Способы толкования права: грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое и специально-юридическое толкование права. Понятие, назначение и способы толкования права Теологический способ толкования права

Как уже отмечалось выше, толкование права представляет собой сложный процесс. Его сложность обусловлена тем, что толкуемые нормы излагаются с различной степенью абстракции, с использованием специальной юридической терминологии. В связи с этим, для уяснения смысла правового предписания, субъекты прибегают к различным способам толкования. По мнению В.Л. Кулапова, под способом толкования права стоит понимать такую совокупность специальных приемов, которая позволяет выявить истинный смысл правовой нормы для урегулирования конкретной жизненной ситуации См.: В.Л. Кулапов Теория государства и права - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011. С - 360.. В литературе принято выделять следующие основные способы: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, функциональный и теологический. Знание данных способов позволяет не допустить ошибочного и однобокого толкования. Применение этих приемов в совокупности, дает полное представление о содержании и подлинном смысле правовой нормы, заложенном в нее законодателем.

Грамматический способ . Как верно заметила Кострова М.Б. «уяснение смысла и содержания закона начинается с прочтения и анализа его текста, что в юридической литературе принято называть грамматическим толкованием» Кострова М. Б. О "языковом" толковании уголовного закона //Правоведение. -2002. - № 3- С. 136-149. Действительно, именно данный способ предшествует иным и является наиболее часто используемым. Его значимость заключается в сложности и многовариантности языка, на котором изложен закон. При этом способе, объектом изучения становится текст правовой нормы. Субъект толкования анализирует норму с учетом грамматических, лексических, орфографических и иных правил русского языка. Существенное значение в тексте нормы имеет пунктуация, так как от различного положения знаков препинания, смысл правового предписания может кардинально изменяться. Всем известны примеры «казнить нельзя помиловать» или «запретить нельзя разрешить», где от запятой зависит суть высказывания. То же самое происходит и вправе, поэтому, осуществляя толкование, субъект должен обращать внимание на пунктуацию, чтобы точно уяснить смысл правовой нормы.

Также сложность толкования обуславливается наличием союзов, которое может привести к двоякому пониманию нормы. Интерпретатор должен строго понимать, что соединительный союз "и" требует выполнения сразу нескольких условий, например «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»См.: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Ведомость Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., N 32, ст.1227; Собр. законодательства Российской Федерации. 2015 г. N 48 (часть I) ст. 6724,где союз «и» означает, что регистрироваться нужно как по месту жительства, так и по месту пребывания. В то время, как разъединительные "либо", "или" - требуют выполнения только одного, «Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается» См.: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Российская газета. 2001. N 256; 2016 г. N 1. . Благодаря союзу «либо», становится ясно, что допускать к работе может или работодатель, или его уполномоченный, то есть достаточно поручения кого-то одного из них. Данные тонкости русского языка должны учитываться при уяснении нормы.

При грамматическом толковании, необходимо знать и значение отдельных слов, так как зачастую законы содержат большое количество различных терминов и понятий. В некоторых под это специально отводятся отдельные статьи. Так, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит статью 2 «Основные термины и понятия», в которой им дается определение. См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собр. Законодательства Российской. 2003 г. N 40 ст. 3822; 2016 г. N 7 ст. 905 Если же, такого не происходит, то интерпретатор должен придавать терминам тот смысл, который они имеют в своей сфере применения.

Говоря о существенном значении данного способа, не стоит забывать, что при толковании нельзя ограничиваться только им одним.

Логический способ толкования . Как уже понятно из названия, данный способ базируется на законах и правилах формальной логики. Они (законы и правила) в единстве с грамматическим анализом позволяют приблизиться к раскрытию смысла правовой нормы. Сходной чертой данного способа с грамматическим, является то, что толкование также проходит в рамках текста одной нормы, но анализируются не сами слова или предложения, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой.

При использовании данного способа, часто применяется логическое преобразование. Это обусловлено тем, что не всегда логическая структура нормы совпадает с ее внешним выражением в статье нормативно правового акта. При этом субъекту приходиться самостоятельно выстраивать структуру нормы, выделяя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Необходимость логического преобразования, можно продемонстрировать на примере 126 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «похищение человека - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок»См.: « Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации 1996 г. N 25 ст. 2954; 2016 г. N 1 (часть I) ст. 61.. В реальности, наказанию подлежит не само похищение, а лицо или группа лиц его совершившее.

Систематический способ . Одним из свойств нормы права, является ее системность. Это означает, что она находится в связи с другими нормами и действует не изолированно от них. Поэтому для уяснения нормы необходимо применять систематический способ.

Он заключается в том, что правовое предписание рассматривается в совокупности с иными, и в отличие от первых двух способов, толкование не ограничивается текстом только одного закона. Основной задачей данного способа является установление системных связей между нормами. Существование отсылочных и бланкетных норм, делает невозможным уяснение правового предписания без систематического способа. Чтобы наиболее полно понять смысл таких норм, необходимо обращаться и к тем нормам, к которым делается отсылка. В итоге для толкования лишь одного правового предписания, интерпретатору приходится уяснять смысл двух, а иногда и более, правовых норм. Причем они могут содержаться как в рамках одного нормативно правового акта, так и в нескольких.

Благодаря установлению внешних связей между правовыми предписаниями, данный способ становится особо важен, при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти ту норму, которая будет наиболее близка по своему содержанию к конкретному случаю.

Особо следует отметить, что систематическое толкование способствует выявлению юридических коллизий, которые в дальнейшем, должен разрешать законодатель. Это положительно влияет на развитие системы права и системы законодательства в государстве.

Историко-политический способ . При использовании данного способа анализируется историко-политическая обстановка в государстве на момент принятия закона. Общественные отношения сейчас и пару лет назад, сильно отличаются, поэтому и правовые нормы, регулирующие их, могут казаться нам странными. Так, в советском союзе, правонарушениями признавались спекуляция и тунеядство, что в настоящее время вполне обычно и не преследуется по закону.

Для того чтобы правильно уяснить тот смысл, который правотворец вкладывал в норму, необходимо знать в какой историко-политической ситуации это происходило. Но, как верно отмечает Черданцев А.Ф., само по себе установление конкретно-исторических условий, целей и поводов издания нормативно правовых актов еще не есть толкование, на установлении указанных фактов оно не заканчивается, а только начинается. См.: Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С - 153. Данные факты интерпретатор должен учитывать и основываться на них при процессе толкования. Это способствует наиболее полному раскрытию смысла правового предписания.

Немаловажным моментом является и то, что историко-политическое толкование способствует выявлению таких правовых норм, которые хотя формально, и не отменены, но на деле уже не действуют, так как исчезли те общественные отношения, которые норма регулировала.

Специально-юридический способ . Юридические нормы в своем содержании имеют большое количество специальной терминологии, которая непонятна для человека, не обладающего определенными правовыми знаниями. Суть данного метода заключается в уяснении правовой нормы, посредством установления значения отдельных терминов, анализа юридических конструкций, определению, к какому способу правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) относится толкуемая норма, и тому подобное. Осуществление толкования, с помощью данного способа, требует высокого уровня юридической подготовки интерпретатора.

Специально-юридических способ, похож на грамматический, и находится с ним в тесной связи, но все же, не стоит отождествлять их. От него данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные термины или выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, особенности юридической техники, институты.

Функциональный способ . Он схож с историко-политическим способом, только в отличие от него интерпретатор должен учитывать условия и факторы, не при которых создавалась норма, а при которых она реализуется, и на их основе осуществлять свою деятельность.

Необходимость выделения данного способа от историко-политического в том, что правовой норме присущи оценочные понятия, создающие условия для ее двоякого понимания. К таким понятиям можно отнести: «уважительные причины», «значительный ущерб», «разумные сроки», «пределы необходимой обороны» и иные. Задача интерпретатора придать им адекватный смысл, для того, чтобы не допустить произвола при их применении.

Теологический способ . Также как и функциональный, схож с историко-политическим. Телеологические толкование направлено на выяснение целей, которые преследовал правотворческий орган, издавая нормативный правовой акт. Однако, как верно заметила Т.Я. Насырова «содержание телеологического толкования не ограничивается только установлением целей интерпретируемой нормы, в него входит и непосредственный их анализ, и соотнесение с ними всего смысла данного закона».Насырова Т.Я. Теологическое (Целевое) толкование советского закона // Теория и практика. Казань. 1988.

Важность данного способа обусловлена тем, что без принятия в расчет общих целей закона, можно допустить ошибку при его применении.

Стоит отметить, что в юридической литературе существует мнение, согласно которому, теологическое и функциональное толкование не являются самостоятельными и входят в состав историко-политического способа.

Таким образом, для правильного уяснения смысла правовой нормы, субъект должен использовать те или иные способы. На практике предпочтение отдается грамматическому и логическому толкованию. Но использование только одного способа, изолированно от других, не даст желаемого результата. Представляется, что лишь в совокупности их применения, можно говорить об эффективном толковании.

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. А потому важно классифицировать виды толкования по его субъектам (см. схему на с. 372).
По этому основанию выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное.
Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.
Правотворческий орган дает аутентическое толкование как в тексте самого акта (дефинитивные нормы), так и в актах специальных. Например, отдельные положения Гражданского кодекса получили объяснение в Федеральном законе "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Легальное толкование осуществляется органом, специально уполномоченным на то законом. Так, ст. 126 Конституции РФ указывает, что Верховный Суд РФ "дает разъяснения по вопросам судебной практики". Аналогичные разъяснения дает и Высший Арбитражный Суд (ст. 127 Конституции). Исключительная компетенция Конституционного Суда - толкование нормативных актов с точки зрения их соответствия Конституции. Правом официального толкования (разъяснения) избирательного законодательства пользуется Центральная избирательная комиссия.
Особо следует выделить толкование, имеющее межгосударственное значение. Таковы, в частности, международные правила по толкованию торговых терминов "Инкотермс", изданные Международной торговой палатой, содержащие интерпретации различных юридических положений, используемых участниками международной торговли.
Существует и ненормативное официальное толкование, т. е. правоприменительное толкование. Вторая стадия процесса правоприменения - стадия, на которой выбираются и анализируются (т. е. толкуются) нормы права,
Здесь процесс толкования неразрывно связан с процессом применения.
Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное.
Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Причем от характера такого "житейского" толкования во многом зависит состояние законности, ибо оно является основанием юридической деятельности граждан, их правомерного поведения.
Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Критерием выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а профессиональная деятельность. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно (например, в ст. 295 УПК).
Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Результаты доктри-нального толкования публикуются в особых сборниках, содержащих научно-практические комментарии действующего в той или иной области законодательства. Этими комментариями пользуются практические работники.
В зависимости от того, на какой стадии правового регулирования осуществляется толкование, оно подразделяется на нормативное и казуальное.
В ходе нормативного толкования дается официальное разъяснение нормы в целом безотносительно ее реализации. Таковы, например, аутентическое и легальное толкования, осуществляемые при обобщении юридической практики.
При казуальном толковании норма интерпретируется применительно к конкретному случаю. Это разъяснения, суждения о применяемых нормах, содержащиеся в решениях и определениях коллегий Верховного Суда по отдельным делам.



Грамматическое толкование представляет собой совокупность специальных приёмов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего предложения.

Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы, который иногда не совпадает с её буквальным изложением из-за неудачно выбранных законодателем словесных форм.

Систематическое толкование - это уяснение содержания и смысла правовых предписаний исходя из места, которое они занимают в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. В систематическом толковании нуждаются все правовые нормы, но особенно нормы отсылочные и бланкетные.

Историко-политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки создания акта, расстановки политических сил, социально-экономических и политических факторов, обусловивших появление акта и оказавших влияние на волю законодателя.

Телеологическое (целевое) толкование правовых актов направлено на установление целей их издания: непосредственных, отдалённых, конечных.

Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приёмов выражения воли законодателя.

. 45. Толкование норм права: понятие, виды, способы.
По поводу определения и содержания толкования права в литературе существуют различные мнения.
1. под толкованием понимается лишь уяснение
2. содержание толкования норм права составляет их разъяснение
3. толкование определяется как единство уяснения и разъяснения (Осипов)
4. интерпретация – выяснение соотношения объема толкуемой правовой нормы с объемом (буквальным смыслом) ее текста.
Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из 2 частей:

1. уяснение – процесс получения полного и исчерпывающего представления о норме права, процесс познания подлежащих применению правовых норм «для себя». Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор использует различные приемы и способы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Уяснение является необходимым условием реализации права, оно всегда предшествует разъяснению.
2. разъяснение – это совокупность выработанных государственными органами, общественными организациями и гражданами рекомендаций и пояснений, направленных на раскрытие подлинного смысла и содержания закона и его норм. Эта сторона деятельности по толкованию адресована не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.
Необходимость толкования вызвана следующими объективными и субъективными причинами:
1. нормы права выражаются посредством слов, предложений, формулировок; чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходима мыслительная деятельность.
2. в нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы юридической техники
(специфическая терминология, юридические конструкции , система отсылок). Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных знаний для объяснения терминов и используется законодателем при изложении государственной воли, содержащейся в нормах права.
3. правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью. Они распространяются на широкий круг субъектов и общественных отношений, а законодатель вынужден использовать наиболее краткие формулировки для оформления воли государства. Это ведет к тому, что необходимо «расшифровывать» данные формулировки.
4. толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми.
5. нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.
Объект толкования – законы и подзаконные акты.
Предмет толкования – историческая воля законодателя, выраженная в законе (нормативном акте).
Способы толкования – это совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Выделяют следующие способы толкования:
1. грамматический способ – заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи НПА. Особое внимание обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение общеупотребимых терминов и слов, технических терминов, заимствованных из различных отраслей знаний. При анализе текста старых законов, содержащих заимствованные, иностранные термины и слова, необходимо исходить из первоначального значения , которое придавалось им на момент принятия закона и которое они имели в родном для законодателя языке.
2. логический способ – толкование правового акта по смыслу с использованием законов логики. Логическое толкование ставит своей целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Предмет логического анализа – это не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. Здесь применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.
3. систематическое толкование – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом. Существование данного способа предопределяется системностью права. Благодаря систематическому способу, можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу ее действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права.
Систематическое толкование позволяет выявить факты коллизий между правовыми нормами.
4. специально-юридическое толкование – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и техники. Толкование включает в себя ряд приемов: а) нормативное толкование (устанавливается нормативность правила поведения) б) конструктивное толкование (уяснение особенностей юридической конструкции) в) определение отраслевой принадлежности правовых норм г) терминологическое толкование (например, неустойка, штраф, залог, поручительство и др.).
5. историко-политическое толкование – уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта; расстановкой политических сил; социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и появление акта. Способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам , обусловившим введение ее в систему правового

регулирования. Этот способ позволяет анализировать источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения и др.
Историко-политическое толкование помогает выявить такие правовые нормы, которые хотя формально не отменены, но фактически уже не действуют.
6. теологическое (целевое) толкование – направлено на уяснение целей его издания: непосредственных, отдаленных, конечных. Иногда законодатель определяет цели принятого нормативного акта в его тексте.
7. функциональное толкование – толкование, которое опирается на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Важное значение придается оценочным терминам и выражениям (добросовестность, уважительные причины, существенный вред, значительный ущерб и др.). С учетом особенностей места, времени и других факторов одни и те же обстоятельства могут быть признаны уважительными или неуважительными, существенными или несущественными.
46. Правоотношение: проблемы понятия и структуры. Виды правоотношений.
Закономерности, которые выражает категория правовые отношения:
1. Принцип неразрывной связи прав и обязанностей.
2. На уровне этой категории выясняется объем прав и полномочий, анализируется сбалансированность прав и обязанностей. Например: много прав и мало обязанностей – безответственный тип; много обязанностей и мало прав – социально пассивный тип.
В настоящее время требуется социально активный и ответственный тип, это достигается сбалансированностью прав и обязанностей.
Функции правовых отношений в механизме правового регулирования :
1. На уровне правовых отношений контролируются субъекты, определяются субъекты.
2. На этом уровне происходит закрепление за конкретными участниками конкретного объема прав и обязанностей.
3. Возникает из правопритязаний только на этом уровне в случае ненадлежащего исполнения, нарушения появляется возможность привести в действие механизм государственного принуждения.
Признаки :
1. Правовые отношения – это вид общественных отношений, которые всегда появляются только на основе норм права. В переходный период, когда происходит ломка одной правовой системы, а другая еще не сформировалась, государство, искореняя одни общественные отношения и устанавливая другие, защищает последние.
Если правовая система сформировалась , то появление правовых отношений без соответствующих норм является прямым беззаконием. Норма права предусматривает условия возникновения правовых отношений, она определяет состав участников правовых отношений, их права и обязанности и устанавливает юридические последствия за их использование. Через правовые отношения требования юридических норм предваряются в поведение людей, поэтому в этом смысле правовые отношения – это норма права в действии.
2. Правовые отношения носят волевой характер: а)
в них находит выражение государственная воля; б)
возникновение конкретных правоотношений зависит от воли самих участников (трудовые отношения);
3. Участники правовых отношений наделяются субъективными правами и корреспондирующими им юридическими обязанностями. Только субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности образуют ту правовую связь, субъекты которых становятся в определенные отношения или состояние друг с другом. Поэтому субъективные права и юридические обязанности – это суть правоотношений.
4. Реализация правоотношений гарантируется принудительной силой государства. Государство в лице своих органов поддерживает и охраняет действия носителя субъективного права и обеспечивает исполнение юридической обязанности.
5. Правовые отношения носят индивидуально-определенный характер. Прежде всего правовые отношения определены его субъектами и только этим субъектам принадлежат субъективные права и юридические обязанности и индивидуальный объект правового отношения.
Правовое отношение – возникающее на основе норм права, индивидуальная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями гарантированными принудительной силой государства.
Определение объекта и предмета правового отношения является дискуссионным. Если свести все существующие подходы к пониманию правового отношения, то можно выделить
3 основных подхода .

1. Наиболее полно освещены в работе Халфиной Р.О. «Общее учение о правовом отношении». Этого подхода придерживаются многие юристы, в том числе Щеглов.
Правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой права. Акцент делается на само общественное отношение. Под содержанием правового отношения понимается сами общественные отношения или поведение участников общественных отношений.
Форма правового отношения – субъективные права и юридические обязанности.
Объект правового отношения – они понимают материальные и нематериальные блага.
При таком подходе к правовому отношению, правовое отношение – результат правового регулирования.
Механизм правового регулирования:

норма права;

правовое отношение;

акты реализации.
2. Представители Хеченьян, Толстой, Назаров, Иоффе.
Правовое отношение – индивидуальная правовая связь субъективных прав и юридических обязанностей. Они утверждают, что для возникновения правового отношения достаточно, чтобы у субъекта возникло субъективное право, а у которого юридическая обязанность корреспондируется субъективному праву. Акцент делается на права и обязанности.
Содержание субъективные права и юридические обязанности.
Форма способ связи субъективных прав и юридических обязанностей.
Правовые отношения могут быть активного и пассивного вида. При активном правовом отношении способ связи прав и обязанностей сделан на совершении каких-либо действий. При пассивном виде – воздерживаются от совершения каких-либо действий.
Объект – поведение участника общественного отношения или сами общественные отношения.
3. Авторы рассматривают правовое отношение не как результат правового регулирования, а как средство правового регулирования, которое обеспечивает процесс воздействия на общественные отношения. Эта точка зрения была освещена И.В. Федоровым в работе «Хозяйственные связи в СССР».
Правовое отношение – это сложное многогранное явление, поэтому его можно рассматривать с различных сторон. Выделяется два аспекта:

материальный – поведение участников;

юридический – субъективные права и юридические обязанности.

Алексеев: у правового отношения несколько содержаний:

фактическое – поведение участников общественных отношений и сами общественные отношения ;

юридическое – субъективные права и юридические обязанности.
NB: При ответе важно занять какую-либо позицию и придерживаться её до конца!
Достоинства и недостатки подходов к пониманию правового отношения
1. Если придерживаться 1-го подхода , что правовое отношение – это общественное отношение урегулированное нормой права, то не видно активной роли правового отношения. Зачем оно возникает. Согласно этой точки зрения правовое отношение возникает в результате урегулирования.
2. Халфина утверждает, что если правовое отношение рассматривать только как совокупность прав и обязанностей, то правовое отношение оторвано от общественного отношения, то есть от своего материального субстрата. Поэтому могут возникнуть в сфере сознания, что противоречит материалистическому подходу к природе правового отношения.
Назаров: Да, суть правового отношения его субъективные права и юридические обязанности. Они возникают в результате юридических фактов, которые переводят норму права в субъективную плоскость. Правовое отношение – субъективные права и обязанности, которые возникают не на пустом месте, а на основе юридических фактов – это конкретные жизненные обстоятельства, это предшествующее поведение людей, а права и юридические обязанности направлены на будущее поведение.

В схеме видна активная роль правового отношения. Они возникаю как средство урегулирования поведения людей. Результат может быть различен.
3. Федоров . Имеются существенные философские недостатки. Каждое явление должно иметь одно содержание. Если мы выделяем несколько содержаний, то это не соответствует философскому пониманию содержания явления.
Большинство склоняется ко второму подходу. Так как приоритет второму подходу, то все структурные элементы исходя из этой точки зрения.
Несколько оснований классификации
1. по отраслевой принадлежности
а) государственно-правовые б) гражданско-правовые в) гражданско-процессуальные г) уголовно-правовые д) уголовно-процессуальные е) трудовые ж) других отраслей права
2. по месту в механизме правового регулирования а) материальные б) процессуальные

процессуально-регулятивные (процесс заключения договоров)

процессуально-охранительные (уголовно-процессуальные отношения, административное производство)
3. по характеру воздействия (функциям права)
а) регулятивные – возникают из правомерных действий субъектов;

регулятивные правоотношения активного типа (выражается динамическая функция права , правоотношение складывается на основании обязывающих норм)

регулятивные правоотношения пассивного типа (выражается статическая функция права, правоотношение складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих норм) б) охранительные – возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.
4. по степени конкретизации субъектов правовых отношений а) относительные (в них точно определены обе стороны правоотношения – управомоченные и обязанные лица, например, покупатель и продавец в правоотношениях купли-продажи. При этом индивидуализация может быть

«поименной», например в брачно-семейных отношениях

по названию социальных ролей, или «ролевой», например

продавец - покупатель) б) абсолютные (точно определяется лишь одна сторона – носитель субъективного права, обязанными являются все другие лица – «всякий и каждый», например, отношения собственности, авторские и изобретательские отношения) в) общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, обязанностей. Правоотношения возникают в основном на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений).
5. по целям воздействия а) статические (имеют цель закрепить сложившиеся общественные отношения) б) динамические (призваны вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях)
6. по содержанию поведение
Субъективные права
Юридические обязанности поведение (урегулированное)

а) простые (например, купля-продажа) б) сложные (включают систему самостоятельных, элементарных правоотношений, например, уголовно-исполнительное правоотношение)
7. по времени действия а) кратковременные б) долговременные
47. Содержание правовых отношений. Проблемы содержания и видов субъектного права.
Ответ на вопрос, что является содержанием правоотношения зависит от выбранного подхода к пониманию самой категории «правоотношение».
Три основных подхода:
1.
Результат правового регулирования:
Правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами права.
Содержание – поведение (т.е. само общественное отношение)
(Халфина, Щеглов)
2.
Средство правового регулирования:
Правоотношение - юридическая форма конкретного общественного отношения.
Содержание – субъективные права и корреспондирующие им обязанности.
(придерживается большинство ученых, в т.ч. Парфенов, Толстой, Назаров, Иоффе)
3.
Средство и результат (Федоров)
Результат – материальное содержание – поведение участников
Средство – юридическое содержание – субъективные права и обязанности
!!! Далее исходим из того, что правоотношение – средство правового регулирования!!!
Субъективное право
Субъективное право - это принадлежащее управомоченному лицу в целях удовлетворения его интересов мера возможного, дозволенного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. (Парфенов)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Для нормальной жизнедеятельности, общество нуждается в законах, которые регулировали бы те или иные отношения. К сожалению один и тот же нормативно правовой акт может быть понят разными людьми по-разному, а, следовательно, и применяться он будет двояко. Такая ситуация влечет за собой негативные последствия для всего государства, поэтому возникает необходимость в толковании, чтобы сохранить единство в применении правовых норм.

Данную проблему исследовали еще советские ученые правоведы, такие как Вопленко Н.Н., Черданцев А.Ф., Насырова Т.Я. и другие. В настоящее время, в связи с многочисленностью и сложностью формулировок правовых предписаний, толкование права вновь приобретает актуальность.

Данная работа преследует цель исследовать процесс и характерные особенности толкования права.

Задачи данной работы:

· ознакомиться с трудами ученых, исследовавших данную проблему;

· дать определение понятию толкования;

· выявить его аспекты;

· выяснить какие функции выполняет толкование;

· изучить виды и способы толкования права;

· исследовать акты официального толкования.

Объектом данного исследования являются правовые нормы России.

Предметом исследования - процесс их толкования.

Для написания данной работы были изучены труды таких ученых как Матузов Н.И., Малько А.В., Пиголкин А.С., Петрушев В.А., Кулапов В.Л. и других.

Структура данного исследования состоит из введения, четырех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Многие ученые правоведы дают различные определения понятию «толкование права». Чтобы определить, что такое толкование права, необходимо разобраться, что означает термин «толкование». Толковый словарь Ушакова Д.Н. дает следующее определение: «То или иное объяснение, разъяснение чего-нибудь, понимание чего-нибудь с какой-нибудь точки зрения» Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Оникс, 2013. - С. 457 . Уже из этого понятия следует, что толкование представляет собой некий мыслительный процесс.

В свою очередь, в юридической науке используется термин «толкование права». Можно говорить о том, что он означает мыслительный процесс, направленный на объяснение и разъяснение различных норм права. В советской юридической литературе существовали различные точки зрения по поводу определения содержания данного термина. Первая гласила, что толкование это уяснение смысла правовых предписаний. Согласно второй точке зрения, толкование это разъяснение норм права. Третья же, заключалась в том, что толкование представляет собой как уяснение, так и разъяснение норм права. Вопленко Н.Н. считает, что наиболее правильной является третья точка зрения, согласно которой толкование права включает в себя как уяснение, так и разъяснение правовых норм. См.: Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М.: Юридическая литература, 1976. Данная точка зрения актуальна и по сей день. В современной юридической науке под толкованием права понимается сложная, интеллектуально - волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла норм права, для эффективного их применения.

Из определения можно выделить два аспекта толкования: толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Данные аспекты тесно связаны между собой. Причем уяснение обязательно идет перед разъяснением и ни в коем случае не наоборот. Последнее может вообще отсутствовать, это зависит от определенных обстоятельств конкретной ситуации.

Уяснение - важная и обязательная часть толкования права, без которой дальнейшая деятельность не возможна. Главенствующую роль данного аспекта в толковании права отмечали многие ученые юристы. Так, по мнению таких правоведов как Толстик В.А., Дворников Н.Л. и Каргин К.В., залогом правильного осуществления различных юридических норм является уяснение их смысла и содержания.См.: Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. - М.: Юриспруденция, 2010. С. - 73. Оно, как правило, не имеет внешних форм выражения, не фиксируется в каком-либо акте, в отличии от разъяснения, так как является внутренним мыслительным процессом понимания и обоснования содержания толкуемой нормы. При толковании-уяснении правовое предписание толкуется субъектом для себя. Оно может осуществляться различными способами, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

Данный процесс не является каким-либо юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может осуществляться как официальным должностным лицом, так и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других. Уяснение права может осуществляться чисто в познавательных целях, например студентами, обучающимися в вузах на юридических факультетах. Так же и обычными гражданами, которые хотят приобрести определенные юридические знания, при намерении устроится на работу, где они будут необходимы, а также, чтобы не иметь конфликтов с законом.

Все же, для осуществления толкования-уяснения необходимы следующие условия:

· владение языком, которым написана правовая норма;

· знание условий и целей, для которых принималось толкуемое правовое предписание;

· знание о том, как данная норма связана с другими нормами права.

Разъяснение - второй аспект толкования права. Как уже отмечалось выше, он идет строго после уяснения или может вообще отсутствовать. Толкование-разъяснение заключается в объяснении смысла правового предписания, другим участникам правовых отношений. При таком толковании осуществляется не только мыслительный процесс, но также, в зависимости от вида толкования, может происходить реальное юридическое действие, которое находит свое внешнее выражение в специальных актах, под названием акты толкования. Следовательно, можно говорить о том, что оно имеет документальное оформление. Стоит отметить, что толкованием-разъяснением, как правило, занимаются уполномоченные на то государственные органы и должностные лица. Так, согласно Конституции Российской Федерации, статье 125, части 5, к деятельности Конституционного Суда Российской Федерации относится толкование Конституции РФ См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21 июля 2014г.) // Российская газета. 1993 г. N 237; Собрание законодательства РФ. 2014 г. N 31 ст. 4398 . Данное толкование направлено на объяснение отдельных правовых норм Конституции и сопровождается изданием актов толкования, поэтому оно относится к толкованию-разъяснению. Важно помнить, что толкование правовых норм необходимо, прежде всего, для эффективной деятельности правоприменительных органов. Там оно служит мотивировочной частью любого правоприменительного акта. Следовательно, можно определить разъяснение как толкование «во вне».

По мнению Пиголкина А.С., уяснить норму -- это значит установить ее смысл в полном объеме, в то время как разъяснение может ставить перед собой и другую более конкретную цель -- раскрыть смысл того или иного выражения или термина, который употребляется в нормативном предписании, объяснить, на кого норма распространяется, подлежит ли определенная конкретная ситуация решению на основании толкуемой нормы и так далее. См.: Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962. С - 10.

Чтобы полностью раскрыть понятие толкования права, необходимо определиться, с его объектом и субъектом.

Объект - это, то на что направленно толкование. Уже из названия становится ясно, что им является некая правовая норма, требующая объяснения, из-за своей неясности. К сожалению, в настоящее время существуют нормы, содержащие различные двусмысленности и лазейки. Это негативно сказывается на системе законодательства и на функционировании общества в целом. Отсюда и вытекает необходимость в толковании права. В связи с чем, следует отметить основные причины такой необходимости:

1. наличие специфичных юридических терминов и понятий в правовой норме, которое может привести к двоякому пониманию;

2. системный характер права, из-за чего каждая норма тесно связана с другими, и без обращения к ним, проблематично понять смысл данной нормы;

3.возможное несовпадение текста правового предписания, с его истинным смыслом;

4.низкий уровень профессионализма законодателей, приводящий к нечеткости юридических формулировок, таких как излишняя их краткость, или наоборот, излишняя пространность.

Субъект толкования - это тот, кто осуществляет данную деятельность. Им может выступать должностное лицо, государственный орган, общественные и международные организации, юристы, а также обычные граждане. Так, к примеру, в России основным субъектом толкования Конституции, как уже отмечалось выше, является Конституционный Суд Российской Федерации. Также, правом официального толкования избирательного законодательства обладает Центральная избирательная комиссия. Разъяснение норм права осуществляют и такие субъекты, как прокурор или адвокат, во время приема граждан.

Отдельно стоит отметить и функции, которые выполняет толкование права. Они представляют собой основные направления деятельности по уяснению и разъяснению правовых норм. В юридической литературе, среди основных, выделяют следующие функции:

познавательная - благодаря ей, в процессе толкования, субъекты, осуществляющие его, познают как право в целом, так и отдельные правовые предписания;

конкретизационная - заключается в том, что во время толкования, многие правовые нормы детально конкретизируются, вплоть до уточнения особых обстоятельств;

регламентирующая - проявляется при официальном разъяснении, как бы завершая процесс нормативного регулирования общественных отношений. Это означает, что правоприменитель, должен использовать не только правовую норму, но так же и акт ее официального толкования;

сигнализаторская - толкование права, обнаруживая неясности или двусмысленности в правовых предписаниях, служит своеобразным «сигналом», о недостатках правотворчества в государстве.

Стоит сказать о том, что в результате толкования хоть и могут издаваться официальные акты, эту деятельность все же, нельзя отождествлять с правотворчеством. Интерпретатор правовых норм, не является создателем права, он лишь выясняет и устанавливает волю законодателя, изложенную в законе. Толкователь не вправе создавать или изменять уже существующее общеобязательное правило поведения, его работа - объяснить другим участникам правоотношений, смысл конкретной нормы.

Подводя итог данной главы, хочется отметить характерные черты толкования права, отличающие его от иного толкования. Во-первых, эта деятельность направлена на интерпретацию не любых письменных источников, а именно правовых актов. Во-вторых, толкование в праве, преследуя цель по реализацию правовых предписаний, является и необходимым условием правового регулирования. В-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность может осуществляется уполномоченными на то государственными органами. В-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных актах толкования. Таким образом, толкование права представляет собой сложный, сознательно-волевой процесс, направленный на уяснение и разъяснение смысла правовых норм, который (процесс) может находить свое внешнее выражение в актах толкования. Необходимость в толковании правовых норм, обусловлена неясностью законов, которая возникает по ряду причин. Важно помнить, что толкователь не может отменить или изменить «плохую», неясную норму права, это задача правотворца. Задачей же интерпретатора является понять и объяснить волю законодателя, изложенную в правовом предписании.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА

Как уже отмечалось выше, толкование права представляет собой сложный процесс. Его сложность обусловлена тем, что толкуемые нормы излагаются с различной степенью абстракции, с использованием специальной юридической терминологии. В связи с этим, для уяснения смысла правового предписания, субъекты прибегают к различным способам толкования. По мнению В.Л. Кулапова, под способом толкования права стоит понимать такую совокупность специальных приемов, которая позволяет выявить истинный смысл правовой нормы для урегулирования конкретной жизненной ситуации См.: В.Л. Кулапов Теория государства и права - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011. С - 360. . В литературе принято выделять следующие основные способы: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, функциональный и теологический. Знание данных способов позволяет не допустить ошибочного и однобокого толкования. Применение этих приемов в совокупности, дает полное представление о содержании и подлинном смысле правовой нормы, заложенном в нее законодателем.

Грамматический способ . Как верно заметила Кострова М.Б. «уяснение смысла и содержания закона начинается с прочтения и анализа его текста, что в юридической литературе принято называть грамматическим толкованием» Кострова М. Б. О "языковом" толковании уголовного закона //Правоведение. -2002. - № 3- С. 136-149 . Действительно, именно данный способ предшествует иным и является наиболее часто используемым. Его значимость заключается в сложности и многовариантности языка, на котором изложен закон. При этом способе, объектом изучения становится текст правовой нормы. Субъект толкования анализирует норму с учетом грамматических, лексических, орфографических и иных правил русского языка. Существенное значение в тексте нормы имеет пунктуация, так как от различного положения знаков препинания, смысл правового предписания может кардинально изменяться. Всем известны примеры «казнить нельзя помиловать» или «запретить нельзя разрешить», где от запятой зависит суть высказывания. То же самое происходит и вправе, поэтому, осуществляя толкование, субъект должен обращать внимание на пунктуацию, чтобы точно уяснить смысл правовой нормы.

Также сложность толкования обуславливается наличием союзов, которое может привести к двоякому пониманию нормы. Интерпретатор должен строго понимать, что соединительный союз "и" требует выполнения сразу нескольких условий, например «Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»См.: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 28.11.2015) // Ведомость Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., N 32, ст.1227; Собр. законодательства Российской Федерации. 2015 г. N 48 (часть I) ст. 6724 ,где союз «и» означает, что регистрироваться нужно как по месту жительства, так и по месту пребывания. В то время, как разъединительные "либо", "или" - требуют выполнения только одного, «Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается» См.: «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197- ФЗ (ред. от 30.12.2015) //Российская газета. 2001. N 256; 2016 г. N 1. . Благодаря союзу «либо», становится ясно, что допускать к работе может или работодатель, или его уполномоченный, то есть достаточно поручения кого-то одного из них. Данные тонкости русского языка должны учитываться при уяснении нормы.

При грамматическом толковании, необходимо знать и значение отдельных слов, так как зачастую законы содержат большое количество различных терминов и понятий. В некоторых под это специально отводятся отдельные статьи. Так, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит статью 2 «Основные термины и понятия», в которой им дается определение. См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 15.02.2016) // Собр. Законодательства Российской. 2003 г. N 40 ст. 3822; 2016 г. N 7 ст. 905 Если же, такого не происходит, то интерпретатор должен придавать терминам тот смысл, который они имеют в своей сфере применения.

Говоря о существенном значении данного способа, не стоит забывать, что при толковании нельзя ограничиваться только им одним.

Логический способ толкования . Как уже понятно из названия, данный способ базируется на законах и правилах формальной логики. Они (законы и правила) в единстве с грамматическим анализом позволяют приблизиться к раскрытию смысла правовой нормы. Сходной чертой данного способа с грамматическим, является то, что толкование также проходит в рамках текста одной нормы, но анализируются не сами слова или предложения, а обозначаемые ими понятия и их соотношение между собой.

При использовании данного способа, часто применяется логическое преобразование. Это обусловлено тем, что не всегда логическая структура нормы совпадает с ее внешним выражением в статье нормативно правового акта. При этом субъекту приходиться самостоятельно выстраивать структуру нормы, выделяя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Необходимость логического преобразования, можно продемонстрировать на примере 126 статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит, что «похищение человека - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок»См.: « Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Российской Федерации 1996 г. N 25 ст. 2954; 2016 г. N 1 (часть I) ст. 61. . В реальности, наказанию подлежит не само похищение, а лицо или группа лиц его совершившее.

Систематический способ . Одним из свойств нормы права, является ее системность. Это означает, что она находится в связи с другими нормами и действует не изолированно от них. Поэтому для уяснения нормы необходимо применять систематический способ.

Он заключается в том, что правовое предписание рассматривается в совокупности с иными, и в отличие от первых двух способов, толкование не ограничивается текстом только одного закона. Основной задачей данного способа является установление системных связей между нормами. Существование отсылочных и бланкетных норм, делает невозможным уяснение правового предписания без систематического способа. Чтобы наиболее полно понять смысл таких норм, необходимо обращаться и к тем нормам, к которым делается отсылка. В итоге для толкования лишь одного правового предписания, интерпретатору приходится уяснять смысл двух, а иногда и более, правовых норм. Причем они могут содержаться как в рамках одного нормативно правового акта, так и в нескольких.

Благодаря установлению внешних связей между правовыми предписаниями, данный способ становится особо важен, при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти ту норму, которая будет наиболее близка по своему содержанию к конкретному случаю.

Особо следует отметить, что систематическое толкование способствует выявлению юридических коллизий, которые в дальнейшем, должен разрешать законодатель. Это положительно влияет на развитие системы права и системы законодательства в государстве.

Историко-политический способ . При использовании данного способа анализируется историко-политическая обстановка в государстве на момент принятия закона. Общественные отношения сейчас и пару лет назад, сильно отличаются, поэтому и правовые нормы, регулирующие их, могут казаться нам странными. Так, в советском союзе, правонарушениями признавались спекуляция и тунеядство, что в настоящее время вполне обычно и не преследуется по закону.

Для того чтобы правильно уяснить тот смысл, который правотворец вкладывал в норму, необходимо знать в какой историко-политической ситуации это происходило. Но, как верно отмечает Черданцев А.Ф., само по себе установление конкретно-исторических условий, целей и поводов издания нормативно правовых актов еще не есть толкование, на установлении указанных фактов оно не заканчивается, а только начинается. См.: Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. С - 153. Данные факты интерпретатор должен учитывать и основываться на них при процессе толкования. Это способствует наиболее полному раскрытию смысла правового предписания.

Немаловажным моментом является и то, что историко-политическое толкование способствует выявлению таких правовых норм, которые хотя формально, и не отменены, но на деле уже не действуют, так как исчезли те общественные отношения, которые норма регулировала.

Специально-юридический способ . Юридические нормы в своем содержании имеют большое количество специальной терминологии, которая непонятна для человека, не обладающего определенными правовыми знаниями. Суть данного метода заключается в уяснении правовой нормы, посредством установления значения отдельных терминов, анализа юридических конструкций, определению, к какому способу правового регулирования (дозволение, обязывание, запрет) относится толкуемая норма, и тому подобное. Осуществление толкования, с помощью данного способа, требует высокого уровня юридической подготовки интерпретатора.

Специально-юридических способ, похож на грамматический, и находится с ним в тесной связи, но все же, не стоит отождествлять их. От него данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные термины или выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, особенности юридической техники, институты.

Функциональный способ . Он схож с историко-политическим способом, только в отличие от него интерпретатор должен учитывать условия и факторы, не при которых создавалась норма, а при которых она реализуется, и на их основе осуществлять свою деятельность.

Необходимость выделения данного способа от историко-политического в том, что правовой норме присущи оценочные понятия, создающие условия для ее двоякого понимания. К таким понятиям можно отнести: «уважительные причины», «значительный ущерб», «разумные сроки», «пределы необходимой обороны» и иные. Задача интерпретатора придать им адекватный смысл, для того, чтобы не допустить произвола при их применении.

Теологический способ . Также как и функциональный, схож с историко-политическим. Телеологические толкование направлено на выяснение целей, которые преследовал правотворческий орган, издавая нормативный правовой акт. Однако, как верно заметила Т.Я. Насырова «содержание телеологического толкования не ограничивается только установлением целей интерпретируемой нормы, в него входит и непосредственный их анализ, и соотнесение с ними всего смысла данного закона».Насырова Т.Я. Теологическое (Целевое) толкование советского закона // Теория и практика. Казань. 1988.

Важность данного способа обусловлена тем, что без принятия в расчет общих целей закона, можно допустить ошибку при его применении.

Стоит отметить, что в юридической литературе существует мнение, согласно которому, теологическое и функциональное толкование не являются самостоятельными и входят в состав историко-политического способа.

Таким образом, для правильного уяснения смысла правовой нормы, субъект должен использовать те или иные способы. На практике предпочтение отдается грамматическому и логическому толкованию. Но использование только одного способа, изолированно от других, не даст желаемого результата. Представляется, что лишь в совокупности их применения, можно говорить об эффективном толковании.

2.1 Роль права в системе правоохранительной деятельности

толкование право акт разъяснение

В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих норм, устанавливающих основу упорядочения жизни государства как субъекта права, общества в целом и отдельных его субъектов (физических и юридических лиц), возложена на государство, его специализированные органы и их должностных лиц.

Правоохранительная деятельность государства направлена на охрану и защиту установленного правом порядка жизнедеятельности государства, общества в целом и отдельных его субъектов (индивидуальных и коллективных). Правоохранительная деятельность в целом является важнейшей сферой деятельности всего государства и функцией его специализированных органов и должностных лиц.

Объектами правоохранительной деятельности государства выступают многие разновидности жизнеустройства общества и государства на базе осмысленно установленного правопорядка: мировой и региональный порядок, государственный порядок, порядок управления, общественный порядок. Защита и охрана всех этих разновидностей правопорядка, гарантирование конституционных прав, свобод и законных интересов действующих там субъектов (физических и юридических лиц), обеспечение их безопасности являются специализированными функциями соответствующих государственных органов (а также некоторых негосударственных организаций) и должностных лиц различных ветвей власти и видов государственной деятельности. Эти органы получили обобщенное родовое название правоохранительных органов, а осуществляемые ими функции и полномочия именуются правоохранительной деятельностью.

Правоохранительная деятельность не является единым видом государственной деятельности, потому что, во-первых, субъектами правоохранительной деятельности государства выступают многие различные структуры государственного аппарата, относящиеся к различным ветвям власти и видам государственной деятельности; во-вторых, содержание различных, многочисленных и разнообразных видов и форм правоохранительной деятельности принципиально различно и является предметом регулирования разных отраслей права. С учетом организационной и правовой специфики конкретных видов и форм правоохранительной деятельности государства в ее системе можно выделить несколько групп субъектов, осуществляющих эту деятельность.

Большую группу правоохранительных органов составляют федеральные суды и суды субъектов РФ, правоохранительная деятельность которых в виде правосудия как формы реализации судебной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Этот вид правоохранительной деятельности является предметом конституционного, гражданско-правового, уголовно-правового, но не административно-правового регулирования.

Правоохранительной по своему предназначению, в значительной своей части, является деятельность формируемых Федеральным Собранием, Счетной палаты РФ, Центризбиркома, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но это уже предмет конституционного, а не административно-правового регулирования.

Большая роль в системе правоохранительной деятельности государства принадлежит органам дознания и предварительного следствия, но эта процессуальная деятельность -- предмет уголовно-процессуального регулирования. Органами дознания выступают учреждения всех силовых министерств и ведомств, а следственный аппарат имеется в органах МВД РФ, ФСБ РФ, в органах прокуратуры, которые осуществляют также и надзор за законностью, являющийся самостоятельной разновидностью правоохранительной деятельности государства.

Специфический вид правоохранительной деятельности -- оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая органами всех силовых министерств и ведомств России. К правоохранительной деятельности относится также нотариальная деятельность государственных и частных нотариусов, адвокатская и юрисконсультская деятельность адвокатов, а также организаций и частных лиц, имеющих государственную лицензию на оказание этого рода юридических услуг.

Кроме перечисленных разновидностей правоохранительной деятельности и осуществляющих их правоохранительных органов различных ветвей власти и видов государственной деятельности, специфической разновидностью правоохранительной деятельности является применение органами государственного управления в процессе реализации ими исполнительной власти организационно-правовых средств в виде контрольной и надзорной деятельности с целью обеспечения законности и дисциплины в работе подчиненных и подведомственных им органов и должностных лиц.

2. 2 Акты толкования права

Как уже отмечалось выше, в результате официального толкования издаются особые акты. Они нужны для того чтобы, придать результату такого толкования официальное закрепление.

Под актом толкования следует понимать - официальный документ, принятый уполномоченным на то государственным органом, который направлен на установление смысла и содержания нормы права. Он может выражаться как в письменной, так и в устной форме. Однако, как отмечает Вопленко Н.Н., вербальная форма толкования в юридической практике встречается довольно редко, например, разъяснение судом прав и обязанностей участникам процесса. См.: Вопленко Н.Н Виды и акты официального толкования // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 2. С. 37 - 52

Данный документ является правовым, в связи с чем, обладает рядом сходных черт с иными правовыми актами. Он издается компетентными органами, имеет обязательный характер, обеспечивается государством, вызывает определенные юридические последствия, данным актам также присуща своя иерархичность.

В тоже время, акты официального толкования владеют определенной спецификой. Они не создают и не изменяют, а лишь разъясняют правовую норму, в связи с чем, их нельзя относить к источникам права. Не имеют самостоятельного значения, действуют только в совокупности с толкуемой нормой и при ее отмене, теряют свое значение. В данных актах не присутствуют общие правила поведения и направлены они, как правило, к должностным лицам.

Не смотря на то, что они не являются нормативными, их значение не стоит недооценивать. Акты официального толкования содержат вспомогательные правила уяснения и применения правовых норм. Их основной функцией является - обеспечение правильного понимания смысла правового предписания, а также его эффективная реализация.

Исходя из того, что акты официального толкования являются правовыми, возникает необходимость в их опубликовании. Карташов В.Н. выделял такие формы опубликования, как специально предусмотренные и иные печатные издания, телевидение, радио, рассылка актов заинтересованным и должностным лицам, а также учреждениям и организациям. См.: Карташов В.Н. Актуальные проблемы теории правовой системы общества. Ярославль. 2002. С - 25. К настоящему времени, можно добавить опубликование на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет. Примером специально предусмотренных печатных изданий могут служить «Бюллетень Верховного Суда РФ», в которой акты толкования публикуются в форме постановлений Пленума Верховного Суда, «Собрание законодательства РФ» в котором помимо прочего, опубликовываются акты толкования Президента РФ, и другие подобные издания.

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям.

По виду толкования можно выделить акты нормативного толкования и акты казуального толкования. Акты нормативного толкования можно наименовать так лишь условно, так как они, как и все остальные, не обладают свойством нормативности. Такие акты выражаются в форме постановлений, инструкций, распоряжений, указов и тому подобное. Акты казуального толкования, как отмечает Кулапов В.Л., являются составным элементом соответствующего нормативно правового акта, его мотивировочной частью. См.: Кулапов В.Л. Теория государства и права - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011. С - 359.

По форме выражения выделяют письменные и устные акты. Но как уже отмечалось выше, устные акты довольно редки, и преимущественно используются письменные.

По отраслям права: акты толкования гражданского права, уголовного, административного и так далее.

По структурным элементам толкуемой нормы можно выделить акты толкующие гипотезу, диспозицию, санкцию, а также акты толкующие норму в ее совокупности структурных элементов.

Такое разнообразие актов толкования обусловлено как многообразием способов толкования, так и многообразием толкуемых норм.

Таким образом, акт официального толкования - это особый правовой акт, не создающий и не изменяющий правовую норму, а лишь разъясняющий ее смысл. Ни в коем случае, его нельзя приравнивать к акту правотворчества. В иерархии правовых актов, акты толкования находятся на уровне подзаконных. Они выполняют вспомогательную функцию для правильного понимания, а, следовательно, и применения, правового предписания.

Субъектами официального толкования в органах внутренних дел являются: а) органы и должностные лица, наделенные нормотворческой компетенцией (аутентического и делегированного толкования); б) сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие правоприменительную деятельность, для которых официальное толкование является обязанностью, установленной нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (делегированное толкование) - следователи и дознаватели органов внутренних дел, сотрудники лицензионно-разрешительной системы, паспортно-визовой службы, штабов органов внутренних дел, ППС МОБ МВД России и ДПС ГИБДД МВД России, Главное управление правовой работы и внешних связей.

Правовую основу организации и осуществления официального толкования права в субъектах Российской Федерации и в органах местного самоуправления составляют законы или о нормативных правовых актах или об официальном толковании (например, Закон Республики Саха (Якутия) "О нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия) от 26 марта 1993г. №1415 - XIIі, Закон Мурманской области от 23.04.97 N 55-01-ЗМО "Об официальном толковании законов Мурманской области").

Толкование особенно важно для работников органов внутренних дел, так как применение права для них является одной из основных обязанностей, той формой, в которой воплощается их деятельность. Однако это не умаляет значения толкования и гражданами. Известно правило, что незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.

Сотрудники органов внутренних дел, применяя ту или иную норму права (особенно таких отраслей как уголовное, административное, уголовно-процессуальное и др.) решают судьбы граждан, и неверное уяснение применяемой нормы может повлечь различные негативные последствия, что обязательно оставит след в сознании граждан. Такие "следы" в дальнейшем и выливаются в общественное мнение, складывающееся по поводу всеобщей деятельности правоохранительных органов.

Значение толкования права для деятельности органов внутренних дел определяется тем, что оно во-первых, является одним из обязательных средств осуществления сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебной деятельности. Это обусловлено тем, что основное содержание оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел составляет применение права, а толкование права является обязательной стадией правоприменения. Акты официального толкования права способствуют уяснению сотрудником органов внутренних дел истинного содержания нормативного правового акта или нормы (норм) права.

Во-вторых, толкование права при этом выступает как гарантия правильного применения сотрудниками органов внутренних дел нормативных правовых актов. Акт официального толкования в значительной степени гарантирует то, что при добросовестном отношении к службе сотрудник органа внутренних дел не допустит ошибки в толковании по вопросам, которые разъяснены в акте официального толкования. В результате обеспечивается не только правильность квалификации искомой ситуации, но и единообразие правоприменительной практики. Следовательно, толкование (особенно официальное) как средство предупреждения и устранения ошибок при применении права служит совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел и укреплению законности в процессе ее осуществления.

Для возможно более полноценного использования возможностей толкования права как средства предупреждения и уменьшения, частичного устранения ошибок в правоприменении следователи и иные сотрудники органов внутренних дел должны в обязательном порядке знакомиться с результатами нормативного и казуального официального толкования, причем систематически, и использовать их в своей работе. Особенно это важно для повышения квалификации всех указанных субъектов.

Знание правовых принципов и норм играет большую роль в обеспечении правомерного поведения, но само по себе оно еще не может служить надежной гарантией от нарушений законности. В большинстве случаев люди обладают необходимыми знаниями, но совершают преступления и иные правонарушения. Относится это и к значительной часта нарушений законности в деятельности личного состава органов внутренних дел, связанных с неправильным толкованием норм права, регулирующих деятельность органов внутренних дел. Таких, например, как заведомо неправильное разъяснение подчиненным норм права начальником, заведомо неправильная квалификация преступного деяния, что может сопровождаться игнорированием актов официального толкования вышестоящих или судебных и иных органов. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны повышать свой уровень профессионального правосознания и профессиональной культуры, а также нравственного сознания.

Сотрудники органов внутренних дел должны знать теорию толкования. В процессе обучения у них должны формироваться навыки и умения толкования права. Средство облегчения решения задачи по правильному анализу содержания (толкования) нормативных правовых актов - издание актов толкования. Наиболее предпочтителен вариант, когда акт толкования права издает субъект, принявший толкуемый правовой акт или когда акт толкования права исходит от руководящих лиц или органов, осуществляющих контроль и надзор за органами внутренних дел. Практика в определенных случаях уже идет по такому пути, когда ГУ МВД России по субъектам РФ и УМВД рассылают подчиненным им органам разъяснения текущего законодательства в виде указаний и писем, методических рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе ставилась цель исследовать процесс толкования права, в связи с его значимостью при реализации правовых норм.

В ходе исследования было установлено, что существует два аспекта толкования: уяснение - раскрытие смысла правового предписания «для себя» и разъяснение - «для других». Было дано определению данному процессу и обоснована его сложность. Изучение причин необходимости толкования права, позволило выделить основную - неясность смысла нормы права и воли законодателя, заключенной в нее. Также, для того чтобы подчеркнуть значимость толкования, были описаны функции которые оно выполняет. Важно помнить, что в процессе толкования не издаются и не изменяются нормы права. Главная цель данной деятельность раскрыть смысл уже существующей нормы. Толкование права нельзя отождествлять с правотворчеством.

Были изучены основные способы толкования такие как грамматический, логический, историко-политический, систематический, специально-юридический, функциональный и теологический. Выяснены их характерные особенности. Преимущественно на практике применяются грамматический и логический способы. Но не стоит забывать, что лишь при применении их в совокупности можно добиться правильного раскрытия смысла нормы права.

В процессе исследования определены основные критерии для разделения толкования по видам. Это, прежде всего, такие критерии как объем толкования, субъект толкования, юридическая сила. Проведено разделение на виды и описание каждого вида по выбранному критерию. По объему толкования: буквальное, ограничительное, расширительное; по юридической силе: официальное и неофициальное; по субъекту толкования: аутентичное, легальное и обыденное, профессиональное, доктринальное; Знание видов толкования необходимо для правильного толкования и применения норм права в той или иной ситуации.

Были исследованы акты официального толкования, чья главная цель заключается в официальном закреплении результатов данной деятельности. Выявлены их схожие и отличные черты от иных правовых актов. Рассмотрены различные формы опубликования актов официального толкования и их классификация.

Таким образом, толкование права представляет собой сложный и многообразный процесс, целью которого является выявление истинного смысла правовой нормы. Без толкования, будет затруднено и правоприменение, так как из-за сложности формулировок правовые предписания могут быть поняты по-разному. В таком случае, не будет соблюдаться один из важнейших принципов права, такой как принцип законности.

Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный закон от 25.06.1993 N 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомость Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., № 32, ст.1227;

3. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. 2001. № 256;

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Российской. 2003 г. № 40 ст. 3822;

Научная, учебная, справочно-информационная литература

5. Алексеев С.С. Теория государства и права. М.: Норма, 2005.

6. Вопленко Н.Н Виды и акты официального толкования // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 2.

7. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. - М.: Юридическая литература, 1976.

8. Карташов В.Н. Актуальные проблемы теории правовой системы общества. Ярославль. 2002

9. Кострова М. Б. О "языковом" толковании уголовного закона // Правоведение. -2002. - № 3.

10. Кулапов В.Л. Теория государства и права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «СГАП», 2011.

11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.

12. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Маркет ДС, 2007.

13. Насырова Т.Я. Теологическое (Целевое) толкование советского закона // Теория и практика. Казань. 1988.

14. Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1962.

15. Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. - М.: Юриспруденция, 2010. С

16. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Оникс, 2013

17. Хабриева Т.Я. Доктринальное и компетентное толкование Конституции // Правоведение. -1998. - № 1

18. Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Аспекты толкования норм права: внутренний и внешний. Понятие и значение толкования норм права как аспекты укрепления законности. Уяснение смысла норм права (приемы толкования). Разъяснение норм права. Разновидности процедур толкования норм права в РФ.

    реферат , добавлен 20.05.2010

    Основания возникновения толкования норм права. Признаки толкования норм права, его виды, принципы и функции, структурные элементы. Разработка научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. Акты толкования юридических норм.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2012

    Понятие, необходимость и цели толкования. Функции толкования. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Способы и объемы толкования правовых норм. Акты толкования права: понятие особенности, классификация.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2007

    Понятие и сущность толкования права. Характеристика толкования права, его виды. Характеристика приемов (способов) и методов толкования официальных правовых норм. Уяснение и разъяснение правовых норм. Трудности и пути разрешения проблем в толковании права.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2017

    Понятие, необходимость и содержание толкования права. Казуальное официальное толкование. Акты толкования права: особенности, виды. Толкование норм права по объему. Способы толкования правовых норм. Социально-психологический механизм действия права.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Понятие толкования правовых норм и его необходимость как процесса, природа и содержание, основные задания. Разновидности толкования норм права по субъектам, по объему их содержания. Главные функции и механизмы толкования норм права на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятия и виды толкования права. Акты толкования права. Способы толкования права. Толкование права - одна из важнейших сторон профессиональной деятельности любого юриста.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2006

    Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Способы и объем толкования правовых норм. Понятие актов толкования права. Конкретизация юридических норм как элемент их правильного, единообразного и эффективного применения.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2015

    Проблема толкования законов. Понятие и значение толкования норм права. Виды толкования норм права по субъектам. Официальное и неофициальное толкования и их разновидности. Способы толкования норм права. Понятие и разновидности актов толкования.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Понятие и цели толкования норм права. Виды толкования права по субъектам. Официальное толкование правовых норм по признаку юридических последствий. Особенности актов толкования, их функциональное назначение. Правила языкового и логического толкования.

Сам выбор правовых норм предполагает понимание их содержания. Деятельность по осмыслению и объяснению смысла нормативно-правовых предписаний для применения получила название толкования права.

Объектом толкования являются нормативные правовые акты и их совокупность. Предметом толкования выступает воля законодателя, выраженная в законе или ином нормативном правовом акте.

Необходимость толкования права обусловлена тем, что:

  • норма права, имея общий характер, применяется к конкретным жизненным ситуациям;
  • правовые нормы содержат много специальных юридических терминов, научных категорий и понятий;
  • в акте неквалифицированно использованы приемы законодательной техники, отсутствуют четкие, лингвистически однозначные формулировки норм, что ведет к неясностям правового смысла, а иногда двусмысленности;
  • налицо несогласованность смысла, который законодатель вложил в норму права, с тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Толкование права имеет универсальное значение, так как осуществляется во всех видах правовой деятельности. Оно обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны. Толкование выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц.

— это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по уяснению и разъяснению смысла норм права, выражающаяся в особом юридическом акте.

Из данного определения следует, что обязательными элементами правового толкования являются уяснение смысла правовых норм и разъяснение их смыслового содержания.

Толкование-уяснение — это внутренний мыслительный процесс, не выходящий за рамки сознания самого интерпретатора.

Толкование-разъяснение — это деятельность, которая следует за уяснением и состоит в объяснении и изложении смысла государственной воли другим участникам отношений.

Таким образом, уяснение — это толкование «для себя». В том случае, когда субъект толкования в той или иной форме выражает результаты уяснения для других лиц, имеет место разъяснение. Толкование может ограничиться одним лишь уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативного правового акта.

Способы толкования права

Существует ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов-способов толкования (уяснения). В теории права выделяют следующие основные способы толкования:

  • филологический;
  • систематический;
  • логический;
  • исторический.

Филологический способ толкования иногда называют грамматическим. Он включает в себя морфологическое (основанное на внутренней структуре слова) и синтаксическое (основанное на правилах сочетания слов в предложении) толкование. Особое внимание при данном способе толкования уделяется употреблению соединительных и разделительных союзов, а также различным формам глаголов и причастий. Хорошо известно, что от того, где будет стоять запятая в предложении «казнить нельзя помиловать», зависит его смысл.

Систематический способ толкования основан на структурированности правовых текстов. Смысл статьи правового акта иногда может быть раскрыт только после обращения к другим статьям, в которых содержатся, например, искомые определения юридических терминов. Ссылочные и бланкетные статьи также не могут быть поняты без обращения к тем статьям, на которые они ссылаются.

Систематический способ толкования используется при сравнении общих и специальных норм. В юриспруденции действует правило, в соответствии с которым специальные нормы ограничивают сферу действия общей нормы. Например, ст. 80 СК РФ обязывает родителей материально содержать своих несовершеннолетних детей. Статья 120 С К РФ делает исключение из этой статьи, определяя, что в случае эмансипации (приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия) такая обязанность с родителей снимается.

Логический способ толкования — использование логических приемов для уяснения смысла правовой нормы. Обычно используются такие приемы, как логическое преобразование, анализ и синтез, умозаключение степени, выводы по аналогии, выводы от противного, доведение до абсурда, исключение третьего и др.

Исторический способ толкования помогает установить смысл правовой нормы, исходя из условий ее возникновения. При этом интерпретатор опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызывавших принятие толкуемого акта, для того, чтобы уточнить его смысл. Наибольшее значение имеют обстоятельства, относящиеся к правотворческому процессу: проекты нормативных правовых актов, пояснительные записки к ним, стенограммы обсуждения их в законодательных органах, статьи в печати.

Виды толкования

В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, выделяют виды толкования-разъяснения. По этому признаку оно может быть официальным и неофициальным.

Официальное толкование-разъяснение: дается уполномоченным на то органом; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Нормативное разъяснение не содержит и не должно содержать новых юридических норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Казуальное толкование как вид официального толкования представляет собой официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю и имеет основной целью правильное решение именно данного дела.

Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Оно подразделяется:

  • на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);
  • профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);
  • доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

Разъяснение смысла юридических норм содержится в актах толкования права — интерпретационных актах.

Под интерпретационными актами понимаются правовые акты, которые содержат разъяснение юридических норм. В отличие от нормативных правовых актов интерпретационные акты не содержат новых юридических норм, а только разъясняют их.

Интерпретационные акты толкования могут быть классифицированы по различным основаниям.

По типу официального толкования можно выделить акты нормативного и казуального толкования.

Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и акты разъяснения Конституционного Суда РФ.

Актами казуального толкования являются разъяснения судов и административных органов по конкретным делам.

По юридической природе выделяют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Интерпретационные акты правотворчества предсташтяют собой правовые акты, изданные в порядке аутентичного, или легального, толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные правовые акты.

Интерпретационные акты правоприменения представляют собой правовые акты, которые разъясняют практику применения ранее изданных нормативных правовых актов.

По юридической силе различают акты официального и неофициального толкования.

Актами официального толкования являются указы, постановления, разъяснения государственных органов, обязательные для правоприменительных органов.

Актами неофициального толкования являются юридические учебники, монографии, комментарии к кодексам и другие акты доктринального толкования. Все виды актов неофициального толкования не имеют юридической силы. Их практическая значимость определяется авторитетом лица, давшего разъяснение, и убедительностью аргументации.