Социальный механизм действия права в обществе. Раздел седьмой

Страница 1 из 3

Лекция 20. Механизм правового регулирования

1. Действие права, правовое воздействие, правовое регулирование
2. Предмет, методы и виды правового регулирования
3. Понятие, элементы и стадии механизма правового регулирования
Некоторые ключевые понятия темы
Контрольные вопросы

1. Действие права, правовое воздействие, правовое регулирование

Действие права (правовое воздействие) - это все влияние, которое оказывает право на сознание людей и общественные отношения в целом.
Действие права - это содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Действие права является достаточно сложным механизмом. При этом можно выделить социальный, психологический и ценностно-ориентационный механизмы действия права.
Социальный механизм действия права - это все условия, определяющие особенности проявления права в реальной жизни (условия и образ жизни людей, доминирующие в определенном социуме нрав и обычаи, традиции и др.).
Психологическая сторона действия права основана на учете психологических механизмов поведения человека, его восприятии тех или иных закономерностей правового регулирования, воздействия.
Ценностно-ориентационный механизмы действия права выражается в законодательном закреплении, обеспечении реализации и охране наиболее важных для человека и общества ценностей.
В зависимости от тех или иных функций права выделяются определенные сферы его действия. Такими сферами выступают: сферы регулятивного и охранительного действия права; сферы публичного и частного права.
Правовое воздействие - это результативное, нормативно- организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения норм права), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Регулирование в собственном смысле этого слова - это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование заключается в целенаправленной правовом воздействии на определенные сферы общественных отношений.
Различают два вида правового регулирования:
- общее (нормативное) правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц). По сути это и есть правотворческая деятельность;
- индивидуально-правовое регулирование (деятельность компетентных субъектов, заключающаяся в упорядочении на основе действующего законодательства общественных отношений путем конкретизации масштаба поведения их персональных участников и установления требуемых для этого фактов).

Понятие «действие права » – понятие ёмкое: им охватываются различные аспекты реального функционирования права в обществе. «Действие права – это сложный процесс, в ходе которого различные субъекты права обеспечивают наступление последствий, предусмотренных существующим законодательством, влекущих обычно те или иные социальные последствия » – пишет Ю.И. Гревцов .

Раскрытие понятия «действие права » обнаруживает понятие социального механизма действия права и привлекает внимание к его элементам, их реальной роли в действии (бездействии, ограниченном действии) права, к особенностям взаимодействия элементов механизма друг с другом. В традиционной юридической науке термин «действие права» встречается довольно часто, однако используется он как синоним понятия регулирование права. С социологической точки зрения вопрос о регулировании права – это вопрос о путях обратного воздействия юридической формы на социальное содержание. Дать же социологическую характеристику действию права, значит исследовать влияние социальных факторов на уже сформировавшееся право в процессе его действия. Вместе с тем было бы неправильным полагать, будто бы социальный механизм действия права существует и функционирует наряду и обособленно от механизма правового регулирования. В действительности в обществе функционирует (в том или ином режиме) единый механизм действия права. Поэтому правильнее было бы говорить о двух аспектах: юридическом механизме регулирования и социальном механизме действия права. Юридический механизм и его элементы вы уже изучали, но они в данный момент не являются предметом нашего рассмотрения. Нас интересует, прежде всего, социальный аспект механизма действия права.

Социальный механизм действия права – это процесс взаимодействия социальных факторов, с помощью которых содержание конкретных правовых норм воплощается в соответствующем этому содержанию правовом поведении. «Когда говорят о социальном (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди – в соответствии с правом или, нарушая его» – пишет В.В. Лапаева .

Как отмечалось выше, механизм действия права – сложный организм. Можно говорить о правовых аспектах данного механизма, а именно, описывая его через понятия «реализация права», «правовая активность», «правовое регулирование» и его виды, «механизмы правового регулирования» и т.п. Можно и следует говорить о социальных аспектах действия права в современном обществе. В данном случае социальный механизм действия права в постановочном плане имеет следующие элементы: знание права, чувство справедливости (как составляющая правового сознания) и логика нормативного поведения, отношение к праву и ценностные ориентации в праве. Важным фактором социального действия права выступает психологический механизм (мотивы и установки).



Очевидно, что механизм действия права предполагает, видимо, в каждом отдельном акте определённую роль самого человека, как носителя того или иного субъективного права (юридической обязанности). Ещё П.И. Новгородцев писал, что успех действия права в жизни обусловлен тем, насколько оно проникает в сознание членов общества и встречает в них нравственное сочувствие и поддержку. Без этой поддержки право превращается или в мёртвую букву, лишённую жизни, или в тяжёлое бремя, сносимое против воли .

Естественно, прежде чем действовать в соответствии с законом, человек должен его знать. Поэтому исходным пунктом действия правовой нормы является доведение её до всеобщего сведения путём опубликования, а отправным моментом для изучения механизм действия права является проблема познания и знание права. К числу основных правовых принципов правового знания, как известно, относят принцип презумпции знания права. На языке правового общения это звучит так: «Никто не вправе ссылаться на незнание закона» или «Незнание закона не освобождает от ответственности». В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из допущения, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем, очевидно, что это слишком сильное допущение. Более того, в настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объёмом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, рост числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права и т.п. – всё это приводит к тому, что правовое чувство индивида нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. А просветительская работа в сфере распространения знаний (даже при самом высоком уровне её организации) не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи возникает предположение о целесообразности каким-то образом ограничить пределы действия презумпции знания права. Однако вполне понятно, что даже незначительное отступление от этой презумпции приведёт к существенной утрате правом своих регулятивных способностей. Возможно, следует искать другое решение проблемы, например, в сфере совершенствования правотворческой деятельности. По-видимому, в современных условиях нарастания нормативно-правовых актов наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Ранее мы говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания эмпатии (чувственной составляющей), в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодатель достаточно адекватно и доступно для населения выражает доминирующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношениях, о вине и ответственности, о соотношении между правонарушением и наказанием и т.д., то субъекты права в своём большинстве смогут, в принципе, верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовым представлением.

По существу речь идёт о том, чтобы, не нанося ущерба целям и задачам правовой регуляции, в максимально доступной форме сократить всё более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией его знания. Особо замечу, здесь мы имеем дело с одним из важнейших аспектов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска выхода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания. Ж. Карбонье по этому поводу заметил, что правовое сознание индивида может, как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каждом конкретном случае. Карбонье, по существу, очерчивает механизм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативно-правового акта и логики своего поведения. Следовательно, можно сказать, что возможность познания права во многом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения.

«Специфика социологического подхода к познанию права, – отмечает В.В. Лапаева , – заключается в его конечной ориентированности на установление взаимосвязи между знанием и поведением» . Действительно, социолога проблема знания права интересует в той мере, в какой информация об этом знании позволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или неправомерное) поведение носителей этого знания.

Уровень правовой информированности сам по себе, как известно, ещё не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (нередки случаи, когда преступники лучше знают Уголовный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздействие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. В основе отношения к праву лежат ценностные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В такой ситуации само право рассматривается людьми как ценность, а правомерное поведение становится внутренней их потребностью.

В структуре особо значимых для правотворчества ценностных ориентаций центральное место, как отмечалось ранее, занимает идея справедливости. В этом отношении задача законодателя заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надлежащий принцип правового равенства, следовательно, и общесправедливый для людей способ согласования всех социальных интересов в сфере регуляции соответствующей правовой нормы.

Если такое согласование найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленности и адекватности значительно упрощается. Как свидетельствует правовая практика, закон, основанный на справедливом учёте и согласовании различных социальных интересов, т.е. правовой закон, обладает большой внутренней потенцией к самореализации. Неправовой закон, т.е. социально необоснованный, неоправданный, антисоциальный, нацеленный на защиту интересов одних в ущерб другим, для своей реализации нуждается в жёстких, репрессивных механизмах.

Замечание! Конечно, было бы неверно думать, что у правового закона нет проблем с реализацией. Ведь непосредственная реализация, помимо прочего, зависит от эффективности правоприменительной деятельности.

Признание закона большими социальными группами и готовность их следовать его предписаниям отнюдь не исключает возможности нарушения закона на индивидуальном уровне, т.е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания реализации закона на этом уровне надо обратиться к понятию психологического механизма действия права.

Психологический механизм действия права обычно соотносят с механизмом воздействия на мотивы поведения.

Мотив (лат. movere – побуждать, приводить в движение) – это понятие, описывающее сферу побуждения субъекта к деятельности. Мотив выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека, в том числе в правовой.

Юристы обычно выделяют два вида мотивов, воздействующих на правовое поведение:

3. сдерживающие мотивы (формируются путём установления запретов );

4. побудительные мотивы (формируются путём введения обязанностей и дозволений).

Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуют режим правового регулирования в той или иной сфере правовых отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, преобладают сдерживающие мотивы, а в области отношений, попадающих под гражданско-правовую регуляцию, преобладают побудительные мотивы. При этом нужно иметь в виду, что соотношение различных способов правовой мотивации исторически изменчиво и зависит от политической обстановки, от типа правовой культуры общества, от особенностей национальных традиций, от правовой психологии и т.п. Именно эти факторы, их соотношение придают своеобразие правовому режиму данного отрезка исторического времени.

В психологической теории деятельности индивида механизм мотивации поведения связывают с проблемой актуализации (здесь, придание особой значимости) тех или иных потребностей на фоне сознательного подавления побудительного потенциала других потребностей.

Актуализация какой-либо потребности побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, продиктованного этой потребностью. К числу таких факторов относятся, безусловно, и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реализации своих потребностей.

В случаях, когда правовые нормы содержат требования, препятствующие той или иной потребности, возникает мотивационный конфликт, т.е. конфликт между правовым мотивом и мотивом удовлетворения потребности. Разрешение этого конфликта и выбор своего поведения (действия) во многом зависит от установок на тот или иной тип юридически значимого поведения, сформировавшегося у индивида в процессе его правовой социализации.

Установка в психологическом механизме действия права означает готовность к определённому варианту поведения, сложившаяся на основе прошлого опыта.

Применительно к нашей теме, мы рассматриваем правовые установки. Таким образом, правовые установки – это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права – правомерному или неправомерному – варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права. Как пишет Н.В. Щербакова , правовые установки государства, будучи усвоенными личностью, становятся ядром личностных правовых установок. Таким образом, правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки государства из области идеологических ориентиров переходят в плоскость правовой психологии индивида и реализуются в его поведении . Если такой стыковки не происходит, то человек в своём стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведения.

И последнее, что следует отметить.

Наличие у человека устойчивых установок на правомерное поведение удерживает его от нарушения права даже в тех случаях, когда соответствующее неправомерное поведение могло бы способствовать удовлетворению весьма актуализированных для него потребностей. Сами установки на правомерное поведение неоднородны и зависят от основного мотива. В социологии права выделяют такие виды правовых установок:

1. принципиальные , т.е. те, которые человек соблюдает потому, что разделяет их, понимает ценность права и правопорядка;

2. прагматические , т.е. человек считает, что ему выгоднее соблюдать правовые требования;

3. конформные , т.е. привычка следовать общепринятым требованиям;

4. вынужденные , т.е. основанные на страхе наказания.

Какие же из этих установок наиболее устойчивы? Очевидно, что наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, и именно на формирование таких личностных установок должны быть нацелены усилия общества и государства по созданию и эффективному действию социального механизма реализации (действия) норм права.

Литература

1. Хайек Ф. Общество свободных.//Открытая политика. 1995. № 8 (10).

2. Лапаева В.В. Социология права./Под ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М., Норма, 2004.

3. Маргарет Тэтчер о самом важном в политике.//Аргументы и факты. 1996. № 35.

4. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

5. Агафонов Ю.А., Шалин В.В., Зимонина Н.А. Русская философия и социология права. – Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Краснодарская акад. МВД России, 2004.

6. Щербакова Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. – М., 1986.

7. От словагомеостаз – совокупность сложных приспособительных реакций биологической или социальной системы, направленных на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды.

Действие права может рассматриваться и оцениваться с различных научно-практических позиций. Каждый из подходов делает акцент на какой-либо одной стороне, аспекте его реализации.

Важнейшим механизмом действия права является процедурный. Природа права тесно связана с процедурами, это его особенность и специфика. Так, появление юридической нормы невозможно вне правотворческого процесса, который представляет собой достаточно длительную во времени процедуру, например таковым является законотворчество как разновидность правотворчества, его стадии. Они достаточно жестко регламентированы законодательством как на федеральном, так и региональном уровнях. Внесение законодательной инициативы, обсуждение концепции законопроекта, принятие законопроекта в первом, втором и третьем чтениях и т.д. Деятельность парламента, его комитетов и комиссий также строго регламентируется положениями или регламентами о каждом из этих органов и другими нормативными правовыми актами.

Другая деталь: возникновение, изменение и прекращение субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей также сопряжено с юридическими процедурами. Действующее законодательство, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Гражданский кодекс и др. документы устанавливают и регламентируют юридические процедуры (порядок подачи искового заявления, процедура судебного разбирательства и т.д.). Гражданское право устанавливает процедуры заключения договоров, проведения торгов, регистрацию юридических лиц и т.д.

Реализация права также невозможна вне юридических процедур, и это не только связано с вынесением правоприменительных решений, но и их исполнением. Особенно тщательно в законодательстве прописаны процедуры привлечения к юридической ответственности, отбывания наказания и т.д.

Таким образом, действие права, его элементов сопровождается процедурными механизмами; вне процедур, как последовательной системы юридической деятельности и юридических операций, правовое регулирование невозможно.

Информационный механизм действия права. С позиции теории информации правовое регулирование представляет собой строго направленное движение информационных потоков. Один из важнейших циклов движения правовой информации - это нормативный. Производителем, поставщиком информации выступает парламент (в Российской Федерации - Федеральное Собрание, в ее субъектах - законодательные (представительные) органы государственной власти), который обращен к рецепторам (индивидам, организациям). Однако существует, как правильно, не только прямая, но и обратная связь. Изучение правоприменительной практики (в том числе ее важнейшей судебной составляющей), выработки нормотворческих предложений - есть обратное движение правовой информации. Суд также может выступать генератором правовой информации, когда речь идет об официальном толковании юридических норм (Пленумы ВС РФ, ВАС РФ)*(135).


Основой информационного механизма является опубликование нормативных правовых актов в официальных изданиях. Презумпция знания законов обеспечивается их опубликованием. Конституция РФ (ч. 3 ст. 15) гласит: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Социально-психологический механизм действия права это взятая в единстве система социальных и психологических фактов, способствующих либо противостоящих реализации права. Социальные, социально-экономические и политические условия (например, уровень жизни, обеспеченность достойным жильем, безработица, отмена льгот и др.) по-разному влияют на оценку права, его одобрение или неприятие. Отсюда и эффективность его действия. Психологические установки - также немаловажный фактор обеспечения действенности права (уровень правосознания и правовой культуры; степень политической и правовой активности граждан и др.). В совокупности обстоятельства и факторы образуют так называемый социально-психологичекий механизм действия права.

Вопросы для самоконтроля

1. Социальное регулирование в современном обществе, его виды.

2. Правовое регулирование, его особенности.

3. Правовое воздействие.

4. Стадии правового регулирования.

5. Инструментарии (средства) правового регулирования.

6. Способы и типы правового регулирования.

7. Методы правового регулирования.

8. Индивидуальное правовое регулирование.

9. Дозволительно-обязывающий тип правового регулирования.

10. Разрешительный тип правового регулирования.

11. Общедозволительный тип правового регулирования.

12. Процедурный механизм действия права.

13. Информационный механизм действия права.

14. Социально-психологический механизм действия права.

15. Саморегулирование в праве.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.

2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в Советском государстве М., 1966.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008.

4. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве. Саратов, 2004.

5. Малько А.В., Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как особые правовые исключения. Пенза, 2005.

6. Малько А.В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. N 6.

7. Манникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: проблемы теории и практики. Иркутск, 2008.

8. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010.

9. Червяковский А.В. Информационная функция права. Омск, 2007.

10. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001.

Система нормативного регулирования общественных отношений

1.1.Право – один из регуляторов общественных отношений. Воздействуя на волю и сознание людей, оно склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

1.2.Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом.

К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется другими социальными нормами.

Социальный механизм действия права.

Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.

Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию. В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.

Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, «концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от более поздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями». В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами - не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.

В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (I.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой - социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.

Общие признаки правовых средств:

выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом);

выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов;

приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

обеспечиваются государством.

Классификация правовых средств:

1) зависимости от степени сложности:

первичные (элементарные) - субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п;

комплексные (составные) - договор, норма, институт, правовой режим и пр.

2) по выполняемой функции:

регулятивные (дозволения);

охранительные (меры защиты);

3) по предмету правового регулирования:

конституционные,

административные,

гражданские,

уголовные и др.;

4) по характеру:

процессуальные (иск);

5) по значимости последствий:

обычные (штраф);

исключительные (смертная казнь);

6) по времени действия:

постоянные (гражданство);

временные (премия);

7) по виду правового регулирования:

нормативные (установленные в нормах права запреты);

индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей);

8) по информационно-психологической направленности:

стимулирующие (льготы);

ограничивающие (приостановления) и т.д.

1. Механизм социального действия права.

2. Социальная эффективность права.

3. Прогресс и инновации в праве.

Вопрос 1: Механизм социального действия права

С точки зрения социологии права , механизм социального действия права можно вос-принимать как:

1)механизм правового регулирования в социальном контексте;

2)единство правовой структуры и ее функционирования;

3)механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

В юриспруденции аналогом механизма социального действия чаще всего выступает механизм правового регулирования. Механизм включает в себя только правовые средства юридического воздействия: 1)правовые нормы;2)акты правоприменения;3)правоотношения;4)акты правореализации.

Юридический механизм правового регулирования рассматривается В.М. Сырых как сложная система, состоящая из: 1)правовых средств;2)субъектов, осуществляющих правовое регулирование и правовую деятельность;3)юридически значимой деятельности;4)результатов их деятельности.

При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям этого регули-рования подразделяется на три компонента: 1)механизм правотворчества;2)механизм реализации норм права;

3)механизм государственного принуждения.

Социальный механизм правового регулиро-вания состоит из:

1)норм права; 2)иных правовых явлений; 3)воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Функциональная структура социального механизма правового регулирования включает в себя:

1)механизм формирования права;

2)социальный механизм правотворчества;

3)механизм правового информирования;

4)социальный механизм реализации права;

5)социально-правовой контроль

Элементами механизма социального действия права в идеале являются:

1)управляющая система, например, механизм государственного и социального управ-ления, нормы права;

2)социальные факторы, сопутствующие действию права в обществе;

3)передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-пси-хологические);

4)регулируемые системы (личность, социальная группа, общество);

5)собственно правомерное активное поведение.

В механизме социального действия права выделяют две стадии:

1)формирование социальных предпосылок социального действия права;

2)собственно социальное действие права.

Действие права осуществляется в формах:

Правового регулирования общественных отношений;

В этической форме;

В информационной форме;

В форме психологического воздействии права; в оценочно-поведенческом воздейст-вии права.

Вопрос 2: Социальная эффективность права

Достижение высокого уровня эффективности права является самой сложной пробле-мой правовой науки. Она включает комплекс вопросов, начиная от правотворчества, социальных функций прав, до реализации права. В этом смысле верны слова К. Кульчара: «Эффективность права – это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей право-вой системы»

Эффективность права может рассматриваться:

1)как показатель частоты применения уголовных норм;

2)соотношение частоты проявления отклонений к правомерному поведению;

3)соотношение между целями, содержащимися в законе, и результатом их действий, т.е. достижение социальных целей, поставленных изданием нормативного акта;

4)вклад закона в укрепление правовых начал и свободы в правовом государстве;

5)способность правовой системы быстро решать назревающие конфликты в социаль-ных отношениях (оптимизировать уровень конфликтности) или степень соответ-ствия реального уровня конфликтности в урегулированных законом общественных отношениях оптимальному для них уровню конфликтности

Современные социологи и правоведы выделяют два основных подхода к классифи-кации факторов, влияющих на эффективность действия правовых норм .

Первый подход связан с выделением во внешней среде действия права основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которы-ми правовая норма воздействует на поведение индивида и социальной группы. Сюда относятся:

1)макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания);

2)условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

3)микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы);

4)личностные условия субъекта, реализующего право.

Второй подход связан с анализом элементов механизма действия права в контексте их влияния на эффективность действия правовой нормы. В рамках данного подхода условия эффективности действия норм права соотносятся с самой нормой, деятельностью право-применительных органов и их должностных лиц и, наконец, с особенностями право-сознания и правого поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы

Согласно второму подходу, основными факторами эффективности права выступают:

1)социально-правовое качество самой правовой нормы (законодательства);

2)эффективность правоприменительной деятельности;

3)уровень правосознания правоприменителей и населения.

Качество закона по социальному содержанию определяется:

1)соответствием потребностям развития общества;

3)способностью закона быть инструментом согласования различных интересов;

4)способностью закона оптимизировать уровень социальных конфликтов.

1)хорошее качество исходной нормы;

2)наличие материальных, кадровых, организационных ресурсов для ее применения;

3)оптимальный механизм применения нормы;

4)высокий уровень правовой информированности, знаний и правовой культуры исполнителей;

5)их заинтересованность в реализации нормы;

6)наличие и эффективность санкций за неисполнение нормы.

Основными дефектами правоприменительного процесса являются:

Недостаточность звеньев правоприменительной цепочки;

Избыток таких звеньев;

Несовершенство звеньев цепочки правоприменительных действий;

Недостаток правовых связей между звеньями;

Избыток таких связей;

Их несовершенство;

Деформирующее влияние внешних социальных факторов;

Общее несовершенство функционирования механизма правоприменения.