Международные правоотношения: субъекты, состав. Международные правоотношения (понятие, виды, признаки) Формы международных правоотношений

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Реализация международно-правовых норм

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

Реферат *

450руб.

Введение

Международные правоотношения (понятие, виды, признаки)

Фрагмент работы для ознакомления

Например:- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Конвенция о правах ребенка, - различные конвенции и соглашения, касающиеся вопросов правовой помощи или юридических отношений по делам уголовного, гражданского, семейного характера, - договоры в области науки и образования, поощрения и взаимной защите капиталовложений, социального обеспечения и др.Ряд международных договоров имеет общие черты с национальными документами. Например, Конституция РФ и некоторые международные договоры, в которой «права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Также следует назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. устанавливает, что «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений...». В международном праве принято его деление на две составляющие:- публичное право,- частное право.Международное публичное право, которое как раз и рассматривает понятие международных правоотношений, именуется в настоящее время просто международным правом и регулирует вопросы:- поведения и взаимоотношения участников международных отношений, носящие негосударственный характер, - отношения с иностранным элементом,- международные обычаи и договоры. В настоящее время наблюдается тенденция взаимного проникновения норм публичного и частного международного права. Так, международные отношения, в которых участвуют юридические и физические лица, расширили рамки своего действия, включив в них уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую сферы. С другой стороны, ряд аспектов международного публичного права основано на материале частного права, в том числе, на характере правоотношений, субъектно-объектном составе, методах и формах регламентации и т.д.Таким образом, нормы международного права определяют специфику правовых отношений на внешнем и внутреннем уровнях с учетом различного характера и субъектного состава участников данных отношений.2. Виды международных правоотношенийПредставим предложенные К.А.Бекяшевым виды международных правоотношений в виде следующей классификации:Видымеждународных правоотношенийОснованные на договорных и обычных нормах международного праваАктивные и пассивныеГарантийные Длящиеся и одноактныеСрочные и бессрочныеАбсолютные и относительныеОднородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами.Основные и производныеПростые и сложныеРис. 2. Виды международных правоотношений.Рассмотрим данную классификацию более подробно.1. Отношения, которые основаны на договорных и обычных нормах международного права.Данные отношения вытекают из международных договоров или сложившихся обычаев и правил поведения в мировом сообществе. 2. Данные отношения включают в себя две группы:- простые – регулируют права, обязанности и ответственность двух субъектов международного права;- сложные – регулируют правоотношения более чем двух субъектов или всего мирового сообщества в целом. Наиболее сложные правовые отношения создаются в результате функционирования международных организаций, например, в работе ООН.3. Деление правоотношений на:- основные – базисные соглашения, заключаемые обобщённо и на длительный срок;- производные – соглашения, заключаемые в рамках базисных. Отношения, вытекающие из производных, имеют прямую зависимость от основных (в отличие от простых и сложных отношений).4. Деление правоотношений на:- с субъектами, однородными по составу, – характерны для отношений, в которых принимают участие только страны или только международные организации;- с субъектами, различными по природе, - между государствами, с одной стороны, и мировыми (международными) организациями, с другой стороны.Правоотношения здесь строятся на разных принципах. Так, отношения между странами подлежат регламентации со стороны международных соглашений, конвенций, правил. Например, «на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров». При заключении соглашений и договоров между международными организациями данные нормы будут применяться в ограниченной степени. При этом особое внимание будет уделяться правилам, содержащимся в учредительных документах этих организаций.Также необходимо отметить, что при возникновении правоотношений между государством, с одной стороны, и международной организацией, с другой стороны, могут применяться как нормы международных правовых актов (Конвенции и других), так и нормы, содержащиеся в учредительных документах. Это создаёт определённые трудности.Другой специфической особенностью является волевое содержание таких правоотношений. Так, во взаимодействии между государствами проявляется, в первую очередь, волевая составляющая. А в смешанных правоотношениях «суверенная воля государства сочетается с компетенцией не имеющей таковой воли организации». Последним аспектом являются взаимоотношения международных организаций между собой. Данные субъекты не обладают суверенной волей, а ориентируются на волеизъявления стран, которые прописаны в их уставах.5. Деление правоотношений на:- абсолютные – управомоченный субъект вступает в отношения с «большим числом обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий». Например, согласно Уставу ООН каждая страна имеет право на невмешательство в свои внутренние дела со стороны других государств;- относительные - управомоченный субъект вступает в отношения с конкретным лицом, которое имеет перед ним определённые обязанности.Деление правовых отношений на два вида - абсолютные и относительные – имеет несколько условный характер, обусловленный тем, что они часто взаимодополняют друг друга.6. Деление правоотношений на:- срочные – время действия их обозначен действующим соглашением.

Список литературы

Список использованной литературы

1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
2. Конституция РФ. Официальный текст. М._ Инфра-М, 2010. – 45 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 344 с.
4. Международное публичное право. Общая часть. Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. – 231 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.

Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.

Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.

При таком подходе имеются в виду следующие отношения:

1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;

3) между самими международными межправительственными организациями.

Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.

В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.

Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.

Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.

Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.

Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.

Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.

Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.

Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.

В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.

Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.

Таким образом, субъектами современного международного права являются:

Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;

Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;

Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;

Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;

Международные хозяйственные объединения;

Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;

Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).

Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.

Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.

Международные правоотношения как система международных отношений, упорядоченных юридически, охватывает весь спектр регулятивного воздействия современного международного права. Международные правоотношения, призванные содействовать по­строению миропорядка на основе права и справедливости, ориен­тированы на разрешение любых межгосударственных споров, в том числе через Международный суд.

Предметно международные правоотношения достаточно глу­боко исследованы в российской науке международного права. Так, И.И. Лукашук определяет международное правоотношение как взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из междуна­родно-правовой нормы. При этом, если международно-правовая норма вполне обоснованно рассматривается в качестве первого элемента международно-правового регулирования, международ­ное правоотношение в логическом порядке обозначается второй главной составляющей международного правового регулирования. С точки зрения С.В. Черниченко, международное правоотноше­ние - это возникшая по результату юридического факта правовая связь между дееспособными субъектами с набором корреспон­дирующих друг другу конкретных правомочий и обязанностей. Значительный интерес представляет и определение указанных отношений, данное в монографии В.М. Шуршалова. Обозначая международные правоотношения как урегулированные междуна­родным правом социальные отношения, ученый убедительно по­казывает необходимость распределения всего комплекса между­народных правоотношений на десять групп, в зависимости от природы происхождения и соподчиненности структурного и субъ­ектного состава, действия во времени, активности и пассивности.

Первую группу по признаку источниковой базы образуют меж­дународные правоотношения договорного и обычного способа соз­дания. Если в основе договорного международного правоотношения лежит конвенционный акт, то источником обычного международ­ного правоотношения является юридически значимое правомер­ное поведение государства.

Вторую группу по характеру предметного регулятивного насы­щения и количеству участников составляют простые и сложные международные правоотношения. Деление вполне логично и юри­дически обоснованно. В то время как простые международные правоотношения регламентируют права и обязанности двух субъ­ектов международного права, сложные международные правоот­ношения охватывают несколько субъектов или все мировое сооб­щество в целом. Практическим примером сложных международ­ных отношений являет договорная система ООН.

Третью группу международных правоотношений образуют ос­новные и производные правоотношения. Согласно предложенной В.М. Шуршаловым концептуальной схеме, основные международ­ные правоотношения составляют генеральные отношения (общие), тогда как производные международные правоотношения форми­руют конкретные соглашения, предусматривающие практическую реализацию генеральных (общих) соглашений.

Науке и практике современного международного права такое деление международных правоотношений на основные и произ­водные известно в аспекте применения принципа lex specialis, юридическим обоснованием которого является положение in toto jure genus per speciem derogatur (норма международного права осо­бенного характера превалирует над нормой общего характера).

В статье 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. разрешается проблема разграничения международных пра­воотношений на основные и производные применительно к за­ключенным договорам, относящимся к одному и тому же вопросу.

Состав четвертой группы международных правоотношений оп­ределяется на основе признака однородности субъектного состава. Предметно однородными (по субъектному составу) международны­ми правоотношениями считаются правоотношения, в которых за­действованы либо только государства, либо только международ­ные организации.

Неоднородные международные правоотношения образуют пра­воотношения со смешанным субъектным составом. Речь идет об одновременном участии в конкретных международных правоотно­шениях государств и международных организаций.

Обособление международных правоотношений по признаку однородности субъектного состава в отдельную группу подтверж­дается теорией и практикой современного международного права. Так, в праве международных договоров присутствуют два осново­полагающих документа в этой области современного международ­ного права, которые отличаются друг от друга по субъектному составу. Соответственно, в одном случае документ регулирует правоотношения однородных субъектов международного права - государств. Поэтому здесь налицо однородные международные правоотношения и примером в данном случае служит Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

Документом, регламентирующим правоотношения со смешан­ным субъектным составом (государства и международные органи­зации), выступает Венская конвенция о праве международных до­говоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Международ­ные правоотношения, образуемые на основе Венской конвенции 1986 г., в силу смешанного субъектного состава ее участников не являются однородными.

Различие между однородными и неоднородными международ­ными правоотношениями проводится с учетом таких понятий, как: суверенитет, суверенное равенство, суверенное волеизъявле­ние. Однородные международные правоотношения с участием, например, только государств (см. вышеназванную Венскую кон­венцию 1969 г.) урегулированы на основе волеизъявления суве­ренных субъектов международного права - государств. Неодно­родные международные правоотношения с участием государств и международных организаций (Венская конвенция 1986 г.) упоря­дочены посредством волеизъявительных действий смешанного характера: с одной стороны, здесь присутствует суверенная воля государства, а с другой - проявляется воля субъектов междуна­родного права, не обладающих суверенным правом. К примеру, международная организация, выражая свое согласие на участие в Венской конвенции 1986 г., несомненно проявила волю, но она не является суверенной, ибо создается сама общим волеизъявле­нием государств - членов международной организации, т.е. на мировой арене она выступает как производный субъект междуна­родного права.

Пятую группу международных отношений формируют абсо­лютные и относительные правоотношения. К абсолютным между­народным правоотношениям относятся такие, в которых управо­моченному субъекту международного права противостоит неопре­деленное число обязанных субъектов международного права, призванных воздерживаться от определенных действий. Так, со­гласно Уставу ООН каждое государство обладает правом на не­вмешательство в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию данного государства (п. 7 ст. 2 Устава ООН). Обо­значенному праву корреспондирует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела государства.

В рамках относительных правоотношений управомоченному субъекту противостоит принявшее на себя обязательство государ­ство. Признавая научную значимость классификации междуна­родных правоотношений на абсолютные и относительные, следу­ет, однако, констатировать, что такое их деление во многом носит условный характер, поскольку те и другие правоотношения в це­лом ряде случаев взаимодополняют друг друга.

Шестую группу образуют международные правоотношения, обозначенные наукой в практике современного международного права как срочные и бессрочные. В срочных правоотношениях по­рядок вступления договора в силу, срок его действия и момент утраты им юридической силы устанавливаются конкретными нор­мами договора.

Бессрочные международные правоотношения возникают на базе бессрочных договоров и подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. Первый признак обозначает, что договор заключен на вечные времена. В отличие от таких договоров, дого­воры с неопределенным сроком устанавливают специальный по­рядок прекращения или изменения договорных обязательств без фиксации сроков их действия. Итак, в статье 109 Устава ООН определена процедура пересмотра этого документа, однако кон­кретные сроки ее совершения не установлены, что позволяет утверждать: он подпадает под общее определение договора с неоп­ределенным сроком.

В седьмую группу входят длящиеся и однократные международ­ные правоотношения. В основе такой градации лежит фактор вре­мени. Правоотношения с заранее установленным сроком действия рассматриваются как длящиеся. Вместе с тем практика междуна­родных правоотношений наряду с закреплением конкретного срока действия (от минимального до неопределенного) может предусматривать правоотношения на основе одностороннего юри­дического акта. В подобного рода однократных международных правоотношениях момент их установления и момент реализации сторонами своих субъективных прав и обязанностей совпадает. По реализации однократного международного правоотношения и достижении его обозначенной цели дальнейшее существование и действие данного правоотношения лишается всякого юридиче­ского смысла.

Восьмую группу международно-правовых отношений составля­ют гарантийные правоотношения. Концептуально международные правоотношения гарантийного характера призваны в юридическом порядке обеспечить выполняемость другого конкретного правоот­ношения. А поскольку это так, то, соответственно, в гарантийных международных правоотношениях созданные в их рамках субъек­тивные права и обязанности не существуют в самостоятельном и независимом режиме, а тесно связаны и целенаправленно ориен­тированы на выполнение прав и обязательств по конкретному, обусловленному данным договором правоотношению.

Примером института международных гарантий служит Дого­вор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (далее - Дого­вор 1968 г.). Во исполнение этого договора МАГАТЭ предоставля­ет гарантии и осуществляет международные по составу инспекции с целью не допустить переключения мирного использования ядер­ной энергии на создание ядерного оружия.

Гарантийное международное правоотношение, как всякое пра­воотношение, ориентировано на совершение определенных пози­тивных действий (поэтому имеет позитивный характер) и на воз­держание от совершения конкретных негативных актов (в связи с чем несет в себе негативный характер). Гарантийные междуна­родные правоотношения позитивного содержания включают в се­бя обязательства ядерных держав по вышеназванному Договору 1968 г. оказать помощь неядерному государству, подвергнувшему­ся угрозе применения ядерного оружия.

Важным фактором установления гарантийных международ­ных правоотношений по системе Договора 1968 г. явилась резо­люция Совета Безопасности ООН № 255 (1968) от 19 июня 1968 г. Документ устанавливал, что в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства Совет Безопас­ности ООН и, прежде всего, его постоянные члены будут дейст­вовать незамедлительно в соответствии с их обязательствами по Уставу ООН.

Гарантийное международное правоотношение негативного со­держания проявляет себя через обязательства ядерных держав воз­держиваться от применения ядерного оружия против неядерных государств. Соответствующие заявления о предоставлении гаран­тий пяти ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасно­сти ООН, были представлены в выступлениях их представителей в Генеральной Ассамблее ООН 11 апреля 1982 г. (Франция) и 28 июня 1978 г. (Великобритания); в письмах, направленных на имя Генерального секретаря ООН (28 апреля 1982 г., КНР), Пер­вого комитета Генеральной Ассамблеи ООН (17 ноября 1978 г., США); в специальной декларации на Конференции по разоруже­нию (17 августа 1993 г., Россия).

Девятую группу международных правоотношений образуют ак­тивные и пассивные правоотношения. Критерием активного или пассивного международного правоотношения является юридиче­ски значимое правомерное поведение управомоченного субъекта права по обеспечению своих субъективных прав. При обстоя­тельствах, когда управомоченный субъект права предпринимает активные действия по реализации своих субъективных прав, мож­но говорить об активных международных правоотношениях. В си­туации, при которой управомоченный субъект права сохраняет пассивное поведение, а действия его субъективных прав осущест­вляет контрагент (а не он сам), следует речь вести о пассивном международном правоотношении. В примере с правовым режимом в рамках Договора по нераспространению ядерного оружия 1968 г. общая схема активных и пассивных международных правоотно­шений выглядит следующим образом. Управомоченные субъекты (ядерные державы), предпринимая (в порядке обеспечения своих прав как постоянных членов Совета Безопасности ООН) актив­ные действия по предоставлению помощи подвергнувшимся угро­зе агрессии с применением ядерного оружия неядерным государ­ствам, своим активным поведением порождают активные между­народные правоотношения. И, наоборот, там, где управомоченные субъекты (ядерные державы) сохраняют пассивное поведение пе­ред лицом активных действий неядерных государств (которые за­ключают с МАГАТЭ специальное соглашение, призванное не до­пустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия), логично констатировать факт пас­сивных международных правоотношений. В целом оценка актив­ности или пассивности поведения управомоченного субъекта в аспекте заключения об активном или пассивном характере кон­кретных международных правоотношений призвана осуществ­ляться в объективном режиме по факту конкретной международ­ной ситуации.

Десятую группу международных правоотношений согласно об­щей теоретической конструкции В.М. Шуршалова образуют пра­воотношения обычного типа и правоотношения, устанавливающие норму права. Параметры различия здесь определяют деление меж­дународных договоров на договоры-сделки и договоры-законы. Ме­жду тем, и это надо подчеркнуть, наука и практика современного международного права не проводят формального различия между нормоустанавливающими договорами и договорами-сделками, по­скольку и те и другие определяются через понятие «договор», а сам правовой режим договоров регулируется на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Кроме того, следует справедливо отметить, что все договоры, и договоры-зако­ны и договоры-сделки, являются источниками международного права. А данное обстоятельство определяет их равнозначное меж­дународно-правовое значение.

Выдвинутая В.М. Шуршаловым и представленная выше теоре­тическая конструкция по разделению международных правоотно­шений государств на десять групп, несомненно, представляет на­учный интерес и несет практическую пользу. Вместе с тем необхо­димо признать определенную условность разделения тех или иных международных правоотношений по отдельным категориям и группам. Все типы международных правоотношений в своей совокупности регулируются в одинаковом правовом порядке. Об­разующие современные международные правоотношения дого­ворные акты упорядоченно функционируют в режиме обеспече­ния их добросовестного соблюдения через международные судеб­но-арбитражные институты. И здесь востребование поддержания верховенства права в мировом сообществе проявляет себя одно­значно.

Наука и практика международного права, устанавливая осно­вания недействительности, прекращения и приостановления дей­ствия договоров, фиксирует факт существования презумпции, во-первых, действительности договоров (и как следствие - сохра­нение юридической силы договоров) и, во-вторых, согласие на обязательность договора. Государство-участник в порядке под­тверждения своих доводов в пользу недействительности договора призвано предоставить на этот счет должные правовые основания и вправе оспаривать действительность договора в Международном суде. Однако существуют ситуации, когда договор не подлежит процедуре оспаривания, поскольку считается юридически ни­чтожным с самого начала (ab initio). Соответственно различают в одном случае относительную недействительность, а в другом случае абсолютную недействительность международных договоров.

Подлежащая оспариванию в суде относительная недействи­тельность международных договоров согласно вышеупомянутой Венской конвенции 1969 г. предусматривает следующие основа­ния:

1) отсутствие компетенции заключать договор в соответствии с внутригосударственным правом (ст. 46);

2) ограничение полномочий представителя государства на за­ключение договора (ст. 47);

3) ошибка (ст. 48);

4) обман (ст. 49);

5) подкуп представителя государства (ст. 50).

Недопустимость оспаривания в суде по причине признания

договора ничтожным с самого начала образует собой абсолютную недействительность. И здесь существуют такие основания абсолют­ной недействительности:

1) принуждение государства к заключению договора (ст. 51);

2) принуждение против представителя государства (ст. 52);

3) противоречие существующей или возникшей императивной норме международного права (ст. 53).

Статья 53 Венской конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. гласит: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международ­ного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, импе­ративная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопусти­мо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».

В позиции юридической значимости абсолютная недействи­тельность международного договора концептуально выделяется в отдельный институт по причине сложности и многоаспектности регулятивного воздействия в рамках современных международных отношений. Первое. Презумпция действительности согласия госу­дарства на обязательность договора в рамках абсолютной недейст­вительности превращается в признание того, что согласие здесь «не имеет никакого юридического значения». Второе. Междуна­родно-правовые нормы, призванные регулировать делимость до­говорных постановлений, а предметно - выделение конкретных договорных положений, по отношению к которым непосредствен­но относятся основания недействительности или прекращения договора, не применимы при обстоятельствах принуждения пред­ставителя государства, противоречия императивной норме jus cogens (ст. 51-53 Венской конвенции 1969 г.). Третье. Абсолютная недействительность делает договор ничтожным с самого начала его заключения (ab initio). Четвертое. Юридическая ничтожность договора в силу его абсолютной недействительности на практике означает, что все преимущества и выгоды, полученные из догово­ра, становятся незаконными. Нарушение права не создает права (ex injuria non oritur jus). Поскольку все приобретенные по догово­ру преимущества и выгоды теряют здесь свою законность, то совершивший правонарушение субъект призван восстановить в юридическом смысле то положение, которое существовало до за­ключения договора (status pre quo ante).

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные этими нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, со­держание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники право­отношений, имеющие международные субъективные права и юриди­ческие обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, между­народные организации, государствоподобные образования, юриди­ческие лица (предприятия и организации), физические лица (граж­дане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образова­ния, чье поведение регулируется нормами международного права.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юриди­ческой обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предме­ты материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), пове­дение субъектов правоотношений (действие или бездействие), ре­зультаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произве­денный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фак­тов.

Юридические факты в международном праве - это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возник­новение, изменение или прекращение международных правоотноше­ний. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе междуна­родно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия - это факты, связанные с волей участников правоотноше­ний. Действия могут быть правомерными и противоправными (пра­вонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разно­образны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международ­ные правоотношения. Регулятивные правоотношения - это отноше­ния, возникающие на основе норм международного права, устанав­ливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомер­ного поведения субъектов и предназначены для восстановления на­рушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоот­ношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоот­ношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют про­цедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные право­отношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются международные правоотношения в собст­венном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотноше­ния - состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессроч­ные правоотношения (например, при заключении бессрочного дого­вора между государствами).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Международное право

Бирюков п н.. учебное пособие.. м юристъ дается представление о международном праве как самостоятельной системе права рассматриваются основные отрасли и институты международного права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Принятые сокращения
БМД – Бюллетень международных договоров Ведомости СССР – Ведомости Верховного Совета СССР, с июня 1989 г. – Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Ведом

Понятие международного права
В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис­тем - международное право и внутреннее право государств. Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест­в

Предмет регулирования международного права
Как и любая правовая система, международное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом между­народно-правового регулирования, можно разделить на межгосу

Функции международного права
Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Система международного права
Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов. Ядро современного международного

Основные принципы международного права
Как уже говорилось, «конституцию» международного права об­разуют его основные принципы. Они представляют собой основопо­лагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридичес­кой

Международное публичное и международное частное право
Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права. Согласно одной из них, международно-правовая система с

Кодификация и прогрессивное развитие международного права
Международное право - постоянно развивающаяся правовая система, в которой активно осуществляются процессы кодифика­ции. Кодификация международного права- это более точное ф

Наука международного права
Предметом науки международного права является исследование сущности и закономерностей развития международно-правовых норм. Она изучает также источники, в которых зафиксированы нормы

Зарождение международного права
Возникновение и развитие международного права связано с воз­никновением государства. Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых

Международное право в средние века
На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как хара

Возникновение и развитие современного международного права
Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жер

Российское государство и международное право
Русское государство внесло значительный вклад в развитие меж­дународного права. Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и

Понятие нормы международного права
Международное право (как и внутригосударственное право) со­стоит из юридических норм. Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъек

Структура норм международного права
В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипо­теза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится п

Виды норм международного права
В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям. По характеру содержащихся в нормах пре

Реализация международно-правовых норм
Международно-правовые нормы действуют, лишь когда они реа­лизуются. Под реализацией понимается осуществление участниками международных правоотношений установленных в международно-пр

Механизм реализации международно-правовых норм
Осуществление международно-правовых норм обеспечивается соответствующим юридическим механизмом. Существуют междуна­родно-правовой и национально-правовой механизмы реализации или имп


Нормы международного права всегда существуют в какой-либо форме, зафиксированы в виде определенного правового источника. Источником международного права принято считать форму выраже

Международный договор
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое между­на

Международно-правовой обычай
Международный обычай, наряду с договором, также является источником международного права. Венская конвенция 1969 г. под­тверждает, что нормы международного обычного права по-прежнем

Акты международных конференций и совещаний
Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содер­жится исчерпывающего перечня источников, субъекты международ­ного права самостоятельно решают вопрос не только о содерж

Обязательные резолюции международных организаций
В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных организаций в международном нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод создания ме

Понятие международной правосубъектности
В общей теории права признано, что субъектом права является лицо, на которое распространяется действие его норм. Однако меж­дународное право, как уже отмечалось, - самостоятельная п

Международная правосубъектность государств
Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подт

Международная правосубъектность международных организаций
Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межпра­вительственных организациях, т.е. организациях, созданных первич

Международная правосубъектность государствоподобных образований
Международно-правовым статусом пользуются и некоторые по­литико-территориальные образования. В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов отн

Международно-правовой статус физических лиц
Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные уче­ные уже довольно давно признают за индивидом качество междуна­ро

Признание в международном праве
С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Признание в международном праве представля­ет собой международно-правовое действие субъекта международно

Формы и виды признания
Формы признания Существуют две формы признания: признание де-юре и призна­ние де-факто. Признание де-факто - это признание официальное, но непол­ное. Этой формой пользую

Правопреемство в международном праве
Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами междуна­родного права, прежде всего государствами, заключенных ими м

Правопреемство государств в отношении международных договоров
Нужно учитывать, что Венская конвенция 1978 г. регулирует пра­вопреемство только в отношении договоров, заключенных в письмен­ной форме, и лишь между государствами. В отношении устн

Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
В отношении правопреемства государственной собственности, архивов и долгов применяется Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, госуд

Правопреемство в связи с прекращением существования СССР
Одним из последствий прекращения существования СССР явля­ется вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, госу­дарственной собственности, государственных архивов и государст

Формы и способы реализации в РФ международно-правовых норм
Международно-правовые нормы реализуются в нашей стране в двух формах: 1) в форме издания внутригосударственных актов, регулирующих те же вопросы, что и международно-правовы

Проблема коллизий международно-правовых и внутригосударственных норм
Проблема коллизий международно-правовых норм и российско­го законодательства составляет существенный аспект теории соотно­шения международного и внутригосударственного права При это

Понятие и виды территорий в международном праве
Под территорией в международном праве понимается простран­ство с определенным правовым режимом - часть земного шара (су­хопутная, водная территории, недра, воздушное пространство),

Государственная территория
Государственная территория - это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся су

Государственная граница
Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверени­т

Международные и пограничные озера и реки
Многие реки полностью или частично протекают по территории двух или нескольких государств (Рейн, Дунай, Нил, Брамапутра и др.). Такие реки получили название международных.

Правовой режим Арктики
Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан. Тер

Правовой режим Антарктики
Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики

Мирные средства как единственно правомерный способ разрешения споров и разногласий между государствами
В соответствии с нормами международного права все государства обязаны решать возникающие между ними разногласия мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и бе

Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
Непосредственные переговоры и консультации Содержание непосредственных переговоров заключается в поис­ке решения разногласий самими спорящими сторонами путем уста­новления непоср

Международная примирительная процедура
Следственные комиссии В международных спорах, не затрагивающих ни чести, ни суще­ственных интересов государств и проистекающих из разногласий в оценке фактических обстоятельств с

Международная судебная процедура
Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждают­ся на основе договоров при международных организациях как уни­в

Разрешение споров в международных организациях
В последнее время в практике международных отношений полу­чил широкое распространение способ решения разногласий в орга­нах международных организаций. Организация Объединен

Понятие и основания международно-правовой ответственности
В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в междуна­родном праве представляет собой оценку международного право

Понятие международного правонарушения
Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве междуна­родного правонарушения рассматривается деяние субъекта между­

Виды международных правонарушений
Различают три вида международных правонарушений: междуна­родные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).

Виды и формы международно-правовой ответственности государств
Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответ­ственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, ч

Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответствен­ности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении

Санкции в международном праве
Понятие международно-правовых санкций Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудитель­ного характера. Од

Виды и формы международно-правовых санкций
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций. Санкции в порядке самопомощи Санкциям


Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в

Понятие и виды международных договоров
Понятие международного договора Международный договор представляет собой международное со­глашение, заключенное между государствами и/или другими субъек­тами международного права

Действие договоров
Вступление договора в силу Договор вступает в силу в порядке и с даты, предусмотренных в самом договоре или согласованных между участвующими в перегово­рах государствами. При отс

Влияние войны на международные договоры
В международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных дого­воров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно р


Сегодня сфера взаимодействия государств на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из орга­ни

Организация Объединенных Наций
Организация Объединенных Наций создана после Второй миро­вой войны. УставООН был принят на конференции в Сан-Францис­ко 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день

Органы Организации Объединенных Наций
Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассам­блея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. Штаб-кв

Региональные международные организации
Лига арабских государств Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 г. Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака,

Европейский Союз
Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сооб

Совет Европы
Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия. Цели Со

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция - Со­вещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Ре

Международные конференции
Международная конференция - это встреча официальных пред­ставителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании кон­ф

Создание и цели Содружества Независимых Государств
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СН

Членство в Содружестве Независимых Государств
Согласно Уставу СНГ членство в Содружестве основано на нача­лах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются стра­ны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и

Органы Содружества Независимых Государств
Организационная структура Содружества довольно сложна. Главными органами СНГ являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Координационн

Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям: межгосударственная ассоциация свободной торговли; таможенный союз;


Право внешних сношений - это отрасль международного права, регулирующая отношения между государствами, а также между го­сударствами и другими субъектами международного права по пово

Органы внешних сношений государств
Дипломатическая деятельность государств реализуется через сис­тему органов внешних сношений. Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений. К внутриг

Дипломатические представительства
Виды и функции дипломатических представительств Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями не

Консульские представительства
Виды и функции консульских представительств Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. В государствах, с которыми

Постоянные представительства государств при международных организациях
Государство в международной организации может быть пред­ставлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями ус

Специальные миссии
В практике международных отношений широко используются специальные миссии (миссии ad hoc) - представители государств, направляемые в другое государство для выполнения конкретных фун


Появление ядерного оружия и других средств массового уничто­жения потребовало от человечества осознания новых реальностей и пересмотра существующих концепций безопасности. Характер

Система всеобъемлющей международной безопасности
Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности: мирн

Универсальная система коллективной безопасности
Основным инструментом для сохранения мира и предупрежде­ния возникновения войн является универсальная система междуна­родной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закреп­

Региональные системы коллективной безопасности
Системы региональной безопасности основаны на международ­ных договорах и характеризуются следующими чертами: закрепляется обязательство участников договора решать споры меж

Предоставление РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности
Участие военного и гражданского персонала в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопас­ности может включать наблюдение и контроль за соблюдением со

Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
В современном международном праве сложился широкий ком­плекс норм по ограничению вооружений и разоружению. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере являются:

Сокращение обычных вооруженных сил в Европе
В 1990 г., стремясь заменить военную конфронтацию новым ха­рактером отношений безопасности между всеми государствами на основе мирного сотрудничества, европейские государства, в том

Меры доверия
Важную роль в предотвращении угрозы войны играет институт мер доверия. Меры доверия представляют собой систему организа­ционно-правовых мероприятий, осуществляемых в целях снижения


Принцип уважения прав и свобод человека, зафиксированный в Уставе ООН, был детализирован и закреплен в виде конкретных международно-правовых норм в договорах и соглашениях, таких, к

Понятие населения в международном праве
Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в ст

Международная защита общих прав человека
Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается как День защиты прав человека.

Международно-правовая защита прав женщин и детей
Международно-правовая защита прав женщин и детей осущест­вляется на основании как договоров об общих правах человека, так и в соответствии с многочисленными специальными соглашениям

Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
Международное право предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1

Правовое положение иностранцев
Иностранным гражданином является лицо, не имеющее граждан­ства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежнос­ти к гражданству другого государства. От иностранцев следует

Право убежища
Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз

Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гр

Международные органы по защите прав человека
Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответ­ствии с международными договорами Российской Федерации обра­щаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод

Международное право в период вооруженных конфликтов - отрасль международного права
Согласно положениям Устава ООН и в соответствии с основными принципами международного права государства должны решать международные споры мирными средствами. Однако современное межд

Виды вооруженных конфликтов
Различают международные вооруженные конфликты и воору­женные конфликты немеждународного характера. Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. междуна­родными вооруженн

Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных дей­ствий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предвари

Участники вооруженных конфликтов
Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не о

Ограничение средств и методов ведения войны
Согласно нормам международного права право сторон в воору­женном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. Кроме того, существует принцип, зап

Ведение морской войны
Определенной спецификой обладает война на море. В войне на море комбатантами являются не только личный состав военно-мор­ских сил, но и все военные корабли, а также невоенные суда,

Режим военного плена
Режим военного плена регламентирован III Женевской конвен­цией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попав­шие во власть неприятеля следующие лица: личный сос

Режим военной оккупации
Военная оккупация - это временный захват территории (части территории) одного государства вооруженными силами другого госу­дарства и установление военной администрации на захваченно

Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
В период вооруженного конфликта на территории воюющих сто­рон различают гражданские и военные объекты. Согласно положениям международных норм, военные объек­ты - это те объ

Нейтралитет в войне
Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают: постоянный нейтралите

Окончание войны и его международно-правовые последствия
Военные действия могут заканчиваться заключением перемирия или заключением мира. Перемирие - временное прекращение военных действий на ус­ловиях, согласованных воюющими сто


В настоящее время в мире отмечается значительный рост пре­ступности, в том числе имеющей международный характер. Государ­ства координируют свои действия по борьбе с преступностью -

Ответственность за международные преступления
Одним из наиболее опасных международных преступлений явля­ется агрессия. В международном праве отсутствует конвенционное определение агрессии. Конвенция об определении агрессии 1933

Ответственность за преступления международного характера
Борьба с «отмыванием» доходов, полученных от преступной деятельности Одним из важных средств борьбы с преступностью является пред­упреждение возможности легализации доходов от пр

Правовая помощь по уголовным делам
Под правовой помощью по уголовным делам понимаются про­цессуальные действия, осуществляемые правоохранительными орга­нами на основании запросов учреждений юстиции иностранных го­суд

Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими госу­дарствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений. Формами сотрудничества


Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих право­во

Внутренние воды
Внутренние воды являются частью территории соответствующе­го государства. Во внутренние воды входят: водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побер

Открытое море
За внешней границей территориального моря находятся про­странства морей и океанов, которые не входят в состав территориаль­ных вод какого-либо государства и образуют открытое море.

Прилежащая зона
Прилежащая зона - это зона открытого моря ограниченной ши­рины, примыкающая к территориальному морю прибрежного государства. Государство в прилежащей зоне осуществляет свою юрис­дик

Континентальный шельф
Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (

Исключительная экономическая зона
Термин «исключительная экономическая зона» стал использо­ваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х - начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по

Международный район морского дна
Морское дно за пределами континентального шельфа и экономи­ческой зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее - Район)*

Международные проливы
Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив - это естествен­ный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря и

Международные каналы
Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях ин­тенсивного морского судоходства и используемые всеми государств

Правовое положение военных кораблей
Военный корабль - это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличаю­щие его от невоенных судов, находящееся под командой офицера,


Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового стату­са воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным го

Правовой статус воздушного пространства
В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опр

Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
Воздушное пространство, расположенное над территорией госу­дарства, является частью его территории. Государство обладает пол­ным и исключительным суверенитетом над своим воздушным п

Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, при­чиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­


В современном международном праве сформировалась новая от­расль - международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и не

Правовой статус космического пространства и небесных тел
Правовой статус космического пространства Космическое пространство - это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км). Пр

Правовой статус космонавтов
В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматри­вают космонавтов как посланцев человечества в космос и дол

Ответственность в международном космическом праве
Согласно положениям Договора по космосу 1967 г., Конвенции об ответственности 1972 г., других соглашений государства несут международную ответственность за деятельность в космическо


С середины 50-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Возникновение новой сферы человеческой деятельности обусловило необходимость в

Ядерная безопасность и радиационная защита
В последнее время особое значение в атомной энергетике приоб­рела проблема радиационной безопасности. Международное сотруд­ничество в сфере обеспечения радиационной защиты и ядерной

Транспортировка радиоактивных веществ
Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международ­ные документы подробно определяют условия безопасной транспор­ти

Физическая защита ядерного материала
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г. была принята для пресечения незаконного завладения ядерными матери­алами в процессе их транспортирования. По Конвенции должн

Международная помощь в случае ядерной аварии
Правовой основой международного сотрудничества в ликвида­ции последствий ядерных аварий являются десятки региональных и двусторонних международных договоров, заключенных на межгосу­


В рациональном использовании природной среды заинтересова­но все мировое сообщество, но охрана окружающей среды исключи­тельно усилиями отдельных государств неэффективна, положитель

Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства
Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Международно-правовая охрана Мирового океана
Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвен­циях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглаше

Международно-правовая охрана животного и растительного мира
Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивог

Международно-правовая охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отходами
Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязне­ния регулируются нормами Договора о запрещении испытания ядер­ного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой


В современном международном праве имеется большое число норм, посвященных вопросам экономического сотрудничества. Объем регламентации и качественное своеобразие предмета регули­рова

Международные экономические организации
Важную роль в регламентации экономических отношений играют международные организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транс

Международно-правовая защита капиталовложений
Как известно, приток иностранных инвестиций является важным фактором стабилизации экономики. Привлекательный режим капи­таловложений обеспечивает целый комплекс мер - льготное налог

Международные налоговые соглашения
Одним из важных направлений международного сотрудничества в сфере экономики является взаимодействие государств по вопросам налогообложения. Россия участвует в нескольких десятках ме

Международные таможенные соглашения
Россия активно сотрудничает с государствами и международны­ми организациями в сфере таможенных отношений, в частности, участвует в создании таможенных союзов, зон свободной торговли

Международные транспортные соглашения
Международное транспортное право представляет собой группу международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких г

Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи
Государства активно сотрудничают в области обмена информа­цией и связи, включая радиовещание, телевещание, распространение печатной и звуковой продукции. Имеется несколько десятков

Правовая помощь по гражданским и семейным делам
Оказание правовой помощи по гражданским и семейным делам предусматривают межгосударственные и межправительственные до­говоры России, а также российским законодательством. Так, в соо

Признание и исполнение иностранных судебных решений
«Обязательность на территории Российской Федерации поста­новлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Фе

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в России осуществляется на основании Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных реше

Международно-правовое сотрудничество в области пенсионного обеспечения
Государства должны нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, приобретших право на пен­сионное обеспечение на их территории и реализующих его за

Определение агрессии
(Резолюция 3314/XXIX, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г.) Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприк

Алфавитно-предметный указатель
Австралия 55 Австрия 141, 243 Авторских и смежных прав охрана 343, 344 Агент консульский 180, 182 Агрессия