Международные правоотношения: субъекты, состав. Международные правоотношения (понятие, виды, признаки) Формы международных правоотношений
Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:
«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).
По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.
Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.
Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.
Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .
Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.
По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.
Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).
Реализация международно-правовых норм
Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).
При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .
Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).
Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.
В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.
Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.
По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).
По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).
По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).
Реферат *
450руб.
Введение
Международные правоотношения (понятие, виды, признаки)
Фрагмент работы для ознакомления
Например:- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Конвенция о правах ребенка, - различные конвенции и соглашения, касающиеся вопросов правовой помощи или юридических отношений по делам уголовного, гражданского, семейного характера, - договоры в области науки и образования, поощрения и взаимной защите капиталовложений, социального обеспечения и др.Ряд международных договоров имеет общие черты с национальными документами. Например, Конституция РФ и некоторые международные договоры, в которой «права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Также следует назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. устанавливает, что «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений...». В международном праве принято его деление на две составляющие:- публичное право,- частное право.Международное публичное право, которое как раз и рассматривает понятие международных правоотношений, именуется в настоящее время просто международным правом и регулирует вопросы:- поведения и взаимоотношения участников международных отношений, носящие негосударственный характер, - отношения с иностранным элементом,- международные обычаи и договоры. В настоящее время наблюдается тенденция взаимного проникновения норм публичного и частного международного права. Так, международные отношения, в которых участвуют юридические и физические лица, расширили рамки своего действия, включив в них уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую сферы. С другой стороны, ряд аспектов международного публичного права основано на материале частного права, в том числе, на характере правоотношений, субъектно-объектном составе, методах и формах регламентации и т.д.Таким образом, нормы международного права определяют специфику правовых отношений на внешнем и внутреннем уровнях с учетом различного характера и субъектного состава участников данных отношений.2. Виды международных правоотношенийПредставим предложенные К.А.Бекяшевым виды международных правоотношений в виде следующей классификации:Видымеждународных правоотношенийОснованные на договорных и обычных нормах международного праваАктивные и пассивныеГарантийные Длящиеся и одноактныеСрочные и бессрочныеАбсолютные и относительныеОднородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами.Основные и производныеПростые и сложныеРис. 2. Виды международных правоотношений.Рассмотрим данную классификацию более подробно.1. Отношения, которые основаны на договорных и обычных нормах международного права.Данные отношения вытекают из международных договоров или сложившихся обычаев и правил поведения в мировом сообществе. 2. Данные отношения включают в себя две группы:- простые – регулируют права, обязанности и ответственность двух субъектов международного права;- сложные – регулируют правоотношения более чем двух субъектов или всего мирового сообщества в целом. Наиболее сложные правовые отношения создаются в результате функционирования международных организаций, например, в работе ООН.3. Деление правоотношений на:- основные – базисные соглашения, заключаемые обобщённо и на длительный срок;- производные – соглашения, заключаемые в рамках базисных. Отношения, вытекающие из производных, имеют прямую зависимость от основных (в отличие от простых и сложных отношений).4. Деление правоотношений на:- с субъектами, однородными по составу, – характерны для отношений, в которых принимают участие только страны или только международные организации;- с субъектами, различными по природе, - между государствами, с одной стороны, и мировыми (международными) организациями, с другой стороны.Правоотношения здесь строятся на разных принципах. Так, отношения между странами подлежат регламентации со стороны международных соглашений, конвенций, правил. Например, «на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров». При заключении соглашений и договоров между международными организациями данные нормы будут применяться в ограниченной степени. При этом особое внимание будет уделяться правилам, содержащимся в учредительных документах этих организаций.Также необходимо отметить, что при возникновении правоотношений между государством, с одной стороны, и международной организацией, с другой стороны, могут применяться как нормы международных правовых актов (Конвенции и других), так и нормы, содержащиеся в учредительных документах. Это создаёт определённые трудности.Другой специфической особенностью является волевое содержание таких правоотношений. Так, во взаимодействии между государствами проявляется, в первую очередь, волевая составляющая. А в смешанных правоотношениях «суверенная воля государства сочетается с компетенцией не имеющей таковой воли организации». Последним аспектом являются взаимоотношения международных организаций между собой. Данные субъекты не обладают суверенной волей, а ориентируются на волеизъявления стран, которые прописаны в их уставах.5. Деление правоотношений на:- абсолютные – управомоченный субъект вступает в отношения с «большим числом обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий». Например, согласно Уставу ООН каждая страна имеет право на невмешательство в свои внутренние дела со стороны других государств;- относительные - управомоченный субъект вступает в отношения с конкретным лицом, которое имеет перед ним определённые обязанности.Деление правовых отношений на два вида - абсолютные и относительные – имеет несколько условный характер, обусловленный тем, что они часто взаимодополняют друг друга.6. Деление правоотношений на:- срочные – время действия их обозначен действующим соглашением.
Список литературы
Список использованной литературы
1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
2. Конституция РФ. Официальный текст. М._ Инфра-М, 2010. – 45 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 344 с.
4. Международное публичное право. Общая часть. Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. – 231 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.
Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.
Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.
При таком подходе имеются в виду следующие отношения:
1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;
3) между самими международными межправительственными организациями.
Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.
В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.
Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.
Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.
Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.
Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.
Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.
Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.
Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.
В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.
В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.
Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.
Таким образом, субъектами современного международного права являются:
Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;
Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;
Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;
Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;
Международные хозяйственные объединения;
Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;
Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).
Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.
Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.
Международные правоотношения как система международных отношений, упорядоченных юридически, охватывает весь спектр регулятивного воздействия современного международного права. Международные правоотношения, призванные содействовать построению миропорядка на основе права и справедливости, ориентированы на разрешение любых межгосударственных споров, в том числе через Международный суд.
Предметно международные правоотношения достаточно глубоко исследованы в российской науке международного права. Так, И.И. Лукашук определяет международное правоотношение как взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. При этом, если международно-правовая норма вполне обоснованно рассматривается в качестве первого элемента международно-правового регулирования, международное правоотношение в логическом порядке обозначается второй главной составляющей международного правового регулирования. С точки зрения С.В. Черниченко, международное правоотношение - это возникшая по результату юридического факта правовая связь между дееспособными субъектами с набором корреспондирующих друг другу конкретных правомочий и обязанностей. Значительный интерес представляет и определение указанных отношений, данное в монографии В.М. Шуршалова. Обозначая международные правоотношения как урегулированные международным правом социальные отношения, ученый убедительно показывает необходимость распределения всего комплекса международных правоотношений на десять групп, в зависимости от природы происхождения и соподчиненности структурного и субъектного состава, действия во времени, активности и пассивности.
Первую группу по признаку источниковой базы образуют международные правоотношения договорного и обычного способа создания. Если в основе договорного международного правоотношения лежит конвенционный акт, то источником обычного международного правоотношения является юридически значимое правомерное поведение государства.
Вторую группу по характеру предметного регулятивного насыщения и количеству участников составляют простые и сложные международные правоотношения. Деление вполне логично и юридически обоснованно. В то время как простые международные правоотношения регламентируют права и обязанности двух субъектов международного права, сложные международные правоотношения охватывают несколько субъектов или все мировое сообщество в целом. Практическим примером сложных международных отношений являет договорная система ООН.
Третью группу международных правоотношений образуют основные и производные правоотношения. Согласно предложенной В.М. Шуршаловым концептуальной схеме, основные международные правоотношения составляют генеральные отношения (общие), тогда как производные международные правоотношения формируют конкретные соглашения, предусматривающие практическую реализацию генеральных (общих) соглашений.
Науке и практике современного международного права такое деление международных правоотношений на основные и производные известно в аспекте применения принципа lex specialis, юридическим обоснованием которого является положение in toto jure genus per speciem derogatur (норма международного права особенного характера превалирует над нормой общего характера).
В статье 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. разрешается проблема разграничения международных правоотношений на основные и производные применительно к заключенным договорам, относящимся к одному и тому же вопросу.
Состав четвертой группы международных правоотношений определяется на основе признака однородности субъектного состава. Предметно однородными (по субъектному составу) международными правоотношениями считаются правоотношения, в которых задействованы либо только государства, либо только международные организации.
Неоднородные международные правоотношения образуют правоотношения со смешанным субъектным составом. Речь идет об одновременном участии в конкретных международных правоотношениях государств и международных организаций.
Обособление международных правоотношений по признаку однородности субъектного состава в отдельную группу подтверждается теорией и практикой современного международного права. Так, в праве международных договоров присутствуют два основополагающих документа в этой области современного международного права, которые отличаются друг от друга по субъектному составу. Соответственно, в одном случае документ регулирует правоотношения однородных субъектов международного права - государств. Поэтому здесь налицо однородные международные правоотношения и примером в данном случае служит Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
Документом, регламентирующим правоотношения со смешанным субъектным составом (государства и международные организации), выступает Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Международные правоотношения, образуемые на основе Венской конвенции 1986 г., в силу смешанного субъектного состава ее участников не являются однородными.
Различие между однородными и неоднородными международными правоотношениями проводится с учетом таких понятий, как: суверенитет, суверенное равенство, суверенное волеизъявление. Однородные международные правоотношения с участием, например, только государств (см. вышеназванную Венскую конвенцию 1969 г.) урегулированы на основе волеизъявления суверенных субъектов международного права - государств. Неоднородные международные правоотношения с участием государств и международных организаций (Венская конвенция 1986 г.) упорядочены посредством волеизъявительных действий смешанного характера: с одной стороны, здесь присутствует суверенная воля государства, а с другой - проявляется воля субъектов международного права, не обладающих суверенным правом. К примеру, международная организация, выражая свое согласие на участие в Венской конвенции 1986 г., несомненно проявила волю, но она не является суверенной, ибо создается сама общим волеизъявлением государств - членов международной организации, т.е. на мировой арене она выступает как производный субъект международного права.
Пятую группу международных отношений формируют абсолютные и относительные правоотношения. К абсолютным международным правоотношениям относятся такие, в которых управомоченному субъекту международного права противостоит неопределенное число обязанных субъектов международного права, призванных воздерживаться от определенных действий. Так, согласно Уставу ООН каждое государство обладает правом на невмешательство в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию данного государства (п. 7 ст. 2 Устава ООН). Обозначенному праву корреспондирует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела государства.
В рамках относительных правоотношений управомоченному субъекту противостоит принявшее на себя обязательство государство. Признавая научную значимость классификации международных правоотношений на абсолютные и относительные, следует, однако, констатировать, что такое их деление во многом носит условный характер, поскольку те и другие правоотношения в целом ряде случаев взаимодополняют друг друга.
Шестую группу образуют международные правоотношения, обозначенные наукой в практике современного международного права как срочные и бессрочные. В срочных правоотношениях порядок вступления договора в силу, срок его действия и момент утраты им юридической силы устанавливаются конкретными нормами договора.
Бессрочные международные правоотношения возникают на базе бессрочных договоров и подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. Первый признак обозначает, что договор заключен на вечные времена. В отличие от таких договоров, договоры с неопределенным сроком устанавливают специальный порядок прекращения или изменения договорных обязательств без фиксации сроков их действия. Итак, в статье 109 Устава ООН определена процедура пересмотра этого документа, однако конкретные сроки ее совершения не установлены, что позволяет утверждать: он подпадает под общее определение договора с неопределенным сроком.
В седьмую группу входят длящиеся и однократные международные правоотношения. В основе такой градации лежит фактор времени. Правоотношения с заранее установленным сроком действия рассматриваются как длящиеся. Вместе с тем практика международных правоотношений наряду с закреплением конкретного срока действия (от минимального до неопределенного) может предусматривать правоотношения на основе одностороннего юридического акта. В подобного рода однократных международных правоотношениях момент их установления и момент реализации сторонами своих субъективных прав и обязанностей совпадает. По реализации однократного международного правоотношения и достижении его обозначенной цели дальнейшее существование и действие данного правоотношения лишается всякого юридического смысла.
Восьмую группу международно-правовых отношений составляют гарантийные правоотношения. Концептуально международные правоотношения гарантийного характера призваны в юридическом порядке обеспечить выполняемость другого конкретного правоотношения. А поскольку это так, то, соответственно, в гарантийных международных правоотношениях созданные в их рамках субъективные права и обязанности не существуют в самостоятельном и независимом режиме, а тесно связаны и целенаправленно ориентированы на выполнение прав и обязательств по конкретному, обусловленному данным договором правоотношению.
Примером института международных гарантий служит Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (далее - Договор 1968 г.). Во исполнение этого договора МАГАТЭ предоставляет гарантии и осуществляет международные по составу инспекции с целью не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия.
Гарантийное международное правоотношение, как всякое правоотношение, ориентировано на совершение определенных позитивных действий (поэтому имеет позитивный характер) и на воздержание от совершения конкретных негативных актов (в связи с чем несет в себе негативный характер). Гарантийные международные правоотношения позитивного содержания включают в себя обязательства ядерных держав по вышеназванному Договору 1968 г. оказать помощь неядерному государству, подвергнувшемуся угрозе применения ядерного оружия.
Важным фактором установления гарантийных международных правоотношений по системе Договора 1968 г. явилась резолюция Совета Безопасности ООН № 255 (1968) от 19 июня 1968 г. Документ устанавливал, что в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства Совет Безопасности ООН и, прежде всего, его постоянные члены будут действовать незамедлительно в соответствии с их обязательствами по Уставу ООН.
Гарантийное международное правоотношение негативного содержания проявляет себя через обязательства ядерных держав воздерживаться от применения ядерного оружия против неядерных государств. Соответствующие заявления о предоставлении гарантий пяти ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН, были представлены в выступлениях их представителей в Генеральной Ассамблее ООН 11 апреля 1982 г. (Франция) и 28 июня 1978 г. (Великобритания); в письмах, направленных на имя Генерального секретаря ООН (28 апреля 1982 г., КНР), Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН (17 ноября 1978 г., США); в специальной декларации на Конференции по разоружению (17 августа 1993 г., Россия).
Девятую группу международных правоотношений образуют активные и пассивные правоотношения. Критерием активного или пассивного международного правоотношения является юридически значимое правомерное поведение управомоченного субъекта права по обеспечению своих субъективных прав. При обстоятельствах, когда управомоченный субъект права предпринимает активные действия по реализации своих субъективных прав, можно говорить об активных международных правоотношениях. В ситуации, при которой управомоченный субъект права сохраняет пассивное поведение, а действия его субъективных прав осуществляет контрагент (а не он сам), следует речь вести о пассивном международном правоотношении. В примере с правовым режимом в рамках Договора по нераспространению ядерного оружия 1968 г. общая схема активных и пассивных международных правоотношений выглядит следующим образом. Управомоченные субъекты (ядерные державы), предпринимая (в порядке обеспечения своих прав как постоянных членов Совета Безопасности ООН) активные действия по предоставлению помощи подвергнувшимся угрозе агрессии с применением ядерного оружия неядерным государствам, своим активным поведением порождают активные международные правоотношения. И, наоборот, там, где управомоченные субъекты (ядерные державы) сохраняют пассивное поведение перед лицом активных действий неядерных государств (которые заключают с МАГАТЭ специальное соглашение, призванное не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия), логично констатировать факт пассивных международных правоотношений. В целом оценка активности или пассивности поведения управомоченного субъекта в аспекте заключения об активном или пассивном характере конкретных международных правоотношений призвана осуществляться в объективном режиме по факту конкретной международной ситуации.
Десятую группу международных правоотношений согласно общей теоретической конструкции В.М. Шуршалова образуют правоотношения обычного типа и правоотношения, устанавливающие норму права. Параметры различия здесь определяют деление международных договоров на договоры-сделки и договоры-законы. Между тем, и это надо подчеркнуть, наука и практика современного международного права не проводят формального различия между нормоустанавливающими договорами и договорами-сделками, поскольку и те и другие определяются через понятие «договор», а сам правовой режим договоров регулируется на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Кроме того, следует справедливо отметить, что все договоры, и договоры-законы и договоры-сделки, являются источниками международного права. А данное обстоятельство определяет их равнозначное международно-правовое значение.
Выдвинутая В.М. Шуршаловым и представленная выше теоретическая конструкция по разделению международных правоотношений государств на десять групп, несомненно, представляет научный интерес и несет практическую пользу. Вместе с тем необходимо признать определенную условность разделения тех или иных международных правоотношений по отдельным категориям и группам. Все типы международных правоотношений в своей совокупности регулируются в одинаковом правовом порядке. Образующие современные международные правоотношения договорные акты упорядоченно функционируют в режиме обеспечения их добросовестного соблюдения через международные судебно-арбитражные институты. И здесь востребование поддержания верховенства права в мировом сообществе проявляет себя однозначно.
Наука и практика международного права, устанавливая основания недействительности, прекращения и приостановления действия договоров, фиксирует факт существования презумпции, во-первых, действительности договоров (и как следствие - сохранение юридической силы договоров) и, во-вторых, согласие на обязательность договора. Государство-участник в порядке подтверждения своих доводов в пользу недействительности договора призвано предоставить на этот счет должные правовые основания и вправе оспаривать действительность договора в Международном суде. Однако существуют ситуации, когда договор не подлежит процедуре оспаривания, поскольку считается юридически ничтожным с самого начала (ab initio). Соответственно различают в одном случае относительную недействительность, а в другом случае абсолютную недействительность международных договоров.
Подлежащая оспариванию в суде относительная недействительность международных договоров согласно вышеупомянутой Венской конвенции 1969 г. предусматривает следующие основания:
1) отсутствие компетенции заключать договор в соответствии с внутригосударственным правом (ст. 46);
2) ограничение полномочий представителя государства на заключение договора (ст. 47);
3) ошибка (ст. 48);
4) обман (ст. 49);
5) подкуп представителя государства (ст. 50).
Недопустимость оспаривания в суде по причине признания
договора ничтожным с самого начала образует собой абсолютную недействительность. И здесь существуют такие основания абсолютной недействительности:
1) принуждение государства к заключению договора (ст. 51);
2) принуждение против представителя государства (ст. 52);
3) противоречие существующей или возникшей императивной норме международного права (ст. 53).
Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. гласит: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».
В позиции юридической значимости абсолютная недействительность международного договора концептуально выделяется в отдельный институт по причине сложности и многоаспектности регулятивного воздействия в рамках современных международных отношений. Первое. Презумпция действительности согласия государства на обязательность договора в рамках абсолютной недействительности превращается в признание того, что согласие здесь «не имеет никакого юридического значения». Второе. Международно-правовые нормы, призванные регулировать делимость договорных постановлений, а предметно - выделение конкретных договорных положений, по отношению к которым непосредственно относятся основания недействительности или прекращения договора, не применимы при обстоятельствах принуждения представителя государства, противоречия императивной норме jus cogens (ст. 51-53 Венской конвенции 1969 г.). Третье. Абсолютная недействительность делает договор ничтожным с самого начала его заключения (ab initio). Четвертое. Юридическая ничтожность договора в силу его абсолютной недействительности на практике означает, что все преимущества и выгоды, полученные из договора, становятся незаконными. Нарушение права не создает права (ex injuria non oritur jus). Поскольку все приобретенные по договору преимущества и выгоды теряют здесь свою законность, то совершивший правонарушение субъект призван восстановить в юридическом смысле то положение, которое существовало до заключения договора (status pre quo ante).
Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные этими нормами.
Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.
Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.
Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.
Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:
право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.
Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.
Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).
При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.
Юридические факты в международном праве - это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).
Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.
В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения - это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.
Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.
По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).
По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения - состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).
По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Международное право
Бирюков п н.. учебное пособие.. м юристъ дается представление о международном праве как самостоятельной системе права рассматриваются основные отрасли и институты международного права..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Принятые сокращения
БМД – Бюллетень международных договоров
Ведомости СССР – Ведомости Верховного Совета СССР, с июня 1989 г. – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР
Ведом
Понятие международного права
В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств.
Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и существ
Предмет регулирования международного права
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосу
Функции международного права
Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
Система международного права
Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.
Ядро современного международного
Основные принципы международного права
Как уже говорилось, «конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической
Международное публичное и международное частное право
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права.
Согласно одной из них, международно-правовая система с
Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Международное право - постоянно развивающаяся правовая система, в которой активно осуществляются процессы кодификации.
Кодификация международного права- это более точное ф
Наука международного права
Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы
Зарождение международного права
Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государства.
Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых
Международное право в средние века
На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как хара
Возникновение и развитие современного международного права
Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жер
Российское государство и международное право
Русское государство внесло значительный вклад в развитие международного права.
Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и
Понятие нормы международного права
Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъек
Структура норм международного права
В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится п
Виды норм международного права
В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.
По характеру содержащихся в нормах пре
Реализация международно-правовых норм
Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реализуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-пр
Механизм реализации международно-правовых норм
Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют международно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имп
Нормы международного права всегда существуют в какой-либо форме, зафиксированы в виде определенного правового источника. Источником международного права принято считать форму выраже
Международный договор
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое междуна
Международно-правовой обычай
Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнем
Акты международных конференций и совещаний
Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содерж
Обязательные резолюции международных организаций
В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания ме
Понятие международной правосубъектности
В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако международное право, как уже отмечалось, - самостоятельная п
Международная правосубъектность государств
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат
Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подт
Международная правосубъектность международных организаций
Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первич
Международная правосубъектность государствоподобных образований
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования. В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов отн
Международно-правовой статус физических лиц
Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество междунаро
Признание в международном праве
С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта международно
Формы и виды признания
Формы признания
Существуют две формы признания: признание де-юре и признание де-факто.
Признание де-факто - это признание официальное, но неполное. Этой формой пользую
Правопреемство в международном праве
Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права, прежде всего государствами, заключенных ими м
Правопреемство государств в отношении международных договоров
Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует правопреемство только в отношении договоров, заключенных в письменной форме, и лишь между государствами. В отношении устн
Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, госуд
Правопреемство в связи с прекращением существования СССР
Одним из последствий прекращения существования СССР является вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государст
Формы и способы реализации в РФ международно-правовых норм
Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах:
1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовы
Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм
Проблема коллизий международно-правовых норм и российского законодательства составляет существенный аспект теории соотношения международного и внутригосударственного права При это
Понятие и виды территорий в международном праве
Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство),
Государственная территория
Государственная территория - это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся су
Государственная граница
Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенит
Международные и пограничные озера и реки
Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.
Правовой режим Арктики
Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.
Тер
Правовой режим Антарктики
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики
Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и бе
Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
Непосредственные переговоры и консультации
Содержание непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непоср
Международная примирительная процедура
Следственные комиссии
В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни существенных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств с
Международная судебная процедура
Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как унив
Разрешение споров в международных организациях
В последнее время в практике международных отношений получил широкое распространение способ решения разногласий в органах международных организаций.
Организация Объединен
Понятие и основания международно-правовой ответственности
В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного право
Понятие международного правонарушения
Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта между
Виды международных правонарушений
Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).
Виды и формы международно-правовой ответственности государств
Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, ч
Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении
Санкции в международном праве
Понятие международно-правовых санкций
Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Од
Виды и формы международно-правовых санкций
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкции в порядке самопомощи
Санкциям
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в
Понятие и виды международных договоров
Понятие международного договора
Международный договор представляет собой международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права
Действие договоров
Вступление договора в силу
Договор вступает в силу в порядке и с даты, предусмотренных в самом договоре или согласованных между участвующими в переговорах государствами. При отс
Влияние войны на международные договоры
В международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно р
Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из органи
Организация Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций создана после Второй мировой войны. УставООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день
Органы Организации Объединенных Наций
Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
Штаб-кв
Региональные международные организации
Лига арабских государств
Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака,
Европейский Союз
Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сооб
Совет Европы
Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.
Цели Со
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Ре
Международные конференции
Международная конференция - это встреча официальных представителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании конф
Создание и цели Содружества Независимых Государств
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СН
Членство в Содружестве Независимых Государств
Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и
Органы Содружества Независимых Государств
Организационная структура Содружества довольно сложна. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационн
Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:
межгосударственная ассоциация свободной торговли;
таможенный союз;
Право внешних сношений - это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по пово
Органы внешних сношений государств
Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений.
К внутриг
Дипломатические представительства
Виды и функции дипломатических представительств
Существуют два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями не
Консульские представительства
Виды и функции консульских представительств
Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми
Постоянные представительства государств при международных организациях
Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями ус
Специальные миссии
В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) - представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных фун
Появление ядерного оружия и других средств массового уничтожения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Характер
Система всеобъемлющей международной безопасности
Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, и в частности:
мирн
Универсальная система коллективной безопасности
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закреп
Региональные системы коллективной безопасности
Системы региональной безопасности основаны на международных договорах и характеризуются следующими чертами:
закрепляется обязательство участников договора решать споры меж
Предоставление РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности может включать наблюдение и контроль за соблюдением со
Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
В современном международном праве сложился широкий комплекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере являются:
Сокращение обычных вооруженных сил в Европе
В 1990 г., стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми государствами на основе мирного сотрудничества, европейские государства, в том
Меры доверия
Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения
Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, к
Понятие населения в международном праве
Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в ст
Международная защита общих прав человека
Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.
Международно-правовая защита прав женщин и детей
Международно-правовая защита прав женщин и детей осуществляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениям
Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
Международное право предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1
Правовое положение иностранцев
Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует
Право убежища
Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз
Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гр
Международные органы по защите прав человека
Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод
Международное право в период вооруженных конфликтов - отрасль международного права
Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное межд
Виды вооруженных конфликтов
Различают международные вооруженные конфликты и вооруженные конфликты немеждународного характера.
Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженн
Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предвари
Участники вооруженных конфликтов
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не о
Ограничение средств и методов ведения войны
Согласно нормам международного права право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, зап
Ведение морской войны
Определенной спецификой обладает война на море. В войне на море комбатантами являются не только личный состав военно-морских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда,
Режим военного плена
Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:
личный сос
Режим военной оккупации
Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации на захваченно
Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.
Согласно положениям международных норм, военные объекты - это те объ
Нейтралитет в войне
Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралите
Окончание войны и его международно-правовые последствия
Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира.
Перемирие - временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сто
В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью -
Ответственность за международные преступления
Одним из наиболее опасных международных преступлений является агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933
Ответственность за преступления международного характера
Борьба с «отмыванием» доходов, полученных от преступной деятельности
Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от пр
Правовая помощь по уголовным делам
Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных госуд
Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими государствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений.
Формами сотрудничества
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правово
Внутренние воды
Внутренние воды являются частью территории соответствующего государства. Во внутренние воды входят:
водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побер
Открытое море
За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море.
Прилежащая зона
Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ширины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрисдик
Континентальный шельф
Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (
Исключительная экономическая зона
Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х - начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по
Международный район морского дна
Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее - Район)*
Международные проливы
Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря и
Международные каналы
Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государств
Правовое положение военных кораблей
Военный корабль - это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера,
Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным го
Правовой статус воздушного пространства
В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с опр
Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным п
Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по
В современном международном праве сформировалась новая отрасль - международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и не
Правовой статус космического пространства и небесных тел
Правовой статус космического пространства
Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км).
Пр
Правовой статус космонавтов
В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и дол
Ответственность в международном космическом праве
Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическо
С середины 50-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в
Ядерная безопасность и радиационная защита
В последнее время особое значение в атомной энергетике приобрела проблема радиационной безопасности. Международное сотрудничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной
Транспортировка радиоактивных веществ
Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспорти
Физическая защита ядерного материала
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для пресечения незаконного завладения ядерными материалами в процессе их транспортирования. По Конвенции должн
Международная помощь в случае ядерной аварии
Правовой основой международного сотрудничества в ликвидации последствий ядерных аварий являются десятки региональных и двусторонних международных договоров, заключенных на межгосу
В рациональном использовании природной среды заинтересовано все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключительно усилиями отдельных государств неэффективна, положитель
Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства
Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
Международно-правовая охрана Мирового океана
Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглаше
Международно-правовая охрана животного и растительного мира
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивог
Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
В современном международном праве имеется большое число норм, посвященных вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регулирова
Международные экономические организации
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транс
Международно-правовая защита капиталовложений
Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капиталовложений обеспечивает целый комплекс мер - льготное налог
Международные налоговые соглашения
Одним из важных направлений международного сотрудничества в сфере экономики является взаимодействие государств по вопросам налогообложения. Россия участвует в нескольких десятках ме
Международные таможенные соглашения
Россия активно сотрудничает с государствами и международными организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли
Международные транспортные соглашения
Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких г
Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи
Государства активно сотрудничают в области обмена информацией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков
Правовая помощь по гражданским и семейным делам
Оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам предусматривают межгосударственные и межправительственные договоры России, а также российским законодательством. Так, в соо
Признание и исполнение иностранных судебных решений
«Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Фе
Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России осуществляется на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных реше
Международно-правовое сотрудничество в области пенсионного обеспечения
Государства должны нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, приобретших право на пенсионное обеспечение на их территории и реализующих его за
Определение агрессии
(Резолюция 3314/XXIX, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г.)
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприк
Алфавитно-предметный указатель
Австралия 55
Австрия 141, 243
Авторских и смежных прав охрана 343, 344
Агент консульский 180, 182
Агрессия