I. Общие положения

(Извлечение)

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Закон Волгоградской области от 20 октября 2000 г. N 448-ОД
"О поддержке органами государственной власти молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области"

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений

Статья 6. Полномочия органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности
Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области градостроительной деятельности
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности

Статья 9. Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования
Статья 10. Содержание документов территориального планирования РФ
Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования РФ
Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования РФ
Статья 13. Реализация схемы территориального планирования РФ
Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов РФ
Статья 15. Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов РФ
Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта РФ
Статья 17. Реализация схемы территориального планирования субъекта РФ
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
Статья 22. Реализация схемы территориального планирования муниципального района
Статья 23. Содержание генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов
Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
Статья 26. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления
Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 29. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования

Статья 30. Правила землепользования и застройки
Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
Статья 34. Порядок установления территориальных зон
Статья 35. Виды и состав территориальных зон
Статья 36. Градостроительный регламент
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

Статья 41. Назначение и виды документации по планировке территории
Статья 42. Проект планировки территории
Статья 43. Проекты межевания территорий
Статья 44. Градостроительные планы земельных участков
Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории
Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа
Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Статья 49. Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий
Статья 50. Негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий
Статья 51. Выдача разрешений на строительство
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Статья 53. Строительный контроль
Статья 54. Государственный строительный надзор
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их деятельности
Статья 55.2. Приобретение статуса саморегулируемой организации
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций
Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации
Статья 55.6. Прием в члены саморегулируемой организации
Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
Статья 55.8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов
Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
Статья 55.16. Компенсационный фонд саморегулируемой организации
Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
Статья 55.19. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций

Статья 56. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Статья 57. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования
Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства
Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности

Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о станд

О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 869
«Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой
имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных
к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости
строений и имущества с учетом степени их радиоактивного
загрязнения вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС»


Документ с изменениями, внесенными:
N 149 от 13.03.2007,
Постановлением администрации Брянской области от 16.05.2008 N 475 ,
Постановлением администрации Брянской области от 23.06.2009 N 615 ,
Постановлением администрации Брянской области от 26.02.2010 N 173 .
_________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановлением администрации области от 6 сентября 2006 года N 547 «О создании управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области»

постановляю:

1. Определить в качестве органа исполнительной власти Брянской области, организующего работу по выплате гражданам компенсации за утраченное имущество, управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области.

2. Утвердить прилагаемые состав комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Положение о комиссии.

3. Возложить на управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области организацию работы комиссии, прием документов от граждан.

4. Рекомендовать администрациям юго-западных районов (городских округов) области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, организовать первичный прием заявлений и документов граждан.

5. Признать утратившими силу распоряжения администрации области от 3 мая 2005 г. N 228-р , от 25 июля 2005 г. N 435-р , от 15 ноября 2005 г. N 726-р , от 13 января 2006 г. N 13-р , от 7 июня 2006 г. N 475-р .

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Папяна В.А.

Губернатор
Н.В. Денин

Утвержден
постановлением администрации
Брянской области
от 29 декабря 2006 г. N 860

Состав комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Состав
комиссии администрации области по рассмотрению заявлений
и документов граждан на получение компенсации за утраченное
имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

(в ред. Постановления администрации Брянской области от 26.02.2010 N 173)

Белозор Петр Иванович

Заместитель Губернатора Брянской области, председатель комиссии

Разумный Павел Викторович


Начальник управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, заместитель председателя комиссии

Борисенко Оксана Анатольевна


Главный специалист управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, секретарь комиссии

члены комиссии:

Альшан Владимир Александрович

Первый заместитель главы администрации города Новозыбкова (по согласованию)

Горохов Александр Матвеевич

Заместитель главы администрации Климовского района (по согласованию)

Грецкий Игорь Петрович

Исполняющий обязанности заместителя главы Клинцовской городской админи страции (по согласованию)

Желдак Раиса Алексеевна

Председатель комитета Брянской областной Думы по проблемам
последствий чернобыльской катастрофы и экологии (по согласованию)

Калюпанов Вячеслав Алексеевич

Исполняющий обязанности главы администрации Новозыбковского района (по согласованию)

Орешко Николай Васильевич

Заместитель главы администрации Клинцовского района (по согласованию)

Ивкин Игорь Николаевич

Главный специалист правового управления администрации области

Поддубный Анатолий Алексеевич

Заместитель главы администрации Злынковского района (по согласованию)

Тарасенко Михаил Васильевич

Заместитель начальника управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области

Убогова Людмила Ивановна

Заместитель главы администрации Гордеевского района (по согласованию)

Шкред Михаил Иванович

Заместитель главы администрации Красногорского района (по согласованию)

Утверждено
постановлением администрации
Брянской области
от 29 декабря 2006 г. N 860

Положение о комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

I. Общие положения

1. Комиссия администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсаций за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - областная комиссия) создается при администрации Брянской области постановлением администрации области.

2. Областная комиссия на основании представленных гражданами документов принимает решение о выплате (невыплате) компенсации за утраченное имущество, находящееся в зонах радиоактивного загрязнения Брянской области.

3. Областная комиссия в своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Законом Брянской области «О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию», постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и настоящим Положением.

4. Финансирование расходов по реализации пункта 4 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Минфину России в федеральном бюджете на соответствующий год, и является целевым.

5. Администрации поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, осуществляют прием на баланс утраченного имущества и ведут его учет, осуществляют государственную регистрацию утраченного имущества в качестве бесхозного, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

6. Оценку утраченного имущества осуществляют оценщики (в том числе работающие на основании трудового договора с юридическим лицом), являющиеся членами саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

7. Жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки, другие строения и земельные участки приходуются администрациями поселений по инвентаризационной, кадастровой и другой стоимости согласно технической документации; (в ред. от 16.05.2008 N475).






11. Не допускается предоставление в пользование гражданам жилых помещений, расположенных на территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения может превысить 5,0 мЗв. (0,5 бэр). (в ред. от 16.05.2008 N475).



Администрации юго-западных районов (городских округов) области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, организуют первичный прием заявлений и документов граждан, а также прием на баланс утрачиваемого имущества, ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

6. Оценку сдаваемого гражданами имущества производит оценщик, имеющий соответствующую лицензию и действующий на основании Закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519 «Об утверждении стандартов оценки».

7. Жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие строения, поступившие от граждан, в соответствие с пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» приходуются сельскими поселковыми и городскими администрациями по стоимости выплаченной за них компенсации и учитываются на специально открываемых забалансовых счетах.

8. Органам местного самоуправления при инвентаризации строений, сданных гражданами, для решения вопросов их дальнейшего использования необходимо руководствоваться указаниями Госкомсанэпиднадзора от 14.10.92 N01-19/31-11.

9. Дальнейшая судьба вышеуказанного имущества определяется в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании заявления главы органа местного самоуправления оно принимается как бесхозяйное на учет филиалами управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области. По истечении года со дня постановки их на учет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эти объекты. На основании решения суда, по заявлению главы органа местного самоуправления осуществляется государственная регистрация права собственности местных органов власти на указанное имущество и данные объекты включаются в реестр собственности органов местного самоуправления.

10. Жилые дома и другие строения, стоимость которых компенсирована их бывшим владельцам, предоставляются в пользование гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Принятые на баланс администрациями строения могут переоборудоваться под социально-культурные нужды или использоваться в иных общественных целях.

11. Сельским, поселковым и городским администрациям не разрешается производить обмен строений, принадлежащих гражданам, проживающим в населенном пункте, подвергшимся радиоактивному загрязнению и не нуждающимся в улучшении жилищных условий, на строения, сданные гражданами, без сравнения их оценочной стоимости. При более высокой стоимости строений, за которые выплачена компенсация, разница должна быть возмещена в бюджет органов местного самоуправления.

12. В случае невозможности использования строений по причине их радиоактивного загрязнения, превышающего допустимые нормы, они списываются по заключениям служб по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и Госсанэпиднадзора районов (городских округов) непосредственно сельскими, поселковыми и городскими администрациями и утилизируются с соблюдением норм радиационной безопасности.

13. Должностным и другим лицам, которым в силу служебной необходимости стали известны сведения о сумме выплаченной компенсации и другие сведения о получателе компенсации, запрещается разглашение таких сведений, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Лица, виновные в разглашении указанных сведений, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. (в ред. от 16.05.2008 N475).

II. Порядок рассмотрения документов и выплаты компенсации за утраченное имущество

1. Для получения компенсации гражданин, являющийся собственником утраченного имущества, представляет в управление по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области (далее - управление) заявление, к которому прилагает подлинники или нотариально заверенные копии документов, указанных в пункте 3 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 869.

При подаче заявления заявителем предъявляются документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении), удостоверение специального образца, а для граждан, получивших имущество в зонах отчуждения и отселения в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, правоустанавливающие документы на это имущество.

2. Заявление и прилагаемые к нему документы формируются в дело с составлением описи. Заявителю выдается расписка с указанием полученных от него документов.

3. Комиссия администрации области в течение месяца со дня представления гражданином заявления и документов, указанных в пункте 1, принимает решение о выплате или отказе в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.

4. Управление на основании решений комиссии формирует список граждан на получение компенсации, готовит проект распоряжения, который подписывается Губернатором области, заверяется печатью и представляется в управление Федерального казначейства по Брянской области.

III. Порядок работы комиссии

1. Областная комиссия рассматривает поступившие документы и материалы о выплате компенсации за утраченное имущество по мере их поступления, но не реже одного раза в месяц.

2. Комиссия при рассмотрении документов имеет право в необходимых случаях запрашивать дополнительные сведения по конкретному делу как от гражданина, так и от организаций (ведомств).

3. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствуют не менее 2/3 от общего числа членов комиссии. Решение комиссии принимается большинством голосов от присутствующих членов комиссии.

4. Комиссия вправе приглашать на свои заседания заявителей, а также лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при выплате компенсации за утраченное имущество.

5. При необходимости члены комиссии могут выезжать на место для осмотра имущества с целью ознакомления с фактическими обстоятельствами, имеющими значение при решении вопроса о выплате (невыплате) компенсации, вносить предложение Губернатору области об экспертизе отчета об оценке.

6. Решения комиссии оформляются в виде протокола, который подписывается членами комиссии и утверждается её председателем.

7. При отрицательном решении комиссии управление по поручению комиссии готовит ответ гражданину с указанием причин отказа и возвращает ему все документы.

8. Споры по вопросам выплаты компенсации разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.



Текст документа сверен по:
Официальная рассылка

(Постатейный)

Издание третье,

переработанное и дополненное

А.Н. Королев, о.В. Плешакова

Королев Андрей Николаевич

Старший юрисконсульт инвестиционной компании. Кандидат юридических наук. Специалист по корпоративному праву. С 1997 по 2002 г. - специалист-эксперт Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Автор более 40 печатных работ по правовой и экономической тематике, среди которых: "Российское законодательство. 1917 - 2000. Справочник" (в соавт.), "Юриспруденция: Разграничение предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие" (в соавт.), "Жилые помещения: новое правовое регулирование", "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотечных ценных бумагах", "Комментарий к Федеральному закону "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов..."

Плешакова Ольга Витальевна

Специалист-эксперт Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Правовом управлении работает с 1994 г.

Автор многочисленных публикаций: "Комментарий к основным постановлениям Правительства РФ в области жилищного законодательства", "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотечных ценных бумагах", "Комментарий к Федеральному закону "О товариществах собственников жилья" и др.

Предисловие

Необходимость принятия нового Градостроительного кодекса была вызвана рядом причин юридического (приведение градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (повышение роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера.

Принятие данного Кодекса является необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства. Без снижения административных барьеров доступа на рынок жилищного строительства и формирования прозрачного и эффективного механизма предоставления сформированных земельных участков для жилищного строительства с установленными градостроительными регламентами все усилия по расширению платежеспособного спроса населения через развитие жилищного кредитования приведет лишь к повышению цен на рынке жилья.

Новый Градостроительный кодекс Российской Федерации является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного регулирования, проектирования и собственно строительства.

По своей структуре новый Градостроительный кодекс Российской Федерации состоит из 9 глав и 69 статей.

В первой главе устанавливаются основные понятия, используемые в проекте Кодекса, основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, а также отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, к которым относятся отношения по территориальному планированию, градостроительному регулированию, проектированию, строительству и реконструкции объектов недвижимости. Также в первой главе Кодекса указываются субъекты градостроительных отношений, которыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

Во второй главе Кодекса определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Третья глава Кодекса посвящена вопросам территориального планирования. К правовым актам территориального планирования Российской Федерации отнесены схемы планирования размещения объектов федерального значения и схемы планирования изменения границ земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны, земель поселений - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. К правовым актам территориального планирования субъектов Российской Федерации отнесены схемы планирования размещения объектов регионального значения и схемы планирования изменения границ земель сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых природных территорий регионального значения. К правовым актам территориального планирования муниципальных образований отнесены генеральные планы поселений, городских округов, а также схемы размещения объектов местного значения муниципальных районов.

В четвертой главе регулируются вопросы, связанные с градостроительным зонированием, описываются назначение и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон в составе правил землепользования и застройки.

Пятая глава Кодекса определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как-то: основания и порядок подготовки, назначение, виды и состав такой документации. Различия в процедурах при подготовке, согласовании, обсуждении и принятии градостроительной документации по планировке территории предопределены тем, что документация может заказываться различными субъектами градостроительных отношений: органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Ключевым моментом при подготовке проектной документации, которой посвящена шестая глава Кодекса, является изменение нормативного регулирования вопросов государственной экспертизы проектной документации. В данной главе рассматриваются вопросы архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Кроме того, устанавливается порядок выдачи разрешения на строительство и предоставления акта приемки построенного в соответствии с утвержденной проектной документацией объекта недвижимости.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности проводится, как это установлено главой седьмой, посредством специальных информационных систем на уровнях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечивающих информационную базу для принятия соответствующих управленческих решений и доступ всех заинтересованных лиц к таким системам.

Юридический механизм ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности предусмотрен восьмой главой Кодекса.

Заключительная, девятая, глава Кодекса описывает особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Подводя итог, можно сделать вывод, что принятие нового Градостроительного кодекса РФ направлено на совершенствование законодательного регулирования градостроительной деятельности:

определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере территориального планирования и планировки территории;

определение содержания документов территориального планирования, порядка их подготовки и принятия;

определение содержания и состава нормативных правовых актов органов местного самоуправления по градостроительному зонированию - правил землепользования и застройки, порядка их подготовки, принятия и применения;

определение содержания документации по планировке территории, порядка ее подготовки и утверждения;

установление требований по обязательному проведению публичных слушаний при принятии документов градостроительного регулирования;

определение содержания проектной документации, порядка ее подготовки, выдачи разрешений на строительство, осуществления строительства, проведения строительного контроля и государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

определение содержания и порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

установление ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.

Введение в действие Кодекса отдельных его норм осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Данным Федеральным законом устанавливаются сроки введения в действие отдельных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также правовых последствий, наступающих по истечении этих сроков, таких, как:

запрет резервирования и изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, перевода земель из одной категории в другую без документов территориального планирования - с 1 января 2006 г.;

запрет подготовки документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования - с 1 января 2006 г.;

запрет проведения иных видов государственных экспертиз в отношении проектной документации, кроме единой государственной экспертизы проектной документации, - с 1 января 2007 г.;

запрет проведения иных видов государственного контроля при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, кроме единого государственного надзора, - с 1 января 2007 г.;

запрет процедур предварительного согласования мест размещения объектов строительства, а также запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки - с 1 января 2010 г.

Также Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации:

определение особенностей предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе требование и порядок предоставления земельных участков в собственность или аренду только на открытых аукционах, порядок предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

установление перечня объектов государственного или муниципального значения, для размещения которых допускается изъятие (выкуп) земельных участков.

Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вступил в силу с 30 декабря 2004 г.

Нормы об обязательном предоставлении земельных участков для жилищного строительства в собственность или аренду только на открытых аукционах, а также о порядке организации и проведения таких аукционов вступили в силу с 1 октября 2005 г.

Глава "Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности" вступила в силу с 1 июля 2006 г.

Нормы ст. 49 о государственной экспертизе проектной документации вступили в силу с 1 января 2006 г. (кроме нормы о единой государственной экспертизе, вступающей в силу с 1 января 2007 г.).

С 30 декабря 2004 г. утратил силу Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ, за исключением норм о государственной экспертизе проектной документации, о государственном градостроительном кадастре и мониторинге объектов градостроительной деятельности, о порядке согласования проектной документации с органами контроля и надзора, а также контроля за осуществлением работ по строительству и реконструкции объектов недвижимости соответствующими органами архитектуры и градостроительства.

Необходимо отметить, что некоторые статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации имеют слишком большой объем, что затрудняет их восприятие, подчас нарушая логику изложения норм.

В настоящем издании были учтены изменения градостроительного законодательства, а также проведен анализ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в этой области по состоянию на 1 сентября 2006 г.

Процесс совершенствования градостроительного законодательства коснулся следующих основных моментов.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в ред. от 3 июня 2006 г.) (далее - Федеральный закон N 199-ФЗ) в Градостроительный кодекс были внесены уточнения, касающиеся полномочий органов государственной власти Российской Федерации по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации.

Этим же Федеральным законом Градостроительный кодекс был дополнен новой статьей, регламентирующей передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и государственной экспертизы проектной документации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которой устанавливается возможность такой передачи, за исключением объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов.

Федеральным законом N 199-ФЗ ч. 2 ст. 29 была изложена в новой редакции. Данной редакцией были расширены полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, за исключением проектов документов территориального планирования Российской Федерации.

Этим же Законом в ч. 4 ст. 49 были внесены изменения и дополнения. В настоящее время государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.

Федеральным законом N 199-ФЗ ч. 3 ст. 59 была изменена. Данная редакция ч. 3 предусматривает субсидиарную ответственность как Российской Федерации за причинение вреда в случае положительного заключения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, не соответствующих требованиям технических регламентов, так и субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом N 199-ФЗ в перечень лиц, несущих субсидиарную ответственность за причинение вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов, материалам инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, были включены субъекты Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) в настоящее время Градостроительный кодекс обязывает размещать проекты схем территориального планирования Российской Федерации и схемы территориального планирования Российской Федерации на официальном сайте Правительства Российской Федерации в сети Интернет (адрес сайта - www.government.ru).

Этим же Федеральным законом перечень земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, был дополнен землями, предоставленными для добычи полезных ископаемых. Это связано с тем, что использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 15 апреля 2006 г.).

Также внесенные изменения обязывают орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа при наличии официального сайта муниципального образования размещать информацию о решении о подготовке документации по планировке территории, о заключении о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и о утвержденной документации по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) в сети Интернет.

Определено содержание документа о выполненных инженерных изысканиях.

Федеральным законом N 210-ФЗ было уточнено, на какие именно объекты индивидуального жилищного строительства не требуется подготовка проектной документации. Такими объектами считаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

Этот же Закон содержит дополнение к Градостроительному кодексу, направленное на реализацию права застройщика на получение разрешения на строительство на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Также дополнения коснулись того, что теперь Градостроительный кодекс устанавливает, что Правительство РФ устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации не только применительно к различным видам объектов капитального строительства, но и к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Федеральный закон N 210-ФЗ дополнил Градостроительный кодекс предложением, которое дает право застройщику или заказчику утверждать проектную документацию только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, в случае направления ее на государственную экспертизу.

Дополнениями также было установлено, в каких случаях государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится и когда результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу.

Этим же Законом было добавлено положение о сроке, в течение которого уполномоченные органы направляют копию разрешения на строительство в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный строительный надзор, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

Федеральным законом N 210-ФЗ установлены случаи субсидиарной ответственности Российской Федерации по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 10 января 2006 г.) в ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса были внесены изменения. В перечень земель, на которые не устанавливаются градостроительные регламенты, были включены земельные участки, расположенные в границах особых экономических зон.

Во исполнение норм, закрепленных в Градостроительном кодексе, федеральными органами исполнительной власти в последнее время принят ряд важных нормативных правовых актов, в частности:

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2006 г. N 384 были утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон.

Данные Правила устанавливают порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов.

Правительством Российской Федерации 29 декабря 2005 г. было принято Постановление N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка". Во исполнение данного Постановления Правительства РФ Министерство регионального развития РФ 13 апреля 2006 г. издало Приказ N 40, которым утвердило Инструкцию о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка.

Правительство Российской Федерации 19 января 2006 г. приняло Постановление N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства". Этим Постановлением был утвержден Перечень видов инженерных изысканий и Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Правительство Российской Федерации 13 февраля 2006 г. приняло Постановление N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Данные Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

Правительство Российской Федерации 1 февраля 2006 г. приняло Постановление N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".

9 июня 2006 г. было принято Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 363. Данное Положение определяет структуру, порядок формирования и ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе, по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

В развитие положений, закрепленных в Градостроительном кодексе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают соответствующие региональные законодательные акты. В Комментарии рассматриваются примеры регионального законотворчества в области правового регулирования градостроительной деятельности.