Предоставление земельного участка для ведения садоводства. Верховный суд разъяснил, как бесплатно получить участок земли — Российская газета

1. Садоводство, огородничество и дачное строительство являются одними из наиболее распространенных видов землевладения и землепользования граждан на землях сельскохозяйственного назначения. Особенностью этих видов землевладения является то, что подавляющее большинство его субъектов - это граждане, проживающие в городах и поселках городского типа. Именно это обстоятельство придает определенную специфику земельным отношениям, возникающим в этой сфере. Эти отношения достаточно полно регулируются Законами "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который был принят 15 апреля 1998 г., и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (так называемый Закон о "дачной амнистии"), принятым 30 июня 2006 г.
Здесь следует сделать одну очень важную оговорку. Закон от 15 апреля 1998 г. однозначно регулирует отношения всех видов некоммерческих объединений граждан: садоводческих, огороднических и дачных. Между тем земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства (дачного строительства), по своему целевому назначению вовсе не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Как уже было сказано выше, таковыми считаются земли, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства и расположенные за чертой поселений (п. 1 ст. 77 ЗК РФ). Между тем дачный земельный участок - это участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха и только с правом выращивать сельскохозяйственные культуры, т.е. с правом, которым может никогда не воспользоваться, что чаще всего на практике и случается. Кроме того, дачные поселки имеют все основные признаки населенных пунктов и всегда относились к таковым, а занятые ими земли - к землям населенных пунктов.
Рассматривая далее правовой режим земель, земель для дачного строительства , указанных некоммерческих объединений граждан, следует иметь в виду сказанное выше, а также то важное обстоятельство, что в случае предоставления земельных участков для дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения требуется осуществить перевод последних в категорию земель населенных пунктов.
2. В соответствии с Законом от 15 апреля 1998 г. организационно-правовая форма садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан возможна в трех видах: товарищества, потребительские кооперативы и некоммерческие партнерства.
Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан могут создавать ассоциации (союзы) объединений (ст. 9 Закона от 15 апреля 1998 г.), которые являются юридическими лицами и имеют целью создание благоприятных условий для производства, переработки и реализации продукции.
Закон предоставляет право и рекомендует органам исполнительной власти и органам местного самоуправления оказывать поддержку членам некоммерческих объединений граждан по вопросам налоговых и иных платежей, кредитования на льготных условиях, предоставления различных услуг агротехнического, энергетического, организационного и иного характера, землеустройства и т.п.
3. Земельные отношения членов некоммерческих объединений граждан регулируются нормами ст. ст. 12 - 35 Закона от 15 апреля 1998 г. ("О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), а также Законом от 30 июня 2006 г. (Закон о "дачной амнистии").
Предоставление земельных участков членам объединений осуществляется органами местного самоуправления по месту размещения объединения.
Предоставленные ранее (до принятия ЗК РФ) участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования сохраняются за гражданами бессрочно, с правом бесплатной приватизации их по желанию граждан.
Нормы предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом норм, содержащихся в федеральных нормативно-правовых актах.
Закон устанавливает и ограничения права граждан на предоставление земельных участков для этих целей. Так, в соответствии с п. 3 ст. 13 Закона наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении нового участка, если оно приведет к превышению установленных предельных норм предоставления.
Процесс предоставления земельных участков для целей садоводства, огородничества и дачного строительства можно условно разделить на два этапа:
1) выбор и предоставление зарегистрированному юридическому лицу (объединению) земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
2) предоставление земельных участков в собственность членам объединений и объединениям как юридическим лицам.
На первом этапе органом местного самоуправления по месту проживания граждан формируется персональный состав членов объединения; им же устанавливается конкретный район возможного расположения и землеобеспеченности объединения и осуществляется его регистрация как юридического лица.
Предоставление общего земельного участка для размещения соответствующего объединения осуществляется решением органа местного самоуправления по месту размещения объединения. Общий земельный участок предоставляется объединению бесплатно в срочное пользование на период разработки и утверждения в установленном порядке проекта организации и застройки территории объединения. Проект заказывается администрацией объединения, утверждается органом местного самоуправления, предоставившим земельный участок, и переносится в натуру.
На этом заканчивается первый этап предоставления земель, и начинается процедура предоставления в собственность земельных участков конкретным членам объединения, а земель общего пользования (под дорогами, санитарными зонами, детскими площадками и т.п.) - в собственность объединений как юридических лиц.
Предоставление участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется решением органа местного самоуправления. При этом гражданам, как правило, участки предоставляются за плату, а объединениям как юридическим лицам - бесплатно.
Завершающим этапом предоставления земель является государственная регистрация прав на земельные участки.
4. Права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений могут быть общими, установленными ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ, о которых уже упоминалось ранее, и специальными, установленными ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
К специальной группе правомочий садоводов, огородников и дачников относятся следующие.
1. Граждане вправе вести садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Закона). Это означает, что , во-первых, получает земельный участок в собственность и, во-вторых, что член объединения может по своему желанию выйти из его состава для обособленного, т.
е. вне рамок объединения, ведения садового, огородного или дачного хозяйства.
2. Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом объединения на условиях, определяемых договорами, заключаемыми между этими гражданами и объединением как юридическим лицом. При этом гражданам не может быть в этом праве отказано, а размер платы не может превышать ее размера, установленного за пользование этим имуществом для членов объединения.
3. При отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка граждане имеют право одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в размере целевых взносов.
4. Члены некоммерческого объединения в случае его ликвидации имеют право на получение причитающейся им доли имущества общего пользования.
5. Члены объединения имеют право обращаться в суд с исками о признании недействительными решений общего собрания садоводов, огородников, дачников, а также решений правления и иных органов объединения, если в них содержатся положения, нарушающие их права и законные интересы.
6. Граждане, получившие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) или срочного пользования, в том числе аренды, вправе в индивидуальном порядке приватизировать указанные земельные участки на безвозмездной основе.
В Законе достаточно много внимания уделяется защите прав членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и самих объединений как юридических лиц, а также ответственности за нарушение законодательства.
Закон устанавливает жесткую дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц государственных и муниципальных органов за нарушение земельного законодательства в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, к административной ответственности должностные лица могут привлекаться за следующие нарушения земельного законодательства:
- нарушение установленных сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
- сокрытие информации о наличии свободных земель;
- нарушение требований законодательства при отводе земельных участков;
- противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель в границах объединений либо в зонах их размещения.
К уголовной ответственности должностные лица привлекаются за следующие нарушения законодательства:
- регистрация заведомо незаконных сделок с огородным, садовым или дачным участком;
- искажение учетных данных государственного земельного кадастра;
- умышленное занижение размеров платежей за землю.
В случаях, не влекущих за собой уголовной или административной ответственности, должностные лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подвергаются дисциплинарному взысканию в виде замечания, выговора, строгого выговора, увольнения с работы в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

В соответствии с п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В соответствии с разъяснениями данными в Постановлениях Конституционного суда РФ от 30 июня 2011 года N 13-П и от 14.04.2008 N 7-П. Если гражданин построил жилое строение (жилой дом) пригодный для постоянного проживания на земельном участке имеющим вид разрешенного использования: для садоводства, то гражданин имеет право быть зарегистрирован (прописан) в указанном жилом строении. Данное право предоставлено каждому гражданину РФ Конституцией РФ, а именно п.1 ст. 27. Из вышесказанного следует, что построить жилой дом на земельном участке предоставленном для садоводства Можно.

Земля назначения: где можно построить дом?

Намерение обзавестись загородным домом зачастую наталкивается на такой непреложный факт: вся земля давно уже поделена. Не между частными владельцами — это было бы еще ничего, с ними всегда можно договориться – и даже не между государством и отдельным, и наиболее удачливыми его представителями. Свято место, которое, как хочется думать всякому уважающему себя отечественному лендлорду, подлежит застройке, это самое место поделено в более существенном смысле – на категории и согласно назначению. То есть так: есть земля, и даже вроде бы на ней можно строить, но не дом, или можно и дом, но не для постоянного проживания. И если не разобраться с этими частностями заранее, впоследствии можно лишиться дома – целого, уже построенного.

Земля, предназначенная под индивидуальные застройки – коттеджи, дачи, усадьбы, — может иметь несколько статусов: она различается как по категориям, так и по виду назначения. В зависимости от назначения в строительстве дома может быть разрешено с определенными ограничениями, а может быть и запрещено.

Участок земли может быть отнесен к одной из следующих категорий: земли населенных пунктов, земли сельхозназначения, земли особо охраняемых территорий, земли промышленного назначения (а также транспорта, связи, радиовещания, обороны и др.), земли лесного фонда, земли водного фонда и др. Земельные участки, находящиеся в свободном обороте у частных лиц и задействованные под коттеджное строительство, выделяются на землях первых двух категорий. Строительство на землях особо охраняемых территорий допускается в исключительных случаях.

Земли населенных пунктов (поселений)

Земли населенных пунктов (земли поселений) – это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ). В зависимости от предписаний градостроительного регламента (в большинстве случаев предписания формулируют руководители муниципальных образований) различные участки земли в составе одного и того же населенного пункта могут иметь такие разные предназначения, как, например, сельскохозяйственное использование и жилищное строительство. Соответственно, дом может быть построен как на земле, предназначенной под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), так и под ИЖС. Основным отличием этих двух вариантов будет то, что свое право прописаться в доме, построенном на участке, выделенном под ЛПХ, придется доказывать через суд. Но если прописка не является камнем преткновения, то разницы между двумя этими вариантами нет.

Земли сельхозназначения

Общая характеристика земель этой категории – они находятся за чертой поселений и предназначены для нужд сельского хозяйства (п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ). Однако по виду использования земли сельхозназначения могут сильно разниться, ограничивая возможности владельца по их застройке. Так, например, земельный участок, относящийся к категории земель сельхозназначения, может быть предназначен для огородничества – без права строительства объекта ИЖС. Он также может быть предназначен для ведения личного подсобного хозяйства с правом или без права застройки. Или – для садоводства, дачного строительства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства: в этом случае у владельца земельного участка есть право застройки, нос определенными законодательством ограничениями. Вместе с тем законом предусмотрена возможность переводы участка земли сельхозназначения в менее ценную с точки зрения законодательства категорию, а именно категорию земель населенных пунктов. Эта процедура используется, например, в том случае, если необходимо максимально расширить право владельца земельного участка на застройку территории. Подобное изменение категории требует внесения земельного участка в черту поселения (то сеть фактически – изменение черты поселения), а также возмещения государству потерь сельскохозяйственного производства. В результате чего данная процедура может оказаться экономически нецелесообразной. В этом случае бывает достаточно, не меняя категории земли сельхозназначения, переменить целевое назначение участка – например, определив его для ведения дачного хозяйства или садоводства. В настоящее время практика строительства на земля сельхозназначения – выкупленных у разорившихся колхозов полях – домов для постоянного проживания носит массовый характер. При этом зачастую соответствующая смена вида назначения не производиться. Юристы отмечают, что с точки зрения права такое решение является некорректным, однако в силу широкой распространенности этого явления вопрос правоприменения – сноса дома на основании судебного решения – пока остается открытым.

Виды разрешенного использования земель

Вид разрешенного использования земельного участка – своеобразная подкатегория, которая предписывает возможное использование участка его собственником или арендатором. К основным видам разрешенного использования земельных участков относятся: индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПС), дачное строительство, ведение дачного хозяйства, сельскохозяйственное производство, организация фермерского хозяйства, организация крестьянско-фермерского хозяйства, ведение сельского хозяйства, малоэтажное жилищное строительство, сельскохозяйственное использование, жилищное строительство, жилая и коммерческая застройка. Например, земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения по виду разрешенного использования может быть предназначен для огородничества (без права строительства коттеджа), для ведения личного подсобного хозяйства (с правом или без права застройки) или же – для садоводства, дачного строительства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства (все – с правом застройки, но в каждом случае со своими формальными ограничениями). Вид разрешенного использования (целевого назначения) земельного участка, выделенного из земель населенных пунктов, может как предписывать жилищное строительство, так и ограничивать его – в зависимости от градостроительного регламента.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Участки ИЖС – земли, на которых допускается возведение объектов индивидуального жилищного строительства. Объекты индивидуального жилищного строительства – отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не боле чем три, предназначенные для проживания одной семья (п. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ). Формулировка «отдельно стоящие» означает, что на одном участке может быть возведен только один жилой дом. Земли под индивидуальное жилищное строительство являются наиболее востребованными на рынке загородной недвижимости. В построенном на участке ИЖС доме возможна постоянная регистрация по месту жительства. Важное отличие земель ИЖС от участков в садовых товариществах состоит в том, что проект жилого здания в обязательном порядке выполнен имеющей гослицензию компанией-проектировщиком и согласован в контролирующих государственных инстанциях. Стоимость владения землей ИЖС выше по сравнению со стоимостью владения земельным участком в садоводческих или дачных некоммерческих объединениях.

Земли для ведения крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)

Земли КФХ наиболее подходят для строительства усадьбы, поскольку участок земли, выделяемый для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, может быть сколь угодно большим. Неудобство такой формы назначения земли для ее владельца, изначально не планировавшего крестьянско-фермерской деятельности, очевидно и заключается в том, что в какой-то форме вести сельскохозяйственную деятельность и сдавать отчеты о ней в налогоую инспекцию все-таки придется. Однако на практике эта проблема регается довольно просто: для подтверждения целевого использования земли достаточно наличия на участке вишневого сада или конюшни с лошадьми, для подготовки же отчетов по сельскохозяйственной деятельности целесообразно привлечь бухгалтера с соответствующим опытом.

Садоводства (СНК, СНП, СПК)

Садоводческое некоммерческое объединение – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства (согласно федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Садоводческое некоммерческое объединение может иметь организационную форму садоводческого некоммерческого товарищества (СНК), садоводческого потребительского кооператива (СПК), садоводческого некоммерческого партнерства (СНП). В настоящее время многие коттеджные поселки имеют как раз одну из вышеперечисленных юридических форм. Различие между видами садоводств заключается в несколько отличающихся подходах к определению доли владельца или арендатора участка при выходе из объединения, при сделках купли-продажи. Приобретение земельного участка в садоводстве имеет свои плюсы и свои минусы. К плюсам можно отнести наличие общей инженерной, а иногда и социальной (школа, медпункт) инфраструктуры. В садоводствах в законном порядке действуют ограничения по разрешенным габаритам построек – так же как и ограничения на размеры участка. Прописка в садоводческом некоммерческом объединении принципиально возможна, но не во всех случаях и, как показывает практика, пока только через процедуру судебного разбирательства. Однако самые существенные сложности в случае с садоводством связаны с вопросами прав собственности на землю, принадлежащую членам садоводства. К примеру, члены многих садоводческих товариществ владеют не собственными участками земли, а некими «долями общей земли». Это означает, что земля не размежевана, и оформить участок в собственность в таком случае можно, только проведя межевание. Если же договориться о межевании с членами товарищества не удается, при продаже участка прежний его владелец выходит из товарищества, после чего новый вступает вместо него. Права собственности на определенный земельный участок при этом не возникает. Стоит отметить, что для дачных и огороднических некоммерческих объединений существуют аналогичные организационные формы: на землях для ведения огородничества – ОНК, ОПК и ОНП, на землях для ведения дачного хозяйства – ДНК, ДПК и ДНП. От собственно садоводств они отличаются разным объемом прав на застройку земельных участков согласно их целевому использованию – от отсутствия ограничений на дачных участках вплоть до запрета строительства жилых зданий на землях для ведения огородничества.

Земли для дачного строительства

Согласно федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха – с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания. Если земельный участок находиться в черте населенного пункта, то при необходимости можно в любой момент добиться регистрации проживания в нем – правда, в силу некоторых особенностей законодательства свое право регистрации необходимо будет доказывать через суд. В случае, когда земельный участок приобретен в коттеджном поселке, имеющем такую форму организации, как дачное некоммерческое объединение (ДНО), возведение строений и сооружений различного назначения производиться в соответствии с общим проектом организации и застройки территории ДНО. Дачное строительство на сельскохозяйственной земле мало отличается от ИЖС. В остальном же строительство на дачном участке имеет важное преимущество перед ИЖС, поскольку при этом практически не действуют ограничения по габаритам и назначению возводимых зданий.

Земли для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

С точки зрения обзаведения загородным жильем личное подсобное хозяйство во многом идентично садоводству. Однако возведение на участке ЛПХ жилого дома возможно не всегда. Решение этого вопроса зависти от местной муниципальной администрации. Так, в строительстве здания и прокладке коммуникаций может быть отказано, если участок с целевым назначением ЛПХ выделен не в черте населенного пункта или не примыкает непосредственно к его границам. Однако если строительство на участке ЛПХ разрешено, то для него не существует практически никаких ограничений.

Верховный суд проанализировал, как на протяжении трех лет в регионах рассматривали судебные споры, связанные с дачными и садоводческими объединениями граждан.

Подобные анализы судебной практики особенно актуальны в разгар дачного сезона, когда граждане большую часть своего свободного времени проводят на ставших родными сотках.

Острых вопросов и конфликтных ситуаций в садоводческих товариществах рождается немало. Один из таких непростых вопросов - как оформить право собственности на садоводческий участок. Дело в том, что законодательство в этом плане у нас в последнее десятилетие менялось, а выдавали по 6 соток сотрудникам некоторые предприятия еще в прошлом веке, не задумываясь о будущем. Поэтому у многих дачников есть, что называется, проблема с документами. Где-то это просто пожелтевшая справка садоводческого товарищества дремучих годов, где-то и такой справки нет. Да и большинства тех предприятий уже не существует.

Как поступать дачникам в наше время, когда дача есть, а ни продать, ни подарить, ни завещать ее нельзя, если она не оформлена в частную собственность?

Верховный суд признает, что по поводу признания прав собственности на участок, расположенный на территории садоводческого или дачного товарищества, в стране так и не сложилась единообразная судебная практика. Проще говоря, то, что в одних регионах суды разрешают, в других запрещают.

Одни суды, когда рассматривают иски дачников о приватизации их же собственных участков, рассуждают следующим образом. Если садовод принес иск к местным чиновникам о признании за ним права собственности на землю, то ему следует отказать. Потому, что требование садовода незаконно. Земельные участки садоводческих товариществ "не сформированы как объекты права", не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер. Поэтому право собственности на эти участки не может быть зарегистрировано, что в силу 131-й статьи Гражданского кодекса является обязательным.

Верховный суд назвал условия, при которых членам садовых объединений участок отдают даром. Фото: Сергей Михеев/ РГ

В противоположность такому мнению другие суды по поводу аналогичных исков заявляют следующее - формирование участка в установленном законом порядке с описанием и установлением его границ не является обязательным условием для его приватизации.

Такие суды считают, что важное значение имеют три обстоятельства. Первое - входит ли участок в состав садоводческого товарищества. Второе - если это объединение было создано до вступления в силу Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66, то есть до 23 апреля 1998 года. И, в-третьих, если гражданин хочет получить участок в собственность бесплатно, он должен быть членом этого товарищества и пользоваться участком на законных основаниях. Верховный суд разъясняет, что именно эта позиция судов - правильная.

Что должен знать хозяин неприватизированного участка в садово-дачном некоммерческом товариществе? Вот разъяснения Верховного суда. По 25-й статье Земельного кодекса права граждан на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат госрегистрации в соответствии с Законом "О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Рассматривая иски граждан о приватизации своих участков суды должны руководствоваться не только Земельным кодексом, Законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и законом о госрегистрации, но и прежними законами.

Так, в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденном Роскомземом 20 мая 1992 года, основанием для приватизации участков, которые люди получили до 1 января 1991 года, являются выданные в то время документы.

Прежде всего это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков. Ну а если эти документы отсутствуют, то их могут заменить так называемые земельно-шнуровые и похозяйственные книги и другие документы, которые есть в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, в органах архитектуры или у самих землепользователей.

В Законе "О введении в действие Земельного кодекса РФ" сказано, что если человек получил участок под садоводство, строительство дома или гаража на праве постоянного пользования или пожизненного владения еще до введения в действие Земельного кодекса, то он вправе зарегистрировать его на себя бесплатно. Есть, правда, исключения в законе, когда участок не дадут в частную собственность, но это касается единичных случаев. Их немного и все они перечислены в законе.

Если в документе на землю, выданном гражданину до принятия Земельного кодекса, не указано право или просто невозможно понять, на какое право гражданину дали участок, считается, что на праве собственности.

Особенности предоставления в собственность участков дачникам регулирует 28-я статья закона о садоводческих объединениях. Там прописано право граждан на приватизацию садовых участков, находящихся в бессрочной собственности.

По 25-й статье того же садоводческого закона граждане имеют право регистрировать такие участки без чьего-то разрешения или согласия каких-либо местных чиновников.

В качестве примера Верховный суд привел ситуацию с некой дачницей, которая обратилась в суд с иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов городской администрации. Истица оспаривала отказ местных чиновников предоставить ей в собственность участок бесплатно, так как она член садоводческого товарищества.

Районный суд дачнице отказал, сославшись на то, что у нее нет правоустанавливающих документов на дом и участок. А ее земельный участок был поставлен на кадастровый учет лишь в 2010 году. Членом же садоводческого товарищества истица стала в 2002 году. То есть после введения в действие Земельного кодекса.

Вышестоящий суд с таким решением не согласился и по просьбе дачницы его отменил и принял новое решение, адресованное местным чиновникам - передать женщине в собственность бесплатно ее участок. Апелляция заявила - садовое товарищество, о котором шел спор, появилось в 1995 году - до вступления в силу закона "О садовых товариществах" . Участок дачница получила законно и он целиком находится на территории товарищества, а дама - член этого объединения.

То есть налицо все условия для бесплатной передачи земли истице.

300 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Краснодар

    • 7,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Алексей! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Договором запрещено возведение на участке капитальных сооружений и посадка многолетних растений.

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Краснодар

    • 7,0 рейтинг
    • эксперт

    В соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ

    8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

    В соответствии со ст. 34 ЗК РФ

    2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

    5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

    6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

    А также ст. 36 ЗК РФ

    1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

    Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

    1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

    3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

    Таким образом, 1) Вы можете в настоящее время подать заявление в администрацию города о выкупе переданного в аренду земельного участка. В случае отказа в выкупе данного участка администрация обязана будет дать мотивированный ответ, который можно обжаловать через суд.

    2) Вы можете возвести строение на участке, если договором аренды не установлен запрет на это (иначе будет самовольная постройка), зарегистрировать право собственности на это строение в Росреестре и после этого подать заявление на выкуп участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

    В любом случае выкупить земельный участок , находящийся в муниципальной собственности, можно только путем подачи заявления в органы местного самоуправления и получения согласия на выкуп.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Краснодар

    • 7,0 рейтинг
    • эксперт

    Добавлю, что в соответствии со ст. 222 ГК РФ

    1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

    2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

    Таким образом, возводить на арендованном участке строение можно только в случае, если договором не установлено запрета (лучше еще согласовать с администрацией данный вопрос).

    Если запрет есть, то выкупить участок можно, подав заявление на его выкуп в общем порядке, как указано выше.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Уточняю, земля была выделена постановлением главы муниципалитета для огородничества в 2001 году. За это время классификация земель, на которых расположен участок изменилась на "для ведения гражданами садоводства и огородничества", однако в договоре аренды осталось по прежнему- для "огородничества", с соответствующим запретом возводить капитальные строения. Как привести это в соответствие. Да и цель у меня - построить дом.

    Уточнение клиента

    Классификация: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

    Мой же участок, находящийся на этой земле, имеет цель использования - для огородничества (согласно договору аренды). Соседние участки (т.к. договоры заключены позже чем мой) имеет целевое использование для садоводства и огородничества(коллективного садоводства).

    Мне нужно чтобы в договоре аренды в качестве цели использования было указано не только огородничество, но и садоводство (что не противоречит целям использования всей земли).

    С каким документом (ходатайством о чем-либо, или с заявлением об изменении условий договора, в части цели использования и исключения запрета на строительство) мне лучше обратиться в муниципалитет и на что сослаться? Спасибо.

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Краснодар

    • 7,0 рейтинг
    • эксперт

    Полагаю, что в данной ситуации необходимо направить в органы местного самоуправления ходатайство об изменении вида разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка на другой вид в соответствии с градостроительным регламентом.

    При этом вид разрешенного использования вашего земельного участка может быть изменен на ВРИ - ведение личного подсобного хозяйства и дачное строительство, тут все зависит от категории земли, на которой расположен ваш земельный участок.

    После того, как ВРИ земельного участка будет изменен, можно решать вопрос с выкупом земельного участка у муниципалитета, как указано выше. Можно попробовать сначала выкупить, а потом подать заявление на изменение ВРИ участка. Этот вопрос лучше согласовать с муниципалитетом, поскольку может выясниться, что есть какие-либо ограничения на выкуп участка и т.п. Кроме того, ответ дан без анализа соответствующих документов.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    Категорию земель, в состав которых входит мой участок, изменять нет необходимости. Это земли населенных пунктов, для ведения гражданами садоводства и огородничества. Мой участок "имеет" цель - огородничество. Соседние участки (договоры заключены позже моего) "имеют" цель -садоводство и огородничество. Мне нужно, что бы и в моем договоре аренды, кроме цели использования - огородничество, было добавлено и садоводство (в соответствии с целью использования всей земли).

    С каким документом мне нужно обратиться в муниципалитет? Спасибо.

  • получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Краснодар