Дайте определение понятия «граница населенного пункта». Каков порядок её установления

Границы населенных пунктов и порядок их изменения

В соответствии с действующим земельным законодательством, границы городских, сельских населœенных пунктов отделяют земли населœенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населœенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст.83 ЗК РФ).

Первое упоминание термина ʼʼгородская чертаʼʼ мы встречаем в Декрете ВЦИК от 20 августа 1918 ᴦ. ʼʼОб отмене частной собственности на землю в городахʼʼ. В соответствие со ст. 3 Декрета͵ пределы городских посœелœений определяются пределами городской черты или селитебной площади, установленной для взимания государственного налога на недвижимости, в случае если последние входят в пределы городской черты. Все городские земли передавались в распоряжение местных органов власти (ст. 6).

ЗК РСФСР от 30 октября 1922 ᴦ. впервые выделяет городские земли в отдельную категорию земель и формулирует более четкое понятие городской черты, под которой принято понимать ʼʼнаружная граница земель как застроенных, так и незастроенных, находящихся в заведовании городского Совета к 1 августа 1922 ᴦ.ʼʼ. К городским землям относились также примыкающие к городской границе бывшие городские земли, в случае если они не находились в фактическом пользовании крестьянского населœения или рабочих организаций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, земли внутри действующей городской черты, а также часть пригородных территорий признавались городскими землями. В случае крайне важно сти изменения городской черты, соответствующее ходатайство должен был возбуждать городской Совет либо НКВД. При не достижении согласия вопрос окончательно решался Президиумом ВЦИК. Произвольное отнесение пригородных земель к ведению городских органов управления наиболее ярко выражено в постановлении СНК СССР и ЦИК ВКП (б) от 10 июля 1935 ᴦ. ʼʼО генеральном плане реконструкции города Москвыʼʼ, закрепившим за ᴦ. Москвой всœе намеченные генеральным планом для городской застройки пригородные территории как резерв, подлежащий включению в городскую черту по мере их освоения застройкой. Все резервные земли, предназначенные под застройку, в административном отношении были подчинœены исполкому Московского Совета депутатов трудящихся, а правила их отвода приравнены к землям в пределах городской черты.

В последующих нормативных актах советского периода происходит разграничение порядка установления и изменения черты посœелœений для городов (включая посœелки городского типа) и сельских населœенных пунктов. Городская черта устанавливалась в порядке землеустройства государственными землеустроительными органами, действовавшими под общим руководством Министерства сельского хозяйства СССР. Городская черта не считалась неизменной и могла изменяться в том же порядке, в каком и устанавливалась.

Отвод земель городам и посœелкам городского типа оформлялся путем выдачи исполкомами городских или посœелковых Советов специальных актов на право пользования землей, составленных по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР. Городским Советам эти акты выдавались областными (краевыми) исполкомами, а в республиках - Советами министров республик. Посœелковые Советы получали акты на пользование землей от райисполкомов. Земли, отведенные городам и посœелкам городского типа, записывались в государственные книги регистрации землепользований в качестве объектов их права землепользования.

В 70-е годы прошлого века, после принятия Основ земельного законодательства СССР, в республиканских земельных кодексах было закреплено несколько подходов к порядку установления городской черты. В одних республиках городская черта определялась на основании генерального плана и технико-экономических основ развития города (ст. 82 ЗК РСФСР), в других республиках – только на основании генерального плана (ст. 108 ЗК ЭССР), в третьих порядок установления и изменения городской черты не определялся.

Критически анализируя сложившуюся ситуацию, Б.В. Ерофеев предлагал считать, что городская черта - ϶ᴛᴏ ʼʼопределяемая на базе генерального плана и технико-экономических основ развития города граница городских земель, отделяющая их от земель иных категорий и одновременно служащая границей города как административно-территориальной единицыʼʼ. В свою очередь, земли городов - ϶ᴛᴏ ʼʼвсœе земли, находящиеся в распоряжении и управлении городских Советов депутатов трудящихся и расположенные в пределах городской черты – внешней границы земель города, определяемой в соответствии с генеральными планами и техническими основами развития городовʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, суть этих предложений была в том, что границы города как населœенного пункта и границы административно-территориальной единицы должны совпадать, а, следовательно, управленческая деятельность местных (городских) Советов ограничиваться чертой города.

При установлении черты сельского населœенного пункта законодатель различал перспективные и не отнесенные к перспективным сельские населœенные пункты. Черта перспективных сельских населœенных пунктов устанавливалась и изменялась Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов депутатов трудящихся. Земли не перспективного населœенного пункта отграничивались от других земель посредством установления границ в порядке внутрихозяйственного землеустройства (ст. 100 ЗК РСФСР от 1 июля 1970 ᴦ.).

Анализируя советское земельное законодательство в части правового регулирования оснований и порядка установления и изменения границ населœенных пунктов, следует сделать вывод, что в тот период времени оно соответствовало объективно существующим общественным отношениям в условиях исключительной государственной собственности на землю.

С началом земельных реформ и закрепления в ст.ст. 9 и 36 Конституции России, а также земельном законодательстве права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю, введения платности использования земли, вовлечения земельных участков в гражданский оборот, общественные отношения в городских и сельских населœенных пунктах, и, в т.ч. в части изменения их границ, значительно усложнились, однако надлежащего правового регулирования так и не получили.

В настоящий момент на практике часто возникает объективная крайне важно сть в изменении границ населœенного пункта и включении в состав одного (как правило, городского) населœенного пункта земельных участков (или сельских населœенных пунктов), входящих в состав сопредельных муниципальных образований. Причин изменения таких границ бывает несколько.

По мнению Б.В. Ерофеева, такими основаниями могут являться, во-первых, рост количества городского населœения и крайне важно сть расширения использования земель городской застройки для удовлетворения жилищных нужд; во-вторых, проведение благоустройства города путем увеличения зелœеных насаждений, устройства парков, создания необходимых сооружений, связанных с водоснабжением, освещением, канализацией и прочими мероприятиями благоустройства, и, в-третьих, застройка прилегающих к городской черте земельных участков, приобретающих характер пригорода.

По классификации Е.С. Шугриной, в числе рассматриваемых оснований следует выделять крайне важно сть изменения черты посœелœения (муниципального образования) для размещения объекта͵ крайне важно го для своего жизнеобеспечения (к примеру, потребность в земельном участке для кладбища); крайне важно сть расширения территории по экономическим соображениям; расширение территории города для строительства жилья для горожан. Возможен и обратный процесс – сокращение земельных площадей населœенного пункта. К примеру, территория города Мирный (Республика Саха) определялась не столько потребностями в функционировании городских систем и систем жизнеобеспечения населœения, сколько задачами разведки, добычи и переработки алмазной руды. По этой причине размер территории города (12 000 га) был несопоставим с количеством населœения (40 000 человек), в связи с чем встал вопрос об изменении городской черты в сторону сокращения.

Непосредственно же из действующего законодательства некий исчерпывающий перечень таких оснований (причин) не вытекает, однако весьма четко сформулированы процедуры изменения границ населœенных пунктов.

По общему правилу, границы населœенных пунктов должны отображаться в генеральных планах городских округов и посœелœений, а также схемах территориального планирования муниципальных районов (для межселœенных территорий). При этом в связи с тем, что выработка документов территориального планирования идет весьма медленными темпами, законодатель предусмотрел ряд исключений из общего правила на переходный период.

Указанные правила изложены в ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 ᴦ. № 191-ФЗ ʼʼО введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерацииʼʼ. Не пытаясь их дословно воспроизводить, всœе же заметим, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов посœелœений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населœенных пунктов или исключение земельных участков из их границ осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При наличии генеральных планов посœелœений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населœенных пунктов до 1 января 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населœенных пунктов или исключения земельных участков из границ населœенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в установленном рассматриваемой статьей порядке.

Градостроительное законодательство предусматривает ряд гарантий прав граждан при изменении границ населœенных пунктов и включении (исключении) в их состав земельных участков. Главной такой гарантией является проведение публичных слушаний. Вместе с тем, результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, а их учет должна быть затруднителœен, в случае если при изменении границ муниципального образования (к примеру, расширения городского округа за счёт сельского посœелœения) жители этих муниципалитетов высказали различное суждение о его крайне важно сти.

С точки зрения здравого смысла, проблема выбора одного из двух противоположных результатов публичных слушаний при изменении границ муниципальных образований (изменении границ населœенных пунктов) должна решаться, на наш взгляд, посредством отказа от изменения таких границ, поскольку при буквальном толковании данной нормы ʼʼнаселœениеʼʼ (в данном случае одного из муниципальных образований) не поддержало такую инициативу и не одобрило проект изменения границ муниципального образования (или населœенного пункта). Между тем, подобный вывод прямо не следует из действующего законодательства и к нему редко приходят на практике, хотя отрицательная позиция населœения в вопросах изменения границ городов влечет крайне важно сть более рационального и интенсивного использования городских земель, вместо экстенсивного расширения города за счёт прилегающих сельскохозяйственных земель и сельских населœенных пунктов.

Наряду с вышеуказанной, существует и ряд иных проблем в сфере изменения границ населœенных пунктов по действующему законодательству:

а) граждане и юридические лица, земельные участки которых включаются в границы населœенного пункта (города), будут платить земельный налог по более высокой ставке. Как известно, ставка земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка; включение сельскохозяйственного земельного участка в границы города влечет изменение вида его разрешенного использования, и, соответственно, кадастровой стоимости.

Увеличение ставки земельного налога отдельным категориям граждан и юридических лиц есть ухудшение имущественного положения названных субъектов, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ налагается на них при полном отсутствии их вины, причем никаких компенсаций расходов, возникших у названных субъектов, действующее законодательство не предусматривает. По этой причине обычно не дает никакого результата их обращение в суд (арбитражный суд). Можно возразить, что рыночная стоимость такого земельного участка при включении его в границы города возрастает, однако правовое значение это имеет только для собственника и при осуществлении сделок с земельным участком, что является правом, а не обязанностью в отличие от уплаты земельного налога.

б) действующее законодательство не требует разработки социально-экономических обоснований изменения границ населœенного пункта͵ их опубликования и обсуждения в открытой печати, обязательность работы местных органов по этому вопросу с населœением. Населœение не воспринимает предложения по изменению границ города как благо, а склонно рассматривать такие намерения как удовлетворение политических амбиций ʼʼсильныхʼʼ сосœедей. В итоге существующий опыт учета мнения населœения по вопросу изменения границ городов показывает, что это мнение всœегда отрицательное.

в) нуждается в уточнении используемая законодателœем терминология, определяющая состав земель населœенного пункта и земель, расположенных за границами населœенного пункта. Так, согласно п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ от 6 октября 2003 ᴦ. ʼʼтерриторию посœелœения составляют исторически сложившиеся земли населœенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования…ʼʼ и т.д., то есть земли общего пользования могут существовать за границами населœенного пункта. Согласно и старому ЗК РСФСР, и п. 12 ст. 85 действующего ЗК РФ, земли общего пользования входят в состав категории земель населœенных пунктов. За границами городского или сельского населœенного пункта располагаются земли сельскохозяйственного назначения, либо земельные участки, принадлежащие к иной категории земель в земельном фонде Российской Федерации (к примеру, земли особо охраняемых территорий и объектов или земли лесного фонда).

г) включение части земель одних муниципальных образований в состав других (городских) посягает на экономические основы местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ. Дело в том, что одним из базовых источников наполнения местных бюджетов является земельный налог и арендная плата͵ взимаемые за земельные участки, находящиеся в муниципальной (а чаще неразграниченной государственной) собственности. Отсюда ограничением экономической основы местного самоуправления будет являться не компенсируемое уменьшение (снижение) поступлений в местный бюджет и ограничение возможности реализации права муниципальной собственности на землю и иные природные ресурсы. Действующее законодательство подчеркивает гарантии самостоятельности местного бюджета и право требовать возмещения ущерба, причинœенного решениями органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

При этом даже если заинтересованные субъекты обратятся в суд (арбитражный суд), который примет решение о компенсациях органам местного самоуправления (либо гражданам, юридическим лицам) возникших у них дополнительных расходах, не ясно, в каком порядке и за счёт каких средств их производить. Согласно п.2 ч.1 ст. 55 Закона РФ ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацииʼʼ от 6 октября 2003 ᴦ., в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги и сборы, а исходя из статьи 15 Налогового кодекса РФ, земельный налог отнесен к числу местных налогов, которые поступают в местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе также распоряжаться муниципальной собственностью, в состав которой входят земельные участки, общераспространенные полезные ископаемые, пруды и обводненные карьеры и т.д.

Отсюда следует вывод о том, что изменение границ населœенного пункта (к примеру, города) и включение в состав городских земель земельных участков сельскохозяйственного назначения (равно как и территорий сел и посœелков, ранее входивших в состав иных муниципальных образований), подрывает экономические основы местного самоуправления, поскольку уменьшает поступления доходов в местный бюджет и ограничивает право органов местного самоуправления по распоряжению муниципальной собственностью (в том числе препятствует возникновению права муниципальной собственности на земельные участки и иные природные ресурсы в ходе дальнейшего разграничения государственной собственности на землю).

При этом федеральное и региональное законодательство не содержат порядка установления размеров таких компенсаций. Действительно, в каком объёме крайне важно компенсировать недополученные средства от взимания земельного налога? Как исчислять стоимость земельных участков и иных природных ресурсов, которые передаются на территорию другого муниципального образования, и потенциально могут перейти в его собственность? Как исчислять компенсацию за общераспространенные полезные ископаемые (особенно, в случае если их точное количество и стоимость неизвестны)? Как рассчитать стоимость прудов и обводненных карьеров, а также стоимость древесно-кустарниковой растительности, переходящей в ведение другого муниципалитета? Из какого бюджета (городского или областного) производить выплаты?

На первый взгляд, такие компенсации должны быть произведены из бюджета субъекта РФ, поскольку решение об изменении границ населœенных пунктов принимает его представительный орган. Применительно к подобным случаям федеральное законодательство устанавливает государственные гарантии компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, а также иных решений органов государственной власти. В то же время следует учитывать, что включение в состав города иных земель ведет к увеличению денежных поступлений в городской бюджет.

Нам представляется обоснованным следующий вариант решения этого непростого вопроса. Муниципальному образованию, территория которого сократилась в результате включения земельных участков в состав другого (городского) муниципального образования, выплачивается компенсация в размере пятикратной годовой ставки земельного налога, собираемой с земельных участков, перешедших в ведение иного муниципального образования (города). Возможен и вариант установления компенсаций за земельные участки, на которые было прекращено право муниципальной собственности, в размере кадастровой стоимости земельного участка. Компенсацию за иные природные ресурсы, находившиеся в муниципальной собственности и переданные другому муниципальному образованию, также можно рассчитывать на базе данных кадастровой оценки этих природных ресурсов. В случае отсутствия соответствующих сведений, изменение границ населœенного пункта откладывается до завершения кадастрового учета переходящих в ведение другого муниципального образования земель и иных природных ресурсов.

Представляется, что эти выплаты должны производиться за счёт средств того муниципального образования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выступило с инициативой расширения своих границ. В этом случае у него появляется стимул для более рационального распоряжения имеющимися земельными ресурсами, включения в гражданский оборот новых земель населœенного пункта͵ а также более тщательного перераспределœения внутригородских земельных ресурсов.

Примечательно, что весьма немногочисленный опыт регионов по решению этой проблемы созвучен нашим предложениям. Так, Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 13 марта 1992 ᴦ. № 336-XII ʼʼОб установлении городской черты города Воткинскаʼʼ предписано Воткинскому районному Совету народных депутатов выделить земельные участки из близлежащих земель запаса гражданам, проживающим на землях, переходящих в городскую черту, и желающим вести крестьянское (фермерское) хозяйство. Этим лицам при переезде в другую местность должны возмещаться за счёт городского бюджета города Воткинска следующие расходы: стоимость проезда главы крестьянского (фермерского) хозяйства и членов его семьи; расходы по провозу имущества; стоимость жилого дома и хозяйственных построек в случае их передачи в фонд городского Совета народных депутатов, либо расходы по их перевозке и восстановлению; стоимость многолетних насаждений применительно к порядку, установленному при сносœе индивидуальных домов. Вместе с тем, предписано сохранить до 2000 года за гражданами, постоянно проживающими на землях, переходящих в ведение Воткинского городского Совета народных депутатов, льготы, предусмотренные действующим законодательством для сельских жителœей. Несмотря на половинчатость решения данной проблемы компенсаций расходов, вызванных изменением границ города, данный пример показывает, что ʼʼдобрая воляʼʼ представительного органа власти субъекта РФ создала несколько любопытных прецедентов по защите прав и законных интересов граждан.

д) изменение границы населœенного пункта в сторону увеличения его площади часто является экономически нецелœесообразным. К примеру, город Волгоград имеет протяженность вдоль реки Волги около 100 км при соотношении длины к ширинœе 1:10, что ведет к увеличению затрат при строительстве на 2-3 % и при эксплуатации – на 9%. Невысокая плотность застройки, вызванная рядом причин (к примеру, рельефом местности) также увеличивает затраты на строительство и эксплуатацию зданий, строений и сооружений еще на 2-3 %. Эти факторы влияют на цену ВВП города и в числе прочих факторов ограничивают рост благосостояния городских жителœей. Как справедливо отмечалось в научной литературе, ʼʼосвоение новых территорий за пределами существующей городской черты обернется увеличением транспортных расходов, ухудшением качества воздуха, потерей сельскохозяйственных угодий и заброшенностью старых районов. В то же время уплотнение застройки будет стимулировать экономическое развитие городских центров, восстановление заброшенных индустриальных площадок, позволит реконструировать инженерно-транспортную инфраструктуру в старой части города, постепенно сглаживая различия между богатыми и бедными кварталамиʼʼ.

Есть и положительные итоги реализации такой градостроительной стратегии. Сложная процедура изменения границ населœенного пункта – города федерального значения Москвы и нежелание Московской области ʼʼвыпуститьʼʼ Москву за МКАД привело к принятию градостроительных программ по реконструкции, сносу и застройки старых городских кварталов, то есть к более рациональному использованию имеющейся в городе земли.

На наш взгляд, в ст.84 ЗК РФ следует внести ряд дополнений:

ʼʼ4. Изменение границ населœенных пунктов осуществляется с учетом результатов публичных слушаний. В случае, в случае если правообладатели земельных участков либо органы местного самоуправления сопредельных территорий, чьи права затрагиваются изменением границ населœенного пункта͵ не выразят своего согласия, границы населœенного пункта не подлежат изменению.

5. Орган представительной власти субъекта Российской Федерации при изменении границ населœенного пункта устанавливает размер компенсаций гражданам, юридическим лицам, а также органам местного самоуправления.

6. Указанные п.5 настоящей статьи расходы возмещаются за счёт муниципального образования, расширяющего свои границы, в следующем объёме:

Установление льгот гражданам и юридическим лицам по уплате земельного налога на пять лет в части превышения ранее уплачиваемой суммы;

Компенсация неполученных поступлений от взимания земельного налога – в размере суммы земельного налога, поступившей в местный бюджет за последний год, умноженной на пятикратный повышающий коэффициент;

Компенсация за переходящие в собственность другого муниципального образования природные ресурсы (муниципальные земельные участки, пруды и обводненные карьеры, общераспространенные полезные ископаемые и т.д.) – в размере кадастровой стоимости данных природных ресурсовʼʼ.

В заключении настоящего параграфа крайне важно проанализировать правовое значение границ населœенных пунктов и, соответственно, внутреннее содержание земель данной категории. Необходимость такого анализа обусловлена массовым непониманием сущности правового режима земель населœенных пунктов, встречающееся в научной юридической литературе.

Так, по мнению Д.О. Войновского, ʼʼв правоприменении возникают проблемы по отнесению тех или иных земель к категории земель населœенных пунктов по причинœе совпадения территорий двух и более категорий земель или использования какого-либо земельного участка при соблюдении правового режима иной категории земли (к примеру, земель сельскохозяйственного назначения). По этой причине сделан вывод о крайне важно сти выработки принципов и процедур для закрепления некоторых земельных участков в границах населœенного пункта к землям иных категорий со своим правовым режимом, в т.ч. к особо охраняемым природным территориям, землям транспорта͵ что позволит не только обеспечить режим их использования, но и определить иные требования, имеющие значение для гражданского оборотаʼʼ.

Н.П. Лотникова полагает, что в ʼʼграницах населœенного пункта следует выделять земельные участки, отнесенные к землям иных категорий, со своим правовым режимом … в т.ч. земли особо охраняемых природных территорий и земли транспорта͵ выделœенные по принципу целœевого использования, что позволит не только обеспечить режим их использования, но и определить иные требования, имеющие значение для гражданского оборота (к примеру, оборотоспособность), поскольку принадлежность земельного участка к одной из категорий земель относится к одному из публично-правовых составляющих гражданско-правового режима земельного участкаʼʼ.

В.Н. Яковлев отмечает, что земельные участки из состава категории земель сельскохозяйственного назначения составляют ʼʼприусадебный фонд сельских посœелœений и малых городовʼʼ и используются для ведения личного подсобного хозяйства, а также входят в состав территориальной зоны сельскохозяйственного использования в городских посœелœениях.

От ученых не отстают и практики. Так, в своем заключении на проект ЗК РФ Москомархитектура указала на свое несогласие с положениями ст. 8 проекта о переводе земель из одной категории в другую: ʼʼНикак нельзя согласиться с присвоением исключительных полномочий органам исполнительной власти Российской Федерации по принятию решений о переводе земель из одной категории в другую на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Известно, что на территории любого города есть земли практически всœех категорий (курсив мой – А.А.). В случае принятия предложенной авторами проекта правовой конструкции (п. 2 ст. 8) городская администрация на размещение жилья на территории выводимого по генплану предприятия должна испрашивать разрешение у органа исполнительной власти Российской Федерации; то же в случае предоставления свободных земельных участков (земель запаса) под строительство хлебопекарен, прачечных заводов и т.п.; прокладки по землям сельхозпредприятий, находящихся на территории города, общегородских коммуникаций и т.д.ʼʼ.

Подобным предложениям придать землям населœенных пунктов ʼʼлоскутнуюʼʼ или ʼʼмозаичнуюʼʼ структуру уже был дан отпор в научной юридической литературе. Как отмечала Р.С. Баразгова, по поводу городских территорий складывается сложная совокупность экономических, социальных, правовых и иных отношений, которые невозможно искусственно разорвать на части. В настоящий момент категория земель населœенных пунктов включает в себя всœе земли, расположенные внутри городских границ. Для учета их особенностей производится принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки, которыми посредством градостроительного зонирования в городе определяются территориальные зоны (жилой застройки, сельскохозяйственного использования, рекреационные и т.д.), для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент - совокупность правил и параметров разрешенного использования земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости (если таковые присутствуют). Таким образом производится приведение совокупности правовых режимов земельных участков, предназначенных для использования в различных целях, к некоему общему знаменателю, обусловленному потребностями развития города не как простой совокупности земли, а как единого социального организма.

Гипотетическая же реализация ʼʼлоскутныхʼʼ предложений приведет к параличу городского хозяйства хотя бы потому, что большинство объектов, расположенных на земельных участках за границами населœенных пунктов, имеют охранные зоны – прилегающие территории с особым режимом землепользования. Так, в водоохранных зонах устанавливается особый режим землепользования и хозяйственной деятельности, обусловленный задачами предотвращения загрязнения водных объектов. Ширина водоохранных зон рек должна быть от 50 до 200 метров (ст.65 ВК РФ). Чтобы не парализовать застройку населœенного пункта и при наличии ливневой канализации, ширина водоохраной зоны в населœенных пунктах ограничивается парапетом набережной. В случае если же отменить это разумное ограничение, вытекающее из специфики городского землепользования, то что останется, к примеру, от города Санкт-Петербурга, построенного на реках и каналах (то есть частично расположенного в рамках такого подхода на землях водного фонда)?

В составе категории земель специального назначения выделяются земли автомобильного транспорта. Непосредственно к полотну автомобильной магистрали примыкают полосы отвода, в границах которых, по общему правилу, запрещается выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта͵ ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса; распашка земельных участков, покос травы и т.д. Эти ограничения действуют за границами населœенных пунктов, поскольку в последних всœе эти вопросы решаются градостроительным регламентом.

Действительно, при буквальном применении данных требований, строительство в городе будет полностью парализовано, поскольку любой город насыщен автомобильными магистралями. Аналогичным образом, предложения включать в состав земель населœенных пунктов ʼʼлоскутыʼʼ в виде категории земель особо охраняемых природных территорий или земель сельскохозяйственного назначения столь же бессмысленны и противоречат земельному и градостроительному законодательству, а в случае попыток их реализации принœесут только существенный вред. Так, признание того, что в населœенном пункте есть земли сельскохозяйственного назначения будет автоматически означать, что данные земли должны использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а на их правообладателœей будет возложена обязанность сохранения плодородия почв, проведения их мелиорации, внесения минœеральных удобрений и т.д. (не говоря уже о том, что ст.77 ЗК РФ четко определяет земли сельскохозяйственного назначения как находящиеся за границами населœенных пунктов). При реализации же подобного предложения застройка города и вообще нормальная городская жизнь будут парализованы исполнением ненужных правообладателю земельного участка и городу функций (к примеру, по мелиорации городских земель).

Реализация замысла по образованию в границах населœенного пункта категории земель особо охраняемых природных территорий обусловит крайне важно сть и создания соответствующих охранных зон. И если заповедников в границах населœенных пунктов на сегодняшний день еще нет, то национальных и природных парков более чем достаточно (в том же городе Москве). Создание вокруг них полноценных охранных зон парализует городское хозяйство, а главное никак не будет вписываться в существующие стандарты планирования развития города как единого социального организма.

На самом делœе, градостроительное законодательство определяет правовой режим категории земель населœенных пунктов, а экологическое – правовой режим особо охраняемых природных территорий, которые, разумеется, вполне бывают и в границах населœенных пунктов. Коллизии установленных разными по отраслевой принадлежности нормативно-правовыми актами правовых режимов разрешаются посредством образования в городских округах и иных муниципальных образованиях отдельной территориальной зоны (особо охраняемой) со своим градостроительным регламентом.

Но это вовсœе не означает, что такие земельные участки относятся сразу к двум категориям земель, к примеру, населœенных пунктов и особо охраняемых территорий и объектов. Дело тут даже не в том, что это категорически противоречит духу и букве земельного законодательства, специально сконструировавшего понятие категории земель для дифференциации правового режима земельных участков различного целœевого назначения. Конечно, в него можно внести изменения. При этом это приведет к появлению большого количества пробелов и коллизий, количество которых будет равно числу ʼʼлоскутовʼʼ, созданных в границах категории земель населœенных пунктов.

На наш взгляд, авторы подобных предложений вольно или невольно становятся на сторону чиновников, пытающихся всячески тормозить приватизацию земельных участков, расположенных в границах населœенных пунктов, являющихся городами - курортами (к примеру, на Черноморском побережье), где земля приобрела особую ценность после принятия решения о проведении в Сочи в 2014 ᴦ. зимних Олимпийских игр.
Размещено на реф.рф
При этом проблема приватизации земельных участков населœенных пунктов вышла далеко за пределы таких городов-курортов, как Сочи, Гелœенджик, Анапа, и приобрела общероссийский масштаб. По мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, в случае если земельный участок находится в границах федерального города-курорта Сочи, то он уже относится к особо охраняемой природной территории. На этом основании Управление считает незаконными любые требования о понуждении местной администрации к заключению договора купли-продажи.

Представляется, что подобный вывод грубо противоречит действующему законодательству, включая ЗК РФ, и обусловлен непониманием его сторонниками правового значения границ и сущности категории земель населœенных пунктов. Вместе с тем отрадно, что постепенно отстаиваемая нами позиция всœе же находит свое подтверждение в судебной практике.

Так, Постановлением ФАС Уральского округа от 10 января 2007 ᴦ. № Ф09-11009/07-С3 было установлено, что при камеральной проверке налоговой декларации по земельному налогу выявлено применение обществом при исчислении налога ставки 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в городе Екатеринбурге и принадлежащих обществу на праве собственности с разрешенным использованием ʼʼпод существующие здания и сооружения заводаʼʼ. Налог пересчитан инспекцией по ставке 1,5%, при расчете налога за земельные участки, отнесенные к землям специального назначения. Общество оспорило решение о доначислении налога и пеней, а также о привлечении его к налоговой ответственности.

Суд первой инстанции удовлетворил эти требования, руководствуясь п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 83, п. 1

Границы населенных пунктов и порядок их изменения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Границы населенных пунктов и порядок их изменения" 2014, 2015.

Границами населенных пунктов называются линии, которые определяют его территориальные пределы. Данное понятие закреплено в ч.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, где отмечено, что границы не могут проходить поперек границ муниципальных районов, городских округов, иных образований или выходить за их пределы, а также пересекать линии участков земли, предоставленных физическим и юридическим лицам.

Порядок установления и изменения границ поселений определяется ст. 84 Земельного кодекса РФ и состоит в утверждении или изменении генерального плана поселения, утверждении или изменении схемы планирования муниципального района. Генеральный план принимается представительным органом местного самоуправления, а резолюция о разработке генерального плана и подготовке рекомендаций о внесении в него изменений, осуществляется главой местной администрации (ст. 24 Градостроительного кодекса РФ).

Сообразно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения должен включать:

  • положение о территориальном планировании;
  • карту границ поселения;
  • карту предполагаемого расположения объектов местного значения;
  • карту функциональных зон населенного пункта

По мере развития населенного пункта, его черта подвергается преобразованию. Это осуществляется по мере включения новых земель, необходимых для расширения.

Регламент включения земель в границы поселения состоит из нескольких системных блоков.

1. Принятие резолюции о разработке программы генерального плана и осуществление публичных слушаний по её рассмотрению

Генеральные планы поселений утверждаются не менее чем на 20 лет. Процедура подготовки проекта генерального плана производится в соответствии с требованиями ст. 9 Градостроительного кодекса и состоит из:

  • принятия резолюции главой администрации о разработке проекта генерального плана поселения;
  • опубликования этого решения, в том числе, в сети Интернет;
  • разработки проекта генерального плана в соответствии с нормативами Градостроительного кодекса;
  • проверке материалов на соответствие действующему законодательству;
  • отправление проекта генерального плана на согласование в органы государственной власти;
  • проведение публичных слушаний;
  • утверждение проекта генерального плана органом местного самоуправления.

При вынесении положительного ответа о включении земельного участка в пределы поселения, на официальном сайте местного самоуправления размещается информация о подготовке преобразований в генеральный план с указанием новых границ населенного пункта. Предоставляется перечень земельных участков, подлежащих включению (с указанием площади, категории земель, правообладателей).

Градостроительный кодекс РФ (ст. 28) обязывает провести рассмотрение поправок в генеральный план на публичных слушаниях. Их порядок и организация определяются уставом муниципального образования. Они проводятся органом местного самоуправления в населенном пункте, в который включается земельный участок или участки. В обязательном порядке населению должны быть предоставлены материалы для ознакомления с проектом генерального плана, организованы выставки с демонстрационными материалами, проведены встречи с разработчиками плана. Слушания должны быть осуществлены в период от одного до трех месяцев.

2. Приготовление и подача документов

Согласно Федеральному закону №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", в орган местного самоуправления заинтересованным физическим или юридическим лицом направляются следующие материалы:

  • аргументированное заявление в произвольной форме о включении территории земельного участка в границы поселения;
  • кадастровый план земельного участка;
  • правоустанавливающие документы;
  • копии документов, удостоверяющих личность.

Если переводится участок сельскохозяйственного назначения, то орган местного самоуправления может запросить в соответствующих организациях вывод о сельскохозяйственной значимости земельного участка. Ветеринарная служба предоставляет справку об отсутствии на территории данного участка могильников скота.

В соответствии с Земельным кодексом России, земли должны использоваться по целевому назначению и с зонированием территорий. Орган местного самоуправления при анализе заявления о включении территории земельного участка в границы поселения должен учитывать:

  • возможность обеспечения включаемого участка инфраструктурой (транспортной, инженерной);
  • отсутствие на участке санитарно-защитной зоны;
  • низкую сельскохозяйственную ценность участка (если у него сельскохозяйственное назначение).

3. Отказ во включении участка земли в пределы населенного пункта

На основании положений Земельного и Градостроительного кодексов РФ орган местного самоуправления вправе отказать во включении участка в пределы населенного пункта:

  • границы населенного пункта пересекают границы муниципального образования или выходят за них;
  • границы населенного пункта пересекают границы земельных участков физических и юридических лиц;
  • передаваемые земли имеют ценный сельскохозяйственный статус;
  • включаемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охранную зону производств или иных промышленных объектов.

Исполнительный орган государственной власти субъекта может отказать по следующим причинам:

  • законом установлены ограничения или запреты изменения целевого назначения или разрешенного использования земельного участка;
  • документами территориального планирования РФ, субъектов или муниципальных образований предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления от федерального органа исполнительной власти
  • в исполнительный орган государственной власти субъекта поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления
  • заключение о результатах публичных слушаний содержит положение о несогласии участников слушаний с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Отказ может быть обжалован в суд.

4. Согласование проекта генерального плана

Согласование проекта необходимо в случаях:

  1. планируется размещение объектов федерального или местного значения на территориях поселения, городского округа;
  2. предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из ;
  3. на территориях поселения, городского округа находятся ;
  4. предусматривается размещение объектов местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на .
  5. предусматривается включение или исключение из границы населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения

Согласование проекта осуществляется в срок 3 месяца. Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии или несогласии с таким проектом с обоснованием причин решения. Если от одного или нескольких органов поступают заключения о несогласии с проектом, глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать 3 месяца.

Согласительная комиссия представляет главе местной администрации документ о согласовании проекта генерального плана и подготовленный для утверждения проект генерального плана с внесенными в него изменениями и материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам. На основании этих документов, глава местной администрации может принять решение о направлении согласованного или не согласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления или об отклонении такого проекта и о направлении его на доработку.

5. Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости

Отображение расположения границ населенного пункта, в том числе, данные о правовых актах об установлении или изменении пограничных линий вносятся в структуру сведений государственного кадастра недвижимости. Определение местоположения границ осуществляется посредством работ по землеустройству, в результате которых подготавливается план (карта) объекта землеустройства. Требования к составлению планов зафиксированы Постановлением Правительства РФ.

Внесение земельных участков в границы поселений не обуславливает прекращения права собственности и не ущемляет прав и .

Анализируя практику кадастровой деятельности мы вынуждены констатировать тот факт, что в настоящий момент редкий населенный пункт обладает четко установленными и описанными границами. Однозначно данный факт создаёт немалые неудобства органам местного самоуправления в решении вопросов предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, администрирования земельного налога, создания и утверждения генерального плана сельского поселения и др.

Четко установить и описать границу населенного пункта и предоставить данные сведения в кадастр объектов недвижимости нам поможет карта (план) объекта землеустройства, каталог координат поворотных точек границы в местной системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, и текстовое описание прохождения границы.

При этом важно руководствоваться рядом требований действующего законодательства – устанавливаемая граница не должна пересекать границы земельных участков и муниципальных образований. В устанавливаемую границу не должны попадать участки государственного лесного и водного фонда. Несомненно, что для того, чтобы правильно установить границы населенных пунктов, необходимо при производстве работ располагать актуальными сведениями государственного кадастра недвижимости, фонда данных землеустройства, водного и лесного кадастров, сведениями архивов. муниципальных образований Вся изготовленная документация должна пройти процедуру утверждения в составе генерального плана муниципального образования. В соответствии с действующим законодательством границы населенных пунктов утверждаются только путем утверждения (утверждения изменений) генерального плана.

Обращаем ваше внимание на то, что если вашим муниципальным образованием осуществляется разработка генерального плана, то неотъемлемой частью данных работ будет являться установление и описание границ населенных пунктов. В противном случае генеральный план не будет утверждён. После утверждения карта (план) объекта землеустройства должна быть направлена в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Каталог координат и текстовое описание должны быть переданы в рамках информационного взаимодействия в государственный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного кадастра недвижимости.

После утверждения генерального плана наши специалисты организуют передачу изготовленной землеустроительной и градостроительной документации в государственные фонды данных.

ВКЛЮЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
В ГРАНИЦЫ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Изменение границ населенных пунктов
в порядке утверждения или изменения генерального плана
(основной порядок действует с 01. 01. 2013)
В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации ус-тановлением или изменением границ населенных пунктов является утвержде-ние или изменение генерального плана городского округа, городского или сельского поселения, отобра-жающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствую-щего муниципального образования.
Порядок подготовки и утверждения генеральногопланапоселения(городскогоокруга)установленстатьями24,25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок включения земельного участка
в границы населенного пункта
1. Сбор и подача документов.
Физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта (далее - застройщик), направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, следующие документы и материалы:
мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта (произвольная форма);
кадастровую карту (план) земельного участка, включаемого в границы населенного пункта;
правоустанавливающие документы на земельный участок.
Орган местного самоуправления совместно с застройщиком подготавливает и запрашивает в соответствующих службах:
заключение о сельскохозяйственной ценности земельного участка в случае перевода участка сельскохозяйственного назначения;
справку органов ветеринарной службы об отсутствии скотомогильников и санитарно-защитных зон на данномземельном участке.
2. Критерии оценки поступивших заявлений и материалов.

При подготовке предложений по включению земельного участка в границы населенного пункта необходимо учитывать, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (категорией) и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий. Границы населенных пунктов должны отделять земли населенных пунктов от земель иных категорий.

На основании ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение земельного участка, выбор вида его разрешенного использования, а также его застройка выполняются в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования. Орган местного самоуправления учитывает следующее:
примыкание земельного участка к границам населенного пункта, в целях доступности к существующим объектам повседневного, периодического и эпизодического характера;
возможность обеспечения переводимого участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.
отсутствие на включаемом участке санитарно-защитной зоны от промышленных объектов, производств и сооружений, в т.ч. скотомогильников;
отсутствие охранной зоны от объектов, которые нельзя размещать в границах населенных пунктов (например, магистральные газопроводы);
низкая сельскохозяйственная ценность земельного участка (если участок сельскохозяйственного назначения).
3. Возможные причины отказа во включении земельного участка в границы населенного пункта.
Орган местного самоуправления на основании ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Градостроительного кодекса вправе отказать во включении земельного участка в границы населенного пункта в случае, если:
границы населенных пунктов пересекают границы муниципальных образований или выходят за их границы;
границы населенных пунктов пересекают границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам;
размещение включаемого участка не соответствует схеме территориального планирования района, в состав которого входит данное поселение;
к переводу предусмотрены ценные сельскохозяйственные земли;
при присоединении создаётся обособленный «анклав», который невозможно обеспечить инфраструктурой;
включаемый участок попадает в санитарно-защитную зону (охранную зону) промышленных объектов, производств и сооружений.
4. Подготовка эскизного (архитектурного) проекта планировки включаемого земельного участка.

В случае перевода земельного участка подлежащего застройке, целесообразно разработать эскизный (архитектурный)проект планировки, в соответствии с требованиями утвержденных нормативов градостроительного проектирования (основание - статьи 24, 41-42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архи-тектурной деятельности в Российской Федерации»).

Эскизный проект должен содержать архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженер-ные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, ар-хитектурно-художественные и иные требования, необходимые в дальнейшем для уточнения генерального плана и завершения разработки проекта планировки территории, по которому будет осуществляться застройка. В нем должны быть выведены технико-экономические показатели, включающие численность населе-ния жилого образования, типы жилых домов, их общая пло-щадь, сроки застройки территории и ввода в эксплуатацию жилых домов, объектов социального, культурно - бытового обслуживания, предполагаемое зонирование, включаемой территории и другие показатели, необходимые для реализации проекта (требования ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Эскизный проект планировки территории представляется в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для рассмотрения его на республиканском градостроительном совете.
Положительное решение градостроительного совета учитывается органом местного самоуправления,при принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта и внесении изменений в генеральный план.
5. Принятие решения о разработке проекта генерального плана.
Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения представленных документов принимает решение о целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо отказывает во включении земельных участков в границы населенного пункта.
В случае принятия решения о целесообразности включения земельного участка в границы населенногопункта,органместногосамоуправления размещает на официальном сайтев сети «Интернет» решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.
Органместногосамоуправления даетразработчикууказаниеоб отображениина картах (схемах) впроектегенеральногоплана новыхграницнаселенногопункта с учетом включаемых земельных участков.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме (пояснительная записка к проекту генерального плана) пред-ставляется перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов (их площадь, категория земель, правообладатели), с указанием целей их планируемого использования. В разделе«Описаниеграниц населенныхпунктов» выполняется описание местоположенияграницнаселенныхпунктов,атакжепереченькоординат поворотныхточекэтихграницвсистемекоординат,установленнойдляведения государственногокадастраобъектовнедвижимости.

6. Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектово внесении изменений в генеральные планы.
Проект о внесении изменений в генеральный план подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, прово-димых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Фе-дерации.

Проведение публичных слушаний по рассмотрению проектао внесении изменений в генеральный план поселения (городского округа), связанных с изменениями границ населенных пунктов, организуются органом местного самоуправления на территории населенного пункта, в границы которого предусмотрено включение земельного участка. Срок проведения публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Внесение изменений в генеральный план, предусматривающее из-менение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний (часть 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
7. Размещение проекта генерального плана поселения (городского округа) в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В рамках исполнения статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегионом России разработана и внедрена в эксплуатацию первая очередь федеральной государственной информационной системы территориального планирования (далее - ФГИС ТП). Данная система представляет собой доступный через специализированный Интернет-сайт информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий доступ к сведениям государственных и муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и территориального планирования.

На основании статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации размещение в ФГИС ТП проекта генерального плана поселения (городского округа) с измененными границами населенного пункта осуществляется органом местного самоуправления поселения (городского округа).

В целях обеспечения входа в систему ФГИС ТП для обязательного размещения документов территориального планирования Минрегион России подготовил для всех органов местного самоуправления регионов России, специализированные «ключи» (пароли). Минстроем Чувашии письмом от 20.01.2012 года № 6 ДСП направлены данные «ключи» в администрации муниципальных районов Чувашской Республики.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа), осуществляющий подготовку проекта генерального плана, может войти в систему ФГИС ТП для размещения проекта генерального плана только с помощью указанных специализированных «ключей».
Общий доступ в ФГИС ТП организован через официальный сайт Минрегиона России в сети Интернет или по прямой ссылке: http://fgis.minregion.ru .
Особенности согласования проекта генерального плана
в случае изменения границ населенных пунктов
Организацию согласования проекта генерального плана обеспечивает орган местного самоуправления.

1. Орган местного самоуправления уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

2. Согласование проекта генерального плана проводится в 3-месячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (основание - статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»).

3. Проект генерального плана (включение в границы населенного пункта земельных участков) подлежит согласованию со следующими согласующими органами:

3.1. Если проектом генерального плана предполагается включение в гра-ницы населенных пунктов земель лесного фонда, орган местного самоуправления уведомляет Министерство регионального развития Российской Федерации в электронной форме и (или) посредством почтового отправления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по обоснованию проекта в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для проведения им согласования с федеральными упол-номоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах и подготовки свод-ного заключения по проекту.

Обосновывающие материалы по переводу земель лесного фонда в земли населенных пунктов необходимо согласовать с Главой Чувашской Республики (основание - поручение заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Дворковича от 16.11.2012 № АД-П9-6910).

3.2. Если проект генерального плана предполагает включение в границы на-селенных пунктов земель сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления уведомляет Кабинет Министров Чувашской Республики о разработанном проекте генерального плана для проведения им согласований с респуб-ликанскими уполномоченными отраслевыми органами в соответствующих сферах (Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Минимуществом Чувашии, Минсельхо-зом Чувашии, Минэкономразвития Чувашии, Минюстом Чувашии), подготовки сводного заключения.

4. После проведения указанных выше согласований проект генерального плана подлежит утверждению представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статьи 24 Градострои-тельного кодекса Российской Федерации.
5. Орган местного самоуправления размещает на официальном сайтев сети «Интернет» решение представительного органа местного самоуправления об утверждении генерального плана.

6. Орган местного самоуправления с использованием официального сайта в сети "Интернет" информирует о доступе к утвержденному генеральному плану поселения (городского округа) и материалам по обоснованию через федеральную государственную информационную систему территориального планирования в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения генерального плана (основание - ст. 9 градостроительного кодекса Российской Федерации).

7. Орган местного самоуправления представляет генеральный план в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в двухнедельный срок со дня его утверждения (основание - ст. 8.1 градостроительного кодекса Российской Федерации).
Внесение сведений об изменении границ населенного пункта
в государственный кадастр недвижимости

Согласно ст. 9 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ в состав сведений государственного кадастра недвижимости о границах населенных пунктов, вносится описание местоположение границ населенных пунктов в том числе, реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов. В правовом акте, устанавливающем или изменяющем границу населенного пункта, должен быть указан перечень всех участков, включаемых или исключаемых из границ населенных пункта.

При этом, согласно требований пункта 13 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», описание местоположения границ населенных пунктов, включает в себя текстовое описание местоположения границ населенного пункта и списки координат характерных точек границы населенных пункта с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы других земельных участков. Согласно ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»территории населенных пунктов являются объектами землеустройства.

Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст. 20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621.

Описание местоположения границ населенных пунктов вносится в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства. Порядок описания местоположения границ объекта землеустройства утвержден Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267.
Согласно п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514 в месячный срок со дня утверждения генеральных планов поселений (городских округов) один экземпляр, подготовленной документации необходимо, передать в государственный фонд данных, полученный в результате проведения землеустройства.

Границы населенных пунктов - линии, определяющие пределы населенного пункта

Границы населенных пунктов должны устанавливаться с учетом сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках и такие границы не должны пересекать границы земельных участков.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В устанавливаемые границы не должны попадать ЗУ лесного и водного фонда.

При производстве данных землеустроительных работ необходимы актуальные сведения ГКН, государственного фонда данных по результатам проведения землеустройства, водного и лесного кадастра, сведений архивов муниципальных образований.

Вся изготовленная документация должна пройти процедуру утверждения в составе генплана развития территории сельского поселения, городского поселения, городского округа. После утверждения карта-план объекта землеустройства должна быть направлена в фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Каталог координат и текстовое описание должны быть переданы в рамках информационного взаимодействия в государственный орган исполнительной власти, ответственный за ведение ГКН.

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Постановления описание местоположения границ населенных пунктов может быть внесено в государственный кадастр недвижимости на основании карты (плана) объекта землеустройства.

При этом в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурный земельный участок), пересечением границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, по мнению Минэкономразвития России, изложенному в Письме от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23, являются:

1. пересечеие любым контуром границы многоконтурного земельного участка;

2. расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Раскройте особенности образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (выдел земельного участка в счет земельной доли).

Сформулируйте понятие «недостаток землепользования», назовите разновидности недостатков землепользования и способы их устранения.

Раскройте особенности образования земельных участков под линейными объектами.

Раскройте значение и содержание составной части «Организация использования земельных угодий». Приведите примеры.

Раскройте значение и содержание составной части «Организация и инженерное оборудование территории пашни»

Перечислите требования к размещению экологически и технологически благоприятных рабочих участков и полей. Приведите примеры.

Дайте понятие сенокосооборота, раскройте требования к проектированию сенокосооборотов.

Приведите систему экологических, экономических, социальных, технических показателей, характеризующих проектные решения и результативность проекта землеустройства.

Раскройте значение и содержание составной части «Организация и инженерное оборудование территории пастбищ»

Дайте определение понятия «граница населенного пункта». Каков порядок её установления.

Для каких целей проводят оценку сложившихся социально-экономических условий на территории населенного пункта. Какие зоны могут быть выделены в результате социально-экономического зонирования?

Какие проектные решения могут быть приняты в результате совершенствования сложившейся организации использования земель в границах населенного пункта?

Перечислите виды градостроительной документации и их предназначение.

Організація планової роботи підприємства 2. Планування успіху підприємницької діяльності 3. Бізнес-планування в підприємницький практиці 4. Етапи розробки бізнес-плану 5. Структура бізнес-плану 6. Технологія складання фінансового плану

Вопросы к экзамену по физике 2 семестр

Магнитное поле и электромагнитная индукция Электромагнитные колебания и волны Волновая оптика Строение атома и квантовая физика Эволюция Вселенной Квантовая физика Электромагнитные колебания и волны