Срок проведения инвентаризации в конкурсном производстве. Правила проведения инвентаризации при банкротстве

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании конкурсного управляющего предпринимателя Курносова Р.Н. (ИНН 613300562986, ОГРНИП 307613308000019) Бахвалова С.В., открытого акционерного общества Коммерческий банк "Центр-Инвест", иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Бахвалова С.В. на определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года (судьи Щербакова И.Л., Хворых Л.В., Латышева К.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года (судьи Стрекачёв А.Н., Николаев Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-31357/2009, установил следующее.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предпринимателя Курносова Р.Н. (далее - должник) в суд обратился ОАО КБ "Центр-Инвест" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) конкурсного управляющего должника Бахвалова С.В. (далее - конкурсный управляющий).

Определением суда от 11 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22 ноября 2015 года, заявление удовлетворено в части. Бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении инвентаризации имущества должника, признано незаконным.

В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты в части удовлетворенных требований мотивированы следующим. Бахвалов С.В. не провел инвентаризацию имущества должника в течение трех месяцев с момента назначения его конкурсным управляющим. Проведение инвентаризации предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В. не имеет правового значения и не освобождает нового конкурсного управляющего от названной обязанности.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит отменить судебные акты в части удовлетворенных требований и принять новое решение в данной части.

По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не предусматривает прямо того, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материального ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие. Должником является предприниматель, который теряет свой статус с момента объявления его банкротом, а гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имуществом гражданина. Конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего. Результаты инвентаризации, проведенные предыдущим конкурсным управляющим должника Передереевым С.В., являются обязательными для Бахвалова С.В. Закон о банкротстве не содержит нормы, регламентирующей сроки проведения инвентаризации имущества должника.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Определением суда от 1 марта 2013 года Мелешко В.Н. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим утвержден Передереев С.В.

Определением суда от 30 декабря 2014 года Передереев С.В. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением суда от 10 марта 2015 года (резолютивная часть от 24 февраля 2015 года) конкурсным управляющим утвержден Бахвалов С.В.

Податель кассационной жалобы не согласен с выводам судов о том, что вновь утвержденный конкурсный управляющий обязан повторно проводить инвентаризацию имущества должника (инвентаризация имущества проведена и у Бахвалова С.В. нет оснований ей не доверять).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно абзацу 4 пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 34н, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, являющихся приложением к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года N 49, проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Суды правильно истолковали положения статьи 129 Закона о банкротстве как обязывающие вновь назначенного конкурсного управляющего провести инвентаризацию имущества должника (в том числе и когда она уже проводилась, когда должник являлся предпринимателем). Названное соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Кроме того, в ходе банкротства установлено, что у должника имеются доли в ООО "Подсолнух", ООО "Курант" и ООО "Гранит". Данное имущество было выявлено ранее конкурсными управляющими, однако не включено им в отчет ввиду не проведения инвентаризации.

Суды отметили, что конкурсный управляющий три месяца не проводил инвентаризацию. Из позиции управляющего по делу следует, что у него отсутствовало намерение проводить инвентаризацию.

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Ростовской области от 11 августа 2015 года и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2015 года по делу N А53-31357/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Обзор документа

Кредитор должника-ИП обратился в суд с жалобой на бездействие вновь назначенного конкурсного управляющего.

Как указал заявитель, управляющий после его назначения на должность не провел инвентаризацию имущества должника.

Возражая, управляющий сослался на то, что данную инвентаризацию ранее уже проводил прежний конкурсный управляющий.

Закон о банкротстве напрямую не предусматривает, что на конкурсного управляющего возлагаются обязанности материально ответственного лица в случае, если банкротом не является унитарное предприятие.

В данном деле должником является ИП, который теряет такой статус с момента объявления его банкротом. Гражданское законодательство не предусматривает института материально ответственного лица за имущество гражданина. Последующий конкурсный управляющий является правопреемником предыдущего.

Поэтому конкурсный управляющий не обязан повторно проводить инвентаризацию.

Суд округа не согласился с такой позицией и указал следующее.

По Закону о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию.

Согласно требованиям Положения по ведению бухучета и бухотчетности проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц.

Аналогичное правило предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Таким образом, вновь назначенный конкурсный управляющий обязан провести инвентаризацию имущества должника в т. ч. в случае, если она уже имела место (когда должник еще являлся ИП).

Выполнение такой обязанности соответствует целям банкротства, обеспечивает гарантии сохранности имущества должника, своевременного реагирования на факты его отсутствия.

Инвентаризации бывают добровольными и обязательными. В зависимости от вида проверки сроки проведения инвентаризации устанавливаются по-разному. В случае инициативной (добровольной) проверки порядок и сроки проведения инвентаризации в организации устанавливаются ею самостоятельно. В случае проверки обязательной определенные правила проведения инвентаризации предписывает законодательство. Поговорим о них подробнее.

Сроки инвентаризации перед составлением годовой отчетности

Каждая компания должна проводить инвентаризацию хотя бы раз в год до составления годовой отчетности по бухгалтерии. Такой проверкой компания устанавливает фактическое состояние своего имущества и при необходимости вносит корректировки в данные учета. Когда нужно проводить такую инвентаризацию? Обратимся к нормативным актам.

Правила, определяющие сроки инвентаризации, содержатся в приказах Минфина (от 13.06.95 № 49 и от 29.07.98 № 34н). По этим правилам:

  • инвентаризация проводится ежегодно до составления годовой отчетности по бухгалтерии;
  • инвентаризация ОС может проводиться раз в три года;
  • если в отношении какого-то имущества инвентаризация проводилась в 4-м квартале отчетного (календарного) года, то в отношении этого имущества повторную инвентаризацию проводить не требуется.

Возникает вопрос, когда именно нужно провести годовую инвентаризацию. Здесь есть некоторые нюансы, которые следует иметь в виду.

В отношении имущества компании такая инвентаризация должна состояться в 4-м квартале года, за который готовится отчетность (за исключением ОС, в отношении которых в правилах есть оговорка о проведении инвентаризации раз в три года).

Вместе с тем годовая инвентаризация должна проводиться и в части обязательств компании. И в этой части наличие обязательств компании должно устанавливаться по состоянию на 31 декабря года, за который готовится отчетность. Такой вывод был сделан Минфином России (письмо от 09.01.13 № 07-02-18/01).

Из этого следует, что и сверку расчетов с контрагентами компании целесообразно проводить по состоянию на 31 декабря. В этом случае при выявлении в результате такой сверки обязательств компании их можно будет отразить в учете и отчетности.

Сроки проведения инвентаризации конкурсным управляющим

Одним из случаев обязательного проведения инвентаризации, который устанавливает законодательство, является конкурсное производство в отношении компании-банкрота. Одной из обязанностей конкурсного управляющего является обязанность провести инвентаризацию имущества компании-банкрота ().

До 21.12.2016 конкретные сроки проведения инвентаризации в конкурсном производстве не были установлены. Это создавало определенные затруднения на практике в связи с ненадлежащим выполнением конкурсными управляющими этой обязанности.

Ситуацию исправили, внеся изменения в этой части Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 222-ФЗ . С 21 декабря конкурсному управляющему дается 3 месяца на проведение инвентаризации с момента введения конкурсного производства. Если объем имущества компании-банкрота очень велик, суд может установить более длительный срок по ходатайству конкурсного управляющего.

Инвентаризация и оценка имущества должника. Пункт 3 ст. 101 Закона прямо предписывает конкурсному управляющему принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию и оценку, а также принять меры по обеспечению его сохранности. Для того чтобы принять в ведение имущество должника, необходимо знать точно его состав, стоимость и основные характеристики.

Данные сведения можно получить только после проведения инвентаризации всего имущества банкрота. Следовательно, сразу после назначения арбитражным судом конкурсный управляющий принимает по акту всю документацию п. 2 ст. 101 Закона, которая имеется на предприятии в том числе бухгалтерскую, печати, штампы, материальные и иные ценности. Только после этого можно приступить к проведению инвентаризации. Для проведения инвентаризации конкурсному управляющему целесообразно привлечь соответствующих специалистов предприятия - должника на основании отдельных трудовых договоров.

Ведь бухгалтерия должника справится с проведением инвентаризации быстрее чем лица, привлеченные со стороны. Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов от 13 июня 1995 г. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризацию проводит комиссия, состав и сроки которой утверждаются арбитражным управляющим.

При инвентаризации основных средств до начала инвентаризации рекомендуется проверить а наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета б наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации в наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации - изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих права организации на его использование правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактическое наличие ценных бумаг на момент инвентаризации, фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. По результатам инвентаризации руководителем издается приказ, который поступает в бухгалтерию и служит основанием для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом РФ О бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. No. 129-ФЗ ст. 12 п. 3 . После завершения инвентаризации должна быть проведена оценка имущества должника.

Для осуществления указанной деятельности в соответствии со ст. 102 Закона конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

В случае, если имуществом должника, подлежащим продаже в ходе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Таким образом, для оценки движимого имущества привлечение независимого оценщика не обязательно.

В то время как для оценки недвижимости Закон обязывает обратиться к независимому оценщику. Подобная щепетильность понятна, т.к. именно исходя из результатов оценки собрание комитет кредиторов будет определять начальную цену продажи предприятия имущественного комплекса. Однако окончательный выбор кандидатуры оценщика Закон оставляет за собранием комитетом кредиторов. Ведь каждый арбитражный управлюящий после обучения при ФСДН получает сертификат, дающий право заниматься оценкой движимого и недвижимого имущества.

Поэтому собрание кредиторов или комитет кредиторов, исходя из соображений экономии средств должника, могут поручить проведение всей работы по оценке движимого и недвижимого имущества должника непосредственно конкурсному управляющему. Существуют три основных подхода к оценке имущества рыночный, доходный и затратный. Все эти подходы имеют временный характер. 2.2.1.Рыночный подход Оценка стоимости осуществляется путем сравнения недавних продаж сравниваемых объектов с объектом, подлежащим оценке, после проведения соответствующих корректировок.

Этот подход дает наиболее реальную цену оцениваемого объекта. К преимуществам рыночного подхода относится его простота, статистическая обоснованность, а также он обеспечивает данными все другие подходы. К недостаткам относится то, что этот подход требует внесения поправок, не всегда есть сравнительные данные, и основанность на прошлых событиях не принимает в расчет будущие ожидания.

Рыночный подход оценки имущества целесообразен для объектов специального назначения и для целей страхования. 2.2.2.Затратный подход При этом подходе оценка имущества производится с точки зрения текущих затрат на воссоздание объекта. Применяется в настоящее время для целей налогообложения имущества юридических и физических лиц, в случае ареста недвижимости, при оценке объектов специального назначения, новых объектов, для целей страхования и т.д. Сущность этого метода заключается в том, что оценщик суммирует все затраты, которые бы понес застройщик на строительство такого же или подобного объекта, вычитает весь накопленный износ и получает стоимость объекта на сегодняшний день, а затем прибавляет стоимость земли если речь идет об оценке недвижимости. Затратный подход дает верхнюю планку стоимости и может применяться для проверки результатов оценки, полученной другими подходами. 2.2.3.Доходный подход Основан на допущении, что стоимость оцениваемого объекта равна текущей стоимости прав на будущие доходы.

При доходном подходе выделяют два метода метод прямой капитализации и метод дисконтированных денежных потоков.

Последний метод означает, что все будущие доходы переводятся в текущую стоимость путем дисконтирования при соответствующих коэффициентах. В российской практике используются затратный и рыночный подходы. Доходный подход не используется ввиду отсутствия данных, хотя формально и присутствует в отчетах оценщика. 2.3.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Банкротство

Ранее в дореволюционной России более века существовало и широко применялось развитое законодательство о несостоятельности банкротстве. Но, к.. И в этом смысле действительно приходится начинать все сначала. Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Особенности проведения инвентаризации в условиях несостоятельности хозяйствующего субъекта

Порядок проведения инвентаризации ¾ одного из обязательных приемов бухгалтерского учета ¾ регламентируется в РФ Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Кроме того, на момент ликвидации организации порядок проведения инвентаризации частично регулируется нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

О возникновении инвентаризации как основного приема бухгалтерского учета можно сказать словами О.О. Бауэра: «…инвентаризация составляет часть бухгалтерии и поэтому ее возникновение находится в тесной связи с возникновением самой бухгалтерии. Инвентаризацию можно считать первой ступенью развития бухгалтерии…» . Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных учета и отчетности и выполнения контрольной функции учета.

Слово «инвентарь» (от латинского inventar или inventarium - опись) на современном этапе означает «совокупность предметов». Инвентарь играет главную роль в информационной системе бухгалтерского учета, предоставляя исчерпывающий перечень всех составных частей имущества и обязательств хозяйствующего субъекта не только в денежном, но и в натуральном выражении, подчеркивая индивидуальные свойства вещей или прав. Первоначально инвентаризация носила информационный характер, собственник просто хотел узнать, что у него есть. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет всех поступлений и выдач. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии. Исторически сложившаяся в статической практике роль инвентаризации заключалась в выявлении имущественного положения собственников и построении баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Основоположником статической практики следует признать Ж.П. Савари (1675 г.), которым обоснована теория многообразия балансов. Информационную базу системы балансов Ж.П. Савари составляли данные физической инвентаризации в конце отчетного периода и построенный по ним баланс фиктивной ликвидации ¾ проверки на банкротство.

Идеи Жака Савари об обязательности проведения инвентаризации сохранили свою актуальность и в рыночных условиях хозяйствования. На современном этапе проведение инвентаризации заключается в сопоставлении данных фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В некоторых случаях данные, полученные в ходе проведения инвентаризации, не только выступают базой сравнения с учетными данными, но и при отсутствии последних служат основой последующего построения системы бухгалтерского учета организации-должника.


Обязательность проведения при ликвидации юридического лица инвентаризации имущества определена в п. 2 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете» и в п. 2 ст. 129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» . Начиная с процедуры внешнего управления (п. 2 ст. 99), законодательство о несостоятельности вменяет в обязанности арбитражного управляющего проведение инвентаризации имущества организации-должника, хотя право на участие в инвентаризации имеет и административный управляющий на этапе финансового оздоровления (п.4 ст. 83). При этом проведение инвентаризации обязательств установлено только в Законе «О бухгалтерском учете», что в условиях несостоятельности можно объяснить лишь обязательностью формирования реестра требований кредиторов - документа, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр закрывается по истечении срока, указанного в сообщении арбитражного управляющего.

Основу любой инвентаризации составляет полная или частичная проверка фактического наличия всех категорий материальных ценностей, имущественных прав и обязательств с привлечением специально созданной комиссии. Инвентаризация проводится в несколько последовательных взаимодополняющих этапов.

Первый этап, называемый подготовительным , заключается в передаче инвентаризационной комиссии всей необходимой документации, способствующей установлению наличия остатков на счетах бухгалтерского учета.

Второй этап условно можно назвать арифметическим , т.е. основанным на установлении натуральных показателей (фактического наличия имущества и обязательств).

Третий этап - оценочный , он предусматривает стоимостную оценку полученных фактических данных.

Четвертый этап ¾ аналитический , он включает анализ и сравнение фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Пятый этап ¾ заключительный , состоит в оформлении результатов инвентаризации и отражении выявленных расхождений в учете и отчетности.

В условиях несостоятельности инвентаризация по степени значения для хозяйствующего субъекта приравнивается к обязательной ежегодной и должна охватывать все категории имущества и обязательств. Законодательными и нормативными актами предусмотрен специальный порядок ее проведения, по результатам инвентаризации уточняют данные бухгалтерского учета организации-должника.

Ввиду реабилитационного характера процедуры внешнего управления инвентаризация на данном этапе скорее играет второстепенную роль, чем при ликвидации организации-банкрота на этапе конкурсного управления. По существу, когда цель внешнего управления заключается в смене собственника на имущественный комплекс должника, разница между внешним управлением и конкурсным производством становится условной, ибо результат в обоих случаях один. Существенной особенностью внешнего управления становится только представление внешнему управляющему большей свободы в части распоряжения имуществом должника. При этом внешнее управление становится лишь промежуточной процедурой, в течение которой внешним управляющим отчуждается в интересах определенных лиц «полезное» имущество должника. В этой связи возникает необходимость исследования роли инвентаризации в ликвидационных процедурах.

В ходе проведения процедур конкурсного управления организацией-банкротом арбитражный управляющий часто получает в ведение разоренное и разворованное предприятие с «заброшенными» документами, не подготовленными и не сданными отчетами в налоговые органы, не говоря уже об открытом или скрытом противодействии персонала должника деятельности управляющего, хотя действующее законодательство (п. 2 ст. 126 Закона ) обязывает их в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего обеспечить передачу в его ведение бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Кроме того, конкурсному управляющему в большинстве случаев приходится оспаривать в судебном порядке (ст. 103 Закона ) договора по отчуждению имущества и погашению обязательств путем признания их недействительными или ничтожными, в связи с чем появляется необходимость в первичных документах и иной информации, сбор которой начинается в ходе инвентаризации. Порядок и сроки проведения инвентаризации утверждаются ликвидационной комиссией, назначаемой общим собранием учредителей.

Инвентаризация имущества и обязательств на этапе конкурсного управления (рис. 5.2) проводится до составления промежуточного баланса. Нормативной базой, определяющей порядок проведения инвентаризации, выступает «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 . При большом объеме работ создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий, в состав которых кроме работников должника должны входить представители арбитражного управляющего или независимых аудиторских организаций.

Инвентаризация при ликвидации организации ничем не



отличается от инвентаризации в обычных условиях хозяйствования. При этом проверке подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, имущество, не принадлежащее ей на правах собственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. В ходе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов и начинается работа по оспариванию сделок, противоречащих закону. Арбитражный управляющий может потребовать от своего имени признания недействительной сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, если в результате исполнения указанной сделки кредиторам или должнику были или могут быть причинены убытки.

На протяжении длительного времени проблема опровержения сделок была одной из наиболее спорных и сложных в конкурсном праве, так как всегда затрагивала интересы контрагентов должника, которые, вступая в сделку, могли не знать о финансовых сложностях должника и соответственно быть заинтересованы в сохранении силы сделки.

Конкурсное право выработало две теории, лежащие в основе опровержения сделок, ¾ субъективную и объективную . Суть субъективной теории состоит в том, что недействительными признаются лишь те сделки, в которых действия кредитора были направлены на причинение вреда должнику. Объективная теория делает упор на признании сделок недействительными с некими объективными факторами, например, с периодом, в течение которого заключена сделка, с видом сделки и т.п. Действующее законодательство исходит только из объективной теории, что рассматривается как один из существенных недостатков.

При отсутствии в организации финансовой службы работникам бухгалтерии совместно с членами ликвидационной комиссии необходимо наряду с инвентаризацией провести анализ некоторых показателей:

¾ активов организации, чтобы определить их характеристики, состояние, степень ликвидности, возможную цену продажи;

¾ дебиторской задолженности для оценки возможности ее взыскания, ликвидности долга при его продаже, уточнения сроков получения долгов;

¾ кредиторской задолженности для выяснения структуры и реального объема обязательств.

Нельзя не согласится с мнением М.В. Зотовой , что для выявления имущества, обязательств и их движения конкурсному управляющему необходима помощь различных государственных органов и организаций-контрагентов. Документом, обязывающим запрашиваемые структуры предоставлять сведения о должнике, выступает решение арбитражного суда о признании организации банкротом, поскольку с этого момента согласно законодательству все сведения о финансовом состоянии должника перестают носить конфиденциальный характер и не рассматриваются как коммерческая тайна.

Одним из основных источников информации об организации-банкроте выступают сведения, имеющиеся в территориальной инспекции Федеральной службы Российской Федерации по налогам и сборам, а именно:

¾ устав и иные учредительные документы, которые содержат сведения о полномочиях должностных лиц, структуре организации, наличии обособленных подразделений, зависимых и дочерних обществ;

¾ данные бухгалтерской и налоговой отчетности, представленные в налоговую инспекцию до признания организации банкротом; указанные формы отчетности позволяют сделать вывод о наличии имущества организации, исходя из того, какие налоги уплачивались;

¾ сведения о банковских счетах должника в кредитных организациях, необходимые для закрытия счетов в соответствии со ст. 133 Закона о несостоятельности*;

¾ расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности используется при инвентаризации расчетов, направлении претензий к дебиторам и проверке обоснованности претензий кредиторов;

¾ сведения о руководителе и главном бухгалтере.

Если руководитель организации-должника или его местонахождение неизвестны, то на основании решения суда о признании должника банкротом и назначении конкурсного управляющего можно получить исполнительный лист и наряду с обращением в правоохранительные органы возбудить исполнительное производство для принудительного исполнения решения арбитражного суда, что может способствовать поиску руководителей должника.

Инвентаризация в ходе конкурсного производства ¾ это не только сличение фактических остатков материальных ценностей с учетными данными, но и комплексная процедура анализа и аудита сделок с имуществом и обязательствами, позволяющая расторгнуть сделки, приведшие к ущемлению интересов должника или к неправомерному удовлетворению требований кредиторов, и возвратить выбывшее имущество в конкурсную массу. В юридических документах содержится информация о выплате вознаграждений, подписании договоров, приобретении собственности, слиянии или предоставлении долгосрочных займов, обеспечении гарантий, определении круга лиц, имеющих право подписи. Необходимо собрать сведения о видах деятельности, организационной структуре, партнерах, долгосрочных планах, наличии филиалов или зависимых хозяйствующих единиц, истории развития организации, степени ответственности и правах руководителей разных уровней. Эта информация позволит определить возможные пути вывода активов из-под контроля организации, отследить использованные схемы и принять наиболее рациональные меры по возврату имущества.

Один из актуальных вопросов, который нужно выяснить в ходе инвентаризации, ¾ определение взаимоотношений должника с дочерними и зависимыми организациями, вида и объемов хозяйственных операций между ними, а также сведений о передаче имущества между филиалами и головным предприятием, займах и финансовой помощи, оформлении взаимной задолженности. При этом выясняется, не проводились ли сделки в пользу зависимых организаций в ущерб другим кредиторам в период признания предприятия несостоятельным. Филиалы как структурные подразделения организации могут выделяться либо не выделяться на отдельный баланс.

В условиях, когда филиал выделен на отдельный баланс, расчеты с ним головное предприятие отражает на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79/2 «Расчеты по текущим операциям».

При этом в учете головного предприятия должно быть дебетовое сальдо по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а в учете филиала ¾ кредитовое. Если же филиал на отдельный баланс не выделен, операции, которые он осуществляет, отражаются на отдельных субсчетах счетов учета производственных затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Поскольку филиал не выступает в качестве юридического лица, то ответственность по его обязательствам несет головное предприятие, следовательно, требования, предъявляемые ГК РФ к ликвидируемым юридическим лицам, не действуют в процессе ликвидации филиала. Поскольку филиал не обладает правом собственности на переданное ему имущество и действует по доверенности головного предприятия, претензии кредиторов могут быть обращены только на имущество головного предприятия. Следовательно, уведомлять кредиторов филиала о его ликвидации не обязательно.

Для повышения эффективности процедур поиска и возврата имущества, обоснованного его списания с учета необходимо уделять значительное внимание структуре бухгалтерского баланса как основного источника информации для участников судебных разбирательств в процедурах несостоятельности. Структуру имущества организации-банкрота можно представить следующим образом:

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете и имеющееся в наличии;

¾ имущество, отраженное в бухгалтерском учете либо договорной или технической документации, но не выявленное в ходе инвентаризации;

¾ имущество, не числящееся в учете, но имеющееся в наличии (инструмент, инвентарь, оборудование, созданное силами работников и не принятое к учету, неоприходованные запасные части и материалы, полученные от демонтажа основных средств, используемые объекты с истекшим сроком полезного использования).

В инвентаризационных описях должно быть отражено фактическое наличие имущества по этим трем группам, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета. Для инвентаризации в условиях конкурсного производства характерно то, что проводящие ее лица (ликвидационная комиссия) не заинтересованы в корректировке фактических данных под цифры учета, что может иметь место на действующем предприятии. Если имущество отражено в балансе, а фактически его нет, то следует проводить мероприятия по розыску. Данные действия необходимы в любом случае, поскольку не исключены бухгалтерские ошибки или умышленное невключение активов в показатели баланса. По мнению В.В. Панкова , дополнительными источниками получения достоверной информации об имуществе организации-должника на данном этапе служат сведения из комитета по управлению имуществом, ФНС РФ, регистрационной палаты, ГИБДД, территориального земельного комитета и т.д. Обращение в указанные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства выступает организация-банкрот.

Одновременно следует направлять запросы бывшим должностным лицам с требованием предоставить документацию по интересующим вопросам и составлять акты в случае отказа. Если искомое имущество находится в незаконном пользовании у третьих лиц, то оно должно быть изъято добровольно или в судебном порядке через возбуждение исполнительного производства.

Кроме того, значительный объем информации можно получить из первичных документов и регистров бухгалтерского учета, находящихся в архиве организации. К таким документам относятся:

¾ инвентаризационные описи предыдущих лет;

¾ документы о выбытии имущества, договора аренды, купли-продажи, дарения, поставки, безвозмездной передачи;

¾ акты описи арестованного и опечатанного имущества;

¾ схемы, чертежи, фотографии инвентарных объектов основных средств и незавершенного строительства;

¾ технические паспорта или другая техническая документация;

¾ различные регистры бухгалтерского учета, акты списания, выбраковки, приказы, распоряжения руководства и т.д.

В инвентаризационных описях следует обособленно отражать имущество, которое не включается в конкурсную массу, а именно: социально значимые объекты (дошкольные, школьные, лечебные, спортивные сооружения), объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. И жилищный фонд, и непроданные социально значимые объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования в лице органов местного самоуправления при принятии такого решения собранием кредиторов, при этом конкурсный управляющий обязан уведомить названные органы. Цель данной нормы Закона ¾ сохранение социально-коммунальных объектов, их материальной базы и кадрового потенциала и обеспечение интересов населения. Это способствует решению важнейшей экономической проблемы ¾ освобождению производства от несвойственных ему функций, повышению инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, ускорению процесса его продажи.

Из конкурсной массы исключаются имущественные права, связанные с личностью должника, к числу которых относят лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Следовательно, стоимость подобных объектов подлежит списанию с отнесением на финансовые результаты.

Если на имущество или его часть был наложен арест или обращено взыскание по исковым заявлениям налоговых органов, поставщиков или по фактам проверки федеральной налоговой службой в качестве обеспечения уплаты налогов или выполнения обязательств по договорам, то ограничения распоряжаться этим имуществом снимаются с момента открытия конкурсного производства и оно инвентаризируется в общем порядке.

В отношении имущества, непригодного для продажи, комиссия принимает решение о его списании и утилизации, руководствуясь положениями по бухгалтерскому учету соответствующего вида имущества. При списании объектов, подлежащих государственной регистрации, следует оформить необходимые документы в регистрирующих органах.

Целесообразно проверить списание дебиторской задолженности организацией-банкротом за некоторый период на основании бухгалтерских документов, переписки. Даже если организацией-банкротом задолженность была списана, конкурсный управляющий должен принимать меры к ее взысканию до истечения срока исковой давности. Следует направить уведомления о ликвидации и акты сверки задолженности всем дебиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета.

Согласно п. 77 Положения истребованная, но не полученная дебиторская задолженность делится на два вида:

1) задолженность, по которой срок исковой давности истек;

2) другие долги, нереальные для взыскания.

Оценивая дебиторскую задолженность, необходимо иметь в виду, что ст. 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности по дебиторской задолженности в три года, если участниками договора не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к нереальной для взыскания следует помнить, что в соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательства организации-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица.

Основания для списания дебиторской задолженности должны быть существенными - конкурсный управляющий должен располагать документами, доказывающими, что предприняты исчерпывающие меры для взыскания задолженности и использованы все способы для получения или восстановления документов, т.е. исполнен досудебный и судебный порядок. В бухгалтерском учете истечение срока исковой давности выступает основанием для списания задолженности. Суд не может отказать в принятии иска на основании истечения срока исковой давности.

Обязательное условие для списания дебиторской задолженности ¾ отсутствие обеспечения или гарантий. Важное значение имеют записи по внесистемным (забалансовым) счетам, поскольку там отражаются полученные гарантии и обеспечение обязательств, что при наличии первичных документов может помочь при взыскании долгов. На практике имеют место случаи, когда в арбитражный суд подаются иски только для того, чтобы отказ в их удовлетворении использовать для списания нереальной дебиторской задолженности. Наиболее распространенная причина списания задолженности ¾ утрата оригиналов документов, в таком случае необходимо располагать свидетельствами предпринятых мер к восстановлению документов (запросы, переписка). Причем утрата оригиналов договоров купли-продажи, плана приватизации вызывает сложности при продаже объектов, подлежащих государственной регистрации. В таком случае право собственности может быть подтверждено судом.

Сложившаяся практика списания имущества как непосредственно по результатам инвентаризации до составления промежуточного ликвидационного баланса, так и после его составления состоит в том, что акт на списание утверждается решением собрания кредиторов, которое должно быть зафиксировано в протоколе. В отношении дебиторской задолженности решение принимается, если невозможность взыскания подтверждают:

1) документы о признании дебитора банкротом при отсутствии реальных перспектив погашения задолженности;

2) отказ в иске с указанием причин отказа;

3) документы о прекращении обязательства по причине невозможности его исполнения как по юридическим, так и по фактическим обстоятельствам (ст.416-418 ГК РФ), судебные решения и акты судебных приставов исполнителей о невозможности взыскания*;

4) документы о смерти или ликвидации должника;

5) документы об отсутствии архива или документов в архиве.

Списание имущества основывается на результатах деятельности по его продаже, для подтверждения которых используются следующие документы:

¾ акты по неоднократному проведению торгов;

¾ объявления в средствах массовой информации;

¾ переписка, свидетельствующая о дополнительной работе с участниками торгов в части коммерческих предложений по неликвидным активам;

¾ письменные предложения бывшим контрагентам должника, профильным предприятиям, торговым организациям;

¾ документы по принятию мер к поиску имущества, числящегося на учете, но фактически отсутствующего.

Если работа по выявлению имущества и взысканию дебиторской задолженности должным образом не проведена или не оформлена документально, кредиторы могут подать жалобы на действия или бездействие конкурсного управляющего. Наличие нерассмотренных жалоб служит основанием для продления судом процедуры конкурсного производства. До тех пор пока организация не исключена из государственного реестра юридических лиц, обязанности конкурсного управляющего считаются неисполненными.

После завершения инвентаризации и отражения ее результатов на счетах, в бухгалтерском учете отражаются результаты оценки имущества на основании акта оценки, представленного независимым оценщиком или составленного конкурсным управляющим, и приказа конкурсного управляющего и оформляются бухгалтерской справкой.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы уценки активов (за исключением внеоборотных) входят в состав внереализационных расходов, которые подлежат зачислению на счет прибылей и убытков за исключением случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

После составления учетных записей остатки на счетах и в бухгалтерском балансе будут отражать сумму средств, которую предполагается получить в результате продажи или взыскания имущества в течение ограниченного периода, интересующую основных пользователей отчетности ¾ кредиторов и арбитражного управляющего.

Замещение активов должника в ходе конкурсного производства может быть произведено на основании решения собрания кредиторов в том случае, если за принятие такого решения выступят все кредиторы, чьи требования к должнику обеспечены залогом (п. 1,2 ст. 141 , ст. 115 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Цель проведения замещения - более полное удовлетворение требований кредиторов. Суть его заключается в том, что на базе имущества должника создается одно или несколько акционерных обществ (п. 1 ст. 115 Закона N 127-ФЗ). Если создаются несколько обществ, то активы должника распределяются между ними. Акции АО включаются в состав конкурсной массы должника и продаются на торгах или организованном рынке ценных бумаг (п. 5,6 ст. 115 Закона N 127-ФЗ).

Отметим, что замещение активов должника это не реорганизация. Между должником и АО возникают отношения учредителя и созданного им юридического лица.

Кстати, в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ сказано, что при замещении активов создаются открытые акционерные общества. Однако ГК РФ уже не предусматривает их деление на открытые и закрытые (ст. 97 ГК РФ). То есть в Законе N 127-ФЗ просто не учтены данные изменения.

Особенности принятия решения о замещении активов в ходе внешнего управления и в ходе конкурсного производства

Решение о проведении замещения активов должника может быть принято и в ходе процедуры внешнего управления. Его вводят для целей восстановления платежеспособности должника: акции включаются в состав имущества должника и продаются на торгах (п. 5 ст. 115 Закона N 127-ФЗ). При этом решение о замещении активов вправе принять уполномоченный орган управления должника, после чего проводится собрание кредиторов по вопросу о включении в план внешнего управления положения о замещении активов, и уже собрание принимает решение о включении в план замещения (п. 2 ст. 94 , п. 1,2 ст. 115 Закона N 127-ФЗ).

В ходе процедуры конкурсного производства в отличие от внешнего управления решение о замещении находится в ведении собрания кредиторов. Органы управления должника не вправе принять решение о замещении активов, поскольку их полномочия прекращаются с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ).

Вместе с тем, и в ходе конкурсного производства, и в ходе внешнего управления решение о замещении активов может быть принято только с согласия всех залоговых кредиторов. У них при замещении происходит замена предмета залога: право залога на имущество заменяется правом залога на акции созданного АО. Причем их стоимость должна быть пропорциональна стоимости имущества, которое было в залоге, а теперь внесено в уставный капитал АО (п. 7 ст. 115 Закона N 127-ФЗ).

Но независимо от того, принято ли решение о замещении активов в ходе внешнего управления или конкурсного производства, предварительно должна быть произведена инвентаризация имущества должника и его оценка.