Противодействие преступности в современных условиях. Противодействие преступности — приоритетное направление в уголовной политике государства

Как содержание мотивации, так и причинность организованной преступности, а следовательно, и характер мер по противодействию ей сложны и неоднозначны. Установить единые причины организованной преступности и меры по борьбе с ней и ее предупреждению невозможно, ибо потребуется рассматривать все аспекты насильственных, корыстных, коррупционных, террористических, экстремистских и других умышленных преступлений, поскольку оргпреступность всеядна. В сферу деятельности организованной преступной группы могут входить любые деяния, которые дают высокую прибыль (сверхприбыль), власть и собственность.

Абсолютное большинство деяний, которые совершают организованные преступники, уже было рассмотрено. Не анализировалась лишь причинность криминальной организованности . Поэтому необходимо сосредоточиться не на изучении причинности различных видов деяний, совершаемых организованными преступниками, а на анализе личности, причин и противодействия организованности криминала.

Основные причины появления и разрастания организованной преступности в СССР и России в 80-е гг. истекшего столетия связаны со специфическими проблемами, которые возникли в условиях неудавшейся перестройки социалистической системы, экономики и управления страной, когда прежние политические, экономические, организационные, правовые и нравственные устои рухнули, а ничего нового и современно-адекватного создано не было. Именно в это время бесправия и безнаказанности активизировались наиболее сильные и безнравственные субъекты и созданные ими группировки. Таким образом, основные детерминанты организованной преступности – это политические, социально- экономические и правовые причины. С этими главными причинами организованной преступности тесно связано отсутствие правовой базы для противодействия организованному криминалу.

Другая причина – это слабость правоохранительной системы . Безоглядная критика репрессий 1930-х гг. была не без умысла опрокинута определенными слоями общества на действующие органы правопорядка. Честные и квалифицированные сотрудники вынуждены были покинуть органы, а государственное обеспечение последних было сведено к минимуму. Правоохранительные органы не только стали бездействовать в рамках закона, некоторые из них постепенно сливались с организованной преступностью.

Коррупция властей, в том числе и в системе уголовной юстиции, помогала организованным преступникам избежать привлечения к уголовной ответственности. Они почувствовали полную безнаказанность, что лишь укрепило их преступную деятельность. Отсутствие у граждан достаточных средств к существованию, развал промышленности и сельского хозяйства толкали их на любые авантюры. Организованная преступность захватила властные структуры, подчинила себе многих сотрудников "государственной машины" и стала практически неуязвимой автономной системой, конкурирующей с самим государством. Автор, как и другие криминологи, пришел к выводу, что для борьбы с этим злом не было главного – политической воли руководства страны .

Организованная преступность обусловлена не только негативными явлениями и процессами. В целом экономически позитивные процессы также могут способствовать разрастанию транснациональной и национальной преступности. В их числе следующие.

  • 1. Улучшение внутригосударственных и международных отношений, расширение экономических и социальных связей, повышение прозрачности границ, развитие международной торговли, появление новых рынков сбыта, рост объема международных перевозок существенно облегчают жизнь людей, но в то же время автоматизированная система электронных платежей создала целый комплекс возможностей для активной деятельности транснациональной преступности, отмывания денег, укрытия их в практически недоступных финансовых убежищах .
  • 2. Развитие международных финансовых сетей, позволяющих осуществлять перевод денег электронным путем, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс регулирования и контроля денежных потоков государствами, а с другой – облегчает сокрытие денег, полученных преступным путем, и их отмывание в тех странах, где это возможно и безопасно.
  • 3. Усиливающийся процесс миграции населения и образование в различных странах диаспор успешно используются организованными преступниками для создания национальных группировок, которые отличаются сплоченностью. Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие группировки от проникновения в них посторонних лиц.
  • 4. Существенные расхождения в уголовном законодательстве и судебной практике различных стран, позволяющие решать национальные проблемы, умело используются преступными сообществами для более безопасного совершения тех или иных операций: отмывания денег в странах, где нет ответственности за эти действия; ухода от налогов в так называемых налоговых убежищах (офшоры, свободные зоны) и в странах с низким налоговым бременем; незаконных поставок товаров и услуг в регионы со слабым правовым регулированием данной коммерческой деятельности; выбора места пребывания базовой преступной организации на территориях с неразвитым уголовным законодательством в отношении организованной преступности и т.д.
  • 5. Окончание холодной войны, падение железного занавеса и разрушение прежнего социального контроля над людьми в постсоциалистических странах открыли возможности не только для честного, но и для преступного предпринимательства. Эти страны широко используются в качестве транзитных территорий и новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг, а также как источники поставок различных контрабандных товаров, особенно химических и радиоактивных веществ.
  • 6. Многонациональные мегаполисы, такие, например, как Москва, являющиеся центрами деловой активности, узловыми элементами мировой экономической системы и играющие важную роль в перемещении товаров и денежных средств, умело используются в качестве баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов организованных преступников, проследить деятельность которых на фоне огромных товарных и денежных потоков становится практически невозможно.
  • 7. Демократические преобразования во многих странах, часто связанные с разрушением прежних систем контроля и медленным становлением адекватного демократического регулирования, суверенизацией и автономизацией регионов, политической и экономической нестабильностью, как правило, коррелируют со значительным ослаблением борьбы с преступностью.
  • 8. Расширение международных контактов, торговли, коммуникаций, приобщение людей к культуре других народов способствует и распространению "чужих", в том числе криминальных, стандартов жизни, порочных потребностей, разрушению самобытных многовековых национальных традиций, а затем созданию новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг (наркотики, оружие, азартные игры, секс-бизнес и т.д.), входящих в сферу деятельности преступных организаций.
  • 9. Появление новых товаров и услуг, рост потребления, утверждение психологии общества потребления и философии жизни одним днем, коммерциализация жизни и "окорыствование" общественных отношений в странах с низким уровнем жизни способствуют распространению комплекса социальной несправедливости и неполноценности, а также продажности государственных служащих (одно из условий выживания транснациональной преступности и социальная база для организаторов террора).
  • 10. Либерализация политической и экономической деятельности, расширение прав и свобод граждан, забота о правах лиц, попадающих в орбиту системы уголовной юстиции, и другие демократические гарантии распространяются на всех граждан той или иной страны, включая лиц с криминальным поведением.

Что касается противодействия транснациональной организованной преступности , то многие причины внутреннего и внешнего характера невозможно устранить, поскольку они нам неподвластны, да и не являются негативными в целом. Экономические, политические и международные процессы, которые способствуют или облегчают деятельность национальной и транснациональной организованной преступности, имеют и позитивные стороны. Поэтому указанные процессы следует лишь учитывать при планировании противодействия организованной преступности. Решение экономических, социальных, политических, организационных, нравственных, правовых, уголовно-правовых и криминологических проблем в стране, безусловно, будет способствовать утверждению незыблемых принципов социальной справедливости, что является действенной общесоциальной мерой в борьбе с преступностью вообще и организованной в частности.

Специально-криминологические меры противодействия организованной преступности в условиях нашей стратегической беспомощности приобретают решающее значение. Экономический и финансовый подрыв ее деятельности является самым эффективным инструментом борьбы с организованной преступностью. Поэтому основное место в структуре возможных мер занимает экономический, социальный, финансовый государственный и общественный контроль .

  • Автор в статье "Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции" писал: "Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в развитии цивилизованной рыночной экономики и укреплении российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятельности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь политическая воля" (Государство и право. 1996. № 4. С. 109).
  • Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег: пер. с англ. / ООН. Нью-Йорк, 1999; Коттке К. "Грязные" деньги: пер. с нем. 7-е изд., перераб. М., 1998; Делягин М. Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М., 2003; и др.

Выходные данные сборника:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Майоров Андрей Владимирович

канд. юрид. наук, доцент, зав. Кафедрой ЮУрГУ (НИУ), РФ, г. Челябинск

ANTI- CRIME - PRIORITY IN CRIMINAL STATE POLICY

Andrey Mayorov

candidate of juridical sciences, associate professor, head of cathedra of South Ural State University, Russia, Cheljabinsk

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается рассмотреть такую категорию, как противодействие преступности, являющуюся по мнению автора приоритетным направлением уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью, на современном этапе развития общества. Анализируется действующее законодательство, предусматривающее противодействие отдельным видам преступлений, как способ воздействия на преступность в целом. Изучаются понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности» и «борьба с преступностью», как системообразующие категории противодействия преступности. Предлагается комплексный подход к рассмотрению признаков «противодействия преступности», а также отмечается, что в целом меры воздействия на преступность образуют «систему противодействия преступности». Предлагается авторская позиция о структуре системы «противодействия преступности» в России.

ABSTRACT

The article proposes to consider such a category as against crime, which is the author"s opinion priority criminal policy of the state in the fight against crime, at the present stage of development of society. Analyzes current legislation that opposition individual types of crime as a way to impact on crime in general. The concepts of «crime prevention», «crime prevention» and «fight against crime» as systemically important category of fighting crime. Offers a comprehensive approach to treating signs of «fighting crime», and notes that in general, measures the impact on crime form a «system of fighting crime». The author"s position on the structure of «fighting crime» in Russia.

Ключевые слова: противодействие преступности; предупреждение; борьба с преступностью; система противодействия преступности; уголовная политика.

Keywords: fight against crime; prevention; crime prevention; combating crime system; criminal policy.

В настоящее время существует множество терминов, которыми обозначают в теории и практики процесс реагирования на преступность. Развивая авторскую концепцию, необходимо отметить следующее: «предупреждение преступности», «профилактика преступности», «контроль преступности» и «борьба с преступностью» являются составляющими элементами более общего социального воздействия на преступность - процесса «противодействия преступности». Указанная категория все чаще используется не только теоретиками и практиками, но и в законотворческой деятельности.

Представляется вполне очевидным то, что применение термина «противодействие», при характеристике оказываемого воздействия на преступность, позволяет отразить всю совокупность мер и способов реагирования государства, его властных органов, общества и отдельных граждан, осуществляемых в процессе борьбы с преступностью.

Анализ специальной литературы показывает, что в сфере противодействия преступности задействованы несколько видов реагирования (воздействия) на преступность, как на негативное социальное явление, так и на отдельные преступления. Следует отметить, что существующий комплекс воздействия на преступность может включать в себя различные способы реагирования: и предупреждение преступности, и борьба с преступностью, и профилактика преступности, и выявление, и пресечение, а также раскрытие и расследование преступлений . В совокупности же все эти способы воздействия на преступность можно обозначить единым термином - «противодействие».

Например, по мнению Ю.М. Антоняна, в процессе осуществления предупредительной деятельности можно выделять некоторые автономные направления активности государства и общества, а также отдельных граждан - «борьба», «предупреждение» и «профилактика» , хотя, как отмечает автор, «… и среди криминологов нет единства мнений относительно их содержания» .

Автору представляется, что существующие способы реагирования на преступность можно представить в виде определенной системы - системы противодействия преступности, включающей в себя меры профилактического и меры предупредительного воздействия, как на отдельные преступления, так и на преступность в целом. Такая система должна включать в себя средства, способы и приемы, которые применяют не только правоохранительные органы, но и органы местного самоуправления, общественные и иные организаций, а также сами граждане. При этом, механизм реализации противодействия преступности, требует весьма серьезных усилий, не только со стороны государства, но и общества, отдельных его индивидов. Определенный результат противодействия может быть достигнут только на основе использования широкого комплекса общесоциальных и специальных предупредительных мер .

Безусловно, системный подход в рассмотрении современной структуры противодействия преступности требует более подробного анализа, составляющих ее подсистем и отдельных элементов, с учетом возможных механизмов управления и реализации ее функций. Вместе с тем, в рамках данной статьи предлагается лишь обозначить актуальность изучаемой проблемы, связанной с определением приоритета в формировании уголовной политики государства и предложить авторское видение в решение данной проблемы. Рассматривая противодействие преступности как приоритетное направление в области реализации уголовной политики российского государства, необходимо отметить то, что в последнее десятилетие, указанное направление активно используется законодателем при реагировании на отдельные проявления преступной деятельности . Так же, следует отметить, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных предназначений полиции, является противодействие преступности .

Анализируя федеральное законодательство, направленное на борьбу и противодействие отдельным видам преступной деятельности, можно выявить следующие признаки «противодействия преступности »:

1. это деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц , в пределах их полномочий, направленная против преступных посягательств;

2. целью является - минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

3. противодействие может осуществляться , как по средствам ранней (профилактической) предупредительной деятельности, направленной на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) деятельности, так и по средствам борьбы, направленной на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

Таким образом, анализируя представленные признаки можно отметить, что противодействие преступности представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, заключающихся в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по воспрепятствованию возникновению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также их выявлению, предотвращению и пресечению, путем профилактики и предупреждения преступлений.

Следует отметить, что данный процесс предполагает выделение определенного круга субъектов этой деятельности, цели и способов ее достижения, образуя определенную систему. При этом, термин «противодействие преступности» является более приемлемым при определении всей совокупности возможных мер, направленных на снижения уровня противоправных деяний и повышения уровня защищенности граждан, общества и государства в целом.

Рассматривая противодействие преступности в виде определенной системы, реализуемой в области уголовной политики государства необходимо определить ее цель и выделить основные элементы.

Целью противодействия преступности является - повышение уровня защищенности личности, общества и государства в целом, снижение уровня преступности и удержание ее на определенном уровне (контроль), минимизация и (или) ликвидации последствий преступной деятельности;

Способами достижения целей противодействия преступности выступают как ранняя профилактическая предупредительная деятельность, направленная на выявление и последующее устранение причин противоправной (преступной) активности, так и борьба с преступностью как таковая, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.

К субъектам противодействия преступности следует относить - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физических лиц в пределах их полномочий (компетенции).

Объектом же воздействия в данной системе будут выступать преступность, как негативное социальное явление, а также лица, совершающие противоправные деяния и иные правонарушения .

Таким образом, выделяя противодействие преступности, как систему мер необходимого реагирования ее субъектов, при должном уровне организованности и научной обоснованности позволит реализовать основные идеи уголовной политики нашего государства, а также разработать стратегию и тактику эффективного реагирования на преступность, отдельные противоправные деяния и иные правонарушения.

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М. Криминология: избранные лекции / Ю.М. Антонян. М.: «Логос», 2004. - 448 с.
  2. Воронин Ю.А., Майоров А.В. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Ю.А. Воронин, А.В. Майоров / Криминологический журнал БГУЭП - 2013. - № 1. - С. 7-14.
  3. Клеймёнов М.П. Криминология: учебник / М.П. Клеймёнов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
  4. Козаченко И.Я. Криминология: учебник / И.Я. Козаченко, К.В. Корсаков. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
  5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - 912 с.
  6. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности: монография / А.В. Майоров. М.: Юрлитинформ, 2014. - 224 с.
  7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.
  8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. (Дата обращения 15.02.2014 г.).
  9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/popular/police/ (Дата обращения 15.02.2014 г.).

Майоров А.В.

Челябинский юридический институт МВД России

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье рассматриваются современные вопросы, касающиеся противодействия организованной преступности.

Преступность в современных условиях превращается в глобальную человеческую проблему, которая активно изучается во всем мире. Организованная преступность - сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных границ. Многие десятилетия она сопровождает экономическое и культурное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция и т.д.

Организованная преступность в России представляет серьезную угрозу для государства с реальной опасностью трансформации демократического государства в криминальное. В отличии от организованной преступности высокоразвитых зарубежных стран, в которых разумная уголовная политика, здоровые рыночные отношения не позволили преступному бизнесу проникнуть в легальные отрасли экономики, вытеснив ее в криминальный игорный, нарко- и порнобизнес. Такая общественно опасная деятельность не затрагивает государственных устоев, не искажает основополагающих социально-экономических, политических, нравственных принципов государственного властвования.

В нашей стране организованная преступность изначально в силу целого ряда специфических причин приобрела политическую значимость, поскольку непосредственно вторгалась в легальную экономику, а затем и в зарождающиеся рыночные отношения, придав им соответствующий криминальный оттенок. Преступления общеуголовной направленности уступают место крупномасштабным организованным преступным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере.

Вместе с тем нельзя не отметить и того, что определенная борьба с организованной

преступностью в России действительно ведется, но она не всегда имеет высокую эффективность. Выражение «борьба с преступностью» является наиболее распространенным, оно закреплено в законодательных и иных нормативно-правовых актах. Однако с учетом деятельности государства и правоохранительных органов направленной на борьбу с преступностью, можно утверждать, что зачастую осуществляется лишь «контроль» в отношении организованной преступности. То есть гласное и негласное изучение процессов в криминальной среде, ведение оперативно-справочных учетов, пассивное наблюдение за организованной преступностью, не обеспечивающее сдерживание ее роста.

С учетом мнения В.А. Бодренкова и В.К. Зникина, в отдельных случаях, можно говорить «о противодействии организованной преступности», под которым следует понимать принятие активных мер воздействия на преступность, но не достаточных для качественного, позитивного ее изменения .

В настоящее время организованная преступность затрагивает все сферы жизни человека и представляет угрозу не только обществу, но и государственному устройству многих стран мира. Организованная преступность обладает высокой степенью жизнеспособности; по большому счету полностью ликвидировать ее не возможно, как бы это пессимистично не звучало, ее можно только ограничить, поставить под контроль государства. В отличие от государственных органов, в том числе и правоохранительных, организованная преступность быстрее налаживает связи за рубежом, быстрее реагирует на все изменения происходящие в мире.

Наихудшим является положение, при котором происходит взаимопроникновение правительственных чиновников и преступных организаций, устанавливаются симбиотичес-

кие связи или вступают в сговор. В этих условиях роль правительства практически сводится к укрывательству преступной деятельности, причем в то же время оно становится заложником преступной организации .

Проблема соблюдения законности в органах внутренних дел в России существует с момента образования силовых структур государства. Притяжение страны к государствам романо-германской системы права создало объективные предпосылки для ситуации, когда законодательство отстает от процесса общественного развития, и, соответственно, уголовное законодательство - от развития криминогенных процессов. Применяемые меры для нейтрализации новых видов криминальных проявлений оказывались в этих условиях неадекватными. Преступники всегда опережали на шаг-другой правоохранительные органы .

Однако главная опасность заключается в том, что государство в лице высших должностных лиц оказалось на содержании олигархов, которые лоббируют нужные им законы в Думе, имеют своих людей в милиции, ФСБ, прокуратуре, судах . Разумеется, при таком положении интересы общества, государства расходятся с интересами правящей экономической и политической элиты.

Сложившаяся ситуация не содержит значимых предпосылок для борьбы с коррумпированной преступностью в верхних ее эшелонах, потому что институт предупреждения преступности как и любой социальный институт может функционировать в системе прогрессивно развивающихся общественных отношений. В нынешних условиях экономического кризиса, нравственно-политической напряженности в обществе об эффективной борьбе с организованной преступностью не может быть и речи. Определенные возможности борьбы сохранились лишь с общеуголовной организованной преступностью (кражи, грабежи, разбои, вымогательство и т.д.) от которой страдают, в первую очередь, средние слои населения. Борьба с такой преступностью может быть эффективной, поскольку не противоречит интересам преступности «белых воротничков», или как ее еще называют «респектабельной» преступности, - богатых,

влиятельных в экономике, политике регионального или федерального масштаба. Несмотря на то, что эти лица достаточно защищены от общеуголовной преступности государственными и частными охранными службами, тем не менее уголовный мир может создавать определенную угрозу, потенциальную опасность для их собственной безопасности .

На сегодняшний день одним из наиболее опасных симптомов криминализации российского общества, реально угрожающих его национальной безопасности, является процесс легализации организованной преступности в той информационной среде, носителем которой выступают средства массовой информации (СМИ). Важное значение имеет направленность и степень криминогенного влияния средств массовой информации на обыденное сознание людей.

Злоупотребления со стороны современных СМИ подобными методами усугубляются криминологической неграмотностью многих журналистов. Нанося ущерб ценностно-нравственной системе российского общества, СМИ нередко оказывают достаточно выраженное криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опосредованно или прямо влияют на состояние преступности и уровень антикри-миногенного потенциала в обществе.

Наряду с этим следует отметить, что демонстрация в СМИ силы криминального мира сопровождается регулярным напоминанием читателям о связях преступных авторитетов с представителями власти. Внимание аудитории упорно фокусируется на преимуществах боевой и технической оснащенности преступных сообществ, значительно превосходящей по тем и иным показателям вооруженность правоохранительных структур. Для большей убедительности периодически обна-родуются данные об интенсивности оттока в

криминальные круги бывших спортсменов, сотрудников правоохранительных органов, уволенных в запас военнослужащих. Подчеркивается возрастающий интеллектуальный потенциал современной организованной преступности, обслуживаемой целой армией «теневых» советников, консультантов, экспертов, юристов .

Преподнося далеко не всегда проверенную и достоверную информацию о низкой раскрываемости тяжких насильственных и иных видов преступлений, тенденциозно подбирая факты, СМИ способствуют формированию у граждан установок на вседозволенность и безнаказанность нарушений уголовно-правовых запретов. Не способствует формированию уважения граждан к закону и повышению авторитета правоохранительных органов заметное преобладание негативных оценок их деятельности в печати и электронных средствах массовой информации.

Важный аспект рассматриваемой проблемы заключается в нарастающей тенденции массового, открытого, публичного нарушения принятых норм поведения. Данный процесс также усугубляется средствами массовой информации, которые настойчиво стараются обосновать неизбежный и вынужденный характер подобных нарушений, фактически обучают граждан навыкам безнормативного (не подчиняющегося никаким правилам) и квазинорма-тивного (руководствующегося нормами, противоречащими общепринятым правилам общежития) поведения.

Помимо того, что подобная «разъяснительная» работа в СМИ направлена против интересов правосудия, нарушает права жертв преступлений, она вольно или невольно способствует повышению правового уровня и профессионализма преступников, обучению неопытных, начинающих нарушителей уголовного закона способам его обхода. Иными словами, она обусловливает расширение социальной базы организованной преступности.

Однако следует отметить, что массовое «засорение» сознания зрителей и читателей сценами, связанными с физическими расправами, жестокостью и садизмом, порождает ощущение безысходности, беспомощности от постоянной угрозы криминальных посягательств,

порождает гипертрофированное чувство страха перед преступностью. Психологи определяют страх как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности.

В данном случае речь уже идет о формировании виктимизации - процесса превращения лица в потенциальную жертву преступления, который неразрывно связан с процессом криминализации.

Отсутствие адекватной информационной политики государства, которая ориентировала бы средства массовой коммуникации на достижение целей национальной безопасности, на защиту населения от преступности, на повышение уровня его нравственной и правовой культуры, приводит к снижению антикриминаль-ного потенциала общества.

Организованная преступность породила новую криминальную ситуацию, которая требует для ее разрешения неотложных законодательных, организационно-управленческих мер, значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной деятельностью.

Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной преступностью ситуации является недостаточная научная проработка проблемы, отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно-розыскной концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.

Сегодня от представителей юридической науки и практики требуется не только продолжение дискуссии о конкуренции различных познавательных технологий, но и внесение конкретных теоретических, методологических, нормативных и практических предложений, ведущих к принципиальному разрешению проблемы контроля, предупреждения и борьбы с преступностью .

Нынешним возможностям борьбы с преступностью в России в наибольшей степени со-

ответствует жесткий уголовно-правовой контроль. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что при наличии решимости государства, разумной уголовной политики с безусловным соблюдением принципа равенства граждан пе-

ред уголовным законом независимо от должностного, имущественного положения и др. обстоятельств, борьба с преступностью, в том числе и с организованной, может быть достаточно эффективной.

Список использованной литературы:

1. Бодренков В.А., Зникин В.К., К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении / В.А. Бодренков, В.К. Зникин // Оперативник (сыщик). 2008. № 2(15). С. 19-20.

2. Гришко Е.А., Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2001. С. 40.

3. Милин Д., Проблемы борьбы с организованной преступностью (по материалам Санкт-Петербурга). Труды Санкт-Петербургского филиала Института Социологии РАН Серия III. 1996. № 4. С. 20.

4. Крыштановская О., Смерть олигархии. АиФ. 1998. № 46.

5. Миненок М.Г., Проблемы борьбы с организованной преступностью. Калининградский государственный университет http://www.oprave.ru/statii/Krimin

6. Попов В.И. Актуальные проблемы борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности: Монография. - М.: СГУ, 2004. С 382.

7. Бодренков В.А., Зникин В.К., К началу дискуссии о содержании криминальной безопасности общества (государства) и роли ОРД в ее обеспечении / В.А. Бодренков, В.К. Зникин // Оперативник (сыщик). 2008. № 2(15). С. 18.

Аннотация: В статье выделено понятие компьютерной преступности, рассмотрен вопрос всесторонней политики по профилактике и борьбе с компьютерной преступностью, а также сформулированы предложения и рекомендации по повышению эффективности контроля над преступлениями, совершаемыми в области информационных технологий в России.

Ключевые слова: компьютерные преступления, информация, неправомерный доступ к компьютерной информации.

Компьютерная преступность - это совокупность компьютерных преступлений, где компьютерная информация является предметом преступных посягательств, а также преступлений, которые совершаются посредством общественно опасных деяний, предметом которых является компьютерная информация. Изучению проблема расследования преступлений вот сфере компьютерной информации во последние годы уделяется повышенное внимание, однако во этой области еще остается ряды нерешенных из дискуссионных вопросов .

В Российской Федерации со 1997 года уголовно-наказуемыми были признаны определенные деяния во сфере компьютерной информации, обладающие общественной опасностью для безопасного использования компьютерной информации из информационных технологий. Нормы об данных преступлениях зафиксированы во трех статьях УК РФ, которые выделены во самостоятельную главу 28 УК РФ. Ко ним относятся: статья 272 УК РФ «Неправомерный доступ ко охраняемой законом компьютерной информации», статья 273 УК РФ «Создание, использование из распространение вредоносных программ для ЭВМ» или статья 274 УК РФ «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети» .

Согласно ст. 15 УК РФ деяния, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 272 и

ч. 1 ст. 274, относятся ко категории небольшой тяжести, предусмотренные ч. 3 ст. 272, ч. 1 ст. 273 и ч. 2 ст. 274, - средней тяжести, на деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 272, ч. 2 и 3 ст. 273 УК РФ, являются тяжкими преступлениями .

29 ноября 2012 г. было принят Федеральный закон №207-ФЗ «Об внесении изменений во Уголовный кодекс Российской Федерации из отдельные законодательные акты Российской Федерации», который впервые во российской законотворческой практике выделился различные виды мошенничества во отдельные составы преступлений во зависимости ото этого, во какой сфере кони совершены. Благодаря данному закону появились ст. 159.3 УК РФ «Мошенничество со использованием платежных карт» и ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество во сфере компьютерной информации.

По изменениям в УК РФ, касающимся санкций рассматриваемых статей, можно проследить общую тенденцию ко увеличению составов преступлений вот сфере компьютерной информации им конкретизации размеров штрафов.

В настоящее время всем камеры противодействия компьютерным преступлениями можно подразделить нас технические, организационные им правовые.

К правовым исследует отнести: совершенствование уголовного им гражданского законодательства, на также судопроизводства, разработку норм, устанавливающих ответственность зал компьютерные преступления; защиту авторских прав программистов. К правовым мерам также можно отнести вопросы общественного контроля зал разработчиками компьютерных систем им принятие соответствующих международных правил. Только в последние годы появились работы под проблемам правовой борьбы сон компьютерной преступностью, из отечественное законодательство совсем недавно встало нам путь борьбы со компьютерной преступностью. Поэтому является весьма важным расширить правовую из законодательную информированность специалистов ни должностных лиц, заинтересованных в борьбе с компьютерными преступлениями. При этом при борьбе с компьютерными преступлениями необходимо обеспечивать свободу пользования информационно-коммуникационными средствами и свободу развития данных технологий. Помимо этого необходимо гарантировать свободу выражения мнений. Следует увеличить количеством специальных подразделений поле борьбе со компьютерными преступлениями. В данные подразделения могут привлекаться люди, обладающие обширными познаниями вот данной области. Множество молодых специалистов вот технической их правовой сферах могли бык оказаться необходимый вклад в борьбу со компьютерной преступностью. В некоторых случаях такие люди не находятся применения своим познаниям в рамках закона из преступаются его. Поэтому привлечение подобных специалистов может стать одной изо мер под борьбе со компьютерными преступлениями. Этим подразделения должны тесно сотрудничать со российской полицией из полицией других страны, чтобы укреплять международные усилия поле борьбе со компьютерными преступлениями .

Чтоб касается международных документов, связанных со компьютерной преступностью, толк основополагающим международным нормативным актом вот сфере компьютерных технологий является Конвенция об компьютерных преступлениях СЕД №185, открытая ко подписанию во Будапеште 23.11.2001. Данная Конвенция сталась первым во истории международным договором от преступлениях, совершаемых через сеть Интернет из иные коммуникационные сети. Она устанавливает принципы уголовной ответственности зал мошенничество со использованием электронно-вычислительных машин, за нарушение авторского права, на также зам нарушение безопасности компьютерных сетей. Приоритетная цель Конвенции состоит вот определении общей политики вот сфере уголовного права, направленной над защиту общества от компьютерных преступлений. Над настоящий момент Конвенция ратифицирована 30 странами из числа членов Совета Европы, на также США. Российская Федерация несколько раз рассматривала вопрос об подписании Конвенции, нос отрицательное решение было принято из-за несогласия российских спецслужб предоставить иностранными правоохранительным органам возможность технического перехвата российского интернет-трафика.

В судебной практике не обходится без курьезных случаев, которые показывают противоречивость применения законодательства над местах. Разные суды порой выносят диаметрально противоположные решения. Иногда этом приводит к тому, чтоб решение суда может противоречить Конституции РФ. Необходима выработка единой судебной практики, когда вот похожих случаях решения будут соответствовать, на не различаться коренным образом.

Поле предложению России Комиссия ООН по противодействию преступности их уголовному правосудию в мае 2010 года учредила межправительственную группу экспертов, создание которой предусматривает появление в ближайшее время предложений поле совершенствованию международной нормативно-правовой базы во этой области.

Такими образом, российское законодательство вот настоящий момент не отвечает жестким «мировым требованиям» под борьбе с компьютерной преступностью. Необходимо устранение недочетов вот законодательстве, наказания должны соответствовать совершенным деяниями. Недостаток судебной практики должен быть восполнен, основываясь над международном опыте. Многие страны, ратифицировавшие Конвенцию об компьютерных преступлениях СЕД №185, гораздо успешнее ведут борьбу со компьютерными преступниками, так как имеют вот своем распоряжении больше возможностей для этого. Ратификация Конвенции позволила бы повысить эффективность борьбы со компьютерной преступностью в России. Конечно, только этого будет не достаточно, нос серьезный шаг ко затруднению деятельности преступников будет сделан им вот дальнейшем законодательство не должно будет стоять над месте. Ему следует развиваться так же динамично, как развиваются новые технологии, из тогда ко уже хорошо развитым техническим из организационным мерами защиты добавится полноценная правовая защита }