его легче списать, а имущество продать - если у человека вообще есть, что продавать.

87%

столько банкротств физлиц возбуждается по заявлению самих должников

По данным ЕФРСБ, 70-80% должников ничего не платят кредиторам, а инвентаризация не выявила у них никакого имущества, с помощью которого можно было бы погасить долги. В таких условиях закономерно, что реабилитационных процедур мало, подтверждает Пальцева. По ее словам, даже если у должника есть имущество - кредиторы хотят погашения долга как можно скорее, что невозможно при реструктуризации. Как показала практика, в большинстве случаев реструктуризация нецелесообразна, подытоживает Пальцева.

Авторы бюллетеня приводят и региональную статистику за весь период действия института несостоятельности физлиц. В среднем на 100 000 человек в России приходится 28 банкротов. Наибольшее относительное число банкротов по итогам двух лет оказалось в Вологодской (102), Рязанской (64), Новосибирской областях (50) и Мордовии (тоже 50 человек). В Москве и Санкт-Петербурге цифры приближены к среднестатистическим: 25 и 27 человек (это 40-е и 35-е место в списке регионов). Московская область поднялась до 23-й позиции: там на 100 000 человек приходится 31 банкрот.

Чаще всего процедуру несостоятельности инициируют сами должники (в 87% случаев). Статистика неудивительна, учитывая, что почти все эти люди ничего не заплатят по долгам и хотят лишь от них освободиться. По инициативе кредиторов запущено лишь 13% производств, из них 1% - по заявлению налоговых органов.

  • ДОЛЖНИК
  • ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АРБИТРАЖНЫЙ СУД
  • КРЕДИТОР
  • ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА

Рассмотрена статистика банкротств с 2005 по 2015гг. по Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Свердловской области и Челябинской области. В аналитических таблицах приведено абсолютное количество зарегистрированных юридических лиц, количество юрлиц, прекратившие свою деятельность в связи с банкротством, рассчитаны доли обанкротившихся юридических лиц. В результате проведения данного анализа выявлена тенденция роста предприятий-банкротов в целом по России и по ее регионам.

  • Механизм обеспечения экономической безопасности региона
  • Анализ индикаторов экономической безопасности на примере региона
  • Анализ методик проведения оценки эффективности управления муниципальными финансами

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Признаком банкротства юридического лица считается неспособность платить по долгам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом. Продолжительный период неплатежеспособности является следствием неудовлетворительного состояния бизнеса в целом. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов. Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с потерей конкурентоспособности товара. Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций. В конечном счете производственные и коммерческие, управленческие просчеты приводят к финансовым затруднениям: нарушению финансовой устойчивости предприятия, существенной несбалансированности денежных потоков в течение продолжительного периода, низкой ликвидности активов.

Отдельные аспекты проблемы несостоятельности в макроэкономическом плане и антикризисного управления на уровне предприятий рассмотрены в работах российских ученых, в частности, Гаффарова Р.Д., Ефимова О.Н., Шариповой Г.Р. . В данной работе мы не ставим себе задачу анализа причин банкротств, а ограничиваемся анализом его динамики, но несомненно, что одним из инструментов регулирования и защиты от кризисных явлений в экономике является страхование .

Рассмотрим статистику банкротств В Российской Федерации с 2005 по 2015 гг. (таблица 1).

Таблица 1 Динамика доли обанкротившихся юридических лиц по РФ за 2005–2015 г.г.

Показатели

Количество коммерческих организации, всего

Количество обанкротившихся коммерческих организаций, всего

Доля обанкротившихся коммерческих организаций, %

Полные товарищества

Обанкротившиеся полные товарищества

Доля обанкротившихся полных товариществ, %

Товарищества на вере

Обанкротившиеся товарищества на вере

Доля обанкротившихся товариществ на вере, %

Общества с ограниченной ответственностью

Обанкротившиеся общества с ограниченной ответственностью

Доля обанкротившихся обществ с ограниченной ответственностью,%

акционерные общества (открытые, закрытые)

Обанкротившиеся акционерные общества (открытые, закрытые)

Доля обанкротившихся акционерных обществ,%

Производственные кооперативы

Обанкротившиеся производственные кооперативы

Доля обанкротившихся производственных кооперативов

Унитарные предприятия

Обанкротившиеся унитарные предприятия

Доля обанкротившихся унитарных предприятий, %

Прочие коммерческие организации

Обанкротившиеся прочие коммерческие организации

Доля обанкротившихся прочих коммерческих организаций

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2007 г. доля обанкротившихся юридических лиц составила - 3,6% , что в анализируемом периоде является минимальным показателем, а в 2015 г. этот показательно увеличился на 1,0%. За период с 2014 – 2015 гг. доля обанкротившихся коммерческих организаций не изменилась и составляет - 5,1%. Значительное изменение показателя обанкротившихся полных товариществ наблюдается в сравнении 2007 г. (11,7%) с 2015 (29,3%). Что касается показателя обанкротившихся товариществ на вере, то за анализируемый период наблюдается значительное сокращение числа товариществ, а именно практически в 6 раз. Доля обанкротившихся унитарных предприятий так же имеет тенденцию к увеличению. Число обанкротившихся прочих коммерческих организаций в 2007 году составило 41919, что на 51,3% меньше показателя 2015 г.

Для наглядности представим таблицу 1 и результаты ее анализа на рисунке 1.

По приведенному анализу можно сделать вывод, что динамика роста наблюдается в в 2008 г. 3,7% доля обанкротившихся юридичесикх лиц. В 2009 г. – это значение остается неизменным. В 2015 г. доля обакротившихся – 4,6%, т.е. 220667 юридических лиц.

Большой интерес представляет динамика банкротств в разрезе субъектов Российской Федерации. Для примера приведем эту информацию в таблице 2.

Таблица 2.Динамика доли обанкротившихся юридических лиц в разрезе субъектов с 2005-2015гг.

Показатели

Приволжский Федеральный Округ

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Республика Башкортостан

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Республика Татарстан

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Свердловская область

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Челябинская область

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Число предприятий-банкротов по ПФО с 2005 по 2015 гг. выросло в 2 раза. В Республике Татарстан число банкротов в 2005 году был значительно меньше по сравнению с другими регионами (918 банкротов), но к 2015 году рост составил более чем в 5 раз (5597 банкротств), по абсолютному количеству несостоятельных организаций Татарстан остается одним из благополучных регионов ПФР. В Челябинской области число несостоятельных организаций с 2005 по 2015 гг. изменилось в 5 раз (2005г. – 1497 банкротов, 2015г. – 5180). Свердловская область отличается количеством несостоятельных ЮЛ по сравнению с анализируемыми субъектами. В 2005г.- 3674, в 2015г.- 5505 .

Отдельно рассмотрим динамику количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством в Республике Башкортостан (рисунок 2).

Динамика банкротств в Республике Башкортостан выглядит следующим образом. Рост числа банкротств в республике за 10 лет составил чуть менее 3 раз (2005г. – 3860, 2015г. – 9897 банкротов), значительный рост числа несостоятельных юрлиц наблюдается в 2008г. – 6827, в 2015 г. – 9897. С 2005г. по 2015 г. число юридических лиц-банкротов варьируется от 200 до 300 банкротов в год.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства. Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство – действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение - одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве). Законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства .

В целом картина рассматриваемых дел арбитражными судами выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3. Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве)

Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами)

Принято к производству

Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления , из них

Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности

Количество дел по которым проводилась процедура внешнего управления

Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности

Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

Государственных унитарных предприятий

Муниципальных унитарных предприятий

Во-первых, необходимо отметить значительное снижение числа обращений в суд заявлением о банкротстве в 2011 г. на 17% по отношению к предыдущему году. Но в 2012 г. это число возросло на 22,4% по отношению к 2012г. Резкий спад наблюдается в 2013г., число заявлений о банкротстве снизилось на 21,9%.

Необходимо отметить сохранение значительного воздействия мер государственной политики на динамику банкротств. Регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами играют немаловажное значение .

Динамика прекращения производства по делам о банкротстве представлена в табл. 4.

Таблица 4. Сведения рассмотренных заявлений о несостоятельности Арбитражным судом по Российской Федерации с 2010г. по 2013 гг.

Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве)

В том числе

Завершено конкурсное производство

Отказано в признании должника банкротом

Прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения

% к количеству дел, по которым завершено производство

Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб, ходатайств в рамках дел о несостоятельности (банкротстве)

Спад количества дел о банкротстве наблюдается в 2011 г. на 16,2% по отношению к предыдущему году. В 2013 г. так же наблюдается снижение на 21,3% по отношению к предыдущему году, в 2012 г. количество завершенных дел о несостоятельности составил 30159 (рост на 15,4% по отношению к 2011г.) .

Сопровождение банкротства - процесс сложный, требующий глубоких знаний вопроса как с юридической, так и с экономической точки зрения. Все стадии процедуры банкротства имеют свои «подводные камни», тонкости и нюансы. Процесс признания лица несостоятельным достаточно сложен как с правовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому, чтобы не наделать большое количество ошибок, рекомендуется обращаться к специализированным фирмам или компаниям. Они имеют достаточный опыт сделок в этой сфере и смогут помочь обратить заведомо проигрышный вариант в хорошие перспективы или же сгладить последствия.

Список литературы

  1. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) ")" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  3. Единый Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Режим доступа http://fedresurs.ru/ (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
  4. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа www.nalog.ru (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
  5. Ведение дел в арбитражном суде, банкротство Режим доступа http://www.jurist-arbitr.ru (дата обращения 27 апреля 2016г.)
  6. Ефимов, О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 732 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Ефимов О.Н., Гаффаров Р.Д. Антикризисное управление и оценка стоимости бизнеса // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__2_15_/
  8. Ефимов О.Н., Шарипова Г.Р. Влияние налогового контроля на антикризисное управление // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__4_13__2014g_/
  9. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  10. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 2G1 с.- Режим доступа: http://www.lprbookshop.ru/23092.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

Каждый человек разоряется по-своему, в соответствии со своими склонностями и привычками.

Схема процесса банкротства

Признание несостоятельности физических лиц осуществляется в два этапа, которые контролируются , назначаемым судебной инстанцией . , из числа членов которой выбирается подходящая кандидатура, указывается истцом в заявлении.

Схематически банкротство физлиц выглядит следующим образом:

  1. стадия наблюдения:

1.1. проверка финансового состояния должника;

1.2. выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;

1.3. выявление незаконно оформленных сделок и их оспаривание;

1.4. оценка имущества заемщика.

2. стадия конкурсного производства;

2.1. наложение ареста на имущество должника;

2.2. выставление на торги имущества, которое может быть изъято, в соответствии с законодательством;

2.3. подготовка и проведение торгов;

2.4. получение средств от реализации имущества и покрытие задолженности;

2.5. при нехватке вырученных средств для полного погашения долга, списание остатка задолженности.