Юридический адрес: новые правила и нюансы. Свежая судебная практика по вопросам местонахождения и адреса регистрации ооо при создании Место нахождения юл

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса

Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического лица. С помощью средств индивидуализации возможно выделение конкретного юридического лица из массы всех других организаций. Большое значение имеют такие средства индивидуализации юридического лица, как его наименование, место нахождения, деловая репутация. В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса, как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) употребляется выражение «место нахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юридическое лицо может располагаться и по другому адресу – фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий «место нахождения», «юридический адрес» и «фактический адрес» организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий «фактический» и «юридический адрес» не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Напоминаем, что фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение юридического лица по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения. Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица, то есть если фактический и юридический адреса не совпадают, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается. Соответственно, если три понятия: законодательно используемое понятие «место нахождение», «юридический адрес» и «фактический адрес», так сказать, совпадают, то проблем с представителями налоговых органов быть не должно.

Казалось бы, все просто – место нахождения юридического лица определено в ГК РФ. Однако, не все так однозначно: ведь многие не отождествляют понятие «место нахождения» с понятием «юридический адрес»! Когда-то практика выработала этот понятийный инструмент, однако до сих пор не поняла, как его применить и раскрыть его значение в однозначном смысле. Это понятие можно определить как своеобразную правовую фикцию. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное их место расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия – в другом районе). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я № 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия с целью проведения проверки.

Со временем понятие «юридический адрес» изжило себя, и сейчас его применение в большинстве случаев является обыденным названием законодательно используемого термина «место нахождение».

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме, по общему правилу определяется местом его государственной регистрации . Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 90 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 9 декабря 1999 года «О некоторых вопросах применения Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться статьей 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Однако, вместе с тем, следует учитывать, что анализ данной статьи допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности.

На сегодняшний день весьма спорным вопросом является вопрос о том, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. И, как обычно, позиции налоговых органов и судов расходятся. Так, налоговые органы считают, что место проживания генерального директора, являющегося постоянно действующим исполнительным органом организации, нельзя указывать в качестве юридического адреса. Согласно статьям 288 и 671 ГК РФ, жилое помещение (квартира) предназначено для проживания граждан. Размещение собственником в его жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после того, как жилое помещение будет переведено в разряд нежилых. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан. Место нахождения юридического лица – это место нахождения его органов. На основании этих положений налоговые органы считают, что место проживания генерального директора не может быть юридическим адресом, ведь генеральный директор – это исполнительный орган.

Однако многие суды такую позицию не поддерживают (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2008 года №А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу №А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 года №Ф03-А73/06-1/5349 по делу №А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрально округа от 15 мая 2006 года по делу №А54-9251/2005-С21). Суды требуют у налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Только в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, признается в зависимости от характера обязательства место нахождения кредитора или место жительства должника (статья 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров (статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе предприятия является одним из самых важных в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия «юридический адрес» законодательно употребляется понятие «место нахождения». Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию.

Ранее устанавливалось, что юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Так в пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» содержались предписания о том, что данные юридические лица должны иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса. Эти пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требуется обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица. Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой «до востребования» или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи. Согласно статье 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы «до востребования» или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового «до востребования» или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

В связи с тем, что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом, и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса организации адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего. Так, регистрирующие органы допускают указание в качестве почтового адреса организации места жительства ее единоличного исполнительного органа (например, генерального директора).

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождение неоднократно, законодательство этого не запрещает . Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается естественно недействительным в этом случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (подпункт 3.6.1 Приложения № 1 к Приказу МНС Российской Федерации от 3 марта 2004 года №БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И, кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится в пространстве старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в одну налоговую инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса складывается из двух этапов:

– подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации (смотрите пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

– снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой налоговой инспекции.

Смена фактического адреса – это повсеместное явление. При смене фактического адреса нужно лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех лиц, с которыми организация сотрудничает или собирается сотрудничать.

Сменить почтовый адрес намного проще, чем юридический и фактический вместе взятые. Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без оплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также всем контрагентам. Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении. Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Юридический риск Любые юридические проблемы влекут за собой колоссальные финансовые и эмоциональные потери. Когда наш фонд, покупавший серебро, распался, мы создали фонд недвижимости и начали покупать магазины. Купили хорошие объекты. Однако следующие несколько лет

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Почтовые вампиры Нет ли у вас приятелей, родственников или клиентов, буквально высасывающих из вас энергию своими электронными посланиями? Они никогда не отвечают на ваши письма ответами или утверждениями, предпочитая задавать все новые и новые вопросы? Заявляя о своей

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

13. Юридический статус Центрального банка: общая характеристика и ее особенностиСтатус Банка Россиизаконодательно определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Согласно Конституции РФ

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

15.7. ПОЧТОВЫЕ И ТЕЛЕГРАФНЫЕ РАСХОДЫ Плательщики единого налога могут уменьшить свои доходы на сумму почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг. Иными словами, налоговая база по единому налогу уменьшается на расходы организации по оплате услуг связи (подп. 18

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица 1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих

Из книги Бухгалтерское дело автора Бычкова Светлана Михайловна

6.2. Юридический анализ фактов хозяйственной жизни При делении фактов хозяйственной жизни по юридическому содержанию выделяют четыре классификации .1. В зависимости от правоотношений факты хозяйственной жизни подразделяются следующим образом: порождающие

Из книги Самоучитель биржевой торговли автора Сипягин Евгений

4. Список и адреса сайтов Информация дана вне порядка

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 6. В счет-фактуре указан фактический адрес местонахождения организации В своем письме от 07 августа 2006 года №03-04-09/15 Минфин России указал, что в счет-фактуре должен быть указан юридический адрес. Это вытекает прежде всего из Приложения №1 к Правилам ведения журналов

Из книги Аренда автора

Место нахождения, юридический, фактический и почтовые адреса Для эффективной деятельности юридического лица важен не только его имущественный статус. В целях обеспечения нормального гражданского оборота законодательством предусмотрена индивидуализация юридического

Из книги Институциональная экономика автора Одинцова Марина Игоревна

4.1. Юридический и экономический подходы к понятию «контракт» Понятие «контракт» занимает центральное место в институциональной экономической теории. Посредством контракта осуществляется передача прав собственности на блага. Что понимается под контрактом в

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ЮРИДИЧЕСКИЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ И ПОЧТОВЫЙ АДРЕСА В ГК РФ приведено понятие «место нахождения юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. Однако юридическое лицо может располагаться и по

Из книги Как организовать дистанционный бизнес? автора Шестакова Екатерина Владимировна

3.1. Как выбрать юридический адрес Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ.Юридический адрес может быть:?

Из книги Совершенная машина продаж. 12 проверенных стратегий эффективности бизнеса автора Холмс Чет

Орудие маркетинга № 2: адресные почтовые рассылки Если вы неплохо усвоили образовательный маркетинг (см. главу 4), то можете воспользоваться этим приемом для усиления эффекта от адресных почтовых рассылок. Возвращаясь к эпизоду с клининговой компанией, отметим, что ее

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Параметры адреса: базовые сведения В адресе вопросительный знак играет роль разделителя и указывает, где начинается строка запроса. Это часть адреса, которая содержит параметры, называемые также переменными. Символ & (амперсанд) применяется для того, чтобы в строке

Из книги Этикет бизнесмена. Официальный. Дружеский. Международный автора Бостико Мэри

Глава 8 АДРЕСА И ТИТУЛЫ Информация, приведенная в этой главе, послужит трем целям: она укажет вам, как рассаживать людей за столом, соблюдая правильный порядок; как адресовать письма всем - от королевы до самого обычного человека; как обращаться к различным людям разного

Общие положения, регламентирующие правовой режим места нахождения и наименования юридического лица , содержатся в 54 статье ГК. У каждой организации, вне зависимости от каких-либо критериев, должно быть название. Коммерческим предприятиям необходимо иметь фирменное наименование. Согласно 54 статье ГК РФ, место нахождения юридического лица и его название должны указываться в учредительной документации. Рассмотрим далее основные требования, которые предъявляются к этим сведениям.

Название

В 1 пункте ст. 54 ГК закреплено одно требование к наименованию юрлица: в нем должна быть указана организационно-правовая форма. Если законом предусматривается возможность образования вида юрлица, то в название включается указание только на соответствующий вид.

Наименование некоммерческой структуры должно содержать сведения о характере ее деятельности. Включение в название слов "Россия", "Российская Федерация" или производных от них допускается только в случаях, прямо закрепленных в законе, указах Президента, правительственных постановлениях или по разрешению, предоставленному в порядке, определенном Правительством.

В наименованиях юрлиц не могут использоваться сокращенные или полные названия федеральных госорганов. Исключения из этого правила устанавливаются в законе, президентских указах, правительственных постановлениях. Нормативными актами региональной власти может устанавливаться порядок использования в названиях юрлиц официального названия субъектов РФ.

Место нахождения юридического лица

В уставе организации должны присутствовать сведения, по которым ее можно идентифицировать. В их числе в первую очередь - наименование. Место расположения юрлица определяется по адресу нахождения его действующего постоянно.

У большинства компаний (АО, ООО, ОДО, унитарных предприятий, НКО) им является руководитель (директор, гендиректор, управляющий и пр.). Он, в отличие от коллегиальной исполнительной структуры фирмы, действует на постоянной основе без доверенности. Такое правило, в частности, закреплено в отношении 69 статьи ФЗ № 208. Как устанавливается в ст. 40 ФЗ № 14, единоличный орган юрлица может действовать от его имени без доверенности, а при отсутствии постоянно действующей исполнительной структуры ее функции могут передаваться иному органу. По решению собрания полномочия могут по договору предоставляться индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации либо лицам, наделенным правом действовать от имени компании без доверенности (к примеру, полным товариществам).

Пояснения ВС и ВАС

В Постановлениях Пленумов высших судебных инстанций разъясняется, что в ходе разрешения споров, касающихся определения места нахождения юридического лица , судам надлежит руководствоваться положениями 54 статьи и п. 2 ст. 4 ФЗ № 14. В соответствии с ними, адрес, по которому располагается фирма, определяется местом ее госрегистрации.

Вместе с этим следует учитывать, что Закон допускает изъятие из данного правила. В нормативном акте предусматривается, что в учредительной документации общества в качестве места нахождения может указываться адрес постоянного расположения структур управления или основное место ведения деятельности.

Жилое помещение

Местом нахождения юридического лица может выступать адрес, по которому постоянно проживает его руководитель. По 2 части 17 статьи ЖК допускается использовать жилье для ведения профессиональной или предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не ущемляет права и интересы иных лиц и требования, которым должно соответствовать помещение.

Вместе с тем при использовании квартиры или дома в качестве нежилого помещения по договору аренды могут возникнуть неблагоприятные последствия, которые связаны с налогообложением. Плата за пользование помещением, которое, на основании ГК, в качестве офиса использоваться не может, не учитываются при расчете налога с прибыли. В данном случае не исполняются положения 252 статьи НК.

Чтобы учесть расходы на аренду при расчете налога, необходимо, чтобы помещение, используемое в качестве офиса, имело статус нежилого. Согласно 3 пункту 288 статьи ГК, собственник вправе размещать предприятие, организацию, учреждение в объекте, переведенном из жилого в нежилой. Порядок изменения статуса помещения устанавливается ЖК.

В совместном Постановлении Пленумов ВАС и ВС от 1996 г. указано, что сделки, которые связаны с арендой, безвозмездным или иным, не обусловленным проживанием, пользованием жилыми помещениями, не переведенных в нежилые по правилам, закрепленным в ЖК, совершенные после вступления в действие ГК, признаются неосуществимыми на основаниях, указанных в Кодекса.

Прочие адреса предприятия

Они не обладают правовым значением. К прочим относят, в частности, почтовый адрес.

При государственной регистрации юридического лица контрольный орган вправе сверить информацию, присутствующую в заявлении и существующую в учредительной документации. Прочие адреса хозяйствующий субъект указывает самостоятельно по своему усмотрению. Однако проверка их достоверности не осуществляется.

В рамках как публичных, так и частных отношений корреспонденция должна направляться на реквизиты из выписки ЕГРЮЛ .

Обязанность плательщика

Согласно 23 статье НК, при изменении места нахождения юридическое лицо должно сообщить об этом в ИФНС письменно. Неисполнение данной обязанности влечет негативные последствия. В первую очередь, уполномоченный орган, лишившись достоверных сведений о месте нахождения юридического лица , утрачивает возможность осуществить контрольные функции.

На практике нередки ситуации, когда в учредительной документации указывается один адрес в качестве места нахождения, а другой - для приема корреспонденции. К примеру, у одной страховой компании в качестве места нахождения в уставе был указан г. Москва, а на фирменном бланке - г. Казань. Такое положение дел дезинформирует контрагентов и надзорные структуры. Минфин в одном из писем пояснил, что переписка со страховыми организациями должна вестись по адресу, указанному в учредительной документации. Прочие данные - уведомления о почтовом/фактическом адресе, реквизиты, приведенные на бланке, отличные от сведений, содержащихся в уставе, не должны приниматься во внимание.

Зачем необходимо знать место расположения?

Место нахождения юридического лица важно при определении места погашения обязательств, если оно не указывается в договоре или нормативном акте. Соответствующее положение закреплено в 316 статье ГК. Кроме того, существует общее правило определения подсудности: судебное разбирательство осуществляется по месту нахождения юридического лица - ответчика.

Как устанавливает 4 часть АПК, направляются по адресу, указанному участником спора, или по месту нахождения компании (ее обособленного подразделения) или адресу проживания физлица. Место расположения определяется адресом государственной регистрации юридического лица, если иное не закрепляется законодательством или учредительной документацией.

Нюансы

В законодательстве отсутствуют требования о предоставлении документов, удостоверяющих, что исполнительная структура общества действительно располагается по указанному адресу. Соответственно, отказ контрольного органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о факте постановки на учет компании, местом нахождения которой по документам является адрес учредителя, должен быть признан неправомерным. Поскольку основания для отказа отсутствуют, уполномоченный орган обязан завершить процедуру.

В Постановлении ФАС Центрального органа от 2006 г. подтверждается, что к заявлению о регистрации по месту нахождения юридическое лицо не должно прилагать бумаги, удостоверяющие отнесение объекта, адрес которого указан в качестве места расположения исполнительного органа общества, к нежилым. Налоговые структуры не вправе требовать от заявителей дополнительные доказательства и документы. Тем не менее за предоставление заведомо недостоверной информации заявитель должен быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Аналогичные последствия влечет несвоевременное уведомление юридическим лицом о смене места нахождения .

Данные ЕГРЮЛ

В РФ ведется Государственный реестр юридических лиц . В нем присутствуют сведения об образовании, реорганизации, а также иные данные о них. В Государственном реестре юридических лиц также содержатся документы, на основании которых были внесены соответствующие записи.

ЕГРЮЛ ведется в бумажном и электронном виде. В реестр включается информация о:

  • Полном и сокращенном (при наличии) наименовании организации.
  • Организационно-правовой форме.
  • Месте нахождения.
  • Адресе эл. почты.
  • Решении об изменении юрлицом его места нахождения.
  • Способе создания организации.
  • Участниках/учредителях, держателях реестров акционеров, номинальной стоимости и величине долей в капитале, принадлежащих хозяйствующему обществу и участникам, передаче долей либо их частей в залог, о другом их обременении, о лице, управляющем долей, переходящей по праву наследования.
  • Подлинниках или удостоверенных нотариусом копиях учредительной документации или информация о том, что субъект действует в соответствии с типовым уставом, утвержденным на основании федерального закона.
  • Правопреемстве - для юрлиц, образованных при реорганизации других фирм, для компаний, в учредительную документацию которых внесены изменения, связанные с реорганизацией, а также для прекративших свою работу после реорганизации.
  • Дате регистрации изменений учредительных бумаг или дате получения контрольным органом уведомления об их внесении.
  • Способе прекращения деятельности организации.
  • Начале процедуры банкротства, выполняемых в отношении организации соответствующих мероприятий.
  • Размере уставного капитала, указанного в учредительной документации.
  • Субъекте, обладающем правом действовать от лица организации без доверенности. Указываются ФИО, должность и (при наличии) ИНН.
  • Юридических лицах , находящихся в состоянии ликвидации.
  • Корпоративном договоре, определяющем пределы правомочий участников общества, непропорционально размерам долей в капитале, принадлежащим им.
  • Корпоративном договоре, устанавливающем ограничения и правила отчуждения долей.
  • Лицензиях, которые получило юридическое лицо.
  • ИНН , коде причины и дате постановке на учет в ИФНС.
  • Филиалах и представительствах.
  • Кодах по ОКВЭД.
  • Номере, дате регистрации организации в статусе страхователя в территориальном подразделении ПФР, исполнительной структуре ФСС.
  • Юрлицах, находящихся в состоянии реорганизации.
  • Процессе уменьшения уставного капитала.

Фирменное наименование

Оно выступает в качестве компании.

Фирменным наименованием считается название коммерческого предприятия, позволяющее отличать его от прочих участников оборота. В отношении него действует исключительное право, которое принадлежит только юрлицу и возникает при регистрации последнего.

Фирменное наименование обладает следующими признаками:

  • Не является необходимым критерий творчества.
  • Ключевое назначение наименования заключается в обеспечении индивидуализации организации.
  • Оно должно быть неизменным и постоянным. Наименование должно сохраняться и в случае перехода предприятия как объекта вещного права к другому субъекту, а также при отчуждении его акций, паев, долей в капитале. Изменения допускаются только посредством корректировки сведений в учредительной документации.
  • Наименование должно правдиво характеризовать организацию.
  • Исключительное право на название подлежит охране с момента госрегистрации предприятия. При этом специальных процедур для регистрации наименования не предусмотрено.
  • Право на фирменное название является, как правило, бессрочным. Оно действует до даты прекращения деятельности организации.
  • Право на фирменное название приобретает только юрлицо, являющееся коммерческим.
  • У компании может быть только одно название. Каждое юрлицо, имеющее статус коммерческой организации, может иметь одно полное и одно сокращенное наименование.
  • Исключительное право на название не может выступать в качестве предмета сделки.

Требования к фирменному названию

Они закреплены в разных нормах ГК. Согласно законодательству, в фирменном наименовании организации не могут присутствовать сокращенные или полные официальные названия:

  • зарубежных стран, производные от них слова;
  • межгосударственных союзов (к примеру, СНГ);
  • межправительственных, международных организаций;
  • общественных объединений.

В них также запрещено включать обозначения, не согласующиеся с общественными интересами, принципами морали и гуманности.

В фирменном наименовании унитарного госпредприятия может присутствовать указание на его принадлежность РФ или определенному субъекту России.

Важный момент

Как выше говорилось, использование в фирменном названии слов "Россия", "Российская Федерация", а также производных от них допускается при наличии разрешения. Оно выдается в порядке, определенном Правительством. В число производных слов входит понятие "российский" как на русском, так и иностранном языке в русской транскрипции.

Правила использования указанных терминов утверждены правительственным постановлением № 743 от 2005 г.

Дополнительное нормативное регулирование

Требования к фирменным названиям устанавливаются рядом федеральных законов. К ним, частности, относят ФЗ "О банках, банковской деятельности", "Об унитарных муниципальных и государственных предприятиях", "Об АО", "Об ООО", "О производственных кооперативах" и пр.

В 3 пункте 69 статьи ГК закреплено требование о том, что в фирменном названии полного товарищества должны присутствовать или имена (наименования) его участников и словосочетание "полное товарищество", или имя (наименование) одного/нескольких участников со словами "и компания" и "полное товарищество". В п. 3 113 нормы Кодекса предусмотрено, что в наименование унитарного предприятия необходимо включать указание на лицо, являющееся собственником имущества.

Согласно 4 статье ФЗ "Об акционерных обществах", у хозяйствующего субъекта должно быть полное и может быть сокращенное наименование на русском, а также полное/сокращенное название на языках народов РФ или иностранном языке. В полном названии должно содержаться указание на тип предприятия (закрытое или открытое).

В сокращенное наименование следует включать слова "закрытое (или открытое) акционерное общество" или аббревиатуру "ОАО", "ЗАО". В фирменном названии субъекта на русском и национальном языке народов России могут присутствовать иноязычные заимствования, представленные в русской транскрипции или транскрипции соответствующих языков народов РФ. Данное положение, однако, не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовой тип общества.

На основании 5 статьи ФЗ № 2383-1, в фирменном названии юрлица не могут присутствовать слова "товарная биржа" или "биржа", если оно не соответствует требованиям этого нормативного акта.

Исключительное право

Оно, в соответствии с 3 пунктом 1474 статьи ГК, заключается в запрете на использование одной организацией фирменного названия, тождественного наименованию другого юрлица либо схожего с ним до степени смешения. Данное правило действует, если эти фирмы ведут аналогичную деятельность и сведения о названии второго субъекта были включены в реестр ранее, чем информация о наименовании первого.

При реализации этого положения на практике судебным органам надлежит учитывать ряд нюансов. В первую очередь нужно принимать во внимание, что законодательство охраняет исключительное право на название организации, ранее другого включенного в ЕГРЮЛ. При этом момент начала деятельности обеих компаний значения не имеет.

Требование о прекращении использовать фирменное название, тождественное наименованию правообладателя либо схожего с ним, в отношении аналогичных видов деятельности, а также возместить убытки, причиненные этим, может заявлять исключительно правообладатель.

Орган, уполномоченный осуществлять госрегистрацию организаций, в соответствии с 5 пунктом 1473 статьи ГК, наделяется правом предъявить исковое заявление о понуждении к изменению названия только в случае, если оно не отвечает требованиям, закрепленным в п. 3 либо 4 указанной выше нормы. Другие субъекты не обладают правомочием направить требование о прекращении нарушений положений, предусмотренных пар. 1 76 главы ГК. При применении 1475 статьи Кодекса судебные органы должны учитывать, что эта норма не исключает возможности охраны в РФ прав на фирменное название иностранных организаций.

Заключение

При создании юридического лица крайне важно соблюсти все требования, закрепленные законодательством. Это обязательное условие для государственной регистрации. При уклонении от исполнения предписаний организация не будет поставлена на учет как хозяйствующий субъект. Соответственно, ее деятельность будет считаться незаконной.

Для обеспечения надлежащего контроля сведения об организациях вносятся в ЕГРЮЛ. Особое значение среди них имеет место нахождения компании. Об изменении этого адреса предприятие обязано сообщать контрольному органу. Уведомление должно быть направлено в письменном виде. В случае неисполнения данного предписания к юридическому лицу могут быть применены санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать "город Москва" или "городской округ Химки, Московская область" (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ . Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений "юридического адреса" и "фактического адреса" организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия "место нахождения" и "адрес" организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является "юридическим", а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – "фактическим".

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1 , п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Судебная практика по спорным вопросам местонахождения и адреса регистрации ООО при создании

Судебные споры, касающиеся местонахождения ООО и адреса его гос. регистрации, затрагивают следующие вопросы:

Местонахождение юридического лица, в том числе и общества с ограниченной ответственностью, определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Госрегистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия последнего - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, который указан в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по этому адресу, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по такому адресу.

На практике часто возникают ситуации, когда в качестве адреса места нахождения общество указывает адрес лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, или учредителя общества.

В связи с этим возникает вопрос: возможно ли в качестве места нахождения общества указывать место жительства лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, и (или) учредителя общества?

Суды придерживаются позиции, что место нахождения и адрес общества с ограниченной ответственностью могут быть определены исходя из адреса места жительства учредителя общества и (или) лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества. Например, в пользу учредителя, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, были вынесены решения по делам N А82-4788/2005-1, N А51-894/2009, N А56-32723/2013.

В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 отмечается, что «регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности».

Причем выразить мнение об отказе в регистрации общества собственнику необходимо в активной форме. Так, довод инспекции об отсутствии согласия собственника на использование жилого помещения в качестве адреса местонахождения юридического лица, сделанный на основании отсутствия соответствующего согласия, обоснованно признан судом ошибочным, поскольку неодобрение указанных действий должно быть выражено в активной форме. По материалам дела было установлено, что собственнику было известно о том, что в качестве места нахождения общества указан адрес, по которому находилась принадлежащая ему жилая квартира; он давал согласие учредителю на использование адреса квартиры в качестве юридического адреса общества; от инспекции в его адрес никаких запросов относительно регистрации юридических лиц по адресу квартиры не поступало.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 23.09.2011 N ПА-21-6/293, в соответствии с положениями пункта 2, статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 8 Закона о госрегистрации возможна государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя.

Ссылка на положения ГК РФ о том, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое, а также что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан, обоснованно не принимается судами первой и апелляционной инстанции во внимание, поскольку данные нормы не регулируют отношения по регистрации юридических лиц, а определяют порядок использования жилых помещений, в связи с чем не подлежат применению при рассмотрении таких споров.

Действующее законодательство предоставляет возможность регистрировать юридическое лицо по месту нахождения (месту жительства) лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, и не являющегося собственником помещения.

Так, на основании материалов дела N А68-901/2012 по адресу, указанному в заявлении о государственной в качестве места нахождения общества, находилось жилое помещение, собственником которого являлся Иванов, а Петров, учредитель компании, не обладал правомочием распоряжаться им по своему усмотрению. Но т.к. Петров был зарегистрирован по этому адресу и согласно гарантийному письму Иванов предоставил в качестве адреса (места нахождения) исполнительного органа ООО принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по адресу, суды правильно указали, что у регистрирующего органа не было правовых оснований отказать в осуществлении государственной регистрации юридического лица.

Условия признания недостоверным адреса общества с ограниченной ответственностью при создании

Несмотря на то, что федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений относительно того, на каких основаниях адрес юридического лица может быть признан недостоверным и что конкретно можно квалифицировать как недостоверные сведения об адресе, анализ судебной практики позволяет выявить некоторые случаи, когда адрес общества признавался недостоверным.

Из судебной практики следует вывод, что если заявитель не представил в регистрирующий орган сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом будет осуществляться по заявленному адресу, последний признается недостоверным при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств :

Указанный адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

Указанный адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

Указанный адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

Указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

По указанному адресу расположен объект, собственник которого (или иное уполномоченное лицо) представил заявление о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по данному адресу.

Так, если регистрирующий орган установит, что по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации в качестве места нахождения общества, находится жилое помещение, в котором учредитель (физическое лицо) не зарегистрирован, фактически не проживает, прав на которое не имеет, то в регистрации будет отказано.

Также адрес общества признается недостоверным, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу. Например по делу N А60-26503/2007-С9 в ходе рассмотрения заявления инспекцией был проведен осмотр (обследование) адреса, указанного заявителем в качестве места нахождения юридического лица. В ходе обследования было установлено, что по названному адресу находится учебный корпус N 3 государственного университета, общество в данном здании не располагается, договор аренды с ним не заключался, следовательно, адрес был признан недостоверным и в регистрации было отказано.

Адрес общества признается недостоверным в случае, если помещение по данному адресу используется по договору аренды другим юридическим лицом, которое не может передать указанное помещение в субаренду. В частности, по делу N А16-76/2008 спорное помещение по договору аренды использовалось другим юридическим лицом, условия договора, о которых на момент обращения учредителя с заявлением регистрирующему органу было известно, не допускали возможности передавать арендуемое нежилое помещение как в целом, так и частично в субаренду или пользование третьим лицам. Доказательств, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным помещением, в порядке статьи 65 Кодекса суду не представлено. Таким образом, учредителю общества было обоснованно отказано в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду. Например, по делу N А40-102201/10-92-520 было принято решение об отказе в регистрации юридического лица, т.к. согласно договора аренды нежилого помещения арендатор имел право сдачи помещений в субаренду или безвозмездное пользование только с согласия арендодателя, а в материалах дела отсутствует согласие собственника на сдачу в субаренду регистрируемому обществу этого помещения, и представителями сторон в суде кассационной инстанции на обозрение суда кассационной инстанции доказательства представлены не были.

Адрес общества также признается недостоверным, если регистрирующим органом установлено, что отсутствует согласие собственника на совершение регистрационных действий в отношении помещения (здания), которое находится по адресу, указанному в заявлении о госрегистрации. Так, в решении по делу N А40-117976/10-130-721 суд указал на следующее: от арендатора поступили письменные объяснения о том, что каких-либо обязательств по предоставлению регистрируемому обществу помещений в арендуемом им здании он на себя не принимал. Кроме того, невозможно установить, кем подписано представленное заявителем гарантийное письмо, выданное арендатором здания, которое расположено по адресу, указанному в качестве места нахождения общества.

Адрес общества признается недостоверным, если в здании по адресу, указанному в заявлении, отсутствует обозначенное в заявлении помещение и само здание используется другими юридическими лицами. Например, по делу N А60-4370/2008-С5 в результате проведенной регистрирующим органом проверки достоверности сведений, содержащихся в заявлении о государственной регистрации, было установлено, что по указанному в заявлении адресу расположено четырехэтажное офисное здание, в котором отсутствует офис N 7, находящиеся в здании помещения используются другими юридическими лицами.

Адрес признается недостоверным, если общество не находится в помещении по указанному в заявлении адресу и собственник помещения отрицает факт выдачи гарантийного письма. К примеру в деле N А73-9188/2010 по результатам осмотра регистрирующим органом не был установлен факт нахождения общества по указанному адресу, а также на основании письма собственника, отрицавшего факт выдачи гарантийного письма заявителю, инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации.

Адрес общества признается недостоверным, если учредителю общества принадлежит не все здание, находящееся по указанному адресу, а только квартира в нем. В деле N А41-18740/12 суд, делая вывод о несоответствии адреса общества адресу единственного участника, исходил из того, что в заявлении, решении и уставе указаны улица и номер дома, в то время как учредителю принадлежит не весь дом, а только квартира в нем.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом большого количества юридических лиц, в отношении которых имеются сведения о невозможности связаться с ними. Так, по материалам дела N А49-6717/2014 учредителем в период 2011 - 2014 годов было зарегистрировано более 15 юридических лиц по одному и тому же адресу. Созданные заявителем организации, зарегистрированные по спорному адресу, не осуществляли финансово-хозяйственную деятельность и не платили налоги. Таким образом, налоговый орган правомерно пришел к выводу о недостоверности заявленного адреса, этот адрес был указан заявителем без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Адрес общества признается недостоверным, если отсутствуют документы, подтверждающие согласие собственника на сдачу помещения в субаренду; площадь помещения не позволяет разместить в нем постоянно действующий исполнительный орган общества, поскольку по указанному адресу зарегистрировано еще несколько юридических лиц (данный адрес является адресом "массовой регистрации"). В деле N А76-6880/2012 суд принял во внимание, что в помещении площадью 18,6 кв. м, адрес которого указан в заявлении о госрегистрации в качестве места нахождения общества, зарегистрировано несколько юридических лиц. Поэтому суды пришли к выводу о том, что указанное место нахождения общества является "адресом массовой регистрации", используемым лишь в целях обеспечения государственной регистрации юридических лиц без действительной цели его использования для ведения деятельности, расположения органов управления.

Адрес общества признается недостоверным, если он является адресом "массовой регистрации" и в представленном в регистрирующий орган заявлении указан не полностью (отсутствует номер помещения (офиса)). Основываясь на материалах дела N А12-1385/2015 суд сделал вывод, что отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса, как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и, т.п.), и номер данного помещения, сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.

Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).

Однако отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным. Согласно судебной практике отсутствие почтового индекса не свидетельствует о недостоверности представленных сведений о местонахождении юридического лица. Неуказание индекса может свидетельствовать о неполноте информации, но не о ее недостоверности. Присвоение индекса не зависит от воли заявителя, и он может быть определен на основании общедоступных информационных ресурсов.

Адрес общества признается недостоверным, если в уставе общества и заявлении по форме N Р11001 указан адрес без конкретизации номеров помещений, которые предоставлены обществу в аренду. Так, если обществом в заявлении по форме Р11001 на государственную регистрацию ООО указывается неполный адрес места нахождения общества, при том условии, что форма Р11001 заявления предусматривает такую возможность детализации адреса, регистрирующий орган может рассмотреть данное заявление как заявление с недостоверными сведениями об адресе места нахождения юридического лица и отказать в регистрации.

На практике встречаются ситуации, когда для осуществления государственной регистрации общества при создании регистрирующий орган требует представить правоустанавливающие документы на помещение по адресу, указанному в заявлении в качестве его места нахождения. Статья 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ не обязывает общество представлять такие документы, а ст. 9 запрещает регистрирующему органу требовать документы, не предусмотренные данным Законом.

Таким образом, регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества. Более того, по смыслу пункта 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица последнее не считается созданным, в связи с чем не вправе совершать сделки, в том числе заключать договоры аренды недвижимого имущества.

Так, в решениях по делам N А46-19027/2009, N А05-3092/2010 и N А56-18334/2008 суд не нашел оснований, по котором инспекция отказала в регистрации юридического лица: в полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности, не предусмотрено такое основание отказа в государственной регистрации, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Однако с 01.01.2016 при госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения юрлица, в отличие от госрегистрации юрлица при создании, необходимо представлять правоустанавливающие документы. Так, согласно абз. 3 п. 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ) к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юрлица должны быть приложены документы, подтверждающие право пользования объектом недвижимости (его части), расположенным по адресу, который относится к месту нахождения, указанному в решении об изменении места нахождения юрлица.

Таким образом, все еще не утихают споры между налоговыми органами и учредителями юридических лиц по поводу указания места нахождения общества при его регистрации. В большинстве случаев при указании в качестве места нахождения и адреса общества места жительства единоличного исполнительного органа или учредителя общества суд на стороне заявителя, даже если помещение не принадлежит заявителю на праве собственности.

Однако в некоторых случаях адрес общества могут признать недостоверным. Зачастую это происходит, когда адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, если отсутствует договор аренды помещения по этому адресу или в заявлении на регистрацию адрес указан не полностью (отсутствует номер помещения или офиса). Отметим, что отсутствие сведений о почтовом индексе общества в заявлении по форме N Р11001 не является основанием для признания адреса общества недостоверным.

Много споров возникает и в случае, когда регистрирующий орган требует предоставления дополнительных документов. В данном вопросе суды пришли к выводу, что регистрирующий орган не вправе требовать представления правоустанавливающих документов на помещения, расположенные по адресу общества.