Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия. Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия модуль основы самоорганизации Сущность технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия

Конспект лекций

По учебной дисциплине «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия».

Раздел 4 «Проектирование»

1.2 Самоактуализация как высшая форма и результат самоорганизации.


ВВЕДЕНИЕ

1.1. САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ……..

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

1.1.3. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

1.1.4. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании ……………

1.2. САМОРАЗВИТИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

1.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

1.2.2. Самоопределение личности …………………………

Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.3.1. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием …

1.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения ……

1.3.3. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием.……

1.3.4. Технология структурирования внимания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Тема раздела - « Проектирование»

В разделе будут прочитаны три лекции:

Самоорганизация как основа саморазвития личности.

1.2 Саморазвитие и самоопределение личности.

1.3 Технологии саморазвития и самоуправления.


Самоорганизация как основа саморазвития личности

1.1.1. Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

САМООРГАНИЗАЦИЯ - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.

А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »

Таким образом, Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.

Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.

Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.

Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.

В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.

В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.

Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание

Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.

Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.

При этом основу способности к саморазвитию составляют:

Умения личности видеть свои недостатки и ограничения;

Анализировать их причины в собственной деятельности;

Критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.

Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию . Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы

1.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования .

«Все, что уже прошло - это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»

Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельность как непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности , поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой – активность личности . Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.

Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию. Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.

Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.

Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»

Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются:

Реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,

Уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.

Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.

Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.

Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.

Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:

события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),

события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),

события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

Ι

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы .

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено .

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?


Похожая информация.


Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых преподавателей. В педагогическом процессе взаимодействия первичны, на них строится пирамида обучения и воспитания. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений обучаемых и обучающих. Преподаватель в своей деятельности должен реализовать все функции общения: выступать как источник информации; как человек, познающий другого или группу; и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечить контакт с учащимися, формировать у них положительную мотивацию, обстановку коллек­тивного поиска и раздумий. При решении воспитательных задач сформировать межличностные отношения в коллективе. Для реализации развивающих задач общение позволит создать психологические ситуации, стимулировать самообразование и самовоспитание личности. Важным этапом педагогического общения является его моделирование. На этом этапе происходит своеобразное планирование коммуникативной деятельности, педагогической и нравственной ситуации в образовательном процессе

Второй этап  период контакта, во время которого необходимо завоевать инициативу в общении, возможность управлять взаимодействием.

Третий этап  управление общением в педагогическом процессе.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность представляют собой четвертый этап.

Стиль педагогического общения  это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект- субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности обучающихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру преподавателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как класса, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Такие преподаватели формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и обучающихся.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между преподавателем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчуждённость учителя, демонстративное подчёркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышения субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечения каждого к решению общих дел.

По характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе можно выделить следующие уровни: низкий, официальный, основанный на формальном взаимодействии, характеризующийся почти полным отсутствием неформальных отношений; средний, характеризующий начало неформального сотрудничества, высокий, кото­рый характеризует переход неформального сотрудничества в целенаправ­ленное взаимодействие.

Высокий уровень сотрудничества предполагает совместное планирование и организацию совместной деятельности.

Наиболее плодотворно процесс воспитания и обучения обеспечивается при надежно выстроенной системе взаимоотношений, которая характеризуется взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества, наличием у обучающихся общности с педагогами, высоким самосознанием, авторитарного воздействия, единством делового и личностного общения, включением учащегося в це­лесообразно организованную систему педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

В организации деятельности необходимо совместное распределение заданий, совместное распределение функций (например при организации деловых игр), сов­местная организация труда (поиск оптимального ре­шения).

Вопросы и задания для самоконтроля

    Каковы признаки успешного педагогического общения?

    Охарактеризуйте возможные стили и типы педагогического общения.

    Рассмотрите основные этапы педагогического общения.

    Укажите основные причины неэффективного общения.

    Какие профессионально важные качества нужны педагогу для общения с аудиторией?

Проблемы самоорганизации. Синергетика

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синœергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин . Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синœергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на всœе материальные системы.

Все процессы, протекающие в различных материальных системах, бывают подразделœены на два типа:

во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах , ведущие к установлению равновесного состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ при определœенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и,

во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах , в которых при определœенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации.

Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линœейность, главными характеристиками второго типа процессов, в которых проявляется способность к самоорганизации и возникновению диссипативных структур, является неравновесность и нелинœейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинœейны; именно такие процессы синœергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинœейных процессов позволяет ей претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры - структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости (т.н. ячейки Бенара ), ʼʼхимические часыʼʼ (реакция Белоусова - Жаботинского ), турбулентное движение и т.д. Пока система находится в состоянии термодинамического равновесия, ее элементы (к примеру молекулы газа) ведут себя независимо друг от друга, как бы в состоянии гипнотического сна, и авторы работы условно называют их генами. В силу такой независимости к образованию упорядоченных структур такие элементы неспособны. Но если эта система под воздействием энергетических взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное ʼʼвозбужденноеʼʼ состояние, ситуация меняется. Элементы такой системы ʼʼпросыпаются от снаʼʼ и начинают действовать согласованно. Между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие. В результате и возникает то, что И.Пригожин называет диссипативной структурой. После своего возникновения такая структура не теряет резонансного возбуждения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ее и порождает, и одним из самых удивительных свойств такой структуры является ее повышенная ʼʼчувствительностьʼʼ к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде оказываются фактором генерации и фактором отбора различных структурных конфигураций. Материальная система такого типа включается в процесс структурогенеза или самоорганизации .

Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всœеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделœены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов. Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

Проблемы самоорганизации. Синергетика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблемы самоорганизации. Синергетика" 2017, 2018.

1. 1 Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания. 1. 2 Технологии общественная самоорганизация как объект управленческих технологий. 1. 3 Психологические особенности эффективного взаимодействия. 2

Бондалетов В. В. Эволюция идей самоорганизации. Социологические исследования. 2015. № 3. С. 132 -13 Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб. , 1999. Крутиков Н. А. Психология и социология управления. Учебное пособие -М. : ГУУ, Книжный мир. 2010. Скаженик Е. Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 99 с

Самоорганизация [Эшби, 1966: 314 – 343]. «. . . каждая изолированная детерминированная динамическая система, подчиняющаяся законам, создаёт «организмы» , приспособленные к их окружающей среде. . . » . И - «. . . этот процесс перехода к особо устойчивым формам. . . » и есть его ответ на вопрос, что есть самоорганизация

Самоорганизация [Хакен, 1980: 226]. «процесс упорядочения (пространственного, временного или пространственно-временного) в открытой системе, за счёт согласованного взаимодействия множества элементов её составляющих»

Самоорганизация [Моисеев, 2001: 36]. «такой процесс изменения её состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания. Можно говорить и о стихии самоорганизации - здесь мы ошибки не сделаем. Причины, побуждающие процесс самоорганизации, могут быть, как внешними, так и внутренними»

Самоорганизация [Бондалетов, 2015: 314 – 343]. совокупность рациональных устойчивых взаимодействий, направленных на «структурацию» социальных процессов или на упорядочение социальной системы в целом.

Виды самоорганизации 1. В зависимости от субъектов взаимодействия u общественная самоорганизация (самоорганизация 2 -го уровня: социальных групп, организаций, институтов, систем). u социальная самоорганизация (самоорганизация 1 -го уровня: самоорганизация индивидов). 2. В зависимости от сфер общественной жизни – самоорганизация в экономической, политической, социальной и духовной сфере. 3. В зависимости от того какую роль самоорганизация играет для системы: деструктивная (протестная) и конструктивная (позитивная) самоорганизация.

Природа протестной самоорганизации Протестный подход объясняет процесс самоорганизации как результат протеста субъекта (коллективного или индивидуального), который стремится изменить существующий порядок. На этих позициях стоят представители теории относительной депривации: Т. Гарр. , Д. Дэвис, Л. Киллиан, Н. Смелсер и др. . Они акцентируют внимание на деструктивной самоорганизации и связывают её с субъективными и объективными депривациями личности. Иначе говоря, ощущение недовольства, расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения, являются важнейшими источниками протестной самоорганизации, т. е. протестные ориентации, рассматриваются как важнейшие предпосылки процесса самоорганизации.

Теории группообразования 1. Теория относительной депривации 2. Теория мобилизационных ресурсов 3. Теория обмена 4. Теория равновесия 5. Теория близости © РГСУ 2014 10

Природа конструктивной (позитивной) самоорганизации более удачным объяснением причин самоорганизации и появления самоорганизующихся структур, является так называемый мобилизационный подход. Представители этого подхода: К. Вильсон, К. Дженикс, М. Залит, Дж. Маккартни, Максим, А. Обершол, и др. , сосредотачивают внимание на ресурсах и мобилизационных возможностях самоорганизующихся структур (групп, организаций и т. д.), как решающих факторах их возникновения.

Мысин Н. В. , 2000. С. 476. «объект называется управляемым, если среди всех воздействий на него имеется такое, с помощью которого можно добиться поставленной цели. Неуправляемый объект неподконтролен и не позволяет достичь цели» .

Акофф Р. , Эмери Ф. , 1974. С. 54. «активность подчиняющегося субъекта негативна, она работает против цели. Будучи подавленным, подчиняющийся субъект переходит в пассивное состояние. Возможно, он уже не оказывает сопротивления, однако и цель доминирующего субъекта достигается лишь под принуждением. Ослабление принуждения сразу ведет к уклонению от цели» .

технологии запуска данный тип технологий применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества.

технологии поддержки выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества.

технологии развития реализуются посредством социокультурных процедур (расширение и распространение гуманитарного знания, гражданского образования; развитие общественного участия и общественной деятельности; развитие гражданского общества и общественного партнерства; и других образовательных и просветительских технологий), обеспечивающих эффективное освоение социального пространства, усвоение коллективных ценностей и моделей поведения, формирование гражданственности, развитие мотивации, возможностей и способов общественного участия граждан, а также представителей общественности в принятии властью управленческих решений и становлению общественного контроля со стороны гражданского общества.

Политическая подсистема (блок I) играет ведущую роль в упорядоченности взаимодействий, она включает сложную систему формальных норм, и принятых правил политического поведения, а также различные структуры и учреждения, которые посредством прямых связей реализуют эти нормы и правила. Нормы и правила принятые политической подсистемой тесно переплетены с устойчивыми нормами и правилами политического поведения личности и групп (организаций)

Экономическая подсистема обеспечивает материальную основу самоорганизации. Любая подсистема имеет свой социальный аспект, обусловленный структурным делением общества на статусы. Разнообразие экономических статусов, их материальная сущность, определяется разнообразием по степени владения свободным капиталом, собственностью и отношением к ней, оно детерминирует поведение и взаимодействие носителей одинаковых и разных статусов.

Подсистема культура общества (блок V). Культура общества: ценности, нормы, определяющие духовные потребности территориального сообщества, их жизненные ориентации и интересы. Культурные факторы - это существенная часть внешней среды, в которой функционируют самоорганизующиеся сообщества. Они составляют ту часть среды, которая «отвечает» за усвоение положительного опыта и освобождение от не оправдавших себя ценностей, норм и моделей поведения. "… культура, - если она …. не направляется сознательно … оставляет после себя пустыню. . . » Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. , Т. 32, С. 45.

Социальная подсистема (Блок IV), представляет собой совокупность общих социальных условий и источников самоорганизации. К числу важнейших компонентов общих социальных условий относятся социально-экономические, социальнополитические и социально-культурные условия.

ПОХОДКА Уверенный человек. Ходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и готов ее реализовать. Критичный и скрытный, подавляющий других человек. Держит руки в карманах даже в теплую погоду. Человек, находящийся в угнетенном состоянии. Руки в движении или находятся в карманах, волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги. Человек, испытывающий вспышку энергии. Идет подбоченившись, намерен достичь цели кратчайшим путем. Озабоченный человек. Ходит в позе "мыслителя", голова опущена, руки сцеплены за спиной. Заносчивый человек. Высоко поднятый подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль - вышагивание лидера. 23

Правила пользования руками 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности. 2. Локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать не значительность и слабость вашего авторитета. 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми. начать 25

Рукопожатие рука захватывает руку другого человека так, что она оказывается повернутой вниз своей ладонью, - это властное рукопожатие. когда вы протягиваете руку, развернув ее ладонью вверх, - это покорное рукопожатие, при котором руки партнера остаются в одинаковом положении - рукопожатие равных. 26

О чем говорят жесты и позы Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Во-вторых, позы и движения тела выражают социальный статус человека и многие черты его характера, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. 27

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты "раскрытые руки" и "расстегивание пиджака". 28

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что -то утаить и скрыть от вас. собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего – он старается не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. несогласованность жестов. Если враждебный по отношению к вам или защищающийся человек улыбается, то это означает, что он за искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. 29

Жесты защиты Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. повсюду 30

Жесты сомнения Ученые установили, этот жест применяется, когда человек хочет скрыть свое разочарование или отрицательное отношение к чему либо. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к уху, носу может использоваться как говорящим для маскировки его собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего 32

Жесты скуки, не желания слушать Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться. 33

Жесты неискренности Если этот жест используете человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете Эти жесты могут также обозначать сомнение, неуверенность, вранье или преувеличение реального факта. 37

Мимические коды эмоциональных состояний Части лица и мимика Положение рта Эмоциональное состояние Гнев Презрение Рот открыт Губы Форма глаз Яркость глаз Страдание Рот закрыт Страх Удивление Рот открыт Уголки губ опущены Глаза раскрыты или сужены Глаза блестят Радость Рот обычно закрыт Уголки губ подняты Глаза сужены Глаза тусклые Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты Блеск глаз не выражен Глаза блестят Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное 38

Дистанции общения Вид дистанции Норма интимное расстояние персональное расстояние социальное расстояние 15 -50 см Общение самых близких 50 -120 см Общение самых близких публичное расстояние Тип общения 120 -400 см Дискуссии между коллегами, общение с людьми, которых не очень хорошо знают, официальное общение Свыше 400 Обезличенные и формальные разговоры, см выступления перед различными аудиториями 39

Правила поведения в замкнутом пространстве 1) ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми; 2) не рекомендуется смотреть в упор на других; 3) лицо должно быть совершенно беспристрастным - никакого проявления эмоций не разрешается; 4) если у вас в руках книга или газета, то вы должны быть полностью погружены в чтение; 5) чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения; 6) в лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой. 40

Позиции общающихся сторон и их значение для общения а) б) в) г) а) позиция углового расположения, характерная для людей, занятых дружеской непринужденной беседой; б) конкурирующие - оборонительная позиция; в) независимая позиция - расположение по диагонали; г) общение при деловом взаимодействии. 41

Жест большой палец вверх и вниз Если большой палец поднят вверх, то этот жест можно расшифровать: «Супер!» , «О, я это одобряю!» , «Классная идея!» . А палец расположенный вниз, обратная сторона ситуации: «Я тобой не доволен» , « Мне неприятно» , «Фу» и т. д. Так же используется: Ø Ø как голосование и желание длительной поездки, автостоп. Австралиец или англичанин резко поднятый палец вверх, поймет как сексуальное оскорбление. Ø В Греции этот быстрые жест означает: «Да пошел ты!» . Ø Арабы ассоциируют поднятый большой палец с фаллическим символом. При счете используют большой палец по-разному: итальянцы считают большой палец единицей, когда австралийцы, англичане, русские и другие используют для единицы указательный палец, а большой палец будет пятым. Большой палец может использоваться в разных положениях тела и обозначать власть и превосходство. Жест превосходства и власти 43

Жест указательный палец Указательный палец говорит сам за себя, он на что-то или на кого-то указывает. Жест указательный палец многозначен и зависит от слов, движений и положения тела. Приложенный к губам указательный палец означает «тихо» . Если он вертикально поднят вверх, то означает «стоп!» , «внимание!» . Если при этом пальцем покачать в стороны, этот жест будет означать отказ. Немного наклоненный палец вперед и качающийся вверх вниз означает угрозу или поучение. Если указательным пальцем крутят у виска, значит, считают вас дураком. Рука, поднятая вверх, с указательным пальцем говорит: «Внимание, я хочу что-то сказать!» . Есть одно скрытое положение указательного пальца: если человек говорит и его взгляд направлен в одну сторону, а указательный палец в другую, при этом он немного согнут, значит, человек говорит неправду. 44

Жест два пальца или знак «V» Жест два пальца или знак V распространен в англоязычных странах. Так в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии этот жест пальцев будет означать сексуальное оскорбление. В большинстве европейских стран, а также в России, этот жест означает Победу. Впервые Уинстон Черчилль воспользовался жестом «V» во Вторую мировую войну, но его ладонь была развернута к себе и означала победу. Так появилось разделение на негативную и позитивную значимость этого жеста. Однако в европейских странах значение победы определяется при открытой ладони. А ладонь, повернутая к себе, будет означать цифру 2. Используя жест два пальца, необходимо помнить о культуре и традициях существующих в стране. Англичанин, решив оскорбить русского, поставит его в недоумение. 45

Жест три пальца Три пальца могут использовать в разной комбинации, чаще всего это количество три. В разных странах число три показывают по-разному. Например: Немцы, так как начинают считать с большого пальца, показывают большой, указательный и средний пальцы. Русские и американцы покажут три пальца, начиная с указательного. В некоторых странах, особенно во Вторую Мировую войну, немцы поднимали три пальца вверх во время присяги, приветствуя своего главнокомандующего. История этого жеста уходит в древние времена, когда воины давали присягу, приветствуя друга этим жестом. Сегодня в некоторых странах этот жест используют как символ победы. 46

Жест «коза» и язык между пальцами Этот жест очень популярен и используется в роли защиты от дурного, даже в мистических ритуалах. Но мы знаем больше этот жест как «рокерскую козу» . Некотрые рокеры стали высовывать язык между пальцами, показывая свою культуру ещё более сумасшедшей. В России этот жест укрепился как жест превосходства над кем-то. Также его используют, чтобы показать рога и оскорбить человека. Если «рога» начинают приближать к человеку, то хотят показать, что сейчас нападут. В дактильной азбуке - это буквы Ы и Y. 47

Жест большой палец и мизинец или жест «шака» Если большой палец движется ко рту и делается наклон головы, то этот жест означает выпить. Без движений головы у наркоманов он означает курнуть. В азиатских странах, такой жест показывает цифру шесть. А знаком приветствия будет на Гавайях или у парашютистов и сёрферов. Жест большой палец и мизинец очень распространен сегодня как жест телефонного звонка: «Позвони мне, я жду» . При этом пальцы прикладываются к уху. В дактильной азбуке этот жест означает букву У. 48

Жест ОК или пальцы колечком Этот жест используют также как обнуление или значение «ничего» . в Японии этот жест означает деньги. В средиземноморских стран если мужчине показать пальцы колечком, вы его оскорбите, дав понять, что он гомосексуалист. Пальцы сложенные в колечко означают букву О. Жест ОК появился в Америке и использовался в разных ситуациях, но самый распространенный это «OK» , то есть «все в порядке» . 49

Потирание большим пальцем кончиков других Если человек вытянул руку вперед и потирает большой палец о кончики других пальцев, то он говорит о деньгах. Обычно в разговоре упоминается о деньгах, поэтому вам несложно будет расшифровать этот жест. Но жест потирание может быть в ситуации, когда человек пытает что-то донести до вас. В этом случае рука движется вперед и вверх с добавлением слов: «так вот!» . Складывает ощущение, что сейчас будет раскрыт какой-то важный секрет. 50

Жест переплетенные пальцы Жест скрещенных или переплетенных пальцев используют для защиты. Например, когда обманывают или хотят чтобы не сглазили, на удачу. Причем пальцы переплетают на обеих руках и прячут от собеседника, поэтому такой жест сложно увидеть. 51

Жест сомкнутого большого и указательного пальцев Этот жест используют, когда хотят заострить на чем-то внимание. Жест сомкнутого большого и указательных пальцев часто дополняет речь. Человек, который делает такой жест, хочет, чтобы слушатели поняли самую суть сказанного. 52

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение. Когда мы организованы, наш дом и рабочий (учебный) график отражают нашу индивидуальность и помогают нам в достижении наших целей. Тот, кто остается неорганизованным, чувствует себя обессиленным и дезориентированным в потоке событий и информации. Организованность заключается не в том, как выглядит ваше окружение, а в том, насколько эффективно оно функционирует. Если в своем пространстве человек с легкостью достигает своих целей и счастлив, значит, он хорошо организован.

Самоорганизация - это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать именно так, как мы этого хотим. личностный самоорганизация психологический конфликт

Барьеры - психологические факторы, блокирующие продвижение к цели

Барьеры - внутренние психологические препятствия на пути к цели, возникающие в момент, когда дальнейшее продвижение к цели вступает в конфликт с другими осознанными или не осознанными целями, установками, предпочтениями и т.п. Один из барьеров - "внутренний голос", пытающийся сохранить состояние, которое еще не ушло.

Старое состояние пытается сохранить свое равновесие, что проявляется в виде мыслей о том, что попытки перехода в новое состояние едва ли не противоестественны и следует отказаться от них. Подобного рода барьеры встречаются на пути действия всегда. Если с подобными мыслями не спорить, то процесс перехода в новое состояние идет быстрее, а образ мыслей меняется сам собой.

Внутренние барьеры : лень, несобранность, рассеянность, неумение заставить себя работать.

Внешние барьеры: окружение, всевозможные отвлекающие факторы.

Умения самоорганизации времени студентов вуза могут быть предметом целенаправленного развития и саморазвития в процессе их профессиональной подготовки. Выявление и развитие этих умений у студентов, их развитие необходимо осуществлять в контексте изучения ситуационных факторов их жизнедеятельности в вузе.

1. Развитие умений самоорганизации времени - это противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющихся у личности умений самоорганизации времени под влиянием внутренних и внешних факторов: воспитания, обучения, социальной среды, собственной активности личности.

2. Развитие умений самоорганизации времени студента обеспечивает ему успешность реализации мотивационной и рефлексивной функций, функции планирования, организации применительно к личному и учебному времени, повышает самоорганизацию, жизнедеятельность и качество профессиональной подготовки и в вузе, а в конечном итоге - социализацию и конкурентоспособность выпускника.

3. Эффективное развитие умений самоорганизации возможно в моделируемых учебных ситуациях и в ходе самостоятельной работы. Развитие умений самоорганизации времени студентов происходит через самопознание своих особенностей в процессе педагогической диагностики, путем применения специальных упражнений, игровых, рефлексивных методов, закрепления поведения организованного человека в учебных и в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности.

4. В личности, которая целенаправленно занимается самопознанием, планированием и организацией своего времени, формируются и закрепляются требуемые для этого знания, умения и навыки, повышается мотивация к самоорганизации, появляются правильные ценностные ориентации на время и саморазвитие, формируется образ организованного человека в глазах других, который в последующем переносится на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

5. Развитие умений самоорганизации времени у студентов повышает их конкурентоспособность, активизирует их личностное и творческое развитие, способствует закреплению опыта самоорганизованного поведения в последующей профессиональной деятельности.

Если Вы научитесь отделять второстепенные дела от важных, верно ставить цели и распределять приоритеты, работать со входящей информацией и задачами. Главное - ясность сознания и упорядоченность мыслей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы личностной сферы. Понятие и типологии личности, ее свойства и состояния. Эмпирическое исследование личностной сферы студента. Исследование свойств личности студентов в группе. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2009

    Понятия "развивающаяся личность". Сущность личностноразвивающего образования и его основные характеристики. Развивающаяся личность как объект научных исследований. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Понятие и направления развития личности студента. Студенчество - особая социальная группа. Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирования личности. Направления и приемы мотивации профессионального самосовершенствования студентов.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Роль символов в становлении Я-концепции. Социальная природа Я. Системность социальных взаимоотношений и функции Я. Понятие о рабочей и стойкой Я-концепции. Структурная составляющая психологической самоорганизации человека в образовательном процессе.

    реферат , добавлен 24.01.2011

    Проблема самосознания личности в современной науке. Изучение структурных компонентов самосознания в психологии. Влияние профессиональных требований на развитие уровня самосознания личности студента. Анализ связей в структуре самосознания студентов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2014

    Проблема адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов. Теоретические разработки процесса активного включения студентов в образовательную среду ВУЗа.

    реферат , добавлен 11.09.2009

    Проблема становления личности в профессии. Развитие профессионального самосознания студентов, его психологическое сопровождение. Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов. Пути самоорганизации студентов.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Принципиально новый подход к личной и межличностной деятельности с точки зрения ее эффективности. Принципы индивидуального восприятия и самоорганизации. Навык активного слушания как условие творческой кооперации. Принципы сбалансированного самообновления.

    книга , добавлен 20.11.2010

    Влияние индивидуальных особенностей памяти, внимания, самоорганизации личности на результативность и культуру умственного труда, необходимость их развития. Необходимые условия эффективного запоминания. Приёмы и стратегии улучшения и развития памяти.

    презентация , добавлен 18.12.2009

    Сущность и функции общения. Причины возникновения психологических барьеров общения. Характеристика информационно-дефицитных, стилистических и логических помех коммуникации. Выявление связей между самооценкой личности и ее психологическими установками.