Обязать сделать перерасчет коммунальных услуг. Должны ли пересчитать проценты при досрочном погашении кредита? Особенности для отопления

Случалось ли у вас так, что в конце месяце получили счета за коммунальные услуги, но категорически не согласны с указанными в них суммами? Скорее всего, да. В этом случае у вас два варианта: оплатить все как есть и надеяться, что в следующие месяцы выплаченная сумма вылезет переплатой. Но в большинстве случаев искать ошибку никто не будет, поэтому если вы сами не позаботитесь о себе, то придется забыть о потраченных деньгах. Каждый жилец должен знать, что перерасчет не только возможен, его обязаны сделать, если, конечно, для этого есть основания.

Если услуги оказывались не в полном объеме

Знакомая ситуация: с наступление холодов управляющая компания не торопится включать отопление, а затем еще долгое время трубы поддерживаются лишь в слегка теплом состоянии. При этом приходят счета с полной суммой оплаты за тепло. Почему жилец должен дополнительно включать обогреватель, а затем оплачивать за 100% отпущенную услугу? В этом случае возможно сделать перерасчет коммунальных платежей.

Доказательная база

Конечно, сначала нужно доказать, что услугу действительно оказали не в том объеме, в котором должны были. В этом случае необходимо найти документы, заключенные договора, в которых указаны нормативные параметры. Теперь расставляем по квартире термометры и приглашает специалиста из управляющей компании. Он должен не просто посочувствовать, а составить протокол. Сделайте фото и приложите их к заявлению. Теперь можно смело идти в «Энергоцентр». Перерасчет коммунальных платежей они должны сделать в течение месяца, то есть следующая квитанция придет уже с правильной суммой.

Недогрев воды

В принципе, процедура здесь аналогичная. В первую очередь нужно вызвать слесаря из управляющей компании. Он проведет осмотр и составит протокол, в котором укажет температуру воды, соответствие/несоответствие норме, а также вероятную причину этого явления. Перерасчет коммунальных платежей будут делать на основании этого протокола и вашего заявления, поэтому очень важно правильно собрать доказательную базу. Постарайтесь точно вспомнить, с какого времени вы заметили, что услуги поставляются в неполном объеме. Компания должна будет предоставить официальный ответ, в котором распишет причину, а также обязуется перенести переплату на текущий или последующий месяц.

Количество прописанных жильцов

Тарифные ставки за электроэнергию и воду зачастую основываются именно на этих данных. Если из вашей квартиры давно выписались жильцы (дети уехали от родителей), а счета продолжают приходить с прежними тарифами, собирайте документы и отправляйтесь в офис компании. Менеджер поможет составить заявление на перерасчет коммунальных платежей, приложит к нему документы с адресного стола, а на следующий месяц придут данные о пересмотре платежей за весь указанный период. Очень часто люди не знают об этом и не сообщают в коммунальные службы о прописке/ выписке членов семьи.

Законодательство

Изменения возможны как в сторону уменьшения, так и увеличения стоимость. Закон о перерасчете коммунальных платежей четко описывает все случаи, в которых вы можете вернуть излишне оплаченную сумму либо, наоборот, выплатить свой долг:

  • Если в квартире некоторое время никто не проживает. В этом случае важно, чтобы отсутствие было подтверждено документально.
  • Если доход семьи составляет менее прожиточного минимума. В этом случае оплата не может составлять более 6% от этой суммы.
  • Если услуги были произведены невовремя либо были ненадлежащего качества. Кроме температуры воздуха и воды, сюда можно отнести невывезенный вовремя мусор. В принципе, любая услуга, которой вы недовольны, является поводом обращения к тому, кто их предоставляет. Это нормальная практика.

Перерасчет коммунальных платежей 2017 осуществляется по статьям: вывоз мусора и водоснабжение, канализирование и газоснабжение, нагрев воды. Любое основание должно быть подкреплено документально, иначе никто не примет заявление во внимание.

Нормы и стандарты

Для каждого вида услуг есть показатели:

  • Например, норма принимается в том случае, если горячая вода днем имеет температуру не менее 60 градусов. С полуночи до 05:00 этот показатель снижается до 30 градусов. Это норма, если у потребителя нет претензий к цвету, запаху, жесткости.
  • Электроснабжение считается качественным, если поставщик соблюдает установленные нормативы. Если электроприбор, требующий 220 Вт, работает в половину силы, то необходимо проверить его на исправность, а также замерить напряжение в сети.
  • Газоснабжение оценивается исходя из химического состава смеси.
  • Отопление оценивается по температуре воздуха в квартире. В жилых комнатах должно быть не менее +18-20 градусов, а в санузле - до +25 градусов.

Не забывайте о своих правах. Даже самое незначительное отклонение от норм позволяет требовать сверки.

Перерыв в оказании услуг

Время от времени случаются аварии и профилактические ремонты, на время которых отключают свет или воду. Конечно, чаще всего это вынужденная мера, но жильцы не обязаны оплачивать услуги, которые они не получили, путь даже на то были весомые причины. Если коммунальщики в этом случае утверждают обратное, то можете составлять исковое о перерасчете коммунальных платежей. Но нужно понимать, что считать перерывом:

  • Отсутствие газа более 4 часов.
  • Отсутствие электроэнергии более 2 часов.
  • Отсутствие отопления в случае если температура в квартире опустилась до +8.
  • Остановка холодного или горячего водоснабжения более чем на 8 часов в месяц или более 4 часов однократно.

Перерасчет коммунальных платежей при отсутствии жильцов

Очень популярная тема. Если вы длительное время были в отъезде, то, разумеется, хотите сэкономить на коммунальных платежах. Согласно действующего законодательства если потребитель отсутствовал более пяти дней, то он имеет право на перерасчет, за исключением услуг по отоплению и газоснабжению. Причем доказать это совсем не сложно, достаточно просто предоставить документ, подтверждающий сроки отсутствия и причину. Коммунальщики примут любую бумагу, которая может подтвердить ваше отсутствие.

Если вы уезжаете в командировку, то понадобится скопировать командировочное удостоверение. Возвращаясь из отпуска, предоставьте счет из гостиницы или паспорт с отметками о пересечении границы. Факт проживания на даче можно подтвердить справкой из администрации садового товарищества. Факт лечения или учебы - соответствующими документами из учреждения. Вообще, человек волен выехать куда угодно, даже без конечного пункта назначения. Для подтверждения вашего отсутствия дома в этом случае потребуется предоставить проездные билеты и справку от охранной организации о том, что жилье пустовало и находилось под наблюдением.

Собираем документы

Образец заявления о перерасчете коммунальных платежей вы можете взять в офисе компании, в которую обращаетесь. Но чуть ниже рассмотрим основные пункты, которые нужно отметить. Итак, вы должны собрать справки, протоколы и заключения экспертов, подписи соседей, и все это предоставить для подтверждения вашего права на перерасчет платежей. Все бумаги можно сдавать в виде заверенных копий. Причем работник коммунальной службы и сам может их заверить, если ему показать оригинал.

Сотрудники склонны долго рассматривать заявление на перерасчет коммунальных платежей. На самом деле как рассмотрение, так и выведение конечной суммы занимает не больше пяти рабочих дней. В этом случае сумма просто скорректируется в следующей платежной квитанции и вам не придется ходить несколько раз. Если же этого не произошло, то человек вправе требовать письменного обоснования.

Хочется еще раз отметить, что перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов предоставляется за любые услуги, кроме отопления. Если же у вас стоят счетчики воды и электричества, то по ним расхода не будет, а перерасчету подлежит только газ. Жилищные платежи, например уборка подъезда, тоже останутся без изменений.

Особенности процедуры

Если в квартире установлены индивидуальные счетчики, то можно сильно не волноваться. Все равно вы оплатите ровно столько, сколько потратили. Если же вы твердо решили подать на перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии в квартире, то предупредите управляющую компанию заранее. В идеале в день отъезда придет сотрудник управляющей компании, перекроет воду и газ, чтобы потом не было лишних вопросов.

К сожалению, этого никто не делает. Поэтому по приезде вы можете запросить перерасчет услуг ЖКХ, для чего у вас есть целый месяц. Заявления и сопутствующие документы подаются непосредственно в управляющую компанию, после чего будут рассмотрены, а жилец оповещен о принятом решении.

Перерасчет на время отбывания наказания

Если наниматель жилья временно отсутствует, то это не изменяет его прав и обязанностей по договору. Пребывания человека в местах лишения свободы - это такое же временное отсутствие. Наниматель все равно обязан оплачивать содержание и текущий ремонт жилого помещения, что не относится к коммунальным услугам. Если он не вносит оплату более чем за 6 месяцев, то компания может взыскать ее в судебном порядке. Если человек не вернулся в течение полугода, то он может подать на перерасчет позднее, но он будет произведен только за период в шесть месяцев. При этом счета за отопление и ОДН останутся прежними, так как факт пребывания в тюрьме не избавляет от необходимости содержать помещение.

Как оформлять свою просьбу: образец

Заявление о перерасчете коммунальных платежей составляется в вольной форме. Стандартно в шапочке указывается получатель, то есть руководитель учреждения. Кроме того, здесь же нужно вписать свои данные и контактный телефон. Ниже - заголовок «Заявление», а после вы начинаете излагать суть своей проблемы:

  • «Прошу произвести перерасчет оплаты за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, канализации, отопления за……, в связи с…..». Приложение на… листах.

В течение 10 дней вам обязаны дать ответ в письменной форме.

Исковое заявление о перерасчете

Коммунальные платежи должны быть пересмотрены, но в ряде случаев поставщики услуг не хотят тратить время на пересчеты и отказываются рассматривать заявления. В этом случае вы имеете полное право подать в суд. Ничего страшного в этом нет, необходимо просто собрать доказательства. То есть на руках должны быть копии всех документов, переданных коммунальщикам. Кроме того, потребуется написать заявление.

Изложите данные о себе, Ф. И. О., право собственности на данную квартиру и на основании чего оно наступило. Затем в произвольной форме опишите ситуацию: какого числа получили квитанцию, почему сумма не устроила, как обратились в коммунальную службу и не получили ответа. Ссылаться можно на закон, с п.1 статьи 157 ЖК РФ, согласно которой размер оплаты устанавливается согласно показателям приборов, а также на ста. 32, в которой говорится о защите прав потребителя. Ниже укажите свою просьбу, обязать ответчика произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за коммунальные платежи.

Вместо заключения

Достаточно часто в своей жизни мы сталкиваемся с такой проблемой, как неверное начисление коммунальных платежей. Это может быть разовая ошибка или регулярное исчисление ошибочной суммы, в связи с неверным выбором тарифа либо по другим причинам. Но закон РФ предполагает возможность проведение перерасчета платежей, если у собственника квартиры есть веские основания полагать, что коммунальщиками была допущена ошибка при расчетах. Сегодня были рассмотрены основные случаи, в которых такая процедура может быть выполнена.

Если вы уверены, что квитанции каждый раз приходят с ошибочно начисленной суммой, а коммунальные службы не хотят обращать на это внимание, то собирайте необходимые бумаги, в том числе и письма, которые вы писали с просьбой пересмотреть оплату, и обращайтесь в суд. Сегодня это нормальная мировая практика: если проблема не может быть урегулирована другим способом, то гражданин вправе искать защиты в суде. Несмотря на кажущуюся сложность, эта процедура не отнимет много времени. Потребуется только написать заявление, а в назначенный день присутствовать на заседании или отправить своего представителя.

Добрый день. Спасибо за Ваш вопрос и участие в жизни проекта, давайте попробуем разобраться.

Как известно, проценты переплаты по кредиту начисляются в зависимости от срока кредитования. Чем дольше деньги, полученные у банка, находятся в Вашем пользовании, тем больше в конечном итоге Вы будете должны.

Досрочное погашение приветствуется на любой стадии выплаты по кредиту и в любом объёме (возможна как полная, так и частичная выплата долга). Мы уже писали о том, . Прочитав статью, Вы сможете понять для себя некоторые нюансы и тонкости этого процесса.

Возвращаясь к Вашему вопросу.

Если Вы собираетесь погасить кредит частично. Когда производится оплата лишь части кредита, банк предлагает клиенту несколько вариантов дальнейшей оплаты займа. Первый – банк изменяет размер ежемесячной оплаты по кредиту в меньшую сторону, но платить вы будете такой же срок. Второй – размер ежемесячного платежа останется прежним, но Вы выплатите свой кредит быстрее.

Последний вариант будет выгоднее, ведь в конечном итоге процентная ставка переплаты по кредиту будет ниже.

Если Вы собираетесь погасить кредит полностью. При полной оплате остатка долга, банк обязан перерастать проценты по кредиту. Если точнее, то процент остаётся тем же, но переплата по кредиту снизится за счёт сокращения срока кредитования.

При любом способе досрочного погашения кредита, обязательно придите в банк (желательно за 20-30 дней до планируемой даты внесения оплаты) и сообщите о своих намереньях. Сотрудники банка смогут конкретно сказать Вам сколько нужно платить, составят новый график платежей и выполнят соответствующие расчёты.

В данном вопросе не стоит заниматься самодеятельностью, согласуйте свои действия с банком прежде чем вносить деньги и за ранее узнайте о возможных штрафах и комиссиях за преждевременное погашение.

Здравствуйте!

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354.

Согласно данных Правил, в течении 3 месяцев плату должны брать исходя из среднего потребления за предыдущие месяцы (пункт 59), а затем исходя из нормативов потребления (пункт 60).

Таким образом, перерасчет возможен только в случае, если плата за воду взималась сразу по нормативу, без учета среднемесячного потребления.

Поверка подтвердила, что счетчик исправен, акт поверки в ЖЭКе приняли.
Анна

Прибор учета считается исправным с момента проведения очередной поверки, соответственно «перерасчет по факту расхода воды» производится не будет.

59.Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки , - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
60. По истечении указанного в подпункте «а» пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов , за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом,плата за коммунальную услугу , предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.

2. Вопрос

Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев)?

Ответ

Порядок расчетов в случае если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 000 срока (меньше 3-месяцев), Правилами № 000 не урегулирован. Считаем, что в этом случае размер платы может быть определен исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

3. Вопрос

Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?

Ответ

При невозможности определить среднемесячные показания объемов коммунального ресурса при наличии установленных приборов учета в расчетах за коммунальные услуги следует использовать нормативы потребления коммунальных услуг.

4. Вопрос

У собственника наступил срок поверки счетчиков ИПУ воды. Он не проверил счетчики воды в Центральной метрологической службе. Как начислять ему плату за воду: принимать ли у него показания счетчиков воды? И нужно ли ему впоследствии делать перерасчет ?

Ответ

Согласно п. 59 Правил № 000 в случае истечения срока эксплуатации ИПУ, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 1 года, а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет в таком порядке начинается с даты, когда истек срок проведения очередной поверки ИПУ, до даты введения в эксплуатацию прошедшего поверку ИПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Таким образом, ИПУ с истекшим сроком очередной поверки к эксплуатации не допускается, его показания в расчетах не используются.

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена.

На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

5. Вопрос

У абонента ИПУ установлен шесть месяцев, из которых показания переданы только один раз. Как производить начисления согласно Правил № 000?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний ИПУ плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, определяется исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям ИПУ за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, а для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода (в случае если период работы ИПУ составил меньше 1 года). Если среднемесячный объем потребления рассчитать невозможно по указанной в вопросе причине, то начисления следует производить по нормативам потребления, поскольку иных вариантов расчетов за коммунальные услуги ни Правилами № 000, ни ст.157 ЖК РФ не предусмотрено.

6. Вопрос

Постановление Правительства РФ № 000 п. 59: нужно ли пересчитывать объемы, рассчитанные по среднему (и нормативам) в период поверки ИПУ, если по результатам поверки ИПУ признан соответствующим требованиям к приборам учета и не изымался у потребителя?

Ответ

Обязанность исполнителя произвести последующий перерасчет платы, начисленной без учета показаний неповеренного ИПУ, в Правилах № 000 прямо не предусмотрена. На наш взгляд, такой перерасчет может быть произведен в случае если:

ИПУ по результатам проведенной поверки будет признан соответствующим установленным требованиям к средствам измерений;

Фактический объем потребления услуг по данным ИПУ, вышедшим из поверки, превысит объем, начисленный исходя из среднемесячных (нормативных) значений (в противном случае остальным потребителям будет необоснованно завышен размер платы за ОДН);

Соответствующие обязанность и право исполнителя будут предусмотрены условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (на основании пп. «ф» п.31 и пп. «ж» п. 32 Правил № 000.

7. Вопрос

П. 59 Правил предоставления коммунальных услуг. У абонента установлено 2 прибора учета по одному виду услуги, например холодное водоснабжение , и абонент сообщил показания только по одному прибору учета. Каким образом произвести начисления по данному виду коммунальных услуг: по одному прибору учета по показаниям, а по второму по среднему, или по среднему по л\с в целом? А если абонент по одному прибору учета исправно передает показания прибора учета, а по второму не передает более 3 месяцев?

Ответ

Считаем, что в соответствии с п.59 Правил № 000 начисления в течение 3-х месяцев могут производиться любым из указанных Вами способом (поскольку любой из них не будет отражать фактическое потребление услуг и в последующем данному потребителю будет сделан перерасчет исходя из фактических показаний установленных в его помещении приборов учета). Однако по истечении 3-х месяцев, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячным показаниям приборов учета, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п.60 Правил № 000). Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в единой величине, то в случае если абонент по одному прибору учета не передает показания более 3 месяцев, а по другому прибору исправно передает показания, то начисление платы за 4-й месяц ему следует производить исходя из норматива потребления - без учета предоставляемых потребителем показаний одного из приборов учета.

8. Вопрос

Необходимо ли произвести перерасчет платы за коммунальные услуги (горячее, холодное водоснабжение, электроснабжение) в случае не предоставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета в срок до 26 числа текущего месяца с последующим их предоставлением в следующем месяце.

Ответ

Согласно пп. «б» п. 59 Правил № 000 в случае непредставления потребителем показаний индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) в установленные Правилами № 000 сроки (то есть не позднее 26-го числа текущего месяца) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в таком помещении.

Таким образом, если потребитель не представил вовремя показания ИПУ в текущем месяце (например, сентябре), то начисление ему размера платы за текущий месяц (сентябрь) необходимо производить исходя из среднемесячного объема потребления.

В целях дальнейших расчетов показания ИПУ на конец текущего месяца (сентября) принимаются равными сумме:

Последних показаний, представленных потребителем в установленный срок для определения размера платы за предыдущий месяц (август);

И среднемесячного объема потребления, принятого исполнителем при начислении размера платы за текущий месяц (сентябрь).

1 вариант. Если потребитель представил показания ИПУ в следующем месяце (октябре) вовремя, то размер платы за октябрь определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем до 26 октября , и расчетного значения показаний ИПУ на конец предшествующего месяца (сентября).

2 вариант. Если потребитель представил показания в следующем месяце (октябре) несвоевременно, то размер платы за октябрь определяется в указанном выше порядке – исходя из среднемесячного объема потребления. Среднемесячный объем потребления суммируется с «показаниями» ИПУ за сентябрь. И т. д. до расчетного периода, в котором потребитель своевременно представит показания ИПУ. Размер платы за месяц, в котором показания ИПУ были представлены вовремя, определяется в общеустановленном порядке - исходя из показаний ИПУ, представленных потребителем, и расчетного значения «показаний ИПУ» на конец предшествующего месяца.

9. Вопрос

Как определить, за какой период и в каком периоде сняты показания ИПУ, если они переданы несвоевременно?

Ответ

Нет необходимости устанавливать какие показания и к какому периоду относятся, поскольку в случае несвоевременного предоставления показаний ИПУ согласно п.59 Правил № 000 объем потребления коммунальной услуги в расчетном месяце принимается равным среднемесячному объему (если показания не предоставляются более 3-х месяцев – по нормативам потребления). В месяц представления показаний ИПУ объем определяется из расчета разницы между представленными показаниями и выставленным объемом за предыдущие месяцы, за которые показания не предоставлялись.

10. Вопрос

Если абонент не передал показания ИПУ, то в течение 3 месяцев можно начислять по среднемесячным объемам. Как производить начисление, если абонент передал показания в 3-м месяце? Делать ли в этом случае перерасчет (снятие) среднемесячных объемов, начисленных ранее?

По прошествии 3-х месяцев ИПУ автоматически считается вышедшим из строя? (в Правилах № 000 это не оговорено).

Ответ

Размер платы за первые 2 месяца определяется исходя из среднемесячного объема потребления. Размер платы за 3-й месяц, в котором абонент представил последние показания ИПУ, определяется исходя из объема, исчисленного как разница между показаниями ИПУ, снятых на конец этого 3-го месяца, и показаниями ИПУ на начало 3- го месяца, «рассчитанными» исполнителем указанным ниже способом.

Рекомендуем начисленный по среднемесячному значению объем потребления за 2 месяца, в течение которых абонент не представлял показания ИПУ, суммировать с показаниями, которые абонент представил до этого (в предыдущий раз). То есть показания ИПУ на конец каждого из двух расчетных периодов, за которые абонент не передавал показания ИПУ, необходимо последовательно увеличивать на среднемесячный объем потребления. При таком порядке исполнителю не придется снимать произведенные начисления по среднемесячным объемам, а затем начислять размер платы в месяце, на конец которого потребитель представил показания ИПУ за 3 месяца, исходя из показаний за эти 3 месяца.

По прошествии 3-х месяцев непредоставления потребителей показаний ИПУ такой прибор учета не считается вышедшим из строя.

11. Вопрос

Каким образом РСО может определить среднемесячный объем потребления за последний год в отношении отдельных потребителей, при непредставлении последним показаний приборов учета в течение 3 месяцев?

Ответ

Согласно п.59 Правил № 000 в случае непредставления показаний ИПУ плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Указанные периоды определяются начиная с первого месяца, за который показания ИПУ не были предоставлены.

12. Вопрос

Новые нормативы потребления коммунальных услуг разработаны только для жилых помещений. Как производить начисление, если нежилое помещение не передает показания ИПУ более чем 2 месяца?

Ответ

Положение п.59 Правил № 000 об использовании в расчетах за коммунальные услуги среднемесячных показаний ИПУ содержит положение о его применении для нежилых помещений в течение 3х месяцев непредставления показаний ИПУ. По истечении 3х месяцев рекомендуем определить порядок начислений платы за коммунальные услуги в договоре с собственником нежилого помещения: разумным будет в доме с ОПУ продолжать начислять по среднемесячному потреблению прошлого года, а в доме без ОПУ – в объеме, согласованном с РСО.

13. Вопрос

Собственник имеет в доме несколько квартир, которые сдает в наем под почасовую гостиницу, приборы учета установлены, но показания не сдает, в квартиру для снятия показаний по приборам учета не допускает. Как в таких случаях производить начисления коммунальных услуг?

Ответ

Согласно Правил № 000 начисление платы за коммунальные услуги в жилом помещении, потребители в котором не сдают показания приборов учета, следует исчислять в соответствии со среднемесячными объемами, определенными по показаниям приборов учета (в течение первых трех месяцев), а затем по нормативам потребления, исходя из количества проживающих и зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Однако по нашему мнению, использование квартиры в многоквартирном доме под гостиницу неправомерно, поскольку для такого использования собственник обязан перевести жилое помещение в нежилое. Необходимо обращаться в жилищную инспекцию с требованием о выдаче собственнику предписания о прекращении использования жилого помещения не по назначению.

14. Вопрос

Согласно п.59 Постановления № 000, в случае непредставления потребителем, показаний приборов учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода). Следует ли ограничивать период для расчета среднемесячного объема периодом нахождения помещения в собственности, в случае если переход права собственности на помещение к другому лицу произошел менее 1 года назад?

Ответ

Прямого ответа на поставленный вопрос Правила № 000 не содержат. При этом считаем, что в описанной ситуации необходимо исходить из следующего.

Обязательства по оплате коммунальных услуг возникают у конкретного лица - потребителя коммунальных услуг, поэтому при прочтении п. 59 Правил № 000, в котором допускается использование в расчетах показателя среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса конкретным потребителем, по нашему мнению, следует исходить из того, что при применении п.59 Правил № 000 нельзя учитывать при определении среднемесячного объема объем коммунального ресурса, потребленный иным потребителем (прежним собственником помещения в многоквартирном доме). Следовательно, при отсутствии возможности определить для «нового» потребителя (в собственности которого помещение находится менее 3 месяцев) среднемесячный объем коммунального ресурса для целей использования п.59 Правил № 000, необходимо производить расчет платы за коммунальные услуги (за период не предоставления таким потребителем показаний ИПУ) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что будет соответствовать ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса РФ. Если же помещение, оборудованное ИПУ, находится в собственности «нового потребителя» более трех месяцев, то среднемесячный объем потребления коммунального ресурса для целей применения п.59 Правил № 000, определяется с учетом фактического периода работы прибора учета (но не менее трех месяцев) и переданных потребителем показаний за соответствующие расчетные периоды.

15. Вопрос

Просим высказать мнение по поводу ситуации, при которой: срок поверки ИПУ истек и в соответствии с п.59. Постановления № 000, плата за коммунальную услугу в течении 3-х месяцев определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. По истечении 3-х месяцев по нормативу (п.60), но в случае, если количество проживающих равно 0, норматив также равен 0. Не следует ли из этой ситуации вывод, что среднемесячный объем в ситуациях, описанных п.59 применяется только при условия наличия проживающих в помещении?

Ответ

Согласно ч.11 ст.155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчетов за период временного отсутствия граждан в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 86 и 88 Правил № 000 при отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений. Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Учитывая, что неповеренные своевременно приборы учета, не могут быть использованы в расчетах за коммунальные услуги, то в отношениях с гражданами, временно или постоянно отсутствующими в занимаемых ими жилых помещениях (оснащенных индивидуальными приборами, не прошедшими своевременно поверку), которым начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на индивидуально-бытовые нужды, производится исходя из среднемесячного объема потребления или нормативов потребления, необходимо руководствоваться указанными выше нормами ЖК РФ и Правил № 000, предусматривающими перерасчет размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг в период неиспользования жилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета.

Таким образом, в описанной Вами ситуации п.59 Правил № 000 применяется при условии наличия проживающих в жилом помещении (за исключением коммунальных услуг отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений).

16. Вопрос

Правила № 000 урегулировали вопрос о том, каким образом необходимо начислять плату за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний ИПУ - по среднемесячному объему, затем по нормативу.

Однако Правила прямо не урегулировали вопрос о том, должен ли исполнитель после предоставления потребителем показаний (что может произойти спустя несколько лет!) пересчитать ему размер платы за коммунальные услуги, начисленный ранее, исходя из представленных показаний? К какому периоду следует относить получившийся доп. объем потребления (причем он может быть и минусовым, если за период непредставления показаний потребление, учитывающее ИПУ отсутствует)?

Аналогичные вопросы возникают в случаях когда:

Исполнитель получил доступ и снял показания после периода, в течении которого потребитель не передавал показания ИПУ и не допускал исполнителя для проведения проверки в помещение;

Потребитель пропустил срок поверки ИПУ, но затем проведенная поверка показала, что прибор исправен. Следует ли исполнителю пересчитать прошлые периоды по показаниям в то время не поверенного ИПУ, если его показания потребителем все-таки передавались?

Ответ

В любом из указанных в вопросе случаях не предоставления показаний ИПУ у исполнителя КУ нет оснований не проводить потребителю расчет размера платы исходя из показаний ИПУ (в т. ч. путем корректировки). Величина корректировки (плюс или минус) учитывается в том периоде, в котором были предоставлены показания ИПУ.

17. Вопрос

В правилах № 000 имелась норма, что если учет ресурса в жилом помещении осуществляется несколькими приборами учета, то при неисправности или окончании поверочного периода одного из них расчет проводится по нормативам потребления. На что можно ссылаться в рамках Правил № 000?

Ответ

В Правилах № 000 норма, прямо устанавливающая порядок расчетов в случае неисправности одного из средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом (нежилом) помещении в МКД, отсутствует. Однако в указанном случае следует руководствоваться пп. «а» п.59 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при выходе из строя либо истечении срока эксплуатации индивидуального, квартирного прибора учета, под которым понимается и один из совокупности установленных приборов учета, измеряющих объем коммунального ресурса в помещении - исходя из среднемесячного объема потребления или норматива потребления . Данный вывод исходит из того, что в Правилах № 000 совокупность средств измерений, используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме или в коммунальной квартире, приравнивается к одному средству измерения - индивидуальному или квартирному прибору учета (п.2 Правил № 000). Кроме того, норматив потребления коммунальных услуг, применяемый в расчетах в случае выхода из строя или окончания срока эксплуатации ИПУ (КПУ) в соответствии с п. 60 Правил № 000, устанавливается не на часть коммунальных услуг, потребляемых в жилом помещении, а на коммунальные услуги, потребляемые в целом в помещении.

18. Вопрос

В Правилах № 000 не предусмотрен порядок начисления платы за срыв пломбы по месту установки прибора учета. Санкции предусмотрены только за самовольное подключение, за вмешательство в работу прибора учета. Как производить начисление объемов в указанном случае?

Ответ

В п.62 Правил № 000 установлен специальный порядок расчетов при обнаружении исполнителем факта несанкционированного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам , а также несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета. То есть просто срыв пломбы на месте присоединения прибора учета к сетям еще не свидетельствует о факте целенаправленного или непреднамеренного вмешательства потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний. Кроме того, считаем, что зафиксировать наличие искажения показаний прибора учета, вызванного вмешательством в работу прибора учета, не представляется возможным. Таким образом, в отсутствие доказательств о том, что срыв пломбы является вмешательством потребителя в работу прибора учета, повлекшего искажение его показаний, расчеты за коммунальные услуги необходимо производить исходя из показаний такого прибора учета. Тем более что наличие пломбы на месте присоединения индивидуального прибора учета к сетям требуется не во всех случаях.

4.2. Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ОПУ при их наличии

1. Вопрос

Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил № 000)?

Ответ

Согласно Правилам № 000 в межотопительный период начисление по отоплению не производится.

Если ОПУ до выхода из строя отработал менее 3-х месяцев, то расчеты за коммунальные услуги и первые три месяца и по истечении 3-х месяцев могут производиться по нормативам потребления (ч.1 ст.157 ЖК РФ).

2. Вопрос

После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность. За чей счет производится поверка? Как произвести корректировку гражданам в связи с выявленной погрешностью прибора? Как произвести перерасчет между РСО и УО?

Ответ

Поверка ОПУ проводится за счет собственников помещений МКД, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья .

Поскольку выявленная завышенная погрешность показаний ОПУ относится к неисправности прибора учета, то в соответствии с п. 60 Правил № 000 размер платы определяется исходя из «рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию общедомовой (коллективный) прибор учета коммунального ресурса либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд».

Если РСО признает дату поломки ОПУ более раннюю, чем дата демонтирования ОПУ для проведения поверки, и проведет перерасчет УО, то появится основание для перерасчета платы за услуги отопления гражданам.

3. Вопрос

Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 000, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?

Ответ

В указанном случае рекомендуется разъяснить потребителям, что умышленный вывод из строя ОПУ приводит к обязанностям лица, ответственного за эксплуатацию общего имущества, восстановить работоспособность приборов учета в течение 2х месяцев. Следовательно, экономия в оплате за ресурс может быть меньше, чем расходы потребителя на ремонт и обязательную поверку прибора учета после его ремонта.

Пункт 27 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации в договоре теплоснабжения предусматривает ответственность за умышленный вывод из строя прибора учета или иное воздействие на прибор учета с целью искажения его показаний.

4. Вопрос

МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производить начисление? Как производить начисления при снятии ОПУ на поверку?

Ответ

В этих случаях следует руководствоваться п. 60 Правил № 000, устанавливающим порядок расчетов при временном отсутствии ОПУ по причине утраты ранее введенного в эксплуатацию ОПУ (при его демонтаже в связи с капитальным ремонтом) или истечения срока эксплуатации ОПУ (при его снятии на поверку), т. е. определять плату в течение 3х месяцев – по среднемесячному потреблению, в последующие месяца – по нормативам потребления коммунальных услуг.

5. Вопрос

При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов: с момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Ответ

Согласно п. 60 Правил № 000: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета , а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события , до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 000, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 000 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО - в порядке, установленном Правилами № 000, - исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

4.3. Несанкционированное подключение

1. Вопрос

Пропускную способность трубы определять с учетом какой скорости движения воды?

Ответ

По нашему мнению, скорость движения воды при определении пропускной способности трубы должна соответствовать фактической скорости, с которой подается вода в соответствующий период времени (года, суток). Однако если ресурсоснабжающая организация в расчетах с исполнителем коммунальных услуг (в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения в отсутствие общедомовых приборов учета) будет исчислять количество израсходованной в доме воды в соответствии с п.57 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 N 167, то есть по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с , то и расчеты между исполнителем коммунальных услуг и потребителями, допустившими несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, должны строиться в том же порядке (основание – п.62 Правил № 000, согласно которому акт проверки состояния прибора учета, составляется исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации ).

2. Вопрос

Применяется ли порядок расчета, предусмотренный п. 62 Постановления Правительства № 000 от 01.01.2001г. к гражданам, осуществившим самовольное без заключения договора энергоснабжения) подключение частных жилых домов к электрическим сетям сетевой компании?

Ответ

Нет, данный пункт не применяется, так как в указанном примере отсутствует внутриквартирное оборудование, несанкционированно подключенное к внутридомовым инженерным системам. Однако положения данного пункта могут применяться по аналогии к потребителям проживающих в жилых домах на основании ч.2 ст.7 ЖК РФ.

3. Вопрос

Правомерно ли производить расчеты, предусмотренные п. 62 Правил за период предшествующий дате вступления в силу Правил? (Например: с 01.06.2012 г. по 05.09.2012 г.).

Ответ

Нет оснований для производства таких расчетов. За период, предшествующий дате вступления в силу Правил, расчет производится в соответствии с законодательством, действовавшим в тот период.

4. Вопрос

Обнаружено несанкционированное вмешательство в работе индивидуального прибора учета (Например: магнит на приборе воды). Как производить начисление с момента обнаружения до восстановления прибора учета: по пропускной способности или по нормативу?

Ответ

Согласно п.62 Правил № 000 при обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу ИПУ воды, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных по пропускной способности трубы и круглосуточной работы водопотребляющего оборудования после составления акта о несанкционированном потреблении коммунальных услуг, оформленного исполнителем в присутствии РСО.

5. Вопрос

Необходимо ли решение суда для отключения эл. энергии при вмешательстве должника во внутридомовые инженерные системы?

Ответ

Решение суда не требуется, так как согласно п. 62 Правил № 000 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

5. Изменение размера платы при нарушении качества коммунальных услуг

5.1. основания и общий порядок

1. Вопрос

Какой документ является основанием для перерасчета платы за коммунальную услугу при предоставлении ее ненадлежащего качества?

Ответ

Для перерасчета платы за коммунальные услуги необходимо наличие акта о нарушении качества коммунальных услуг, составленного исполнителем в соответствии с разделом Х Правил № 000, или указание исполнителя, оформленное в адрес РКЦ в письменном виде, при самостоятельном установлении исполнителем факта нарушения качества коммунальных услуг (п.104 Правил № 000).

2. Вопрос

Какие лица относятся к категории «незаинтересованных лиц», имеющих право подписания актов проверки (можно ли отнести к данной категории, например, соседей)?

Ответ

Незаинтересованным лицом, по нашему мнению, необходимо признавать лицо, на права и обязанности которого по отношению к УО, РСО, потребителю никоим образом не может повлиять установление (либо неустановление) того или иного факта. Таким образом, соседи, с учетом конкретных обстоятельств могут быть как отнесены, так и не отнесены к категории незаинтересованных лиц.

Так, например, если установление факта некачественного предоставления коммунальных услуг может повлечь за собой перерасчет платы за коммунальные услуги для всех потребителей в многоквартирном доме, то, по нашему мнению, соседи, не могут признаваться незаинтересованными.

3. Вопрос

Начисления за коммунальную услугу в МКД производятся исходя из показаний ОПУ. В доме за некачественно предоставленную услугу по нескольким квартирам произведено снижение размера платы. Нужно ли вычитать эти снятия из начислений по ОПУ, чтобы они не «ложились» на общедомовые нужды, а компенсировались виновными в недопоставке (или РСО или обслуживающей ВДИС организацией)? И как правильно это сделать? Что делать с поступающими актами, которые были сделаны гораздо позднее, чем произведены расчеты с РСО (обслуживающей ВДИС организацией)?

Вот пример судебного решения.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации10 июня 2015 года г.МахачкалаФедеральный суд Ленинского района г.Махачкала в составе: председательствующего судьи – Заишниковой Л.В., при секретаре – Омаровой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Махачкале дело по иску Джамалутдинова Абдуралимгаджи Шахаутдиновича к ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД о снятии задолженности за потребленный газ ,

У С Т А Н О В И Л: Джамалутдинов А.Ш. обратился в суд с иском к ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД о снятии задолженности за газ, указав, что ему принадлежит домовладение, расположенное по адресу: г.Махачкала, МКР Эльтав, ул.511 / 5. В указанном доме он проживает со своей семьей. В 2005г. дом был присоединён к газораспределительной сети. Заключён договор на поставку природного газа. С указанного времени по настоящее время оплата за потреблённый газ производится по показаниям прибора учёта газа. С 2009 года за потребленный газ начислена задолженность в размере 87 656,87 рублей, с чем он не согласен, считает её необоснованной по следующим основаниям. Со дня установки газового счётчика по настоящее время все расчеты за потребленный газ проводятся согласно показаниям счетчика, который установлен в 2005 году. Счетчик работает нормально, без сбоев, о чем имеются акты проверок органов инспектирования. Им регулярно проводилась оплата по показаниям счетчика, о чем имеются все квитанции. Согласно акту обследования прибора учёта газа, составленного представителем ООО «Газпром межрегионгаз», нарушений не выявлено, на основании результатов проверки газовый счётчик признан пригодным к применению со сроком следующей проверки в июле 2021 года, о чём ФБУ «Дагестанский ЦСМ» выдано метрологическое свидетельство. На момент проверки счётчика его целостность не нарушена, он работает в штатном режиме, его последние показания на 01.03.2015г. составляют 25 400 куб.м. Задолженность по состоянию на марта 2015г., согласно квитанции, составляет 79 125,43 руб. Он неоднократно обращался в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» г.Махачкала за разъяснениями, откуда периодически появляется задолженность, хотя он исправно оплачивает согласноприбору учета газа. Счетчик опломбирован пломбами ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», целостность которых не нарушена.В судебном заседании Джамалутдинов А.Ш. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что он с задолженностью не согласен, считает её необоснованной и незаконной.Просит обязать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД снять необоснованно начисленную задолженность за газ в размере 79 125, 43 руб. по состоянию на 01.03.2015г. с лицевого счета 0100120593 по адресу: г.Махачкала, МКР Эльтав, ул.511/5 и произвести перерасчет задолженности за газ согласнопоказаниям прибора учёта газа. Просит заявленные требования удовлетворить, применив сроки исковой давности.В судебном заседании представитель ответчика – ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД – Иманмурзаев Д.У. (по доверенности от 01.01.2015г.) возражал против удовлетворения заявленных требований Джамалутдинова А.Ш.Просит в удовлетворении исковых требований Джамалутдинова А.Ш. отказать.Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Согласно «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства №307 от 23.05.2006г., собственники жилых домов вносят плату только за приобретение у ресурсоснабжающей организации объема газа, исходя из показаний приборов учета, принадлежащих собственникам жилых домов. Согласно договору № от 23.09.2005г. следует, что ЗАО «Дагестанрегионгаз» и Джамалутдинов Г. заключили договор о поставке природного газа. Учет количества отпущенного газа производится по показаниямсчетчика, установленного у Потребителя и зарегистрированного у Поставщика.Из акта - заключения от 06.04.2006г. за № усматривается, что счетчик газа СГМН-1, принадлежащий Джамалутдинову по адресу: <адрес> работает нормально, пломбы не нарушены.Из акта инвентаризации от 01.11.2010г. следует, что в результате проведенного обследования потребителя газа по адресу: <адрес>, установлено следующее: жилая отапливаемая площадь – 24 кв.м, количество людей – 2 чел., отопительные приборы – УГОП-1, ПГ-4, узел учета газа – СГМИ - 1, номер пломбы – 376919, дата установки – 2005г.Согласно Свидетельству о поверке от 09.06.2013г. за № следует, что счетчик газа СГМН-1, заводской номер 806384, признан пригодным к применению.Из акта инвентаризации газифицированного домовладения от 24.06.2013г. следует, что по адресу: <адрес>, установлено следующее: жилая отапливаемая площадь – 154 кв.м, количество людей – 3 чел., газовые отопительные приборы – УГОП-1, ПГ-4, прибор учета газа – СГМИ – 1G6, номер пломбы – 376919, дата установки – 2005г.Из акта на демонтаж газового счетчика № от 08.07.2013г. усматривается, что работники ОАО «Махачкалагаз» произвели демонтаж газового счетчика в связи с госповеркой по адресу: <адрес> домовладельца Джамалутдинова. Показания счетчика на момент снятия составляют 20694. Счетчик марки СГМАН -1.Согласно акту № от 10.07.2013г. усматривается, что проверена работоспособность счетчика. В день составления акта показания счетчика зафиксированы - 20695.Согласно акту на установку газового счетчика от 10.07.2013г. следует, что работники ОАО «Махачкалагаз» установили газовый счетчик марки СГМН -1 № по адресу: <адрес>, показания счетчика на день установки - 20695.Судом исследованы квитанции об оплате коммунальных услуг за 2014-2015гг.В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуетсяподавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачиватьпринятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.Статьей 543 ГК РФ предусмотрено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.В соответствии со ст.2 ФЗ РФ № 69-ФЗ от 31.03.1999г. «О газоснабжении в Российской Федерации» поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам; потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.Согласно норм «Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998г. №162, поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа(п.2); Для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения (п.4); Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов (п.5); Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа (п.12); Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются (п.21); Учетобъема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа (п.22); При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборампринимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором (п.23); Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором (п.30); Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения (п.34). Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549) собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы газа, исходя из показаний приборов учета принадлежащих собственникам жилых домов (п.7). Кроме того,исполнитель – юридическое лицо, представляющее коммунальную услугу, должен принимать меры для снятия показаний с приборов учета потребителя, и только в случае невыполнения потребителем требований исполнителя о предоставлении показаний счетчика, последний имеет право произвестирасчет размера платы, за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Однако даже в этом случае, после того как потребитель даст доступ для снятия исполнителем показанийприборов учета, исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы согласно приборам учетагаза (п.24). В силу изложенного суд считает, что истец Джамалутдинов А.Ш. как потребитель газа, нормы закона не нарушил, учет потребленного газа производила с надлежаще исправным счетчиком, оплату газа производил за фактически принятое количество газа (ст. 544 ГК РФ). Отказ ответчика произвести расчет газа не по счетчику, возложение на него оплаты по объему потребления, исходя из проектной мощности газопотребляющих установок, необоснован. Кроме того, на потребителя (истца) необоснованно ставится в вину причина образования задолженности, не внесение данных его счетчика в базу данных поставщика газа. Потребитель самовольно газовый счетчик не установил, его установило специализированное предприятие, по данным установленного счетчика поставщик газа получает оплату от потребителя и при этом перед потребителем не ставит вопрос обязанности совершить действия для внесения сведений о счетчике в базу данных. Потребитель не связан с выбранным поставщиком методом контроля и учетапотребления газа (журнальный, картотечный, электронный учет) . По мнению суда, ответчиком не представлено объективных доказательств, подтверждающих обоснованность проведения расчета размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу указанной нормы, и в соответствии с требованием Джамалутдинова А.Ш. о применении срока исковой давности, суд считает необходимым применить к возникшим между истцом и ответчиком отношениям срок исковой давности.Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу заявленные требования Джамалутдинова А.Ш. удовлетворить частично, обязав ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД снять необоснованно начисленную задолженность за потребленный газ в размере 78 422, 24 коп. (79 125, 43 руб. – 703,19 руб.)На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судРЕШИЛ: Иск Джамалутдинова Абдуралимгаджи Шахаутдиновича удовлетворить частично.Обязать ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» филиал в РД снять необоснованно начисленную задолженность в размере 78 422, 24 руб. (семьдесят восемь тысяч четыреста двадцать два рубля двадцать четыре коп.) по состоянию на 31.04.2015г. с лицевого счета 0100120593 по адресу: <адрес>, МКР Эльтав, ул.511/5, и произвести перерасчет задолженности за газ согласно показаниям прибора учёта газа. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня его принятия.Председательствующий Л.В.ЗаишниковаОтпечатано в совещательной комнате.