Определение фактических границ земельных участков. Что такое красная линия застройки

Красная линия застройки - это не только граница, отделяющая частные землевладения от иных территорий. Еще ей принадлежит важная функция: перед постройкой дома или других сооружений именно по ней сверяют нормативы расстояний между зданиями и сооружениями, а также между постройкой и границей соседнего участка.

Определить, где именно проходят красные линии, очень важно для застройщика. Если построенное здание или помещение заходят за линию, то по решению суда оно может быть снесено. Территория, которая отделяет постройку от красной линии, принадлежит собственнику. Иногда островок, очерченный красной линией, находится внутри участка.

Ее название произошло от цвета, которым обозначались границы на картах. Ими обозначают границы территорий и земельных участков. Они отделяют участки от следующих сооружений:

  • линии электропередач;
  • газопроводы;
  • линии связи;
  • автодороги;
  • ж/д дороги и т. д.

Участки, находящиеся в частной собственности, отделяются красным цветом от общественных территорий. Они утверждаются при составлении проекта планировки территории.

Красные линии отражаются в:

  • межевании территории;
  • генплане городских округов и поселений.

Это понятие было раскрыто в Градостроительном кодексе. В старом варианте понятие «красной линии» включало в себя:

  • границы микрорайонов и кварталов от улиц и площадей городов и поселков;
  • границы земельных участков.

Сейчас ее функции расширены и включают определение допустимого сближения при соседстве земельных участков. А также учитывается расстояние при возведении жилых и других построек на участке, который находится в частной собственности.

Стандарты красной линии

Для определения расчетных показателей нужно грамотно оформить регламентирующие документы. К ним относятся следующие:

  1. СПОЗУ - это схема участка земли. Она имеет прочерченные границы до того, как будет получено разрешение на возведение здания, сооружения и любого другого объекта. Позволяет в дальнейшем определить зону, разрешенную для строительства. Другими словами, это чертеж, без которого нельзя начать строительство.
  2. ГПЗУ - это градостроительный план. Он детально показывает красные линии и общую планировку. Служит для ведения работ на своем участке. Чаще всего подробный план земельного участка служит источником информации, какие есть ограничения на этой территории.

На плане указывают многоэтажки, парки, крупные комплексы, площади и улицы. В этот план нужно правильно вписать новый объект.

Красная линия, как и другие ограничения, вносит свои коррективы в условия строительства:

  • дома из кирпича должны отстоять друг от друга на 6 метров;
  • между деревянным и кирпичным домом определяется расстояние в 10 метров;
  • срубы должны отстоять друг от друга на 15 метров;
  • сараи и гаражи могут быть построены в 1 метре от границы земельных владений.

Такие требования обусловлены правилами противопожарной безопасности. В случае пожаров на отдельных объектах опасность возгорания соседних сооружений будет сведена к минимуму. Такие расстояния оправданы и при тушении пожаров. Необходимость подъезжать пожарным машинам и разворачиваться между постройками, нуждается в определенных стандартах.

При начале строительства

Прежде чем построить любое сооружение, будь то дом или баня, сарай или гараж, необходимо оформить все бумаги. Без них постройка будет считаться самовольной, а в случае грубого нарушения нормативов - подлежать сносу.

В обязательном порядке потребуется:

  1. Проект жилья, на котором будет подробно отражен план каждого этажа, фундамента, крыши. К нему следует приложить пояснительную записку с развернутым описанием.
  2. Разрешение на постройку дома или другого сооружения, выданное местной администрацией.
  3. Ситуационный план, где будут отражены ближайшие объекты, дороги, насаждения, источники электричества, воды, газа и тепла.
  4. Генплан.

Начиная строить дом без этих документов, собственник участка подвергает себя и свою постройку определенному риску. Если при возведении сооружения не выполнены нормы по расстоянию от красных линий, то в дальнейшем это может привести к сносу строительного объекта.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно ознакомиться со СНиП. Там прописаны основные нормы по грамотному расположению объектов.

При разной численности населенных пунктов требования будут различаться. Нормы зависят также от того, где происходит строительство: в городе или сельской местности.

Нормы

Если собственник задумал строить жилой дом, то по СНиП он должен находиться на расстоянии не менее 5 метров от пролегающей дороги и 3-х - от улицы. Жилье нельзя располагать в центре участка. Это имеет практическое объяснение: для полноценного обслуживания здания его нужно расположить близко к границе, но не меньше, чем в метре от забора.

Хозяйственные постройки должны располагаться в глубине участка. При строительстве гаража нужно измерять расстояние до красной линии при открытых дверях, чтобы не нарушить границы. Забор, который располагается со стороны улицы, должен быть отмечен на проекте.

Для соблюдения мер противопожарной безопасности расстояние между домами должно быть от 6 до 15 метров. Постройки для домашней птицы и животных не должны быть выше 2,4 метров в высоту. Пристраивать их к жилью можно, но разделив тремя подсобными помещениями.

На видео об отступах от границ участка при строительстве

Все эти нормы соблюдаются собственниками в добровольном порядке. В противном случае на владельцев неправильно расположенных построек накладывается штраф. Может последовать и решение о сносе таких сооружений.

В градостроительстве вот уже несколько столетий укоренилось такое понятие, как красная линия улицы. Это определение часто встречается и сегодня при оформлении документов права на объекты собственности или при строительстве. Поэтому понимать суть красных линий улицы, и на что они влияют, следует каждому, кто решил заняться строительством или оформлением прав на земельные участки, покупкой недвижимости.

Определение понятия

Красная линия улицы или проезда - это территория, которая определяет существующие или планируемые границы участков земли общественного пользования. На них могут быть расположены линии электропередач, связи, коммуникации (трубопроводы, линейно-кабельные сооружения), а также автотрассы, дороги, железнодорожные пути и прочие подобные объекты.

Состав и величина поперечного профиля может быть различной для одинаковых категорий улиц или дорог. Основные элементы общественных участков (проезжие части и принадлежащие к ним велосипедные дорожки, трамвайные пути, разделительные полосы, пешеходные переходы) и их величина зависит от движения на дороге и его интенсивности. Этот фактор еще называется пропускной способностью. Границы красной линии улицы отделяют территории общественного пользования от участков земли, отведенных под строительство частными лицами. Эта черта отделяет улицы, переулки, проезды от городских, жилых кварталов.

Красные линии и законодательство

Красные линии дорог и улиц определяет Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ). Согласно подпункту 11 статьи 1 этого документа, под подобными границами следует понимать черту, которая определяет территорию, находящуюся в пользовании неограниченного круга лиц. Это могут быть площади, улицы, проезды, скверы, набережные, бульвары и т. д.


Красная линия улицы - это участок земли, входящий в состав документарной планировки территории (глава 5 ГрК РФ). Он содержится в генеральных планах, схемах и картах настоящих и планируемых границ зон города.

Ширина красных линий улицы определяет конфигурацию границ земельных объектов. Это оговаривает пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Расстояние этих ограждений улиц определяет Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ. Она действует согласно утверждению Постановления Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30, не противоречащей ГрК РФ.

Параметры застройки



Красная линия улицы, расстояние которой регламентирует СНиП РК 3.01-01-2008 "Градостроительство", определяет показатели застройки жилых, общественных и деловых зон. Этот документ гласит, что размещать сооружения и здания следует на отведенных для соответствующего строительства территориях. Они находятся за пределами красных линий соответственно с проектами населенных пунктов.

Планировка красных линий проводится с учетом обеспечения свободного проезда пожарных машин, инженерных сетей внутри площадок и других объектов.

Жилые и общественные здания располагают с отступом от обозначенных зон. Ширина улицы в красных линиях определяется путем учета отступа от них не менее 6 м для магистралей и не менее 3 м для жилых территорий.

На что влияют красные линии

Согласно представленным выше документам, объект недвижимого имущества не должен выходить за границы, обозначенные красными линиями, а также не должен пересекать их.


Если же здание или земельный участок все же пересекает черту, он оказывается на территории, находящейся в общественном пользовании.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ, участки социального пользования не подлежат приватизации. Поэтому собственник сооружения или земельного участка не имеет права приватизировать его.

Подобные территории можно будет только получить в аренду. Но в собственность участок, по которому проходит красная линия, перейти не сможет. И обжаловать вынесенное решение органов местного самоуправления не будет возможно. Существующая судебная практика уже не раз это доказала.

Когда важно знать о красных линиях


Что такое красная линия улицы и проезда, обязательно должны знать граждане, планирующие строительство или реконструкцию различных объектов. Поэтому такие предприятия должны осуществляться в соответствии с установленным планом таких границ.

Совершая строительство нового объекта (за небольшим исключением), следует сразу просчитать или сооружения так, чтобы они ни в коем случае не пересекали красную линию. А чаще всего они вообще должны отступать от этих обозначенных зон.

Чтобы избежать проблем в будущем, проектировщики, застройщики и все, кто принимают участие в строительстве или реконструкции объекта, должны максимально серьезно подойти к этому вопросу.

Как узнать о прохождении красной линии

Планируя строительство или реконструкцию объекта, следует ознакомиться с существующими красными линиями, проходящими в непосредственном районе проведения работ. Для этого нужно получить сведения

Красная линия улицы - это граница, которую имеет право знать каждый. Поэтому при направлении соответствующего запроса в ИСОГД, каждый имеет право получить информацию о нахождении красных линий в указанном районе.

Такую операцию можно произвести онлайн. Для этого заполняется соответствующая форма заявления и оплачивается пошлина за предоставленную информацию. Для этого заявителю предоставляются соответствующие реквизиты для оплаты.

Если красная линия пересекает строение

Нередки случаи, когда возведенное более 20 лет назад здание с зарегистрированным правом собственности все же пересекает красная линия. Эта ситуация наблюдается на центральных улицах города и на территориях, готовящихся к расширению.

В таких случаях наличие красной линии на территории участка недвижимости не может послужить причиной отказа его приватизации. Судебная практика доказывает такую позицию и поддерживает право на продажу или покупку подобной недвижимости.

В некоторых городах вообще нет утвержденной Поэтому права собственников не могут быть ущемлены в принципе.

Корректировка расположения

В теории существует возможность откорректировать расположение подобных границ. Красные линии улиц и дорог очень сложно сместить. Это дорогостоящая процедура, результат которой зависит исключительно от решения органов муниципальной или государственной власти.

Существуют другие возможности получить право владения объектом недвижимости. Документ о регламентации красных линий должен быть официально опубликован. Это касается и картографических материалов. На практике нередки случаи, когда публикация производится лишь частично. Например, широкой общественности предоставляется только текст нормативно-правового документа без чертежей и карт. Также случается, что топографические материалы распечатываются спустя продолжительный промежуток времени или не в должном объеме.

Такие случаи дают возможность обжаловать правомерность отказа в предоставлении права собственности на имущество. Неполное опубликование информации неправомерно ограничивает широкий круг граждан в возможности ознакомления с местом прохождения красных линий.

Ознакомившись с представленными выше положениями, можно сделать вывод, что красная линия улицы - это очень значимый факт в деле проектирования и приватизации недвижимых объектов. Знание об их расположении поможет избежать множества проблем собственникам в дальнейшем.

Последнее обновление: 06.11.2016

Насколько реально оформить право собственности на земельный участок, расположенный полностью или частично в границах красных линий? Читайте об этом ниже. Статья написана с использованием материалов судебной практики и законодательства.

Красные линии – это один из известных мотивов администрации (муниципалитета), на основании которых формируется отказ в предоставлении земельного участка в собственность.

Что такое красные линии?

Интуитивно, вроде бы, ясно, что они что-то там от чего-то ограничивают или разграничивают. Давайте разберемся в этом подробнее, во избежание путаницы. Красные линии определены в градостроительном кодексе (ГсК РФ):

  • П. 11 ст.1 ГсК РФ: красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
  • П.12 ст.1 ГсК РФ: территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Итак, красные линии это, в частности, такие линии, которые ограничивают существующие или ПЛАНИРУЕМЫЕ границы территорий общего пользования. Кстати, в более раннем законодательства (до 2004 г.) смысл красных линий был в определенной степени иным. Тогда как территории общего пользования - это такие, которыми УЖЕ ПОЛЬЗУЕТСЯ (беспрепятственно) неограниченный круг лиц. Т.е. тот факт, ту или иную территорию только еще планируется сделать для общего пользования (например, путем принятия соответствующего Решения, Постановления на региональном уровне и/или разработки градостроительного плана застройки территории), отнюдь не означает, что она уже имеет такой статус. Вместе с тем, иногда (а точнее, практически всегда, если имеются красные линии) администрация делает вид, что путает указанные понятия. Раз, мол, красные линии нанесены, неважно, когда. Главное - эти линии есть и потому земельный участок, по которому они проходят, якобы, не может предоставляться в частную собственность. Чем нарушаются права лиц на земельные участки.

Подчеркнем еще раз: тот факт, что на местность нанесены красные линии, отнюдь не означает, что эта местность является территорией общего пользования.

Что делать?

Итак, гражданин подал заявление в местную администрацию (например, в г. Уфе это – администрация ГО город Уфа Республики Башкортостан) с просьбой предоставить ему земельный участок в собственность. Через установленный срок (к примеру, в г. Уфе – 1 месяц) получил отказ, где сообщается, что участок полностью или в части и зарезервирован в соответствии с решением правительства РБ. И потому не может быть предоставлен в частную собственность.

Как быть гражданину, решившему оформить свое право собственности на земельный участок? На самом деле, тут есть перечень из трех основных вариантов:

1. Земельный участок в границах красных линий не расположен и администрацией не зарезервирован

Во-первых, не следует верить , изложенным в отказе администрации городского округа (ГО). Надо понимать, что в администрация вольна изложить совершенно любые доводы на этот счет. Например, она может облагородить текст отказа красочными строками творчества А.С. Пушкина или подробно изложить часть одного из постановлений регионального правительства; а может и ограничиться кратким изложением своих мотивов. Важно понимать, что, как правило, никакой ответственности за это администрация не несет.
Вот, кстати, типичный пример отказа в предоставлении в частную собственность земельного участка по мотивам нахождения его в границах красных линий, с которым нам довелось сталкиваться.

Так вот, один из вариантов заключается в том, что на самом деле никакого резервирования не было и в помине и имеется всего лишь решение (постановление) местного правительства на этот счет. Однако, такое решение вовсе не означает факт резервирования. Оно означает лишь намерение о том, что участок (один или несколько) по таким-то адресам должен быть зарезервирован . Фактически же последнее бывает не выполнено.

Возникает вопрос – почему же администрация дает такой, по сути, ложный ответ, да еще обосновывает этим ответом отказ от предоставления земельного участка в собственность? Фактически, здесь же налицо факт введения в заблуждение гражданина, а то и суда (если представитель администрации подтвердит в суде мотивы отказа).

На самом деле, все весьма просто. К примеру, в г. Уфе администрация имеет несколько подразделений. Это, в частности, Управление по земельным ресурсам, Главное Управление архитектуры.

Так вот, отказ обычно дает Управление по земельным ресурсам. Тогда как, в соответствии с башкирским законодательством (например, судя по п. 5 Решения Совета Городского Округа Город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 №41/6), уполномоченным выдавать справки о том, является ли земельный участок зарезервированным для муниципальных нужд. Таким образом, Управление по земельным ресурсам тут как бы и ни при чем. Ошиблись, мол, ибо не полномочны мы выдавать такие справки. Глядя на Решение правительства (о резервировании земельных участков ), мы считали, что оно исполнено, потому и дали гражданину отказ. А глава администрации может развести руками: да, к сожалению, бывает, у нас подразделения работают несогласованно и не в полной мере обмениваются информацией друг с другом. Накладка, мол, вышла (это, конечно, уже в крайнем случае, если дело дойдет до прокуратуры или судебного заседания о взыскании морального ущерба с администрации, вызванного введением ею в заблуждение гражданина – заявителя). Или могут сказать иначе: на самом деле данный участок, мол, зарезервирован , просто у нас не хватило времени оформить этот факт в установленном порядке. Т.е. осталась-то, мол, самая "мелочь".

Фальсификации (подделки) доказательств здесь нет, посему ч. 1 ст. 303 УК РФ здесь неприменима. Гражданской ответственности тоже нет, ибо стороны (ответчик, истец и заинтересованные лица) не предупреждаются судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в отличие, скажем, от свидетеля (ст. 70 ГПК РФ). Стороны (в частности, администрация) о такой ответственности не предупреждаются. Иных норм, регламентирующих ответственность за введение в заблуждение истца (гражданина) и суд, нет. Получается, что ответчик (администрация) может сообщать суду, в общем случае, любые доказательства; единственное - они не должны быть сфальсифицированными (подложными, поддельными). А уж должны ли они соответствовать фактическим обстоятельствам или нет – закон этого не регламентирует вообще . Подчеркнем, что в этой связи ни гражданской, ни уголовной, ни административной ответственности на данный момент российский закон не предусматривает .

Доказательства могут иметь вид, в частности, устных объяснений, письменных или печатных документов (ст. 55, 68, 71 ГПК РФ). Поэтому тот факт, что администрация направляет гражданину отказ о предоставлении земельного участка в собственность (и в последующем поддерживает его в суде), основанный на заведомо ложных доводах, не противоречит действующему российскому законодательству. Просто суд, проводя всестороннюю оценку доказательств, сочтет ссылку администрации на резервирование участка недостоверным доказательством (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ), и все.

Единственное, что может сделать гражданин, чтобы как-то повлиять на администрацию – обратиться к ней с иском о взыскании морального или материального ущерба (да, именно с иском, а с заявлением о восстановлении нарушенных прав). Однако, моральный, да и материальный ущерб тут крайне незначительны: ведь гражданин, зная (должен был знать) о пункте 5 Решения 41/6, мог обратиться в Главное управление архитектуры, которое вскоре (в течение двух недель) выдало бы ему справку о том, что участок для муниципальных нужд не зарезервирован и в границах красных линий не находится. Ибо, повторимся, Решение правительства на этот счет оказалось невыполненным. Скажем даже больше: в соответствии с п. 5 Решения 41/6 (ранее - Решение 32/15), Управление по земельным ресурсам вообще неправомочно уведомлять граждан о фактах резервирования их земельных участков .

Это все мелочи, как может показаться профессиональным юристам. Но для гражданина, привыкшего (подчеркнем: именно, привыкшего, по старой советской привычке; молодые-то граждане отлично понимают, что органам вовсе необязательно доверять) доверять любому правительственному органу (государственному или муниципальному – это уже детали), подобные обстоятельства, разумеется, вносят большую сумятицу в мироощущение и правопонимание. Вот, кстати, один из примеров, когда гражданин, доверившись информации, полученной им из Росреестра (в виде выписки на земельный участок), в итоге вынужден сносить дом, который он на нем .

Таким образом, мотивировка отказа администрации о предоставлении земельного участка в собственность в том, что он расположен в границах красных линий , вполне может оказаться заведомо ложной. Несмотря на то, что к отказу может быть даже приложена выкопировка из генерального плана развития территории на будущее, где указано, что участок полностью или в части находится в границах красных линий .

Если так, то, значит, все еще проще. Гражданину всего лишь необходимо взять справку в Главном управлении архитектуры о том, что данный участок, расположенный по адресу и имеющий тот или иной кадастровый номер, для государственных и муниципальных целей не резервировался и в границах красных линий не находится. И после этого вполне можно обратиться в суд за защитой своих прав в порядке гражданского производства.

Ибо защита прав на земельный участок, в частности, признание права собственности на него осуществляется в судебном порядке - на основании ст. 59, 64 ЗК РФ.

Это можно сделать, кстати, двумя путями: либо путем обжалования отказа администрации , либо путем подачи административного искового заявления в отношении администрации .

2. Участок зарезервирован, расположен в границах красных линий, но НЕ ИЗЪЯТ

Однако, бывает и такая ситуация, когда Решение (Постановление) правительства было выполнено и в таком случае земельный участок, упомянутый в нем, в действительности оказывается зарезервированным, например, для муниципальных нужд. Скажем, администрация решила на его месте построить дорогу, парк, бульвар, торговый комплекс и др. Тогда все немного сложнее, правда, совсем чуть-чуть, ненамного.

Как выявить (доказать) факт такого резервирования? Во-первых, подобная информация будет фигурировать в соответствующей справке Главного управления архитектуры. Во-вторых, в выписке из Росреестра на данный земельный участок также будет об этом упоминание. Дело в том, что , установление красных линий в должно регистрироваться в Росреестре, как это устанавливает .

Однако, мало того, чтобы просто взять да и зарегистрировать (со стороны администрации) резервирование и красные линии . В первую очередь, все это должно быть реализовано в соответствии с законодательством РФ (в противоположном случае регистрация подлежит отмене). Так вот, в большинстве случаев законодательство бывает нарушено.

Если это так, то вступает с действие ч.1 ст. 61 ЗК РФ: Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Т.е. если красные линии проведены с нарушением законодательства, соответствующий акт (например, Постановление или Решение регионального правительства) может быть отменен судом.

Что делать в таком случае? Подавать иск к Росреестру (Кадастровой палате) бесполезно, ибо он не обладает властными полномочиями, осуществляя государственную регистрацию прав (или ограничений прав) собственности за земельные участки, действует, исходя из представленных заявителем (в данном случае – администрацией) документов, подтверждающих такие права. Отметим, что такие документы могут быть фальсифицированными, могут быть получены на основе нормативно-правового акта, не подлежащего применению и т.д. Однако, если такие документы есть, Росреестр не правомочен устанавливать, соответствуют ли они законодательству или нет. Все, что он может сделать – это провести экспертизу предоставленных документов, запросить (в установленных законом случаях) те или иные дополнительные документы (подтверждающие законность установления красных линий ). А для исследования соответствия факта резервирования и установления красных линий есть другой орган. Это - суд. Именно суд в данном случае имеет возможность решить, правомерно ли установлены красные линии , правомерно ли реализовано резервирование .

Кстати, если резервирование земельного участка (на освовании правового акта местного или регионального правительства) было проведено с нарушением закона, то лицо, которое получило в связи с этим убытки, имеет право на возмещение их в полном объеме (ст. 61, 62 ЗК РФ).

Но, все-таки, к кому же обращаться с иском (или, чьи действия обжаловать)? Разумеется, к тому лицу, которое своими действиями способствовало предоставлению в Росреестр документов на государственную регистрацию красных линий и резервирования . Т.е. иск осуществляется к администрации .

Каков будет предмет иска (какие действия следует обжаловать)? Опять-таки, бесполезно жаловаться только на сам факт установления красных линий и факт резервирования. Ибо администрация сошлется на Решение (постановление) местного правительства, а также на свою обязанность выполнить это Решение. В итоге, если судья неадекватный (каких немало), то он вполне может отказать гражданину в иске. Почему? Да потому, что само это Решение (Постановление) гражданин не обжаловал, следовательно, согласился с ним даже в том случае, когда оно затронуло его интересы . По общему правилу, если лицо что-то не оспаривает, стало быть, оно соглашается с этим.

Примеров тому из судебной практики - СТОЛЬКО, что даже не хочется заострять на этом внимание. На этом, к сожалению, спотыкается немало землевладельцев и даже, казалось бы, небезызвестных юристов.

Поэтому иск должен быть в первую очередь направлен на незаконность такого Решения (Постановления) правительства, на несоответствие его другим нормативным актам, в том числе и тем, которые имеют бО льшую юридическую силу. Разумеется, иск может касаться лишь непосредственно того предмета, который является интересом гражданина (истца). Т.е. он не вправе заявлять подобные требования в отношении других земельных участков (если, конечно, он не действует по доверенности от других граждан, заявивших такие требования самостоятельно).

Итак, главным, что должно присутствовать в таком исковом заявлении, это - просьба к суду признать незаконным Решение (Постановление) правительства о резервировании и установлении красных линий в части , касающейся земельного участка, интерес к которому имеется у истца (например, это такой земельный участок, на котором расположен его жилой дом). И, соответственно, просьба – отменить это Решение (Постановление) в соответствующей части. И уже В ДОПОЛНЕНИЕ к этому - следует указать просьбу - признать право собственности на данный земельный участок (или же признать право на бесплатную приватизацию земельного участка и обязать администрацию городского округа (ГО) предоставить земельный участок в собственность).

Не слишком ли примитивно, спросит читатель (неспециалист по земельному праву)? Так уж, мол, суд возьмет, да и отменит Решение (Постановление) правительства.

Вот если бы оно исходило от федерального правительства, то, да, с отменой его могли бы возникнуть некие проблемы… тогда как региональные (не говоря уже о местных) Решения и иные нормативные акты органов власти отменяются (в части или полностью) сплошь и рядом. Не следует забывать, во-первых, что парад суверенитетов давно прошел, слава богу. Во-вторых, на местах принимаются не всегда адекватные и законные решения, отчасти, надеясь на нерасторопность и неосведомленность граждан. Об этом свидетельствует судебная практика. В самом деле, ведь гражданам иной раз гораздо «интереснее» полежать где-нибудь на диване у убаюкивающего их телевизора (ну, или заняться какой-нибудь ерундой), чем взять ответственность за себя и свою жизнь и решать свои насущные вопросы.

Итак, вначале рассмотрим, всегда ли соответствует резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также установление границ красных линий , федеральному законодательству. Для этого проведем исследование законодательства по этому вопросу.

Как устанавливает ст. 218 КАС РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Очевидно, что прохождение красной линии через земельный участок и домовладение гражданина нарушает его законом установленные интересы и права. Поэтому если Решение (Постановление) правительства нарушает его права, он правомочен обратиться с заявлением в суд за защитой своих прав и устранения нарушений, не связанных с нарушением владения, в полном объеме (ст. 304 ГК РФ).

Согласно ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права распоряжения, владения и пользования принадлежащим ему имуществом. Он имеет право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Например, если земельный участок собственника незаконно зарезервирован муниципалитетом и/или по его участку проходят красные линии , это означает, что нарушены права этого собственника, мешающие ему владеть этим участком. В самом деле, ведь факт нахождения земельного участка полностью или частично в границах красных линий означает, что соответствующий участок (или его часть) является территорией общего пользования. Если же в границы красных линий попадает жилой дом или иное строение, принадлежащее собственнику, то и они находятся на территории общего пользования, что нарушает права собственникив на это помещение (строение).

Как следует из п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Да, приватизации (т.е. оформлению права собственности) не подлежат. Но вот - вполне даже. Правда, к примеру, арбитражные суды решают вопрос возможности аренды таких земельных участков по правилу 50/50. Т.е. одни суды признают такое право (аренды), тогда как другие совершенно, на наш взгляд, не к теме ссылаются на ст. 85 ЗК РФ и на этом "основании" отказывают. Хотя, понятно, что аренда и приватизация - это вещи совершенно разные.

Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красными линиями обозначаются существующие и/или планируемые (вновь образуемые, изменяемые) границы территорий общего пользования, а также границы таких земельных участков, на которых имеются сети инженерно-технического обеспечения (например, линии связи, электропередач, газопроводы, иные трубопроводы, железнодорожные пути, автодороги и др.

При этом территориями общего пользования являются места, которыми беспрепятственно пользуется или может пользоваться неограниченный круг лиц. Судя по п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, к таким территориям относятся улицы, проезды, площади, набережные, бульвары, парки и прочие аналогичные места. Ибо перечень территорий общего пользования в ст. 1 ГсК РФ не является закрытым.

Т.е. если на земельном участке имеется один из перечисленных объектов (или аналогичный им), то такой гражданин не правомочен требовать оформления своего права собственности на него. Это, конечно, вполне объяснимо и оправданно. Ибо, в противоположном случае, любое лицо может (гипотетически) построить где-нибудь, например, в сквере, жилой дом или иное строение, а потом требовать признания за ним права собственности на земельный участок. Т.е. если земельный участок имеет статус общего пользования, на него не может быть признано право частной собственности (в соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

На основании ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Отсюда следует, что, во-первых, прежде, чем устанавливать границы красных линий и, соответственно, устанавливать красные линии и резервировать земельные участки , администрация обязана учесть фактические правила землепользования. В частности, выяснить, кто является пользователем и/или собственником земельного участка, на каких основаниях, имеются ли ограничения, расположены ли на участке какие-либо строения, сооружения и т.д.

Во-вторых, из содержания приведенных правовых норм градостроительного кодекса следует, что объект недвижимости, такой, как жилой дом, строение или сооружение не должен находиться в пределах красных линий или пересекать их. Иначе он окажется на территории общего пользования. Это следует из принципа неотделимости правового статуса земельного участка от недвижимости, которая на нем расположена. Красные линии как раз и предназначены для того, чтобы отделить территорию, предназначенную для общего пользования, от территории, являющейся частной собственностью.

Красные линии: как обстоит дело на практике

Приведенные выше рассуждения согласуются с судебной практикой. Но надо сказать, что здесь имеется два направления: арбитражная практика (касающаяся юридических лиц) и практика судов общей юрисдикции (имеющая отношения к физическим лицам). Так вот, имеется коренное различие между ними.

Так, в судебных решениях Высшего Арбитражного Суда РФ (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 мая 2010 г. N ВАС-5414/10 по делу N А51-9373/2009; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2009 г. N ВАС-9018/09 по делу N А49-4841/2008-155а/19; Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июня 2009 г. N ВАС-6637/09 по делу N А56-2196/2008 ). Указывается, что если земельный участок полностью или частично находится в границах красных линий , утвержденных в составе проекта планировки, то это является препятствием для приобретения земельного участка в собственность (юридическим лицом). Такие участки могут предоставляться только в аренду.

Между тем следует отметить позицию судов общей юрисдикции по данной проблеме. Так, Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) отмечает, что ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, а также п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., т.е. отнесения его к земельным участкам общего пользования (см. Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7).

Примечание : на данный момент ст. 36 ЗК РФ отменена.

В отношении ссылок судов на ч. 12 ст. 85 ЗК РФ (которая запрещает приобретать в собственность земельные участки, находящиеся полностью или частично в границах красных линий), как основания для отказа в оформлении прав собственности ВС РФ указывает, что подобное толкование указанной нормы не является верным. ВС РФ указывает, что она не допускает приватизации только таких земельных участков общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными и другими объектами общего пользования (в соответствии с ст. 1 градостроительного кодекса РФ), т.е. подразумеваются уже существующие территории общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 7).

Приложением 2 к "Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 02.08.1999 г. N 18 (зарегистрированной в Минюсте РФ 25 октября 1999 г. N 1952) установлен примерный перечень документов и материалов, учитываемых при осуществлении контроля за использованием и охраной земель в поселениях.

Это приложение устанавливает: "При проверке соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства к использованию и охране земель в поселениях изучаются и используются: ... документы о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости; материалы выноса в натуру (на местность) красных линий и других линий регулирования застройки, высотных отметок, осей зданий, строений и сооружений, трасс инженерных коммуникаций; документы об установлении границ земельных участков на местности;..."

Как правило, дата возникновения права собственности на жилое помещение, расположенное на земельном участке, является более ранней, чем дата решения (постановления или т.п.) о резервировании данного земельного участка. Зачастую эти обстоятельства администрацией при подготовке такого решения (постановления или т.п.) о резервировании во внимание не принимаются, несмотря на установленную вышеуказанной "Инструкцией о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях" обязанность учитывать имеющиеся права землепользователей при определении местонахождения красных линий .

Если же красная линия была установлена без учета существующих прав домовладение и земельный участок, это нарушает права собственников по пользованию земельным участком и жилым домом. Следовательно, в результате отнесения (частично или полностью) земельного участка, на котором расположено домовладение по Адресу, находящееся в собственности граждан, к землям общего пользования, последние лишены права распоряжения, владения и пользования этим объектом.

Таким образом, красная линия не может проходить через уже отведенный земельный участок; такой участок не может находиться в границах красных линий .

Что заявлять в суде

Все вышесказанное дает основание гражданину, правомерно претендующему на земельный участок, заявить в суде, при наличии возражений со стороны администрации, что Решение (Постановление или т.п.) администрации ГО от (дата) №номер "…." в части утверждения границ красных линий по адресу: (Адрес), не соответствует требованиям нормативного акта, имеющего большую юридическую силу - "Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях", утвержденной Приказом Госстроя РФ от 02.08.1999 г. N 18. Ибо в данном случаем доводы администрации ГО основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

Из содержания ч.1 ст.41, ч.2 - 6 ст.42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 3.1, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от XXXX N 18-30, подп. 1подп. 1подп. 1, 444, 666, 7 п. XXXX п. 3.2.17 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от XXXX N 150 , следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Красная линия не может проходить через уже отведенный (ранее) земельный участок без его предварительного изъятия для муниципальных или государственных нужд.

Исходя из этого, на основании приведенных норм действующего законодательства, решение о резервировании (постановление или т.п.) является в указанной части не соответствующим действующему федеральному законодательству. Вот именно это и следует заявить в суде - как в исковом заявлении, так и устно, в ходе рассмотрения дела. Если есть подозрения на неадекватность судьи, то, конечно, следует вести диктофонную запись процесса, о чем желательно уведомить суд (испрашивать разрешение на это необязательно). Уведомление, разумеется, следует производить при ВКЛЮЧЕННОМ(!) на запись диктофоне и дальше не выключать его вплоть до окончания заседания.