Презентация на тему "цунами". Пожары развиваются по общей схеме

На основании всех описаний цунами можно сделать следующее заключение. При цунами перед приходом главной волны наблюдается сильный отлив или берега затопляются меньшей волной. Не ранее чем через 20 минут, либо с еще большим интервалом на побережье обрушивается главная волна, которая надвигается, словно водяная стена. Там, где она входит в заливы ее высота еще более возрастает. Такая волна может быть единственной или за ней приходят следующие волны. Такая волна забрасывает на значительные расстояния от берега самые тяжелые предметы, разрушает скалы, сносит жилища, а иногда и бетонные основания маяков. К этому добавляется воздействие воздушной волны – сжатого воздуха, который водная масса забивает в полости и трещины.

Предотвратить цунами не представляется возможным. Только постоянный и качественный мониторинг природных явлений, являющихся источниками цунами, сможет обеспечить прогноз и предупреждение и осуществить защиту населения и территорий от поражающего воздействия цунами. Основным методом предсказания цунами является сейсмический, основанный на существовании разницы между скоростью распространения сейсмических волн в земной коре и скоростью распространения в океане волн цунами

По многочисленным наблюдениям в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подводных землетрясений. Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несет информацию о возможности цунами. Более детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, а также возможность цунами с опасной высотой волны.

Скорости распространения сейсмических волн в твердом теле Земли и цунами на акватории океана отличаются на несколько порядков. Сейсмические волны достигают побережья в 50-80 раз быстрее, чем волны цунами. Поэтому между началом регистрации землетрясения береговой сейсмической станцией и приходом к берегу всегда есть пауза, длительность которой зависит от расстояния между эпицентром землетрясения и конкретным участком побережья. Для российского побережья Тихого океана эта пауза лежит в пределах от нескольких минут до суток. Ее наличие позволяет службе оповещения заблаговременно передать предупреждение в населенные пункты о надвигающейся опасности и осуществить мероприятия по предотвращению возможного ущерба от цунами на берегу и в море.

Для прогнозирования землетрясений в России создана сеть специальных систем сейсмического наблюдения, в том числе единая система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (ЕССНПЗ), мобильных средств наблюдения в районе ожидаемых землетрясений, космическая наблюдательная система за состоянием ионосферы и деформациями земной поверхности. В настоящее время не существует достаточно надежны методов предсказания землетрясений, поэтому предсказание сводится к расчету времени добегания волны цунами до различных пунктов побережья Приморского края.

Предварительной оценкой цунамигенности (возможности вызова цунами) землетрясения определяет Гидрометслужбы России – Центр цунами г. Южно-Сахалинска. Сейсмическая служба регистрирует землетрясение, определяет его параметры, цунамигенность и передает эту информацию оперативной службе Центра морской гидрометеорологии Приморского УГМС. Специалисты этой службы оповещают населения, организации и объекты, находящиеся в цунамиопасной зоне, и сообщают возможное время добегания волны до пунктов побережья Приморья.

Под руководством США для защиты от цунами была создана Международная Служба предупреждения с центром в Гонолулу на Гавайских островах, при участии многих государств, в том числе и России. Там обрабатываются записи 31 сейсмической станции и данные 50 мареографических постов. Интервал времени от момента регистрации землетрясения до прихода волн к берегам Японии, Курил или Чили может быть коротким (15-20 мин.), поэтому предупреждение должно быть передано незамедлительно, а действия по защите начаты моментально. Ситуация облегчается, когда речь идет об удаленных эпицентрах и цунами, которые обегают океан. В этом случае на предупреждение и эвакуацию остается несколько часов (на противоположной стороне Тихого океана до 20 часов).

Одной из причин тяжелых последствий цунами в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года является то, что страны этого региона не принимают участия в работе Международной Службы предупреждения от цунами и не смогли обеспечить своевременное оповещение населения о надвигающейся катастрофе.

Стало известно, что землетрясение у Западной Суматры было зафиксировано учеными за час до того, как первая волна обрушилась на побережье. Однако страны региона Юго-Восточной Азии не сочли нужным тратиться на систему оповещения. Дело в том, что для стран этого региона – внушительная статья дохода. Правительства предупреждали сейсмологов, чтобы те поменьше озвучивали сообщений о возможных стихийных бедствиях, чтобы не отпугивать туристов.

Природная катастрофа в Азии – не самая крупная в истории по масштабу. Но ее стоимость может побить все рекорды. Это мнение руководства ООН. Ян Эгеланд, заместитель генерального секретаря ООН: «В пострадавшем регионе живет больше людей, когда бы то ни было. На восстановление уйдут миллиарды долларов. Ущерб, который понесли и без того нуждающиеся общины, и вовсе неизмерим».

Основные меры по защите населения от цунами изложены в Памятке для населения, разработанной территориальным Главным управлением МЧС России по Приморскому краю.

«Для населения цунамиопасных районов первым признаком, указывающим на приближение цунами, является землетрясение. Перед приходом волны цунами можно увидеть целый ряд необычных признаков: быстрый дрейф льда, внезапное потрескивание припая, дрожание моря, помутнение воды в штилевую погоду, выбросы воды у кромок льда и рифов при штилевой погоде, образование толчеи, заметное понижение уровня воды в колодцах или их пересыхание. Нередко при приближении первой волны происходит осушка берега – быстрый и сильный отлив, при котором обнажается морское дно на десятки метров. Смолкает шум прибоя, наступает необычная тишина. Чем дальше отступает вода от берега, тем большей силы цунами следует ожидать.

При получении сигнала тревоги цунами следует помнить, что центр гидрометеорологического мониторинга Приморского УГМС не дает ложных тревог. Если на том участке побережья, где Вы живете, цунами не наблюдалось, это не значит, что оно не проявлялось в других пунктах побережья.

Никогда не следует выходить на пологий морской берег, чтобы полюбоваться на приближающуюся волну, иначе этот выход может стать последним в Вашей жизни.

Помните, что цунами – это не одна волна, а серия волн. Если после предупреждения о цунами Вы были эвакуированы в безопасный район, оставайтесь там до тех пор, пока не пройдет вся серия волн и Вы не получите информацию об отмене тревоги цунами. Раньше или позже цунами может проявиться в любом пункте Приморского побережья, поэтому любое предупреждение о цунами относится и к Вам.

Во время чрезвычайного положения, вызванного цунами, местные штабы цунами, отряды борьбы со стихийными бедствиями приложат все силы, чтобы спасти Вашу жизнь. Оказывайте им всяческое содействие».

Своевременное обучение всех групп населения действиям в условиях проявления цунами, прогнозирование и оповещение населения о возможном цунами, значительно сократит количество пострадавших и материальный ущерб при возникновении цунами.

Тема урока: ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЦУНАМИ

Цель: содействие в формировании у учащихся основных знаний о цунами и защите населения

Задачи:

    Обучающие – узнать понятие цунами, основную характеристику причины появления

    Развивающие – развивать умения ребят выделять главное в тексте, делать выводы, уметь сравнивать, совершенствовать умения работы с ПК

    Воспитывающие - воспитывать ответственность у ребят за свою жизнь и здоровье окружающих;

Оборудование:

    карточки с текстами и заданиями (для индивидуальной работы);

    карта успеха;

    видеоролик для урока «Цунами»

    Учебная электронная презентация

Ход уроков

    Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

- Рефлексия. Для того чтобы начать работу с заданиями я вам предлагаю поставить в тетради такую оценку, которую вы хотели бы заработать сегодня на уроке.

    Актуализация знаний.

1. Что такое цунами, и какие природные явления вызывают цунами?

2.Какие последствия цунами создают опасность для жизнедеятельности человека?

2.Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

3.Целеполагание

Просмотр видеороликов.

Какие последствия цунами наблюдали?

(- затопление местности, разрушение зданий, гибель людей)

Как вы думаете, о чем стоит нам сегодня поговорить?

4.Постановка целей и задач урока

5.Работа над новым материалом. (Презентация)

Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.

Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна.

Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.

Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами.

С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.

5.Проблема!!! Как вы думаете зависит ли наша жизнь от нас самих? Каким образом? Как вы думаете, зачем нам нужно знать правила поведения? Я желаю Вам никогда не попадать в чрезвычайную ситуацию, но знать и уметь как себя вести мы обязаны. Сейчас попробуем сохранить себе жизнь на бумаге.

6.Самостоятельная работа

У меня три варианта заданий. Попробуем с ними справиться.

Задание на «3» найти в учебнике ответы на вопросы и прочитать их.

Задание на «4» в конверте три группы мероприятий, необходимо их разложить по порядку.

Задание на «5» мероприятия разделить на 3 группы, назвать эти группы.

Как подготовиться к цунами

Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.

Помните!

Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.

Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

Что делать во время цунами

При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.

Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

Что делать после цунами

Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.

Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

7.Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

    Назовите наиболее безопасные места во время цунами и обоснуйте свой ответ.

    В дневник безопасности запишите определение цунами, его основные характеристики и возможные последствия для населения, проживающего в цунамиопасных районах.

9.Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся: Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:

    прогноз цунами;

    непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;

    оповещение населения об угрозе цунами;

    организацию эвакуации населения;

    планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;

    защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;

    заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;

    строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;

    обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.

10. Мотивация

- Достигли ли вы цели урока. Какие задачи выполнили? Какие надо решить? Что для этого надо сделать?

11.Окончание урока.

    Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.

    Выставление и комментирование оценок.

Приложение 1(Дополнительный материал)

Самая большая волна за последние 80 лет

Цунами, обрушившееся на Японию 11 марта, является самым мощным с 1933 года, рассказали в американском Центре исследования цунами. Учёные отмечают, что 10-метровая волна, накрывшая северо-восточное побережье Японии, представляет большую опасность для жизни, чем вызвавшее её землетрясение. Цунамисты и сейсмологи прогнозируют новые толчки, как у берегов Японии, так и на Дальнем Востоке России.

«Уже через 20 минут после первых толчков мы получили данные с наших глубоководных датчиков и смогли скорректировать магнитуду с 7,9 до 8,8 и 8,9, а также направили во все региональные центры изучения цунами данные о том, как пойдёт волна», - рассказал директор Центра исследования цунами Василий Титов.

По его данным, тревога объявлена по большей части Тихоокеанского побережья, например на Западном побережье США, в Калифорнии. На Гавайях уже объявлена эвакуация, под угрозой такие государства, как Самоа и Французская Полинезия.

«Последствия цунами коснутся несколько десятков стран, даже Южную Америку. Дальневосточное побережье России не пострадает. Глубоководный датчик, установленный у берегов Южных Курил сразу показал, что сильных разрушений не будет. Тем более, как правило, волна накатывает на слабозаселённые районы», - рассказал цунамист.

По данным американского Центра исследования цунами, Японию накрыла волна, какой не было с 1933 года. «Это самая большая волна, которая накрывала Японию за последние 80 лет», - отметил учёный.

«Причина мощнейшего землетрясения и возникшего в результате толчков цунами - очевидна. Произошёл сдвиг тектонических плит в сейсмоактивной зоне. Это классика. Толчки могут продолжаться. Хотя именно большое цунами представляют наиболее губительную силу, как в случае с землетрясением 11 марта», - отметил Василий Титов.

Не иначе как чудом называют историю воссоединения 15-летней жительницы Индонезии по имени Вати со своей семьей. Семь лет назад, во время разрушительного цунами в Юго-Восточной Азии, ее смыло волной. Родственники все эти годы были уверены, что она погибла, передает индонезийское информационное агентство Antara News.

Девушка объявилась в городе Меулабо индонезийской провинции Ачех. Она молча сидела за столиком в одном из местных кафе, пока на нее не обратили внимание. Вати рассказала, что ищет своих родных, но помнила только имя своего деда - мелкого религиозного лидера по имени Ибрагим.

Увидев внучку, тот немедленно связался с ее родителями, те в свою очередь опознали в девушке свою дочь по характерной родинке и шрамам на локте, которые Вати получила в детстве.

По словам матери девочки, во время природной стихии она пыталась спастись со своими детьми, но Вати смыло волной. Сама девушка утверждает, что ее приютила женщина, но за крышу над головой и еду ей приходилось попрошайничать на улице. В конце концов женщина отпустила пленницу, а сердобольный таксист отвез ее в родные края.

Еще одним счастливчиком можно назвать земляка Вати. Житель провинции Ачех по имени Захрул Фауди умудрился выжить как во время цунами в Юго-Восточной Азии в 2004 году, так и во время того же природного бедствия в Японии в 2011 году

Правила поведения при цунами необходимо знать всем, кто живет в местности, где может произойти это стихийное явление. Всегда стоит помнить, что оно чревато самыми разрушительными последствиями.

Что такое цунами?

Главное, нужно помнить, что если вы будете следовать правилам поведения при цунами, то сохраните жизнь себе и своим близким.

Ведь это глобальное Оно представляет собой волны огромной высоты, которые появляются из-за мощного подводного землетрясения. Обычно это происходит во время изменения рельефа дна. Оно действует на воду как огромный поршень, который поднимает и опускает большие массы воды. Разбегаясь в стороны, они и образуют разрушительные волны.

Иногда существуют другие Например, оно может появиться из-за извержения островных, реже подводных вулканов, а также при одномоментном обрушении в воду больших масс земных пород. Такое происходит при подводных оползнях.

Распространение

Правила при цунами необходимо всем хорошо помнить, потому что это стихийное бедствие распространяется очень быстро. В открытом океане скорость волны цунами может достигнуть тысячи километров. Но там они не так опасны, как на побережье, потому что более пологие.

Расстояние между гребнями может составлять от ста до трехсот километров. А высота от подошвы до вершины всего несколько метров. Поэтому цунами практически никогда не составляет опасности для кораблей и судов. Знать правила поведения при цунами следует, в первую очередь, жителям побережья.

Стихия надвигается

При приближении к берегу скорость волн резко падает, примерно до нескольких десятков километров в час. А вот высота, наоборот, увеличивается. На мелководье высота цунами может увеличиваться до сорока метров. Особенно оно опасно возле крутых берегов, а также в клинообразных бухтах, возле мысов выдающихся далеко в океан.

Также цунами может проникнуть вглубь материка, передвигаясь по долинам рек. В их руслах образуется явление бора. Так называют высокий водяной вал, который перемещается против течения. Наименее опасными для воздействия цунами являются районы побережья с закрытыми бухтами.

Где происходят цунами?

Сейчас доподлинно известно, что правила поведения при цунами наиболее актуальны для жителей тихоокеанского побережья. Ведь именно в этом океане происходит около 80 % мощнейших землетрясений. Поэтому наиболее подверженным воздействию этой стихии считается побережье и Камчатки. Здесь большинство жителей четко знают правила поведения при угрозе цунами. Даже если вы не живете в этих местах, их нужно помнить, если отправитесь путешествовать по восточному побережью России.

Неподалеку от этих мест существует цунамигенная зона, откуда приходят самые мощные волны. Она расположена в Алеутском и Курило-Камчатском желобах. До наших дней сохранились сведения о цунами на Камчатке, которые произошли в 1737 году.

Система оповещения

Когда становится известно, что в акватории Тихого океана произошло землетрясение, всем службам предупреждения цунами соответствующую информацию передает Тихоокеанский центр. Становится сразу известно о координатах и силе землетрясения, а также вероятности цунами и его предполагаемой силе.

Первыми о приближающихся цунами узнают на станциях наблюдения за уровнем моря. Они располагаются в непосредственной близости от эпицентра землетрясения. Когда поступает подтверждение об образовании волн аномальной высоты, то жители районов, которые они могут затронуть, получают предупреждение, все оперативные службы приводятся в состояние боевой готовности. В эти минуты особенно важно знать по пунктам правила поведения при цунами.

Когда становится очевидным, что существует реальная угроза распространению высоких волн, объявляется тревога. Соответствующие сообщения получают все оперативные службы. В Камчатском крае это происходит с помощью особой системы "ОКСИОН". Эта современная система работает в четырнадцати самых подверженных цунами населенных пунктах на Камчатке. Оперативные службы незамедлительно доводят информацию до населения. Для этого существует в частности, радиотрансляционные точки, сирены, по громкоговорителям перечисляют кратко, по пунктам правила поведения при цунами.

Угрозы цунами

Важно не только ориентироваться на сообщения оперативных спасательных служб, но и самому знать о признаках, которые могут указывать на приближение этой стихии.

Реальная угроза цунами существует, когда происходит мощное землетрясение (не менее 6 баллов). Определить его несложно. Колебание земной поверхности настолько сильное, что человеку сложно ходить, шатаются здания, в квартирах раскачиваются подвесные светильники, посуда выпадает из шкафов и разбивается, с полок валятся предметы, даже мощная мебель может передвигаться по дому или офису. Такие сильные колебания должны продолжаться не менее 20 секунд.

Еще одним признаком приближающегося цунами считается внезапный отход воды от берега на значительное расстояние. При этом обнажается дно. Помните, чем дальше отступило море, тем выше и сильнее могут быть волны цунами. Также стоит потревожиться, если уровень моря слишком низкий в прилив и слишком высокий во время отлива, лед начинает по необычному дрейфовать, в припае образуются трещины, плавающие предметы передвигаются по аномальной траектории. К тому же стоит обратить внимание на образование течений, взбросы у кромок неподвижного льда и рифов.

Как подготовиться к цунами?

Для того чтобы цунами не застало вас врасплох, необходимо всегда иметь под рукой в легкодоступном месте предметы, необходимые на случай экстренной эвакуации. Это спички, небольшое количество еды, фонарик, документы, запасная одежда. Все это должно быть уложено в надежный рюкзак или непромокаемый мешок.

Также всегда нужно оценивать, какими путями и способами вы сможете быстрее всего добраться до безопасного места.

Действия при цунами

Следует соблюдать правила поведения во время цунами, чтобы не пострадать. В прибрежных населенных пунктах, получив сигнал тревоги, следует сразу выйти из домов и офисов. Покидать помещения необходимо согласно плану об эвакуации.

Если вы оказались в зоне слышимости предупреждения или в труднодоступных районах, то следует помнить, что цунами может достичь берега уже через 10-20 минут после начала землетрясения. Это время, которое у вас есть, чтобы принять необходимые меры защиты.

Нужно быстро уходить от побережья в глубину суши. Лучше всего на возвышенность, чтобы высота над уровнем моря составляла минимум 30-40 метров. Если вы находитесь в замкнутой бухте, то высота может ограничиться пятью метрами. От берега следует уходить по склонам, а не по долинам рек.

Если в округе нет никакой возвышенности, нужно отойти от берега хотя бы на два-три километра. Если после землетрясения прошло два часа, а волны на берег так и не обрушились, скорее всего, угроза цунами прошла. Но лучше все же дождаться сигнала отбоя тревоги, если в вашем районе есть система оповещения.

Если волна цунами достигла берега, на побережье следует возвращаться не ранее чем через три часа. Ведь после первой волны чаще всего следует еще несколько.

Суда, которые находятся в прибрежных водах, должны уйти в открытый океан, держа курс перпендикулярно линии берега.

| Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами

Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс

Урок 19
Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них. Правила безопасного поведения при цунами




Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них

В случае заблаговременной информации о возможности возникновения или приближения цунами могут быть приняты меры по предупреждению потерь среди населения и уменьшению ущерба от них.

Прогнозированием цунами занимаются Международная служба предупреждения о цунами в городе Гонолулу (Гавайские о-ва) и национальные службы стран, имеющих цунамиопасные побережья. В России служба предупреждения о цунами создана в 1958 г. Она входит в международную службу.

Система оперативного прогноза цунами и заблаговременного предупреждения о нем основывается на анализе результатов сейсмических наблюдений очагов землетрясений под дном океана. Пауза между землетрясением и порожденным им цунами для Дальневосточного побережья колеблется в пределах от нескольких минут до суток. Этот запас времени позволяет спрогнозировать возникновение и момент прихода цунами, а также оповестить о его опасности жителей прибрежных районов.

Предупреждением о возможном цунами может служить сильное землетрясение. Однако не каждое сильное землетрясение вызывает цунами.

Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод от берега, что свидетельствует о возникновении впадины волны перед приходом ее гребня. Этот отлив, когда обнажается дно и стихает шум прибоя, длится от 5 до 35 минут, после чего на берег чрезвычайно быстро накатывается разрушительная волна.

Изредка перед приходом главной волны происходит не просто отступление вод от берега на короткое время, а сильный отлив. Морское дно обнажается на расстоянии сотен метров, а иногда и нескольких километров. Чем дальше отступает океан от берегов после землетрясения, тем большей силы достигнут набегающие на сушу цунами.

Об угрозе цунами может свидетельствовать также поведение животных. Как показывает многолетний опыт, предчувствуя возникновение такой угрозы, кошки, собаки, крысы и другие находящиеся на свободе животные, не обращая друг на друга внимания, торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населенные пункты.

Интенсивность воздействия цунами может быть снижена лесными массивами и пересеченным рельефом местности побережья. Хорошо защищены от цунами закрытые бухты, огражденные узкими скалистыми воротами, где во время бедствия наблюдается лишь повышение уровня воды (например, бухты Авачинская и Владивостокская).

В районах, где существует постоянная угроза цунами, заблаговременно принимают меры, способствующие некоторому уменьшению ущерба от них. К таким мерам можно отнести: создание систем наблюдения, прогнозирования и оповещения населения; размещение новых населенных пунктов и объектов на побережье с учетом угрозы цунами на том или ином берегу, запрещение, за исключением особых случаев, нового строительства в цунамиопасных зонах; планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений; заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для сосредоточения населения и обеспечения его безопасности; строительство у входа бухт волноломов, а в вершине бухт - береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений; посадку на цунамиопасных побережьях деревьев, по возможности сосновых рощ.

Правила безопасного поведения при цунами

Жители цунамиопасных районов должны быть заблаговременно информированы о потенциальной опасности стихийного бедствия для их побережья. Действия населения при угрозе цунами сводятся к выполнению каждым попавшим в зону бедствия правил и норм поведения, во многом схожих с теми, каким надо следовать при землетрясениях и наводнениях. Особенно важна при этом быстрота действий.

При личном наблюдении предвестников цунами или получении о них сведений от других людей нужно помнить, что для спасения осталось крайне мало времени: минуты, а в лучшем случае десятки минут. При этом важно не терять самообладания и не сеять панику. Необходимо быстро направиться на ближайший холм, гору или другое возвышенное место высотой не менее 30- 40 м.

Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме; более интенсивный, чем обычно, отлив; появление трещин в береговом льду зимой; необычный дрейф льдин в безветренную погоду; выбросы воды у кромки льда.

Предупредить о цунами может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор (на местной программе передач) и прослушайте информацию и инструкции.
В ней обычно сообщают расчетное время прихода цунами и конкретные населенные пункты побережья, которым угрожает опасность, порядок действий и эвакуации населения, маршруты движения и пункты сбора.
Поступайте в соответствии с переданными инструкциями.

При таких признаках ни в коем случае нельзя мешкать. Беда может наступить через 5-20 минут. Остановить цунами невозможно. Сила его колоссальна.

При получении своевременного прогноза об угрозе цунами времени для мер по спасению, как правило, больше, чем при наблюдении предвестников.

В случае, если цунами застает вас врасплох, не теряя самообладания, примите меры защиты на месте. Не выбегайте из достаточно прочного здания. Бушующая на улице волна и плавающие рядом со зданием обломки представляют большую опасность. В случае, если занимаемое помещение имеет заведомо низкую прочность и с большой вероятностью будет разрушено волной, при наличии времени перейдите в более прочное здание.

Встречая волну вне здания, постарайтесь оказаться на стволе прочного дерева, за естественной скальной преградой, прочной отдельной бетонной стеной и зацепиться за них. При наличии времени и невозможности использовать его для перемещения в более безопасное место, надо употребить его для снятия одежды и обуви.

Самостоятельно выйдя или будучи эвакуированным в безопасное место, оставайтесь там в течение 2-3 часов после первой волны, пока не пройдут все волны и не поступит сигнал о разрешении на возвращение.

При возвращении перед входом в здание удостоверьтесь в отсутствии угрозы его обрушения из-за повреждения и подмыва, а также утечки газа и замыканий в электрических цепях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите, что такое цунами?

2. Какие причины порождают цунами?

3. Покажите на карте наиболее подверженные цунами районы.

4. Чем опасно цунами? Расскажите об известных примерах цунами.

5. Расскажите о признаках приближающегося цунами.

6. Расскажите о правилах поведения при объявлении угрозы цунами.

7. Расскажите о службах наблюдения за цунами.

8. Расскажите, как вы будете действовать, если окажетесь во время цунами в школе.

9. Объясните, почему, уходя от цунами в безопасное место, нельзя продвигаться по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а также встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений.

Задание 11

Вспомните наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Выберите их в предлагаемых вариантах ответов и объясните, почему они безопасны.

1. Холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 м.

2. Низины и овраги глубиной не менее 2 м.

3. Места за валунами и камнями на побережье.

4. Места, удаленные от берега на 2-3 км.

5. Расщелины скал и гор на побережье.

6. Пространство, где есть всевозможные сооружения для укрытия.

7. Помещения с закрытыми окнами и дверями со стороны движения цунами.

8. Проемы в капитальных внутренних стенах.

9. Дверные проемы.

10. Места у колонн и под балками каркаса здания.

11. Проемы в перегородках между помещениями.

12. Углы, образованные капитальными стенами.

13. Подвалы и погреба.

14. Помещения в доме с противоположной стороны от побережья.

Задание 12

Представьте, что вы житель Дальневосточного побережья России. Вы находитесь около дома и помогаете родителям по хозяйству. Неожиданно раздались тревожные гудки сирен. Включив радио, вы услышали сообщение, что через три часа ожидается приход цунами и вашему поселку угрожает опасность. Всем жителям поселка предлагают покинуть опасную зону и через 20 минут собраться на сборном эвакуационном пункте для эвакуации. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

1. Закроете двери и поспешите на сборный пункт.

2. Зная, что в 1 км от вашего поселка есть хутор с крепкими постройками, пойдете и там переждете цунами.

3. Возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт.

4. Укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

5. Спуститесь к морю посмотреть, далеко ли волна цунами.

6. Перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак.

7. Откроете все окна, чтобы вода свободно прошла через помещение, причинив минимум ущерба дому.

8. Отключите воду, газ, электричество.

9. Воспользуетесь лодкой, чтобы отплыть на несколько километров в море, где переждете цунами.

Тема: « Защита населения от цунами».

Разработала

преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Гимназия № 24»

Медведева И.В.

Цели:

- актуализировать знания о цунами

- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами

- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.

Задачи:

- научить действиям при угрозе и во время цунами

- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.

- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели

Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.

Технологии : развивающего обучения, информационные.

Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.

Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока.

I . Организация начала занятия.

Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.

Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.

Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».

Цель урока:

Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.

План урока:

1.Как подготовиться к цунами

2.Правила поведения во время цунами

3.Правила поведения после цунами

4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.

Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).

2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).

3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).

4. Длина волны - ? (150-300 км).

5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)

6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).

7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).

8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).

9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).

10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)

Учитель ОБЖ:

Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.

Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.

Идёт она издалека,

Вздымаясь кверху и бушуя.

Что принесёт эта волна,

Когда придёт на берега?

Удар, и крики,

И мольба -

Постой! Куда несёшься?

И кто послал тебя такой -

Неукротимой и жестокой.

Едва ушла -

И вновь вернулась,

И разрушения опять,

И долго будут потом люди

Всё восстанавливать опять.

В тебе есть сила,

Мощь, спонтанность…

И что здесь делать?

А ответ простой -

Ты предскажи её пораньше,

Спасёшь ты снова род людской.

А если вдруг волна внезапна,

То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -

Спасёшься сам, спасёшь друзей.

Учитель ОБЖ:

Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.

1 V . Основной этап.

Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.

Учитель ОБЖ :

Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.

I группа:

Правила: «Как подготовиться к цунами?»

1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)

2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.

3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.

4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.

5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.

II группа:

Правила: «Как же вести себя во время цунами?

1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.

2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.

3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.

4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.

5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.

6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.

III группа:

Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?

1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.

2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.

IV группа:

Правила: «Что нужно делать после цунами?»

1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.

2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.

3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.

Учитель ОБЖ:

Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.

Заблаговременные меры по защите от цунами:

1. Создание системы наблюдения и прогнозирования

2. Запрещение нового строительства в опасных районах

3. Перенос объектов экономики в безопасные места

4. Строительство волнорезов и дамб

5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации

6. Подготовка населения к действиям

7. Посадка деревьев.

Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).

Учитель ОБЖ:

Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:

1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)

2. Аляска (1957, 1958, 1964)

4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)

5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)

6. Соломоновы острова - 02.04.2007

Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.

Проведение физкультминутки.

Учитель химии:

Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.

Ученик 1:

Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.

Ученик 2: (опыт)

Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :

Как можно обезвредить в домашних условиях воду?

Ученик 3: (опыт)

Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.

Ученик 4:

Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.

Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.

Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.

Ученик 5:

Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.

Ученик 6: (опыт)

Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).

Учитель химии:

Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.

Учитель ОБЖ:

Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.

Ученик 7:

Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.

Ученик 8: (опыт)

Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.

Ученик 9:

Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.

Ученик 10: (опыт)

Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.

Учитель химии:

Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.

Ученик 11:

Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.

IV . Закрепление знаний.

Учитель ОБЖ:

А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.

Вопросы для само- и взаимоконтроля:

Часть А : вопросы содержат один вариант ответа

1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами

2. Чего нельзя делать при угрозе цунами

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно

Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий

3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество

Учитель ОБЖ:

Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.

Правильные ответы:

1. в (1 балл)

2. г (1 балл)

3. б, г, а, д, в (2 балла)

4. г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов - «5»

4 балла - «4»

3 балла - «3»

Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».

V . Домашнее задание

В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений

1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)

2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».

VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.

Учитель ОБЖ:

Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).

Вывод:

Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»

И помните:

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература.

1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003

2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.

3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.