Акт о выявлении курения в неположенном месте. Приказ о запрете курения на территории предприятия

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Причиной, послужившей поводом для принятия антитабачного закона, стало подписание Российской Федерацией рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Таким способом было озвучено начало официальной борьбы за снижение смертности от употребления табака в рамках обязательств, данных государством на международной арене.

Помимо запретительных и ценовых мер законодателями была предпринята попытка по активизации помощи гражданам, решившим бросить курить самостоятельно.

Работодатель вправе полностью запретить курение на территории своей организации. Иначе он может пострадать из-за пренебрежения нормами, установленными законом, в части соблюдения требований по размещению знака о запрете курения либо оформления специальных мест недолжным образом и пр.

Курение на работе не только для сотрудника, но и для руководителя может стоить дорого.

В случае ненадлежащего контроля за соблюдением антитабачных норм на территории организаций либо в помещениях, предназначенных для рабочего процесса, размер штрафа для юридического лица или частного предпринимателя может быть доведен до 90 тыс. рублей.

Со стороны курильщиков нарушением внутреннего трудового распорядка будут являться:

  • выбрасывание окурков;
  • действия, направленные на искажение работы датчиков дыма;
  • курение при полном его запрете и пр.

Все эти действия квалифицируются как дисциплинарные проступки и влекут за собой написание объяснительной, а следом — вынесение замечания или выговора.


Соблюдение внутреннего трудового распорядка является частью трудовых обязанностей работника.

Нарушения могут привести к получению выговора и грозить работнику увольнением, но уволить служащего можно лишь в том случае, если он официально уведомлен о запрете курения на территории компании, в которой трудится.

Для таких радикальных мер со стороны работодателя должно быть осуществлено: ознакомление работников с правилами внутреннего распорядка под роспись, предупреждение о последствиях их нарушения и т. д.

Статистика говорит о том, что граждане не спешат обращаться в органы при непосредственном обнаружении фактов курения в неположенных местах. Большая часть выявленных правонарушений зафиксирована непосредственно лицами, уполномоченными составлять протоколы.


Штраф за курение в неположенном месте вряд ли остановит злостного курильщика, однако знать, кому и как жаловаться, полезно каждому гражданину.

Органы для принятия письменных и устных жалоб — это региональные отделения Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.

До написания официальной письменной жалобы обратиться можно и к работодателю, т. к. в его силах организовать процесс курения работников с соблюдением норм, установленных законом, и правил противопожарного режима.

Нормативные акты: штраф за курение

После введения антитабачного закона в области административного права были введены такие составы правонарушений, как:


Также в соответствии с действующим законодательством запрещена бесплатная раздача табачных изделий, в т. ч. в виде подарков, с целью увеличения продаж.


Самым распространенным видом наказания является штраф.

Курящим гражданам следует владеть информацией о том, кто может штрафовать за нарушение антитабачных норм.

По месту работы это может сделать только работодатель, вне ее — должностные лица.

Органы внутренних дел констатируют, что львиную долу правонарушений составляют те, которые случаются по причине запрета курения в ряде мест на отдельных территориях (в т. ч. и на территориях организаций, руководители которых полностью исключили возможность перекуров работников, подписав приказ о курении на предприятии; образец документа часто располагается на информационном стенде с целью ознакомления как можно большего количества людей).

Обязанность работника выполнять приказ о запрете курения сопряжена с необходимостью соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Место для курения

Согласно действующему законодательству, при соблюдении ряда условий употреблять табачные изделия допускается:

  • на открытом воздухе;
  • в помещениях;
  • на судах.


Помещения должны быть изолированы и иметь двери и вентиляцию.

На открытом воздухе для курения следует находиться в специально отведенных для этого местах.

Издавая приказ о выделении специальных мест для курения, работодатель вправе разрешить употребление табачных изделий в своей организации. Обозначение места специальной табличкой, создание освещения, снабжение курильщиков пепельницами и огнетушителями — все это входит в прямые обязанности руководителя.

Получается, курение на рабочем месте запрещено законом, тогда что делать курильщикам


При абсолютном запрете употребления табачных изделий на рабочем месте, закреплении этого ограничения во внутренних документах организаций, строгом отслеживании со стороны работодателя нарушений антитабачных норм гражданам следует воздерживаться от курения.

Альтернативой такому поведению может служить коллективное обращение сотрудников в адрес руководителя с просьбой выделить помещение для курения либо отвести под эти цели часть уличной территории.

Можно ли курить электронные сигареты в неположенных местах

Электронные сигареты представляют собой продукт, имитирующий курение путем употребления испаряющихся смесей.

Антитабачное законодательство ничего не говорит об электронных сигаретах, а также о тех местах, в которых допустимо или запрещено их использовать.

Проект закона о приравнивании использования электронных сигарет к обыкновенным находится в стадии обсуждения. Минздрав России, разрабатывая концепцию политики по противодействию влиянию табака на здоровье граждан, выступает за однозначное приравнивание запретов, существующих в сфере употребления традиционных сигарет, и на электронные.

Янв 19, 2018 zakonadmnin

В нашей компании сотрудникам разрешено курить в определенном месте – рядом с парковкой на прилегающей к офису территории. Эта норма закреплена Правилами внутреннего трудового распорядка и приказом по основ-ной деятельности. Должны ли мы сейчас предпринимать какие-либо действия в связи со вступлением в силу «антитабачного» закона? И если да, то какие?

1 июня 2013 г. вступили в силу основные положения «антитабачного» Федерального закона. В прошлом номере журнала мы говорили о том, можно ли запретить сотрудникам курить на работе.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15-ФЗ ) предусмотрено право работодателя выделить специальные места для курения в помещении и/или на своей территории (например, во внутреннем дворике, на крыльце офиса и др.). Для этого нужно последовательно выполнить следующие действия.

Шаг 1 Издать приказ о курении строго в отведенных для этого местах

Такой приказ по основной деятельности (пример) составляется по самостоятельно разработанной работодателем форме (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) , письмо Роструда от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1). Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, и соответствовать стандартам оформления организационно-распорядительных документов (Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Росархивом, ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, утв. приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 № 28-ст, ГОСТ Р 51141-98, утв. постановлением Госстандарта России от 27.02.1998 № 28) .

В этом документе следует:

  • установить, что курение разрешено только в специально оборудованных местах (изолированных помещениях и/или на открытом воздухе). При этом надо обязательно указать их количество и места расположения;
  • назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением работниками правил курения в специально оборудованных местах;
  • дать поручение внести необходимые изменения в локальные нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и др.;
  • решить организационно-технические вопросы:
    • развесить знаки, запрещающие курение в неустановленных местах (требования к ним установлены в приказе Минздрава России от 30.05.2013 № 340н) ;
    • отвести и оборудовать специальные места для курения на открытом воздухе и в изолированных помещениях (если они раньше не создавались) или переоборудовать их (если они уже созданы) в соответствии с требованиями Минздрава России;
    • предупредить работников о возможных дисциплинарных взысканиях в случае курения в неустановленных местах (абз. 6 ч. 1 ст. 22, ст. 192 ТК РФ) .

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ...

Поскольку обязанность по отведению и оборудованию специальных мест для курения была прямо возложена на работодателя еще п. 2 ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», утратившего силу с 1 июня 2013 г. (п.1 ст. 24 Закона № 15-ФЗ) , а также п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, такой приказ уже, скорее всего, действует в компании. Тем не менее работодателю придется подготовить новый приказ об оборудовании специальных мест для курения на открытом воздухе и/или в изолированных помещениях. Это связано с тем, что:

1. В Законе № 15-ФЗ теперь предусмотрено право работодателя ввести запрет на курение не только в помещениях (в том числе на рабочих местах и в рабочих зонах), но и на территориях, используемых для осуществления своей деятельности (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона № 15-ФЗ) , в то время как прежде запрет распространялся только на рабочие места.

2. Ранее при оборудовании мест для курения внутри здания работодатели руководствовались, в частности, требованиями, предъявляемыми к курительным помещениям при строительстве зданий (п. 5.8 СП 2.2.1.1312-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 88: пп. 5.19, 5.25, 72 СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782: пп. 8.5, 8.10, приложение «Г», СНиП 31-05-2003, утв. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 108) . Теперь требования к местам для курения (не только в изолированных помещениях, но и на открытом воздухе) устанавливает Минздрав России, и они ужесточаются прежде всего в части требований к системе вентиляции в изолированных помещениях.

В частности, уже действует приказ Минздрава России от 30.05.2013 № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». В стадии утверждения находится проект Требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Его можно найти на официальном сайте Минздрава России по адресу: www.rosminzdrav.ru/health/habits/37 . После утверждения его действие будет распространено на период начиная с 1 июня 2013 г.

Шаг 2 Ознакомить работников с приказом

Шаг 3 Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

В ПВТР необходимо закрепить перечень специально оборудованных мест для курения (их количество и места расположения), а также определить количество, время и продолжительность перерывов для курения (например, по 10 минут в конце каждого второго часа - 10:50, 12:50, 15:50, 17:50).

В этом случае вы сможете привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности не только за курение в неустановленных местах, но и за курение в неустановленное время или за длительное отсутствие на рабочем месте по причине перекура.

Предусмотрите в Правилах внутреннего трудового распорядка количество и продолжительность перерывов для курения

Наша справка

В требованиях Минздрава России речь идет о выделении и оборудовании изолированных помещений для курения табака, оснащенных в том числе приточно-вытяж- ной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Поэтому если вы приобретете и установите широко распространенные компактные курительные кабины, то нарушите установленные требования и зря потратите деньги. А стоит одна такая кабина недешево: от 160 тыс. руб. (на 2 человек) до 385 тыс. руб. (на 8-12 человек).

Шаг 4 Ознакомить под роспись всех работников компании с изменениями, внесенными в ПВТР

Резюме

С 1 июня 2013 г. работодатель вправе ограничить курение табака на территории организации, оборудовав специальные комнаты для курения. Обустройство или переоснащение имеющихся комнат может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты, например в Правила внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание: если у вас уже есть специально оборудованные места для курения, вам необходимо переоснастить их согласно требованиям Минздрава России.

При этом если в ПВТР, Положении об оплате труда и премировании, других локальных нормативных актах прописаны все необходимые условия, касающиеся специально оборудованных мест для курения, времени перерывов на него, привлечения к дисциплинарной ответственности за курение в неположенном месте, в неположенное время или длительное курение, а также условия премирования при наличии дисциплинарных взысканий, то никаких изменений в эти документы вносить не нужно.

ПРИМЕР

Приказ об ограничении курения на территории организации (фрагмент )

Огромный процент жителей РФ имеет вредную привычку курения. При этом многие из них признают, что они не согласны с вступившими в силу законами о запрете курения в общественных местах. По их мнению, введение таких строгих мер ущемляет их интересы и гарантированные государством права.

Последние нововведения, действующие в этой области, включают в себя установление запрета на курение в следующих местах:

  • во время пребывания в наземном или воздушном транспорте;
  • во время нахождения на территории железнодорожных и иных вокзалов;
  • в различных зданиях, принадлежащих общественным и государственным учреждениям;
  • на рабочих местах, включая территорию организации - ее подъезды, цеха и т.д.

Как только лицо будет замечено с сигаретой в вышеуказанных местах - у уполномоченного органа будут иметься абсолютно все основания для привлечения его к административной ответственности. При этом совокупность нарушений может привести к применению более серьезных санкций.

Законодательное регулирование

Государство возлагает на работодателей определенные обязанности, включая и осуществление постоянной защиты физического здоровья своих сотрудников. Из этого следует, что в интересах работодателя - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, находится наложение запрета на курение на территории предприятия и в рабочей зоне. В том случае, если работодатель не желает накладывать полный запрет - в его обязанности будет входить организация специального места для курения.

Помимо положений нового закона о запрете курения, к виновному лицу могут быть применены и меры административной ответственности.

В случае фиксирования факта отсутствия специально отведенного места для курения в организации, на работодателя будет возложена ответственность за несоблюдение мер пожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических норм. В роли основного наказания будет выступать денежный штраф, точный размер которого зависит от действующего порядка, а также от отдельных, дополнительных нюансов.

Если в организации отсутствует возможность по обеспечению и выделению отдельного места для того, чтобы там могли курить сотрудники, работодателю остается только ввести полный запрет на курение. Игнорирование данного факта по причине того, что в организации просто нет свободного места для оборудования в отдельной комнате, будет признано абсолютным нарушением.

Специальные места

Если работодатель пошел навстречу своим курящим сотрудникам и решил сохранить их привычку, перед ним встанет вопрос о том, как именно оборудовать место для курения, и какие действия следует для этого предпринять.

Место для курения должно отвечать одному из этих двух требований:

  • это место должно быть расположено на открытом воздухе. В таком случае допускается сооружение навеса или беседки, павильона;
  • место для курения может находиться в закрытом помещении, например, внутри предприятия в виде отдельной комнаты или кабинета. Но в этом случае оно должно быть оборудовано мощной вытяжной системой, которая будет быстро ликвидировать дым от выкуренных сигарет.

Место для курения обязательно должно быть отмечено соответствующим знаком, оповещающим сотрудников о том, что здесь курение будет являться правомерным.

Следует отметить, что к оборудованию места для курения работодатель должен отнестись со всей ответственностью. Повесить табличку с соответствующим названием комнаты будет недостаточно. Любая проверка обнаружит несоответствие помещения установленным стандартам. Курительная комната, помимо внутреннего оснащения, должна находиться и на достаточном расстоянии от рабочих мест других сотрудников, а также от помещений, предназначенных для приема пищи. В других же помещениях следует, наоборот, разместить информационные таблички, сообщающие о запрете курения в данных местах.

Как показывает практика, многие сотрудники самостоятельно выбирают себе места для курения, выходя, например, на крыльцо либо на территорию организации. В таком случае следует помнить, что отсутствие специально оборудованного места будет приравнено к нарушению действующих норм. Тогда ответственность может коснуться как и самого работодателя, так и его курящих сотрудников.

В отношении времени курения - законодательство не устанавливает определенных временных периодов для того, чтобы курящие сотрудники могли прерваться от выполнения своих обязанностей. Действующие нормы предполагают обязательное представление сотрудникам определенного времени, выделенного для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня. Это значит, что фактически оставление сотрудником своего рабочего места с целью покурить является нарушением трудовой дисциплины и существующего распорядка. При желании работодатель может предъявить соответствующие претензии, например, если считает, что сотрудник выходит курить слишком часто, тем самым оказывая серьезное негативное влияние на рабочий процесс.

Штраф как мера ответственности

С момента, когда нормы о запрете курения вступили в свою законную силу, представитель правоохранительных органов сможет арестовать и предъявить официальные обвинения каждому курильщику, находящемуся с сигаретой в неположенном месте.

Наиболее серьезная сумма штрафа будет грозить тем, кто курит на детских площадках. Отягчающим обстоятельством будет считаться и такая ситуация, при которой нарушитель не только курит сам, но и привлекают к курению лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом самим привлечением будет считаться не только непосредственное угощение сигаретой, но и, например, содействие в покупке табачных изделий, активная пропаганда курения и т.д.

При назначении штрафов следует помнить о том, что сделать это может только уполномоченное лицо. Именно поэтому данное наказание не может быть осуществлено, например, самим работодателем. Также вычитание любой суммы из заработной платы сотрудника будет признано абсолютно незаконным действием работодателя.

В погоне за отказом от пагубных привычек в отношении своих сотрудников работодателю следует проявлять максимальную осторожность. Не допускается дискриминация курящих работников, например, уменьшение размера их заработной платы, лишение премиальных выплат и т.д. Обиженный сотрудник всегда сможет обратиться в судебное учреждение для защиты собственных интересов. В таком случае к работодателю могут быть применены достаточно серьезные меры ответственности за проявление дискриминации.

Какая ответственность может грозить работнику?

Как уже было сказано выше, работодатель не может использовать такую меру как наложение штрафа в качестве наказания сотрудника за курение. Однако руководитель может применить иные санкции, предусмотренные действующими законодательными нормами. К таким санкциям относятся: замечание, выговор и последующее увольнение. Последняя мера должна применяться лишь в исключительных случаях, например, если на сотрудника не действуют ранее предпринятые меры в виде замечания и выговора, и он продолжает нарушать действующий порядок. Увольнение также может быть использовано и в том случае, если нарушения повторились три и более раз одним лицом.

При получении на руки документа от руководителя, свидетельствующего о назначении определенного штрафа, сотрудник имеет полное право отказаться от подписания данного документа и обратиться в учреждение, уполномоченное разрешать трудовые споры.

Как видно из всего вышеизложенного, курение не только является вредной привычкой, но и может доставить серьезные проблемы в области трудовых правоотношений между работником и его работодателем. Помимо этого, постоянное отвлечение на сигарету часто негативно сказывается на рабочем процессе. Сотрудник, постоянно выходящий покурить, в день может терять 1-1,5 часа, не выполняя в это время свои прямые обязанности. Именно поэтому в большинстве случаев установление полного запрета на курение в той или иной организации станет максимально оптимальным решением.

Если же работодатель не может запретить курение по определенным причинам, следует внимательно отнестись ко всем существующим требованиям по поводу оборудования специального помещения.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.