Что такое Норма? Значение и толкование слова norma, определение термина. Значение слова «норма Толковый переводоведческий словарь

В словаре Даля находим такое определение:
НОРМА ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не впадающее ни в какую крайность.
Нормальный вес, мера, принятые за общее где либо правило и служащие основаньем; единица веса и меры. Нормальная, в математике прямая черта, проходящая через точку касания и отвесно к касательной.

В первой части статьи из словаря дается житейское определение нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде.

После такого определения, лично у меня «не норма» начинает вызывать симпатию, а вот «нормальным» приспособленцем быть совсем не хочется, впрочем, тут со мной согласятся многие. Так старый психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посред¬ственности».

Согласно Ч. Ломброзо, «нормальный человек - это человек, обладающий хорошим аппетитом, порядочный работник, эгоист, рутинер, терпеливый, ува¬жающий всякую власть, домашнее животное». М. Ферри сравнивал нормального человека с готовым платьем, которое продают в больших магазинах.

В эпоху глобализации и унификации, стирания различий между культурами теряют свое значение и представление о норме, с точки зрения культурного релятивизма, т.е. о том, что норма определяется культурой и в рамках каждой отдельно взятой общности представление о норме свое.

Однако и посей день, есть определенная культурная специфика, например, многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением.

В то же время нельзя не учитывать, что представление о норме в обществе со временем меняются так отношение к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас может даже рассматриваться как вариант нормальных сексуальных отношений.

Еще большее удивление вызывает изменение представления о норме во внешности людей: сейчас длинные волосы у молодых людей, брюки на девушках уже никого не шокируют, а ведь всего лет 25 в нашей стране все было совсем по другому. Меняются нравы, меняется и представление о норме. Большая родовая семья вплоть до двадцатого века- норма, ее сменяет нуклеарная семья, а в настоящее время в Европе институт семьи и вовсе терпит крах. Изменению «норм» в совершенно разных сферах жизни просто нет числа. Может быть подобная подвижность и породила следующее видение нормы.

С точки зрения современной экзистенциальной психологии и философии каждый человек – норма сам для себя. Экзистен¬циалисты упирали на уникальность внутреннего мира человека, на необходимость интуитив¬ного проникновения, творческого сопереживания для его познания.

Понятие норма и патология таким образом практически уничтожались, поскольку каждый индивид провозглашался уникальным и собственно нормальным относительно себя самого.

Такая трактовка понятия нормы произвела революцию в психиатрии в 60е годы, значительно гуманизировала отношение к больным, собственно именно благодаря этому в настоящее время в большинстве стран в психиатрических клиниках мы не увидим картину, напоминающую «Полет над гнездом кукушки».

Но такой подход вызывает массу вопросов и возражений « А как же психи, убийцы, насильники? Бред, галлюцинации?» А на это есть уже традиционный подход психиатрии: отделение от плевел: нет симптома- нет проблем, не снимая полностью проблему нормы, но, очерчивая круг, в котором следует искать специфику нормы. Но с человеком как всегда не все так просто, слишком сложно мы устроены.

С точки зрения психоанализа степень нормальности определяется степенью осознанности, а также уровнем контроля.

В психоанализе есть интересный термин: «тестирование реальности»,- то насколько мы способны адекватно оценивать реальность, проверять ее на зуб, существовать в ней и давать себе отчет за собственные поступки в той мы и являемся нормальными.

Юнг предлагает несколько другое видение нормы - стремление к норме – это прежде всего стремление к целостности, к гармонии. Однако обоим авторам мы можем возразить: осознание собственных действий, жесткий контроль,- разве не губит индивидуальности и не превращает, в своих крайних формах, человека в автомат?
А стремление к гармонии, к нирване, в конечном счете, не есть ли это стремление к покою, к нирване и к смерти?

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что о том, что такое норма никто так и не договорился: специалисты делают выводы на основе негативного психиатрического определении, опыта и интуиции, а простые смертные, руководствуясь собственными житейскими представлениями, теми стереотипами, которые дарит общество и культура.

Поэтому какого-то панка с ирокезом свой собрат-панк оценит как нормального, еще и похвалит, бабушка-пенсионерка оценит как ненормального, руководствуясь стереотипами и статистическим определением нормы, а врачу для того чтобы сделать вывод может быть потребуется панка госпитализировать и обследовать.

Человек настолько нормален, насколько он способен сопереживать другому, способен к дружескому открытому общению и, в то же время, к существованию в одиночестве, к творчеству и саморазвитию, настолько, насколько он способен осознавать собственные поступки и нести за них ответственность.

Каждый человек и соответственно его видение мира уникально и достойно уважения, в каждом живет индивидуальность и способность к творчеству, скрытая порой за тем самым постоянным приспособлением к реальности, в погоне за которым мы и теряем себя.

А что для вас есть норма? И можно ли определить, что таковой является?

1) Норма - (от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.

2) Норма - (от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах.

3) Норма - (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах) , а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта) . Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно " табу " культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть) , Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н. Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация) . В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. В.Л. Абушенко

4) Норма - (norm) - стандарт (правило) , регулирующий поведение в социальной обстановке. Идея о том, что социальная жизнь как упорядоченный и непрерывный процесс зависит от оформленных ожиданий и обязательств, широко распространена в социологических подходах, хотя одни придают ей большее значение, чем другие. Ддя Дюркгейма общество теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние на развитие современного функционализма, особенно на творчество Парсонса, где понятие нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества - от действий индивидуумов в повседневной жизни (например, в манерах поведения за столом или в классе) до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению (см. Девиация) . В других социологических подходах выделяются скорее правила, чем нормы, либо власть и принуждение.

Норма

(от лат. погта - правило, образец) - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биол., техн., соц. системах.

(от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах.

(лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль. Изменение Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два способа своего закрепления (и функционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане нормативности их содержания; и социальный (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценности. Статусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах) , а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормирование, легитимизация и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта) . Исторически Н. возникает из традиции как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможности (и преобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах; Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция Н. (описание ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы. Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно " табу " культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона кровной мести перед санкционируемым государством уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть) , Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила или слабость Н. Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное отклонение (девиация) . В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума, в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. В.Л. Абушенко

НОРМА

НОРМА

Предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Н. выражается нормативным, или деонтическим, высказыванием. Языковые формулировки последних многообразны и разнородны. Иногда нормативное имеет форму повелительного (императивного) предложения, но чаще представляется повествовательным предложением с особыми нормативными словами: «обязательно», «разрешено», «запрещено», «(нормативно) безразлично». Вместо указанных могут употребляться также др. слова и обороты: «должен», «может», «не должен», «позволено», «рекомендуется», «возбраняется» и т.п. В языковом представлении Н. решающую роль играет , в котором она выражается. Можно говорить об обычных, или стандартных, формулировках Н., но вряд можно сказать, что существует грамматическое , в принципе не способное выражать нормативное высказывание. Попытка определить Н. на чисто грамматических основаниях не приводит к успеху.
Более удачными представляются попытки уточнить Н. путем выявления ее внутренней структуры и исследования ее многообразных разновидностей.
Структура и логические связи Н. изучаются деонтической логикой. Она исходит из представления, что все Н. независимо от их конкретного содержания имеют одну и ту же структуру. Каждая Н. включает четыре «элемента»: содержание - , являющееся объектом нормативной регуляции; х а р а к -т е р - Н. обязывает, разрешает или запрещает это действие; приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; - лицо или лиц, которым адресована Н. Не все эти структурные находят выражение в языковой формулировке Н. Но это не означает, что они не обязательны. Без любого из них нет Н. и, значит, нет выражающего ее нормативного высказывания.
Область Н. крайне широка; между Н. и тем, что ею не является, нет ясной границы. Самым общим образом Н. можно разделить на правила (правила игры, грамматики, логики и математики, обычая и ритуала и т.п.), предписания (законы гос-ва, команды и т.п.), технические Н., говорящие о том, что должно быть сделано для достижения определенного результата. Помимо этих основных групп к Н. относятся также обычаи («Принято, чтобы младшие приветствовали старших первыми»), моральные принципы («Не будь завистлив») и правила идеала («Солдат должен быть стойким»). Эти виды Н. занимают как бы промежуточное положение между главными видами.
Сложность отличения нормативных высказываний от высказываний иных видов, и прежде всего от описательных высказываний, во многом связана с существованием высказываний, выполняющих сразу несколько функций или меняющих свою функцию от ситуации к ситуации. В частности, Н. почти не встречаются в научных теориях, которые не ставят своей специальной задачей их выработку и . В обычные теории Н. входят, как , в виде «смешанных», описательно-нормативных (или дескриптивно-прескриптивных) утверждений. Очевиден, в частности, двойственный наиболее общих принципов теории. Не являются нормативно нейтральными и все иные законы теорий и даже лежащие в их основе факты.
Н. представляют собой частный оценок: это социально апробированные и социально закрепленные оценки. Средством, превращающим позитивную оценку действия в Н., требующую его реализации, является угроза наказания, или санкции. «Обязательно действие А» можно определить как «Делать А хорошо, и позитивно ценно, что воздержание от этого действия ведет к наказанию». Нормативное высказывание является, т.о., особым случаем оценочного высказывания.
Н. как оценки, стандартизированные с помощью санкции, являются частным и довольно узким классом оценок. Н. касаются действий или вещей, тесно связанных с деятельностью человека, в то как оценки могут относиться к любым объектам. Н. направлены всегда в будущее, оценки могут касаться также как прошлого и настоящего, так и того, что существует вне времени.
Как и всякое оценочное высказывание, нормативное высказывание не является ни истинным, ни ложным. Истина характеризует между описательным высказыванием и действительностью. Н. не являются дескриптивными, они не употребляются для описания и описывают постольку, поскольку это необходимо для выполнения основной функции - предписания.
Вопрос о том, приложимы к Н. термины «истинно» и «ложно» или нет, был и остается предметом споров. Во многом они связаны с тем, что значительное языковых выражений имеет двойственный, описательно-нормативный характер. Таковы, в частности, моральные Н., которые не только предписывают определенное , но и опосредованно описывают сферу моральной жизни.
Как говорит «Юма », из высказывания со связкой «есть» невыводимо логически высказывание с «должен». Положение о том, что нормативное не может быть выведено из чисто описательных посылок, дополнила утверждением о невыводимости описаний из Н. Отсутствие между Н. и описательными высказываниями связи логического следования не означает, конечно, что между этими типами высказываний вообще нет связи.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НОРМА

(от лат. norma - руководящее начало, правило, ) , 1) средняя величина, характеризующая к.-л. массовую совокупность случайных событий, явлений. В таком смысле это понятие употребляется в исследованиях, проводимых с применением методов теории вероятностей и математич. статистики. 2) Н. социальная, общепризнанное правило, образец поведения пли действия. С помощью социальных Н. обеспечивается упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Социальные Н. могут быть универсальными, относящимися в равной мере к каждому индивиду в данном обществе, и частными, относящимися, напр. , к определ. сфере проф. деятельности или же регулирующими действия индивида, занимающего данную статусную позицию или выполняющего данную социальную роль. Масштаб действия социальных Н. определяется рамками признающей их группы или организации и способом институциализации.

Обычно социальные Н. выступают в качестве элементов нормативных систем; наиболее важными системами нормативной регуляции являются и право. Марксизм-ленинизм показал историч. характер и классовость социальных Н., которые представлялись бурж. сознанию естественными. В развитых классовых обществах обычно взаимодействуют относительно автономные системы социальных Н., присущих различным классам, слоям и обществ. группам.

Социальные Н. различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, выраженные явно или латентные) , по степени обобщённости (конкретные образцы определ. действия или общие принципы деятельности) , универсальности действия (специфич. или общезначимые права и обязанности) ; в них могут выражаться как позитивные (предписания) , так и негативные (запреты) характеристики действия.

В условиях социализма вырабатывается обобщённых и дифференцированных социальных Н., круга обязанностей, прав и свобод личности, закрепляемых в конституционноправовых установлениях, в принципах коммунистич. морали. Важной проблемой социалистич. общества является интернализация этой системы в структуре личности - нового человека (см. Коммунистическое воспитание) .

Пеньков Е. М., Социальные Н.- регуляторы поведения личности, М., 1972 ; Бобнева М. И., Социальные Н. и регуляция поведения, М., 1978 ; Меrton R. К., Social theory and social structure, Glencoe, 1957.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НОРМА

(лат. norma – правило, образец)

предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо и мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях, в закону, который говорит лишь о существующем и происходящем, и правилу, которое может быть выполнено, а может быть и не выполнено. Можно, в частности, различить: нравственные, эстетические и логические нормы, и на этом основании называют этику, эстетику и логику нормативными философскими дисциплинами. Кроме того, говорят о юридических и технических нормах. Кант часто употребляет «правило», имея в виду норму. Нормальное – соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклоняющееся от нормы. Нормативный – создающий нормы, устанавливающий правила.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НОРМА

НОРМА (от лат. nonna - руководящее начало, правило, образец) - установленный эталон, стандарт для оценки существующих и создания новых объектов. Норму отличают, с одной стороны, от воплощающего ее реального предмета, с - от фиксирующего ее нормативного высказывания, напр. юридического закона или грамматического правила. Как эталонный , так и нормативное высказывание в лучшем случае соответствуют норме, но не являются ею. Нормы существуют лишь там, где есть человеческие и соответственно цели. В природе, не включенной в человеческую , норм нет. Соответствует норме и, следовательно, является нормальным лишь тот объект, который служит достижению не любой, а лишь благой цели, т. е. объект, включенный в реализации смысла человеческой жизни.

Норма задает границы количественных изменений объекта, в которых он сохраняет свое служить средством для достижения благой цели. Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и “золотую середину” между ними (оптимум). Оптимальное для достижения поставленной цели называют также идеальным. Норма - это частный случай меры - интервала, в котором , изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (напр. в заповеди “Не убий”) , максимум и нормы сливаются, и норма становятся неразличимыми.

Для отличения от идеала (входящего в границы нормы) других нормальных объектов используется понятие нормы как средней величины, характеризующей массовую совокупность случайных явлений. Это понятие применяется в теории вероятностей и математической статистике. Нормальным называют и типичный, т. е. наиболее распространенный, объект, который может и не совпадать со среднестатистическим, напр. размер доходов в обществе с резкой социальной поляризацией.

Наша жизнь подчинена системе норм: мы точно знаем, сколько часов должны спать, сколько килограммов весить и сколько воды выпивать в день. При этом наше «идеальное я», которое полностью соответствует всем стандартам, все равно остается где-то вне досягаемости. Но что такое нормы и так ли полезно для здоровья их соблюдать? Преподаватель медицинской философии Орхусского университета в Дании Джонатан Шолл убежден, что медицине пора переключиться с единых стандартов на индивидуальные рекомендации. «Теории и практики» публикуют перевод его статьи для Aeon.

Медицина страдает от такой проблемы, как вариативность. В XIX веке французский физиолог-экспериментатор Клод Бернар утверждал, что индивидуальная изменчивость мешает медицинским заключениям. По его мнению, если бы мы могли доказать, что патология - это просто количественное отклонение от нормы, мы нашли бы ключ к лечению любого человека, вне зависимости от того, насколько он отличается от остальных. В конце концов, если патология - это просто девиация, то проясняется не только цель, но и сам метод терапевтического лечения: вернуть больного человека, орган, клетку или систему обратно в нормальное состояние.

От этой точки зрения по-прежнему отталкиваются многие биомедицинские исследования; ученые регулярно вмешиваются в работу организмов, клеток, генных сетей, чтобы определить, как эти системы функционируют «нормально». Исследователи нарушают привычные процессы в живых системах, чтобы установить стандарты и найти новые способы лечения.

Но что мы имеем в виду, когда говорим о нормальной физиологии? Как написала в 2011 году философ Сара Могаддам-Таахери, если мы смотрим на анормальность не как на «сломанную нормальность», а как на качественно другое состояние, то сложно понять, каким образом такие вмешательства могут восстановить здоровье больного.

В то время как исследователи могут упустить эти тонкости, медицинские философы анализируют нюансы и пытаются дать определение нормы годами. Один мыслительный эксперимент предлагает нам рассмотреть варианты, которые располагаются по краям спектра и не считаются при этом патологиями: зеленый цвет глаз, дальтонизм, очень высокий или очень низкий рост, фотографическую память, обостренный вкус. Им можно противопоставить другие состояния или вариации: которые доставляют неудобства только в определенной среде (например, неспособность восстанавливаться после воздействия ультрафиолета); которые проблематичны только в некоторых культурах или только в определенное время (альбинизм или слуховые галлюцинации); которые настолько экстремальны, что мешают нормальному функционированию всего организма (как болезнь Тея - Сакса).

Но и с разными проблемами вполне можно жить. Например, существуют люди, которые имеют высокий IQ и ведут нормальную социальную жизнь, несмотря на гидроцефалию - состояние, при котором избыточная жидкость в желудочковой системе головного мозга расширяет череп и часто приводит к серьезным повреждениям. Как нормальность может быть научной концепцией, когда ее спектр настолько широк? И в конце концов, что такое нормальность? Правильно ли мы понимаем это слово? И как соответствовать нормам?

«Неважно, каким необычным нам кажется индивидуум, - его по-прежнему можно считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде»

Чешский философ Иржи Ваха в 1978 году систематизировал различные значения нормальности. «Нормальный» может значить частый , то есть наиболее распространенный среди населения, например карие глаза у жителей Средиземноморья или голубые - у скандинавов. «Нормальный» может означать средний в математическом смысле, например средний вес или рост населения - такие данные часто представляют на графиках в виде колоколообразной кривой; или типичный , как можно сказать о представителе группы, популяции или вида. Иногда под «нормальным» имеется в виду соответствующий - без дефектов, недостатков или нарушений, а иногда - оптимальный в плане пика формы, сюда можно включить физическое здоровье или острый ум. Либо слово можно трактовать как идеальный в платоновском значении, когда речь идет о совершенной красоте или совершенном теле. И наконец, есть наше обычное ежедневное использование слова, которое чаще всего находится где-то между всеми этими значениями и образами, от «общепринятого» и «стандартного» до «ожидаемого» и «хорошего».

В любом случае, использование «нормы» в конкретном значении может привести к серьезным последствиям, особенно если учесть, что в мире привилегированное положение как раз у «нормальных». Какое-то отклонение - от зеленых глаз и голосов в голове до жизни с гидроцефалией - будет ненормальным в той или иной ситуации: нераспространенным, редким, нетипичным, потенциально несоответствующим, неблагоприятным, дефективным в чем-либо, - и необходимо из этого состояния вернуться к норме. Однако считать такие вариации патологией - довольно спорно или просто странно, особенно если они в каком-то смысле полезны.

Благодаря осознанию этого простого факта многозначность слова «нормальный» в медицине сохранялась столетиями. В XIX веке, когда Бернар определял болезнь как «отклонение от нормы», бельгийский математик Адольф Кетле пробовал изучать человеческое тело с помощью статистики, чтобы выявить закономерности в индивидуальных различиях. Поскольку любой параметр мог стать объектом такого исследования, казалось, что все можно объяснить с помощью средних значений; следовательно, рост, вес, кровяное давление, частота сердцебиений, уровни рождаемости и смертности - все эти показатели можно представить в виде симпатичных кривых.

В сознании Кетле эти средние значения стали жить собственной жизнью; они больше не были описаниями параметров, но виделись идеалами, на которые нужно равняться. Действительно, ныне вызывающий противоречия индекс массы тела, который часто используется для определения уровня здоровья, изначально назывался индексом Кетле.

Кетле считал, что эти показатели описывают homme moyen , или «среднего человека», - идеального человека, которого могла бы создать природа; он стоит в самом центре того, что теория вероятности называет распределением Гаусса. В то время как такому человеку совсем не обязательно существовать в реальности, математические значения рассматривались как настоящий стандарт, с помощью которого можно судить об отклонениях от нормы, то есть о недостатках. Следовательно, «индивидуальность стала синонимом ошибки, и усредненный человек представлялся настоящим человеком». Вкупе со взглядами Бернара такой подход стал важным шагом к привилегированному положению нормальности, которое мы наблюдаем сегодня.

В XX веке французский философ Жорж Кангилем представил более современную точку зрения: преследуя концепцию нормальности, ученые XIX столетия не учли, что биология эволюции говорит об изменчивости организмов. В труде «Норма и патология» (1943) Кангилем описывает идею Чарльза Дарвина о том, что организмы устанавливают и поддерживают постоянство, схемы работы и поведения для того, чтобы выживать в изменяющихся обстоятельствах. Кангилем использовал термин «норма» для обозначения различных регулирующих процессов, от внутренней регуляции гормонов до перемен в диете, чтобы напомнить: неважно, каким необычным или далеким от нормы нам кажется индивидуум, - его можно по-прежнему считать нормальным, если его поведение гарантирует выживание в конкретной среде.

В общем, понятие нормальности зависит от контекста. Что нормально для одного, может быть неприемлемо для другого, один и тот же организм может быть нормальным в одной среде и ненормальным - в другой. Только посмотрите на врожденную разницу в способности перерабатывать лактозу или приобретенные различия: скажем, у выносливых спортсменов сердце больше и пульс реже. Такие примеры помогают проиллюстрировать, что среди людей нормальность варьируется и что отличия и даже аномалии - это еще не признак патологии.

Относительность, которая зависит от окружающей среды, наблюдается повсюду. Есть люди с бессимптомной гипертонией, которые на больших высотах начинают страдать от боли в груди, тошноты и затрудненного дыхания. У разных людей - разные способности по восстановлению после воздействия ультрафиолета: они варьируются от несерьезного повреждения кожи до злокачественных образований и рака. Существует дислексия, которая, по мнению некоторых, должна считаться вредным явлением только там, где чтение является неотъемлемой частью культуры. Даже определенная среда не является ни нормальной, ни ненормальной. Только отношения между индивидуумом и средой определяют грань между нормальными и ненормальными вариациями.

Нормальность не может быть ни абсолютной, ни универсальной. В то же время, по мнению Кангилема, это не повод отказываться от исследования здоровых и патологических явлений с точки зрения биологии. При этом нам нужно смотреть на здоровье и болезнь, учитывая, что внутри них существуют психологические, поведенческие и структурные закономерности, причинно-следственные связи и биологические нормы. Говоря о нормах, Кангилем предлагает разделить их на «движущие» и «отталкивающие». Движущие нормы выдерживают различные пертурбации и адаптируются к изменяющимся требованиям, они позволяют организму преодолевать препятствия. Движущий ответ иммунитета включает в себя выработку антител, чтобы противостоять враждебным бактериям и токсинам.

Отталкивающие нормы избегают пертурбаций и ограничивают работу организма; их хрупкость требует строго определенной окружающей среды. Отталкивающий ответ иммунитета на захватчиков извне включает воспаление, которое может привести к гиперчувствительности и экстремальным аллергическим реакциям вплоть до анафилактического шока.

Индуктивный подход Кангилема противоречит выводам ученых XIX века и самой концепции нормальности как неизменного качества, столь распространенной и сегодня. Вместо того чтобы начать с жесткого определения нормальности, из которого следует понятие ненормальности, метод Кангилема начинает с физиологии и затем ищет теоретические обоснования для объяснения увиденного.

Такой метод положил начало исследованиям, которые медицинские философы сейчас называют натурализацией . Ответы на вопросы должны появиться благодаря наблюдениям за проявлениями таких качеств, как выносливость (поддержание постоянства в системе, несмотря на изменения), пластичность (перемещение между разными уровнями функциональности), гомеодинамика (компенсация признаков старения) и хрупкость (повышенная чувствительность к изменениям). С помощью этих и других показателей биология - а не идея нормальности - определяет, что характерно для здоровья и болезни.

«Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным»

Систематический биологический подход также более применим к изменчивому миру, в котором виды находятся в постоянном движении, а организм и окружающая среда должны быть синхронизированы. В конце концов, системы могут быть устойчивыми или гомеостатичными или хрупкими только при определенных внешних и внутренних условиях. Вы не можете говорить о стойкости иммунитета, генной сети или целого организма, не уточняя при этом множество биологических переменных и параметров окружающей среды. Каждая система уникальна, и ее невозможно отделить от обстановки вокруг. Это приводит нас к вопросу: когда мы говорим о здоровье, это здоровье для кого? Относительно каких внутренних и внешних условий?

Ответы на эти вопросы критичны для понимания здоровья и лечения болезней. Такой подход может помочь избавиться от самой стигмы болезни, поскольку мы предполагаем, что и здоровье, и болезнь нормальны, они отражают различные закономерности и образ жизни. Болезнь не противоречит природе и не сигнализирует об отсутствии норм - нормы просто другие . Это не значит, что мы должны возвышать болезнь: нам не нужно смотреть на страдания как на благо и способ закалить характер, так же как мы не должны видеть в психических заболеваниях путь к просветлению. Наоборот, как предполагает натурализация, тот факт, что и здоровье, и болезнь являются нормой, не значит, что они равны или неразличимы.

Взгляд на нашу биологию через призму натурализации дает новую перспективу в отношении здоровых привычек. Хотя философия Кангилема предполагает, что только сам человек способен определить, что идет ему на пользу, это не значит, что здоровье - просто вопрос субъективного выбора или что каждый обладает неограниченной властью в этом вопросе: например, я предпочитаю Х, а ты - Y, следовательно, для меня X - это здоровый выбор. Здоровье человека индивидуально из-за влияния его уникальной жизненной истории и поведения на тело и ум. Так что медицине нужно определять, что предпочтительно для каждого человека в зависимости от его собственной биологии, окружающей среды и образа жизни.

Все это предполагает, что медицина не должна восстанавливать предыдущие нормы (которых может не существовать) после того, как заболевание и просто время изменили живую систему окончательно. Также она не должна заставлять людей подстраиваться под единые стандарты и методы лечения, которые диктуют органы здравоохранения, поскольку то, что полезно для одного, может уничтожить другого. Вместо этого новая, индивидуальная медицина должна сотрудничать с человеком, чтобы найти новый способ работы, который будет учитывать его уникальную физиологию, а также возможности и ограничения конкретной окружающей среды. Во многих случаях смена среды может оказаться эффективнее, чем действия над больным.

Никогда еще взгляд на этот вопрос не был таким критичным, учитывая беспокойства, что медицинские институты патологизируют нормальность: вводят форму лечения, которая учитывает социальные и политические ценности вместо самого заболевания. Идет ли речь о всплеске популярности риталина в школах или о постоянно меняющихся советах по поводу здоровой диеты, кажется, больше всего нам нужна философия медицины, которая ориентируется на интересы пациента и соответствует контексту жизни каждого человека.

Норма - это что такое? Несмотря на то, что это слово очень распространено и его можно услышать практически везде, далеко не все люди знают его истинное значение. Если вы тоже относитесь к их числу, тогда рекомендуем вам прочесть нашу тематическую публикацию, в которой дается подробный ответ на интересующий вас вопрос. В этой статье мы выяснили определение нормы. Также были рассмотрены и детально изучены о ее разновидности.

Что такое норма?

Не будем ходить вокруг да около, а сразу же скажем все, как есть. Понятие "норма" имеет латинское происхождение. В переводе с оригинала это слово означает "правило", "стандарт", "образец". В Римской Империи "нормой" называли специальный инструмент каменщиков, с помощью которого они проверяли вертикальность стен. Через некоторое время этим словом начали обозначать любое приспособление, которое использовалось для проверки соответствия какого-либо предмета необходимым стандартам. Нормы представлены в разного рода приказах, рекомендациях и прочих официальных документах. Норма формирует границы, в рамках которых определенный объект остается самим собой и сохраняет свою сущность.

С понятием и значением нормы мы разобрались, теперь давайте перейдем к более интересной теме, а именно к ее разновидностям. Начнем мы с социальных норм.

Социальные нормы

Социальные нормы - это правила поведения, которых человек должен придерживаться в рамках социума. Они указывают, какими должны быть человеческие поступки, по мнению государственного аппарата, различных религиозных организаций и прочих массовых коллективов. Это шаблон, на основе которого люди формируют свое поведение.

Социальные нормы также называются правилами поведения общего характера. Понимание данных норм выражается в том, что они рассчитаны не на какого-то определенного индивидуума, а на весь социум в целом. По этой причине каждый человек, оказывающийся в сфере действия этих правил, должен их придерживаться. Это касается не только правовых, но и многих других социальных норм, которые мы разберем ниже.

Разновидности социальных норм

Социальные нормы и правила можно разделить на следующие группы:

  • Моральные нормы — оценка человеческих поступков с точки зрения моральности/аморальности, добра/зла. Наказанием за нарушение моральных норм является общественное порицание и угрызения совести.
  • Культурные традиции — устоявшиеся правила поведения, передающиеся из поколения в поколение.
  • Правила этикета — ряд формальных норм поведения, которых стоит придерживаться в той или иной ситуации.
  • Эстетические нормы — оценивание чего-либо с точки зрения красоты/безобразия. Применяется по отношению к окружающему миру, искусству, людям и человеческим поступкам.
  • Религиозные правила — заповеди и нормы поведения, которые содержатся в священных книгах и церковных законах. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.
  • Корпоративные нормы — правила поведения, установленные в больших компаниях и закрепленные в кодексах, уставах, договорах корпораций.
  • Политические нормы— регуляторы политической жизни, которые реализуются в международных договорах, указах и т. д.
  • Правовые нормы — правила, установленные законом. Нарушение этих правил может повлечь уголовную ответственность.

Соответствие и несоответствие правилам

Поведение, нормы которого противоречат социальным требованиям, называется девиантным. Всего можно выделить два типа девиантного поведения:

  • деструктивный - это отклонения, которые наносят серьезный вред определенной личности (наркотическая и алкогольная зависимость, суицид и т. д.);
  • асоциальный тип — это поведение,которое вредит окружающим людям (нарушение правил дорожного движения, нарушение трудовой дисциплины и т. д.).

Поведение, которое соответствует принятым в обществе стандартам и которое противопоставляется девиантному, называется конформистским.

Норма в речи

Языковая или, как ее еще называют, "литературная норма", — это правила использования речевых конструкций в определенный период развития литературного языка. То есть, правила употребления слов, произношения, использования сформировавшихся стилистических, грамматических и других установленных языковых средств. Если говорить максимально простыми словами, языковая норма - это образцовое, официально принятое и общепризнанное употребление слов, словосочетаний и предложений. Она охватывает все стороны языка, а потому является обязательной как для устной, так и для письменной речи.

Особенности языковой нормы

К характерным особенностям нормы литературного языка относятся:

  • массовое распространение;
  • относительная устойчивость;
  • обязательность для всех;
  • общая употребительность;
  • соответствие обычаю, употреблению и возможностям

Языковые нормы не создаются учеными. Они являются отражением закономерных явлений и процессов, происходящих в речевой практике. К главным источникам данной нормы относятся литературные произведения классиков и современных писателей, язык, употребляемый СМИ, результаты опросов (живых и анкетных), научные работы специалистов-языковедов. Благодаря существующим нормам язык продолжает быть общепонятным и целостным. Именно они защищают литературную речь от диалектизмов, жаргонизмов и прочих языковых отклонений, что позволяет ей выполнять свою главную функцию — культурную.

Литературная норма напрямую зависит от тех условий, в которых происходит коммуникация между людьми. Некоторые слова могут быть уместны в одной ситуации (общение с друзьями или родственникам), но совершенно лишними и ненужными в другой (деловая встреча с партнерами). Языковая норма - это правило, которое указывает на коммуникативную целесообразность слов, а не разделяет их на плохие и хорошие. Языковая норма — историческое явление, изменение которой обусловлено постоянным развитием речи.

С техникой на "вы"

Рассмотрим, что такое технические нормы. Определения, входящие в их состав необходимы для регулирования поведения человека в его связях с природой и техникой. Зачастую знание о них и соблюдение их спасает человеку жизнь.

Это правила, которые указывают на то, как человек должен реагировать на те или иные природные явления, обращаться с инструментами и техническими приспособлениями. Пренебрежительное отношение к техническим нормам может привести к нежелательным последствиям. Данные правила напрямую связаны с уровнем развития производительных сил.

Современная система технических норм представляет собой совокупность правил техники безопасности, пользования современными технологиями, гигиены, санитарии, педагогики, грамматики, профессиональной деятельности. Если говорить кратко, то в любом месте, где человек производит материальные или духовные блага, он должен знать и, если требуется, применять определенные технические правила. Можно также отметить профессиональную работу адвоката, который обязан в идеале знать правила подготовки юридических документов, владеть современными способами учета, хранения, поиска необходимой информации и т. д.

Подытожим: техническая? Это разработанные на базе знания основ техники и технологии правила работы с объектами техники и природы.

Норма и норматив - это одно и то же?

Норма и норматив - очень похожие слова, которые многие люди часто путают. Со значением слова норма мы уже разобрались. Оно может употребляться в сферах промышленности, социальных отношений, правоотношений, финансов и т. д.

Понятие "норматив" такое же широкое. В принципе, его можно применять (в некоторых случаях с оговорками) в тех же сферах, о которых мы говорили ранее. Чаще всего понятие "норматив" употребляется в промышленной сфере и финансах. Если рассматривать область социальных отношений, то здесь оно не сильно распространено. Довольно часто можно услышать фразу "норма поведения". Что оно означает, сразу понятно: определенные правила поведения в обществе. Но словосочетание "норматив поведения" применяется крайне редко. Такая же ситуация обстоит и в сфере правоотношений. Понятие "норма права" употребляется адвокатами практически всегда, но "норматив" в данном контексте — термин не особо распространенный в кругах юристов.

Норматив — показатель, которому необходимо следовать. В отношении норматива не может быть каких-либо рекомендаций. Если норма обозначает усредненную результативность определенных человеческих поступков, которой необходимо придерживаться, то норматив — четкая цель, которую должен достичь человек посредством своего труда.

В тех областях, где слово "норматив" употребляется гораздо реже первого термина, понятие "норма" в ряде контекстов может быть его синонимом. К примеру, это возможно, если речь идет о сформировавшихся стандартах поведения человека в рамках определенного сообщества. Если следование им является обязательным для других, в силу регулярности характера, то их необходимо рассматривать как "нормативы". Но так как словосочетание "норматив в поступках" практически никогда не применяется, то для обозначения соответствующих социальных правил употребляется словосочетание "норма поведения" — в данного термина.

Сравнение двух категорий

Определения "норма" и "норматив" связаны между собой. Второй показатель не может существовать без первого. Это означает, что поначалу устанавливается наиболее характерный для работника объем труда или его результата, а также определяются возможности человека в части регулярного достижения этой цели. Формируется норма, которая является типичной для этих действий показателем. В том случае, если результат признают регулярно достижимым, то со временем он становится нормативом, которому должны следовать и другие люди. Оба понятия могут быть очень близки или полностью совпадать. Но бывают ситуации, когда норматив должен быть выше или ниже нормы. В таких случаях необходимо учитывать вероятность успешного достижения цели людьми при установленных требованиях.

Культурные категории

Расшифровка нормы в культуре очень проста: это то, что является нормальным для в которой пребывает человек. В конфликт с ней часто вступают путешественники и антропологи. Очень хорошо ее описывает поговорка "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Например, для мусульманских государств нормой являются полигамные браки. Для некоторых африканских народов - племенной строй. И так далее. По такому же принципу работает и субкультурная норма. К примеру, для растаманов нормально употреблять психотропные вещества. Для панков - носить ободранную одежду. Для эмо - красить волосы в необычный цвет. Как видите, список можно продолжать очень долго.

Идеологическая норма

В данной ситуации образцом нормы выступает какой-то идеальный человек с точки зрения определенной идеологии. Как правило, на него должны равняться люди, разделяющие основные идеи той или иной идеологии. Наиболее яркие идеологические нормы сформировались в 19-20 вв. У коммунистов это был советский человек, у нацистов - уберменш, у последователей философии Фридриха Ницше - сверхчеловек и т. д.

Контекстуальная норма

С точки зрения некоторых психологических подходов, любое поведение, даже самое неадекватное, может смотреться нормально в рамках определенного контекста. В качестве примера можно привести случай, когда отец с ненавистью бьет ребенка, утверждая, что это для его блага. В семье, где принят подобный вид взаимоотношений, ребенок получает два противоположных послания, из-за чего его психике приходится разделиться.

Вашему вниманию была представлена публикация на тему, "что означает норма".