Курсовая работа - Разрешение земельных споров - файл n1.doc

Спором в общем смысле считается взаимное притязание 2-х (или более) лиц относительно одного объекта. Устраняется он посредством состязания, выражающегося в словесном доказывании, отстаивании собственной позиции. Рассмотрение имущественных вопросов зачастую осуществляет суд. Земельные споры считаются одной из наиболее распространенных категорий вопросов в практике.

Общие сведения

Почему возникают судебные земельные споры? Конфликтные ситуации могут иметь место по разным причинам. К примеру, владелец участка осуществляет борьбу с сорняками на территории соседа. Такая необходимость возникла вследствие того, что растительность стала распространяться по его земле. Этот факт дает ему возможность подать иск к гражданину, нарушающему правила борьбы с сорными растениями. Истец может взыскать компенсацию за понесенные затраты. При этом ответчик может отказываться от возмещения ущерба, ссылаясь на то, что не обязан следить за частью территории, которой не пользуется. Часто возникают земельные споры о границах земельного участка. Они предполагают проведение специальных работ кадастровыми инженерами. Земельные споры с соседями могут касаться и других вопросов.

Основные понятия

Земельные споры - это доказывание и обсуждение прав на надел с соблюдением предусмотренной процессуальной процедуры и равенства перед законодательством всех участников отношений. Сторонами в таких конфликтах могут выступать не только собственники, пользователи, но и граждане и организации, которые нарушили законные интересы владельцев, органы управления и власти, которые приняли те или иные акты, ущемляющие права заинтересованных лиц. Разрешение земельных споров представляет собой правоотношение, которое регулируется нормами АПК, ГПК, ГК и ЗК. Специфика таких конфликтов заключается в их объекте. В качестве него всегда выступает земля - косвенно либо прямо.

Предоставление надела

В рамках этой процедуры могут возникать земельные споры по поводу нарушения правил передачи территории. К примеру, предоставление надела для строительства объектов, затрагивающих интересы населения в экологической сфере, должно осуществляться в рамках референдума (публичных слушаний). Если решение было принято вопреки воле граждан, то они могут через своего представителя или непосредственно сами оспорить его. Зачастую конфликты возникают при неточном расчете пределов надела при его отведении. Вследствие этого гражданин, уже владеющий участком, лишается его части в пользу другого собственника. Бывают случаи, когда лицо самовольно передвигает забор, незаконно изымая часть надела, принадлежащего другому субъекту. В некоторых случаях существует территория общего пользования. Когда один из владельцев участка незаконно перекрывает проход, это также может стать поводом для подачи в суд заявления.

Реализация прав

Земельные споры в этом случае возникают по причинам:



Изъятие

Земельные споры в таких случаях возникают по поводу:



Разрешение земельных споров

Оно осуществляется:

  1. В порядке вынесения постановлений по жалобам на действия/бездействия должностных лиц муниципальных и государственных структур. К ним, в числе прочего, относят принятие ненормативных/нормативных актов.
  2. В порядке судопроизводства.


Во втором случае применяются общие для всех случаев процессуальные правила. Это значит, что решение земельных споров проводится без каких-либо специфических допущений или исключений.

Порядок обращения

Заинтересованные лица вправе написать заявление в:



Порядок, по которому рассматривается дело в той или иной инстанции, устанавливается соответствующим процессуальным законодательством: ГПК или АПК. Обращение в судебный орган осуществляется в форме:

  1. Иска (для общих случаев).
  2. Заявления на действия/бездействия уполномоченных органов/лиц.

Обращения такого рода должны оплачиваться госпошлиной. Ее величина определяется в соответствии с НК. При подаче заявления в обязательном порядке прикладывается квитанция об уплате.

Разбирательство

В ходе заседания суд выясняет все обстоятельства спора. Стороны предоставляют доказательства, обоснования своей позиции. При необходимости суд назначает экспертизу. Стороны могут ходатайствовать о приглашении на рассмотрение дела третьих лиц. По результатам рассмотрения материалов суд выносит решение. Оно должно быть обосновано и правомерно. Решение формулируется письменно. Уполномоченное лицо обязано зачитать резолютивную его часть. Оформленное надлежащим образом решение выдается на руки либо отправляется по почте всем участникам процесса. В случае несогласия данный акт можно обжаловать в установленном в законе порядке. При разбирательстве споров, в том числе касающихся возмещения ущерба, используются нормы ГК, ЗК.

Заключение

Совершенствование законодательства в сфере земельных отношений должно быть направлено не только на эффективное разрешение, но и на профилактику споров. Кроме этого, немаловажное значение имеет деятельность надзорных служб, обобщающих наиболее сложные дела, относительно которых в законодательстве присутствуют пробелы. Основные разъяснения даются в Постановлениях пленумов ВС, ВАС. Они публикуются в официальных изданиях. Также профилактике споров о земле способствует освещение работы судов по их рассмотрению в СМИ, надлежащая оценка этой деятельности. От возникновения конфликтных ситуаций никто не застрахован. Однако специалисты рекомендуют попытаться решить спор мирным путем. Если же это не удается, то придется писать исковое заявление. При его составлении желательно ссылаться на конкретные нормы закона, которые были нарушены. Целесообразно обратиться за помощью в юридическую консультацию.

34. Разрешение земельных споров

Разрешение земельных споров, осуществляемое компетентными судебными органами, является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Земельные споры могут быть рассмотрены в судебном порядке (ст. 64 ЗК РФ).
В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.
До декабря 1993 г. в соответствии со ст. 120 ЗК РФ некоторые категории земельных споров обязательно рассматривались в досудебном порядке.
Досудебный (административный) порядок разрешения земельных споров новым ЗК РФ не предусматривается.
Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 22.04.1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам.
Земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, рассматриваются арбитражными судами.
Защита нарушенных субъективных земельных прав может быть осуществлена в порядке разрешения земельных споров, предметом которых является тот или иной земельный участок.
К земельным спорам также относятся споры, которые связаны с обжалованием решений уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления.
Разрешение земельных споров является одним из способов защиты прав и законных интересов собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Земельный спор имеет своим объектом субъективное право на конкретный земельный участок.
До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на рассмотрение в третейский суд.
Третейские суды в Российской Федерации действуют на основании Федерального закона от 24. июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
В соответствии с этим Законом могут образовываться как постоянно действующие третейские суды, так и третейские суды для разрешения конкретного спора (ст. 3).
Постоянно действующие третейские суды создаются юридическими лицами и их объединениями и действуют при этих организациях.
Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, только если между сторонами заключено третейское соглашение, которое может затрагивать все возможные споры либо определенную их категорию.
Решения третейских судов исполняются добровольно. В противном случае они исполняются принудительно по исполнительным листам, которые выдаются судом (ст. 45 Закона).
В случае удовлетворения требований истца ответчик принуждается к исполнению предписанных судом правомерных действий либо к правомерному бездействию. Ответчик должен выполнить определенные положительные действия, направленные на признание права истца на земельный участок, пресечение действий, нарушающих права и законные интересы землевладельцев, исполнение обязанности в натуре, возмещение вреда, причиненного нарушением субъективного права на земельный участок.

В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:

  1. земельные споры , связанные с нарушением или оспариванием прав граждан , юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права.

    Сторонами в земельном споре являются:

  2. земельно-имущественные споры , связанные не только с нарушением земельных прав , но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;
  3. имущественные споры , возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 Земельного кодекса). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке.

Как уже было сказано, ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда. Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указываются время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны.

В общем понимании спор – это взаимное притязание сторон (двух или более) на один объект. Устраняется данный конфликт посредством состязания (отстаивания собственной точки зрения, словесного доказывания) в инстанции соответствующей юрисдикцией. Под последней следует понимать суд. Например, у одного гражданина возникает необходимость провести мероприятия по устранению сорняков на соседнем участке, потому что они начали заражать растительность на его территории. В связи с этим он подает иск на нарушителя правил борьбы с вредными насаждениями по поводу возмещения ему понесенных расходов. Ответчик же отказывается выполнять требования заявителя, поскольку считает, что не должен тратить средства на устранение сорняков в той части своего участка, которую не использовал. В приведенном случае у обеих сторон есть притязание на стоимость затрат. Далее разберем, что собой представляют земельные споры.

Общие сведения

Земельные споры – это доказывание и обсуждение собственных прав на участок с соблюдением равноправия всех сторон отношений перед законом и определенной процессуальной процедуры. В качестве предмета может выступать та или иная конфликтная ситуация. Она связана с участком, его размерами, границами и прочим.

Основные понятия

Субъектами, между которыми возникают земельные споры, кроме непосредственно собственников, могут выступать третьи (физические либо юридические) лица. В конфликтах может участвовать орган управления или власти. Как правило, земельные споры связаны с прекращением, изменением и возникновением прав пользования. В качестве предмета может выступать постановление исполнительного органа, на которое подана жалоба собственника участка. Разрешение земельных споров представляют собой особые правоотношения. Они урегулированы нормами арбитражно- и гражданско-процессуального, гражданского права. Одним из основных законов, устанавливающий правила оборота участков, считается Земельный кодекс.

Классификация

Притязания могут различаться по разным признакам. Так, существуют следующие виды земельных споров:

  • По объекту.
  • По субъекту.
  • По порядку рассмотрения и прочему.


Предоставление участков

Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о достаточно широкой распространенности притязаний, связанных с получением территорий в пользование. Они классифицируются на следующие типы:



Осуществление прав

Как показывает судебная практика по земельным спорам, этот предмет также достаточно актуален сегодня. В соответствии с законодательством, право заявлять претензии могут как владельцы и арендаторы территорий, так и те лица, которые осуществляют пользование участками. Рассмотрение земельных споров может касаться следующих ситуаций:



Изъятие участков

Споры по этому предмету могут возникать в случаях:

  • Предъявления незаконных (или законных) требований по вопросу досрочного окончания договора аренды в связи с нарушением обязательств арендатором. Последний вправе доказывать, а арендодатель, соответственно, опровергать соответствие либо несоответствие хозяйственной деятельности условиям соглашения.
  • Принятия незаконного решения по поводу изъятия участка. К примеру, местная администрация издает постановление об отводе территории по причине "нерационального использования". Арендатор земли имеет право доказывать незаконность данных притязаний в связи с тем, что не произошло снижения урожайности, а мероприятия, способствующие повышению плодородия, были проведены вовремя и правильно.

Притязания по поводу возмещения убытков

Обязательства, связанные с компенсацией ущерба, часто возникают при осуществлении земельных правоотношений. Возмещение убытков, в свою очередь, может быть вызвано:

Подведомственность земельных споров

Согласно Постановлению Пленума ВС от 22 апреля 1992 года, уполномоченные инстанции могут принимать и разбирать дела, связанные с оборотом территории, в которых одной из стороны выступают граждане (кроме тех, которые занимаются коммерческой деятельностью, ведущих в том числе крестьянско-фермерское хозяйство), если притязание возникло по поводу ведения ими предпринимательской деятельности, а также по предъявлению жалоб указанными лицами на акты местной администрации. Неподведомственны производства, касающиеся изъятия участков для общественных и государственных нужд, предоставления земель, прекращения права собственности, аренды, приобретения и отчуждения и прочие споры, если их участниками выступают предприятия и их объединения, организации любой формы, в том числе колхозы, а также граждане, осуществляющие самостоятельно коммерческую деятельность.

Жалобы

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны жалобы:



Требования

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны требования:



Притязания

В соответствии с указанным Постановлением, судам подведомственны споры между:

  • Владельцами индивидуальных жилых сооружений, которые расположены на соседних (смежных) участках, по вопросам устранения препятствий при пользовании, в том числе случаи определения размеров и границ.
  • Товариществом и его членами, между ними непосредственно, а также между супругами (бывшими, в том числе) по вопросам раздела участка либо определения порядка его использования.
  • Кооперативом и его членами, а также последних между собой по вопросам раздела либо пользования участком.

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Способы защиты прав на землю…………………………………………...5
  2. Порядок разрешения земельных споров………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………...13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Введение

На протяжении многих лет земля является одним из главных предметов спора, из-за чего зачастую разгорались достаточно серьезные конфликты, нередко приводящие к войне. Земельные споры имеют очень глубокие корни, которые упираются в древние времена, поскольку земельные споры давно стали частью правовой жизни человека. Законодательство Российской Федерации (Земельный кодекс Российской Федерации) закрепляет право рассмотрения земельных споров в суде.

Права и обязанности землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков возникают из юридических фактов.

Юридическими фактами называют такие обстоятельства, при наступлении которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности. В правовой науке выделяют два вида юридических фактов -события и действия. События наступают независимо от воли субъектов (граждан и организаций) и являются, как правило, непреодолимыми и непредотвратимыми. К числу событий относят, например рождение и смерть человека, стихийные бедствия и иные чрезвычайные обстоятельства.

Действия - это волеизъявление лица, направленное на создание правовых последствий. Действиями могут быть заключение договоров, издание нормативных актов, судебные решения.

Права возникают с момента наступления события или совершения действия. Отдельные виды прав возникают с момента их государственной регистрации. К числу таких прав относятся, например, права на недвижимое имущество (в том числе земельные участки, многолетние насаждения, здания и сооружения).

Правообладатели могут осуществлять свои права свободно по своему усмотрению. Однако законодательство устанавливает ряд ограничений для осуществления прав. Такие ограничения устанавливает, например, ст. 36 Конституции РФ: собственники земельных участков свободно владеют, пользуются и распоряжаются своим имуществом, если это не наносит ущерба правам и охраняемым законом интересам других лиц и не причиняет вреда окружающей природной среде. Статья 10 ГК РФ не допускает осуществления прав с намерением причинить вред другому лицу или иного злоупотребления правом.

Однако в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности права участников земельных отношений могут быть нарушены.

Земельные отношения - очень сложная многоаспектная проблема. В условиях быстроменяющихся экономических условий - как это имеет место в России - актуальность данной темы очевидна.

Объектом исследования контрольной работы является способы защиты прав на землю, земельные споры и их разрешение.

Цель моей работы рассмотреть способы защиты нарушенных прав на землю, а также порядок разрешения земельных споров.

Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи, какие существуют способы защиты прав на землю, и рассмотреть вопрос разрешения земельных споров с применением российского законодательства.

1. Способы защиты прав на землю

Законодательство предусматривает несколько способов защиты нарушенных прав. Наиболее полный перечень таких способов содержится в ст. 12 ГК РФ:

Защита гражданских прав осуществляется путем:

Признания права;

Восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

Признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

Признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

Самозащиты права;

Присуждения к исполнению обязанности в натуре;

Возмещения убытков;

Взыскания неустойки;

Компенсации морального вреда;

Прекращения или изменения правоотношения;

Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, 61 ЗК РФ Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В ряде случаев гражданам и юридическим лицам удавалось защитить свои земельные права путем признания недействительными полностью или частично актов (законов) органов государственной власти и местного самоуправления.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством 1 .

При восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечении действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения, помимо ГК РФ применяются также нормы ЗК РФ.

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях 2 :

1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;

2) самовольного занятия земельного участка;

3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Большинство названных положений являются, в соответствии с названной выше нормой, самостоятельными способами защиты права, а не разновидностью восстановления нарушенного права 3 .

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» 4 .

2. Порядок разрешения земельных споров

Земельные споры, как это видно из их названия, связаны с различными разногласиями и конфликтами по поводу владения, пользования или распоряжения земельным участком. Как категория судебных дел земельные споры появились относительно недавно – с появлением частной собственности на землю. Высокая сложность земельных споров объясняется именно слабой судебной и правоприменительной практикой, а также противоречивым законодательством, которое регулирует земельные споры.

Правовой институт «земельные споры» является традиционным в системе земельного права РФ, однако в последнее время он значительно видоизменился и приобрел особое значение. Это обусловлено как общим изменением и либерализацией земельно-правовых отношений - земля стала объектом гражданского оборота, так и значительным изменением самого порядка разрешения земельных споров, т.е. земельные споры, рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Следует сказать о том, что порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция состоит в переходе от административного порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебном порядке, закрепила Конституция РФ, в которой говорится о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прав свобод».

Земельный спор - это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений 5 . Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений. Разрешение земельного спора - это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и другим основаниям.

1. Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков. Они бывают следующих разновидностей:

По поводу нарушения правил предоставления земельных участков. Например, при предоставлении земель под строительство объектов, затрагивающих экологические интересы населения, в необходимых случаях решения должны приниматься по результатам обсуждения или референдума. Или равным образом вправе оспаривать незаконное предоставление участка другим лицам победитель в конкурсе на организацию крестьянского (фермерского) хозяйства;

По поводу нарушения границ землепользования, происшедшего при отводе участка вынесено вопреки волеизъявлению населения.

2. Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли. Как собственник, так и арендатор, а равно иные лица, осуществляющие использование земли, вправе оспаривать по суду: вмешательство в их хозяйственную деятельность, поскольку право самостоятельного хозяйствования на земле гарантируется законом и всякие ограничения этого права допустимы не иначе, как в специально оговоренных законом случаях, если этого требуют интересы национальной безопасности и охраны окружающей среды; создание помех со стороны других лиц, препятствующих нормальному осуществлению правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

3. Споры, возникающие при изъятии земельных участков.

4. Земельные споры, возникающие из негаторных исков.

5. Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами.

6. Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений.

Согласно Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, то есть регламентированной законом процедуры рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело - пересмотру (ГПК РФ, ст.387, АПК РФ, ст.270).

Рассмотрение земельных споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п.3ст.123 Конституции РФ), обеспечению, которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

Недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав (ст. 3 ГПК РФ);

Равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне (ГПК РФ, ст.34, АПК РФ, ст.40,44);

Равная обязанность сторон в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основании своих требований (ГПК РФ, ст.56, АПК РФ, ст.65-66);

Равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам (ГПК РФ, ст.320, АПК РФ, ст.257).

Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде. В аналогичном порядке рассматриваются земельные споры, заявления или жалобы, переданные гражданами по их желанию в административный орган в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о порядке рассмотрения жалоб и заявлений граждан.

Порядок исполнения судебного решения дифференцирован в зависимости от того, кто является должником - гражданин или организация. Если предметом взыскания по исполнительному листу может быть любое имущество и денежные средства организации, то предмет взыскания с граждан ограничен законом. Так, в ГПК РФ предусмотрен перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Заключение

Защита нарушенных прав осуществляется в двух основных формах – административной и судебной. У лица, чье право нарушено, есть возможность обратиться как в вышестоящую организацию, так и в суд. В настоящее время не требуется обязательный досудебный порядок защиты права. Т.е. обращения сначала в вышестоящую инстанцию, а потом уже в суд.

Появление частной собственности на землю в России, введение земельных участков в гражданский оборот привели к расширению круга земельных споров. Теперь они касаются не только порядка предоставления и изъятия земель, но и вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками, заключения и исполнения договоров аренды и иных сделок с землей. Все это увеличило число земельных споров. А так как разрешение земельного спора - это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельные споры могут быть классифицированы в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и другим основаниям.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 02.11.2013)).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) действующая редакция от 02.11.2013)).

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 02.04.2014))

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) действующая редакция от 02.11.2013))

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 28.12.2013))

7. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (принят ГД ФС РФ 23.05.2003))

8. Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 23.07.2008)

9. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

10. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002)

11. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» 11.06.2008 (в ред. от 16.06.2008)

12. Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Земельное право в вопросах и ответах. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006.

14. Ерофеев Б.Г. Земельное право: учебник. - М.: ФОРУМ, 2009.

15. Защита прав на землю: комментарии, судебная практика, образцы исковых заявлений / под ред. Тихомирова М.Ю. - М.: Изд. ТИХОМИРОВА М.Ю., 2008.

16. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2010.

1 Ерофеев Б.Г. Земельное право: учебник. - М.: ФОРУМ, 2009. – с. 76.

2 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 28.12.2013)) – ст.60.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 02.11.2013)). – ст. 12.

4 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"(ред. от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗГ)

5 Боголюбов С.А., Галиновская Е.А. Земельное право в вопросах и ответах. - М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – с. 74.