Древний мир рождение первых цивилизаций продолжи предложения. "Древний мир – рождение первых цивилизаций"

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.

Кокорева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: город Касимов, Рязанская область
Наименование материала: план–конспект урока по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»
Дата публикации: 14.12.2018
Раздел: начальное образование

Открытый урок

по окружающему миру

в 4-в классе

Тема: «Древний мир – рождение первых цивилизаций. Основные

события Древнего мира. Рождение Олимпийских Игр.»

Цели урока:

1.Овладение картиной мира: научить отличать от других эпох эпоху Древнего

мира, учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения,

сохранившиеся со времён древнего мира.

2. Понимание связи между античными и современными Олимпийскими

3. Формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за наших

чемпионов, стремления быть похожим на них.

1. Коммуникативные:

работа с различными видами информации

2. Познавательные:

установление причинно-следственных связей

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы

последующая рефлексия выбранных способов

3. Регулятивные:

прогнозирование темы урока

целеполагание урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Форма урока: бинарный урок.

Учителя: Кокорева Т.И. –учитель начальных классов, Шестакова В. Е. –

учитель истории.

Конспект урока

1.Повторение изученного на предыдущем уроке.

Учитель: - На прошло уроке мы с вами начали изучать тему «Древний мир – рождение

первых цивилизаций».

Давайте вспомним основные понятия.

1) Назовите временной промежуток эпохи Древнего мира. (3 тысячилетие до н. э. – 5 век

новой эры)

2) Что означает термин «цивилизация»? (Более высокая ступень развития общества.)

3) Назовите признаки цивилизации (Возникает государство с правительст-вом, законами,

армией. Люди живут в городах. Появилась письменность.)

2. Объявление темы урока

- Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и

помнят события тех далёких времён. Сегодня мы с вами поговорим о ярких событиях

Древнего мира, которые имеют продолжение и в наше время.

3. Постановка проблемы.

Игры. Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским

играм. История

олимпийских

удивительных

привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена,

на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям.

Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)

А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами.

Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент. (плакат с кольцами на магнитной

Кто из вас назовёт значение цвета олимпийских колец?

Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный –

Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.

Как вы думаете, почему соревнования спортсменов называются Олимпийскими

играми? Кто придумал Олимпиады? Где и как проходили первые Олимпийские Игры?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

История Олимпийских игр. – Шестакова В.Е.

Вера Евгеньевна: Ребята, давайте сейчас с вами вернемся в те давние времена, откуда

все началось.

В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия - место, где проходили

первые олимпийские игры.

На священной горе Олимп жили боги древних греков. В честь них и устраивались

Олимпийские игры

В Олимпию, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их

появления?

Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий

бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал

новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в

пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса

поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил

его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в

Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие.»

Что нового мы можем узнать из этого призыва?

В Олимпиаде участвовали все греческие города.

На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и

немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и

пираты не нападали на путников.

Игры были честными

состязаниях

принимать

свободные

женщинам

запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц.

Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это

правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в

Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в

восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были

казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к

тренировкам

неустанно

упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную

Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно

становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во

время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.

А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их

программа.

Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Пять незабываемых дней Олимпиады:

Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи

клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований

Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как

того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что

для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.

Клятва судей

Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Давайте мы с вами рассмотрим фотографии археологических находок. Это вазы древних

греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний

были в древней Греции.

Судя по рисункам на вазах, спортсмены занимались бегом, борьбой, метанием диска.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

Третий, четвёртый день отводились состязаниям. Одним из главных состязаний

Олимпийских игр было пятиборье.

Пятиборье- соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Пятиборье начинается с бега.

Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины

прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла весом до 2 кг. ,

длиной ло 20 см. В момент прыжка руки с гантелями выбрасывались в перед.

На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья.

Последним состязанием в пятиборье была борьба, где проявлялась сила и ловкость

борцов. Она велась на песке. Перед началом атлеты натирали тело оливковым

маслом, чтобы противнику было труднее его ухватить. Для победы требовалось,

чтобы противник трижды коснулся земли плечом, бедром или спиной.

Все виды соревнований проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый

захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения соревнований)-это

гонки колесниц. На огромной скорости колесницы, запряженные четверками

лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по

кругу, обогнав соперников.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой

кости. На нём лежали награды.

Наградой

победителей

Победители

подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя

атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Соревнования

заканчивались

возвращались

победители.

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как

хорошо вы все запомнили.

Вера Евгеньевна задаёт детям устно вопросы. Дети поднимают факелы, если утверждение

Задание: «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в некоторых предложениях?

1. Олимпийские игры греки посвящали богу Г Зевсу. (Да)

2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры. (Нет)

3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры. (Нет)

4.Олимпийские игры проводились в течение 4 дней.(Нет)

5.В играх могли участвовать только мужчины.(Да)

6. Олимпийские игры проводились на горе Олимпии. (Да)

7. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой.

8. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет

Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император

Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он

приказал

постройки

полностью

разрушили

некогда процветающий город.

Когда же вновь возродились Олимпийские игры

5. Современные Олимпийские игры.

Презентация «Олимпийские символы» с комментированием .

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена -

французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В

1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о

создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I

Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в

виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Олимпиада в Москве . (кратко)

В 1980 году, когда наша страна называлась СССР в Москве были проведены 22 летние

Олимпийские игры

К нам приехали спортсмены из многих стран мира, были разыграны

медали в 21 виде спорта. Символом Олимпиады был мишка.

Б) Олимпиада в Сочи.

В феврале 2014 года в России в г. Сочи проходили 22 Зимние олимпийские Игры.Вся

Россия болела за наших олимпийцев и гордилась ими. Мы начинали утро с жарких

диалогов о предыдущем дне Олимпиады, а после школы бежали домой к экранам

телевизоров, чтобы увидеть и узнать о новых победах наших чемпионов. Это были яркие и

счастливые дни и для детей и для взрослых! Сочинская Олимпиада по подготовке и

организации превосходила все предыдущие Олимпиады. В этом большая заслуга нашего

президента В.В. Путина. Вот как отозвался об этом Денис Мацуев , пианист, народный

артист России: «Впечатления феноменальные. Я был на 6 Олимпиадах, мне есть с чем

сравнивать. Такого не было нигде: ни таких спортивных трасс, ни таких волонтёров, ни

уникальных спортивных объектов, ни отношения к участникам соревнований, ни

атмосферы на стадионах. Все дни мы были вне себя от счастья.»

А вот как отзывается олимпийский чемпион в лыжных гонках Александр Легков: « Когда я

прилетел в Сочи, просто рот открыл от удивления – как возможно построить такие

прекрасные стадионы! Организация была на таком высоком уровне, что правда не

верилось, что это не сон. Я был на других Олимпиадах, они в сравнении с Сочинской –

детский сад

Наши спортсмены выиграли Олимпиаду с абсолютным рекордом: 33

медали, из них 13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых.

Обратите внимание на таблицу «26 россиян- олимпийских чемпионов

Сочи -2014».

В) Проекты уч-ся о российских чемпионах Сочи -2014.

На демонстративной доске – выставка проектов учащихся о российских медалистах

Сочинской Олимпиады.

Вы подготовили проекты о российских медалистах этой Олимпиады. О ком из них вы

хотите рассказать? (2-3 уч-ся выходят к доске и рассказывают о своём чемпионе,

показывают фотографии).

Г) Просмотр презентации о российских чемпионах Сочинской

Олимпиады.

6. Итог урока

Как повлияли Олимпийские Игры Древнего мира на современные Олимпийские игры?

- Что общего у античных и у современных Олимпийских игр?

1. Цель Олимпиады: мериться силами в спортивных состязаниях.

2.миролюбивый характер

3. зажжение олимпийского огня,

4. символы,

6.клятва участников игр

7.клятва судей о беспристрастном судействе,

8.временной промежуток между Олимпиадами (4 года).

9.награждение победителей

26 РОССИЯН - ОЛИМПИЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ СОЧИ-2014

Золото

Спортсмен

Вид спорта

Виктор АН

шорт-трек

Алексей ВОЕВОДА

бобслей

Татьяна ВОЛОСОЖАР

фигурное катание

Александр ЗУБКОВ

бобслей

Максим ТРАНЬКОВ

фигурное катание

Вик УАЙЛД

сноуборд

Екатерина БОБРОВА

фигурное катание

Алексей ВОЛКОВ

биатлон

Владимир ГРИГОРЬЕВ

шорт-трек

Семен ЕЛИСТРАТОВ

шорт-трек

Руслан ЗАХАРОВ

шорт-трек

Елена ИЛЬИНЫХ

фигурное катание

Никита КАЦАЛАПОВ

фигурное катание

Федор КЛИМОВ

фигурное катание

Александр ЛЕГКОВ

лыжи

Юлия ЛИПНИЦКАЯ

фигурное катание

Дмитрий МАЛЫШКО

биатлон

Алексей НЕГОДАЙЛО

бобслей

Евгений ПЛЮЩЕНКО

фигурное катание

Дмитрий СОЛОВЬЕВ

фигурное катание

Аделина СОТНИКОВА

фигурное катание

Ксения СТОЛБОВА

фигурное катание

Александр ТРЕТЬЯКОВ

скелетон

Дмитрий ТРУНЕНКОВ

бобслей

Евгений УСТЮГОВ

биатлон

Антон ШИПУЛИН

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Древний Египет - одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н.э. Сущность обряда мумификации (бальзамирования). Описание крупнейших египетских пирамид.

    презентация , добавлен 27.12.2011

    Первые поселения на берегах реки Нил. Возникновение Древнего Египта - одной из древнейших цивилизаций, возникшей на северо-востоке африканского континента. Война между правителями Нижнего и Верхнего Египта, объединение государства. Рацион древних египтян.

    презентация , добавлен 18.10.2011

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Цивилизация как общество людей со своей культурой, законами, властью, предпосылки их появления и факторы развития. Общая характеристика и история возникновения самых известных древних цивилизаций: шумерской, египетской, греческой, индийской, китайской.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Персия - древнее название страны, которая с 1935 г. называется Ираном. География империи, нашествие ариев и Мидийское царство. Персидское государство ахменидов. Эллинское владычество, парфянское государство аршакидов. Экономика и религия Персии.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Египет – одна из древнейших цивилизаций; история развития государства и культуры. Истоки колоссальных достояний человечества: изобретение бытовых предметов, косметики, обуви; использование чернил, бумаги, летоисчисления; достижения медицины; архитектура.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Цивилизация как иерархически оформленный уровень развития социальных организмов, соответствующий государственным структурам. Древний Египет и шумеро-вавилонский мир. Древняя Индия и Древний Китай. Древняя Греция и Древний Рим, типы мировоззрения.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2016

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Древний мир – рождение первых цивилизаций Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?

  • Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом?
  • Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы?
  • «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?»
  • Что такое Древний мир?
  • Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?
Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?
  • Каких знаний нам не хватает?
Цивилизация - это новая, более высокая ступень развития человечества, разные страны со своей особой культурой

Основные признаки цивилизации:

  • Государство (царь, налоги, армия)
  • Города
  • Письменность
Древний Рим Древняя Греция

Древний Египет

Междуречье

Древний Китай

Древняя Индия

Древний Рим

Древний Рим расположен на Аппеннинском полуострове. Столицей является город Рим, основанный в 753 г. до н.э. на берегу реки Тибр близнецами Ромулом и Ремом, сыновьями весталки Реии Сильвии и бога войны Марса.

Город основан на вершине Капитолийского холма, где впоследствии возникли административные здания: сенат, трибуна. Римляне были гениальными строителями и архитекторами. Рим был застроен по идеальной планировке. Открытые площади чередовались с прямыми проспектами и улицами, которые пересекались под прямыми углами, площади были украшены статуями.

В истории Рима очень много событий вызывающих интерес: жизнь Гай Юлия Цезаря, восстание Спартака, Пунические войны

Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова “салат”.

Многоэтажные дома.

Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.

Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термоисточника. Это и была первая полноценная канализация, она же “Клоака”, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров.

Стеклопакеты.

Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.

Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.

Египет – древнее государство, существовавшее в долине нижнего Нила.

Территория Египта представляла собой узкую ленту плодородной почвы, протянувшейся вдоль берега Нила. С обеих сторон долина была окаймлена горными цепями.

Сначала страна делилась на Верхний и Нижний Египет.

Древние египтяне выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот.

В 3 тыс. до н.э. значительно окрепла и упрочилась царская власть. Это отразилось в самых знаменитых памятниках Древнего Египта – пирамидах.

Древний Египет

Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение.

2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.

Древний Египет

3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками.

4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.

Древний Египет 5. В Египте существовали медицинские школы. Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено тело человека. Вера в загробную жизнь привела египтян к появлению бальзамирования (мумификации) тел умерших.

6. Египтяне носили лёгкую одежду из полотна, в которой не было жарко. И мужчины и женщины пользовались косметикой. Богатые люди носили парики и украшения из золота и полудрагоценных камней.

ВЕРОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

СОГЛАСНО ВЕРОВАНИЯМ ЕГИПТЯН, ЧЕЛОВЕК СОСТОЯЛ ИЗ ТЕЛА (ХЕТ), ТЕНИ (ХАЙБЕТ), ИМЕНИ (РАН) И НЕВИДИМОГО ДВОЙНИКА (КА). ВЕРА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ ОТРАЖАЛАСЬ В РЕЛИГИИ ЕГИПТЯН. БОГ СОЛНЦА – РА,

ЛЮБИМЫЙ БОГ – ОСИРИС. ПРНИМЕНЯЛАСЬ СЛОЖНЕЙШАЯ ПРОЦЕДУРА БАЛЬЗАМИРОВАНИЯ, ЧТОБЫ КА ВСЕЛЯЛСЯ В МУМИЮ. ПОЭТОМУ ТАК ВАЖНО БЫЛО СОХРАНЕНИЕ ТЕЛА В ВИДЕ МУМИИ

Древний Китай

  • Изготавливали шёлковую ткань (из этого материала делали даже книги, но они были очень дорогими).
  • Изобрели дешевый материал – бумагу
  • Изобрели компас
  • Научились выращивать - чай

Единая монета Китая

китайская стена

Древняя Греция

Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова и включала острова Эгейского и Ионического морей.

С 8 в до н.э. греки называли себя эллинами.

Население Древней Греции занималось земледелием, садоводством (особенно выращиванием винограда и оливок), скотоводством (предпочтение отдавали мелкому скоту – козам). А так же было развито ремесло.

В исторические времена территория эллинов дробилась на множество мелких государств.

Наиболее крупные полисы были Спарта и Афины.

Древние греки верили во многих богов: Зевс, Афина, Аполлон, Нептун, Гера, Артемида, Гермес и другие. Древняя Греция подарила миру Олимпийские игры.

Древняя Греция

1. Спарта даже в мирное время была похожа на военный лагерь. Сыновья граждан Спарты в 7 лет поступали в школы, где проходили суровую закалку. Чтобы приучить мальчиков безропотно переносить тяготы военной службы, их раз в год жестоко секли в храмах. При этом мальчики не должны были даже стонать. Наибольшее внимание уделялось развитию силы, выносливости, храбрости, умения подчиняться и приказывать. Мальчиков также обучали правильной речи (она должна была быть четкой и краткой - лаконичной), чтению и письму, игре на музыкальных инструментах, хоровому пению. Девушек воспитывали в семье, их также обязательно развивали физически. Юноши с 20 лет начинали военную службу, которая продолжалась до 60 лет.

Древняя Греция

2. В другом греческом государстве – Афинах, названном в честь богини Афины – Богини войны, мудрости, знаний, искусств, ремёсел, почитали храбрость и мужество, но придавали большое значение наукам искусствам. Особенно ценилось ораторское искусство – красноречие. Ему специально обучали мальчиков в гимнасиях.

Древняя Греция

3. Выше всего древние греки ценили научные знания, которые поражали даже их потомков. Один из самых знаменитых греков – Архимед – учёный, математик, механик, основоположник теоретической механики и гидростатики. Он сделал много открытий: закон плавания тел, названный его именем, изобрёл винт для подъёма воды на сушу. Пифагор – математик-геометр, философ, религиозный и политический деятель. Ему приписывают изучение свойств целых чисел, доказательство теоремы Пифагора и другое. Писатели Эсхил, Софокл, Еврипид прославились пьесами. Историка Геродота называют «отцом» истории. Великими философами были Сократ, Платон, Аристотель. Театр к нам пришёл тоже из Греции

Древняя Греция

4. Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки. В Древней Греции занимались росписью керамических сосудов: амфор (остродонный сосуд), килик (изящная чаша), кратеров (большой сосуд). Сюжетами для росписи служили легенды, мифы, сцены из повседневной жизни, соревнования атлетов.

Древняя Греция

То вазы – гиганты, то карлики – вазы И каждая ваза с рисунком рассказом! Герой в колеснице летит на войну. Плывут аргонавты в чужую страну. Персей убивает Медузу Горгону. А вот Артемида – богиня охоты, Из меткого лука стреляет в кого-то. А это на лире играет Орфей. А это вручают спортивный трофей.

Древние греки моря бороздили, Время для спорта они находили И Олимпийские игры они Тоже придумали в давние дни!

Древнегреческий театр

в Пергаме..

В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.

Междуречье

Большие города Междуречья были центрами государств, которые появились более 5 тысяч лет назад.

Во время раскопок в Междуречье археологами было найдено множество глиняных табличек, покрытых значками в виде клинышков, которые оказались древнейшей на Земле системой письма. Оказывается, шумеры открыли эру письменной истории, нашли средство выражения речи в виде символов. Шумеры использовали в качестве материала для письма таблички из мягкой глины, на которых выдавливали значки – “клинышки” специальной палочкой. Каждый значок обозначал целое слово. Для прочности таблички обжигали. В клинописи использовалось 700 знаков, поэтому владели ей немногие люди. Профессия писца была очень уважаема.

Междуречье

Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др.

Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию.

С Х в. до н.э. они широко используют железо.

Развитие древнеиндийской архитектуры имеет некоторые особенности. Памятники существовавшие до III века до н. э., не сохранились до наших дней, так как строительным материалом служило дерево. С III веке до н. э. в строительстве используют камень.

Большая ступа №1,

где хранятся реликвии Будды

Пещерный храм в Аджанте (империя Гуптов)

Древняя Индия

Древнеиндийское искусство

Статуя Будды

Древняя фреска из

Храма Аджанты (при Гуптах)

Десятичные цифры

Итог урока:

  • Что такое эпоха Древнего мира?
  • Какие цивилизованные страны существовали в эпоху Древнего мира?
  • Назови главное отличие эпохи Древнего мира от эпохи Первобытного мира?
Итог урока:
  • Что вас удивило на уроке?
  • Что приобрели, чувствовали, думали?
  • Что открыли нового для себя?
  • Что больше удалось?
  • Зачем нам был нужен этот урок?
  • Оцените свою работу на уроке:
  • Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
  • Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.
  • Красный – я работал не достаточно хорошо.
  • Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Цель урока: познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.

На уроке используются технологии исследовательской работы, метод проектов, работа в группах. При изучении Древних цивилизаций (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим) создаются газеты с краткой информацией о каждой: управление, достижения, достопримечательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

«Древний мир – рождение первых цивилизаций».

4 класс

Программа : «Школа 2100», «Окружающий мир», Вахрушев А.А., Раутиан А.С.,

«Мир и человек», М., «Баласс», 2000г.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Познавательные:

  • Познакомить с эпохой Древнего мира, признаками государства, понятием цивилизация.
  • Формировать умение создавать учебные проекты

Развивающие:

  • Развивать умение работать с исторической картой в учебнике и контурной картой в тетради.

Воспитательные:

  • Формировать интерес к истории, расширять кругозор.

УУД:

Личностные: становление ценностных ориентиров по формированию уважительного отношения к истории народов.

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения, умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему, умение работать по заданному алгоритму.

Познавательные: объяснять жизнь людей эпохи древнего мира с точки зрения их морали, перерабатывать полученную информацию из одной форы в другую, представлять информацию в виде таблицы.

Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению, умение договариваться, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Форма организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • презентация.
  • учебник, контурные карты.
  • материалы для групповой работы

Примечание: метод проектов, предполагает большую подготовку учителя и учеников. Учащиеся класса разбиваются на 5 групп.

Каждой из которых предлагается материал об одной из древних цивилизаций. Учитель корректирует работу школьников, помогает составить план защиты проекта. Во время проведения урока каждая группа рассказывает об одной из цивилизаций, а также демонстрируя иллюстрации из энциклопедий и других источников информации.

Учитель: Семенова Светлана Владимировна

Ход урока.

Этап урока, цель

Использование цифровых образовательных ресурсов

1. Самоопределение к деятельности (Психологический настрой на урок. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность)

Ребята! Очень рада вас видеть. Посмотрите в окно: сегодня пасмурный (солнечный) день. Давайте впустим солнышко в наш класс! Как это можно сделать? (улыбнуться)

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Если только улыбнуться,

То начнутся чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, милые ребята,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало в нашем классе

И светлее, и теплей!

2. Повторение изученного материала

- повторить изученный материал, закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

На прошлом уроке истории мы говорили о первобытных людях.

Назовите основные занятия первобытных людей.

Как современный человек узнал, о том как жили первобытные люди?

Какими достижениями мы пользуемся до сих пор?

Учащиеся рассказывают материал предыдущего урока:

1) Люди живут на охотничьих стоянках, либо в маленьких селениях.

2) Общество состоит из родов и племен, в которых нет расслоения на богатых и бедных.

3) Власть принадлежит народным собраниям племени, старейшинам, избранным вождям.

4) Знания передают путем устных сказаний в виде изображений.

Археологи находили вещественные доказательства (инструменты, наскальная живопись)

огонь

На доске вывешиваются таблицы:

Пещеры

Охота

Община, вождь

Наскальная живопись

3. Вводно-мотивационный

Подготовить учащихся к общению, к усвоению нового материала

На сегодняшнем уроке мы продолжим путешествие по реке времени. Мы отправляемся в Древний мир.

Это новая ступенька развития общества. Как вы думаете какая главная цель и задача нашего урока?

Действительно, мы узнаем о древнейших государствах, узнаем, какую страну можно назвать государством.

Как мы узнаем об эпохе, которой была 3 миллиона лет назад?

А еще будем работать с исторической картой Древнего мира, познакомимся с достопримечательностями древних цивилизаций, которые дошли до наших времен.

Понять, чем отличатся первобытный мир от древнего.

Из учебника, из рассказа учителя, из энциклопедий, компьютер

4. Этап собственно-учебной деятельности.

Образовательный аспект цели урока.

Работа с учебником с. 53

Чем же отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Как только человек научился обрабатывать землю, выращивать растения и животных, он встал на следующую ступеньку своего развития

Появились ремесла, стали строить города, появились люди, управляющие другими людьми, начался переход от первобытности к цивилизации . Это произошло примерно в середине 4 тысячелетия до

нашей эры.

Посмотрите нп схему и ответьте, что является началом Древнего мира?

Учащиеся наблюдают по схеме переход от первобытности к первым цивилизациям

Появление городов

Слайд 1

Сделайте предположения: что такое «цивилизация»?

Слово «цивилизация» произошло от латинского слова «цивилис», что означает «гражданский, городской, государственный». Т.е. «цивилизация» - это такая организация жизни людей, которая противоположна дикому состоянию жизни, грубому поведению человека.

Цивилизации – это организованные сообщества людей с высоко развитой культурой, религией.

Чем отличается Древняя цивилизация от Первобытного общества?

Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, высказывают предположения, учитель предлагает перевод слова, подводит их к определению термина.

Учащиеся читают текст учебника

Слайд 2

Цивилизация

Слайд 3

Возникновение городов

Слайд 4

Государство

Слайд 5

Неоходимо иметь

Слайд 6

Письменность

Слайд 7

Работа с контурной картой

Работа с картой с. 54-55

Посмотрите на условные обозначения

Какие государства относятся к Древнему миру?

Что объединят Древние цивилизации?

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизации зародились в долинах крупнейших рек.

Как вы думаете, почему?

Работа с контурной картой с. 84-85

Сюда, в плодородные долины, устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Египет, Междуречье, Рим, Греция, Китай, Индия

Учащиеся высказываются, на доске записываются наиболее точные предположения.

Учащиеся смотрят на изображения рек, на карту и отмечают на контурных исторических картах реки Тигр и Евфрат, Нил, Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг.

От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией, что означает «земля между двумя реками»

Действительно, Месопотамия располагалась между двумя реками: Тигром и Евфратом.

Школьники заполняют контурную карту

Слайд 8

Слайд 9 Первые дома

В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ – шумеры. В переводе с древнего языка слово «шумеры» означало «черноголовые».

Как вы думаете, почему этот народ так себя назвал?

Школьники на карте отмечают красным цветом шумерское государство, отвечают на вопрос.

Слайд 10

С шумерами связана одна из загадок истории Древнего Мира.

Неизвестно, откуда они пришли в Месопотамию. Язык шумеров не похож ни на какой другой.

По сохранившимся изображениям мы знаем, что у шумеров были овальные лица с большими глазами. Кажется, что это пришельцы с других миров.

И мужчины, и женщины носили юбки из шерстяной ткани или листьев. Мужчины брили головы, а женщины носили красивые головные уборы.

Из глины они делали кирпичи и строили города.

Города появились на холмах, были обнесены стенами, т.е. имели

определенную территорию и границы.

Во главе шумерских городов стояли правители (цари).

Правители издавали законы . Это были первые законы в истории.

Город-государство имел свою казну , находящуюся в распоряжении правителя.

Государства воевали между собой, и поэтому они нуждались в войске.

Итак, на примере Шумера вы увидели, что появление цивилизации связано с появлением государства .

Используя полученную схему, назовите признаки государства.

Ключевые слова записываются в виде схемы. Так дети подводятся к определению «государства»

Перечисляют признаки государства

Для управления государством, учета имущества, для обозначения того, кому, сколько и что принадлежит, были придуманы знаки – рисунки. Шумеры выдавливали их на глиняных дощечках палочками.

Изобретение письменности – это одно из величайших достижений человечества.

4. Первичное закрепление нового материала.

Образовательный аспект цели урока

- повысить уровень осмысления изученного материала на основе применения его на практике

Работа в группах

В Африке, в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация древнего Египта, ровесницы Шумера.

Учащиеся каждой группы читают энциклопедические данные о Древней цивилизации и по плану готовят рассказ.

Слайд 11

Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восток Африки. Климат сухой и жаркий, дожди редко.

Жизнь развивается в этих местах благодаря реке Нил.

Рекой жизни называли ее египтяне. Почему?

Разливаясь, Нил оставлял плодородный ил.

Египтяне строили каналы для отвода лишней воды с полей и для полива в засуху.

Кроме того, по берегам Нила рос папирус. Из этого растения делали лодки, а позже – материал для письма.

Что вы узнали о Египте?

Предположения детей

Группа учащихся рассказывает о Древнем Египте.

В древнем Египте для царей (фараонов) строили гробницы – пирамиды, в которых они должны были жить после смерти.

Строили пирамиды крестьяне, рабы. Их была не одна тысяча человек. На строительство пирамиды уходили десятки лет

Самая большая пирамида – пирамида фараона Хеопса, высотой около 147 м (это примерно 50-этажный дом). Сложена более чем из 2 млн. каменных блоков, каждый блок весил почти 2,5 тонн. Блоки очень плотно укладывали, без использования связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более 4,5 лет.

Пирамиды – это одно из чудес света.

Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека.

Слайд 12

Древние цивилизации существовали и на Дальнем Востоке.

В долине 2-х рек: Хуанхэ и Янцзы (в переводе «желтая» и «голубая» река)расположилась Китайская цивилизация.

Заполняют контурную карту

Для защиты государства с севера от набегов кочевников была построена стена.

Для строительства этого заградительного сооружения со всей страны согнали сотни тысяч рабов, военнопленных, земледельцев.

День и ночь трудились они под плетьми надсмотрщиков. Строители укладывали огромные камни, кирпичи, утрамбовывали землю. Множество людей погибло при возведении стены.

Она протянулась более чем на 5 тыс. км. Местами ее высота достигала 10 м (2-3-этажный дом).

Ширина стены позволяла разъехаться двум конным повозкам.

Через определенные промежутки возвышались укрепленные башни. Они охранялись воинскими отрядами. Когда наблюдатели замечали передвижения врагов, они зажигали на башне огонь. Зажженный огонь видели с соседних башен. На них, в свою очередь, зажигали костры. Так на много километров передавался сигнал об опасности. Тут же приходила подмога.

Китайцы открыли производство шелка и долго не раскрывали свой секрет, пока китайская принцесса, отданная замуж в далекую страну не вывезла в своей прическе несколько коконов шелкопряда.

Китайская письменность – иероглифы произошла из рисунков.

Китайцы изобрели бумагу – лучший материал для письма, которым мы пользуемся до сих пор.

Из шелковых нитей ткали прозрачную ткань, из нее шили красивые наряды. Художники писали на шелке свои картины.

Еще они изобрели порох, компас, прибор, предсказывающий землетрясения.

На полуострове Индостан расположилась Индия.

Заполняют контурную карту

Группа школьников рассказывают об Индии, комментируют слайды

Жители Древней Индии изобрели цифры, которыми мы пользуемся и называем арабскими. На самом деле арабы позаимствовали их у индийцев.

Очень важным математическим открытием индийцев был нуль – знак для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись.

Искусству мудро править людьми царей учила игра «чатуранга» - шахматы/

Греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами.

Что вы знаете о Греции?

Заполняют контурную карту

Рассказывают о Греции

Древняя Греция – родина Олимпийских игр. В них принимали участие только мужчины, женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом смертной казни.

Греки соревновались в беге, прыжках, метании копья, борьбе и соревновании колесниц.

Афины – самый красивый город Греции. В нем находились храмы для богов. В центре построили Парфенон – храм богини Афины.

Ее 12-метровая статуя стояла в Парфеноне.

Заполняют контурную карту, комментируют слайды, добавляют материалом энциклопедий.

Отметим на контурной карте Древний Рим и послушаем об этой древней цивилизации

Древний Рим славился гладиаторскими боями.

Гладиаторы – это самые сильные рабы. Их заставляли сражаться друг с другом на арене цирка для развлечения собравшихся римлян.

Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, со львами.

Поединки зачастую были очень жестокими. Как рассказывали римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было посыпать песком, чтобы возобновить бой.

Колизей – самое большое и красивое сооружение для проведения гладиаторских боев и других зрелищ. Здесь могло поместиться 56 тысяч человек

5. Подведение итога урока.

Подвести итог урока, оценить работу учащихся

С какими цивилизациями познакомились?

Что такое цивилизация?

Какое сообщество людей можно назвать государством?

1) Люди строят города- новые центры хозяйства (ремесла, торговля)

2) Общество состоит из семей и народов, расслаивается на богатых и бедных, знатных и незнатных

3) Власть осуществляет государство через чиновников, законы, армию.

4) Знания хранят и передают с помощью письменности.

Игра «Верю – не верю»

6. Этап информирования д/з и инструктаж по его выполнению.

Сообщить д/з, разъяснить способ его выполнения и мотивировать необходимость и обязательность его выполнения

Дома вы продолжите работать с контурной картой. На рассмотренных сегодня цивилизациях отметьте условными обозначениями те достопримечательности, о которых вы рассказывали на уроке. А также можно подготовить интересный доп. Материал «7чудес света»