Соглашения о разделе продукции (СРП). Разбираем закон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О соглашениях о разделе продукции


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 5-6, 14.01.99);

(Российская газета, N 118-119, 23.06.2001);

(Российская газета, N 111, 10.06.2003);

(Российская газета, N 138, 01.07.2004);

(Российская газета, N 290, 30.12.2004) (о порядке вступления в силу см. );

(Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 109, 21.05.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);
(Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300100) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050060) (вступил в силу с 1 июля 2016 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, N 0001201806270039).

____________________________________________________________________

Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.

2. Отношения, не урегулированные настоящим Федеральным законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности применения настоящего Федерального закона с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством Российской Федерации о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. В случае, если законодательными актами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Федерального закона.

Статья 2. Соглашение о разделе продукции

1. Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ

3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр (абзац в редакции, введенной в действие с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ .

В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ) .

В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.
Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых (абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ) .

4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона , по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;

если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.
Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ

5. Пункт Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ , Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ . .
____________________________________________________________________
Пункты 4 и 5 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 6 и 7 настоящей редакции - Федеральный закон от 7 января 1999 года N 19-ФЗ .
____________________________________________________________________

6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.

7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ .

Статья 3. Стороны соглашения

Российская Федерация (далее - государство), от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ ;

инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и(или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

2. В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Статья 4. Пользование участками недр на условиях раздела продукции

1. Право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения. Указанная лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

3. В случае, если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.

Статья 5. Срок действия соглашения

1. Срок действия соглашения устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения.

2. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 настоящего Федерального закона лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.

Глава II. Заключение и исполнение соглашений

Статья 6. Порядок заключения соглашения

1. Соглашение может быть заключено с победителем аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в согласованные сторонами сроки, но не позднее чем через один год со дня создания комиссии, указанной в пункте 3 настоящей статьи. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

Условиями аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

В отношении участков недр, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, условиями аукциона должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
(Абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение аукционов (абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

Соглашения заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ . .

3. Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти, с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ .

В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.
Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

Финансирование работ, связанных с разработкой условий аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ

4. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

. .

Абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ . .

5. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении между уполномоченными представителями сторон переговоров, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями аукциона. При этом указанные условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям аукциона (пункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

6. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

Статья 7. Условия выполнения работ

1. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее - работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации  и требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами , охране недр, окружающей среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ .

предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами (абзац в редакции, введенной в действие с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ;

привлечению работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций (абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ) ;

приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70 процентов общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. При этом для целей настоящего Федерального закона оборудование, технические средства и материалы считаются российского происхождения при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации на территории Российской Федерации из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50 процентов в стоимостном выражении произведенных на территории Российской Федерации российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ ;

абзац, дополнительно включенный с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ , исключен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ ;

осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую среду, а также по ликвидации последствий такого влияния (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ ;

страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ ;

ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.

Стороны могут согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и добыче минерального сырья требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, а также документов по стандартизации в этой области, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ .

Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. Данное положение не распространяется на использование объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

Положения настоящей статьи, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами Всемирной торговой организации и соглашением о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (абзац дополнительно включен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ) .

3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия (пункт в редакции, введенной в действие с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ .

5. По завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.

6. Геологическая и технико-экономическая информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается добыча полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяется соглашением. Порядок назначения представителей государства в управляющем комитете, их полномочия, а также порядок подготовки и принятия указанными лицами решений от имени государства устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

Статья 8. Раздел продукции

1. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать (за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи) условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандартуРоссийской Федерации, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ .

определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации - 90 процентов общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ

2. В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в пункте 1 настоящей статьи. При этом соглашение должно предусматривать условия и порядок:

определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68 процентов (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ ;

передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

3. Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции, предусмотренный настоящей статьей. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции, установленного настоящей статьей, на другой, установленный настоящей статьей, а также замену одного способа раздела продукции на другой (пункт дополнительно включен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ) .
(Статья в редакции, введенной в действие с 23 июня 2001 года Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 75-ФЗ

Статья 9. Право собственности инвестора на произведенную продукцию

1. Часть произведенной продукции, являющаяся по условиям соглашения долей инвестора, принадлежит на праве собственности инвестору Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 75-ФЗ .

2. Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности ".

Статья 10. Распределение и реализация государственной доли произведенной продукции

1. Реализация государственной доли произведенной продукции осуществляется в соответствии с федеральными законами.

Распределение стоимостного эквивалента произведенной продукции, а также иных доходов, получаемых государством в результате раздела продукции, между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. Доходы от реализации соглашения, полученные с участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ . .

3. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ . .

Статья 11. Право собственности на имущество

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ .

1. Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.

Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.

В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федеральной собственности. Порядок дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ .

2. Пункт утратил силу с 1 января 2016 года - Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ ..

Статья 11_1. Геологическая информация о недрах при реализации соглашений

1. Обладателем первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, полученных при выполнении работ по соглашению, является Российская Федерация.

2. Право собственности на материальный носитель, содержащий геологическую информацию о недрах, полученную при выполнении работ по соглашению, принадлежит Российской Федерации.

3. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться геологической информацией о недрах в целях выполнения работ по соглашению.

4. Условия использования геологической информации о недрах, полученной при выполнении работ по соглашению, определяются соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 205-ФЗ)

Статья 12. Транспортировка, хранение и переработка минерального сырья

1. Инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.

2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений статьи 11 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Налоги и платежи при выполнении соглашения

1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 89-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 164-ФЗ .

Порядок зачисления указанных в настоящем пункте платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ

Статья 14. Учет и отчетность

1. Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2001 года Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 75-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

2. Бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в валюте Российской Федерации (рублях) или в иностранной валюте. В случае, если ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность, предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные как в принятой иностранной валюте, так и в рублях. При этом все данные, исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности.

Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование

Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь специальные банковские счета в рублях и(или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и(или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ (статья в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

2. Пункт исключен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ . .

3. Пункт исключен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ . .

Статья 16. Передача прав и обязанностей по соглашению

1. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

2. Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.

3. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 17. Стабильность условий соглашения

1. Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации .

Изменения в условии соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ .

2. В случае, если в течение срока действия соглашения законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением.

Указанное положение об изменении условий соглашения не применяется в случае, если законодательством Российской Федерации вносятся изменения в требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране недр, окружающей среды и здоровья населения, а также в документы по стандартизации в этой области, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в том числе в целях приведения таких требований и документов в соответствие с аналогичными требованиями и документами по стандартизации, принятыми и общепризнанными в международной практике.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ .

Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора

1. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.

2. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ .

Статья 19. Контроль за исполнением соглашения

1. Государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Уполномоченные представители указанных в пункте 1 настоящей статьи органов, осуществляющих контроль за исполнением соглашения, имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по соглашению, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением соглашения.

3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции.

Указанный доклад направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации только по представлении Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.
(Пункт дополнительно включен с 14 января 1999 года Федеральным законом от 7 января 1999 года N 19-ФЗ)

Статья 20. Ответственность сторон по соглашению

1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации.

2. Условия и порядок распределения между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации расходов для удовлетворения требований инвестора о возмещении убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государством своих обязательств по соглашению, а также порядок взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при рассмотрении предъявленных государству требований инвестора, касающихся исполнения государством своих обязательств по соглашению, устанавливаются договорами, указанными в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Прекращение действия соглашения

1. Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения. Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры аукциона.

2. Соглашение, положения которого о способах налогообложения инвестора в соответствии со статьями 8 и 13 настоящего Федерального закона не вступили в силу в течение одного года с даты подписания соглашения, прекращает свое действие по истечении одного года с даты его подписания без соблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Участок недр, в отношении которого соглашение прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть предоставлен в пользование на условиях раздела продукции только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников, а также при соблюдении положений статей 2 и 6 настоящего Федерального закона.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ

Статья 22. Разрешение споров

Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах).

Статья 23. Иммунитет государства

В соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Российской Федерации отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и(или) арбитражного решения.

Глава III. Заключительные положения

Статья 24. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации, представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации, Банку России в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.

3. Правительству Российской Федерации в I квартале 1996 года внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об утверждении перечня месторождений, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Соглашение о разделе продукции – это договор, который заключается между предприятием и Российской Федерацией. На его основании предприятию (инвестору) передается на время право на поиск, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр. За это инвестор обязан отдать государству часть добытого сырья или выплатить его стоимость деньгами.

Условия, которым должно соответствовать соглашение о разделе продукции, прописаны в пункте 1 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ. Перечислим их.

Во-первых, соглашение можно заключить только после того, как был объявлен и проведен аукцион на предоставление права пользования недрами, который признали несостоявшимся.

Во-вторых, в соглашении должны быть определены условия раздела произведенной продукции (это количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащейся в добытом сырье).

Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает два варианта раздела продукции.

Первый вариант. Доля инвестора в произведенной продукции не превышает 75 процентов, а при добыче на континентальном шельфе – 90 процентов общего объема произведенной продукции.

Второй вариант. Пропорции раздела определяются в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценки участка недр, а также показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора не может превышать 68 процентов от произведенной продукции.

И наконец, соглашение должно предусматривать увеличение доли государства в продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора.

Постановка инвестора на налоговый учет

Поскольку для инвесторов действует особый порядок налогообложения, они должны встать на учет в инспекции в качестве участника соглашения о разделе продукции. Для этого в инспекцию нужно подать заявление по форме № 9-СРПЗ , которая утверждена приказом МНС России от 17 марта 2004 г. № САЭ-3-09/207 . А к нему следует приложить:
– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
– уведомление об использовании права на применение специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции;
– само соглашение о разделе продукции;
– решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем о разделе продукции, и о том, что он признан несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

Особенности налогообложения

В течение всего срока действия соглашения о разделе продукции для инвесторов действует особый порядок налогообложения.

Перечень уплачиваемых налогов

Итак, вместо уплаты некоторых налогов и сборов предприятие отдает государству часть произведенной продукции. В зависимости от того, какой процент продукции остается у самого инвестора, для него действует разный механизм налогообложения.

При первом варианте раздела продукции НДС платежи за пользование природными ресурсами, водный и земельный налоги, госпошлина, таможенные сборы, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченные инвестором, ему возмещаются.

Кроме того, инвестор не уплачивает налог на имущество в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе. Также он не платит транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (кроме легковых автомобилей), используемых исключительно для осуществления деятельности по соглашению. Это прописано в пункте 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ. А вот при втором варианте раздела продукции уплаченные налоги инвестору не возмещаются. Список уплачиваемых налогов при разных схемах налогообложения приведен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень налогов, уплачиваемых инвестором

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.39 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождается:
1) передача на безвозмездной основе имущества, необходимого для выполнения работ по соглашению между инвестором и оператором, в соответствии с программой работ и сметой расходов;
2) передача доли произведенной продукции, полученной инвестором по условиям соглашения, другим участникам объединения по соглашению;
3) передача инвестором в собственность государства вновь созданного или приобретенного имущества, использованного для выполнения работ по соглашению.

В остальном налог исчисляется в общем порядке. Правда, если по итогам квартала сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, исчисленную по реализованным товарам (работам, услуга), разница возмещается инвестору: она может быть зачтена в счет уплаты будущих платежей или возвращена на его счет.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения признается доход от выполнения соглашения, уменьшенный на величину расходов.

Доходом являются поступления от продажи принадлежащей инвестору прибыльной продукции (это произведенная продукция за вычетом той ее части, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых), а также внереализационные доходы. Последние определяются по правилам статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Если в качестве инвестора выступает объединение организаций, не имеющее статуса юрлица, доход, полученный каждой организацией, определяется пропорционально ее доле в общем доходе.

Порядок учета расходов

Все расходы инвестора по соглашению о разделе продукции можно разделить на две группы.

1. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль.

2. Так называемые возмещаемые расходы, то есть расходы, которые возмещаются за счет компенсационной продукции. Это часть произведенной при выполнении соглашения продукции, передаваемой в собственность инвестора.

В состав возмещаемых расходов включаются следующие траты.

1. Расходы, произведенные до вступления соглашения в силу, если оно заключено по месторождениям полезных ископаемых, которые ранее не разрабатывались (если данные затраты не учтены при налогообложении прибыли).

2. Расходы, произведенные с даты, когда соглашение вступило в силу (их перечень приведен в таблице 2).

Таблица 2. Учет возмещаемых расходов

Учтите, что все перечисленные расходы возмещаются инвестору в размере, который не превышает установленного соглашением уровня компенсационной продукции.

Если возмещаемые расходы превысили этот норматив, они могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом возмещаемыми не признаются расходы, произведенные:
– до вступления соглашения в силу (на приобретение пакета геологической информации для участия в аукционе, на оплату сбора за участие в аукционе);
– с даты, когда соглашение вступило в силу (разовые платежи за пользование недрами, налог на добычу полезных ископаемых, платежи по заемным средствам, комиссионные выплаты по ним и т. д.).

Затраты, не включенные в состав возмещаемых расходов, учитываются в целях налогообложения прибыли по общим правилам.

При этом налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно. То есть инвестору придется вести раздельный учет.

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции » от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем , что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том , что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции , являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона , проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный — (индонезийская модель — по стране происхождения ) — из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
  • «прямой» — исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки — п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или «дедушкиной» оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement ). Существуют также отдельные специфические разновидности . СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими .

История

Впервые соглашение о разделе продукции было заключено транснациональными нефтегазодобывающими синдикатами с правительством Боливии в начале 1950-х гг. С тех пор такие соглашения заключались ими с правительствами различных третьих стран, попутно были ратифицированы местными законодательными органами (парламентами) и утверждены главами государств (президентами, королями, шейхами и др.). Именно СРП регулируют правовые отношения в сфере добычи ресурсов транснациональными корпорациями в странах Ближнего Востока , Азии , Африки , Южной Америки , стран Карибского бассейна и Канады .

Субъекты

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации , где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго .

По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи .

Случаи расторжения

Случаи одностороннего разрыва СРП:

  • 1985 - Катар . Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
  • 2008 - Украина . Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International . 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

СРП в СССР

Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху , где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей . В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 - 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, - советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской - Министерство внешней торговли и промышленности Японии . СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине . Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной

Основания для прекращения права пользования недрами

1. По формальным обстоятельствам - по истечении установленного в лицензии срока действия, если не последовало ее продления;

2. По субъективным обстоятельствам - при отказе владельцалицензии от права на пользование недрами. Непредусматривается никаких ограничений этого права. Недропользователь не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникновению каких-либо новых обязательств;

3. По объективным обстоятельствам - при возникновении зафиксированного в лицензии соответствующего условия, а также в случаеперехода права пользования недрами, оформленного с нарушениемзаконодательства.

Основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами:

Обладатель лицензии в течение установленного срокане приступил к пользованию недрами в предусмотренныхобъемах;

Возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

Возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровьюлюдей в зоне влияния работ;

Нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;

Систематическое нарушениеправил пользования недрами;

Ликвидация предприятия, которому недра были предоставлены в пользование.

Право пользования недрами прекращается путем аннулирования лицензии в следующие сроки:

По истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления о допущенных нарушениях и непринятия мер по их устранению.

С даты принятия решения (при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, находящихся в зоне влияния работ);

Владелец аннулированной лицензии или лицо, не получившее лицензии, имеет право обжаловать эти решения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень требований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Одним из таких приложений является договор определенной, закрепляемой лицензией, формы.

Договор недропользования - соглашение об установлении, изменении или прекращении прав недропользования в котором фиксируются конкретные условия, на которых государство предоставляет участок недр в пользование.

Существуют три основных условия , определяющие характер договора недропользования:

1.Право собственности на добытую продукцию –государствовправе либо сохранить за собой право на добытую продукцию, либо передать его недропользователю.;

2. Правовой режим взаимоотношений государства и недропользователя - возможно на основе


v административного права (право пользования недрами предоставляется на основе положений Закона РФ «О недрах»),

v гражданского законодательства (право пользования недрами предоставляется на основе положений ФЗ «О СРП»)

Следует отметить, что в чистом виде практически ни одно из них не реализуется.

3.Налоговый режим - устанавливает две альтернативы: общий режим и специальный налоговый режим применительно к недропользованию в форме раздела продукции.

Сочетание перечисленных условий теоретически позволяет получить восемь разновидностей договоров. Однако в настоящее время в России менее широко применяютсялицензионное соглашение, соглашение о разделе продукции, концессионный договор, сервисный контракт.


ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Первоначально этот документ назывался «Условия лицензии на пользование участком недр». Данное приложение к лицензии(на трех-пяти страницах)содержало перечень обязательств владельца лицензии:

Вести работы в соответствии с требованиями действующего законодательства;

Довести добычу по годам до определенного уровня;

Выплачивать установленные платежи за право пользования недрами и другие налоги;

Привлекать субподрядчиков по согласованию с органом, выдавшим лицензию, и по практически все.

Первые конкурсы, особенно проводимые с участием иностранных инвесторов, выявили полное неприятие такой формы представления условий пользования недрами.

В последние годы лицензионное соглашение превращается в солидный, объемистый документ, содержащий до 30 и более отдельных статей и несколько приложений.

Лицензионное соглашение регулируется преимущественно административными методами,не соответствует понятию "сделка" и является неотъемлемой частью лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают не с момента заключения лицензионного соглашения, а с момента государственной регистрации лицензии.

Структура лицензионного соглашения:

1) Общие положения (статьи, определяющие цели и предмет соглашения; намерения сторон участвовать в социальном развитии соответствующего региона);

2) Регулирование производства (статьи, регламентирующие структуру управления проектом, производственные требования и обязательства недропользования);

3) Регулирование правовых отношений (право на территорию; распоряжение недрами; право собственности на имущество; переуступка прав; отказ от прав; процедура разрешения споров; форс-мажор и т.д.);

4) Регулирование экономической деятельности (статьи, касающиеся перечня, порядка и ставок платежей и налогов, которые должен платить недропользователь);

5) Процедурные вопросы (конфиденциальность; дата вступления договора в силу; и т.п.).

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Соглашение о разделе продукции -вид договора,в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Федеральныйо закон «О соглашениях о разделе продукции» выделяет следующие существенные условия СРП:

1. Инвестору предоставляются исключительные права на участок недр, т. е. государство не имеет права предоставлять данный участок недр другому пользователю.

2. Предоставляются права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. В лицензионном соглашении такие права предоставляются на основе совмещенной лицензии.

Представляет право пользования недрами на основе гражданского права.

СРП заключаются, как правило, по итогам конкурсаилиаукциона. Подготовка проекта соглашения осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной продукции :

1. Обычный (индонезийская модель – по стране происхождения)

v из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

v между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами;

v со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль.

Прямой

v исключается этап определения компенсационной продукции;

v инвестор не уплачивает налог на прибыль;

v размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.

Концессионный договор – договор, по которомуправо пользования недрами происходит на основе гражданско-правовых отношений с передачей пользователю недр права собственности на добытую из недр продукцию при общем налоговом режиме.

Субъектами соглашения являются:

- концедент - сторона, передающая права;

- концессионер - сторона, получающая права.

Контракт на предоставление услуг (сервисное соглашение) - подрядный договорна основе гражданско-правовых отношений с различной формой расчетов оплаты. Применяется в сфере недропользования при производстве капитального ремонта скважин, а также работ по интенсификации добычи.

Предполагает следующие варианты оплаты:

1. Соглашение с риском - вознаграждение определяется размерами прироста объемов добычи. Величина прироста добычи объективно во многом определяется природным фактором, а не технологией. В результате величина вознаграждения становится неопределенной.

2. Соглашение без риска - размер вознаграждения определяется обязательством выполнить заранее оговоренный объем технологических операций. Результат этих операций не влияет на размер вознаграждения.