Сочинение "Безопасность труда". Сочинение: Личная безопасность человека Личная безопасность в современной жизни

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

  1. Безопасность;
  2. Самоуважение;
  3. Признание, утверждение, чувство успеха;
  4. Опыт позитивных воспоминаний.

Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

  1. Психологические травмы и катастрофы.
  2. Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:

  1. Потери активной жизненной позиции.
  • Нежеланию к саморегуляции , адаптации в общественной среде, самопознанию .
  • В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты . Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить . Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.


    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей. Подобный успех практически обеспечивает человеку чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека начинается, когда творческая активность обращается на самого человека - личность создает себя сама . Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный - это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным жизненным путем

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе , к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья , а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

    Личная безопасность человека


    Безопасная жизнедеятельность в новой эпохе

    Мышление, направленное в будущее

    Значение русского языка в культуре безопасности человека

    Список литературы


    Безопасная жизнедеятельность в новой эпохе

    Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.

    Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.

    В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.

    Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.

    Серьезным научным открытиям предшествовала теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) сильно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии).

    Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому, превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.

    Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующую: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество – с его разумом и мудростью – сделается основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т. е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать «направляемым» жизнедеятельностью человека.

    В 1945 году с очередным достижением науки и техники – созданием атомного оружия, человек достиг технологий геологического масштаба. Попадание таких технологий в руки людей, среди которых могут оказаться фанатики, означает возникновение небывалых угроз всему миру. Неожиданно оказалось, что это оружие представляет собой угрозу не только для противника, но и для всего человечества, для всей окружающей среды.

    Исследования глобальной угрозы атомной войны, натолкнули учёных на открытие до тех пор неведомой, но аналогичной угрозы от возможного столкновения нашей планеты с крупным астероидом. Столкновение Земли с астероидом поперечником в 1 км эквивалентно по мощи одновременному взрыву арсеналов, накопленных всеми ядерными державами. Вероятность встречи с малым небесным телом опасных размеров (до 3 км в поперечнике) невелика – раз в десятки миллионов лет. Но из-за постоянно расширяющейся деятельности человека, появляются различные потенциально опасные объекты (типа АЭС), при разрушении (повреждении) которых возможно возникновение экологической катастрофы национального или даже континентального масштаба. А для этого достаточно столкновения с небесным телом значительно меньших размеров – поперечником только в сотни метров – вероятность чего значительно выше (раз в десятки тысяч лет).

    В 70-х годах ХХ века американский профессор Дж. Форрестер применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов. Объектом его исследований стал процесс развития человеческой цивилизации, который он назвал «мировой динамикой». Его исследования показали, что с течением времени окружающая среда изменится таким образом, что человечество как биологический вид не сможет в ней существовать. То есть биосфера будет деградировать до тех пор, пока не исчезнет причина деградации – цивилизация, не сумевшая согласовать свой рост (и поведение) с возможностями окружающей среды. Согласно расчетам Форрестера катастрофа наступит в период 2025–2050 годов.

    Дальнейшие расчеты с использованием до 70-ти определяющих параметров (вместо 5-ти у Форрестера) с учетом неравномерности развития различных регионов мира – подтвердили не только качественные выводы, но даже время возможной катастрофы.

    Было установлено, что во избежание катастрофы человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями Земли, комплексные принципы «устойчивого развития» и нормы поведения. Именно эти принципы и нормы В наступающем XXI веке должны обеспечить реальную безопасность жизнедеятельности человечества.

    Беспокойство общественности привело к созыву Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году. Впервые в истории мировое сообщество на самом высоком уровне признало наличие и остроту глобальных проблем, но за последующие 20 лет реальных сдвигов в улучшении окружающей среды в глобальном масштабе не произошло. Наоборот, была отмечена продолжающаяся её деградация, возникли новые глобальные угрозы: загрязнение территории «развивающихся стран», истощение озонового слоя атмосферы, потеря биоразнообразия, активная вырубка леса и опустынивание.

    Конференция ООН-1992 (Рио-де-Жанейро) приняла Декларацию, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития. В Декларацию вошли 27 рекомендательных принципов. Главным из них является принцип упреждения, касающийся обеспечения безопасности жизнедеятельности. Следующая Конференция ООН-2002 в Йоханнесбурге не сумела преодолеть сопротивление развитых стран принятию конструктивных решений по выходу из глобального кризиса.

    Таким образом, за 30 лет, прошедшие после Стокгольмской Конференции, не была достигнута ни одна из намеченных целей. Проделана огромная подготовительная работа. Новые угрозы выявлены, намечен путь борьбы с ними. Однако все усилия будут безрезультатны, если каждый человек, каждый житель Земли, не изменит своих целей и характера своей жизнедеятельности – не построит в своём сознании нового мировоззрения, соответствующего новой эпохе.

    В истории развития человека уже имеется прецедент, когда был исчерпан потенциал развития, связанный с совершенствованием каменного оружия и образом жизни охотника. Уничтожение крупных копытных с помощью метательного оружия поставило наших предков на грань вымирания от голода. Борьба за ресурс сократила население планеты, вероятно, во много раз. Именно в это время исчезли многие претенденты на право называться предками человека. Остались только кроманьонцы, как пишет Н.Н. Моисеев: «может быть, даже не самые сильные, не самые умные, но обладавшие более совершенной нравственностью, т. е. системой нравов, а значит – и более дисциплинированные, более приспособленные для создания более совершенной общественной организации». Пройдя через страшный кризис, наши предки полностью перестроили свой образ жизни.

    Мышление, направленное в будущее

    В обществе, где прошлое плавно перетекает в настоящее и повторяет себя в будущем, самым разумным способом подготовки подрастающего поколения к жизни будет вооружение его навыками и умениями прошлого, потому что они-то и понадобятся ему в будущем.

    Отец передавал сыну вместе со всевозможными практическими навыками и четко сформулированную, крайне традиционную систему ценностей. Знание приобреталось в семье, религиозных организациях и в процессе обучения ремеслу. Прошлый опыт составлял основу содержания обучения.

    Технический век от всего этого не оставил камня на камне, потому что развивающейся промышленности нужен был человек нового типа. Она требовала таких умений и навыков, каких сама по себе ни семья, ни церковь не в состоянии были обеспечить. Она же ускорила и переворот в системе ценностей. Более того, она потребовала от человека нового чувства времени.

    Возникла система образования, которая уже самой своей структурой воспроизводила новый мир. Школьник не просто узнавал факты, нужные ему впоследствии, он жил и знакомился с тем образом жизни, который в миниатюре повторял образ жизни, который ему предстояло вести в будущем. Школы постепенно и незаметно приучали к новой субъективной парадигме времени, ставшей столь необходимой в условиях развивающегося производства. Столкнувшись с невиданными прежде обстоятельствами, люди постепенно осваивались в настоящем. Центр внимания в образовании начал постепенно смещаться от прошлого к настоящему.

    К концу XX века в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. «Можно сказать, – пишет в одной из своих последних работ А.Д. Урсул, – что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации». В докладах Римского клуба было отмечено, что традиционное образование, которое получают дети и молодежь, должным образом не отражает тот мир, в котором им приходится жить. Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.

    Как решается этот вопрос? Рассмотрим разницу в подаче в современной школе материалов по пространству и времени. Каждому учащемуся любой школы помогают сориентироваться в пространстве через изучение географии. Ему показывают не только, где находится его город, регион или страна, но и пытаются объяснить, как расположена Земля в космическом пространстве относительно других планет солнечной системы и всей Вселенной.

    Однако при локализации ребенка во времени, возникает обратная ситуация. Его погружают в прошлое собственной страны и прошлое всего мира. Он изучает Древнюю Грецию и Рим, развитие феодализма и так далее. Он переполнен бесконечными рассказами о войнах, революциях и переворотах, и все они снабжены ярлычками с соответствующими датами. А дальше время резко остановилось. О завтрашнем дне школа хранит молчание. Внимание учащегося направлено не вперед, а назад. Будущее, так сказать, изгнанное из класса, изгоняется и из его сознания.

    Анализируя содержание любого учебного предмета всю его учебную информацию можно разделить на два вида:

    а) консервативная (традиционная, инерционная) – общепринятая, утвердившаяся культурная и научная информация, необходимая в качестве основы для дальнейшего развития общества. Данная информация передается от поколения к поколению, из прошлого в настоящее;

    б) прогрессивная (изменчивая, оперативная) – информация об изменениях в окружающем мире, необходимая для адаптации к новым условиям, открытия в научном мире и технологиях. Прогрессивная информация направлена из настоящего в будущее.

    В содержании современного образования очевидно явное преобладание информации консервативного вида и очень ограниченное использование прогрессивной. Подобное соотношение сохранялось тысячелетиями и не вызывало критики еще 50 лет назад. Сейчас окружающий мир быстро меняется и поэтому современное общество выдвигает требование непрерывности образования. Количество новой информации становится избыточным и человек не может ее соотнести со своим прошлым опытом, нормами и ценностями. Поэтому консервативная информация, с ее культурным наследием и историческими традициями, часто становится невостребованной. Человек начинает жить сегодняшним днем, реализуя принцип «после меня хоть потоп». Преувеличивая ценность настоящего времени, он боится будущего, его быстрых перемен. Можно проследить взаимосвязь некоторых негативных социальных явлений с отсутствием у людей заботы о будущем. Желание получить удовольствие сейчас от употребления алкоголя, наркотиков, табака сильнее, чем ожидаемые в будущем страдания от болезней, вызываемых употреблением этих веществ. Человек не задумывается о создании полноценной семьи, о здоровье и безопасности своих детей. Он не голосует на выборах, потому что ему безразлично будущее общества, в котором живет. Террористов и насильников мало волнует будущее наказание, для них важнее интересы настоящего момента.

    Потребительское отношение к окружающему миру искажает в человеке чувство времени. Человек бесполезно теряет время своей жизни, когда он смотрит фильмы и читает книги, которые не заставляют его задумываться. Он ищет развлечения, новые способы как провести, точнее, убить время. Безразличие человека по отношению к самому себе, к своему настоящему и будущему в последствие переносится на его отношение к другим людям. Разрушаются связи не только между людьми разных поколений, но и среди сверстников. Разрушается то общее, что образует общество. Существуют обратные примеры, когда за короткий промежуток времени наша страна делала огромный шаг в своем развитии. Это стало возможным потому, что у людей была вера в будущее, к которому они стремились. На поле боя воины умирали, защищая будущее своего народа. Можно сказать, что патриотизм, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслим без заботы о его будущем.

    Следуя духу известного афоризма: «Кто предостережен, тот вооружен» кажется, что для исправления ситуации достаточно снабдить людей новейшей информацией о том, что их ждет впереди. Упреждающая информация, действительно допускает изменение поведения. Однако привычка опережать события гораздо важнее упреждающей информации. Эта обусловленная подготовкой способность заглядывать вперед играет в адаптации к изменяющимся условиям нового мира ведущую роль. Возникает чувство будущего.

    Как отмечают некоторые исследователи, на подготовку человека к будущим событиям сказывается темп изменения окружающей среды. Чем он стремительнее, тем быстрее ускользает от нас современная окружающая обстановка. Однако чем с большей скоростью водитель движется, тем дальше должен быть отодвинут знак, чтобы водитель успел его прочитать и среагировать. Точно так же и общее ускорение темпа жизни вынуждает нас увеличить горизонт нашего времени, зондировать все более и более отдаленное будущее. Иначе мы рискуем оказаться застигнутыми врасплох непредвиденными событиями. Чем быстрее меняется среда, тем больше интереса к будущему надо проявлять.

    Н.К. Рерих писал: «Многие думают, что можно иногда подумать о будущем, а затем снова купаться в прошлом. Нужно не отдельные мысли устремлять к будущему, а существо сознания настроить в ключе будущего. Обязанность Вождя устремлять народ в будущее». Роль Вождя, по нашему представлению, должен играть учитель каждой школы. Но если слепой ведет слепого, оба упадут в яму. Чтобы иметь право вести за собой других, учителю необходимо самому смотреть вперед на несколько шагов.

    Как сегодняшнему ученику научиться предугадывать направление и скорость перемен, делать вероятностные, все более и более долгосрочные прогнозы на будущее? В первую очередь, он должен иметь у себя в голове достаточно правильные (пусть и грубые) образы будущего – представить себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, какие формы приобретет семья, и какие взаимоотношения между людьми будут превалировать; какие проблемы морально-этического и экологического плана могут возникнуть; какая техника будет нас окружать, и с какими организационными структурами придется нам срабатываться.

    Чтобы создать такие образы, прежде всего, мы должны сделать приемлемыми сами рассуждения о будущем. Нужно поощрять людей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества. Во время лекций и практических занятий необходимо будет обращаться к находящимся в работе научным, техническим и философским трудам, произведениям искусства. У нас нет литературы из будущего, но зато у нас есть литература о будущем, состоящая из современной научной фантастики. Как литературный жанр научная фантастика отнесена к разряду малопочтенных. Но если мы взглянем на нее не как на литературу, а как на разновидность социологии будущего то увидим, что фантастика может иметь колоссальное значение для формирования привычки к предвидению. Кроме этого, учащимся можно представить себя через несколько лет и напомнить, что их братья, родители и друзья тоже станут старше, предложить школьникам подумать, какими те станут в своей жизни.

    Подобные практические занятия наряду с изучением простых методов прогнозирования, помогут пересмотреть и наметить как личную, так и социальную концепцию будущего любого индивида. Они создадут у человека новую восприимчивость к будущему, которая окажется полезной в преодолении трудностей дня сегодняшнего, ожидающихся кризисов и поиску возможных решений этих сложных проблем в будущем.

    Мир изменяется, и ничто не остается без изменения. Сами события жизни подталкивают к новому мышлению. У человечества нет времени спорить о том, какое место на «Титанике» лучше, а какое хуже. Необходимо формировать новое мышление, мышление, обращенное в будущее и способное решить задачи развития цивилизации и сохранения окружающей среды. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование это невозможно. Образование – социальный институт, формирующий потребности будущего общества. От осмысления рядовым учителем своей ключевой роли и способности сориентировать на будущее собственное сознание, во многом зависит судьба жителей нашей страны и планеты в целом.

    Значение русского языка в культуре безопасности человека

    Русский язык является не только национально-культурной ценностью, но и представляет собой объект системы национальной безопасности, требующий внимания и защиты. В культуре безопасности человека язык занимает одно из ключевых мест, а его значение можно определить с позиций информационно-психологической безопасности личности и нации.

    Проведенный К. Колиным анализ информационных аспектов проблемы национальной безопасности России показывает, что сегодня для русского языка существуют достаточно серьезные угрозы, которые не позволяют оставить без внимания эту важную, но еще недостаточно осознанную проблему. К. Колин выделяет четыре наиболее важные угрозы, к которым относятся:

    1) засорение русского языка терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными традициям русской словесности;

    2) все более широкое использование в русской речи слов и оборотов жаргонного характера;

    3) активное сокращение русскоязычного информационного пространства в «ближнем зарубежье», т. е. в новых независимых государствах, еще недавно бывших республиками СССР;

    4) вытеснение русского языка из зоны «дальнего зарубежья» и все большее ограничение его использования в качестве одного из мировых языков международного общения.

    Основной посылкой указанных угроз является то, что язык – это «народообразующий стержень», который соединяет нацию воедино. Язык связывает настоящее народа с его историческим прошлым и веком грядущим. Но самым важным предметом, ускользающим от многих исследователей, является не сам единый стержень, а соединяющая этот стержень сила языка, которая находится в заложенных смыслах слов. В языке содержится больше исторической и культурной информации о носителе, чем в самом народе, если «вживую» изучать его нравы, традиции, обычаи. Поэтому, исследуя любой древнейший язык, можно восстановить и оживить образ его носителя-народа, даже если этот народ исчез с лица земли. Поняв язык, можно осознать нормы культуры, конкретные особенности взаимоотношений человека и социальной общности, в которую он включен. Например, в настоящее время фраза «с грехом пополам» понимается как «кое-как», тогда как ранее она, вероятно, применялась в отношении женщин легкого поведения, которые «добывали себе пропитание с грехом пополам».

    Если исчезает язык, вместе с ним уходят сложный мир и самобытная культура той или иной общности. В России насильственная стандартизация жизни привела к исчезновению многих малых этносов, ибо был вытеснен их родной язык. Вместе с гибелью языка рушится жизненный мир: традиции, обычаи, культурная самобытность малых народностей.

    В сознании каждого человека существует нормативная система, которая представляет собой модель мира, задающая программу деятельности и состоящую из неявных и явных норм. Неявные нормы запрограммированы в языке, который отражает сложную структуру бытия, систему отношений и связи между людьми. Слова действуют на сознание человека через ассоциации, порождая поток образов и чувств. Например, когда русский человек слышит слова «наемный убийца», они поднимают в его сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношении к обозначаемым ими явлениям. Но если ему сказать «киллер», он воспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ярких ассоциаций, смысл. И этот смысл он воспримет пассивно: «Киллер – это профессия, такая же, как маляр или токарь».

    Мышление взрослого, нормально развитого человека неразрывно связано с речью. Речь является орудием мышления. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. С другой стороны, стиль мышления человека проявляется в его речи.

    Психологи утверждают, что развитие у человека способностей к абстрактному логическому мышлению существенным образом зависит от богатства того языка, на котором он мыслит. Кроме этого, от богатства языка существенным образом зависит и процесс формирования его общего мировоззрения. Другими словами, «образ мира», который формируется в нашем сознании, определяется не только уровнем наших знаний и идеологическими установками, но также и теми языковыми средствами, с помощью которых он формируется в процессе мышления.

    Слова в естественном языке отражают становление национального характера, тип человеческих отношений и отношения человека к миру. Специфика языка определяет специфику осмысления мира. При усвоении родного языка у каждого ребенка формируется «фильтрующая сетка», заставляющая воспринимать мир в определенных категориях.

    И.С. Тургенев писал о русском языке: «В дни сомнений, в дни тягостных раздумий ты один мне поддержка и опора». Чтобы лишить человека этой поддержки и опоры, достаточно исказить язык. Искажения языка происходили всегда и во всех странах, но в наше время это явление приняло угрожающие размеры (процесс стал неуправляемым или, наоборот, очень хорошо спланированным). Таким образом, методичную и тщательную замену слов русского языка чуждыми нам словами следует рассматривать как манипуляцию сознанием, а не просто «засорение» языка или признак бескультурья. Постепенно происходит искажение модели мира, заложенной структурой родного языка, и навязывание чуждой модели мира, которая призвана обеспечить желаемые (кому-то) типы поведения. Президент Российской Академии наук, государственный секретарь, министр просвещения А.С. Шишков ещё в XIX веке писал, что «Не одно оружие и сила одного народа опасна бывает другому; тайное покушение прельстить умы, очаровать сердца, поколебать любовь к земле своей и гордость к имени своему, есть средство надежнее мечей и пушек. Средство медленное, но верное, и рано или поздно, но цели своей достигает. Мало-помалу налагает оно нравственные узы, дабы потом наложить и настоящие цепи, зная, что пленник в оковах может разорвать их, может еще быть горд и страшен победителю, но пленник умом и сердцем остается всегда пленником.

    Говоря о воспитании культуры безопасности, считаем, что человек должен мыслить образами и категориями безопасности. К сожалению, в настоящее время процесс криминализации нашего общества оказывает значительное влияние на язык. Поэтому считаем, что необходимо затронуть вопрос об употреблении в нашей повседневной речи слов и оборотов речи из блатного жаргона уголовников. Широко употребляемые такие слова как «наезд», «зачистка», «разборка» и тому подобные – это прямые заимствования из словаря представителей преступного мира нашей страны. И означают они вполне конкретные деяния. В чем разница между произнесением слов «милиционер» и «мент»? В изменении отношения к сотруднику правоохранительных органов того человека, кто произносит это слово (при сохранившемся смысле слова). Это отношение – негативное, и оно имеет одни корни – криминальные.

    Криминальное «заражение» речи происходит в основном через СМИ, литературу, кино и музыку. Известно, что те вопросы, которые наиболее подробно рассматриваются в электронных и печатных СМИ, считаются наиболее важными, тем более, если этой теме целиком посвящена телепередача или газета с непременным употреблением криминального жаргона. Благодаря ежедневной деятельности СМИ меняется отношение к преступности, которая выходит из «тени», становится более демонстративной, публичной и легитимной. Частые показы насилия по телевидению «культивируют» устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Кроме этого, происходит привыкание к насилию.

    «Жертвами» криминального жанра (боевики, триллеры, фильмы ужасов и т. д.) чаще оказывается молодежь с традиционно высокой степенью внушаемости, психически больные, лица с неустойчивой психикой и отсутствием сформированной профессиональной мотивации. Телевизионные образы главных героев «Бригады» и «Бумера», дополняемые другими «раздражителями» (от музыки для мобильных телефонов до изображений на обложках школьных тетрадей), оказывают сильное воздействие на симпатии подростков. Они начинают употреблять слова из криминального словаря, не понимая заложенного в них смысла.

    На литературе уже давно лежит большая ответственность перед всем обществом за популяризацию и романтизацию образов уголовников, но современное «криминальное чтиво» не просто выполняет «заказ» криминальной «профориентации» населения. Для некоторых категорий людей оно представляет собой учебники, руководства к действию.

    На радио существуют музыкальные каналы, специализирующиеся на блатной песне, получившей новое демократичное название «шансона». Популярные криминальные барды гастролируют по всей стране с концертными программами. Они занимаются не только пропагандой преступного образа жизни, но и вносят в него элемент романтики, которая привлекает и воодушевляет молодое поколение «брать от жизни все», ничего не давая взамен. В текстах песен этого жанра, как правило, восхваляется криминальный «герой» и его «подвиги», а порядочные люди откровенно высмеиваются.

    Соглашаясь с суждением Т. Мироновой, что насаждаемая в наше сознание криминальная субкультура, «совсем не безобидна, она рождает в обществе преступную агрессивность, звериную жестокость, разделяет нацию на «лохов» и «крутых», формирует в обществе криминальные идеалы. Язык преступников, которому навязчиво обучают нашу молодежь, воспитывает у нее… преступное мышление и преступное поведение….Опасный, заставляющий содрогнуться путь к поголовной бандитизации страны»

    История показывает, что введение жесткой «языковой цензуры» не приносит ощутимого эффекта, но из этого не следует, что нам нужно пассивно смотреть на происходящее, надеясь, что «язык переживал ещё и не такое, он справится». В петровские времена, когда заимствования насаждались в приказном порядке, этот процесс происходил осознанно. Сейчас ситуация принципиально иная – люди добровольно употребляют заимствованные слова, порой не считаясь ни с какими смыслами (как в случае с употреблением нецензурных слов, которое, как показывают последние научные исследования, негативно отражается даже на физическом здоровье человека).

    Несмотря на немалое количество общественных и государственных организаций, заботящихся о чистоте русского языка, проблема никак не решается, а судя по сегодняшним школьным программам – ситуация стала еще хуже. Говоря о русском языке как о факторе духовного единения многонациональной России, встаёт вопрос: «Кто и как должен заниматься вопросами сохранения языка?». Только ли лингвисты? Не только. Затронуты неразрывно связанные с мировоззрением человека сферы безопасности личности и нации, обучения и воспитания. Слово формирует сознание, а сознание формирует бытие. Как мы говорим, так мы и живем.


    Список литературы

    1. Гафнер В.В. «Новое мышление как основа безопасной жизнедеятельности»

    2. Гафнер В.В. «Значение русского языка в культуре безопасности человека»

    Елена Цветкова
    Эссе «Безопасность социальных систем»

    ДОУ № 25 «Светлячок» является учреждением общеобразовательного вида, с приоритетным направлением по социально -личностному развитию детей. Что предполагает повышение стандарта образования именно в социальной сфере развития ребёнка. Одним из главных направлений нашей работы является формирование основ безопасности жизнедеятельности детей.

    Что же такое безопасность ?

    Безопасность есть первая из базовых потребностей, отличающих человека от остального живого мира; высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности .

    Безопасность есть потребность каждого человека. Сущность потребности в безопасности связана с первоисточниками жизнедеятельности человека : физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода, потребность в любви и в социальных связях , потребность в уважении, одобрении и признании общества, потребность в самоутверждении как личности и потребность в непосредственно безопасности .

    Считается очевидным, что абсолютной безопасности не существует . Опасность, то есть возможность гибели (прекращения существования) чего-либо, есть всегда. Поэтому все в этом мире имеет свое начало и свой конец. И когда увядают цветы, опадают листья деревьев, уходят из жизни престарелые люди – все это как-то можно объяснить и понять – всему свое время. Но когда происходит взрыв террористический акт, рушится старый аварийный дом, тонет новый корабль, перестает существовать казавшееся незыблемым государство – это вызывает крайнее недоумение и множество вопросов о причинах произошедшего, а также о возможных действиях для предотвращения трагедии.

    Мы педагоги – дошкольники чаще всего рассматриваем охрану безопасности жизнедеятельности как личную безопасность ребёнка и проводим работу по формированию у него навыков социальной и физической безопасности . Основными постулатами служат понятия «надо делать так» , «этого делать нельзя» . Конечно – это очень важно для благополучного развития детей и нельзя полностью упускать эту работу, не считая её необходимой. Ведь ребёнок, и не только дошкольник, требует к себе повышенного внимания. И именно находящийся рядом взрослый должен помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, соотносить свои действия и поступки с действиями и поступками окружающих, принося себе и другим пользу и не нанося вреда.

    Но, как мы видим из прослушанного курса, охрана безопасности жизнедеятельности затрагивает буквально все стороны нашей жизни. Она не может рассматриваться в том узком контексте, как это видится на первый взгляд. Эмоциональное состояние, социальные отношения , политическая обстановка, и многие другие факторы пропускаются через призму безопасности .

    Количество и масштабы угроз личности и обществу непрерывно нарастают. При этом общее внимание уделено, в основном, практическим задачам защиты в конкретных, уже реализующихся ситуациях. К решению отдельных задач свелась также большая часть разработок в области безопасности , посвящённых, например, вопросам техники безопасности , национальной безопасности , экологической безопасности , информационной безопасности , безопасности предпринимательства и т. д. и т. п. Однако неожиданно возникшие глобальные угрозы от собственной жизнедеятельности поставили теперь вопрос «быть или не быть» не только перед отдельным человеком, но и перед всем человечеством. Они также невидимо изменяют характер и интенсивность известных и привычных угроз, не дают нам надёжно защититься привычными средствами.

    Рассматривая глобальные проблемы . Мы обязательно должны начинать с самого малого – формирования у детей понятий безопасности , знаний и умений применять эти знания на практике. Только при взаимосвязи всех ступеней можно говорить о положительной динамике. О формировании безопасности общества в целом .

    Безопасность общества зависит от его технологических достижений и от состояния духовного здоровья; духовно здоровое общество опирается на стремление осуществить общий проект совместной жизни и наличие подвижников, готовых ради него к самопожертвованию и увлекающих за собой остальных. Поэтому считаю необходимым формировать у ребёнка социально значимые понятия , умение адаптироваться в обществе, находить общий зык с окружающими людьми, не противопоставляя себя другим.

    Решая какие либо вопросы, каждый человек для себя находит более оптимальные, можно сказать безопасные пути решения проблемы. Он как бы подсознательно создаёт для себя благоприятные условия, способствующие его дальнейшим действиям, которые помогут ему достичь той или иной цели. Поэтому наша задача, как педагогов, помочь детям в нахождении решения возникших проблем наиболее приемлемым способом : создавая ровные эмоциональные взаимоотношения в группе сверстников, проецируя их на достижение положительных результатов при общении друг с другом. Дети не должны проявлять чувство агрессии по отношению к другому человеку, т. е. создавать для него «опасные» ситуации, как нафизическом так и на эмоциональном уровне. Ребёнок, помогая товарищу, поддерживая этим самым создаёт наилучшие условия для своей деятельности, ведь и ему будет оказана поддержка в трудную минуту, он будет лучше защищён о опасностей окружающего.

    Что является опасным для нас с позиции теории безопасности социальных систем ?

    Опасным является все то, что :

    мешает развитию человека и снижает продолжительность жизни

    препятствует созданию наиболее развитого общества

    ухудшает среду обитания и нарушает гармоничное взаимодействие людей с окружающим Миром.

    Как говорил Владимир Филиппович - основными постулатами безопасности являются – защита , борьба и профилактика. Поэтому свою работу мы должны вести учитывая все эти направления.

    Конечно, профилактика как вид работы с детьми есть наиболее приемлемый способ достижения результата. Ведь предупредить опасность всегда лучше, чем исправлять ошибки.

    Так же мы на своем уровне строим и систему защиты от опасности для детей : обновляются старые сломанные игрушки, в ДОУ введена система видеонаблюдения , проводится ремонт ДОУ, предотвращаются драки между детьми, и т. д.

    Борьба, по моему мнению, в специфике нашей работы с детьми дошкольниками может иметь только социальное значение : ребёнок должен преодолевать какие либо внутренние преграды, решать ситуации, могущие повлечь опасность как для него, таки для окружающих ему людей.

    Как мы прослушали из лекций, страх является одним их условий, которые помогают избегать или устранять опасность. Возникновение страха связано с возможностью утраты человеком чего либо очень важного для него, вплоть до страха потери жизни. Но в то же время страх мобилизует человека, помогает ему преодолеть какое либо препятствие или если это возможно устранить его. Мы видим из истории, что иногда под воздействием страха за себя или близкого человека совершались подвиги, совершались открытия.

    Становиться понятно, что страх не всегда зло и слабость, это защитная реакция организма. Поэтому, мы должны нашим детям помочь понять, что иногда страх стоит на их защите, помогает реально оценить возникшую опасность и тогда, ребенок, задумавшись и немного испугавшись, не полезет в глубокую лужу или не начнёт гладить чужую собаку. Конечно, необходим разумный компромисс – нельзя запугивать ребёнка всевозможными опасностями, навлекая на него предполагаемые разнообразные страшные последствия. Необходимо видеть грань между боязнью перед окружающим и разумной безопасностью . Ребёнок должен проявлять чувство опасения или боязни при реальной опасности, но никогда не надо доводить его до испуга или чувства ужаса, это может привести к негативным последствиям для его здоровья. Разумность - прежде всего и умение найти правильную линию поведения при формировании у детей ОБЖ. У ребёнка следует формировать желание защищать себя, помогать своим близким, при этом учить соотносить свои возможности с желаемым результатом. Необходимо воспитывать коллективистские чувства, так как поддержка окружающих, чувство локтя помогут малышу справиться с проблемами «страшного» окружающим миром.

    Формирование мотивов поведения ребёнка так же можно рассматривать как формирование его безопасности . В качестве мотива выступает материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности человека. Если у человека во главе его стремлений стоит корыстолюбие, жажда власти, то он готов или по головам окружающих, лишь бы добиться поставленной перед собой цели. Человек, возвышаясь над окружающими, приводит к обострению взаимоотношений между членами одного сообщества и может произойти социальный взрыв , который приведёт к непоправимым последствиям.

    Формирование социально правильной мотивации, умения взаимодействовать с людьми является одной из задач воспитания дошкольников. Только социально ровные отношения помогут нашим воспитанникам найти своё место в социальной нише , принося гармонию и безопасность в окружающий мир .

    Я считаю, что глобальные вопросы безопасности должны решаться постепенно, начиная с самых первых уровней. Только слаженная система работы на всех ступенях поможет добиться положительных результатов. Только человек, имеющий правильное понятие о безопасности , сможет оградить сначала себя, затем близких, затем окружающих, Родину от возникшей опасности, решать политические, экологические, социологические и другие проблемы .

    XX век принес людям не только достижения в области технического прогресса, облегчившие жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее, а иногда делающих просто невыносимой. Болезни, изменение климата, нарушение экологического равновесия, войны и т. д. Все это таким или иным образом отражается на нас.

    Многие считают, что эти беды обойдут их стороной, никакие глобальные проблемы не коснутся. Но дело в том, что большие катаклизмы порождают малые, которые, возможно» заденут вас или ваших близких.

    Сегодня бедой нашей страны стал разгул вседозволенности и бесконтрольности, породивший рост преступности. Причем преступления становятся жестокими и изощренными. Самыми распространенными уголовными преступлениями в наше время считаются убийства, наркоторговля, угон автомобилей, рэкет, грабежи и кражи. От них не застрахованы ни простые граждане, ни известные люди.

    Как же защититься от всех напастей и крушений, которые могут коснуться нас в повседневной жизни? Вот здесь появляется понятие безопасности, обеспечение которой и позволяет в какой-то мере застраховаться от всевозможных проблем и включает в себя комплекс мер, направленных на сохранение вашей жизни и членов вашей семьи, личного имущества.

    Соблюдение элементарных правил личной безопасности помогает человеку,как доказывает жизнь,избежать различных физических и моральных травм.

    Данная статья представляет Вашему вниманию аспекты проблемы обеспечения безопасности человека в современном обществе. Однако предугадать все ситуации,которые может при готовить жизнь,вряд ли под силу кому-либо. Поэтому советы,которые будут даны на страницах журнала,не являются панацеей от всех бед. Возможно вы столкнетесь с явлением не затронутыми в нашем разделе. В этом случае,мы надеемся,вы сможете найти правильное решение,используя наши советы как базу. Искушенному читателю что-то может показаться смешным и обыденным,но тем не мнение не стоит перелистывать страницу или бросать чтение на середине журнала, ведь добрый совет сможет однажды спасти вам жизнь.

    Древние римляне говорили: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

    Энергичный, но добродушный шлепок акушерки по «пятой точке» вводит младенца в мир жизнедеятельности, дает ему возможность набрать в легкие воздуха, как бы командует: «Живи.», «Выживай!». С момента появления на Божий свет человека подстерегают опасности. Возможно, они и одержали бы победу над человеческим родом, но у разумного человека есть основной метод зашиты от козней «беса» опасности – БЕЗОПАСНОСТЬ.

    Эта богиня Доброты на протяжении тысячелетий верно служит человеку, отражая опасности щитом, на котором алмазом опыта жизнедеятельности выгравирован девиз: «Предупрежден, значит вооружен». С древних времен обеспечение персональной безопасности и сохранение здоровья - один из важнейших практических интересов человечества.

    Недаром кардинал и генералиссимус Франции Ришелье оставил будущим поколениям мудрое наставление: «... Безопасность - это категория неизмеримо более высокая, чем величие».

    В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

    Поэтому, как ради себя, так и ради других, следует знать основы безопасности жизнедеятельности. Это то же самое, что использование ремня безопасности во время управления автомобилем. Это выражение уважения к человеку. Это жизнеутверждающая позиция.

    «Зри в корень»,-.говорил гениальный Козьма Прутков. Давайте вместе «позрим», что такое безопасность, безопасный.

    Этимология слова: БЕЗ + ОПАСНЫЙ = БЕЗОПАСНЫЙ.

    Опасный - «содержащий в себе возможность бедствия, несчастья», «способный причинить кому-либо зло, вред» и т.п. В памятниках древнерусской письменности XI века встречается в форме «опасъный» - «охранительный, тщательный». Впоследствии слабый «ъ» исчез, звук «с» отвердел. Значение, вероятно, развивалось следующим образом: «заботливый» - «предостерегающий», далее «внушающий опасение, осторожность», «грозящий опасностью» - «способный причинить несчастье».Приставка без (безо, безъ) выражает значение «не имеющий чего-либо». На базе предложного сочетания «без опаса» (опасъ - охрана, защита) образовано прилагательное «безопасный» - «не грозящий опасностью», «защищенный».В словаре русского языка С. Л.Ожегова говорится: «Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

    Безопасность жизнедеятельности - это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

    Уже у древних римлян понятие безопасность (лат. seciaitas) олицетворяло общественную и личную безопасность, гарантированную властями. Ее культовое значение отразилось даже в монетных знаках.

    Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

    Жизнедеятельность - сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития. Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности - общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

    В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность.

    Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

    В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно.безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или заболевание.

    Повреждение организма может, произойти в результате как непосредственных контактных внешних воздействий (механических, электрических, химических и т.п.), так и дистанционных (теплового, светового и пр.). Повреждения могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него (например, после радиационного облучения).

    Опасные и вредные факторы обычно имеют внешне определенные пространственные области их проявления, так называемые опасные зоны.

    Нахождение человека в опасной зоне является одним из условий возникновения повреждения организма. При этом опасный фактор (опасность) должен обладать достаточной энергией, чтобы вызвать повреждение организма.

    Но в большинстве случаев люди сами не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред. Характерный пример пренебрежительного отношения к опасности - нарушение правил уличного движения. Вряд ли найдется пешеход, не знающий, для чего установлены светофоры. И тем не менее многие идут на красный свет. Итог этому - примерно половина дорожных происшествий происходит по вине пешеходов.

    Жизнь - дело рискованное. «Для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем для того, чтобы умереть», - утверждал итальянский драматург Витторио Альфьери. Это действительно так. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления на Земле. Вначале это были природные опасности: пониженная или повышенная температура воздуха, атмосферные осадки, солнечная радиация, молнии, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями, стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы, лесные пожары и т.д.).

    С развитием человеческого общества к природным опасностям непрерывной чередой прибавлялись техногенные опасности, то есть рожденные техникой. Научно-технический прогресс, наряду с благами, принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде.

    Техногенные опасности могут проявляться в виде аварий технических систем, пожаров, взрывов и других трудно предсказуемых событий. Попадая в зону действия подобных экстремальных ситуаций, люди рискуют получить травмы различной степени тяжести.

    Следует заметить, что человек и сам является часто источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Опасности, создаваемые человеком, очень разнообразны. Войны, социально-политические конфликты, преступления, проституция, наркомания, СПИД, голод, нищета, бескультурье -эти и другие пороки человеческого общества - социальные опасности..

    Таким образом, опасности окружающего мира условно разделены на три четко выделенные группы: природные, техногенные и социальные.

    Ученые пришли к выводу, что какой бы деятельностью ни занимался человек, где бы он ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это - потенциальные, то есть возможные опасности (потенциальный в переводе с латинского означает «скрытая сила»).

    Постоянное наличие вокруг нас потенциальных опасностей вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия. Эти условия называют причинами.

    Причиной несчастного случая очень часто служит наша собственная беспечность или неосторожность окружающих.Для сохранения своего здоровья и жизни необходимо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых происходит превращение потенциальных опасностей в действительные.

    Уберечься от несчастья удается не всегда, поскольку некоторые опасности не зависят от наших действий, проявляются внезапно, не оставляя времени на размышление, на спасение. Например, взрыв, землетрясение, ураган.

    В книге «Дианетика» (Современная наука душевного здоровья) Рон Хаббард пишет: «Существует пять разновидностей реакций человека на источник опасности. Пять направлений он может выбрать для решения любой проблемы. Действия его также можно оценить пятью разными способами. Сравнение с черной пантерой является здесь удачным.

    Давайте предположим, что черная пантера в плохом настроении сидит в доме человека по имени Гарик. Гарику надо идти спать на второй этаж. Но на ступеньках - черная пантера. Проблема заключается в том, как подняться по лестнице. Существует всего пять действий, которые Гарик может предпринять:

    1) может атаковать пантеру;

    2) может убежать из дома и от пантеры;

    3) может использовать другую лестницу и избежать встречи с черной пантерой; 4) может игнорировать животное (представить, что ее нет и попытаться пройти мимо нее) и

    5) может сдаться пантере.

    Вот пять механизмов:

    Атаковать;

    Отступить;

    Избежать;

    Проигнорировать;

    Сдаться.

    Любые действия подпадают под эти категории. И все они отмечаются в жизни. Все реакции можно разрешить «одним из указанных пяти способов». До тех пор, пока человек атакует действительно существующую угрозу, он находится в неплохой форме, он «нормальный»!

    ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗОНЫ РИСКА И СТРАХА

    С первых минут появления на свет и до дней последних человек постоянно пребывает в «зоне риска». Какие только напасти ни подкарауливают его на жизненном пути. Такой авторитет в области безопасности, как, например, английская фирма «Artur D. Littre», занимающаяся уже более 100 лет вопросами безопасности, пришла к выводу, что опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. Под риском как количественной мерой опасности обычно подразумевают возможность (либо вероятность) возникновения нежелательного события за определённый отрезок времени.

    В таблице приведена вероятность риска стать жертвой некоторых видов опасностей в течение года.

    Вид опасности Вероятность случаев в году

    Общий риск 1 из 700

    Автомобильные катастрофы 1 из 4,000

    Преступления 1 из 4,000

    Отравление 1 из 5,000

    Умышленное убийство 1 из 7,000

    Утопление 1 из 10,000

    Падение 1 из 25,000

    Пожар и ожог 1 из 28,000

    Авиакатастрофа 1 из 50,000

    Электрический ток 1 из 65,000

    Железная дорога 1 из 150,000

    Промышленная авария, катастрофа 1 из 170,000

    Стихийное бедствие 1 из 1,600,000

    Авария на ядерном реакторе 1 из 300,000,000

    Чтобы противостоять эпидемии насилия, опасности и страха, необходимо знать два ограничивающих момента:

    До какого предела дойти, где грань между страхом губительным и страхом, данным человеку во спасение;

    Необходимо твердое знание заповедей безопасного поведения, ибо оно переходит в новое качество - имидж силы, уверенности, безопасности.

    Пословица гласит: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал». Присутствие духа значительно увеличивает шансы на спасение человека в любой ситуации.

    ПРИСУТСТВИЕ ДУХА.

    Природное это качество или его можно воспитать? Вот несколько примеров.

    Настоящим кошмаром во время боевых действий на Тихом океане для американских летчиков и моряков стали акулы. Пережить воздушный бой или торпедную атаку было, по словам ветеранов, гораздо легче, чем качаться в шлюпке или на плотике под палящим тропическим солнцем и гадать, кто появится раньше - спасательное судно или черный плавник. Педантичные янки собрали громадный объем данных по случаям нападения акул на одиночных людей и группы моряков, уцелевших после потопления их судов, потратили значительные средства на поиск всевозможных средств борьбы с морскими разбойницами. Испытывались химические вещества предположительно годные для отпугивания акул, различные виды оружия, но самое главное - вырабатывались рекомендации по поведению людей, подвергающихся опасности. После того как выяснилась практически полная неэффективность всех химикалий, а также способность, например, большой белой акулы без видимого неудовольствия переносить попадания в голову пуль полной обоймы армейского кольта калибра 11.43, основное внимание сосредоточили на выяснении ключевого вопроса: что же привлекает акулу к потенциальной жертве?

    Ученые пришли к парадоксальному выводу: основной приманкой для вечно голодной хищницы является не запах крови и тем более не внешний вид непривычных для океанской пустыни предметов - спасательных плотиков или болтающихся в надувных жилетах двуногих. Оставалось предположить, что существует некая «эманация страха», выделяемая людьми. Физический носитель этой эманации – гипотетическое вещество, которое вырабатывает организм запаниковавшего человека, так и не был установлен, но справедливость заключения американцев позже подтверждалась и аквалангистами команды Кусто, достаточно бесцеремонно обращавшимися с «белыми убийцами», и работами специалистов, изучавших многовековой опыт традиционных культур ныряльщиков за жемчугом.

    Бытующие сейчас представления об энерго-информационном обмене позволяют связать этот пример со случаем, вошедшим в число легенд о мастерах японских будо. Холодной осенней ночью хромоногий воин пытался одолеть один из поросших густым лесом перевалов горной области Кай - домена князя Такэда. Это был будущий главный советник князя и его лучший полководец Ямамото Канноцукэ. В чащобе самурая ожидала встреча со стаей голодных волков. Первым побуждением мастера клинка было намерение перерубить подбиравшихся поближе серых хищников. Однако воспитанное с детских лет глубокое уважение к мечу - святыне для средневекового члена японской воинской касты - заставило Канноцукэ выпустить рукоять. Оскорбить клинок кровью животного самурай не захотел, однако выбираться из смертельно опасного положения было необходимо.

    На помощь воину пришло искусство управления внутренней энергией Киай, секретная техника, культивируемая в японских школах традиционного будо. Зажав большие пальцы рук в ладони методом «крепкого сжатия», Канноцукэ расправил плечи, распрямился и захромал навстречу волкам. Завороженные образом проявленной мощи, изливаемым вовне потоком энергии, звери присели на хвосты и не осмелились атаковать необычного человека.

    Как и любое искусство, имеющее целью раскрыть внутренний потенциал человека, Киай-до опирается на несколько простых аксиом. Человек обладает неким количеством вселенской энергии ки (японское прочтение китайского термина «ци»), стоит как полноправный участник в цепи энерго-обмена Небо-Человек-Земля. Каждое физическое действие человека, каждое душевное движение или мысль пронизаны ки. Концентрируя и распределяя ки, осознанно используя его в любом виде деятельности, человек способен существенно улучшить достигаемые результаты. Естественно, что самым важным для самураев было боевое применение ки - и как средства поражения, и как средства реанимации раненых и контуженных. Стоит спутать или прервать поток своего ки при выполнении удара или блока, инициатива перейдет к противнику. Стоит вложить в пущенную стрелу силу всей полноты своего бытия - она пронижет и двойной доспех, и каменную скалу.

    Любого самурая готовили к управлению своим и чужим ки,. Строго говоря, название искусства Киай-до значит «Путь единения ки», возможно - своего ки и энергии противника. Разумеется, такое объединение в японском смысле слова и означает контроль, управление, владение.

    Считалось, что мастера Киай-до способны пересылать свое ки без помощи физического тела, и рассказы о подвигах прославленных воинов это подтверждают: убить врага насыщенным ки, особо модулированным криком, или вернуть к жизни впавшего в кому соратника было для них достаточно обычным делом. Развитое ки было залогом неуязвимости в бою, выносливости в походе, стойкости организма во время эпидемий.

    Похожие школы существовали и существуют не только в Японии. И единственным, пожалуй, отличием Киай-до и схожего по идеологии, но гораздо более популярного современного воинского искусства Айки-до от других эзотерических систем Востока и Запада состоит в том, что японцы говорят не о накоплении внутренней энергии, а о постоянном изливании своего ки вовне.

    Современному человеку стоит обратить внимание на следующие аксиомы Киай-до: страх спутывает ваше ки, а проникновение внешнего потока подчиняет вас чужой воле. Используя этот традиционный восточный понятийный аппарат, легко объяснить, что же происходит с человеком, попавшим в экстремальную ситуацию.

    Онемение, пересохшее горло, «ватные» руки и ноги, вросшие в землю, пустота в голове, состояние паники, охватившее всё существо находящегося в опасности человека, - типичные симптомы «спутанного» ки. Таким образом, состояние духа напрямую влияет на способность адекватно реагировать на угрозу - отбиваться, бежать или хотя бы по делу ответить подошедшему к вам в темном переулке гражданину.

    Второй аспект проблемы - влияние присутствия духа на излучение вовне своего или втягивание в себя внешнего потока. Утратив самообладание, человек неизбежно подчиняется чужой воле, открывается внешнему ки. В образовавшуюся потенциальную яму, пустоту рано или поздно внедряется чужая сила.

    Именно эту пустоту безошибочно чувствуют хищники - волки и акулы, а также хищники мира людей - преступники. Состояние пустоты, дефицит жизненной силы и воли, по которому бандиты выделяют жертву среди уличной толпы, на языке современных специалистов по выживанию в условиях каменных джунглей называется виктимностью.

    Виктимология - это учение о поведении жертвы, которое объясняет, чем руководствуется уличный грабитель или насильник во время выбора жертвы.

    Новый термин «виктимология» представляет собой сложное словообразование от латинского «виктима», что означает «жертва» и греческого «логос» - знание, наука.

    Выдающийся американский специалист в данной области профессор Бетти Грейсон путем серии исследований показала, что преступнику требуется в среднем семь секунд для визуальной оценки потенциального объекта для нападения - его физической подготовки, темперамента и тому подобного. Точно, хотя и бессознательно, преступник отмечает все: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, физические недостатки, утомление - словом все, что сыграет ему на руку.

    Чтобы выделить и классифицировать основные личностные особенности потенциальной жертвы, Грейсон засняла на видеопленку пешеходов, принадлежащих к разным возрастным и социальным группам. Запись была продемонстрирована заключенным, отбывающим срок в различных тюрьмах США. Предположения исследователя подтвердились: подавляющее большинство осужденных, которые были опрошены по отдельности, выбрали из массовки одних и тех же людей, которые, по их мнению, могли бы стать легкой добычей.

    В результате математического анализа выяснилось,что потенциальную жертву преступники часто выделяют по некоторым отличительным особенностям, движений. Это может быть их общая несогласованность, неуклюжесть походки - слишком размашистая или семенящая, которая привлекает внимание на фоне единого людского потока.

    А доктор Джоуэл Кирх, спортивный психолог и основатель Американского спортивного института, вместе со своим сотрудником Джорджем Леонардо подвели итог этой работы, определив две обобщенные категории людей: так называемую «группу риска» и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и несобранны психически. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно.

    Человеку, который чувствует себя относящимся к группе риска, для начала следует изучить себя: походку, жесты, мимику и заняться их коррекцией. Практически каждый человек в той или иной степени наделен артистическими способностями. Внушить себе уверенный стиль поведения и следовать ему среди уличной толпы может любой.

    Уверенно поднятая голова» прямой спокойный взгляд позволят создать вам некий защитный психологический щит. Этим вы исполните наставление мудрого Соломона: «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из его путей».

    Быть и казаться - совсем не одно и то же. Можно выглядеть донельзя «крутым», завести соответствующий «прикид», выражение лица, цветные наколки и машину «для мужчин, не привыкших чувствовать себя вторыми», но любая собака, тем более профессиональные «душеведы» - преступники - моментально поймут, что, кроме «понта», у этого человека ничего нет. Бандитов не зря называют волками - межличностные отношения в их среде очень похожи на динамичный, постоянно возобновляемый баланс сил в стае серых хищников. Ситуация, в которой одно слово или поступок могут кардинально изменить ранг человека в сложной, но понятной для всех членов сообщества иерархии, заставляет с особым вниманием относиться не только к собственным действиям, но и к малейшим оттенкам душевных движений других. В результате даже не самые выдающиеся люди этой субкультуры моментально различают фальшь, двоемыслие.

    Внутренняя сила и органично связанное с ней ощущение неуязвимости, безопасности есть то, что имитировать невозможно. Поэтому человеку, не желающему попасть из трудного положения в труднейшее, следует прежде всего четко представить - до какого предела он сможет дойти, отстаивая принятый образ.

    Понять, чем вы на самом деле располагаете, - значит сделать первый шаг к новой силе и новым возможностям. Аура безопасности станет реальной защитой.

    Сочинение

    Мой дом — моя крепость.

    Английская поговорка.

    Мой город — это мой дом, в котором я живу и с которым «общаюсь» каждый день. Бесспорно, в своем родном доме хочется чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что здесь ничего плохого с тобой никогда не случится.

    Однако жизнь города всегда наполнена опасностями, о которых нужно знать и помнить. Одна их таких опасностей — дороги с интенсивным автомобильным движением. С раннего детства нам рассказывают о правилах дорожного движения, учат безоговорочно соблюдать их и не поддаваться искушению перебежать дорогу в неположенном месте или «быстренько» обойти автобус спереди.

    Мне кажется, эти правила совершенно несложны, но очень разумны и надежны — их соблюдение может гарантировать пешеходу безопасность. Дело за малым — всегда применять их на практике.

    Город населяет множество людей. Все они очень разные — с разными представлениями о том, что хорошо и что плохо, с разными целями, намерениями. Конечно, не стоит шарахаться от каждого незнакомца, идущего тебе навстречу. Но, в то же время, нужно помнить о возможной опасности, идущей от них, и не общаться с незнакомыми людьми, не соглашаться на какие-то их предложения или приглашения и так далее.

    Кроме этого, всегда хочется быть уверенным, что в случае беды тебе придут на помощь люди, для которых помогать — это профессиональная обязанность. Я имею в виду и милицию, и пожарных, и скорую помощь. Думаю, просто необходимо знать номера телефонов этих служб и верить, что при необходимости тебе здесь своевременно и качественно окажут помощь.

    Я люблю свой город, это моя родина, с которой у меня связана вся жизнь. Здесь живут моя семья и друзья, здесь расположены детский сад, в который я ходил, моя школа. Я хорошо знаю свой район, люблю бывать в центре города, наблюдать, как он преображается, меняется, растет вместе со мной. В полном смысле слова мой город — это мой дом, в котором я чувствую себя спокойно и уютно. В этом мне помогают знания, и соблюдение простых правил безопасности.

    Не стоит «зацикливаться» на опасностях, ведь мир прекрасен и удивителен, однако всегда нужно быть внимательным и аккуратным. И тогда можно будет, вслед за англичанами, сказать, что мой большой дом — это моя крепость.