Организация моторного участка на станции технического обслуживания автомобилей «крымдизельсервис. Подбор технологического оборудования Технологическое оборудование и организационная оснастка моторного участка

Введение

Автомобильный транспорт обслуживает народное хозяйство, это единственный вид транспорта который производит перевозки «от двери к двери». В процессе эксплуатации техническое состояние автомобиля снижается, под воздействием таких факторов как климатические условия, дорожные условия, человеческий фактор, агрессивность окружающей среды и естественный износ. В связи с тем, что техническое состояние автомобиля нужно поддерживать, на автомобильном транспорте принята планово- предупредительная система Технического обслуживания (ТО) и Ремонта (Р) (ТО поддерживает техническое состояние автомобилей, а ремонт восстанавливает ресурс автомобиля) регламентированная Положением о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта, которая представляет собой совокупность средств нормативно-технической документации, необходимой для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава. Данное Положение определяет виды и режимы ТО и Р с учетом условий эксплуатации автомобилей. Немалую роль в жизни автомобильного транспорта играют высшие, средне - технические и профессиональные учебные заведения, в том числе и Волжский Политехнический Техникум, готовя специалистов по специальности 1705 ТО и Р автомобильного транспорта.

Повышению качественного ТО и Р на автомобиле способствует внедрение высокопроизводительного, современного, технологического и диагностического оборудования, применение высококачественных смазочно - заправочных материалов, а также создание хороших условий для рабочего персонала.

На сегодняшний день в РФ одной из главных проблем является низка производительность труда, поэтому ее нужно повышать за счет внедрения средств механизации и автоматизации.

Важную роль в восстановлении технического состояния автомобиля играет моторный участок, в частности на рабочем месте по разборке двигателя.

1 Общая часть

1.1 Характеристика объекта проектирования

Моторный участок предназначен для притирки и шлифовки клапанов, замены поршневых пальцев, поршней, поршневых колец, замены вкладышей, шатунных и поршневых подшипников на вкладыши эксплуатационных размеров, замены прокладки головки блока цилиндров и прочего ремонта двигателя. Работа этого участка производится в дневное время в одну смену смену. На участке работает 1 моторист. Моторный участок непрерывно связан с зоной ТР, т.к. двигатель снимается в этой зоне и поступает на промежуточный склад. По мере освобождения рабочих мест в моторном участке двигатели из промежуточного склада поступают в комплекс моторного участка. При ремонте двигателей изношенные детали заменяют на новые из основного склада.

После ремонта проводят холодную и горячую обкатку двигателя. Затем двигатель поступает на промежуточный склад и по указанию диспетчера он отправляется в комплекс ТР, где устанавливается на автомобиль.

1.2 Схема технологического процесса на объекте проектирования

Въезд и выезд автомобилей в автотранспортном предприятии (АТП) осуществляется через контрольно – технический пункт (КТП). Перед тем как выехать на линию автотранспортное средство из зоны стоянки автомобилей направляется в КТП, там дежурный механик проверяет исправность автомобиля и при сомнении в исправности транспортного средства может отправить его в зону Д-1. После совершения рейса транспортное средство снова приезжает к КТП, откуда у него две дороги, если автомобиль чист и исправен, то он отправляется в зону стоянки автомобилей, если же автомобилю требуется мойка, либо какой то ремонт то он отправляется в зону ожидания, затем в зону ежедневного технического обслуживания (ЕО), после чего опять в зону ожидания и далее на зону текущего ремонта (ТР), оттуда или перед ней автомобиль может пройти зону Д-1 если это требуется.

Схема организации технологического процесса изображена на рисунке 1.

основной маршрут

возможные маршруты

Принятые сокращения:

КТП – контрольный технический пункт; ЕО – ежедневное техническое обслуживание; УМР – уборочно-моечные работы; ТР – текущий ремонт; ТО-2 – второе техническое обслуживание; ТО-1– первое техническое обслуживание; Д-1 – экспресс диагностика; ОТК – отдел технического контроля.

Рисунок 1 - Схема организации технологического процесса на АТП.

Перед принятием двигателя в моторный участок, он для начала снимается в зоне ТР, после чего поступив на моторный участок проводится наружная мойка двигателя, затем его разборка, затем на следующем рабочем месте производят мойку деталей, для того чтобы лучше можно было провести их дефектовку. При дефектовке образуется три группы деталей: годные (которые помечают зеленой краской), негодные (красной) и подлежащие восстановлению (желтой). После дефектовки идет комплектация деталей, а затем сборка двигателя. После сборки нужно провести обязательную обкатку (холодную и горячую). Ну а затем двигатель уже поступает либо на склад, либо сразу же на установку на автомобиль.

Схема организации технологического процесса на моторном участке изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема технологического процесса ремонта двигателя в моторном участке

1.3 Организация режима труда и отдыха производственных рабочих

1.3.1 Определение ходового парка автомобилей, А X , штук (шт).

А X = А С ∙ α T = 200 ∙ 0,94 = 188 шт., (1)

где, А С = 200 – списочный состав парка, указано в задании.

α T = 0.94 – коэффициент технической готовности в целом по АТП.

1.3.2 Расчет простоя автомобилей по техническим причинам, А ПР, шт.

А ПР = А С - А X = 200 - 188 = 12. шт. (2)

Для организации труда и отдыха производственных рабочих составляется суточный график, представленный на рисунке 3.

1.3.3 Определение времени, требуемое для выхода всех автомобилей на линию, t ВЫХ. , час.

t ВЫХ = 2,5 ч.- время, требуемое для выхода всех автомобилей на линию.

Суточный график работы автомобилей на линии, совмещенный с работой моторного участка показан на рисунке 3

количество

автомобилей, шт.

Целью данной работы является совершенствование организации технического обслуживания и ремонта автосамосвалов в условиях ОАО «Севералмаз».

На свободных площадях зоны ремонта дипломным проектом предусмотрено расположить моторный участок. На моторном участке будем производить ремонт двигателя, заднего моста, цилиндров подвески, причем в основном заменой неисправных деталей. Такое распределение позволяет специализировать рабочих на ремонте двигателей, как на наиболее сложном агрегате.

Недостатки в организации и технологии ТО и ТР автомобилей и их причины.

В организации работ по проведению ТО и ТР на предприятии существует ряд недостатков, которые оказывают влияние на техническое состояние и время проведения текущего ремонта. Проанализировав работу ОАО «Севералмаз», можно выделить следующие недостатки:

  • недостаточно производственных площадей;
  • отсутствие вентиляции; недостаточная высота потолков в зоне ТО автосамосвалов;
  • низкая освещенность зон ТО и ТР;
  • мойка транспорта ведется на открытой площадке.

Предлагаемые мероприятия по совершенствованию организации ТО и ТР для ОАО «Севералмаз». Для нормального функционирования предприятия и сокращения времени в простое в ремонте автосамосвалов проектом предусматриваются следующие мероприятия по совершенствованию:

  1. приобрести в цеха и зоны необходимое оборудование, инструмент и приспособления;
  2. повысить квалификацию производственного персонала;
  3. смонтировать вытяжную вентиляцию;
  4. установить дополнительные осветительные приборы в зоне ТР.

ВВЕДЕНИЕ 7

1. Аналитическая часть 9

  • 1.1 Общая характеристика ОАО «Севералмаз» 9
  • 1.2 Характеристика подвижного состава 11
  • 1.3 Анализ существующей организации и технологии ТО и ТР автосамосвалов в условиях ОАО «Севералмаз» и предлогаемые мероприятия по их улучшению 13
  • 1.3.1 Наличие производственных цехов, отделений и оборудования для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, их состояние и планировки 13
  • 1.3.2 Состав и квалификация ремонтных рабочих, ИТР и обслуживающего персонала 23
  • 1.3.3 Обзор прогрессивных методов организации и технологии ТО и ТР автомобилей 25
  • 1.3.4 Существующая организация и технология ТО, ТР и диагностирования в ОАО «Севералмаз» 31
  • 1.3.5 Недостатки в организации и технологии ТО и ТР автомобилей и их причины 32
  • 1.3.6 Обоснование темы дипломного проекта 33

2. Расчетно-технологическая часть 34

  • 2.1 Выбор исходных данных 34
  • 2.2 Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта 35
  • 2.3 Расчет производственной программы 39
  • 2.4 Расчёт сменной программы ТО и ремонта и выбор способа производства 42
  • 2.5 Расчёт годовой трудоёмкости ТО и ремонта 43
  • 2.6 Распределение годовой трудоёмкости ТО и ремонта по видам работ 44
  • 2.7 Суммарная трудоёмкость работ 49
  • 2.8 Расчёт количества рабочих 49
  • 2.9 Оборудование 51
  • 2.10 Расчёт площади моторного участка 54

3. Расчетно-конструкторская часть 55

  • 3.1 Техническое задание 55
  • 3.2 Техническое предложение 56
  • 3.3 Эскизный проект 61
  • 3.4 Проверочный расчет анкерных болтов 76

4. Охрана труда и экологическая безопасность 80

  • 4.1 Общие требования по охране труда в отрасли 80
  • 4.1.1 Цели и задачи по охране труда в отрасли 80
  • 4.1.2 Основные направления государственной политики в области охрана труда 82
  • 4.2 Порядок подбора и подготовки персонала к работе 83
  • 4.3 Анализ вредных и опасных факторов, действующих на человека при ТО и ремонте 87
  • 4.3.1 Перечень вредных и опасных производственных факторов 87
  • 4.3.2 Обеспечение средствами индивидуальной защиты 88
  • 4.3.3 Требования охраны труда по освещению, отоплению, вентиляции 89
  • 4.4 Система мероприятий по защите окружающей среды 96
  • 4.5 Система противопожарной защиты 97

5. Экономическая часть 100

  • 5.1 Расчет инвестиций по проекту 103
  • 5.2 Расчет эксплуатационных затрат 104
  • 5.3 Налоги, относимые на финансовые результаты 112
  • 5.4 Снижение затрат за счет сокращения численности 112
  • 5.5 Расчет балансовой прибыли 114
  • 5.6 Расчет налога на прибыль 114
  • 5.7 Расчет чистой прибыли 115
  • 5.8 Прибыль экономическая по проекту 115
  • 5.9 Расчет коммерческой эффективности проекта 115

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 122

Подбор технологического оборудования, организационной и технологической оснастки для моторного участка произведём с учётом рекомендаций типовых проектов рабочих мест в АТП, а также табеля гаражнотехнологического оборудования.

В современных условиях нужно применять современное высокопроизводительное оборудование. С этой целью установим на участке современное оборудование.

Стенд Р23.74М для притирки клапанов головок цилиндров двигателей КаМАЗ, ЯМЗ, ГАЗ, ЗИЛ. Стенд с электромеханическим приводом, стационарный. Мощность электродвигателя 2,2 кВт, масса 145 кг.

Разработанные и изготовленные с использованием новейших запатентованных инновационных технологий ООО "КОПИС" стенды обкаточные универсальные серии КС276 для двигателей внутреннего сгорания - это высококачественное современное энергосберегающее оборудование, сокращающее затраты Пользователей более, чем в 10 раз по сравнению с технически и морально устаревшими стендами советского периода

Стенды обкаточные универсальные серии КС276 обеспечивают обкатку разномарочных дизельных и бензиновых двигателей внутреннего сгорания грузовых, малотоннажных и легковых автомобилей, строительной и специальной техники, автобусов, тракторов, специальных машин и другой техники.

Серийно изготавливаемые модели стендов серии КС276 обладают возможностями, которые наиболее полно отвечают задачам качественной послеремонтной обкатки и испытания разномарочных ДВС.

Система автоматизированного управления (САУ) стендов серии КС276 это программноаппаратный комплекс на микроконтроллерах.

В стенде серии КС276 применён принцип динамического нагружения и инновационные технические решения, которые обеспечивают следующие преимущества: универсальность, энергосбережение, сокращение производственных площадей, максимальная автоматизация, простота монтажа и обслуживания, удобство пользования.

Настольный пресс с манометром Trommelberg 10т SD100802 незаменим на станциях технического обслуживания. Применяется для выпрессовки подшипников, гибки и правки металлических элементов, а также для мелкой штамповки и калибровки деталей. Пресс приводится в действие ручным гидравлическим приводом, развивает усилие 10 т. Установка имеет прочную металлическую конструкцию и характеризуется простым механизмом управления.

Стенд универсальный для ремонта двигателей КаМАЗ, ЯМЗ236, 238(ручной) М401. Стенд предназначен для сборочноразборочных операций двигателя КАМАЗ и ЯМЗ. Стенд состоит из сварной рамы, двух стоек, одна из которых фиксируется в двух положениях. Первое положение подвижная стойка установлена на максимальный размер для двигателя ЯМЗ (МАЗ, КРАЗ), второе положение для двигателя КАМАЗ. На неподвижной стойке установлен червячный редуктор с ведущей траверсой, на другой - ведомая траверса. Траверсы имеют штыри, которые вводятся в отверстия блока обслуживаемого двигателя.

Для ремонта двигателя подвижная стойка устанавливается в необходимое положение и закрепляется. Двигатель опускается на подхваты, фиксируется четырьмя винтами, заворачивающимися до упора в отверстия имеющиеся в блоке двигателя. Поворот двигателя в необходимое положение производится рукояткой

Технологическое оборудование

Наименование

Размеры в

плане, мм

площадь, м2

Верстак слесарный

Тумбочка инструментальная

Стенд для притирки клапанов головок цилиндров

Стенд для разборки двигателей

Стенд для испытания и обкатки двигателей

Установка для механизированной мойки деталей

Стенд универсальный для ремонта двигателей

Стенд для разборки и сборки головок цилиндров

Шкаф для спецодежды

Ларь для отходов

ОРГ146807080А

Пожарный щит и ящик с песком

Собственного изготовления

Гидравлический пресс

Trommelberg SD100802

Тележка для транспортировки

Собственного изготовления

Стеллаж для инструментов

Кранбалка подвесная

Технологическая оснастка

Наименование

Модель, ГОСТ

Количество

Тисы слесарные

Заточной станок настольный

Комплект инструментов

автомеханика

Плита поверочная

Микрометр рычажный

Микрометр гладкий

Микрометр гладкий

Микрометр гладкий

Микрометрический глубиномер

Нутромер

Штангенциркуль

Штангенциркуль

Штангенрейсмас

Набор щупов № 2;

Индикатор

Угловой люфтомер

Съёмник для снятия подшипников

Приспособление для снятия и установки клапанных пружин

Приспособление для установки поршневых колец

При расчёте производственной площади моторного участка учитываем то, что двигатели поступают на участок после демонтажа и мойки, поэтому площадь автомобиля в плане в расчётах не учитываем.

Подбор технологического оборудования

Выбор технологического оборудования.

Моторный участок предназначен для ремонта механизмов и отдельных частей двигателя. Характерными работами при текущем ремонте двигателя являются: замена поршневых колец, поршней, поршневых пальцев, замена вкладышей шатунных и поршневых подшипников на вкладыши эксплуатационных размеров, замена прокладки головки блока, устранение трещин и пробоев (в сварочном отделении), притирка и шлифовка клапанов.

После выполнения текущего ремонта двигателя обязательно необходимо проводить холодную и горячую обкатку с целью обеспечения надежной притирки узлов и деталей после ремонта без нагрузки, что обеспечивает большую их долговечность в эксплуатационных условиях. Выбор технологического оборудования обуславливается видами выполняемых работ и техническими характеристиками подвижного состава. Перечень технологического оборудования приведен в таблице 15

Таблица 15

Ведомость технологического оборудования

Наименование, обозначение, тип, модель оборудования, оснастки

Техническая характеристика

Стенд для испытания двигателей МПБ 32,7

200 кВт, 36602200

Стенд для ремонта двигателей 2164

1300846, передвижной

Прибор универсальный для правки шатунов мод.2211

Настольный

Станок для расточки цилиндров двигателей мод.2407

275380, 1,5 кВт

Станок для полирования цилиндров 2291А

425172, 1,5 кВт

Станок для шлифования клапанов 2414А

Настольный, 0,27 кВт

Универсальный прибор для шлифования клапанных седел, 2215

Настольный, 0,6 кВт

Настольно-сверлильный станок НС-12А

Пневматическая дрель для притирки клапанов, 2213

Компрессометр, мод.179

Передвижной гидравлический кран, 423М

750кг, 24001200

Круглошлифовальный станок

Моечная установка, мод. ОМ-5359 ГОСНИТИ

Пресс гидравлический ОКС-167IМ

1500640, 1,7 кВт

Приспособление для разборки и сборки головок цилиндров, мод.

Настольный

Верстак слесарный на одно рабочее место, ОРГ-1468-01-060А

Верстак слесарный на два рабочих места, ОРГ-1468-01-070А

Стеллаж для хранения двигателей

Шкаф для хранения инструментов, ОРГ-1603

Шкаф для хранения материалов и измерительного инструмента, ОРГ-1468-07/-040

Ларь для ветоши

Ящик для песка

Огнетушители ОХП-10

Огнетушители ОУ-5

Раковина для умывания

Итого, площадь, занятая под оборудование 30,81 кв. м.

Расчет производственной площади моторного участка

Площадь моторного участка определяется по формуле:

где - коэффициент плотности расстановки оборудования, принимаем = 4 для моторного участка; (таблица 16)

Коэффициенты плотности расстановки оборудования

Таблица 16

Суммарная площадь оборудования в плане, из табл.15

Исходя из СНиПов принимаем ширину помещения участка В = 9 м, тогда длина помещения участка составит: 108: 9 = 12 м.

Высоту здания выбираем 3 метров. Наружные стены выполняются толщиной 60 см.

Пол выбираем цементный на бетонном основании.

Расчет площадей производственных подразделений

Расчет площадей зон ТО и ТР

Площадь зон ТО, ТР и диагностики рассчитывается по формуле:

F= (fa + fоб) ЧП ЧКпл

fа- площадь занимаемая авто = 13.7

fоб- площадь занимаемая оборудованием

fоб = .025Чfа = 3.4

Кпл- количество постов = 5

FТО-1= (3.4+13.7) Ч2Ч5 = 171

FТО-2= (3.4+13.7)Ч1Ч5 = 85.5

FД = (3.4+13.7)Ч1Ч5 = 85.5

FТР= (3.4+13.7)Ч4Ч5= 342

Fсвж= (3.4+13.7)Ч1Ч5 = 85.5

Fм = (3.4+13.7)Ч1Ч5 = 85.5

Fдер= (3.4+13.7)Ч1Ч5 = 85.5

Расчет площадей цехов постановкой а/м

Для расчета площадей постановкой а/м используется такая же формула как для расчета площадей зон.

Малярный цех, сварочно -жестяницкий:

F= (fa + fоб) ЧП ЧКпл

Расчет площадей цехов без постановки а/м

Для приближенных расчетов используются удельные нормативные площади приходящиеся на одного рабочего:

F= (f1+f2) Ч (Рш-1)

Таблица № 12

Наименование цеха

Зона диагностирования

Сварочно-жестяницкий

Малярный

Деревообрабатывающий

Агрегатный

Слесарно-механический

Электро - топливный

Шиноремонтный

Цех тепловых работ

Арматурн-ообойный

Расчет площадей вспомогательных цехов

автомобиль газ ремонт

Fогм= 18+(Рш-1)Ч 12= 18+(3-2)Ч12 = 42

Участок мойки агрегатов

Fм = ПуЧ fy Ч Кпл Ч Кн = 6Ч2.2Ч4.5Ч1.5 = 89 м2

Пу - количество моечных установок из расчета 1 установка на 2млн. км. общего пробега = 6

fy - площадь занимаемая моечной установкой = 2.2 м2

Кпл - коэффициент плотности расстановки оборудования = 4.5

Кн - коэффициент неравномерности работы установки = 1.2….1.5

Площадь бытовых помещений

Площадь определяется из расчета 1.5….2 м2 на 1 штатного рабочего:

Fб = 2Ч Рш = 2 Ч 34 = 68

Подробная разработка моторного цеха

Расположение цеха

Моторный цех располагается в общем помещении с агрегатным цехом, рядом со слесарно-механическим цехом. Общая площадь цеха по предварительному расчету составляет 64м2.

Назначение моторного цеха

Цех предназначен для выполнения ремонта двигателей, механизмов и систем двигателя, подбора и комплектования деталей. В цехе проводится проверка правильности сборки двигателя и холодная обкатка.

Организация работы цеха

Цех работает в одну смену. В цехе занято 4 рабочих: 2 моториста и 2 агрегатчика.

Двигатель с постов ТР после наружной мойки поступает в моторный цех, где устанавливается на стенд или укладывается на площадку в ожидании ремонта.

На стенде двигатель подвергается разборке на узлы и детали.

Детали после мойки проверяются на соответствие техническим условиям и сортируются на 3 группы: годные, требующие ремонта, требующие замены. Годные детали поступают на стол комплектовщика, а требующие ремонта в слесарно-механический цех, где меняются на отремонтированные. Негодные детали обмениваются через склад на новые или восстановленные, а негодные списываются в утиль.

ГРМ ремонтируют в моторном цехе. Клапаны после шлифования фасок притирают к седлам головок цилиндров, устанавливают и фиксируют. Сборку двигателя проводят с соблюдением всех правил и норм.

Собранный двигатель устанавливают на стенд для холодной обкатки и проверки. После чего он отправляется на посты ТР или на склад оборотных агрегатов.

Оборудование для моторного цеха

Оборудование должно обеспечивать выполнения всего комплекса работ по ремонту двигателя и в то же время не должно быть ничего лишнего.

Наименование

Габариты

Количество

Моечная ванна для деталей

Слесарный верстак

Прибор для проверки и правки шатунов

настольный

Станок для шлифования клапанов

Стенд для притирки клапанов

Стенд для ремонта деталей

Стеллаж для хранения узлов и деталей

Кран-балка

подвесная

Шкаф для инструмента и запчастей

Уточненная площадь цеха:

Fи = fоб Ч Кпл = 13.7 Ч 4.5 = 61.7

Принятая площадь моторного цеха 62 м2

В моторном цехе работают 2 рабочих в одну смену.