Организационно-правовые основы налоговых проверок. Что такое требование об уплате налога

Налогового кодекса РФ регулируют обязанности по уплате налогов налогоплательщиками. Если оплата поступает не полностью, это будет являться основанием для отправки налогоплательщику налоговыми органами требования об уплате задолженности по налогу .

Данное положение указано в 69 статье Налогового кодекса. Руководствуясь этой статьёй инспектор налоговой службы направляет письменное уведомление о пропуске сроков по уплате задолжавшему налогоплательщику. Такое требование одинаково касается как граждан, так и юридических лиц.

Требование направляется по месту жительства налогоплательщика в виде письменного извещения по почте. Оно должно в себе содержать следующие данные:

  • факты, дающие основания для направления требования;
  • содержание самого требования, поясняющее какую сумму и в какие сроки следует оплатить задолжавшему лицу;
  • данные о местоположении налогоплательщика;
  • информация о налоговом органе, направившем это требование.

Основания для направления требования возникают при проверке налоговым органом и обнаружении у конкретного лица задолженности по налоговым отчислениям либо пропуске сроков уплаты.

Можно выделить два основных положения , руководствуясь которыми, налоговые органы направляют требование задолжавшему лицу:

  1. Если лицо не исполнило либо ненадлежаще исполнило обязанности, связанные с уплатой налогов.
  2. При вступлении в силу законного решения в отношении лица, которое нарушило налоговое законодательство.

Сам порядок регулируется пунктами 5 и 6 статьи 69. По ним налоговые органы имеют право выбрать вид в каком будет представлено извещение задолжавшему налогоплательщику. К таким видам относятся:

  1. Личное вручение под расписку физическому лицу или представителю юридического лица, если это организация.
  2. Заказным письмом по почте . Такое требование будет считаться полученным после 6 дней со дня его отправки налоговыми органами.
  3. Отправка электронной версии письма по сети интернет.

Наиболее распространённым способом извещения о задолженности является отправка заказного письма по месту регистрации физического или юридического лица.

Для упрощения процедуры, а также сокращения сроков получения извещения, налогоплательщикам представляется возможность зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и завести личный кабинет. Это позволит оперативно получать всю информацию, которая касается уплаты налогов.

Сроки

Сроки, в течение которых налоговым органам необходимо направить извещения налогоплательщикам, регулируются статьями , 101.3 и 101.4 Налогового кодекса.

В них указан общий срок направления требования об уплате выявленной задолженности по результатам проверки. Он фактически исчисляется со дня обнаружения неуплаты и не может быть более трех месяцев.

В случае, если задолженность, образовавшаяся из-за неуплаты, будет выявлена в результате или камеральных проверок, то извещение согласно статье 101.3 будет направлено в течение 10 дней. Тот же срок будет относиться к случаям, когда лицо будет привлечено к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Если извещение будет направляться задолжавшему лицу при помощи средств для телекоммуникационных связей, то срок будет составлять 90 дней.

В пункте 4 статьи 69 прописаны минимальные сроки исполнения требований, которые должны устанавливать работники налоговой службы, направляя извещения для добровольной оплаты выявленной задолженности. По общему правилу срок уплаты составляет 10 календарных дней с момента получения требования.

Если уведомление направляется по телекоммуникационным каналам связи, тогда срок для физических лиц будет составлять 30 дней, для юридических лиц — 20 дней.

После оплаты задолженности в отмеченный срок, обязательство будет считаться исполненным.

Способы обеспечения исполнения обязанностей

Способами обеспечения являются правовые действия, направленные на то, чтобы стимулировать налогоплательщика оплатить образовавшуюся у него задолженность. В случае если лицо такую возможность игнорирует, то налоговые органы могут взыскать задолженность в принудительном порядке.

Все эти действия по обеспечению исполнения обязанностей делятся на две группы :

  1. Ограничение.
  2. Общее применение.

К первой группе относятся такие действия, как:

  • поручительство за налогоплательщика;
  • внесение в залог имущества налогоплательщика.

Такие способы применяются, если задолжавшее лицо получило от налоговой службы отсрочку по уплате, рассрочку или налоговый кредит. Имущество либо поручительство будет считаться обеспечением исполнения данного налогового обязательства.

Ко второй группе относятся следующие действия:

  • ограничение операций по счёту в банке задолжавшего лица;
  • пеня;
  • наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Налоговая служба прибегает к таким методам исполнения обязательств в случаях, когда лицо не исполняет указанных требований. Наложение ареста на имущество налогоплательщика наступает только в случае, если на его банковских счетах, попавших под ограничения, отсутствует необходимая сумма для уплаты задолженности перед налоговой службой.

Налогоплательщик может использовать меру по залогу своего имущества для изменения сроков уплаты задолженности. В таких случаях, он может предоставить любое имущество в соответствии с Гражданским кодексом, на которое может устанавливаться залог.

Что делать, если пришло требование из налоговой, можно узнать из данного видео.

Уплата недоимки по страховым взносам

Как и Налоговая служба, так и Фонд социального страхования вправе требовать с неплательщика погашения образовавшейся у него задолженности. С 2017 года уплата страховых взносов попала в поле деятельности налоговых органов.

Контроль за осуществлением страховых взносов от несчастного случая остался в ведении у фонда соц. страхования. Все действия по своевременной оплате теперь регулируются 34 главой Налогового кодекса. Все эти меры касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, которые согласно Российскому законодательству обязаны отчислять положенные страховые взносы.

Порядок направления требования у фонда такой же, как и у налоговой службы. В течение 90 дней со дня обнаружения в ходе проверки задолженности по уплате, плательщику направляется письменное извещение с требованием уплатить образовавшуюся задолженность. Он, в свою очередь, в течение 10 календарных дней со дня получения требования обязан закрыть задолженность перед фондом.

Если это не произошло и сроки уплаты были пропущены, то ФСС выносит решение, на основание которого происходит принудительное взыскание денежных средств задолжавшей организации через её банковские счета.

Если на банковских счетах не будет хватать средств для погашения задолженности, фонд имеет право наложить арест на имущество организации в целях дальнейшей реализации и покрытия суммы задолженности.

Пропуск сроков страховых выплат и отказ от уплаты задолженности несет не только материальный ущерб организации. Репутация при возникновении такой ситуации тоже значительно страдает. В дальнейшем велика вероятность получения отказа от банков на получение кредита.

Обжалование

В случае, если налогоплательщик не согласен с полученным извещением о требовании по уплате налога, он может в течение одного года со дня получения подать письменную жалобу в налоговую инспекцию.

Процедура обжалования проходит в основном в досудебном порядке. Если разногласия не были решены, то налогоплательщик вправе обратиться с иском в суд для дальнейшего разбирательства.

Если от Налоговой службы, находящейся в регионе, где была подана жалоба, пришёл отказ, то плательщик может обжаловать его в вышестоящем органе, подав апелляционную жалобу. Вышестоящий орган обязан рассмотреть поданную жалобу в течение 30 дней. Если для вынесения решения будет необходимо сделать запрос на получение документов от региональной службы, то процесс может быть продлён ещё до 15 дней.

На основании полученных данных вышестоящий налоговый орган либо принимает жалобы, либо отменяет её. Помимо этого, может быть вынесено решение по изменению содержания жалобы или выдвинуто новое решение по требованию или его отмене.

Недостатки оформления

Недостатки при оформлении требования по уплате налога к налогоплательщику являются нарушением правил, которые будут являться основанием для подачи жалобы и изменением решения. К таким нарушениям правил оформления и доставки извещения можно отнести :

  • отсутствие уведомлений со стороны налоговых органов о наличии задолженности у налогоплательщика, а также о начале процесса принудительного исполнения обязательств к нему;
  • отсутствие минимального срока, который должен назначать налоговый орган для добровольного погашения задолженности плательщиком;
  • нарушение условий по порядку вручения извещения с требованием.

Все перечисленные нарушения имеют весомое основание для обращения с письменной подачей жалобы в региональную налоговую инспекцию. Если одно из правил было нарушено, то будет принято решение, по которому условия требования будут изменены либо оно будет отменено вовсе.

Чем грозит просрочка по налогам? Узнайте из выпуска новостей.

Статья 69. Требование об уплате налога и сбора

1. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога и сбора

1. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.

Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога и сбора

В случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

В соответствии с п. 1 ст. 32 части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу требование об уплате налога и сбора.

Требование об уплате налога и сбора – ненормативный акт, посредством направления которого налоговые органы информируют налогоплательщика о своих претензиях к нему.

Указанное требование должно соответствовать правилам гл. 10 НК РФ.

Применение требования об уплате налога со стороны налоговых органов направлено на скорейшее исполнение налогоплательщиком (иным обязанным лицом) своих обязанностей и пресечение ненадлежащих действий (бездействия) обязанных лиц. Путем направления требования налоговые органы информируют налогоплательщиков о своих претензиях к ним. Таким образом, требования выполняют пресекательные, предупредительные, информационные и организационные функции.

Одним из важных свойств таких требований является их юрисдикционный характер, поскольку в них содержится оценка правомерности действий (бездействия) налогоплательщиков. Обязанности налоговых органов, касающиеся требований об уплате налогов, прямо вытекают из их основной функции – проведения налогового контроля.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (ст. 69 НК РФ).

В этом определении выделяются следующие признаки:

1) основание требования;

4) его адресат;

5) налоговый орган, обязанный направить требование.

Основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога служит наличие у налогоплательщика неисполненной обязанности уплатить налог. Такая обязанность возникает и прекращается в соответствии со ст. 44 НК РФ. Она начинает существовать с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Такая обязанность считается исполненной только в том случае, если налогоплательщик исполнил ее в срок, установленный законодательством. Поэтому неисполнением данной обязанности следует также считать нарушение соответствующих сроков уплаты налогов и уплату налога не в полном объеме (частичное исполнение обязанности).

Моментом исполнения обязанности по уплате налога в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ считается момент предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Если налог уплачивается наличными денежными средствами, таким моментом считается момент внесения денежной суммы в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации. Если требования ст. 45 НК РФ не соблюдены, то это позволяет говорить о неисполнении обязанности по уплате налога.

После возникновения момента, с которого обязанность по уплате налога считается неисполненной полностью либо исполненной частично, у налоговых органов появляется право направить налогоплательщику требование об уплате налога. Это в свою очередь накладывает определенные обязательства и на законодателя, который в соответствующих законах должен указать четкие сроки уплаты налога, так как любой налог считается установленным только в том случае, когда среди прочего определены порядок и сроки его уплаты.

Привлечение к ответственности налогоплательщика или иного обязанного лица за нарушение законодательства о налогах и сборах не может служить поводом к отказу направить налогопла­тельщику требование об уплате налога. В свою очередь сам налогоплательщик, отказывающийся выполнить требование об уплате налога, не может ссылаться на факт привлечения его к ответственности в качестве обоснования своих действий (бездействия).

Применительно к юридическим лицам данное правило действует также независимо от того, привлечена ли к ответственности эта организация или ее руководители.

Под ответственностью в НК РФ понимаются любые формы юридической ответственности, применяемые для охраны налоговых отношений, а именно административная и уголовная ответственность.

Требование об уплате налога оформляется в виде письменного извещения – официального документа, направляемого уполномоченным налоговым органом и содержащего установленную законом информацию. Устные требования об уплате налога, исходящие от должностных лиц налоговых органов, не могут иметь юридического значения. Форма требования утверждается Государственной налоговой службой РФ.

К юридическим относятся:

1) данные об основаниях взимания налога;

Общие основания взимания налогов установлены в ст. 3 НК РФ. Применительно к конкретным налоговым правоотношениям такими основаниями являются обстоятельства (юридические факты), предусматривающие уплату данного налога или сбора. При этом по смыслу Налогового кодекса к ним относятся не только традиционные юридические (например, заключение договора), но и экономические основания (предусмотрены в п. 1 ст. 38 НК РФ), наличие которых позволяет говорить об обязанности налогоплательщика по уплате налога в соответствии с законодательством. Отсутствие таких оснований делает требование об уплате налога ненадлежащим.

Фактические данные, содержащиеся в требовании об уплате налога, выявляются в ходе контроля за соблюдением законодательства о налогах (сборах) и охватывают сведения о:

1) сумме задолженности по налогу;

2) размере пеней (исчисляется на момент направления требования);

3) сроке уплаты налога в соответствии с законодательством об уплате налога или сбора;

4) сроке исполнения требования налогового органа;

5) мерах обеспечения, подлежащих применению в случае неисполнения требования.

Требование об уплате налога адресуется налогоплательщику или иному обязанному лицу. Налогоплательщиком является организация или физическое лицо, которое обязано уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). Налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа и не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими свои служебных обязанностей. Под иными обязанными лицами по смыслу Налогового кодекса следует понимать, прежде всего, налоговых агентов. В соответствии со ст. 24 НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. При этом налоговые агенты имеют тот же правовой статус, что и налогоплательщик (за исключением предусмотренных Налоговым кодексом случаев).

Налоговые органы вправе направить вышеперечисленным лицам требование, обязывающее их уплатить (перечислить) в установленный срок неуплаченную сумму налога и пени. Указанные сведения и предписания составляют содержание требования об уплате налога.

Требование об уплате налога или сбора может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования (например, путем отправки заказного письма с уведомлением о вручении). С момента направления надлежащему налогоплательщику требования об уплате налога исчисляется срок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Требование об уплате налога и пени, выставленное на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности (п. 4 ст. 101 НК РФ) и не врученное налогоплательщику в связи с его умышленными действиями, считается полученным налогоплательщиком (его представителем) по истечении шести дней после его отправки заказным письмом.

Уклонение адресата от получения требования обязывает должностных лиц налогового органа составить соответствующий акт и зафиксировать в нем факт уклонения. Данный акт имеет двоякое правовое значение. С одной стороны, акт является письменным доказательством при рассмотрении дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах, с другой стороны, дата его составления признается датой направления требования.

Налоговый орган, который обязан направить налогоплательщику или иному обязанному лицу требование об уплате налога, определяется в соответствии с п. 5 статьи 69 НК РФ. За основу берется место учета налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 83–86 НК РФ).

Порядок направления требования об уплате налога распространяется и на отношения, связанные с налогами, подлежащими уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Платежи, уплачиваемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, указаны в ст. 13 НК РФ и ст. 110–116 ТК РФ. В частности, к ним относятся таможенная пошлина, таможенные сборы и акцизы. Требование об уплате таких налогов (сборов) может быть направлено таможенными органами только тем налогоплательщикам, которые обязаны их уплачивать.

По своей правовой природе требование об уплате налога является ненормативным актом (юридическим фактом). Такие правовые акты, содержащие распорядительное действие, носят индивидуальный характер, т.е. устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. В отличие от нормативных актов они не устанавливают правовые нормы. Из этого следует, что указанные требования об уплате налога (сбора) могут быть признаны судом недействительными в случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ требования налоговых органов можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Разумеется, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Административный порядок обжалования требований регламентируется в ст. 137–142 НК РФ.

Срок направления налогоплательщику (иному обязанному лицу) требования об уплате налога установлен в Налоговом кодексе и не может быть произвольно изменен (сокращен или продлен) налоговым органом. Требование направляется не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога, который указывается в законодательстве о налогах и сборах (если иное не предусмотрено в Налоговом кодексе). Момент, с которого требование об уплате налога (сбора) может быть направлено налогоплательщику, определяется с учетом истечения законного срока уплаты налога (сбора) и возникновением неисполненной обязанности по уплате налога. Данное правило позволяет заблаговременно проинформировать налогоплательщика о неуплаченной им сумме налога (сбора) и об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок.

В случае если требование выставляется в соответствии с решением налогового органа по итогам налоговой проверки, оно направляется налогоплательщику (иному обязанному лицу) в десятидневный срок с даты вынесения решения по итогам проверки.

Несоблюдение сроков налоговыми органами не освобождает их от обязанности направить требование об уплате налога (сбора). Кроме того, несоблюдение сроков налоговыми органами не может служить основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога и (или) сбора.

Если обязанность налогоплательщика (плательщика сборов) по уплате налогов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан уточнить требование к налогоплательщику и направить ему новое (уточненное) письменное извещение. Это новое требование будет иметь юридическое значение. Сроки исполнения измененной обязанности по уплате налога (сбора) следует исчислять с момента направления налогоплательщику уточненного требования. Это связано с тем, что содержание требования, т.е. его ключевая правовая характеристика, изменилось.

1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.

3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.

Элементы -1-0 из 0.

Отменяется ли налоговое требование, если неверно указано название налога?

Налоговое требование извещает плательщика о том, что у него образовалась задолженность. Оно отправляется налоговой службой в виде документа, в котором указан срок погашения налогового долга.

Ст 69 НК РФ не отвечает на вопрос о том, будет ли считаться документ действительным, если в нём неверно указано название самого налога. Поэтому законодательство в этом спектре толкуется по разному. Есть две противоположные судебные позиции.

Приверженцы первой считают, что налоговое требование должно быть заполнено правильно. Если в нём указано недостоверное наименование налога, то это признаётся нарушением. Налоговое требование, выставленное с нарушением, подлежит отмене.

Приверженцы второй позиции считают неверное название налога недостаточным основанием для отмены налогового требования, признавая важным лишь сам факт наличия недоимки перед Налоговой службой.

Итак, судьи не едины во мнениях, поэтому свою правоту при возникновении спора сторонам придётся доказывать.

Можно ли признать недействительным требование, в котором неправильно указан адрес плательщика?

По п 1 ст 69 НК РФ налоговое требование - это извещение, направленное плательщику, в котором говорится о его долге по налогам и необходимости уплатить его в определённый срок.

В Налоговом кодексе нигде не указано, что именно в самом требовании об уплате налога должен быть написан адрес плательщика налога. Но при этом ФНС РФ утверждена форма требования об уплате налога, штрафа, пени и процентов, которая содержит графу для указания адреса налогоплательщика - организации или ИП.

Сложно поспорить вот с чем: чтобы иметь возможность добровольно и в срок выполнить налоговое требование, плательщику нужно его получить. Поэтому оно должно быть отправлено по нужному адресу. При этом направление по почте - не единственный метод доставки требования. По п 6 ст 69 НК РФ оно может быть передано также и лично под расписку, и в электронной форме.Когда требование отправляется по почте заказным письмом, оно считается полученным адресатом в течение 6 дней после отправки.

В самом требовании может быть написан неверный адрес, но, если это не повлияло на его получение плательщиком в срок, то, по мнению некоторых судей, такого основания недостаточно для отмены требования. Факт неверного указания адреса не имеет юридического значения, если требование находится на руках у налогоплательщика, и у него есть время на добровольное его исполнение.

Недействительным требование с неверно указанным адресом может быть признано лишь тогда, когда плательщик лишился возможности это требование получить. Работники налоговой службы, должны исполнять свои обязанности, строго соблюдая требования НК РФ и ФЗ о налогах и сборах. По мнению большинства судов, если требования направлены ненадлежащим образом, то и обязанности у плательщика уплатить сумму по этому требованию не возникает. Порядок направления требования утвержден и ст 69 НК РФ. Если этот порядок нарушен, то неверным будет и решение о принудительном взыскании, вынесенное налоговым органом.

Требование об уплате налога — одна из мер, применяемых налоговиками к неплательщику. Какая должна быть задолженность для получения этого требования и какими последствиями может обернуться неуплата налога, читайте в материалах нашей .

26.08.17 ВС РФ: отсутствие сведений о счетах не дает фондам оснований сразу начинать взыскание недоимки с имущества

26.08.17 Вправе ли фонды обратить взыскание на имущество страхователя без предварительного обращения на денежные средства?

05.07.17

05.07.17

18.05.17

20.03.17

29.11.16

07.11.16

30.09.16

05.07.17 Недоимка по налогам может быть списана с депозитного счета

05.07.17 С 08.07.2017 действует новый формат постановления о взыскании налогов

18.05.17 Обновлен порядок рассылки электронных требований налоговиками

20.03.17 Обновлены формы «налогового» требования и других документов, которые используются для взыскания недоимки

29.11.16 В требовании не указан период начисления пеней - оплачивать ли их?

07.11.16 Требования по взносам будут выставляться по «налоговым» правилам

30.09.16 Требовать уплатить налог вне проверки налоговая не вправе

05.09.16 Форма требования об уплате налогов изменится

22.07.16

Что такое требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа?

Согласно НК РФ у налогоплательщика есть обязанность вовремя и в полном размере платить налоги и сборы. Сроки перечисления платежей в бюджет зависят от вида налога или сбора, нюансов местного или регионального законодательства, категории налогоплательщика.

Физлица платят налоги по данным уведомлений ФНС, рассылаемых Почтой России. Для удобства граждан такие уведомления содержат не только размер налогооблагаемой базы и ставку, но и срок, до которого нужно перечислить налог. Например, за 2016 год личные имущественные налоги гражданин должен заплатить до 1 декабря 2017 года. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ письмо из инспекции должно прийти не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Предприниматели по личному имуществу платят налоги по правилам, установленным для обычных граждан. А вот по налогам за бизнес самостоятельно рассчитывают суммы к уплате соответственно выбранному налоговому режиму. Сроки уплаты для каждого налога и спецрежима установлены Налоговым кодексом. Например, если ИП работает на ОСН, то годовую декларацию за прошедший год по подоходному налогу ему нужно сдать до 30 апреля следующего года. В этот же срок он должен заплатить и НДФЛ с предпринимательской деятельности.

Юрлица отчитываются по налогам и сборам также самостоятельно: сдают в налоговый орган отчетность и платят налоги и сборы. Кроме того, по некоторым налогам компания должна в установленный срок перечислять авансы и с их учетом затем рассчитывать размер годового платежа по налогу.

Таким образом, своевременная уплата налогов и сборов является непосредственной обязанностью каждого налогоплательщика и закреплена в п. 2 ст. 44 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Нарушение сроков перечисления налогов и сборов в бюджет или неполная их уплата — основание для направления налоговиками плательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога представляет собой уведомление плательщика о неуплаченной сумме налога и обязанности заплатить ее в установленный срок. Требование об уплате налога инспекторы высылают при наличии недоимки у гражданина или организации, выявленной по результатам проверки. Подробнее об обязательности соблюдения условия проверки читайте в материале .

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пеней, начисленных на момент отправления требования об уплате налога ;
  • срок погашения задолженности и меры по взысканию налога — на случай, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Для физлица налоговики приводят также сведения о первоначальном сроке уплаты налога. Помимо этого, в требовании об уплате налога инспекторы должны предоставить ссылки на законодательные акты, регламентирующие уплату просроченного налога. Для организаций и предпринимателей требование об уплате налога также содержит КБК и ОКТМО по каждому виду неуплаченного налога.

В какой срок присылают налоговое требование об уплате налога?

Сроки рассылки требований об уплате налогов и сборов регулирует ст. 70 НК РФ. Налоговики имеют право выслать требование об уплате налога с момента выявления недоимки. Максимальный срок, в течение которого инспекторы обязаны уведомить вас о задолженности перед бюджетом, — 3 месяца.

Как происходит процедура составления и передачи требования об уплате налога ? Налоговики обнаружили недоимку — этот факт они фиксируют внутренним документом ФНС. На основании этого документа в 3-месячный срок составляется требование об уплате налога и передается налогоплательщику. Если задолженность перед бюджетом была обнаружена по результатам налоговой проверки, то требование об уплате налога вы получите в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по материалам проверки.

Причем даже если налоговики пропустили срок направления требования об уплате налога , то недоимку они всё равно имеют право взыскать.

ВАЖНО! Если сумма недоимки меньше 500 рублей, то требование об уплате налога инспекторы имеют право выставить в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование об уплате налога организация, предприниматель или физлицо может получить несколькими способами:

  • Почтой России;
  • в электронном виде по ТКС;
  • под расписку руководителя компании или его представителя.

ВНИМАНИЕ! Участились случаи мошенничества — по электронной почте в адрес компании присылают письма о наличии задолженности по налогам и сборам. К письму приложен файл-вирус, запуск которого приводит к нарушениям в работе компьютера. ФНС никогда не рассылает требования об уплате налога по электронной почте!

Если налоговики высылают требование об уплате налога по почте, то его доставят по адресу, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это необходимо учитывать в случае, если фактический и юридический адреса налогоплательщика не совпадают, поскольку по законодательству такое письмо считается полученным на 6-й рабочий день с момента отправки. А значит, начиная с 7-го дня после отправки требования об уплате налога налоговики ждут от вас действий по погашению недоимки.

Физическому лицу требование об уплате налога инспекторы пришлют по адресу регистрации, указанному в паспорте.

Если налоговики прислали вам требование об уплате налога по ТКС, то квитанцию, подтверждающую получение документа, вы должны отправить в течение 6 дней со дня отправки требования налоговиками. Если инспекторы не получат от вас в 6-дневный срок квитанцию, то они вправе заблокировать расчетный счет компании. Чтобы этого не произошло, рекомендуем вам регулярно проверять используемую вами программу передачи отчетности в госорганы.

Если за время, прошедшее с момента отправки требования об уплате налога , задолженность налогоплательщика изменилась, налоговики высылают уточненное требование.

Когда должно быть исполнено требование об уплате налога?

Какими должны быть ваши действия при получении налогового требования? Если вы с ним несогласны, то в течение 1 года вы можете его обжаловать в вышестоящей инстанции. Но за это время налоговики могут успеть взыскать деньги в принудительном порядке, поэтому возражать на требование при необходимости нужно как можно раньше.

В требовании об уплате налога указывается дата, до которой необходимо погасить задолженность по налогу, пени или штрафу. Как правило, этот срок составляет 10 календарных дней. Если вы за это время уплачиваете необходимую сумму, то требование об уплате налога считается исполненным.

Что происходит, если компания не погасила задолженность в указанный срок? В таком случае у налоговиков есть 2 месяца, чтобы принять решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке и блокировке расчетных счетов организации. Почтой России, лично или по ТКС налогоплательщику вручается решение о взыскании — решение считается полученным на 6-й рабочий день. Затем налоговые органы направляют в банк инкассо на перечисление необходимой суммы в бюджет.

О максимальном размере недоимки, которую ФНС может взыскать без привлечения судебных органов, читайте .

Если налоговики пропустили 2-месячный срок, то взыскать деньги в бесспорном порядке они уже не смогут. Теперь у них есть еще 4 месяца, чтобы обратиться в суд и получить сумму задолженности по решению суда.

Таким образом, организации следует максимально быстро после получения требования об уплате налога урегулировать взаимоотношения с бюджетом, иначе деньги налоговики получат сами или через суд.

Для физических лиц порядок исполнения требования об уплате налога имеет некоторые отличия — гражданин должен в указанный в требовании срок погасить задолженность перед бюджетом. В противном случае налоговики обращаются в суд с заявлением о взыскании недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам

Не только налоговые органы имеют право получить с неплательщика денежные средства. Невыполнение обязанности по уплате страховых взносов также чревато принудительным взысканием денежных средств с организации или предпринимателя. И хотя с 2017 года страховые взносы, подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, переданы в ведение налоговых органов и подчинены правилам гл. 34 НК РФ, за ФСС осталась обязанность курирования взносов на страхование от несчастных случаев. Поэтому возможность взыскания взносов со стороны ФСС сохранена.

Порядок взыскания аналогичен: фонд направляет требование об уплате взноса, пени, штрафа. В 10-дневный срок должник должен погасить недоимку, иначе в течение 2 месяцев фонд имеет право вынести решение о принудительном взыскании денежных средств. Если госорган пропустил срок вынесения решения, то остается возможность взыскания недоимки через суд.

ВАЖНО! При недостаточном количестве денежных средств на расчетном счете компании государственные органы имеют право получить деньги за счет ее имущества. Однако налоговики или фонды не могут взыскивать задолженность сразу за счет имущества. Обоснование этой позиции приведено в статьях:

Невыполнение компанией или физическим лицом обязанности уплачивать налоги вовремя и в полном объеме чревато финансовыми потерями (уплатой пеней и штрафов за просрочку, блокировкой расчетного счета), а также репутационными — не исключены проблемы с получением кредитов в банках, участием в конкурсах и тендерах.