Совет Федерации Федерального Собрания: общая характеристика, полномочия, организация деятельности. Государственная дума и совет федерации россии 20 совет федерации и государственная дума заседают

Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ. В соответствии с Конституцией России ФС РФ - один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. ФС РФ организовано по бикамеральному принципу, т. е. состоит из 2 палат - СФ и ГД. Палаты различаются между собой по природе, порядку образования, составу, статусу, компетенции. СФ обеспечивает представительство субъектов РФ, выражает и отстаивает их интересы на федеральном уровне, а также является дополнительным «фильтром» на пути некачественных или излишне политизированных законов. ГД выражает интересы социальных слоев и групп.

В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования СФ устанавливается федеральным законом: члены СФ избираются (назначаются) соответствующими органами государственной власти субъектов РФ по установленной федеральным законом процедуре.

ГД состоит из 450 депутатов и избирается гражданами РФ сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов депутатов ГД устанавливается федеральным законом. В случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ, ГД может быть распущена Президентом РФ. При этом Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная ГД собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Согласно Конституции РФ депутатом ГД может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться и членом СФ, и депутатом ГД. Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься др. деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

ФС РФ - постоянно действующий орган. Палаты ФС РФ заседают раздельно и являются организационно самостоятельными, однако могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ или выступлений руководителей иностранных государств. Каждая из палат принимает свой регламент; решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности; избирает из своего состава председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком соответствующей палаты; образует комитеты и комиссии; проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Депутаты ГД образуют депутатские объединения (фракции и депутатские группы). Заседания палат являются открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентами палат, СФ и ГД вправе проводить закрытые заседания.

Каждая из палат ФС РФ наделена собственными полномочиями в законодательном процессе. При этом в механизме взаимодействия палат содержатся своеобразные сдержки и противовесы, благодаря которым СФ имеет возможность «сдерживать» и «останавливать» решения, принимаемые ГД, а ГД - преодолевать эти процедурные препятствия.

а). раздельно;

б). по очереди;

в). совместно.

45. Выборы Президента Российской Федерации назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Председатель Правительства РФ.

46. Выборы Государственной Думы назначает:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума;

в). Президент РФ.

47. Объявление амнистии относится к ведению:

а). Государственной Думы;

б). Президента РФ;

в). Совета Федерации.

48. Право законодательной инициативы НЕ принадлежит:

а). Государственной Думе;

б). Совету Федерации,

в). депутатам Государственной Думы.

49. Федеральные законы принимаются:

а). Государственной Думой;

б). Советом Федерации;

в). Президентом РФ.

50. Федеральный закон одобряется:

а). Советом Федерации;

б). Государственной Думой

в). Президентом РФ.

51. Промульгацию в Российской Федерации осуществляет:

а). Совет Федерации;

б). Государственная Дума

в). Президент РФ.

52. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из:

а). 19 судей;

б). 20 судей;

в). 25 судей.

53. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является:

а). Верховный Суд РФ;

б). Высший Арбитражный Суд РФ;

в). Конституционный Суд РФ.

54. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются:

б). Президентом РФ;

55. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются:

а). Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

56. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности:

а). Советом Федерации по представлению Президента РФ;

б). Президентом РФ;

в). Государственной Думой по представлению Президента РФ.

57. Установление общих принципов организации органов местного самоуправления относится:

а). К ведению Российской Федерации;

б). К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в). К ведению субъекта Российской Федерации.

58. Как соотносятся органы местного самоуправления и органы государственной власти:

а). Входят в систему органов государственной власти;

б). Не входят в систему органов государственной власти;

в). Никак не соотносятся.

59.Закрепляется ли понятие органа местного самоуправления на нормативном уровне:

а). В нормативных актах понятие органа местного самоуправления не закрепляется;



б). Закрепляется, в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

в). Закрепляется на конституционном уровне, в ст. 132 Конституции РФ.

60. В структуре органов местного самоуправления является обязательным формирование:

а). Представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации;

б). Представительного органа муниципального образования;

в).Представительного органа муниципального образования и местной администрации.

Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) зачтено «удовлетворительно» Понимает социальную значимость своей будущей профессии. Определяет особенности профессионального правосознания. Определяет роль профессиональной подготовки в формировании и развитии профессионального правосознания. - знает особенности профессии юриста и умеет их характеризовать; - знает и умеет толковать понятия «профессиональная деятельность юриста», «правосознание», социально-правовая активность; - толкует смысл понятий «правовая идеология», «правовая психология», «правовой опыт»; применяет полученные знания для сбора информации о правосознании; - определяет характер эффективности профессиональной деятельности юриста; - знает требования, предъявляемые к личностным характеристикам юриста, к его психологическим качествам, имеет их анализировать; - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии юриста.
Дает правовую оценку социальной значимости профессии юриста. Выносит критические суждения о правосознании, основанные на правовых знаниях. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональном правосознании. - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - соотносит общее состояние законности в государстве с профессиональной деятельностью юриста; - дает оценку роли правосознания в различных сферах правовой жизни
Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социальной значимости профессии юриста Решает вопросы о применении знаний о профессиональном правосознании в конкретных вопросах -выделяет и описывает структурные элементы правосознания на примере конкретных ситуаций правовой действительности; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ОК-2-спсобен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
Знает свои профессиональные обязанности. Понимает необходимость добросовестного исполнения профессиональных обязанностей. Определяет роль принципов юридической этики в правотворческой, правоприменительной практике. - определяет свою роль в социальной жизни, экономике и управлении; - дает определение понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - толкует смысл понятий «профессиональные обязанности», «юридическая этика»; - определяет характер принципов юридической этики; - распознает требования, которые предъявляются к деятельности юриста, к психологическим качествам - определяет четкие критерии профессиональной пригодности либо непригодности к профессии
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» - владеет методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. - умеет разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения - дает правовую оценку системе объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности юриста; - оценивает сложность и многообразие форм деятельности юриста; - дает оценку роли закона в регулировании правоприменительной деятельности; - дает оценку роли профессиональной этики юриста в различных сферах правовой жизни
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Дает правовую оценку профессиональных обязанностей юриста. Выносит критические суждения о принципах этики юриста. Дает оценку правовой информации и данных о профессиональных обязанностях и этики юриста. - выделяет и описывает проблемные вопросы выполнения профессиональных обязанностей; - анализирует потребности и возможности современного общества, государства как специфического заказчика профессиональной юридической деятельности; - обобщает природу и специфику права государства, его правовой системы, которая по существу выступает как объект профессиональной деятельности юристов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; - делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной этики в современных социальных условиях.
ОК-9-способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Понимает социально значимые проблемы и процессы, способен их анализировать - называет основные принципы и закономерности, движущие силы функционирования современного общества; - называет социальные, экономические, правовые, политические, психологические механизмы и регуляторы общественных процессов и отношений; способы анализа социальной действительности и процессов, протекающих в ней. - дает определение понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - толкует смысл понятий «проблема», «процесс», «социально значимый», «анализ»; - определяет характер социально значимых проблем; - распознает требования, которые предъявляются к анализу социально значимых проблем и процессов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Дает правовую оценку социально значимых проблем и процессов, имеет их анализировать. - дает правовую оценку анализа социально-значимых проблем и процессов; - оценивает сложность и многообразие анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку роли закона в процессе анализа социально значимых проблем и процессов; - дает оценку того, что анализ позволяет не выносить преждевременные суждения и приходить к неверным заключениям.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Анализирует, распознает и классифицирует информацию о социально значимых проблемах и процессах и их анализе. - выделяет и описывает структурные элементы процесса анализа социально значимых проблем и процессов; - обобщает природу и специфику анализа социально значимых проблем и процессов; - классифицирует полученную информацию по определенным категориям для ее использования в профессиональной деятельности; - критически оценивает проделанную работу; делает выводы и формулирует новые цели и задачи; - производит оценку совершенствования профессиональной юридической деятельности в современных социальных условиях.
ПК-1-способнен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знает понятие, виды, признаки, структуру законов в сфере конституционного права и иных нормативно-правовых актов, действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. - понимает значимость качества нормативно-правовых актов в профессиональной деятельности юриста; - знает и анализирует особенности нормативно-правовых актов в сфере конституционного права; - дает правовую оценку нормативно-правовых актов; - определяет правовые явления, влияющие на характер изменений и дополнений конституционных нормативно-правовых актов; - выявляет пробелы правового регулирования конституционных правоотношений; - определяет и анализирует проблемы правового регулирования конституционных правоотношений; - владеет юридической терминологией приемами юридической техники и навыками разработки и реализации правовых норм в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знает особенности нормотворчества, в том числе законотворчества в сфере конституционного права. - анализирует качество конституционного нормотворчества; - анализирует и систематизирует изменения и дополнения конституционного законодательства.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Стремится участвовать в разработке нормативно-правовых актов, в том числе законов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности - разрабатывает проекты законов и иных нормативно-правовых актов в сфере конституционного права с учетом изменений правовой действительности и общественных отношений; - систематически совершенствует свои знания и умения в овладении навыками работы с правовыми источниками.
ПК-2 способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права, понимать их природу и сущность, способность их анализировать. Иметь представление о целях конституционно-правового регулирования. Способность согласовывать конституционно-правовое регулирование с его целями. -владеет юридической терминологией в данной сфере; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, влияющих на развитие конституционного законодательства; - владеет навыками профессионального общения.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Возможность давать квалифицированную оценку объектов профессиональной деятельности. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Знать сущность и содержание понятий и категорий, институтов конституционного права, закономерности совершенствования конституционного законодательства. Знать комплекс правовых взглядов, идей, представлений, ценностей являющихся основой правовой регламентации конституционно-правовых норм. - владеет навыками работы с юридическими документами; - умеет давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике; - разрабатывает и реализует правовые нормы в сфере конституционного права.
Пк-3-Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, имеющих юридическое значение.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. - владеет навыками работы с юридическими документами, применяемыми в сфере конституционного права; - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет юридической терминологией в сфере конституционного права; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Пк-4 - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Уметь оперировать этими понятиями и категориями. - владеет конституционно-правовой терминологией; - владеет навыками работы с конституционно-правовыми источниками; - владеет навыками анализа различных конституционно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений, являющихся объектами конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений в сфере материального и процессуального права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения конституционно- правовых проблем и коллизий. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - владеет навыками работы с юридическими документами в сфере конституционного права. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации. -владение навыками выделения и анализа юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений и конкретных правовых ситуаций.
Пк-5-способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения отрасли конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права. - владеет юридической терминологией применительно к отрасли конституционного права; - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения; - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционного права.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с правовыми источниками, регламентирующими конституционно-правовые отношения - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере конституционно права. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих в сфере конституционно-правового регулирования. -умение определять конкретные конституционно-правовые нормы для разрешения конкретной ситуации.
Пк-6-способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно» Знать основные положения конституционного права. Оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми в сфере конституционного права. Соотносить факты и обстоятельства с конституционно-правовыми нормами при разрешении конкретных правовых ситуаций, коллизий в праве.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов правоотношений в сфере конституционно права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм конституционного материального и процессуального права; -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Способность устанавливать полное и точное соответствие обстоятельств конкретной ситуации. Уметь юридически грамотно преодолевать конкуренцию и коллизию конституционно-правовых норм. Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике -Владение навыками выделения и анализа юридических фактов при разрешении конкретных правовых ситуаций. -Умение определять конкретные положения конституционного законодательства и уяснить их смысл. -Умение отграничивать действие одних конституционно-правовых норм от других. -Владение приемами логики при сопоставлении явлений. - Способность устанавливать адекватность фактов и обстоятельств действующим конституционно-правовым нормам. - умение отбирать и систематизировать данные, сведения и факты в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.
Пк-7- владеет навыками подготовки юридических документов
Знать основные положения документационного обеспечения: понятие и виды документа, виды и правила оформления реквизитов документа. - владеет основной терминологической и методологической базой. - владеет навыками работы с нормативно-правовыми и методическими источниками документационного обеспечения, государственными стандартами, устанавливающие унифицированные системы документации. -владеет навыками составления и правильного оформления документов.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать виды юридических документов и правила их оформления. -владеет навыками составления и правильного оформления правовых документов.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Уметь давать квалифицированные консультации по правильному оформлению юридических документов. - умение анализировать основные проблемы, связанные с технико-юридическими приемами и способами составления и правильного оформления правовых документов.
Пк-8- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знает основные принципы, задачи и пределы компетенции органов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе соблюдения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет юридической терминологией. - владеет навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами конституционного законодательства.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, обеспечивающих законность и правопорядок в обществе, а также безопасность личности, общества и государства, изучаемых в курсе конституционного права. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий в области обеспечения законности и правопорядка в обществе, а также безопасности личности, общества и государства. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. - умеет прогнозировать результаты юридических действий, совершаемых данными органами. - сумеет предвидеть возможность противодействия юридическим действиям, совершаемым данными органами. - сможет смоделировать развитие ситуации при совершении органами, обеспечивающими законность и правопорядок, отдельных юридических действий. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина в сфере конституционного права.
Пк-9-способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать законодательство о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, основные положения конституционного права: понятие и виды прав и свобод личности. Умеет построить свою профессиональную деятельность на основе уважения чести и достоинства личности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Оперировать основными юридическими понятиями и категориями, необходимыми для реализации этих целей. - владеет основными методами защиты чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина. - владеет юридической терминологией; - владеет навыками работы с правовыми актами. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционно-правовых отношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм материального и процессуального права. -Владение навыками уважительного отношения к чести и достоинству личности, правам и законным интересам человека и гражданина, их защиты. - Способность сознавать ответственность за принимаемые решения с позиции соблюдения прав и свобод человека.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий. - владеет навыками реализации норм административного материального и процессуального права. - владеет навыками принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина. - Способность критически оценивать обстоятельства, имеющие значение для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Пк-14- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
Пороговый уровень (обязательный для студентов, освоивших дисциплину) «зачтено» «удовлетворительно Знать особенности разработки проектов различных видов нормативных правовых актов, а также основных этапов нормотворческого процесса и оформления их результатов. - владеет юридической терминологией и навыками работы с правовыми источниками. - владеет навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений.
Продвинутый уровень (превышение минимальных характеристик сформированности компетенции) «хорошо» Знать сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений. Умение самостоятельно анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы. Способность совершать юридические действия в полном соответствии с конституционным законодательством. - владеет навыками работы с юридическими документами. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, возникающих при проведении правовой экспертизы конституционно-правовых актов. - владеет навыками реализации конституционно-правовых норм.
Высокий уровень (максимально возможная выраженность компетенции; качественный ориентир для самосовершенствования) «отлично» Осуществлять правовую экспертизу конституционно-правовых актов. Уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике. Правильно составлять и оформлять юридические документы. - владеет навыками анализа правоприменительной и правоохр

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года Государственная Дума является одной из двух палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, которое в свою очередь согласно статье 94 Конституции РФ «является представительным и законодательным органом Российской Федерации». 12 декабря 1993 стал днем избрания первой Государственной Думы современной российской истории и днем ее институционализации как высшего законодательного органа страны вместе с Советом Федерации согласно новой конституции. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года в порядке, установленном федеральным законом. Обе палаты Федерального Собрания РФ - Государственная Дума и Совет Федерации - заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

К ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относятся:

  • · Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • · Решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;
  • · Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты РФ, половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  • · Назначение трети состава членов Центральной избирательной комиссии РФ;
  • · Объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если в течение трех месяцев Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ либо объявляет от отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства РФ может самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, если Государственная Дума отказывает в доверии, то Президент РФ в течении 7 дней принимает решение или об отставке Правительства, или о роспуске Государственной Думы. В течение 14 дней после вступления в должность вновь избранного Президента РФ либо после отставки Правительства РФ или после отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент РФ вносит в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ, которое Государственная Дума рассматривает в течение недели со дня внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства. В случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу, назначив новые выборы. Выборы нового состава Государственной Думы в случае ее роспуска назначаются таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может распущена в течение первого года своих полномочий (за исключением случая трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства), с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не может принимать решений о роспуске Государственной Думы.

Важнейшими являются законодательные прерогативы Государственной Думы. Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа голосов депутатов Государственной думы. Принятый закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, либо если в 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия с решением Совета Федерации Государственная Дума может принять закон повторно, если за него при этом проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральным Собранием в целом закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ, который подписывает и обнародует его в течение 14 дней. Если Президент в течение 14 дней отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь его рассматривают. Для повторного принятия отклоненного Президентом РФ закона в ранее принятой редакции за него должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент РФ в течение 7 дней обязан подписать и обнародовать повторно принятый Федеральным Собранием закон. В предусмотренных Конституцией РФ случаях (О Конституционном Суде РФ, Об Уполномоченном по правам человека и т.д.) принимаются федеральные конституционные законы, для принятия которых необходимо, чтобы их одобрило не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент РФ не может отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный конституционный закон.

Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, другим членам Правительства РФ, иным должностным лицам. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный Государственной Думой срок. Депутат Государственной Думы вправе самостоятельно направить запрос тем или иным должностным лицам, подобный запрос не требует оглашения на заседании палаты.

Согласно ст.103 Конституции РФ Государственная Дума принимает решения большинством голосов от общего числа членов. В апреле 1995 Конституционный Суд РФ постановил, что под «общим числом членов» подразумевается установленная Конституцией численность депутатов Государственной думы - 450 депутатов, таким образом для принятия Государственной Думой того или иного решения, включая проект того или иного закона, требуется получить не менее 226 голосов. При решении процедурных вопросов требуется простое большинство от участвующих в голосовании депутатов. Таким образом не менее 300 голосов (или квалифицированное большинство в 2/3 от общего числа депутатов) требуется, чтобы принять в прежней редакции законы, отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ, а также при принятии федеральных конституционных законов и законов о внесении поправок в Конституцию РФ. Для созыва Конституционного Собрания требуется получить 270 голосов (3/5 голосов от общего числа депутатов).

Государственная Дума может выдвинуть обвинение против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, по инициативе не менее одной трети депутатов (150 человек) и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии. Председатель комиссии избирается Государственной Думой открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются палатой по представлению депутатских объединений общим списком большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Заместитель председателя комиссии избирается на ее заседании. Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных настоящим Регламентом, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение специальной комиссии о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения принимается большинством голосов членов комиссии. Проекты постановлений о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней либо открытым голосованием с использованием именных бюллетеней. Если в выдвинутом обвинении содержится несколько предложений о выдвижении обвинения, бюллетени изготавливаются по каждому из них.

На основании выдвинутых Думой обвинений решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой, иначе обвинение считается отклоненным.

Депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе и не могут занимать любую иную выборную должность в органах государственной власти и местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается Государственной Думой по представлению Генерального прокурора РФ. Права и полномочия депутатов Государственной думы регулируются законом «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Глава 4.1 Структура Государственной Думы

Организационная структура Государственной Думы включает руководство Думы (Председатель Государственной Думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии, действующие на постоянной основе в течение всего срока созыва Государственной Думы.

Председатель Государственной Думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией РФ и Регламентом, организует работу Совета Государственной Думы, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей Аппарата Государственной Думы, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Правительством РФ, Советом Федерации и иными организациями и должностными лицами, подписывает постановления Государственной Думы и т.д. Число заместителей Председателя Государственной Думы определяется решением Государственной Думы. Заместители Председателя Государственной Думы, как и председатель Государственной Думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия, по поручению Председателя Государственной Думы ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы. Распоряжение о распределении обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы. В пределах своих должностных обязанностей заместители Председателя Государственной Думы вправе давать поручения структурным подразделениям Аппарата Государственной Думы.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей и руководителей депутатских групп. Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных в процессе парламентского торга по требованиям конкретных фракций и групп Совет Государственной Думы. Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственный Думы создан Совет Государственной Думы (ст.13 Регламента Государственной Думы). В состав Совета Государственной Думы с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы и руководители депутатских объединений. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. В случае отсутствия Председателя Государственной Думы председательствующий на заседании Совета Государственной Думы один из его заместителей имеет право решающего голоса. В отсутствие руководителей депутатских объединений и председателей комитетов Государственной Думы по их поручению в заседании Совета Государственной Думы принимают участие их представители из числа депутатов Государственной Думы. Совет Государственной Думы:

  • · Формирует проект примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию;
  • · Принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы на текущую сессию;
  • · Формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков;
  • · Готовит проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
  • · Созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
  • · Принимает решение о проведении парламентских слушаний; о награждении Почетной грамотой Государственной Думы и т.д.

Согласно статье 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, вправе создавать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 35 депутатов Государственной Думы. Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Регистрацию фракции осуществляет Временный секретариат Государственной Думы на основании сообщения Центризбиркома РФ о результатах выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу от соответствующего избирательного объединения; письменного уведомления руководителя фракции об образовании фракции; протокола организационного собрания фракции и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении во фракцию. Регистрация депутатской группы осуществляется на основании письменного уведомления руководителя депутатской группы об образовании депутатской группы; протокола организационного собрания депутатской группы и письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в депутатскую группу. В случае, если число членов депутатской группы, становится менее 35, то по истечении месяца со дня установления комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы этого факта деятельность соответствующей депутатской группы считается прекращенной. После окончания работы Временного Секретариата изменения числа депутатских объединений в Государственной Думе в ходе созыва регистрирует комитет по регламенту и организации работы Государственной Думы.

Именно по предложению фракций и депутатских групп избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной Думы. Таким образом, независимый депутат может получить тот или иной пост только, если его выдвинет какая-нибудь фракция или группа. Представители фракций и групп имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат, численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции или группе.

Закон не ограничивает прав депутата переходить из одного депутатского объединения в другое, независимо от того, по списку какого избирательного объединения он избран. В результате часто депутаты избранные от одного избирательного объединения, в ходе созыва выходят из него и вступают в иные депутатские объединения, особенно часто это происходило с депутатами избранными от КПРФ и ЛДПР. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы.

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством или Регламентом Государственной Думы. Председатель Государственной Думы направляет поступивший законопроект и материалы к нему в депутатские объединения и комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета Государственной Думы. Если законопроект внесен в период парламентских каникул, то он представляется соответствующим комитетом на рассмотрение Совета Государственной Думы не позднее чем через 14 дней после начала очередной сессии Государственной Думы. Если внесенный в Государственную Думу законопроект не соответствует требованиям Конституции РФ и Регламента Государственной Думы, Совет Государственной Думы может принять решение о возвращении законопроекта инициатору для выполнения указанных требований. Совет Государственной Думы назначает комитет Государственной Думы ответственным по законопроекту (официально именуется «ответственный комитет») и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц.

Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой и срок представления заключений, отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений Правительства РФ, определяются ответственным комитетом самостоятельно, если иное не предусмотрено решением Совета Государственной Думы.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. При рассмотрении законопроекта, предусматривающего расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства РФ. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок, или отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. При внесении альтернативных законопроектов Государственная Дума рассматривает их одновременно посредством рейтингового голосования. Если по итогам рейтингового голосования несколько законопроектов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из законопроектов не набрал числа голосов достаточного для его принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится законопроект, получивший наибольшее число голосов. Законопроект считается принятым в первом чтении, если при окончательном голосовании за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы. В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума в постановлении о принятии законопроекта в первом чтении устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ менее 30 дней. В случае, если у депутатов имеются предложения об установлении иного, чем в проекте постановления Государственной Думы, срока подачи поправок к законопроекту, срок подачи поправок устанавливается решением, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении. В случае принятия законопроекта в первом чтении председательствующий может поставить на голосование предложение ответственного комитета о принятии закона, исключая процедуры второго и третьего чтений, при наличии правовой и лингвистической экспертиз. Если решение не принято, то работа над законопроектом продолжается в установленном Регламентом порядке.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта. Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первоначальное название приводится ниже в скобках. Законопроект, принимаемый в третьем чтении, должен иметь название в последней утвержденной редакции. Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяющего порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный комитет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений. Совет Государственной Думы принимает решения о включении законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой и о направлении законопроекта заинтересованным структурам. При рассмотрении законопроекта во втором чтении Государственная Дума голосует отдельно каждый блок поправок. Если при голосовании таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для отклонения, Государственная Дума не соглашается с предложением ответственного комитета, председательствующий ставит на голосование отдельно каждую из поправок.

Отдельно голосуются также каждые поправки, по которым ответственным комитетом не было принято решений. По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта председательствующий снова ставит на голосование предложение о принятии законопроекта. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект также может быть возвращен к процедуре первого чтения. Голосование по вопросу о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. В случае, если в процессе второго чтения в законопроект были внесены изменения и дополнения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ, депутатам Государственной Думы. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он дальнейшему рассмотрению не подлежит. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Принятый Государственной Думой РФ закон направляется для дальнейшего рассмотрения в Совет Федерации и Президенту РФ согласно требованиям, изложенным в начале данной статьи.

Законопроекты, не принятые Государственной Думой в окончательной редакции, а также принятые ею, но отклоненные Советом Федерации или Президентом РФ, рассматриваются Государственной Думой следующего созыва в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, на той стадии законодательной процедуры, на которой было прервано их рассмотрение Государственной Думой предыдущего созыва, если иное решение не будет принято Государственной Думой нового созыва.

Особая система рассмотрения применяется при принятии государственного бюджета. В первом чтении закон о бюджете принимается за основу, во втором чтении принимаются основные характеристики бюджета, в третьем - распределяются ассигнования по статьям, в четвертом - бюджет принимается в целом.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

А) сообща;

Б) раздельно;

В) вместе;

Г) совместно.

9) К ведению Совета Федерации относятся:

А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

Б) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации

В) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

Г) объявление амнистии.

10. К ведению Государственной Думы относятся:

А) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности

Б) назначение выборов Президента Российской Федерации

В) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

Г) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения.

11. Федеральные законы принимаются:

А) Государственной Думой

Б) Совет Федерации

В) Председателем правительства;

Г) Президентом.

12. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее:

А) одной третей от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) половины от общего числа депутатов Государственной Думы;

В) одной десятой от общего числа депутатов Государственной Думы;

Г) двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

13. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение ________ передаются на рассмотрение Совета Федерации:

А) семи дней;

Б) пяти дней;

В) двух недель;

Г) одного месяца.

14. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:



А) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

Б) федеральных налогов и сборов;

В) войны и мира;

Г) федерального бюджета;

Д) все выше перечисленные.

15. Отправляется принятый федеральный закон для подписания и обнародования:

А) Президенту РТ;

Б) Председателю правительства;

В) Президенту РФ;

Г) Премьер министру РФ.

16. Президент Российской Федерации в течение ____________ подписывает федеральный закон и обнародует его:

Б) 30 дней;

Г) 14 дней;

17. Принятый федеральный конституционный закон в течение _______________ подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию:

А) 3 часов;

Б) 14 дней;

В)1 месяца;

18. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и ____ Конституции Российской Федерации:

19. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через:

А) четыре месяца с момента роспуска;

Б) одного месяца с момента роспуска;

В) четырнадцати дней с момента роспуска;

Г) полугода с момента роспуска.

20. Государственная Дума не может быть распущена:

А) в период действия на всей территории РФ военного положения;

Б) чрезвычайного положения;

В) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

Г) все перечисленное.

21. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет:

А) Государственная Дума;

Б) Председатель Правительства;

Г) Совет Федерации.

22. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ______ Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания:

А) статьей 118;

Б) статьей 215;

В) статьей 107;

Г) статьей 117.

23. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия:

А) Государственной Думы;

Б) Губернаторов областей;

В) Народа;

Г) Совета Федерации.

24. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре:

А) полугода со дня внесения предложения о кандидатуре;

Б) пяти дней со дня внесения предложения о кандидатуре;

В) месяца со дня внесения предложения о кандидатуре;

Г) недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

25. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и ____________________:

А) муниципальных чиновников;

Б) федеральных министров;

В) губернаторов;

Г) президентов республик.

26. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой:

А) Совет Федерации

Б) Президент;

В) Правительство Российской Федерации;

Г) Конституционный суд.

27. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется:

А) федеральным законом;

Б) конституционным законом;

В) федеральным конституционным законом;

Г) законом о защите прав потребителей.

28. ___________ Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации:

А) Постановления и распоряжения;

В) Постановления

Г) Распоряжения.

29. Правительство Российской Федерации перед вновь избранным Президентом Российской Федерации:

А) празднует его назначение;

Б) слагает свои полномочия;

В) принимает новые полномочия;

Г) скорбит по этому поводу.

30. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке:

А) Министра образования;

Б) Государственной Думы;

В) Совет Федерации;

Г) Правительства Российской Федерации.

31. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии:

А) Правительству Российской Федерации

Б) Президенту РФ;

В) Совету Федерации;

Г) Министру обороны.

32. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до:

А) до сформирования новой Государственной Думы;

Б) до сформирования нового Совет Федерации;

В) до сформирования нового Правительства Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

33. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

А) Правительством РФ;

Б) Президентом РФ;

В) Советом Федерации;

Г) только судом.

34. Судебная власть осуществляется посредством __________ судопроизводства:

А) конституционного

Б) гражданского

В) административного и уголовного

Г) все перечисленное.

35. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и _________:

А) Международным соглашением;

Б) Федеральным конституционным законом;

В) Федеральным Законом

Г) Муниципальным законодательным актом.

36. Создание чрезвычайных судов:

А) при необходимости допускается;

Б) допускается;

В) не допускается

Г) приветствуется.

37. Судьями могут быть граждане:

А) граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет

Б) имеющие высшее юридическое образование;

В) работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Г) все перечисленное.

38. Федеральным законом дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации установлены:

А) да, могут;

Б) нет, не могут;

В) возможно;

Г) зависит от ситуации.

39. Судьи независимы и подчиняются только:

А) Конституции Российской Федерации и федеральному закону;

Б) Конституции РФ;

В) федеральному закону;

Г) Президенту РФ.

40. Судьи:

А) сменяемы

Б) несменяемы;

В) сменяемы, в зависимости от сложности дела.

41. Судья быть привлеченным к уголовной ответственности:

А) да, может;

Б) нет, не может;

В) не знаю;

Г) в Конституции об этом не сказано.

42. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из ____ судей:

43. Разбирательство дел во всех судах открытое:

А) не знаю;

Б) в Конституции об этом не сказано;

В) закрытое;

Г) открытое.

44. Финансирование судов производится только из:

А) местного бюджета;

Б) федерального бюджета

В) государственного внебюджетного фонда;

Г) бюджета субъектов РФ.

45. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам ________ дает толкование Конституции Российской Федерации:

А) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Б) Совета Федерации и Государственной Думы;

В) законодательной власти субъектов Российской Федерации;

Г) все перечисленное.

46. Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики:

А) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Б) Конституционный Суд;

В) Верховный Суд РФ;

Г) Мировой суд.

47.Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ________________ по представлению Президента Российской Федерации:

А) Советом Федерации

В) Государственной Думой;

Г) все перечисленное.

48. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с:

А) учетом мнения населения всей территории РФ;

Б) учетом мнения населения соответствующих территорий;

В) учетом мнения иностранных граждан, живущих на этой территории;

Г) учетом мнения населения соседствующих территорий.

49. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности по представлению Президента Российской Федерации:

А) Председателем правительства;

Б) Государственной Думой;

В) Советом Федерации

Г) все перечисленное.

50. Структура органов местного самоуправления определяется:

А) Советом Федерации;

Б) Председателем правительства;

В) Президентом РФ;

Г) населением самостоятельно.


Литература

Основная литература

1. Конституция РФ; – М;: Проспект, 2012; – 32 с;

Дополнительная литература

1. Бархатова Е;Ю; Комментарий к Конституции Российской Федерации; - М;: "Проспект", 2010; – 370 с;

2. Соколов И;А; Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие; – М;: МГИУ, 2010; – 260 с;

3. Стрекозов В;Г; Конституционное право России / Учебник для бакалавров; – М;: Юрайт, 2012; – 278 с;

4. http://constitution;garant;ru/science-work/comment/5817497/ (сайт Конституции РФ) (дата обращения 24;10; 2012)

5. www;memo;ru (Законодательство и права человека) (дата обращения 24;10; 2012)

6. www;hright;ru (Институт прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

7. www;ycentre;org (Молодежный центр прав человека) (дата обращения 24;10; 2012)

8. www;ks;rfnet;ru (Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

9. www;gov;ru (Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

10. www;krremlin; ru (Официальный сайт Президента Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

11. www;duma;gov;ru (Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

12. www;council;gov;ru (Официальный сайт Совета Федерации Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

13. www;government;gov;ru (Официальный сайт Правительства Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

14. www;ksrf;ru (Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

15. www;supcourt;ru (Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

16. www;arbit;ru (Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

17. www;kmo;ru (Официальный сайт Конгресса муниципальных образований Российской Федерации) (дата обращения 24;10; 2012)

18. www;wrs;ru (Официальный сайт Союза российских городов) (дата обращения 24;10; 2012)


Основы конституционного права Российской Федерации:

Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Правоведение»

Издательство

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Подписано в печать Формат 60х84/16

Заказ Бумага офсетная № 1 Усл.-печ.л.

Тираж экз. Печать ризографическая Уч.-изд.л.

__________________________________________________________________

Отпечатано в полиграфическом секторе

издательства КГАСУ

420043, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1