Система социальных норм. Система социальных норм 32 право в системе социальных норм

15.1 Понятие и виды социальных норм

Социальная норма – общее правило поведения, регулирующее наибо-лее типичные ситуации, отношения в целях установления порядка в обществе.

Признаки социальной нормы:

1) общее правило поведения;

2) регулирует наиболее типичные ситуации, отношения;

3) её цель формирование порядка, который достигается путём установления:

Наиболее комфортных моделей поведения;

Моделей поведения предотвращающих конфликты, противоречия между людьми.

Социальная норма помогает сочетать свободу одних со свободой других. С одной стороны, норма задаёт общее направление свободы выбора и действий, с другой, определяет её меру, границу. Вот почему норму называют правилом, эталоном, масштабом поведения.

Социальные нормы разнообразны. По содержанию социальные нормы подразделяются на нормы морали, обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы и т.д. Самостоятельное место в системе социальных норм занимают нормы права.

15.2 Понятие правовой нормы

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения, обеспеченное обществом и государством.

Признаки нормы права:

Является важнейшей разновидностью социальных норм. Ей харак-терны все признаки, присущие социальной норме как родовому понятию;

Представляет собой правило поведения общего характера, вы-ступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере её действия;

Обособленное правило поведения. Право в целом – всеобщая мера свободы и справедливости. Отдельная норма права – лишь частичка данной всеобщности. Каждая норма выражает свой, только ей характерный аспект содержания права;

Официальное правило поведения. Норма права – продукт правотворческой деятельности. Средство позитивного права. Норма права непосредственно связано с государством, его органами. Она результат, прежде всего, проектно нормативной деятельности государства, государственных органов. Статус органов, их деятельность придаёт норме права характер официального правила поведения. Нормы права могут исходить от граждан, их ассоциаций. Такие нормы также имеют юридическое значение. Однако это не связано с властными полномочиями. Это право на саморегулирование. Данное право официально признано;

Носит системный характер, т.е. регулирует отношения не отдельно, а во взаимосвязи и взаимодействии с другими нормативо-регулятивными средствами;

Рассчитана на длительное действие и многократную реализацию;

Формально-определенное правило. Норма права достаточно полно выражает права, свободы, обязанности, что позволяет ей оказывать во многих ситуациях вполне определенное позитивное направляющее воздействие на субъектов;

Закрепляется в статьях нормативно-правовых документов;

Норма права регулирует как внешнее, так и внутреннее поведение людей. Воздействие на внутренние поведение особенно важно для управомочивающих норм, к осуществлению которых нельзя принуждать. Поэтому необходимо, чтобы субъект принял норму, увидел в ней нужное, полезное для себя, посчитал, что вариант поведения заложенный в ней наиболее предпочтительный. Отсюда ошибочно мнение, что для права, его норм безразлично из каких внутренних побуждений реализует их индивид, т.е. ведёт себя правомерно. Учитывать нужно субъективную сторону не только неправомерного поведения;

Наиболее динамичное правило поведения. Норма права чаще чем, например, принципы реализуются, они наиболее подвержены изменениям;

Действие норм права обеспечивает общество, государство;

Структурно организованное правило. Норма права – единственное из нормативно- регулятивных средств, правило, имеющее структуру, состоит из элементов. Каждый элемент выделен, определён (имеет своё название), содержание и чёткое предназначение (об этом ниже).

15.3 Виды норм права

Основания классификации норм права разнообразны.

По регулируемым правовым отношениям (отраслевой принад-лежности) различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права.

По форме правила поведения подразделяются на нормы предписа-ния и нормы дозволения. Нормы предписания содержат категорические, строго обязательные требования, не допускающие какого-либо от-ступления или усмотрения. Они имеются в разных отраслях права, однако, преобладают в уголовном, административном праве. Нормы дозволения предоставляют субъектам широкую свободу выбора (усмотрения) и действия, но, с условием не нарушения прав и свобод других людей (диспозитивные, рекомендательные нормы). Нормы дозволения харак¬терны для гражданского, семейного, трудового права и др.

По характеру закрепляемых прав и обязанностей выделяются нормы - материальные (уголовно-правовые, гражданско-правовые) и процессуальные (уго-ловно-процессуальные, гражданско-процессуальные).

По уровням правового регулирования подразделяются на нормы содер-жащиеся в федеральные, региональных, местных и локальных нормативно-правовых актах.

По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные. К числу последних можно отнести Указ Президента о введении чрезвычайного положения в определённом регионе в связи со стихийным бедствием.

По выполняемым функциям можно различать регуля¬тивные и правообеспечительные нормы. Регулятивные нормы направлены на упорядочение фактических отношений, возникающих между раз¬личными субъектами, посредством предоставления им прав и возло¬жения на них обязанностей. Правообеспечительные нормы устанавливают средства стимулирования, охраны и защиты прав и свобод, меры правового принуждения к правонарушителям (поощрительные нормы, нормы, устанавливающие меру наказания).

По способу правового регулирования выделяются управомочи-вающие, обязывающие и запрещающие нормы.

Управомочивающая - норма, закрепляющая возможность совершать различные положительные действия (распоряжаться вещью, голосовать на выборах, подать жалобу и т.п.);

Обязывающая – норма, закрепляющая обязанность совершать определенные положительные действия (защищать отечество, платить налоги, оплачивать проезд на пассажирском транспорте и т.п.).

Запрещающая - норма, закрепляющая обязанность не совершать недозволенные действия (насиловать, незаконно лишать свободы, грабить и т.п.).

По степени определённости элементов выделяются

нормы абсолютно определенные (точно устанавливающие

условия своего действия, права и обязанности участников правоотноше-ния, юридические последствия в зависимости от правомерности или не-правомерности поведения), относи¬тельно определенные (дающие возмож-ность уточнить, например, содержание прав и обязанностей исходя из сло-жившейся ситуации), и альтернативные (закрепляющие возможность выбора одного или одновременно двух и более. отличающихся друг от друга вариантов поведения; одного из двух или нескольких. исключающих друг друга вариан¬тов поведения).

По кругу лиц, на которых оказывают своё воздействие нормы, они делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяются абсолютно на каждого человека и гражданина, все организации, всех должностных лиц, находящихся на тер¬ритории данного государства (конституционные нормы), а специальные нормы - только на определенный круг лиц -муниципальных служащих, ветеранов, студентов, космонавтов и т.д. (например, закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»).

По субъектам правотворчества различают нормы, исхо¬дящие непосредственно от народа, государственных органов и местных органов власти. В первом случае нормы принимаются непосредственно населением всей страны путем всенародного референдума (так, в 1993г. была принята Конституция РФ), Нормы права могут содержаться в актах регионального и местного референдума. Во втором случае правовые документы, содержащие нормы принимают соответственно, государственные и местные органы представительной и исполнительной власти.

15.4 Структура правовой нормы

Будучи элементом системы права, норма одновременно сама сложное образование, имеющее соб¬ственное структуру. Структура – внутреннее строение данного явления, сочетание элементов этого явления. Структура нормы – это внутренняя её организация, связь её элементов.

Структурными элементами нормы являются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – элемент нормы, определяющий условия, фактические об-стоятельства при наступлении или не наступлении которых норма начинает «работать». Образно сказать, оживает. Это: правомерные (неправомерные) действия, юридические события, акты государственных органов события и т.д.

Диспозиция – элемент нормы, определяющий права и обязанности, которые возникают при наличии предусмотренных в гипотезе условий. Диспозиция раскрывает содержание самого правила поведения, т.е. устанавливает, что могут и (или) должны делать (не делать) участники правоотношения.

Санкция – часть нормы права, которая указывает на последствия, наступающие за действие (бездействие). Последствия могут быть позитив-ные и негативные.

Словесная формулировка структуры нормы права может быть выражена так: «если – то – соответственно». Словами «если» обозначается гипотеза; «то» - диспозиции; «соответственно»- санкция.

Вопрос о структуре правовой нормы относится к дискуссионным. В литературе бы¬ли высказано мнение, будто не каждая юридическая норма содержит обязательно все три элемента. Наличие санкции характерно только для норм, устанавливающих юридическую ответственность - уголовную, административную. Данное мнение не учитывает, что санкции существуют не только негативные, но и позитивные. В любой ситуации роль санкции обеспечить действие всех других элементов нормы – гипотезы и диспозиции. Иное дело, что в тексте нормативного акта все элементы нормы представлены не всегда. В науке была предложена конструкция идеальной нормы или логической нормы права, в которой органически соединены все три элемента: гипо-теза, диспозиция и санкция. Это было сделано для того, чтобы реальная норма (норма в тексте юридического акта) строилась с учетом признаков, характерных норме права как родового понятия.

В учебной литературе сложились следующие классификация элемен-тов структуры нормы права.

Гипотезы нормы права бывают простые, сложные и альтерна¬тивные

Простые гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от одного определенного обстоятельства (ч. 1 ст. 70 ТК РФ»).

Сложные гипотезы ставят действие нормы права в зависи¬мость от двух и более обстоятельств (ч. 1 ст. 72 СК РФ).

Альтернативные гипотезы связывают действие нормы с одним из нескольких перечисленных в норме права обстоятельств (ст. 17 СК РФ) .

Диспозиции нормы права по степени их определенности могут быть определенными, относительно-определеными и неопределенными (бланкетными).

Определенная диспозиция характеризуется тем, что правило пове-дения непосредственно закрепляется в статье нормативного акта (ч. 1 ст. 35 ГПК РФ).

Относительно-определенная диспозиция характеризуется тем, что участникам правоотношения приходиться либо варьировать свое поведение либо уточнять самим содержание прав и обязанностей. Конечно, всё это производится в пределах, установленных нормой (например, возможность выбора варианта поведения содержит ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Неопределенная диспозиция (бланкетная) характеризуется тем, что правило поведения непосредственно не закрепляется в статье данного нормативного акта. В нем содержится указание в каком или в каких нор-мативных актах находится нужное правило.

Санкции нормы права по степени определенности подразделяются на определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Определенные санкции точно указывают вид и меру наказания правонарушителя (например, штраф и его сумма).

Относительно-определенные санкции разрешают применять меры наказания в определенных рамках - «от - до» (например, лишение сво-боды на срок от трех до… лет).

Альтернативные санкции содержат указание на несколько воз-можных санкций, из которых можно выбрать любую из них (лишение свободы на срок до… лет, или исправительные работы на срок до…, или штраф).

Позитивные (поощрительные) санкции могут быть определенными и альтернативными (например, ст. 191 ТК РФ).

15.5 Норма права и нормативные обобщения

Учение о норме права – одно из центральных, ключевых в правоведении, а нормативная школа правопонимания, одно из ведущих научных направлений. По существу юристы (учёные и практики) нередко говоря о праве имеют в виду под ним юридические нормы. Многое сказанное в адрес нормы вполне заслуженно.

Право как нормативная регуляция не сводится к нормам или к их си-стеме. Юридическая норма есть одно из её проявлений, один из носителей важнейшего свойства права. Поэтому когда речь заходит о непосредст-венной нормативной регуляции, то с ней должен ассоциироваться весь комплекс нормативных регулятивных средств - нормативных обобщений (принципов, целей, задач, дефиниций) и норм, выступающих внутренней формой выражения права как общей меры свободы и справедливости. Правовые обобщения осуществляют регулятивную функцию на самом высоком уровне абстракции, давая общие ориентиры (критерии правомерности) поведения. Задача норм обеспечить конкретизированное правовое регулирование. В этом проявляется взаимодополнительность нормативных обобщений и норм права. Только при этом условии возможно системное, концептуальное восприятие права в качестве нормативного регулятора поведения.

Ориентация же на одни нормы, то есть на явления, наиболее подвергающиеся корректировкам, изменениям со стороны правотворческих субъектов, неизбежно приведет к неверному восприятию закрепленных в праве идей, ценностей, положений, дозволений и запретов, а значит, в итоге к неправильному, ошибочному решению, ограничивающему активность людей и часто делающему ее невозможной.

Сказанное, не снижает ценности нормы права, её места в системе правового регулирования. Любая концепция права ущербна, если она игнорирует роль нормы – самостоятельного, значимого, наиболее распространённого явления регулятора. Не менее ущербно как для обучения, так и для исследования и практической работы видеть в норме права чуть ли не единственный регулятор поведения.

В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование — это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты: 1) выработку социальных норм (образцов поведения); 2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе — регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замыкается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регулирования является социальная норма. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения. Можно сказать так: социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

  1. Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества.
  2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.
  3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
  4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
  5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.

Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.)- По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке».

В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий)2.

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции — в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы , политические партии , кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону . Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов определенной организации.

3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.

Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств , в программных документах политических партий, движений.

Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.

В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности , ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений.

В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).

4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю , ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж , разбой и иные преступления . Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений , нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли разграничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы — это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравственность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следующее: «Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность». Соответственно, слово «этикет» означает установленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы.

Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.

Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты религиозных отношений — это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди. В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей , запрещается убийство , прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный — общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

Соотношение права и морали

Статья 125 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону — родители несовершеннолетним детям , в силу договора — сиделка, приглашенная для ухода за тяжело больным, и др.

Назовем в этой связи и ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.

Соотношение права и иных социальных норм

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).

Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять систему правовых и неправовых средств, воздействующих на поведение индивидов и организаций.

В. Право и политические нормы

Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государство, постольку политические и правовые нормы органически связаны, нередко решают одни задачи.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень — это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики. Другое дело — область государственной власти , ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предметное поле таких норм многообразно.

Нормы такого плана могут регламентировать деятельность государства и других политических институтов как в пределах страны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государствами.

Как видно, политическая организация общества всегда опирается и на политические, и на правовые нормы, что позволяет говорить об их политико-правовой целостности, едином политико-правовом пространстве их деятельности. Проведенный анализ подтверждает, что такие нормы прежде всего содержатся в конституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.

В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).

В-четвертых, Конституция России в главе второй «Права и свободы человека и гражданина » раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса человека. "

В-пятых, гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти , других государственных должностных лиц регулируется политическими нормами, которые выражены в юридической форме. Нормы такого содержания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти .

В-седьмых, цолитико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суждения, позиции, с которыми надо считаться.

Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать существенное влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, выбор представительных органов власти и др. Поскольку расширяется сектор гражданских самодеятельных организаций, постольку будет более значимо их воздействие на политико-правовую жизнь страны.

Г. Право и религиозные нормы

Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения , отвечающего требованиям права и законности . В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история , такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного, согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность , разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Любое общество можно рассматривать как социальную систему, для которой существует объективная необходимость упорядочить постоянно усложняющиеся связи и отношения, возможность удовлетворить интересы членов общества.

С развитием общества увеличивается количество вариантов поведения, что определяет необходимость закреплять наиболее устойчивые и типичные, что и определяет появление и развитие соци-альных норм.

Нормативное регулирование отношений является непремен-ным условием развития общества: обществу (как и любой системе) необходима упорядоченность, урегулированность отношений.

В свою очередь и само нормативное регулирование пред-ставляет собой систему. Система нормативного регулирова-ния общества - это совокупность взаимосвязанных норм, которые регламентируют поведение людей в обществе, ре-гулируют их отношения между собой и объектами внешне-го мира.

Термин «норма» имеет два смысла.

Первый : норма - есте-ственное состояние какого-либо явления (процесса, отноше-ния, системы и т.д.). Второй: норма - это определенный стан-дарт, образец, эталон, модель поведения, связанный с сознанием и во-лей людей в процессе человеческого общения.

Второй смысл относится собственно к социальной норме.

Социальные нормы не просто существуют в обществе, а ре-гулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют совместную жизнедеятельность людей. При этом соци-альные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные от-ношения.

Социальные нормы - это общепризнанные или распрост-раненные эталоны, образцы, варианты, правила поведения лю-дей в обществе.

Признаки социальных норм.

1. Социальные нормы являются общими правилами, т.е. правилами для всех членов общества и исходят из интересов общества. Поэтому они обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Социальные нормы действуют непрерывно (до измене-ния или прекращения) и многократно.

3. Социальные нормы - это всегда результат волевой и со-знательной деятельности людей.

4. Социальные нормы направлены на регулирование об-щественных отношений.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы многочисленны и разнообразны, что свя-зано с разнообразием тех общественных отношений, которые регулируют (предмет регулирования).

В теории данные нор-мы классифицируют исходя из:

1) сферы действия;

2) способа формирования и особенности регулирования.

По сфере действия различают нормы экономические, по-литические, религиозные, экологические, брачно-семейные и др. Различие между ними определяется конкретной областью общественной жизни, в которой они реализуются.


По способу формирования и особенности регулирова-ния можно выделить нормы морали, нормы обычаи, корпо-ративные нормы и, наконец, правовые нормы. Различие меж-ду названными видами норм определяется: процессом форми-рования; формой закрепления; характером регулятивного воздействия; способами и методами обеспечения. При таком под-ходе специфика норм проявляется достаточно определенно.

Такова система нормативного регулирования общества. К ней можно добавить нормы международного права, которые являются разновидностью норм права (нормы, которые состав-ляют двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации).

И, наконец , особой разновидностью норм являются соци-ально-технические и технические нормы.

Основные функции социальных норм.

1) Регулятивная. Социальные нормы устанавливают пра-вила поведения в обществе и тем самым регулируют его жизнь.

2) Оценочная. Любая социальная норма, по сути, содер-жит общественную оценку действий. Можно выделить как минимум три варианта оценки.

Первый, если норма содер-жит запрет на то или иное действие - оценка (этого действия) отрицательная.

Второй, если норма «говорит» о том, что «можно» или «нуж-но» - оценка положительная.

Третий, если в норме закреплена возможность для субъек-тов общественных отношений договориться о варианте поведе-ния самостоятельно (если иное не предусмотрено договором) - оценка нейтральная.

3) Информационная. Любая социальная норма является ис-точником информации о возможном или должном поведении человека.

Юристы имеют дело, прежде всего, с правовыми нормами. Но так как все нормы в системе нормативного регулирования взаимосвязаны, следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли среди других ви-дов социальных и технических норм.

Право как регулятор общественных отношений

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т. е. естественное право. Во-вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право". Право - общественное явление, оно есть сторона, "часть" общества, или, как любил говорить Гегель , его "момент". В отечественной правовой истории наблюдается сложная эволюция права.

С течением времени менялись представления о праве, теории и концепции. В конце XIX - начале ХХ в. ученые-юристы связывали с правом преимущественно принудительное воздействие государства, осознание зависимости от власти и т.п. В 20-х годах XX в. формируется понимание права как общественного отношения, как фактического правового порядка, что отражало создание нового социалистического права. В 30-40-х годах вырабатывается нормативное определение права, которое оказалось весьма устойчивым. Но в 50-е годы вновь развиваются более широкие представления о праве, в котором выделялись помимо норм также правоотношения и правосознание. Коренное изменение общественного строя в нашей стране в 90-х годах приводит к изменению взглядов на право.

С одной стороны, расширяются научные разработки в области философии права, когда наряду с позитивным правом более резко выделяются начала естественного права и проводится различение права и закона. С другой стороны, сохраняется и обогащается прежнее нормативистское представление о праве. Сошлемся на типичное определение права как системы общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в соответствии с социально-экономическими, политическими и духовными устоями общества. Обогащение правопонимания позволяет предложить определение права, которое учитывает названные подходы и новую общественную и международную практику.

Право - это правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы, и закрепляемые в системе общеобязательных принципов и правил поведения, установленных государством и международными структурами и регулирующих общественные отношения, обеспеченных государством и институтами гражданского общества и мирового сообщества. Но право - не абстрактное понятие, существующее лишь в теоретических представлениях ученых-юристов. Оно находит двойственное выражение. Право выступает прежде всего как общее (типичное) правосознание и как юридическая наука. Право - не застывший формализованный свод правил. Оно изменяется по мере развития общества и государства. Меняется и отношение к нему. Наша страна переживает один из самых драматических и противоречивых периодов в своей истории. Новая идеология вступила в острый поединок с концепциями, политической и экономической системами предыдущего этапа развития.

Страна стоит перед мучительным выбором. Сохранять ли прежний уклад коллективистской жизни или формировать личностно-индивидуалистический строй и рыночные отношения в экономике? Каким путем идти государству? Получат ли общественную поддержку осуществляемые реформы и дадут ли они желаемые результаты? В юридической литературе, и отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категорическое признание, или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые - строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Вторые же, - молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к "общим и индивидуальным интересам населения страны". В качестве примера сугубо классового подхода к определению понятия права можно сослаться на довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как "совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса". Или на определение права как на систему нормативно-обязательного регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих классов (при социализме - волю народа)".

Примером внеклассового или надклассового подхода к определению понятия права может служить дефиниция, в соответствии с которой оно рассматривается как "система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений". Разумеется в сфере права, равно как и в других сферах государственной или общественной жизни, никто не может претендовать на истину в последний инстанции при установлении критериев правильности подходов к изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого права. Возможно ли успешное преодоление негативных сторон множественности, а точнее, известной разрозненности или даже противоречивости определений понятия о праве? В отечественной и зарубежной юридической литературе попытки подобного характера предпринимались, и неоднократно.

Отмечалось, в частности, что общее определение права, если оно правильно сформулировано, имеет ту несомненную теоретическую и практическую ценность, что оно ориентирует на главные и решающие признаки, характерные для права вообще и отличающие право от других, смежных, неправовых общественных явлений. Однако тут же, и не без оснований, оговаривалось, что в процессе исследования права и его применения нельзя ограничиться "одним лишь общим определением понятия права", поскольку в нем не могут получить "свое непосредственное отражение" весьма важные для глубокого понимания права и практики его применения "специфические моменты, свойственные тому или иному историческому типу права". Специфические особенности, например, рабовладельческого или феодального права вряд ли можно отразить в общем понятии, которое "вбирало" бы в себя также хотя бы некоторые специфические особенности современных правовых систем или типов права.

Специфические особенности характеризуют лишь частные определения понятия права, отражающие соответственно специфические признаки и черты рабовладельческого, феодального или любого иного права. Что же касается общего определения понятия права, то оно может складываться, исходя из своего названия и назначения, лишь из самых общих особенностей. В силу этого оно неизбежно будет носить слишком общий, чрезмерно абстрактный, малопригодный для успешного решения теоретических задач и достижения практических целей характер. Поэтому, наиболее эффективным, а следовательно, и наиболее приемлемым средством преодоления негативных последствий множественности и противоречивости определения права и подходов к нему является выделение и рассмотрение его наиболее важных признаков. Что же касается наиболее приемлемого в теоретическом и практическом плане определения права, то им, по мнению автора, могло бы служить определение, согласно которому право понимается как "система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни".

1. Право прежде всего есть совокупность, а точнее, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права.

2. Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными органами и организациями. Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

3. Право всегда выражает государственную волю как его основу, которая в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

4. Право представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней, развивается, изменяется и прекращается. Г. Кельзен вполне резонно считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет". Общеобязательность как признак права распространяется не только на "рядовых" граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство.

5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными им процессуальными правилами. В последние годы произошло много перемен во всех сферах нашей жизни, которые подвергли испытаниям государственные институты и правовую систему. Современное право не просто меняется, оно становится обширнее, покрывает ранее неизвестные отношения.

Современные правовые системы и нормативно-правовые массивы устроены довольно сложно. Неизбежны поэтому как внутренние юридические противоречия в рамках каждой из правовых систем, так и внешние противоречия между ними. Соприкосновение, взаимодействие правовых систем, их взаимовлияние охватывает все слои каждой из них. Общим является то, что юридические противоречия выражаются в разном правопонимании, в столкновении правовых актов, в неправомерных действиях государственных, межгосударственных и общественных структур, в притязаниях и действиях по изменению существующего правопорядка. Поэтому, одна из задач современного права, как регулятора общественных отношений - это формирование коллизионного права.

Объективное и субъективное право: понятия. Признаки, соотношение.

Право предполагает не только юридические нормы, содержа-щиеся в законодательстве и других источниках, но и наличные (субъективные) права физических и юридических лиц, их право-мочия. В первом случае речь идет о праве в объективном смысле (объективном праве), во втором - о праве в субъективном смыс-ле (субъективном праве) .

Под субъективным правом следует понимать :

1) совокупность наличных прав субъектов права;

2) меру их возможного поведения или масштаб свободы, со-здающий возможность действовать в своих интересах;

3) такие права и свободы, которые официально признаны го-сударством, защищаются и охраняются им.

Право в объективном смысле - система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих общественную. Классовую волю (конкретные интересы общества и классов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - законодательство, обычаи, прецеденты, нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности в том смысле что связаны с субъектом принадлежит ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право - юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений. Признаки объективного права: волевой характер, нормативность, системность, связь с государством, общеобязательность.

Право в определенной мере зависит от конкретного индивида, поскольку он в некоторой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например, при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа (субъективное право).

Вместе с тем, принятые нормы права как бы отделяются от индивида, становятся над ним, и в этом смысле можно говорить о том, что такое право является объективным.

Разделение права на объективное и субъективное позволяет лучше понять природу права вообще, определить более эффективные меры по его реализации, как государством, так и конкретными людьми.

Итак, объективное право выражено в нормативных актах и касается неопределенного круга лиц.

Объективное право формируется совокупно государственными органами, и в этом смысле оно является источником для права субъективного. Объективное право оформляется обычно в виде нормативно - правового акта, содержащих внешне абстрактные нормы, например, в тексте Конституции, УК, ГК.

Вместе с тем, в разряд объективного права могут входить и нормы, которые не закреплены в позитивном праве. Речь идет об естественных правах, которые действуют вне зависимости от того, признал их законодатель или нет. Например: право на жизнь, на свободу, на достоинство личности является объективным по своей сути, поскольку указанные социальные блага происходят из природы человека.

В отечественном правоведении субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

В основе субъективного права, таким образом, лежит юридически обеспеченная возможность лица действовать тем или иным способом, то есть имеется его выбор поведения в определенных правовых рамках, внутри которых лицо может самостоятельно решать, использовать ему предоставленную объективным правом возможность или не использовать.

Субъективное право, возникая на основе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством, и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

Субъективное право, как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов - правомочий, которые в совокупности составляют структуру субъективного права :

Действовать, т.е. в праве на собственное поведение управомоченного лица (право - поведение);

Требовать, т.е. в праве на должное поведение со стороны других лиц (право - требование);

Пользоваться определенным социальным благом, т.е. в праве удовлетворять свои материальные и духовные потребности (право - пользование);

Иметь защиту, т.е. в праве обращаться в компетентные органы государства и привести механизм принуждения в защиту своих интересов, если право нарушено (право - притязания).

Понятие и признаки нормы права.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Под нормой права понимается установленное государством и обеспечиваемое им закрепленное в его официальных актах, общеобязательное формально - определенное правило поведения, которое предоставляет права, и возлагает обязанности на участников общественных отношений.

Норма права - относительно самостоятельное явление, обладающее свойственными ей специфическими особенностями, которые позволяют более глубоко понять суть и содержание права, укрепить представления о нем, о механизме его воздействия на общественные отношения.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому, естественно, что ей свойственны основные черты права, как особого социального явления. Из этого не следует, однако, что понятия «право» и «норма» права совпадают. Они соотносятся между собой как целое и часть.

К признакам нормы права относятся:

Нормативность - она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц;

Общеобязательность - норма права представляет собой властное предписание государства. Относительно возможного и должного поведения людей;

Формальная определенность - норма права выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов;

Связь с государством - норма права устанавливается государственными органами, и обеспечивается мерами государственного принуждения, воздействия - и стимулированием;

Представитель - обязывающий характер - норма права не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности, без права;

Микро системность - норма права выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Правовая норма рассчитана не на разовое, а на многократное ее применение. Она отражает наиболее типичные, часто повторяемые отношения, отношения между людьми, в урегулировании которых заинтересовано государство.

Выступая «клеточкой» права, норма в то же время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией.

Структура нормы права - это внутреннее строение, которое раскрывает ее основные элементы и способы взаимосвязи. По своей структуре каждая норма права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза - содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма.

Гипотезы классифицируются по двум критериям:

1. По степени сложности:

Простые - указывается одно обстоятельство. Например: согласно части 1 статьи 677 ГК РФ нанимателем жилого помещения по договору найма может быть только гражданин;

Сложные - указывается комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права. Например: уголовно-правовые нормы действуют по меньшей мере при наличии двух условий - соответствующего возраста уголовной ответственности и вменяемости лица, совершившего общественно опасное деяние;

Альтернативные - содержат несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из них правовая норма начинает действовать.

2. По форме выражения:

Общие - указываются общие признаки. Например: общие условия действия всех уголовно-правовых норм - достижение возраста уголовной ответственности;

Частные - указываются помимо общих, и более конкретные признаки. Например: условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т.е. должностного лица.

Такие гипотезы в юридической литературе называют еще абстрактными и казуальными.

Диспозиция - это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т.е. права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом. Диспозиция является ядром правовой нормы, ее основным элементом, поскольку в нем формируется само правило поведения.

По характеру регулирования выделяют следующие виды диспозиции:

Управомочивающие - представляют лицу возможность действовать по своему усмотрению. Например: согласно статье 12 Закона «О милиции» работники милиции имеют право в предусмотренном законом порядке применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

Обязывающие - возлагают обязанность совершать те или иные действия. Например: работники милиции обязаны в частности, предотвращать, пресекать преступления и административные правонарушения, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений и т.д.;

Запрещающие - содержат требования не совершать определенные действия. Например: согласно статье 15 закона РФ «О милиции» запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие, которое наносит чрезмерно тяжелые ранения или служит источником неоправданного риска).

По полноте изложения диспозиции бывают:

1. Полные - правило поведения указываются исчерпывающе (таких норм большинство);

3. Бланкетные - дается ссылка на иной нормативно - правовой акт. Например: в статье 264 УК РФ говорится об ответственности за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в связи с чем, правоприменителю необходимо обращаться к содержанию этих правил.

Санкция - это часть нормы права, раскрывающая неблагоприятные последствия (пределы взыскания, наказания), которые в принудительном порядке могут последовать в случае нарушения установленного правила поведения, т.е. выражают юридическую ответственность.

Санкции различаются по двум критериям:

1. По отраслям права:

Уголовно-правовые;

Административно-правовые;

Гражданско-правовые;

Дисциплинарные.

2. По степени определенности:

Абсолютно-определенные - указывается одна и точная мера принуждения. Например: в соответствии со статьей 1089 ГК РФ, в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка (дохода) умершего, которую они получили или имели право получать при его жизни, что встречается редко;

Относительно-определенные - указывается низший и высший предел одной меры принуждения - лишение свободы от двух до пяти лет; либо только высший предел - лишение свободы сроком до десяти лет - большинство санкций являются относительно - определенными;

Альтернативные - указываются несколько различных мер принуждения, которые выбираются правоприменительным органом. Например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф. Часто санкции бывают альтернативными и относительно определенными.

Нормы права излагаются в нормативных актах различными способами. Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реально структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Законодатель обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид.

Структура нормы права: понятие, характеристика элементов.

«Структура» - это категория системного подхода и под ней понимаются це-лесообразные связи между элементами в системе. По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые но-сят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции». Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие (да-ет описание юридических фактов). Диспозиция - это «та часть нормы, кото-рая указывает на содержание самого правила поведения, то есть на юридиче-ские права и обязанности, возникающие у субъектов» (С.С. Алексеев). Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принужде-ния, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхо-да выглядит следующим образом: «если..., то..., а в противном случае...».

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция - какое правило поведения закрепляется; санкция - какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Например, в Семейном кодексе Российской Федерации содержится норма: «Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке» (ст. 65). В данной статье присутствуют все три элемента логической структуры правовой нормы.

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Например, статья 12 Семейного кодекса РФ закрепляет следующие обстоятельства, необходимые для заключения брака - «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста». Помимо названных обстоятельств, семейное законодательство также рассматривает дополнительные обстоятельства, препятствующие заключению брака - «если хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; между близкими родственниками; между усыновителями и усыновленными; если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (ст. 14).

Классификацию гипотез можно осуществлять но следующим основаниям (критериям): во-первых, по объему и способам изложения условий реализации правовой нормы и, во-вторых, по степени определенности этих обстоятельств, изложенных в норме нрава.

По объему изложения гипотезы делятся на простые и сложные . Это зависит от количества обстоятельств, обозначенных в юридической норме. Если в гипотезе указано одно условие, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы, то такая гипотеза называется простой. Например, статья 14 закона «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает одно условие, необходимое для приобретения гражданства Российской Федерации: «Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения».

А сложная гипотеза указывает на несколько обстоятельств, которые вместе служат достаточным основанием для реализации правовой нормы. Таковым является гипотеза, закрепленная в пункте 2 статьи 17 того же закона: «Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Здесь два обстоятельства: ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, от лиц без гражданства. Если норма права связана с одним из нескольких условий, перечисленных в статье нормативно-правового акта,то такая гипотеза называется альтернативной.

Например, статья 22 названного закона перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых является основанием прекращения гражданства.

По способам изложения гипотезы подразделяются на казуистические и абстрактные. Казуистическая гипотеза определяет обстоятельства реализации правовой нормы конкретными видовыми признаками, а абстрактная гипотеза - через общие, родовые признаки.

В зависимости от того , насколько точно указаны обстоятельства реализации правовой нормы, гипотезы подразделяются на определенные и относительно определенные. Определенная гипотеза четко и ясно перечисляет конкретные условия, наличие которых требует осуществления заключенного в норме правового предписания. Например, в статье 129 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации содержится несколько условий, необходимых для того, чтобы суд мог принять иск к рассмотрению - «если заявление не подлежит рассмотрению в судах; если заинтересованным лицом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора; если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим полномочий на ведение дела». Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно, чтобы вступила в действие норма права.

Относительно определенная гипотеза предоставляет субъектам применения права возможность самостоятельно решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии этих условий. Относительно определенная гипотеза является дополнением к основной, всегда четко определенной гипотезе. Часть 1 статьи 141 Семейного кодекса гласит: «Усыновление ребенка может быть отменено в случаях, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией». Здесь перечислены основные условия, необходимые для вступления данной нормы в действие. А во второй части данной статьи указываются дополнительные обстоятельства: «Суд вправе отменить усыновление ребенка и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка». Обстоятельства, названные во второй части, не являются очевидными для всех, поэтому решение вопроса об их наличии или отсутствии в конкретной ситуации передано суду.

Диспозиция - часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность функции правовой нормы.

Диспозиции, в зависимости от степени определенности, можно классифицировать на определенные, альтернативные и бланкетные. Определенная диспозиция точно и четко обязывает участников правоотношений, каким образом они должны строить свое поведение.

Статья 363 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что «договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства».

Данное правило поведения сформулировано совершенно определенно: как должны поступать субъекты правоотношений в реализации этой нормы, то есть обязывает их заключать договор в письменной форме. А несоблюдение этой формы влечет за собой признание договора ничтожным.

Альтернативная диспозиция дает возможность субъектам права строить свое поведение в пределах, установленных юридической нормой. Например, статья 143 Семейного кодекса РФ предусматривает возможность решать суду, как поступить при отмене усыновления ребенка: «При отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства». В данном случае суду дано право выбрать один из вариантов поведения, который представляется ему наиболее целесообразным с точки зрения защиты интересов ребенка.

Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации своих правомочий к другим юридическим нормам.

Санкция - часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения юридической нормы, то есть это меры наказания, ответственность за несоблюдение нормы права. Различаются несколько видов санкций. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. В абсолютно определенных санкциях точно указана мера наказания, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. Например, в уголовном законодательстве содержатся правовые нормы, предусматривающие конкретное наказание за совершенное деяние.

В относительно определенных санкциях предусмотрена возможность выбора меры наказания в пределах одной санкции по усмотрению правоприменительного органа в зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя (лишение свободы на срок от пяти до десяти лет). В альтернативных санкциях суду или другому правоприменительному органу дана возможность выбора одной из мер наказания, предусмотренных данной правовой нормой: «... наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ст. 123 Уголовного кодекса РФ).

При подготовке законопроекта очень важно, чтобы законодатель учитывал все структурные элементы будущих юридических норм. Необходимо, чтобы в этих нормах были отражены условия (обстоятельства) их применения, круг лиц, на которых распространяется это правило поведения, а также меры ответственности за нарушение данной правовой нормы. Логически выверенная связь между структурными элементами. правовой нормы всегда позволяет правильно нацеливать субъектов права на надлежащее применение этих норм в правоприменительной практике.

Виды правовых норм и Классификация норм права

Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям.

1. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные, процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно самостоятельную группу общественных отношений, что и обуславливает подразделение норм права на институты и отрасли права.

Нормы права также подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права - это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.

2. По методу правового регулирования правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные, рекомендательные. Императивные нормы предусматривают строго обязательное выполнение субъектами правоотношений предписаний, предусмотренных в правилах поведения, то есть не допускают никаких отклонений от содержащегося в норме предписания.

Императивные нормы содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть никем изменено. В основном это нормы административного, финансового, уголовного, некоторые нормы гражданского и трудового права. Диспозитивные нормы оставляют определенный простор субъектам права для свободного волеизъявления, то есть они сами могут договориться по вопросам реализации субъективных прав и обязанностей. В этих нормах содержатся относительно определенные диспозиции. Преимущественно эти нормы реализуются в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные указывают на желательный вариант поведения.

3. По месту и роли в правовой системе правовые нормы делятся прежде всего на регулятивные и охранительные, учредительные - выполняют функцию норм принципов. Нормы-принципы - это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации.

Например, статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации.

Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения.

Регулятивные нормы устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, то есть возможные пределы поведения субъектов права. А охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к лицам, нарушившим субъективные права участников правоотношений. По форме изложения нормы права могут быть управомочивающими («Каждый имеет право на жизнь» - ст. 20 Конституции РФ), обязывающими («Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» - ст.58 Конституции РФ) и запрещающими («Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами» - ст. 60 Трудового кодекса РФ). Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как: преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например. «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой
наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Декларативные играют информационную роль. Коллизионные нормы орбитры (противоречие). Оперативная норма выполняет роль нормы инструмента, т.е. устанавливает процедуру вступления нормативных актов в силу, либо прекращает их действия.

4. По субъектам правотворчества : нормы исходящие от государства и исходящие от народа.

5. По действию во времени и по кругу лиц , на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.). Во времени: действующие неопределенное время и действующие определенное время.

6. По степени определенности элементов правовой нормы : абсолютно определенные точно устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношения, а также последствия несоблюдения предписаний. Относительно определенные устанавливают варианты поведения. Альтернативные предусматривающие возможность выбора правила поведения.

860 10.10.2019 3 мин.

Неизбежно возникающие взаимоотношения между людьми носят название социальных норм (СН). Именно они определяют степень дозволенности совершения тех или иных действий. В зависимости от того, приемлемыми ли они считаются с точки зрения общества, определяется их правовое регулирование.

Нельзя не недооценивать роль правового законодательства в социуме, ведь именно такие правила обеспечивают оптимальную работу и отношения. Какое место занимают правовые методы регулирования в системе (СН), характеристики и особенности приведены в нашей статье.

Какое место занимает в данной системе

Разнообразные механизмы социального влияния обеспечивают гармоничное развитие общества. В зависимости от сферы социальных отношений, способа образования и обеспечения классифицируют различные нормы правового законодательства. Наличие четкого регулирования социальных отношений на законодательном уровне способствует лучшему обеспечению выполнения этих норм. Про специфику метода финансового права расскажет .

Различают различные (СН) по способу обеспечения:

  • Обычаи и традиции - исторически сложившиеся правила поведения. Также различают привычки, как одно из проявления социальных взаимоотношений. Соблюдение таких норм носит чисто формальный характер и может изменяться даже в самых малых социумах.
  • Моральные нормы - также принятые в обществе определенного круга правила поведения. Основана мораль на представлении добра и зла, несоблюдение карается порицанием общества. Моральные принципы определяются внутренним убеждениями и воспитанием. Большое внимание уделяется общественному мнению, которое зачастую носит противоречивый характер.
  • Корпоративные - определяют модель поведения людей в определенных кругах. Обычно это общественные организации, политические партии и рабочий коллектив. Корпоративная этика может затрагивать широкий ореол и даже личную жизнь членов общества.
  • Правовые или юридические - представляют собой общеобязательные, законодательно регулируемые отношения между людьми. Законодательные акты гарантируют выполнение и контролируют выполнение наказания за нарушения. Нормативно – правовые акты призваны поддерживать порядок в обществе и безопасность его членов.

На видео-право в системе социальных норм:

Все вышеперечисленные нормы обычно используются комплексно, но если за нарушение правового законодательства предусмотрена гражданская ответственность, то за выполнением других нет строгого контроля. Ответственность за нарушение выражается в социальном осуждении или отлучении от коллективного участия.

Что собой представляет , подробно указано в данной статье.

Что собой подразумевает система источников права социального обеспечения, подробно указано в данной

Особенности

Приоритетом в создании законодательной базы считаются именно социальные отношения. При этом расписаны все возможные ситуации и возможные примеры решения возникших конфликтов. Использование официально утвержденных норм поведения и контроль над их выполнением обеспечивают безопасность граждан.

Характерные черты правовых норм:

  • Возникают одновременно со становлением государства.
  • Выражают не только общественное мнение, а в основном намерения руководящих членов.
  • Устанавливаются и контролируются государственными органами.
  • Образуют единую и согласованную систему прав.
  • Определяют правила поведения в различных ситуациях.
  • Имеют внешнее выражение.
  • Четко определяется предел возможных действий.

От других разновидностей социальных отношений, правовые нормы отличаются, прежде всего, полным согласованием с государством. Именно государственные органы обязаны разрабатывать, внедрять и контролировать выполнение нормативных актов. Главным требованием и механизмом регулирования являются возможные наказания, и ответственность за нарушение правил общественного поведения.системы права и системы законодательства .

Не мало важно узнать про метод правового регулирования предпринимательского права. Что необходимо знать о данном вопросе указано

В отличие от большинства социальных моделей поведения, нарушение правовых норм влечет за собой не только общественное порицание, но и реальную ответственность.

Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

Право в системе социальных норм

Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

В современной науке, выделяются такие отрасли права:

Гражданское право;

Конституционное право;

Предпринимательское право;

Административное право;

Финансовое право;

Уголовное право;

Семейное право;

Экономическое право;

Социальное право.

Также существуют такие институты права:

1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

Публичное и частное право

В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.

Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.