Криминологическая характеристика экономических преступлений. Понятие экономической преступности

Криминологическая характеристика экономической преступности

1. Экономическая преступность: понятие и основные характеристики. Связь «теневой» экономики и экономической преступности

Под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Совершаемые в экономической сфере преступления относятся к группе высоколатентных. По мнению экспертов-криминологов, в общей сложности выявляется 15-20% преступлений подобного рода. Таким образом, реальное положение дел в этой области как минимум в 5-6 раз хуже регистрируемого уголовной статистикой.

При исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика». «Теневая экономика» - совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. Разумеется, далеко не все сферы «теневой экономики» представляют собой экономическую преступность, однако само существование «теневой» сферы экономической активности является питательной средой для такой преступности.

В последние годы сформировались криминальные сектора «теневой экономики», непосредственно связанные с экономической преступностью. К ним можно отнести:

Криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступности в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, националистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);

Незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий: а) контрабандный вывоз из России радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также дорогостоящего сырья животного или растительного происхождения; б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию; в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе; г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранитель-ныхорганов,от20до25% разницы цен поступают на заграничные счета руководства фирм-продавцов);

- «отмывание» денег, полученных незаконным путем; - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (проверками в 1993 году установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство);

Криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организаций незаконно завладевают контрольными пикетами акций с последующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на «нежелательных конкурентов», что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах. Так, В.Полеванов, возглавлявший в свой время Госкомимущество РФ) сообщил следующее: «Когда я поднял списки 600 акционеров Газпрома, там на первом месте оказался некто Тимофеев, который в 1993 году купил 210 миллионов акций, заплатив 2 миллиарда 100 миллионов рублей.На втором месте был еще один такой же человек, который купил 130 миллионов акций, заплатив 1 миллиард 300 миллионов рублей, и т.д. Откуда у них такие деньги, неизвестно. При желании можно, разумеется, выяснить (имеется адрес этого Тимофеева и всех других), но для этого нужна смена правительства и смена парадигмы развития страны. Декларация о доходах жизненно необходима для того, чтобы не происходила дальнейшая криминализация, поскольку число преступлений, связанных с приватизацией, в 1993 году составило 28 тысяч, в 1994 году - всего лишь 2 тысячи. Думаю, что это не более чем верхушка айсберга, поскольку в 1994 году просто научились уже более профессионально прятать концы в воду» ;

Преступления в кредитно-финансовой сфере (эта сфера остается одной из наиболее уязвимых в криминологическом плане). После известных операций с фальшивыми «авизо» значительную распространенность приобретают незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (часто связанные с дачей взяток); - обман вкладчиков, мошенничество: только в Москве на 1 марта 1995 года насчитывалось 213 лопнувших финансовых компаний. Большинство было связано с обманом вкладчиков и мошенническим присвоением их денег руководством компаний;

Активизация деятельности расхитителей в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней, причем эта преступная деятельность носит все более организованный характер;

Торговля крадеными автомобилями (включая поставки из стран Европы), значительная часть которых реализуется затем в странах ближнего зарубежья;

Расширение подпольного производства спиртного (в 1994 году правоохранительными органами была прекращена деятельность около полутора тысяч подпольных цехов по производству спиртного, за шесть месяцев 1995 года - 1360).

Следует особо отметить относительно новые виды преступной деятельности в экономической сфере, например, мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек, а также мошенничество со страховкой;«компьютерные» преступления, торговля человеческими органами и проч.

Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности) происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, по сути своей порожденных отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавший ядо 1991 года, и «новый»). Естественно, что определенное соотношение этих факторов, плюс начавшаяся в 1992 году приватизация, крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающейся в, по меньшей мере, противоправных, а в ряде случаев откровенно преступных, методах борьбы с конкурентом (дифференцирующихся от подкупа чиновников различного ранга с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурентов).

2. Причины и условия экономической преступности

К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести:

Растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;

Рекрутирование предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров «теневой» экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв» весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований. Так, например, 40% опрошенных Институтом прикладной политики новых миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый и сейчас имеет связь с криминальной средой;

Отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т.п.);

Крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией (официально регистрируемый разрыв в доходах десяти процентов наиболее богатых и бедных граждан РФ достиг 27 раз; в 1991 году он составлял 4,5; уже в 1994 году - 20% высокообеспеченного населения имели почти половину -42%- всех денежных доходов в стране);

Заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму (ниже него в настоящее время доходы 35% граждан). Нельзя не отметить и прослеживающуюся тенденцию сохранения на весьма невысоком уровне (около 30%) доли оплаты труда в составе валового внутреннего продукта. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и систематическая невыплата зарплаты (на 1 июня 1995 года государство задолжало двенадцати миллионам работников тридцати шести тысяч предприятий и организаций). Все это, а также ряд других негативных факторов, связанных с тяжелым кризисом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, заинтересованность в конечных результатах труда, качестве производимых товаров и оказываемых услуг и проч.). Лишь 5,1% населения считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2% опрошенных) и «отмывание» мафиозных денег (20,4%);

Рост безработицы. Многочисленные исследования западных криминологов неоднократно обращали внимание на обусловленность корыстной преступности уровнем безработицы. Летом 1995 года в России, по оценкам экспертов, около 8% экономически активного населения были безработными. Более того, из-за длительного спада производства, переживаемого во многих отраслях, постоянно растет число людей, лишь числящихся на производстве, находящихся в неоплачиваемых отпусках (от 5,5 до 7% общей численности занятого населения), фактически же являющихся «временными» безработными - резервом безработицы реальной.

Одним из важнейших последствий чрезвычайно высокого уровня криминального заражения экономической сферы выступает резкое снижение инвестиционной активности: Россия оказалась на 136 месте в мире по надежности инвестиций. Лишь 3% «новых русских» собираются вкладывать деньги в российскую экономику из-за крайне высокого риска.

3. Правовые меры борьбы с экономической преступностью

Повышению эффективности борьбы с экономической преступностью способствует принятие Федеральной программы РФ по усилению борьбы на 1994-1995 годы, а также разработка федерального Закона РФ «О борьбе с коррупцией», позволяющего привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско - правовой и административной ответственности, уголовная ответственность наступает по соответствующим статьям УК.

Для решения проблемы «отмывания» преступных доходов разработан проект федерального Закона РФ «Об ответственности за легализацию преступных доходов», предусматривающий основания для распространения действия Закона на все виды доходов от преступной деятельности, независимо от вида и тяжести преступлений, являющихся источником таких доходов, а также определяет правовые характеристики действий по легализации преступных доходов как оснований установления правовой ответственности и санкций за их совершение. Закон определяет правомочия государственных органов по предупреждению, выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности, осуществлению контроля за законностью операций юридических и физических лиц с финансовыми средствами, имуществом, документами финансового и имущественного характера, а также условия проведения подобного рода операций как в банковской, так и в небанковской сфере, направленные на предотвращение легализации доходов от преступной деятельности.

Список литературы

1. Криминология: Учебник. М., 1995. Антонян Ю.М., Голубев В.П. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.

2. Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. Томск, 1989.

3. Миненок М.Г. Личность расхитителя. Калининград, 1980. Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. Полеванов В. Разрушение российской государственности // Свободная мысль, 1995, №6. С. 21.

4. Тэсс Л.В. Воры: «в законе» и прочие... Ч. 1. Ч. II. Рига, 1993. ЯковлевАМ. Социологияэкономическойпреступности.М., 1988.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7179. Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений 48.34 KB
Но анализируя уголовную статистику мы без труда обнаруживаем что даже в отношении несовершеннолетних такое поведение не является типичным. Может быть сказывается инстинкт материнства априорно препятствующий выбору в качестве объекта насильственных действий несовершеннолетних Но тогда затруднительно становится ответить на этот вопрос с учетом достаточно распространенной практики детоубийств матерями своих новорожденных детей. Так большинство лиц привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления являются семейными...
7200. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности 22.3 KB
Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения поскольку от того какие наступили последствия предусмотренные уголовным законом или иными нормами одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление либо как административный деликт. Поэтому предупреждение нарушений правил дорожного движения и их любых последствий является одновременно и профилактикой дорожнотранспортных преступлений. В статистике преступности органы внутренних дел учитывают нарушение правил...
17924. Налоговые преступления, криминологическая характеристика налоговых преступлений 71.08 KB
Рассмотреть квалификацию налоговых преступлений по признакам объективной стороны; изучить соотношение налоговых преступлений и иных правонарушений в сфере налогообложения; рассмотреть уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений в условиях декриминализации налоговой сферы определить унификацию и дифференциацию уголовной ответственности за налоговые преступления...
7267. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 21.47 KB
Понятие структура преступлений против собственности. Состояние уровень динамика преступлений против собственности влияние изменений в законодательстве. Социально демографические нравственно психологические уголовно правовые особенности преступников совершающих преступления против собственности. Факторы порождающие и способствующие преступлениям против собственности.
7261. Криминологическая характеристика преступлений против собственности и их предупреждение 24.99 KB
Криминологическая характеристика преступлений против собственности и их предупреждение. Понятие корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности. Причины и условия корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений против собственности.
19461. Криминологическая характеристика преступлений в сфере торговли людьми 1.05 MB
Понятие и уголовно-правовая характеристика торговля людьми. Понятие и правовое регулирование торговли людьми в международном праве и законодательстве Российской Федерации. Характеристика состава преступления торговля людьми. Квалифицированные и особо квалифицированные составы преступления торговля людьми...
17954. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности 30.99 KB
Актуальность темы исследования обусловлена его направленностью на определение концептуальных основ обеспечения системности в криминологической оценке и социально-правовой практике предупреждения организованной преступности необходимостью разработки рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и управления правоохранительных органов различных институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере социально-правового контроля. Научный анализ феномена организованной преступности отдельных форм ее проявления и...
18221. Криминалистическая характеристика отдельных видов преступлений 97.1 KB
Уложения в нарушении чего-либо стали видеть не родовое мнение правонарушения а один из его неприменных признаков: Правонарушением либо проступком сознается как наиболее преступное действие этак и несоблюдение такого что под ужасом наказания законодательством предписано...
8178. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 134.65 KB
Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Общая характеристика преступлений против государственной власти интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
12556. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершенных в состоянии аффекта 34.11 KB
Рассмотреть общественную опасность форм преступных посягательств в состоянии аффекта, находящихся под уголовно-правовым запретом, и дать характеристику социальной направленности этих деяний; отграничить убийство в состоянии аффекта и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта от преступных деяний со сходными объективными и субъективными признаками;

Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Экономическая преступность свойственна только странам с развитой рыночной экономикой, связанной с воспроизводством капитала и извлечением максимальной прибыли, основу которой составляют договорные отношения в этих целях между производителем и потребителем товаров и услуг. Нарушение договора, основанного на принципе эквивалентности, между ними путем обмана или злоупотребления доверием служит основанием установления уголовно-правовой (административно-правовой) ответственности, а во всех иных случаях - гражданско-правовой.

В странах с рыночной экономикой экономические отношения между субъектами хозяйствования близки к идеалу. В то же время есть определенные сферы экономических отношений, особенно в странах (Россия и др. страны бывшего СССР) с переходной экономикой, которые недостаточно полно закреплены и защищены законом. Это так называемые деформированные экономические отношения , которые не соответствуют сложившемуся правопорядку. Здесь образуются криминологически значимые обстоятельства (противоречия), которые формируют неконтролируемую государством (т.н. серую) зону в сфере экономики. Если же нарушаются экономические отношения, охраняемые уголовно-правовыми и иными правовыми средствами, и происходит нелегальное получение прибыли, то речь идет о так называемой теневой экономике . Ее составной частью является криминальная экономика. Это та часть экономических отношений, которая связана с совершением преступлений, определяемых соответствующими составами УК.

Криминализированные экономические отношения в России характеризуются следующими признаками:

Теневая (серая) экономика - это хозяйственная, коммерческая и иная экономическая деятельность, скрытая от учета и контроля с целью обогащения.

Криминальная экономика - эта такой способ хозяйствования, который обеспечивает получение сверхдоходов (сверхприбыли) от преступной деятельности (совершения преступлений). Она стала угрозой национальной безопасности страны, ее легальной экономике. При этом криминальная экономика стала функционально необходимой для удовлетворения целого ряда потребностей (удовольствий) определенных социальных групп населения.

Существует несколько подходов к определению границ экономической преступности, включающие преступления: 1) посягающие на любые виды экономических отношений , складывающихся как в сфере экономики, так и вне ее пределов (кражи, грабеж, вымогательство и т.п. имущества); 2) совершаемые только в сфере экономики (хищения на производстве, совершаемые наемными работниками); 3) совершаемые в сфере экономической (предпринимательской) деятельности .

Последний подход более полно отражает суть хозяйственной деятельности, основу которой составляет рынок. При этом экономические преступления совершаются в целях незаконного обогащения , то есть незаконного получения прибыли. Незаконное обогащение есть удовлетворение собственных материальных потребностей одних субъектов предпринимательской деятельности за счет незаконного снижения степени удовлетворенности таких потребностей у других субъектов этой деятельности.

Экономической преступности свойственны следующие особенности:

  • · высокий уровень латентности;
  • · не сопоставимо высокий размер наносимого ущерба;
  • · формирование криминального или полукриминального образа жизни в предпринимательской среде;
  • · устоявшийся организованный характер;
  • · прикрытие законной экономической деятельностью;
  • · использование криминальных методов хозяйствования;
  • · установление сильных коррупционных связей;
  • · корыстный и массовый характер и т.д.

Основными направлениями экономической преступности являются: 1) сфера кредитно-денежных отношений и банковской деятельности; 2) рынок ценных бумаг; 3) сфера внешнеэкономической деятельности; 4) потребительский рынок; 5) сфера приватизации государственного и муниципального имущества; 6) налоговая сфера.

К причинам, условиям и факторам распространенности и роста экономической преступности можно отнести следующие:

  • · отсутствие политической стабильности, политической воли всех ветвей власти на формирование социально ориентированной идеологии построения общества;
  • · незаинтересованность бизнеса и политики в построении гражданского общества; криминальная борьба за передел собственности и политической власти; привлечение в экономику криминальных и теневых капиталов с их криминальной и полукриминальной культурой хозяйствования;
  • · негативные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере по типу «дикого» капитализма (криминальная форма проведения приватизации основных фондов производства, умышленное сокращение и убыточность производства, низкий уровень инвестиций, сырьевая направленность экспорта, разрастание теневой, в т.ч. криминальной экономики, высокий уровень бедности и безработицы, низкий покупательский спрос населения);
  • · неэффективная деятельность контролирующих органов (отсутствие эффективно действующей системы контролирующих государственных органов и общественных организаций, отсутствие взаимодействия между ними и правоохранительными органами, правовая необеспеченность их деятельности, коррумпированность госчиновников данных органов);
  • · недостатки в деятельности правоохранительных органов в борьбе с экономическими преступлениями (снижение властного и социального авторитета, низкое качество расследования уголовных дел, текучесть кадров и низкий профессионализм следственных и оперативных работников, коррумпированность сотрудников, отсутствие координации между различными структурами правоохранительных органов);
  • · недостатки в законотворческой деятельности (отсутствие или нивелирование основополагающих правовых актов о праве на собственность, формах и методах хозяйствования, конкуренции, ограничении деятельности монополий, разрешении хозяйственных споров, принятие взаимоисключающих друг другу законов, распространение литературы по антизаконной предпринимательской деятельности, криминогенность принимаемых законов, отсутствие правовой пропаганды и правового воспитания).

Личность экономического преступника характеризуется высоким социальным статусом, интеллектом, отсутствием обширного криминального опытам, психологической устойчивостью. Экономический преступник в рыночных условиях в основном мужского пола, с одним или несколькими высшими образованиями, способный к предпринимательской деятельности, склонный к инновациям и техническим новшествам. Он часто разведен, по характеру самоуверенный, контролирует себя и ситуацию, отличается добротой и отзывчивостью.

Вместе с тем личности экономического преступника присущи определенные криминогенные черты и свойства. Среди них выделяются:

  • 1) ценностная установка на чрезмерное материальное обогащение и обладание властью над людьми любыми способами;
  • 2) превращение наслаждения в смысл жизни и высшее благо;
  • 3) низкий уровень правового сознания и правовой культуры; правовой нигилизм;
  • 4) ярко выраженный эгоцентризм, цинизм; самонадеянность; высокое самомнение;
  • 5) склонность к обману, злоупотреблению доверием;
  • 6) мимикрия, т.е. использование внешних признаков благополучного и добропорядочного бизнесмена;
  • 7) отсутствие устойчивых долговременных брачных и семейных отношений;
  • 8) криминально активен.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности невозможно без решения общей проблемы декриминализации предпринимательской деятельности в современных капиталистических рыночных условиях, осуществляемой с нарушением основных общечеловеческих принципов взаимоотношений (равенства, свободы и справедливости). Современная рыночная экономика во всем мире, тем более в России, обладает высоким криминогенным потенциалом, что делает проблематичным хотя бы снизить темпы роста экономической преступности.

К общесоциальным мерам предупреждения экономических преступлений относятся меры, направленные на приостановление спада производства, обуздание инфляции, осуществление перехода от «дикого» капитализма к цивилизованному, создание инфраструктуры рыночной экономики, демонополизацию экономики, обеспечение честной, добросовестной конкуренции, борьбу с безработицей и уменьшение степени социального расслоения населения по размерам доходов; а также включающие в себя мероприятия, осуществляемые в целях повышения уровня правопорядка во всех сферах общественной жизни, в т.ч. экономике, борьбы с коррупцией.

Специальные меры предупреждения этих преступлений включают создание условий, исключающих проникновение криминальных отношений в хозяйственную, финансовую и иные сферы экономической деятельности, среди которых можно назвать создание коллективных собственников производства и торговли; снижение административного давления на бизнес; борьба с отмыванием «грязных» денег; введение уголовно-правовых, налоговых, таможенных, финансовых и иных правоограничений в наиболее криминогенных отраслях экономики; разработка целевых региональных программ борьбы с отдельными правонарушениями в экономической сфере с учетом специфики социально-экономического положения регионов; организация взаимодействия правоохранительных органов; создание правовой базы по обеспечению экономической безопасности страны.

В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления в сфере экономики. Хищения, взяточничество, коррупция поразили практически все отрасли народного хозяйства. Наиболее значителен рост преступных проявлений на тех участках, которые заняты удовлетворением жизненно важных потребностей населения, в частности в торговле и бытовом обслуживании, на транспорте, в сфере кредитно-финансовых отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в негосударственных структурах хозяйствования.

Экономическая преступность как самостоятельное понятие, обозначающее сложное, внутреннее противоречивое социальное явление, появилось в криминологии сравнительно недавно.

В этой связи предпринимаются попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в противоправных формах с целью незаконного обогащения, что соответствует господствующим представлениям стран рыночной ориентации Свенсон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987, С. 29. Однако не учитываются важные специфические особенности переходного периода России, где бизнес, по уровню криминогенности вышедший на первое место в мире, тесно переплетен с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Разработка мер предупредительного характера вне этого дестабилизирующего фактора вряд ли способна оказать серьезное влияние на формирование общеобязательных правил поведения на рынке, становление надлежащего правопорядка в экономике.

Поэтому при определении групп преступлений, образующих экономическую преступность Яковлев A. M. Социология экономической преступности. - М.: Наука, 1988. - С. 50., интегрирующим признаком можно считать причинение вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Анализ преступности в сфере экономики целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода от административно-командной к преимущественно рыночной (автоматической) регуляции хозяйственных процессов.

Как показывают исследования, криминологическая ситуация в экономике переходного периода определяется:

  • 1) совокупностью отражаемых судебной статистикой различных форм хищений государственного и общественного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупотреблений служебным положением и др.;
  • 2) наличием значительного количества скрытой или так называемой латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам;
  • 3) появлением вызванных реформой новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, но опасные и нуждающиеся в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.

За последние четыре года число выявленных преступлений названными службами сократилось на 13%. Значительно упал показатель регистрации мелких хищений (на 12%), должностного подлога (на 10%), должностной халатности (на 11%). Одновременно наблюдается рост выявления крупных и особо крупных хищений (на 10%), взяточничества (на 31%), фальшивомонетничества (на 15%).

Наметившаяся тенденция роста выявляемых экономических преступлений сохранилась и в 1993 г. Так, крупные и особо крупные хищения, а также взяточничество увеличились почти наполовину, а фальшивомонетничество - более чем в 8 раз. Особенно возросло число зарегистрированных фактов нарушения правил о валютных операциях, превысив уровень 1992 г. на 169%.

Фактически темпы роста экономических преступлений значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность взяточничества колеблется в настоящее время от 95 до 98%, хищений государственного имущества - от 50 до 80%.

Серьезную обеспокоенность вызывает криминальная ситуация на рынке потребительских товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не только здоровье, а порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен отмечаются в каждом четвертом случае от числа всех зарегистрированных в сфере экономики преступлений. По сведениям ГУЭП МВД Российской Федерации вне государственного контроля за неполный год реализовано более 30 млн. дкл спирта. От незаконного оборота спирта государство недополучило более половины причитающихся акцизных сборов.

Масштабы незаконного предпринимательства приобретают губительный для общества характер. Более 20% розничного товарооборота падает на неорганизованную торговлю, аккумулирующую до 30% наличных денежных средств. По некоторым оценкам, только в 1992 г. из предприятий государственной торговли в сферу свободного предпринимательства было перераспределено товаров на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб., реализованных населению по завышенным ценам.

Растет количество забракованных Госторгинспекцией товаров, причем реализация продуктов питания, не соответствующих требованиям Закона о сертификации товаров и услуг, увеличилась с 2 до 9 раз. Широкое распространение получил незаконный алкогольный бизнес, связанней с фальсификацией вино-водочной продукции. Достаточно сказать, что незаконная нажива всего по пяти уголовным делаем составила более 450 млн. руб. Отсутствие надлежащего государственного контроля за качеством товаров и соблюдением дисциплины цен делает этот вид преступлений привлекательным для недобросовестных коммерсантов, а общество ставит в зависимость от степени деморализации новоявленных богачей.

По масштабам причинения вреда особую группу экономических преступлений составляют злоупотребления в сфере кредитно-денежных отношений.

Россия - единственная из всех стран постсоциалистического развития, переходящих на рыночный способ саморегуляции, породившая феномен обналичивания денежных средств. Он предполагает возможность за определенное вознаграждение (30-40%) от суммы наличных перевести из государственного сектора экономики на счета коммерческих структур по сговору с первыми определенные средства в виде денежной наличности. Впервые хищения, связанные с обналичиванием, были опробованы кооперативами и, не встретив должного противодействия со стороны государства, успешно функционируют и поныне. В период наивысшей активности кооперативов (1989-1990 гг.) с помощью этих хозяйствующих субъектов было снято со счетов государственных предприятий более 50 млрд. рублей. По негативным последствиям для бюджета страны эта операция соотносима лишь с антиалкогольной кампанией.

В настоящее время только в г. Москве по состоянию на 01.01.94 г. ежедневно в среднем обналичивается до 40 млн. руб. Массовый характер приобрели хищения денежных средств с помощью подложных авизо. По данным Центрального банка Российской Федерации, в 1993 г. удалось предотвратить хищений на 1 трлн. руб. Об истинной распространенности завладения мошенническим путем денежными средствами судить из-за отсутствия данных сложно, однако влияние этих процессов на инфляцию несомненно. Эксперты полагают, что оно колеблется от 20 до 30%.

Невосполнимый ущерб общественным интересам наносится правонарушителями во внешнеэкономической деятельности. Общепризнано, что каждый второй доллар валютной выручки России оседает за границей. Так, в 1993 г. не менее 15-20 млрд. долларов из 46 млрд. долларов экспорта России остались за ее рубежами.

Свидетельством масштабов других видов потерь служат данные Государственного таможенного комитета об экспорте стратегически важных ресурсов. Вывезенное в соответствии с лицензиями коммерческими структурами в 1991 г. сырье оценивается в несколько миллиардов долларов, тогда как товаров за тот же период ввезено всего на 65,8 млн. долларов.

За последние 1,5 года закончено расследование более 6 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным вывозом сырья. Потери от необоснованных льгот, по данным МВЭС (Министерства внешнеэкономических связей), в 1991-1992 гг. от недоплаты экспортных пошлин равнялись 2,2 млрд. долларов, а от импортных - соответственно 300 млн. долларов.

Значительные средства переводятся из России на счета зарубежных банков от неправомерных сделок, нередко сопряженных с хищениями государственного имущества, взяточничеством. Зарубежные партнеры серьезно озабочены притоком в их банки средств, добытых преступным путем, легализацией теневого капитала, подрывающих традиции честного бизнеса и провоцирующих вседозволенность как способ накопления капитала.

Высокую криминогенную активность отличает вся среда реформирования собственности путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Наибольшее распространение здесь получили: занижение стоимости приватизируемых объектов, устранение нежелательных конкурентов, приобретение недвижимости путем незаконного отчуждения государственного имущества во всевозможные акционерные общества и товарищества с участием физических лиц, неоднократная переуступка, а в ряде случаев и ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставной капитал которых передано государственное и муниципальное имущество. Противоправное завладение государственным имуществом чаще всего осуществляется путем номенклатурной приватизации, т.е. организационного слияния прежних органов власти и хозяйственного управления с самостоятельными товаропроизводителями, и директорской модели приватизации, отторгающей трудовой коллектив в качестве совладельца прежней государственной собственности. Номенклатурная и директорская модели приватизации наносят ощутимый вред общественным интересам, подрывают доверие населения к самой идее приватизации, призванной содействовать формированию слоя собственников в России - опоры экономической демократии. Исследования показывают наименьшую защищенность от злоупотреблений федеральной собственности.

По данным Госкомстата Российской Федерации, отношение начальной цены приватизируемых объектов к продажной в отношении муниципальной собственности выражается как 1: 7, собственности территорий (краев, областей, национально-государственных образований) - соответственно 1: 4, федеральной собственности - 1: 2. В среднем стоимость одного приватизированного предприятия, находящегося в муниципальной собственности, составила 8 млн. руб., соответственно территорий - 16 млн. руб., федеральной - 52 млн. руб. (в ценах 1993 г.)

В целом по Российской Федерации на статистическом уровне наметилась отрицательная криминологически значимая тенденция: слабое использование сугубо коммерческих способов (например, аукционного) продажи государственного имущества. По коммерческому конкурсу в 1992 г. продано 43% предприятий, в 1993 - 30%, на аукционе соответственно 16 и 7%. Прямые потери бюджета в совокупности с иными, характеризующими ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей по обеспечению законности, свидетельствуют о расширении зоны возможных злоупотреблений, сговоре продавцов и покупателей, о манипулировании процедурами приватизации в достижении корпоративных интересов. Как показывают прокурорские проверки, корыстные устремления не встречают необходимого противодействия как со стороны специальных органов, наделенных государством полномочиями по осуществлению приватизации (комитетов по управлению государственным имуществом, фондов имущества), так и правоохранительных органов.

К примеру, в 1993 г. по фактам злоупотреблений в процессе приватизации МВД Российской Федерации возбуждено более 3700 уголовных дел, 90% из них падает на мошенничество с приватизационными чеками (3342).

Между тем опрос 114 работников МВД и МБ Российской Федерации показал 1 , что респонденты субъектами правонарушений в процессе приватизации в 54% случаев считают должностных лиц местной администрации; в 34% - должностных лиц комитетов по управлению имуществом. Иначе говоря, более чем в 2/3 случаев незаконная приватизация так или иначе связана со злоупотреблениями по службе.

Признаками, свидетельствующими о наличии коррупционных связей являются: включение в состав учредителей или акционеров родственников и знакомых должностных лиц органов власти и управления (59%); необоснованное затягивание рассмотрения заявки на приватизацию (32%); завышение материального износа приватизируемого имущества (35%); явно заниженная сумма выкупа арендованного имущества (28%) и др. Несомненно, негативное воздействие на правоприменительную практику в процессе приватизации оказывает отсутствие специальных норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за умышленное нарушение общеобязательных правил приватизации, хотя по темпам, масштабам и социальным последствиям преобразования государственной собственности Россия не знает себе равных в мировой практике.

Сравнительно новым для отечественной хозяйственной практики является такой вид преступлений, как сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Данное правонарушение, криминализованное Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г., отличается как значительной распространенностью, так и повышенной общественной опасностью. В одном только 1992 г. было выявлено 14 тыс. нигде не зарегистрированных предприятий, а следовательно, и не несущих бремени расходов общества на выполнение необходимых социально значимых функций.

Проверками в 1993 г. установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство. Подразделениями налоговой полиции совместно с налоговыми инспекциями пресекается за год более 12 тыс. налоговых правонарушений. Благодаря этому государственная казна пополнилась в 1993 г., например, более чем на 400 млрд. рублей и 130 млн. долларов США. По фактам злоупотреблений возбуждено около 4000 уголовных дел по ст.162 ч.2 и 3 УК РФ. Преступные ухищрения по утаиванию доходов насчитывают уже более 300 способов. Помимо сбора налогов и контроля за доходами населения, налоговой полицией вносится определенный вклад в борьбу с теневой экономикой и организованной преступностью.

По способу совершения хищения делятся на две группы:

  • - отражаемые на балансе предприятий, организаций в виде недостачи товарно-материальных ценностей;
  • - не показываемые в учетных документах операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами.

Разбалансированность потребительского рынка, разрушение создаваемых десятилетиями хозяйственных связей, инфляция сделали предпочтительными для современной экономической практики обменные операции "товар на товар”, что в свою очередь сказалось на изменении предмета хищений. По данным МВД, в последние годы значительно (почти на 40%) увеличилось число краж сырья и материалов с предприятий легкой и местной промышленности для их последующего перераспределения.

Криминологические исследования свидетельствуют и о существенном изменении способа противоправного завладения имуществом. Послевоенный период хозяйственной практики характеризовался нарастанием ухищренности приемов, направленных на сокрытие преступлений, отчего наибольшие трудности представляло выявление хищений, т.е. распознавание товарно-денежных операций как преступных в ряду обычных действий должностных и материально-ответственных лиц.

В настоящее время возрастает число примитивных, даже вульгарных форм посягательств на экономическую систему, носящих как бы открытый, откровенно циничный характер и не требующих высокой профессиональной подготовки, знания специфики бухгалтерского учета, технологии производства.

Сказанное наглядно проявляется в сфере договорных обязательств. Используя принцип свободы договора, недобросовестные предприниматели нередко вступают в хозяйственные отношения с обманной целью, не помышляя о надлежащем выполнении условий договора. Сначала завладевают авансовыми средствами, а затем пускают их в оборот, получая значительную выгоду. При наступлении сроков выполнения договора злоумышленники выплачивают неустойку. В ряде случаев в мошеннических целях создаются лжехозяйствующие субъекты, которые по получении предоплаты меняют местонахождение, создавая трудности в их розыске, часто противоправное завладение средствами контрагента осуществляется по подложным, похищенным у других фирм (или ликвидированных) документам.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста организованной преступности, свойственная хищениям в особо крупных размерах, взяточничеству. Несмотря на то, что доля этих видов преступлений в структуре всех иных форм преступных посягательств на экономическую систему невелика, их влияние на поведенческие реакции различных групп населения возрастает. "Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования” 1 . Происходит сращивание расхитителей с ворами, грабителями, представителями общеуголовной преступности, с одной стороны, и активное взаимодействие с теневой экономикой, образующей фундамент экономической преступности - с другой.

Вместе с тем экономическую преступность нельзя отождествлять с организованной. Пересекающиеся интересы теневой экономики и организованной преступности придают устойчивость существованию преступных группировок расхитителей, расширяют их притязания на особую роль в руководстве такими экономическими процессами, как разгосударствление и приватизация.

Психологи полагают, что расхитители резко отличаются как от законопослушных граждан, так и от иных категорий преступников.

Характеризуя личность расхитителей, нельзя не заметить примерно равное соотношение мужчин и женщин (59,3% мужчин и 40,7% женщин), что соответствует общему распределению населения по полу (мужчин - 50,8%, женщин - 49,2%). Среди лиц, совершивших все преступления, соотношение женщин и мужчин в среднем 1: 8. Наблюдающееся равновесие полов в экономической преступности обусловлено тем, что женщины традиционно чаще мужчин занимают должности, связанные с выполнением учетных, бухгалтерских функций, обслуживанием товарно-материальных ценностей в торговле, сфере бытового обслуживания.

Из руководящих работников, которые в организованных хищениях достигают трети всех осужденных, напротив преобладают мужчины. Еще более высок процент мужчин среди лиц, осужденных за взяточничество (68,8%), что прямо связано с выполнением специальных исполнительно-распорядительных функций, свойственных управленческому звену.

По данным криминологических исследований, каждые два из трех осужденных за экономические преступления имели среднее, средне-специальное и высшее образование.

Для должностных, хозяйственных преступлений и служебных хищений свойственно совершение преступления впервые. Ранее судимые за взяточничество среди всех осужденных не превышают 4%, таков же уровень ранее судимых за спекуляцию.

В отличие от служебных хищений для должностных преступлений групповой характер не является столь значительным. Доля лиц, совершивших взяточничество в группе, составляет около 8%. Этот показатель несколько выше среди выявленных лиц, совершивших спекуляцию (11%).

Социальный состав осужденных за хищения, должностные и хозяйственные преступления различается в зависимости от места, занимаемого тем или иным лицом в иерархии управленческого аппарата.

Лица в возрасте 18-19 лет составляют около 1/4 в общем числе выявленных лиц, совершивших хищения. Основную же возрастную группу образуют лица 30 лет и старше (75%).

Наличие собственных интересов в экономике продемонстрировал и нарождающийся слой отечественных предпринимателей, неоднородный по социальному составу, политическим пристрастиям, выбору способов достижения целей.

Особую опасность, с точки зрения криминологии, представляют три группы предпринимателей.

Первая - носители компрадорской идеологии, безразличные к национальным интересам России, смыкающиеся с недобросовестными западными коммерсантами, стремящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых природных ресурсов достичь желаемого ими западного стандарта потребления.

Вторая - предприниматели, заинтересованные в быстрейшем накоплении богатств, а потому предпочитающие инвестициям в промышленность спекулятивные сделки.

Третья - особая ветвь организованной преступности, претендующая на серьезное влияние в обществе.

И первые, и вторые, схожие в способах первичного накопления капитала, выступают не союзниками, а яростными противниками реформирования. Их устремления прямо противоположны надлежащему порядку в экономике, созданию равных возможностей для честного предпринимательства, не прокламируемой, а действительно равной правовой защите различных форм собственности.

Статистический портрет лиц, выявляемых за совершение спекуляции, представлен следующим образом: 18-29 лет - 41,7%, 30 лет и старше - 57,1%. Преобладают мужчины (58,2%). Обращает на себя внимание значительный удельный вес трудоспособных неработающих лиц - 14,5%. Не многим менее половины - это рабочие (47,3%).

Что касается взяточничества, то здесь наблюдается преобладание служащих (51%) в возрасте свыше 30 лет (77,2%).

Побудительным мотивом занятия противоправной деятельностью в сфере экономики, как правило, выступает корысть, стремление к материальному благополучию, обладанию престижными, дорогостоящими вещами, пренебрежение интересами других людей в угоду удовлетворения личных амбиций, стремление приблизиться к западным стандартам потребления, занять высокое устойчивое положение в обществе, открывающее доступ к таким благам, которые недоступны рядовому труженику. В организованных хищениях значительная часть похищенного перераспределяется в виде взяток нужным людям.

Чаще других экономических преступлений выпуск недоброкачественной продукции совершается под воздействием целого ряда объективных факторов, не всегда зависящих от волеизъявления должностных лиц: устаревшее оборудование и отсутствие средств на его модернизацию; текучесть кадров на мало привлекательных работах и обязательства поддерживать заработок, обусловленный соглашением.

Под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью) понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенный период гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также порядок управления экономикой.

При всем многообразии форм и видов преступлений экономической направленности особо следует выделить их совершение в следующих сферах: финансово-кредитной, внешнеэкономической, в области сделок с недвижимостью, а также уплаты налогов и иных платежей.

Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.

Преступления в финансово-кредитной сфере занимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;

криминальные денежные расчеты;

коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

бесконтрольное обналичивание денежных средств;

фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

фиктивное и умышленное банкротство.

Личностные особенности участников такого рода преступлений; их типология и классификация.

Организаторы преступной деятельности в сфере экономических отношений – это образованные люди, которые были наделены определенными властными полномочиями, занимали руководящие должности в властно-управленческих органах, коммерческих структурах, на государственных предприятиях. Некоторые из них обладают депутатской неприкосновенностью, занимали высокое служебное положение в государственных органах. Они относятся к новому типу интеллектуальных «беловоротничковых» преступников. К их основным качествам, по мнению исследователей, относятся: предприимчивость, организаторские способности, решительность, оперативность, коммуникабельность, целенаправленность, прагматичность, компетентность. Организаторы «беловоротничковой» преступности, как правильно пишет А. В. Фомин, не принимают непосредственного участия в совершении экономических преступлений, а обеспечивают их тщательную подготовку, осуществляют общее руководство преступной деятельностью и выполняют организационные, управленческие и специальные функции. К последним относятся «разбор конфликтов», «прокурорский надзор», «третейский суд» и др.

Изучение практики расследования экономических преступлений показывает, что в зависимости от вида организованного преступного образования можно выделить организаторов организованных групп, организаторов преступных организаций, сообществ. Кроме перечисленных общих функций и личностных свойств им присущ ряд особенностей.

Организаторы организованных групп – это лица, руководящие преступной деятельностью. Они осуществляют комплекс функций по управлению группой, обеспечению безопасности преступной деятельности, функционированию организованной группы и развитию ее деятельности.

Организаторы (руководители) организованной группы в сфере экономики обычно характеризуются как лица, хорошо знающие экономические и правовые основы рыночных отношений, предприимчивые, обладающие определенными возможностями и организаторскими способностями, имеющие служебно-должностное престижное положение или авторитет в криминальной сфере и крупные финансовые средства

Типология организаторов преступной деятельности корыстно-хозяйственной направленности характеризуется не только отмеченными выше функциями, личностными качествами, но и другими их свойствами. Последние подлежат изучению исследователям в области криминологии, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности, криминальной психологии, других наук.

Исследуя ролевые функции членов организованных преступных образований, можно выделить в организационно-руководящем составе:

а) советников по финансово-коммерческим, экономическим, юридическим, производственным и другим вопросам;

б) менеджеров;

в) директоров-координаторов;

г) лиц, осуществляющих функции разведки и контрразведки;

д) лиц, обеспечивающих безопасность функционирования преступного образования, преступной деятельности и особенно его организатора (руководства).