Разрешено ли оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность? Как приватизировать землю под домом, находящимся в собственности

Многим владельцами квартир многоквартирных домов хочется иметь в собственности не только дом, но и придомовую территорию. С 1 марта 2005 года в силу вступил закон о переходе в собственность земельных участков под многоквартирными домами и придомовой территории. Впоследствии он был дополнен и видоизменен, так как противоречил ГК, с 2015 года по новой трактовке закона стало проще вводить в гражданский оборот придомовые территории.

Предпосылками к желанию приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома могут стать вопросы содержания, благоустройства и ремонта участка, возникшие споры, связанные с использованием земли различными организациями под устройство объектов коммерческого назначения.

Многие граждане пытаются прежде выяснить, является ли под многоквартирным домом выгодной для собственников. В настоящее время выявлены все плюсы и минусы данного действия, поэтому можно с уверенностью принять точное решение, нужна вам приватизация или нет. А все нюансы, касаемые оформления участка, вы узнаете из данной статьи.

Какую площадь можно получить?

Согласно статье 36 ЖК РФ аходящаяся около дома является частью имущества МКД. Но приватизировать такую землю возможно только, если проведено ее межевание и она поставлена на кадастровый учет.

По закону «О введении в действие ЖК РФ» собственники жилых помещений обратится в соответствующие службы местного самоуправления с заявлением о бесплатной постановке на кадастровый учет территории при их доме. Площадь и границы придомовой территории определяются кадастровым или техническим паспортом на землю.

Минимальная площадь, которая может быть выделена должна быть равна площади квартиры. Изначально управление данной территории может осуществляться:

  • Управляющими жилищными компаниями;
  • Дворовым комитетом;
  • Иными специализированными организациями.

Как может быть использован участок?

Цель приватизации участка может быть различна, например, для использования земли под:

  • Зону отдыха для жителей дома;
  • Установку гаражей ветеранам, участникам ВОВ, инвалидам;
  • Озеленение, благоустройства дорожек и т.п.;
  • Детские площадки;
  • Небольшие спортивные сооружения;
  • Парковки;
  • Сдачу в аренду под платные автостоянки или другие коммерческие объекты.

Инфо

При этом, если решено разместить какой-то объект это обязательно должно быть согласовано с гражданами проживающими в соседних домах. Так как может возникнуть ситуация, что размещение какого-то объекта будет препятствовать перемещению пешеходов и т.п. Если не согласовать это с соседями, то такое сооружение может быть демонтировано по решению суда.

Кто может оформить участок?

Приватизировать участок многоквартирного дома в собственность может:

  • Застройщик;
  • Общество владельцев помещений в МКД;
  • Управляющая компания или ЖКХ;
  • Отдельный собственник квартиры или нежилого имущества;
  • Несколько собственников, несмотря на решение общего собрания.

Порядок оформления земли

При приватизации придомового земельного участка необходимо, в первую очередь, узнать поставлен ли он на кадастровый учет. Обычно это обязанность застройщика или иного уполномоченного органа, но если дома построены давно, до принятия Жилищного Кодекса, то кадастровый учет может быть не произведен. Тогда будущему собственнику нужно сделать это самостоятельно.

Порядок оформления следующий:

  1. Подготовить сведения о территории – выяснить проводилось межевание участка или нет;
  1. Собрать документы;
  2. Написать заявление на получение права на муниципальную собственность, подать в соответствующую инстанцию;
  3. Зарегистрировать право собственности в кадастровой палате.

Документы

Для того, чтобы приступить к оформлению территории в собственность нужно иметь следующие документы:

  • Заявление о приватизации;
  • Документы, подтверждающие обоснованность оснований – то, что вы владеете квартирой в доме;
  • План дома;
  • Положительное решение собрания собственников (если принималось);
  • Документы о размежевании участка;
  • Технический и кадастровый паспорт.

Заявление о приватизации в кадастровую палату имеет установленную форму, которую вы можете видеть на нашем сайте. Скачать и заполнить его вы можете дома, воспользовавшись образцом, представленным ниже.

Плюсы и минусы приватизации

Участок, приватизированный из придворовой территории, одновременно дает и преимущество собственнику и вызывает определенные проблемы.

Плюсами приватизации участка около дома является:

  • Бесплатное оформление;
  • Возможность сдачи земли в аренду;
  • Увеличение стоимости имущества из-за увеличения его площади.

Минусами является:

  • Налогообложение;
  • Ответственность за содержание данного участка;
  • Проведение различных ремонтных и уборочных работ самостоятельно;
  • Использование участка возможно только под определенные объекты.

Внимание

Если земля приватизирована несколькими собственниками квартир, то расходы на содержание земли распределяются пропорционально долям собственников, которые определяются исходя из площадей квартир.

Зная все плюсы и минусы владения земли под многоквартирным домом, владелец квартиры самостоятельно определит, нужно ли ему приватизировать придомовую территорию.

Налогообложение

Приватизация придомовой территории несет за собой обязанность по оплате налогов на владение собственностью. Рассчитывается налог в соответствии со ст. 388 НК РФ и других нормативных актов.

Н=СЗН*КС*К;

СЗН – ставка по земельному налогу;

КС – кадастровая стоимость этой земли;

К – коэффициент установленный местными властями.

Инфо

Налог считается на год, квитанция на оплату приходит плательщику единым платежом раз в год.

, приватизация муниципального имущества , оформление земли в собственность , регистрация права собственности на дом , приватизация земли , совместная собственность на землю , аренда муниципальной земли , земля в собственность , оформление дома на земельном участке , вещные права , сроки приватизации земли , документы на приватизацию земельного участка , приватизация земли под домом , приватизация дома и земли , предоставление земельного участка в собственность

Свернуть

Ответы юристов (5)

    Юрист, г. Киров

    Общаться в чате

    В Вашей ситуации важно следующее. Прошел ли земельный участок, на котором расположен Ваш многоквартирный (2-квартирный) дом государственный кадастровый учет. Другими словами проведено ли в отношении него межевание.

    1. Если да, то с момента внесения о Вашем земельном участке сведений в государственный кадастр недвижимости (Кадастровая палата, такой земельный участок становится общей долевой собственностью собственников жилых помещений (ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Регистрация права собственности проводится по желанию провообладателей. Т.е. право собственности на принадлежащую Вам долю Вы вправе зарегистрировать вне зависимости от желания Ваших соседей (не приватизировавших квартиру) и без согласия муниципалитета.

    2. Если нет, то Вам следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании (межевании) земельного участка под Вашим многоквартрным домом. Это обязанность предусмотрена ст. 16 Закона "О введение в действие Жилищного кодекса РФ". Расходы по межеванию также несет администрация. После постаноки Вашего участка на государственный кадастровый учет Вы также можете зарегистрировать свои права на земельный участок. Во второй ситуации есть большой минус! Согласно действующего законодательства РФ для органа местного самоуправления не установлено сроков, в течении которых необходимо провести формирование земельного участка. Поэтому разрешение этой ситуации может затянуться на годы. Например, в г. Кирове, подав заявление в сентябре 2011 года о формировании земельного участка, Администрация сообщила заявителю, что указанные работы будут проведены в 2013-2014 г.г. в зависимости от возможности бюджета.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    ЗДравствуйте!

    В соответствии со ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом . Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

    Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

    1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

    Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

    В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .

    В соответствии с п.1 ст.36 -38 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

    Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.

    Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

    При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

    То есть, если земельный участок, на котором расположен дом был оформлен в соответствии с законодательством, то при приобретении жилья в данном доме, Вы стали собственником доли земельного участка пропорционально размеру площади Вашего помещения.

    ЕСли при приобретении жилого помещения, Вы не приобрели долю земельного участка, на котором расположено данное строение, то действуют следующие положения.

    В случае, если здание (п омещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

    В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

    При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

    Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

    В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

    В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" .Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники жилого дома, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, имеют право и обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность указанный земельный участок.

    Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.

    По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

    Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

    Выкуп или приобретение в аренду земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме, осуществляется на основании совместного обращения всех собственников квартир многоквартирного дома в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением к заявлению предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ документов.

    Приобретение земельного участка (части земельного участка), на котором расположен двухквартирный жилой дом, отдельно в собственность одного из собственников помещений в двухквартирном доме без участия других собственников помещений в данном доме невозможно.

    То есть, если вторая квартира находится в собственности администрации (государства), то Вы не имеете возможности приватизировать данный земельный участок. Однако, если у соседнего жилья имеется собственник (физ. лицо), то Вам следует подавать совместное заявление о приобретении земельного участка в общею долевую собственность.

    Таким образом, Вам следует установить, кто является собственником данного жилья и соответсвенно определить возможности приватизации жилья.

    С уважением Ф. Тамара

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

    Свернуть

    Юрист, г. Киров

    Общаться в чате

    Категорически не согласна с позицией коллеги. Процедура оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом собственниками квартиры не регулируется ст. 29,39 Земельного кодекса. Более того, не применяется ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества". Выкупать или арендовать такой участок не нужно. С момента постановки на кадастровый учет по результатам межевания такой участок БЕСПЛАТНО переходит в общедолевую собственность собственникам жилых помещений.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

    В соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

    Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    При этом Часть 3 статьи 16 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом .

    С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    То есть, если будет установлено, что земельный участок под Вашим домом не сформирован, то Вы имеете право обратиться в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка.

    После того, как будет сформирован земельный участок, ВЫ сможете оформить право собственности на свою долю земельного участка.

    Дополнительно Можете ознакомиться с Ответом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» на аналогичный вопрос

    С ув. Ф. Тамара

    Ответ юриста был полезен?

    То есть, возможно, ваша квартира фактически является частью жилого дома (такой факт может подтвердиться на основе данных, которые содержатся в техническом паспорте вашего жилого дома, где распологаются две квартиры). В этом случае вы можете в судебном порядке признать свою квартиру частью индивидуального жилого дома. Это в дальнейшем позволит вам приобрести в собственность земельный участок и произвести межевание (проще говоря: поделить напополам земельный участок на котором расположен ваш дом, где одну половину вы приобретете в собственность).

    Проблема возможна. Например, исходя из определения квартиры, содержащееся в ст.16 ЖК РФ, делается вывод, что помимо двух квартир в вашем доме, существуют и другие помещения общего пользования (желательно, для изменения статуса жилого помещения,чтобы их не было). Могут, естественно, быть и другие проблемы (вдруг, на ваш дом нет разрешения на строительство, бывают такие случаи, тогда иск дополняется требованиями о признании права собственности на самовольные посторойки, и здесь уже все намного тяжелее).

    Так как дом двухквартирный (мало квартир), возможен такой способ приобрести в собственность земельный участок, на котором распологается измененный объект технического учета. И этот земельный участок уже будет ваш.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Наличие права собственности на жилой дом не всегда означает владение землёй под таким домом. Отсутствие права собственности на землю под домом может привести к затруднениям при продаже или дома, а также к возможному изъятию земли вместе с домом.

    Чтобы этого не допустить, необходимо приватизировать землю под домом.

    Под приватизацией участка под домом подразумевается переход права владения землёй от государственного собственника к владельцу дома. Наличие жилого дома в собственности является основанием для преимущественного права приватизации земли под ним владельцем дома.

    Приватизация может быть платной и бесплатной. Бесплатно приватизировать землю под домом можно в следующих случаях:

    • Если земля была предоставлена администрацией в для строительства дома;
    • При наличии права ;
    • Если земельный надел находится в пожизненном наследуемом владении;
    • Если имеет место фактическая эксплуатация надела более 15 лет.

    Местные власти могут предоставлять землю для строительства бесплатно отдельным категориям населения, определяемым местным законодательством (многодетным семьям, малоимущим, инвалидам и т.д.). После завершения строительства дома и оформления на него права собственности можно приватизировать землю под домом бесплатно.

    В остальных случаях приватизировать участки под домом можно путём их выкупа у государственного собственника за фиксированную долю от их кадастровой стоимости.

    Где приватизировать

    Для получения разрешения на приватизацию нужно обратиться за получением соответствующего разрешения.

    Местом первичного обращения может быть:

    • Местный муниципалитет;
    • Отделение Росимущества.

    В муниципалитет нужно обращаться, если земельный надел под домом находится в муниципальной собственности, а в отделение Росимущества – если земля под домом находится во владении федеральных или региональных властей.

    Определить собственника земельного надела можно, заказав вписку из ЕГРП на сайте по адресу или кадастровому номеру участка.

    Адрес отделений Росимущества для разных регионов страны можно узнать здесь или на сайте, выбрав нужный регион на карте.

    После получения разрешения на приватизацию право собственности на участок подлежит регистрации в отделении Росреестра.

    Необходимые документы

    Перед подачей заявления на приватизацию нужно подготовить следующие документы:

    • Свидетельство о праве собственности на дом;
    • Правоустанавливающие документы на дом;
    • Выписка из реестра прав о собственнике земельного надела;
    • Документ о праве пользования участком.

    В первую очередь заказывается выписка из ЕГРП для определения места обращения. Если границы земельного участка не выделены или не оформлены в кадастровой палате, то необходимо провести межевые работы по установлению таких границ.

    Согласно ст. 12 ФЗ № 93 («дачная амнистия»), межевые работы могут быть проведены за счёт муниципалитета, если приватизируемый земельный участок используется для целей:

    Землепользователям в таких случаях нужно только предоставить схему расположения надела, подлежащего приватизации, относительно соседних наделов, и заверить эту схему в правлении дачного или садового кооператива.

    Документом о праве пользования участком может быть:

    • Свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования;
    • Договор о предоставлении земли в пользование;
    • Договор о предоставление участка в долгосрочную аренду.

    Земля предоставляется в пользование местной администрацией для строительства жилья льготным категориям населения или работникам социально значимых в сельской местности профессий (учителя, врачи и т.д.), поэтому вместе с договором предоставления участка нужно прикладывать документы о праве на льготы или копию договора о трудоустройстве.

    Если вышеуказанные документ на землю отсутствуют, но заявитель пользуется участком в течение последних пятнадцати лет, то он может получить разрешение на приватизацию в суде на основании приобретательной давности, которая возникает на основании ст. 234 ГК РФ и предполагает открытое, добросовестное и непрерывное пользование участком.

    Для доказательства открытого и добросовестного владения землепользователь может предоставить квитанции об уплате коммунальных платежей и членских взносов в дачный кооператив, а также заручиться показаниями свидетелей о непрерывном пользовании участком.

    В зависимости от местного законодательства и категории заявителя могут потребоваться дополнительные документы.

    Порядок действий

    Получение права собственности на участок под домом происходит в следующем порядке:

    • Обращение в муниципалитет или отделение Росимущества;
    • Выдача справки о предварительном согласовании приватизации;
    • Проведение межевых работ и регистрация участка на кадастровой карте местности;
    • Выдача разрешения на приватизацию;
    • Оплата госпошлины и обращение в орган Росреестра;
    • Регистрация права собственности.

    Предварительное согласование приватизации происходит только при отсутствии кадастровых документов на земельный участок. Согласование также не требуется, если оно было осуществлено при предоставлении земли для строительства.

    При наличии кадастровых документов заявитель обращается сразу за разрешением на приватизацию с заявлением.

    В заявлении необходимо указать следующие сведения:

    • ФИО и контактные данные заявителя;
    • Адрес участка;
    • Категорию земли и вид её использования;
    • Наличие обременений на землю;
    • Вид права пользования и номер документа;
    • Перечень расположенных на участке строений, находящихся в собственности;
    • Реквизиты прав собственности на каждое строение.

    Рассмотрение заявления осуществляется в течение месяца.

    По итогам рассмотрения заявителю выдаётся разрешение на приватизацию или отказ в таковом в письменном виде.

    Отказ может быть получен по следующим причинам:

    • Представлении неполного пакета документов;
    • Наличие неточностей в заявлении и/или документах;
    • Заявитель воспользовался правом бесплатной приватизации ранее;
    • Указанный в заявлении земельный надел не подлежит приватизации.

    В первых двух случаях заявителю следует исправить ошибки и подать заявление заново. В случае ранее осуществлённой бесплатной приватизации можно воспользоваться правом выкупа земли за процент от её кадастровой стоимости.

    В органы Росреестра необходимо обратиться для регистрации права собственности на участок под домом со следующими документами:

    • Копия паспорта;
    • Разрешение на приватизацию;
    • Квитанция об оплате госпошлины.

    Заявление на регистрацию можно также подавать в многофункциональный центр или в электронном виде, воспользовавшись специальной формой на сайте Росреестра. Регистрация прав осуществляется в течение 15 дней.

    Стоимость

    Размеры за регистрацию права собственности составляет 350 рублей. Если приватизации подлежит участок, предназначенный для:

    • Дачного строительства,
    • Садоводства, огородничества,
    • ИЖС, ЛПХ,
    • то госпошлина за его регистрацию составит 100 рублей, согласно ст. 6 ФЗ № 93 («дачная амнистия»).

    Если приватизация осуществляется на платной основе, то стоимость выкупа участков, находящихся в федеральной собственности, будет составлять 60% от их кадастровой стоимости.

    Для дачных и садовых участков, а также для участков под ИЖС и ЛПХ, находящихся в региональной или муниципальной собственности выкуп производится за 15% от , и данный процент может быть уменьшен до 1 местным законодательством или обнулён для льготных категорий населения.

    Что делать, если дом приватизирован, а земля – нет

    Приватизация дома является основанием для приватизации земельного участка под ним для возможности полноценно распоряжаться имуществом (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.), так как отчуждение строений невозможно без одновременного отчуждения земли под ними.

    Если землепользователь осуществил приватизацию дома на участке, то ему необходимо обратиться в орган местного самоуправления для получения разрешения на приватизацию земли под домом на основании:

    • Наличия права собственности на дом;
    • Наличия права пользования землёй.

    При наличии права пользования участком в виде бессрочного пользования или наследуемого владения, землепользователь осуществляет приватизацию участка в обычном порядке, описанном выше.

    Подписаться Подписаться на вопрос

    Приватизация земельного участка под многоквартирным домом

    В одном из районов города построили многоэтажный жилой дом. Территорию огородили забором, однако туда вошла и дорога, которая ранее относилась к территории общего пользования.Люди которые пытаются по ней пройти (в основном пожилые поскольку она сокращает путь до аптеки)останавливает охрана. Правомерно ли это?


    Ответ от 10.05.2013 20:35

    О приватизации земли под многоквартирными домами

    Вопрос приватизации участков под многоквартирными домами, а также прилегающей к дому территории беспокоит собственников жилья уже несколько лет. Одни жильцы агитируют соседей за на участок, другие отказываются от этой процедуры, чтобы не платить лишние налоги. В данной статье рассмотрим плюсы и минусы приватизации территории под многоквартирными домами.

    У тех, кто приобретает жильё в новостройках, проблемы с приватизацией не будет существовать. При правильном оформлении документов застройщиком владелец квартиры автоматически становится и совладельцем участка, на котором расположен дом, и территории вокруг него.

    С инициативой приватизации может выступить уполномоченное лицо, избранное на общем собрании жильцов дома, которое потом должно обратиться в соответствующие органы. Для принятия решения о приватизации можно создать товарищество собственников жилья, однако эта мера необязательна. Если управление многоквартирным домом осуществляет компания или его собственники, то для принятия решения о приватизации можно провести собрание собственников. В результате приватизации земля поступит в общую собственность всех жильцов дома. Все аспекты, касающиеся распоряжения землёй, будут решаться владельцами совместно, а прибыль от её использования будет распределяться по долям между жильцами дома.

    Конституционный суд России также разрешил любому из собственников жилья выступить с инициативой приватизации земли под многоэтажным домом и прилежащего участка. Власти обязаны провести приватизацию независимо от того, за или против этого остальные жильцы дома. Приватизация такого типа осуществляется бесплатно. Однако на земельном участке под домом должны быть проведены все землеустроительные работы, сам участок поставлен на кадастровый учёт, а проект границ участка должен быть утверждён органами местного самоуправления.

    Исходя из вышесказанного, процедура приватизации многоквартирного дома должна включать следующие этапы:

    1. Сбор данных о плане многоквартирного дома и прилежащей к нему территории. За данной информацией можно обратиться в органы управления дома или в бюро технической инвентаризации.

    2. Запрос в землеустроительную лицензированную компанию с целью проведения межевания земельных участков.

    4. После рассмотрения заявления органами власти участок должен быть поставлен на кадастровый учёт.

    На проведение приватизации не требуется никаких специальных разрешений органов власти, они должны только оформить земельный участок согласно требованию собственников дома. При проведении приватизации нужно точно установить границы участка. Их определяют органы местного самоуправления при использовании градостроительного регламента, а также ориентируясь на естественные границы участков расположенных рядом домов.

    Преимуществами такой приватизации является право использовать земельный участок для получения прибыли, благоустраивать территорию по своему усмотрению, а также право собственности на землю увеличивает стоимость самого жилья.

    Среди недостатков приватизации участка под многоквартирным домом называют необходимость уплаты налога на землю и расходы на содержание участка.

    Ответ полезен

    Ответ от 11.05.2013 15:38

    Здравствуйте! По сути Вашего вопроса Вас интересует огороженная территория стройки в месте с дорогой. 1. Если это автомобильная дорога общего пользования то она принадлежит Муниципальному поселению и перед тем как ее огородить строительная организация соответственно этот вопрос согласовала с администрацией. 2. Если в Вашем понимании "дорога" это натоптанная тропинка по самому короткому пути к аптеке и проходит по общедомовой территории которая отмежевана собственниками жилых помещений много квартирного жилого дома имеет кадастровый паспорт и находится в их долевой собственности то действия строительная компания при огораживании должна была согласовать именно с владельцами данного земельного участка (участков). Во всех иных случаях (это не авто дорога, не находящиеся в собственности земельные участки (участок) действия строительной компании правомерны. Размер огораживаемой территории определяется самой компанией исходя из требований по ТБ как правило это от 10 до 50 м.

    Ответ полезен

    Ответ от 12.05.2013 18:32

    п.4 ст. 36 Жилищного кодекса земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства о градостроительной деятельности.

    Статья 11.9. Градостроительного кодекса РФ Требования к образуемым и измененным земельным участкам

    1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
    2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
    3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
    4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
    5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
    6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    Однако п. 5 той же 36ой статьи ЖК говорит, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.

    30.06.2014 Юридические вопросы использования земли под многоквартирными домами являются достаточно сложными. Безусловно, это связано с тем фактом, что данная территория может быть только коллективной собственностью всех владельцев объекта.
    Больше всего проблем возникает с землей, прилегающей к многоквартирному дому, которой также могут владеть только все собственники строения.

    Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

    Правовые предпосылки.
    Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
    С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Государственная регистрация не нужна.
    Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания Конституции РФ с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

    На что имеет право местное самоуправление.
    Однако, исходя из конституционной презумпции равенства граждан РФ, закон не может ставить лиц, находящихся в одинаковых условиях, в разное правовое положение. Следовательно, не может быть нарушено общее положение гражданского законодательства, что для приобретения права собственности, пусть и долевого, необходимо принятие в первую очередь решения самим будущим собственником, а предоставление земельного участка под многоквартирным домом это обязанность, но никак не право органа местного самоуправления.
    В силу части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
    Таким образом, действия органа местного самоуправления, направленные на отказ от формирования границ в рамках площади необходимой и достаточной для обслуживания и управления многоквартирными домами, в границах, утвержденных решением общего собрания собственников помещений, можно считать незаконным и необоснованным.
    Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.
    Плюсы и минусы наглядно.
    Если систематизировать плюсы и минусы для собственников помещений в многоквартирных домах (МД), то выглядеть это будет следующим образом:
    ПЛЮСЫ МИНУСЫ
    1) Дополнительные гарантии:
    1.1. Без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории принадлежащей собственникам МД;
    1.2. Без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;
    1.3. Невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно. 1) Собственники земельного участка (его доли), обязаны ежегодно платить земельный налог (он рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка). Кадастровая стоимость земли, на настоящий момент, весьма приближается к рыночной.
    2) Дополнительная возможная прибыль. Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения. 2) Собственники обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка. Следовательно, обязанность по содержанию, ремонту, уборке дорог, элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.п.) несет собственник, а, значит, к нему могут быть применены меры ответственности. Собственник (его домоуправляющая компания) могут быть оштрафован за неубранный снег, за невывезенный мусор и т.д.
    3) Удобство использования. Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, ограждений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МД. 3) В качестве минуса также следует указать и увеличение стоимости квадратного метра помещений, поскольку это сужает для собственников круг покупателей и арендаторов, равно как и увеличение расходов на содержание общего имущества МД.
    Отрицательные плюсы.
    Как мы видим, количество плюсов перевешивает количество минусов, однако же, на второй взгляд явные плюсы могут стать отрицательными. Собственники помещений в многоквартирном доме в Нижнем Новгороде недолго радовались, когда на публичных слушаниях по поводу формирования границ земельного участка их представителям предоставили проект границ под их МД площадью около 7000 м.кв. Причем две трети сформированного земельного участка занимали общегородские инженерные коммуникации и внутриквартальные дороги. Для того, чтобы понять глубину проблемы, необходимо вспомнить, что согласно приказа Министерства коммунального хозяйства РФ №197 от 17.08.1992г. в пределах территории охранных зон тепловых сетей запрещается проведение строительства, капитального ремонта, реконструкции, земляных работ (планировка грунта, посадка деревьев и кустарников), работ связанных с разбиванием грунта и дорожных покрытий и т.д. На настоящий момент обязанность по содержанию придомовых территорий, дорог и проездов, ремонту тротуаров, парковочных «карманов», детских и спортивных площадок, озеленение и благоустройство дворовых территорий, уборку снега и наледи в зимнее время, листвы осенью, по наружному освещению и т.д. на земельных участках, находящихся не в собственности граждан, возложена на соответствующие городские службы.
    Таким образом, приняв земельный участок в границах, сформированных городом, собственники помещений многоквартирного дома, получили бы на самом деле огромную территорию, не пригодную для нужд собственников, невозможную к использованию для обеспечения деятельности домоуправляющей организации (ТСЖ в данном случае) и получения собственниками финансовой и иной выгоды, поскольку какие – либо объекты на охранных зонах инженерных коммуникаций возводить нельзя, благоустройство, детские площадки или парковки делать не целесообразно (как все мы знаем, сети имеют тенденцию к нарушению своей целостности). Тогда как расходы по содержанию общего имущества собственников возросли бы существенно, а именно: налог на землю, затраты на содержание, в т.ч. затраты на содержание внутриквартальных проездов, которыми пользуются далеко не только собственники данного многоквартирного дома.
    Собственники помещений данного многоквартирного дома уполномочили председателя ТСЖ на обращение в суд и найм квалифицированного юридического представителя. Совместно с ТСЖ мы обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением по оспариванию действий Администрации города Нижнего Новгорода по утверждению проекта границ земельного участка под домом и обязании органа местного самоуправления утвердить иные границы, устраивающие собственников. Арбитражный суд встал на сторону собственников помещений данного многоквартирного дома и принял решение в их пользу, апелляционная инстанция поддержала выводы Арбитражного суда Нижегородской области.

    Еще ложка догтя.
    Возвращаясь к вопросу о плюсах, которые совсем и не плюсы. В качестве аргумента для скорейшего оформления в собственность земли некоторые жители приводят такой - возможность строительства полезных и нужных для граждан объектов на придомовой территории.
    Но здесь необходимо знать и помнить, что любая территория в городе имеет свое назначение и на участке под многоквартирным домом ларек, торгующий алкогольной продукцией, например, построить никто не разрешит. Возможности использования придомовых территорий очень ограничены. Это обусловливается многими факторами: скученностью застройки жилых домов, градостроительными ограничениями, нормативно-техническими требованиями, и т.д. Помимо этого в качестве плюса оформления земли в собственность некоторые считают увеличение рыночной стоимости жилья после оформления общедолевой собственности на землю. На самом деле это не так. Сама по себе доля в земельном участке под многоквартирным домом существует лишь гипотетически: ее реально нельзя продать, подарить, получить под него кредит. Земельный участок неотторгаем от жилого дома, т.е. лишен самостоятельной оборотоспособности. Как неотторгаема и часть общедомовой собственности, которой владеет собственник, - кусочек лестничной площадки или квадратный дециметр чердака.

    Подводим итоги.
    Подводя итог рассуждениям о полезности или вредности приватизации придомовой территории, следует помнить об одном весьма существенном обстоятельстве: передача земельных участков в собственность под многоквартирными домами, в первую очередь, снизит финансовую нагрузку органа местного самоуправления, а соответственно, органам власти сейчас очень выгодно «повесить» расходы на содержание домовых территорий на граждан. Даже приблизительный подсчет показывает, что ежемесячные платежи собственников могут вырасти в среднем на 150-400 рублей. По опыту других стран можно сказать, что быть землевладельцем и собственником недвижимости очень накладно. Такие налоги могут составлять от 6–7 до 15–25% от вашего совокупного годового дохода. Это очень большой минус, поскольку тенденции показывают стремление нашей страны к повторению зарубежного опыта в т.ч. и в части увеличения налогового бремени.