Способы и порядки создания юридических лиц в россии. Как происходит создание юридического лица

Решение об учреждении юридического лица принимается на собрании учредителей или единственным участником общества, при этом правоспособность наступает сразу с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ. Согласно действующему законодательству существует несколько способов создания юридического лица:

Распорядительный – этот способ широко использовался в советское время при образовании государственных юридических лиц. В данном случае юридическое лицо образуется на основе решения извне, например, по приказу государственного или муниципального правового органа.

Добровольный – стандартный способ образования юридического лица, когда решение принимается учредителями общества или единственным участником. К добровольному порядку относятся следующие способы:

  • Разрешительный порядок – используется в качестве исключения для кредитных и страховых организаций, а также союзов и ассоциаций коммерческих юр. лиц при условии наличия разрешения органа ФАС. При этом сначала принимается решение об образовании юридического лица его учредителями, а затем запрашивается разрешение уполномоченного органа;
  • Нормативно-явочный порядок – самый распространенный способ создания юридического лица, в этом случае разрешение на его образование уже заложено в нормативных актах и документах. Сначала по инициативе учредителей создаются учредительные документы, затем производится обязательная регистрация юридического лица в компетентном государственном органе. В процессе регистрации вновь созданное юридическое лицо проходит проверку на соответствие действующим нормам законодательства и правильность порядка его образования.

Также различают еще один способ создания юридического лица – договорно-правовой, или явочный. В России не используется, применяется ограниченно в некоторых зарубежных странах для НКО, коммерческих корпораций и некоммерческих организаций. Прекращение деятельности организации может выражаться в форме ликвидации или реорганизации, в последнем случае права переходят к новому субъекту права.

Порядок образования юридических лиц

Юридическим лицом считается организация, имеющая собственное выделенное имущество, способная отвечать им по существующим обязательствам. Любое юр. лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц. Порядок образования юридического лица подробно описан в гл. 4 ГК РФ «Юридические лица». Дополнительные нормативные акты могут применяться для различных типов организационно-правовых форм, в которых юридическое лицо представлено в ЕГРЮЛ.

После выбора ОПФ принимается решение об учреждении юридического лица. Основанием для учреждения служит решение учредителей или единственного лица. В решении указываются сведения об учреждении юридического лица и утверждении его устава. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, в решении следует указать, что типовой устав утвержден уполномоченным государственным органон, также нужно внести данные о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

Следующий этап – создание договора об учреждении общества. В договоре должны быть указаны следующие сведения: размер уставного капитала предприятия; порядок выплат и размер долей участников общества; порядок действий по ведению деятельности, в том числе конкретные обязанности учредителей. Договор составляется в письменной форме и заверяется нотариально.

На следующем этапе проводится обязательная государственная регистрация юридического лица с включением в ЕГРЮЛ данных регистрации. Для этого требуется предоставить в регистрирующий орган пакет документов:

  1. Заявление о регистрации по форме Р11001;
  2. Протокол собрания учредителей или решение ее единственного учредителя об образовании организации;
  3. Договор об учреждении общества;
  4. Устав.
Все предоставленные сведения проходят проверку достоверности еще до начала регистрации юридического лица в установленные законом сроки. Отказ в государственной регистрации может быть вызван следующими причинами:
  • отсутствие необходимых для государственной регистрации документов;
  • подача документов по ошибке в другой регистрирующий орган;
  • ошибки в заполнении документов;
  • несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;
  • незаконные виды деятельности и пр.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Несоблюдение порядка образования юридического лица (непредставление, несвоевременно представление или представление ошибочных сведений для включения в реестр и пр.) могут повлечь ответственность согласно действующему законодательству.

Фактически - некое предприятие, использующее в организации деятельности свою собственность. На него возложена ответственность по всем своим обязательствам, способно приобретать и осуществлять личные неимущественные, материальные и другие права, является истцом и ответчиком при судебных разбирательствах. У юр.лица обязательно имеется самостоятельный баланс, допустимо наличие сметы.

Данная статья призвана рассказать вам про разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный порядки (способы) создания юридических лиц, про понятия, процедуру, решения, протоколы о таком образовании, порядке прекращения деятельности и подобных нюансах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по номеру:

8 804 333 71 85 (Звонок Бесплатный)
Это быстро и бесплатно !

Общие сведения

Есть несколько способов образования юридических лиц - разрешительный, распорядительный и явочно-нормативный. Способ образования предприятия в большей степени зависит от статуса заявителя.

Государственная структура, дочерняя организация, банк или страховое учреждение, коммерческое предприятие с крупным или небольшим - от этого будет зависеть, какой способ нужно использовать при создании юридического лица. И независимо от порядка создания (возникновения) юридического лица, его необходимо зарегистрировать в государственных органах.

Об изменениях порядка регистрации юридических лиц и ИП расскажет видео ниже:

Способы образования

Распорядительный порядок создания юридических лиц

Итак, распорядительный способ (порядок) образования (создания) юридического лица. Данным способом создаются , унитарные компании, их дочерние предприятия. При распорядительном порядке инициатором образования юр.лица выступают компетентные органы-учредители. Они выступают как собственники имущества, закрепленного за юридическим лицом. Также это может быть орган, уполномоченным распоряжаться данным имуществом.

Обязательно необходимо согласие соответствующих органов на его создание: государственных или муниципальных. К примеру, чтобы создать учреждение в системе МВД России будет использован распорядительный порядок.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок образования ЮЛ подразумевает непосредственное распоряжение учреждения местного самоуправления или другого госоргана. Для начала члены юр.лица принимают решение о его создании, а только после просят разрешения на подобное предприятие от компетентных служб. Установление такого порядка необходимо для проверки законности и целесообразности создания данного рода предприятий .

Разрешительным способом образуются юр.лица для банков или страховых предприятий, жилищно-строительные кооперативы или организации с . Здесь потребуется разрешение ЦБ России или РосСтрахНадзора. Таким же образом создаются союзы или же - при их организации нужно заручиться согласием антимонопольного органа. Для создания тех коммерческих ЮЛ, чей объем вложений учредителей превышает 100 000 МРОТ, также необходимо разрешение федеральной антимонопольной службы.

Про особенности и документы создания юридического лица нормативно-явочным способом мы расскажем вам далее.

Явочно-нормативный порядок

Под явочно-нормативным порядком подразумевается создание юр.лиц таким образом, как прописано в нормативных актах. Инициатива создания ЮЛ должна исходить от планируемых членов организации. В отличие от разрешительного пути организации ЮЛ, при таком способе необходимо сначала получить общее разрешение на создание предприятия до проявления такой инициативы.

Юр.лицо образуется на основании договора о создании юридического лица между учредителями, подписанного гражданами или предприятиями. Это могут быть , концерны и ассоциации, создаваемые ЮЛ.

При формировании нового ЮЛ любым из способов требуется соблюсти строго заданный порядок. Обязательно необходим акт, подходящий характеру создаваемого юр.лица: распоряжение, договор, разрешение. Ко всему надо разработать учредительные документы. ЮЛ может действовать посредством использования или договора учредителей. Для юридического лица допустимо применение в своей деятельности оба этих документа. Те юр.лица, что не относятся к коммерческим, могут действовать на основе положения об организации для используемого вида деятельности.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Способы создания юридических лиц


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Создание любого юридического лица предполагает совершение юридически значимых действий участников гражданского оборота, инициирующих образование юридического лица, а также уполномоченных государственных органов, которые придают этой инициативе юридическую силу.

В зависимости от степени участия субъектов оборота и государственных органов в процессе создания юридического лица можно выделить несколько способов образования юридических лиц.

1. Явочный порядок. Здесь для создания юридического лица необходимо только волеизъявление учредителя. Вмешательство органов государственной власти не требуется.

2. Распорядительный порядок. Означает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя. Государственной регистрации не требуется.

3. Явочно-нормативный (является основным в РФ). В этом случае учредители составляют и подписывают, а затем представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию юр. лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласие какого-либо государственного органа, в т.ч. самого регистрирующего органа, здесь не требуется. Более того, на момент самой регистрации регистрирующий орган не вправе проверять содержание учредительных документов на предмет соответствия их закону, проверяется только состав самих документов.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации также является исчерпывающим:

  • - предоставление неполного состава документов,
  • - подача документов в ненадлежащий орган.

Юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

4. В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка . Это значит, что для образования юридического лица помимо государственной регистрации требуется получить разрешение от уполномоченного государственного органа. Разрешительный порядок предусмотрен для образования банков и страховых организаций, а также при создании коммерческих организаций, которые могут занимать доминирующее положение на соответствующем рынке, но при этом государственная регистрация всё равно осуществляется.

Государственная регистрация во всех случаях осуществляется органами ФНС (федеральной налоговой службы). Эти органы принимают решение о государственной регистрации в каждом конкретном случае.

Процесс создания юридического лица включает в себя несколько этапов.

Прежде всего учредители юридического лица дол­жны определиться с его организационно-правовой формой. Как правило, законодательство оставляет вопрос об организационно-правовой форме на усмот­рение учредителей. Однако бывают и исключения.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и бан­ковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества. Аудиторская же деятельность может осуществляться в любой форме, за исключением открытого акцио­нерного общества.

Следующий этап - выработка учредительных до­кументов. Вы уже знаете, что в зависимости от орга­низационно-правовой формы и состава учредителей учредительными документами юридического лица является либо учредительный договор, либо учреди­тельный договор и устав, либо только устав.

Учредительный договор - это документ, подпи­сываемый всеми учредителями юридического лица, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют объем его правоспособности, цели и на­правления деятельности, условия передачи ему свое­го имущества и условия своего участия в деятельно­сти создаваемого лица.

В случаях, когда договор является единственным учредительным документом (например, в товарище­ствах), в нем должны быть определены условия и порядок распределения между участниками прибы­ли и убытков, порядок управления деятельностью, порядок выхода участников из его состава.

Учредительный договор является разновидностью гражданско-правовых сделок и потому должен отве­чать требованиям, предусмотренным гражданским за­конодательством. Учредительный договор заключа­ется в письменной форме правоспособными, а для физических лиц - и дееспособными лицами, дей­ствующими на добровольной основе. Учредительный договор подписывается всеми учредителями лично или через представителей, уполномоченных надле­жащим образом.

Устав - документ, который наряду с учредитель­ным договором (или самостоятельно) определяет правовой статус организации. Устав является вторым (после учредительного договора) документом для об­ществ с ограниченной и дополнительной ответствен­ностью и единственным для производственных коо­перативов, государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, акционерных обществ.

В уставе отражаются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахож­дения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате ус­тавного капитала, структура органов управления и их компетенция и другие сведения.

Как уже было сказано, для некоторых видов ком­мерческих организаций законом предусмотрено обя­зательное отражение в уставе определенных сведе­ний. Так, в уставе общества с ограниченной ответ­ственностью должны указываться размеры долей каж­дого участника, в уставе общества с дополнительной ответственностью - размеры дополнительной ответ­ственности участников в виде кратности к стоимости их вкладов. В уставе производственного кооператива отражаются условия о размере паевых взносов чле­нов и порядке их внесения, а также условия и поря­док личного трудового участия членов кооператива в его деятельности и ответственность за нарушение этого порядка.

Одной из целей учредительных документов явля­ется предоставление информации контрагентам ком­мерческой организации об объеме ее правоспособнос­ти, о целях деятельности и порядке принятия реше­ний. Именно поэтому сведения, содержащиеся в уч­редительных документах, не могут составлять ком­мерческую тайну.

Важный этап создания юридического лица - фор­мирование его уставного (складочного) капитала. В соответствии с законодательством к моменту созда­ния организации должно быть сформировано не менее половины ее уставного (складочного) капитала. В некоторых случаях, например, при создании уни­тарного предприятия, уставный фонд должен быть оплачен полностью до государственной регистрации.

Заключительным этапом создания юридического лица является его государственная регистрация.

Государственная регистрация преследует несколь­ко целей. Важнейшими среди них являются закреп­ление объема правоспособности юридического лица, осуществление его налогообложения и обеспечение безопасности граждан путем установления контроля за порядком осуществления определенных видов де­ятельности.

Государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно дей­ствующего исполнительного органа, указанного уч­редителями в заявлении о государственной регистра­ции.

Для регистрации юридического лица его учреди­тель (учредители) должны представить в регистриру­ющий орган следующие документы:

    заявление о государственной регистрации юри­дического лица, подписанное учредителем (учреди­телями);

    решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответ­ствии с законодательством;

    учредительные документы юридического лица;

    документ об уплате государственной пошлины;

5) если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо - доку- мент, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления иных документов, поми­мо указанных, регистрирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представ­ления документов в регистрирующий орган. Моментом государственной регистрации юридического лица является внесение регистрирующим органом соответ­ствующей записи в реестр юридических лиц. Имен­но в этот момент юридическое лицо считается создан­ным, и у него возникают гражданские право и деес­пособность.