Личность с точки зрения социологии: понятие, структура, типы. В узком смысле под предметом социологии понимают
По мнению многих ученых, в современном мировом развитии на первый план начинают выходить законы системно-циклической динамики, есть общие законы становления многомерного мира, которые одновременно определяют ритм и его постепенность. В них проявляется определенная конфигурация новых отношений, складывающихся между различными элементами общественного целого.
Социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности людей, социальных групп. Именно она совместно с экономической системой определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации, и фигурирует как целостная социально-экономическая система. Социальные системы условно разделяют на три вида: социально-политические (политические партии, общественные движения, правительственные группировки, др.); социально-культурные (научные, творческие, др.); социально-экономические (общественное производство, отрасли экономики, организации, предприятия, др.).
Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой системе относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ, оказание услуг. К управляющей системе относятся все элементы, обеспечивающие процесс управления, направленного воздействия на коллективы людей в управляемой системе. Связь между управляющей и управляемой системой осуществляется с помощью информации, которая служит основой для обоснования управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей в управляемую систему для исполнения и наоборот - коррекции решений. Каждая из них представляет собой совокупность элементов с присущими им свойствами, которые определяют их место во внутренней организации системы. В самой социальной системе (в управляемой и управляющей частях) существуют однородные группы элементов, образующих системы меньшего уровня: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную (в узком смысле).
Каждая социальная система самоуправляемая и испытывает внешних и внутренних воздействий. Деятельность и развитие систем подчинены глобальной цели, а ее элементы и подсистемы - решению локальных задач.
Управление функционированием таких систем одновременно является и процессом сохранения их целостности, определенности, и процессом перевозки их в новое качественное состояние. При этом необходимо учитывать, что человеческая история как целостный процесс, социальные изменения, саморозвиваються, имеют ярко выраженный нелинейный характер. Анализ общества, социальных процессов требует выработки методологии исследования, обоснование объективных законов, закономерностей возникновения, развития, функционирования и гибели социальных систем различного уровня сложности, что невозможно без выхода за рамки линейности.
В мировоззренческом плане В.Я. Матвиенко идею нелинейности рассматривает в контексте многовариантности, выбора из нескольких альтернатив, идеи темпа эволюции и ее необратимости в условиях социальной энтропии. Преодоление порога социальной энтропии ведет к негативным последствиям: социокультурного противоречия, банкротства, распада, национальной катастрофы; а также к синергетических эффектов, которые поражают необычными идеями и уявленнями1.
Согласно синергетических принципов складноорганізованим системам нельзя навязывать пути развития, а можно способствовать их собственным тенденциям развития. Проблема управляемого развития становится проблемой самоуправляемого развития. Синергетика рассматривает хаос как творческое начало, механизм эволюции, как собственными усилиями из хаоса создается новая организация. В определенные моменты - моменты нестабильности - малые возмущения (флуктуации) могут разрастаться в макроструктуры. В соответствии с социальных процессов: в условиях социальной нестабильности действия каждого человека могут реально влиять на макросоціальні процессы, что подтверждает индивидуальную социальную ответственность за судьбу всей социальной системы (общества).
Синергетика выясняет, что для сложных систем существует альтернативный путь развития с избранием конкретного пути в точках бифуркации.
Синергетика открывает новые принципы построения сложных структур, которые развиваются из простых: целое уже не равно сумме его составляющих. Она дает знания об архитектуре воздействия в процессе управления сложными системами, резонансные (малые) воздействия на сложные системы являются самыми эффективными. Кроме этого, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых лавинообразных процессов, процессов нелинейного роста, что самостимулюються. Это важно понять и инициировать в открытых нелинейных средах (экономическом, политическом, социально-культурной, др.), выяснить требования экстремальных моментов (минимума, максимума - соответственно, распада и максимального развития).
Признание определенной стратегии развития общества делает уместным: определение диапазона значимых параметров существования общества; определение траектории, скорости вероятного движения, его вариантов; оценку влияния изменений этого параметра на экономические, социальные, экологические, демографические, политические характеристики; обоснование конкретной стратегии жизнедеятельности общества для обеспечения его воспроизводства на основе познания своих важнейших параметров и характера их связей между собой.
в то же Время объективные основы социального прогресса не должны заслонять субъективную деятельность общества, социальную качество его жизни. Человек не должен растворяться в системе социальных отношений, взаимодействия элементов и подсистем общественного целого. Противоречие между внешней предопределенностью человеческого поведения; свободой воли, между взаимодействием, организацией людей и самоорганизацией человеческой личности, самодеятельностью индивида должна постоянно преодолеваться.
Человек - существо не только биологическое, но и экономическая, социальная, поэтому социальные процессы тесно переплетаются с биологическими, экономическими, техническими, географическими и другими смежными процессами.
Среда социализации, в первую очередь, характеризуется региональными условиями, а именно: природно-географическими особенностями (ландшафта, климата, полезных ископаемых, др.), социально-географическими особенностями (характер населения, плотность населения, традиционные занятия жителей), особенности расположения относительно других регионов, особенности средств сообщения); климатом и экономикой (степень и характер урбанизированности региона), социально-экономическими особенностями (характеристика производства, перспективы развития, уровень жизни, личности рабочей силы, экономические связи с другими регионами); социально-демографическими особенностями (национальная структура населения, его поло возрастная структура, типы семей, характеристика миграционных процессов, этнический состав и стабильность населения), историческими и культурологическими региональными различиями.
В социальной среде происходят:
Внутренне личные процессы (например, самообразование);
Процессы, что происходят непосредственно между двумя или несколькими индивидами (например, процесс общения, обмена информацией).
Процесс внутри группы (например процессы организации);
Процессы в отношениях между группами (например, процессы национального самоопределения);
Процессы, что происходят в середине отдельного общества (социальной мобильности, др.);
Процессы, происходящие в глобальном обществе (например, процессы демилитаризации).
Нижнюю границу социальной системы образуют внутренне личностные процессы, которые определяют непосредственно психические и психофизические процессы, верхнюю границу - глобальные социальные процессы.
Социальные процессы реализуются в трех формах: во-первых, в объектной - в форме последовательного изменения состояния социального объекта; во-вторых, в субъектной - в форме последовательных действий субъекта; в-третьих, в технологической - в форме соблюдения, осуществления определенной технологии (это высшая форма социального процесса, которая рационализирует процесс деятельности и оптимизирует объективный процесс).
Выделяют пять моделей социального процесса, а именно:
Структурную модель социального процесса (содержание и форма социального процесса, участники, направление и масштаб);
Динамическая модель социального процесса (учитывает фактор времени, стадии, продолжительность, интенсивность, темп, ритм, состояние, оборачиваемость);
Факторная модель социального процесса (фигурируют несколько факторных переменных);
Типологическая модель социального процесса (основана на типологизации социальных процессов, например, за общим направлением (процессы функционирования и процессы развития);
По уровню протекания (локальные, глобальные, др.); по продолжительности (долгосрочные, краткосрочные); по сфере распространения (экономические, политические, социально-культурные, др.);
Технологическая модель социального процесса (оптимизация процесса по результату, последствиям, эффективности).
Рассмотрены модели применяются в комплексе, взаємодоповнюючи одна другую, формируя целостную картину социального процесса.
По нашему мнению, согласно выбранной методологии, учитывая творчески образовательные тенденции социально-ориентированной, а также трансформационной национальных экономик, целесообразно выделить значимость социальных процессов согласно той роли, которую они играют в социально-экономическом развитии объекта и субъекта (то есть стадии зарождения, стабилизации, функционирования, адаптации, эволюции, перехода, ликвидации социальной системы).
Матвиенко В.Я. анализируя социальные системы и процессы, многочисленные концепции социализации, выделяет два основных подхода к определению процесса социализации, к пониманию роли самого человека в этом процессе. Первый подход (Эмиль Дюркгейм, Талконт Парсонс): субъект - объективный (общество - субъект воздействия, а человек-его объект) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, с формированием каждого члена в соответствии с присущей ему культуры. Второй подход (Чальз Шара, Джордж Герберт Мид): субъект - субъектный (человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и инициативно влияет на жизнь, что ее окружает).
Е. Дюркгейм одним из первых обратил внимание на проблему социализации, подчеркивал, что любое общество стремится сформулировать человека в определенных универсальных моральных, интеллектуальных и даже физических идеалов. Естественно, эти идеалы меняются в зависимости от исторических традиций, особенностей развития и социального устройства общества.
На началах социологии В.Я. Матвиенко выделяет четыре группы факторов социализации: мегафактори, макрофакторах, мезафактори и мікрофактори. К мегафакторів относят космос, планету, вселенную, которые в определенной мере через другие группы факторов влияют на социализацию жителей планеты. Уровень макрофакторов - это национальный уровень (емкостей, общество, макровеликий), что влияет на социализацию жителей в определенных странах (влияние опосредствованно двумя следующими группами факторов). Мезофактори отражают условия социализации больших групп людей, дифференцированных по региональному принципу и жильем населения, по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации и по принадлежности к другим субкультурам. Они проявляются через мікрофактори. К микрофакторов относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей: семья, друзья, соседи, сотрудники, общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.
Отдельное место наряду с факторами социализации занимают агенты социализации - люди, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь индивида. По своей роли в процессах социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Общество, государство, социальная группа исторически создают набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов, умовлення и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, заслуги, отличия. С помощью этих мер поведение индивида, групп людей приводится в соответствие с принятыми культурными, общественными нормами и ценностями.
Социализация индивида во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью определенного инструментария, "механизмов" социализации, к которым относят:
- механизм подражания (французский социальный психолог Г. Тард);
Прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между человеческим существом, которая активно развивается, и изменяющимися условиями, в которых она живет (Ю. Бронфенбренер);
- идентификацию и обособление личности (В.С, Мухина);
- закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессы развития личности (А.В. Петровский).
Классификацию универсальных механизмов социализации предлагает Матвиенко В.Я., согласно которой к первой группе универсальных механизмов относятся: психологический и социально-психологический механизмы социализации, которые проявляются через импринтинг, подражание, экзистенциальный нажим, идентификацию, рефлексию. Импринтинг представляет собой фиксирование индивидом на рецепторному и подсознательном уровнях особенностей жизненно важных объектов, влияющих на нее. Подражание - это произвольное, непроизвольное усвоение человеком социального опыта. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, идеалом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором индивид оценивает, принимает или отвергает определенные ценности присущие различным инструментам общества, семье, сверстникам, др. На основе рефлексии человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Ко второй группе универсальных механизмов социализации относятся социально формирующие механизмы: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный.
Межличностный механизм - "мы можем сколько угодно твердить свое, а обычно и общепринятые житейские правила тащат нас за собой".1 Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
Традиционный механизм социализации (стихийной) - это усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, характерных для его семьи и окружения. Это усваивается на неосознанном уровне на основе зафіксовування, некритического восприятия, стереотипов.
Институциональный механизм социализации - функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими функции социализации одновременно со своими основными функциями (производственными, общественными, др.).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры - это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, определенной профессиональной, культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Те или иные механизмы социализации играют разную роль при конкретных обстоятельствах. Так, например, в крупных городах явно действуют институциональный и стилизованный механизмы, а в малообразованных семьях - традиционный механизм.
Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов, но в различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно.
Социальный процесс имеет место, если социальные явления сохраняют идентичность во времени, существует логичность при смене явлений или выключении однородного состояния вещей. Поэтому социализация как усвоение индивидом общественного опыта представляет собой социальный процесс, поскольку отражает долговременные взаимодействия между человеком и общественной средой; реакция человека на дальнейшие воздействия в определенной степени обусловлена явлениями, которые возникают раньше, и в результате - определенное состояние личности, какие-то стали черты.
В.Я. Матвиенко, процесс социализации предлагает рассматривать как совокупность четырех составляющих (рис. 7.1):
Стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социально-культурными реалиями;
Относительно направленной социализации, когда государство применяет определенные экономические, законодательно-фискальные, организационные меры для решения задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь определенных возрастных групп (определяя обязанности, минимум образования, др.);
Относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
Сознательного самозмінювання человека, который имеет о социальной, асоциальный или антисоциальный вектор (самобудування, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсов и объективных условий жизни или вопреки им.
Аналитическое исследование элементов процесса социализации рассматривается на рис. 7.1.
Рис. 7.1. Характеристика составляющих процесса социализации
М. Вебер ввел понятие воспитания, подчеркивая, что в его основе лежит социальное действие; определив его как деяние, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на соответствующее поведение партнеров; как деяния, что предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми индивид входит во взаимодействие. Воспитание - процесс дискретный (прерывный); будучи планомерным, оно происходит в определенных организациях и ограничено местом и временем. Процессы воспитания и социализации являются синкретическими (сплошными).
Социология выделяет три группы задач, которые решает человек на каждом возрастном этапе (этапе социализации): естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задача - это достижение определенного уровня физического и сексуального развития.
Социально-культурные задачи - познавательные, морально-эстетические, ценностно-смысловые-специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период истории (привлеченных к определенному уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков, определенной степени сформированности ценностей; решение задач, связанных с участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности, др.).
Задачи социально-культурного ряда имеют два аспекта:
во-первых, это задачи, поставленные человеку в вербалізованій форме институтами общества и государства;
во-вторых, это задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нравов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения.
Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни, самореализация, самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и меры решения. Самосознание личности рассматривается социологами как достижение ею в конкретный момент определенной меры самопознания, самоуважения, само-восприятие. Самоопределение личности - это определение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и обоснование планов будущей жизни. Самореализация - это удовлетворительная для человека реализация активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. Самоутверждение - достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Человек выступает объектом и субъектом социализации.
Успешная социализация предусматривает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению индивида. Таким образом, эффективная социализация предполагает определенный баланс между идентификацией индивида с обществом и відособленням индивида в нем.
Человек вполне адаптирована в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему; конформизм может рассматриваться как жертва социализации. В то же время индивид, не адаптирован в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом, человеком - тем, кто уклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
По мнению В.Я. Матвиенко, любое модернизированное общество в той или иной степени продуцирует оба типа жертв социализации. Демократическое общество продуцирует жертвы социализации, главным образом, вопреки своим целевым установкам. Тоталитарное общество целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочный неизбежное следствие, лиц, которые уклоняются от вводимых норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества индивиды - создатели нередко становятся жертвами социализации, ибо принятые для него лишь как "спецы", а не как личности. Острота конфликта обусловлена типом общества, в котором развивается и живет человек, со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для социокультурных слоев, конкретных семей, воспитательных организаций, с индивидуальными особенностями самого человека.
Общество, или социум, как любое другое явление нуждается в наблюдении и исследовании. Для этого в 1832г. Огюстом Контом был введен термин – « ». , прежде всего, которая занимается рассмотрением и изучением , его систем.
Не стоит считать Конта умопомешаным. Его психическое расстройство связано исключительно с объемом информации. В 1829 г. он излечился от недуга и продолжил работу.
Француз Конт на самом деле был весьма далек наук. Он окончил технический ВУЗ, и его интерес к «механизму» работы общества был основан именно на выявлении связей и принципов, как это было бы или механике. Идея проанализировать общественные связи настолько сильно захватила Конта, что он буквально ею жил, цепляясь за каждую логичную и нелогичную цепочку связей в жизни групп людей. Он терроризировал пьяниц и легкодоступных женщин. Пытался выводить закономерности.
В итоге еще молодой Конт заработал помешательство и был помещен в психиатрическую клинику, что, впрочем, не помешало написать ему два труда, которые легли в основу науки социологии: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».
По мнению Конта, социология функционирование общества: систему взаимоотношений людей, их взаимодействия, взаимообусловленности и влияние тех или иных факторов на человека, группу, массу. Социология также рассматривает закономерности различных социальных действий и отношения между личностями. Главная цель данной науки заключается в анализе составляющей структуры социальных отношений.
Хотя термин и имеет конкретного , давшего ему толкование и впервые введшего его в оборот, существуют другие его определения и подходы к значению понятия, а потому в учебной можно найти самые разные описания «социума», «социологии», «социальности» и пр. родственных понятий.
Азы социологии
Говоря о специфике науки, необходимо отметить, что она состоит из направлений, где общество рассматривается как упорядоченная система. Во вторую очередь науку интересует индивид как часть группы. Индивид не может являться обособленным объектом в системе, он выражает конкретную принадлежность к той или иной социальной группе.
Сознание общества постоянно меняется, поэтому в социологии нет единой теории. Здесь постоянно образуются огромное количество воззрений, подходов, которые не редко открывают новые направления данной науки.
Если сравнивать социологию, например, с философией, то первая основана на действительности. Она показывает жизнь, человеческую сущность именно в момент действительности. Вторая, в свою очередь, рассматривает общество абстрактно.
Прежде всего, социология изучает общественную практику: как формируется система, как она закрепляется и усваивается индивидами. Рассматривая структуру науки, необходимо отметить, что она довольно многосложна. Имеется целая система ее классификаций.
Наиболее часто выделяют:
- теоретическую социологию,
- эмпирическую,
- прикладную.
Теоретическая, в большей степени направлена на научное исследование. Эмпирическая строится на методических приемах, а более приближена к практике. Направления социологии также многообразны. Она может быть гендерной, фискальной. Существует социология культуры, медицины, права, экономики, труда и других.
Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия.
Впервые данный термин употребил французский философ Огюст Конт в 1840 году. Однако ещё ранее интерес к обществу проявлял Конфуций, индийские, ассирийские, древнеегипетские мыслители. Также социальные идеи прослеживались в трудах Платона, Аристотеля, Жан-Жака Руссо, Вольтера, Дени Дидро, Роберта Оуэна и других. Но именно в 19 веке она получила новое развитие, став наукой, дав новое понимание роли человека изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.
В отличие от философии, социология оперирует не высоким уровнем общения, а показывает жизнь во всём её противоречии, разворачивает сущность человеческой природы в действительности. Она осмысливает общество, общественную жизнь, не как что-то абстрактное, а как реальность, пытаясь выразить это в своих положениях.
Специфика социологии состоит в том, что общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп. То есть индивид не является независимым объектом, а частью какой-то группы, выражая отношение к другим социальным группам.
Социология изучает то, как система упорядоченности формируется и воспроизводится в ходе общественной практики, как она закрепляется в системе таких социальных норм, ролей и усваивается индивидами таким образом, что становится социально-типичным и предсказуемым.
Данная типичность и свидетельствует о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология, как научные дисциплины.
- Позитивизм и натурализм.
- Антипозитивизм (понимающая социология). Основная концепция состоит в том, что общество отличается от природы, поскольку в нём действует человек, со своими ценностями и целями.
Помимо этих направлений существует ещё огромная система классификаций и делений. Социология — многосложная структура.
В качестве практического применения социологии в наши дни можно выделить следующие направления:
- Политическая социология,
- Меры социального порядка, семьи и общества,
- Изучение людских ресурсов,
- Образование,
- Прикладные социальные исследования (исследования общественного мнения),
- Государственная политика,
- Демографический анализ.
Также социологи занимаются проблемами гендерных отношений, вопросами экологического равенства, иммиграцией, нищетой, изоляцией, изучением организаций, массовыми коммуникациями, качеством жизни и т.д.
В социологии нет единой теории. В ней существует множество противоречивых схем и парадигм. Тот или иной подход может быть выдвинут на передний план, давая новое направление развития данной науки. Это связано с постоянными изменениями в развитии сознания общества. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Все они отражают реальные стороны общества, реальные факторы его развития, позволяя тем самым занимать социологии важное место в современном научном знании.
Пройдя достаточно длительный путь развития, социология стала наукой, задача которой - изучение постоянно изменяющегося общества. Социологические исследования выявляют модели и закономерности различных социальных связей и, опираясь на эти общие модели и закономерности, пытаются показать (а иногда и предсказать), почему определенные явления и события происходят именно в это время и в этом месте.
Многие социологические работы дескриптивны, описательны, они показывают внешние свойства социальных действий и событий - вербально и посредством цифр. Результатом таких описательных исследований являются обычно гипотезы, касающиеся различных социальных явлений. Эти гипотезы используются в последующих исследованиях, для выявления каузальных связей и разработки теорий.
Так, описаны модели социальных ценностей и социальных изменений; отклоняющегося поведения и семейной жизни. Выявлена взаимосвязь между социальным классом и воспитательными целями, между структурой организации и системой информации, средой проживания и семейными формами, технологией и стилем руководства.
Перечисленные зависимости представляют собой простые социологические объекты, но в действительности социолог сталкивается с весьма многогранными взаимосвязанными социальными процессами.
Первостепенные объекты социологического исследования - общности людей и имеющиеся в них социальные структуры и процессы, развитие и изменение этих структур и процессов. Социолог интересуется моделями и закономерностями социального мира (Baldridge, 1980).
Социальные факты (этот термин употреблялся Дюркгеймом) являются, как правило, более широкими и многосторонними, чем в обыденном мировосприятии. К социальным фактам относятся, например, бюрократия, перенаселение, преступность, безработица и мн. др. Такие факты возможно изучать только в совокупности всех общественных явлений, связанных с ними и вовлеченными в их среду. (Например, социальный факт «преступность»: экономические, психологические, психические причины, образовательный ценз, наличие-отсутствие и качество мест досуга, алкоголизм, генетика и др.)
Уже из этих примеров видно, что социологию можно считать сложной наукой, поскольку: а) предмет ее исследования чрезвычайно многообразен, б) она рассматривает многопеременные причинные связи в сфере общества и культуры, в) она сталкивается с различными моделями изменяющихся социальных проблем. ,
Социология базируется на фактах и оперирует теориями, т. е. социология эмпирична и теоретична. В этом смысле ее можно считать «консервативной» наукой. Радикальной же она является потому, что не оставляет ничего вне поля исследования, ни одна сфера человеческой деятельности для нее не свята и не табуирована. Общественное мнение обязательно учитывается социологией, но она подходит к нему - критично.
Социология имеет свои специальные подходы и методы, ее основная цель - развитие социологической теории. Социологическая точка зрения по-новому отражает мир и человеческий опыт.
Социология объективна в том смысле, что полученные при исследованиях социологов знания могут проверяться жизненной практикой других людей. Объективность науки часто понимается как свобода от ценностей. Люди связаны с различными ценностями, но исследователи стремятся по возможности избежать такой связанности, т. е. быть объективными или по крайней мере изложить свои исходные позиции ясно и непредвзято, так, чтобы читатель смог сам видеть возможные ценностные связи. Веберу принесла известность его дифференциация эмпирического познания и оценки. Этот вопрос является дискуссионным и в настоящее время, и даже выражаются сомнения в возможности наличия в социальных науках свободных от ценностей высказываний вообще.
4. 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Под методологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследованием.
Наряду со своей собственной методологией социология руководствуется также следующими общими критериями научного исследования.
Систематичность при проведении наблюдений, обработке материала и рассмотрении результатов.
Всеобъемлемость: исследователь стремится выявить общие закономерности, инвариантности, а не довольствуется описанием однократных и единичных случаев. Чем более всеобъемлюще объяснение какого-либо явления, тем вероятнее прогнозирование его проявления.
Точность в измерении признаков, а также в использовании и определении понятий. От методов и результатов измерения требуются надежность и валидность.
Требование простоты, т.е. экономичности научного исследования. Стремление к достижению целей с возможно малым количеством основных понятий и связей. Результаты исследования должны быть четки и определенны.
Объективность. Детальное и точное изложение вопроса даст возможность проверять и контролировать исследование.
Методология социологии определяет способы и методы сбора социологического материала для получения (обобщенно говоря) ответов на вопросы, почему те или иные явления и события происходят в определенное время и в определенном месте. Методология указывает, какие именно методы исследования можно и рекомендуется применять в каждом случае. Социологические вопросы - это такие вопросы, на которые можно ответить с помощью наблюдаемых или подтверждаемых фактов.
Самыми распространенными из методов сбора информации для социологического исследования являются эксперимент, опрос и интервью, наблюдение, а также использование статистики и документов.
Эксперимент. Ситуация эксперимента позволяет в специально контролируемых условиях изучать воздействие исследуемой переменной в экспериментальной группе. Для выяснения воздействия проводится замер до и после эксперимента в определенных ситуациях как в экспериментальной, так и в контрольной группах. При составлении экспериментальных и контрольных групп стремятся, за исключением экспериментальной переменной, к возможно большой одинаковости.
При социологическом исследовании часто трудно создать контролируемую экспериментальную ситуацию, поэтому необходимо прибегать к различным ситуациям, похожим на экспериментальную обстановку. Из таких, пожалуй, самым распространенным является использование данных «ex post facto», т. е. на основании уже происшедших фактов составляются экспериментальные и контрольные группы, причем выводы делаются только после событий, имеющих значение с точки зрения изучаемого вопроса.
Опрос и интервью. Опрос и интервью называются методом «survey». Это - общее освещение вопроса, после чего данные подвергаются статистическим обобщениям. Опросы являются, может быть, самыми частотными методами сбора информации, особенно с тех пор, как они стали распространяться, кроме социологии, и в других областях науки. Почтовые опросы позволяют удобно и с относительно маленькими экономическими затратами дойти до большого количества респондентов, но этот метод имеет также многие недостатки. Для опросов подходят лучше всего сжатые анкеты.
Интервью дает, благодаря своей многосторонности, хорошие исходные положения для весьма основательного исследования социального поведения, различных общественных отношений, мнений и т. п. Успешность интервью во многом зависит от формулировки вопросов, от интервьюера, опрашиваемого лица и ситуации интервью и, разумеется, также от актуальности изучаемой проблемы для опрашиваемого. Интервью является весьма результативным, но методологически сложным методом сбора информации.
Методы опроса и интервью включают в себя много различных вариантов. Такими являются, в частности, групповые опросы и телефонные интервью, которые пригодны в определенных случаях.
Наблюдение. Социологу часто приходится в своих исследованиях прибегать к наблюдению для дополнения и уточнения информации, полученной с помощью других методов. Причем само наблюдение также представляет собой метод сбора информации, так как путем участвующего (включенного) и неучаствующего (невключенного) наблюдения можно систематически и надежно собирать сведения о явлениях, к которым другие методы не подходят. В качестве примера участвующего наблюдения можно привести исследование тюремной общности, проведенное И. Галтунгом, который сам находился в тюрьме как пацифист; неучаствующего наблюдения - исследование К. Брууна о нормах и обычаях употребления алкогольных напитков (не сделавшее автора поклонником Вакха).
Статистика и документы. Разные виды статистики предоставляют многосторонние возможности для социологических исследований. В официальной и неофициальной статистике собрана информация об обществе и общественных явлениях в такой мере, что в них можно найти материалы для рассмотрения самых разнообразных проблем.
Различные газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, кинофильмы, книги и письменные материалы вообще - прекрасные исходные пункты для рассмотрения многих социальных явлений и проблем методом разбора содержания. Распространенный в настоящее время дискурсионный анализ также успешно используется для интерпретации социальных отношений и социальных явлений. Статистика и документы в значительной степени обеспечивают объективность и научность социологических исследований.
Выборка. Объект социологического исследования бывает настолько широк, что практически невозможно проводить исследования этого объекта в целом, исследуя каждую единицу определенной генеральной совокупности. Единственной альтернативой остается делать выводы на основе выборочной совокупности, репрезентирующей генеральную совокупность. С помощью различных методов выборки, разработанных статистикой, из генеральной совокупности выбирается некая часть оптимальных параметров (т. е. отбор), которая и подвергается исследованию и изучению. Полученные таким образом результаты позволяют делать выводы о генеральной совокупности в целом.
К самым распространенным методам выборки относятся вероятностная выборка с помощью случайных чисел и систематическая выборка с равным интервалом чисел. Когда генеральная совокупность состоит из различных групп, пожалуй, наиболее удобно использовать раздельную выборку, причем отбор берется из каждой группы. В исследованиях, охватывающих всю страну, возможно применять групповую выборку, в которой объекты исследования сначала разделяются на группы, из которых берутся отборы. Например, когда генеральной совокупностью являются ученики 1-4 классов сельских общин, отбираются сначала изучаемые общины, потом школы, классы и, наконец, ученики. Такой метод называется четырехступенчатой групповой выборкой.
Модель исследования. Ниже представляется в виде резюме ход эмпирического исследования шаг за шагом. Даются те общие линии, которыми (с некоторыми их варьированиями) руководствуются исследователи:
1. Постановка проблемы. Естественно, что проблема исследования является его исходным пунктом и сущностью.
3. Выдвижение гипотезы. Проблема исследования должна подвергаться экспериментированию и проверке. Для этого требуется пригодное к проверке утверждение, которое на первых порах определяет взаимосвязь переменных. Итак, гипотеза - это научно обоснованное предположение по существу исследуемой проблемы.
4. Выбор метода сбора информации и анализа данных.
5. Сбор информации.
6. Обработка материала, анализ результатов. Собственно исследовательская работа: соединение, классификация, сравнение и статистическая проверка информации, составление таблиц по полученным данным и т. п. для проверки, опровержения или подтверждения выдвинутой гипотезы и для нахождения ответов на поставленные вопросы.
7. Выводы. Представление результатов исследования, указание находок и упущений, невыясненных пунктов, оценка выполнения задачи исследования, обоснование теоретического и практического значения полученных результатов; определение в первом приближении перспективных исследований, вытекающих из результатов данного, и т. п. Названные вопросы должны излагаться в публикуемом рапорте исследования.
Выше рассматривались преимущественно количественные методы, т. е. методы, основанные на различных измерениях. Наряду с ними в социологических исследованиях применяются также методы, которые могут быть названы качественными, использующие так называемые «мягкие» материалы (напр, документы, дневники, письма). В них возможно использовать сложные статистические решения, но прежде всего различные методы интерпретации, умозаключения и философскую трактовку. Все это связано с языковым выражением.
Современное социологическое исследование является полиметодическим, т. е. оно использует одновременно различные способы и методы для решения проблем и обеспечения возможно большей надежности результатов.
Социологическое исследование представляет собой, упрощенно говоря, поиск ответов на проблемы, избранные самим исследователем или заданные ему.
ТЕОРИЯ
Цель социологического исследования - выявить, описать и объяснить закономерности социальных процессов, отношений, явлений, как и в любой науке дать удовлетворительное объяснение всему, что требует объяснения. Такое объяснение можно считать социологической теорией. Согласно Э. Хану (Erich Hahn, 1968), о теории можно говорить тогда, когда имеются: 1) научный уровень знания или исследования и 2) систематически организованная терминология.
В самом широком значении к «теории» относится все, что является формальным или отвлеченным в противоположность эмпирическому. С помощью корректной социологической теории можно объяснить поведение человека, обусловленное прежде всего влиянием окружающей среды, социальных ожиданий и социальной структуры.
Хотя теория отражает сущность рассматриваемого объекта, при этом ее как таковую, в чистом виде, нельзя наблюдать в действительности. Например, положение о том, что члены общества разделяются на социальные слои - не теория, а эмпирический факт или знание. Однако объяснение глубинных причин этого деления представляет собой уже социологическую теорию.
Социологическая теория - это теория о социальных явлениях или обществе. На основе научной социологической теории можно делать определенные прогнозы о состоянии общества и возможных социальных событиях. Более частной составляющей теории являются «понятия».
Забегая вперед, отметим, что теоретические понятия выражают нечто отвлеченное и являются при этом противоположностью эмпирического факта, который конкретен и наблюдаем. Типичными социологическими понятиями являются, например, группа, норма, роль и статус (подробно см. гл. 5). Можно выделить несколько типов социологических теорий.
Объясняющая теория выявляет и изучает социальные причины существующих в обществе явлений.
Прогнозирующая теория стремится прогнозировать будущее на основе знаний о существующих в обществе тенденциях.
Классифицирующая теория является в большей степени описывающей, чем объясняющей или прогнозирующей, она представляет собой выявление наиболее отвлеченных существенных признаков явления. Например, «идеальный тип» Вебера может служить примером такой теории.
Функциональная теория относится к классифицирующим теориям. Она классифицирует и интерпретирует явления и их последствия. Функциональная теория показывает причинно-следственные взаимосвязи различных частей системы и воздействие каждой части на целое.
Вместо функциональной теории исследователи могут употреблять термин «функциональный анализ», который можно считать синонимом функциональной теории, или термин «системная теория», когда подчеркивается значение целого. Многие исследователи отмечали, что общественные науки пока не имеют систематического подхода, существуют только методы исследования и ряд обобщений, и те на относительно невысоком уровне. Применительно к этому Роберт Мертон (1968) использовал выражение «теория среднего уровня». Некоторые исследователи сопоставляют теорию с парадигмой, которая понимается как образ мышления или направление науки (Wiswede, 1991).
Несмотря на критику, направленную на теорию, возможно использовать понятие теории особенно тогда, когда с его помощью можно получать полезную информацию о социальных взаимосвязях. Теория имеет тесную связь с изучаемой действительностью. Теория является парадигмой или моделью действительности. Социологическая теория базируется на отношениях факторов, переменных, понятий. «Грамотная», корректная социологическая теория не должна являться чем-то оторванным от действительности, самоцелью, а должна быть способом к открытию новых взаимосвязей и закономерностей.
Ниже приводится схема процесса научной работы по Уолтеру Л. Уоллису (Walter L. Wallace, 1969), в которой рассматриваются разработка теории и ее применение в исследовании. Уоллис считает социологию безусловно научной дисциплиной и выделяет в ней, согласно данной схеме, пять областей, которые коррелируют друг с другом.
В качестве примера используем анализ Дюрк-гейма о самоубийстве. Он исходит из наблюдений о людях, которые покончили с собой самоубийством. Эти наблюдения дают некоторые эмпирические обобщения типа «среди протестантов более высокая частотность самоубийств, чем среди католиков».
Следующий уровень знания зависит от ответов на вопросы:
1. Каково значение принадлежности к тому или иному вероисповеданию в том особом случае, когда речь идет о частотности самоубийств?
2. Можно вообще частотность самоубийств считать каким-то особым случаем?
Эти вопросы, вместе взятые, затрагивают явление, требующее объяснения (суицид), и явление, которое объясняет (вероисповедание). При этом возможно по индукции «поднять» эмпирическое обобщение выше первоначальной формы и вследствие этого увеличить используемую научную информацию. Принадлежность к какому-либо вероисповеданию, т. е. объясняющее явление, можно обобщать с помощью той или иной степени интеграции. Самоубийство же как объясняемое явление - лишь одно из выражений так называемой дезорганизации, т. е. функционального расстройства общества, или ослабления предсказуемости. С помощью этих более Широких понятий названное эмпирическое обобщение можно представить в виде следующей теории: «Состояние личной дезорганизации варьируется обратно пропорционально степени социальной интеграции».
Вышесказанное можно наглядно показать с помощью схемы, расположенной на с. 85. Из нее видно, что в эмпирических обобщениях речь идет об отношении между двумя переменными (а - 1), но на уровне теории обращается внимание на взаимную связь теоретических понятий (А - Б).
На следующем этапе можно проверить теорию. Исходя из теории, путем логической дедукции выдвигаются гипотезы. Согласно данной теории, незамужние женщины и неженатые мужчины социально менее интегрированы, чем замужние и женатые.
По этой причине первые имеют более высокую частотность самоубийств, чем последние. Эта гипотеза проверяется с помощью собираемых наблюдений, после чего делаются эмпирические обобщения, и, наконец, гипотеза включается путем логической индукции в теорию.
Разработку теории, с одной стороны, и ее применение - с другой, можно изложить по Уоллису (1971) в следующем виде: в стадии разработки теории важны наблюдения, полученные в процессе исследования, а в стадии применения теории важны объекты приложения. При наблюдении и выводах необходимо учитывать положения теории. Теория помогает направить исследование на рассмотрение существенных вопросов.
После проверки гипотезы она считается доказанной и служит основой логических заключений, ведущих к теории.
Как выше уже отмечалось, разработка социологической теории и эмпирическое исследование находятся в отношениях взаимовлияния. Валидность и обобщаемость результатов исследования напрямую зависит от этого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
Asplund Johan (red.). Sociologiska teorier. Studi-er i sociologins historia. (Социологические теории. Исследования в истории социологии). Stockholm, 1967.
Baldridge Victor J. Sociology: A Critical Approach to Power, Conflict and Change. Johan Wiley and Sons, New York, 1980.
Bourdieu Pierre. Kultursociologiska texter. (Тексты по социологии культуры). Salamander, Stockholm, 1986.
Дюркгейм Эмиль. Метод в социологии // Эмиль Дюркгейм. Социология. М., 1995.
Eskola Antti. Sosiologian tutkimusmenetelmat 1 (Методы исследования социологии, 1). WSOY, 1981.
Fichter Joseph H. Sociology. Second edition. The University of Chicago Press, Chicago, 1971.
Хан Эрих. Исторический материализм и марксистская социология. М., 1971.
Jyrinki Erkki. Kysely ja haastattelu tutkimuk-sessa (Опрос и интервью в исследовании). Hame-enlinna, 1974.
Kloss Robert Marsh & Ron E. Roberts & Dean S. Dorn. Sociology with a Human Face. Sociology as if people mattered. The C. V. Mosby Company, Saint Louis, 1976.
Liedes Matti & Pentti Manninen. Otantame-netelmut (Методы выборки). Оу Gaudeamus Ab, Helsinki, 1974.
Merton Robert. Social Theory and Social Structure. New York, 1968.
Mills Wright C. Sosiologinen mielikuvitus (Социологическое воображение) . Gaudeamus, Helsinki, 1982.
Robertson lan. Sociology. Worth Publishers Inc., New York, 1977.
Sariola Sakari. Sosiaalitutkimuksen menetelmat (Методы социального исследования). WSOY, Por-voo, 1956.
Stinchcombe Arthur L. Constructing Social Theories. New York, 1968.
Valkonen Tapani. Haastattelu, ja kyselyaineiston analyysi sosiaalitutkimuksessa (Анализ материалов опроса и интервью в социальном исследовании). Hameenlinna, 1974.
Wallace Walter L. Sociological Theory. An Introduction. Chicago, 1969.
Wallace Walter L. The Logic of Science in Sociology. Aldine. Atherton. Chicago, 1971.
Warren Carol A. B. (ed.). Sociology, Change and Continuity. The Dorsey Press, Homewood, Illinois, 1977.
Wiswede Gunther. Soziologie. Verlag Moderne Industrie. Landsberg am Lech, 1991.
Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ . Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат.societas - общество и греч.logos — учение).
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.
Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития , которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.
Трудовое поведение
Трудовые коллективы
Социология занятости
Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда
Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству
Социология безработицы
Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия
Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных
Социология управления
Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия
Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности
Социология города
Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан
Горожане как социально-территориальная общность
Социология села
Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия
Сельские жители как социально -территориальная общность
Социология предпринимательства
Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия
Предприниматели как новый элемент социальной структуры
Социология маркетинга
Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров
Потребитель и его потребительские ориентации
Социология страхования
Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка
Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя
Социология финансово-банковской сферы
Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия
Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка
Региональная социология
Взаимодействие регионов и центра как целостной системы
Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями
Социология домохозяйств
Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения
Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены
Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.
Предмет социологии
Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).
Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.
Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.
По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.
Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.
Объект социологии
Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.
Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.
Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.
Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.
Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.
Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.
При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.