Новый санпин по шуму. Допустимый уровень шума в децибелах в квартире

Если вы один из тех, кто проживает в большом жилом многоквартирном доме или подобном помещении, то вам, скорее всего, знакомы проблемы шумных соседей, которые постоянно нарушают ваш покой. Но почему- то мало, кто знает, как с этой проблемой бороться,особенно законными путями. Ведь наше здоровье защищает закон,который и нужно использовать. Для этого необходимо знать элементарные санитарные нормы соответствующих служб. Допустимый уровень шума в дневное и вечернее время имеет свои ограничения, и если вы будете их знать, то сможете жить в мире и согласии со своими соседями.

Сэкономьте ваше время и нервы. и в течение 5 минут получите бесплатную консультацию профессионального юриста.

Закон про санитарные нормы

Стоит обратить внимание, что в законе Российской Федерации четко описаны не только дни, но и время, в которое можно шуметь. Причем эти цифры четко отрегулированы. И касаются всех жилых помещений и домов. Но здесь важно помнить, что каждый регион и город имеет право самостоятельно устанавливать свои нормы и правила относительно этого вопроса. Хотя и существуют более обобщенные мерки. К таким можно отнести тот факт, что вы не можете превышать уровень шума больше чем в 40 децибел в промежуток времени между 7 утра и 23 часами ночи.

А если речь заходит про глубокую ночь, то допустимый уровень шума в вашем доме по санитарным нормам не может быть выше 30 децибел.

Но обратите внимание, что в вашем городе это может быть совершенно другой показатель, ведь рассчитывается он исходя из географии расположения области и ее населения.

Ярким примером может стать тот факт, что в некоторых городах по типу Москвы, вы не имеете права шуметь во время проведения ремонтных работ даже в обед с часу до трех дня. Хотя такое правило существует далеко не везде.

Музыка и громкие вечеринки

Если речь зайдет про музыку и громкое празднование каких-то событий, то уровень шума в дневное или ночное время абсолютно одинаковый, но он не должен превышать 30 децибел. Поэтому вам позволительно делать, что угодно лишь бы не превышать это число. Вы сможете легко слушать любимых исполнителей не только в дневное, но и в ночное время. При этом также совершенно не имеет значения, какой это день недели: будний, выходной или праздник. Допустимые санитарные нормы во всех этих случаях для жилых помещений совершенно одинаковые.

Ремонтные и строительные работы

Более сложным пунктом можно считать шум в жилых помещениях и домах из-за проведения строительных работ. Потому что здесь существует более подробный список правил и предписаний, относительно проведения ремонта не только в отведенное время, но и дни. И если вы не будете их выполнять, то последует не только предупреждение и штраф, а, возможно, даже административная ответственность.

Основными допустимыми нормами санитарных служб можно считать следующие:

  • Запрещена стройка и ремонт в выходные и праздничные дни;
  • Основной показатель проведения подобных работ колеблется с 9 утра до 23 часов ночи. Хотя эти цифры могут быть разными в зависимости от области;
  • Шум от строительных инструментов не должен быть выше 40 децибел;
  • Ремонт не должен затягиваться больше чем на три, месяца. В другом случае вам нужно будет получать специальное разрешение от местного самоуправления;
  • В день ремонт не может продолжаться больше шести часов, при этом вы обязаны делать хотя бы часовой перерыв;
  • Если вы собираетесь проводить капитальный ремонт или перепланировку, то вам необходимо сразу получить специальное разрешение;
  • Строительный мусор не должен находится в местах общего пользования. И он также должен находиться в специальных пакетах.

Вы должны строго соответствовать допустимым нормам и лучше, если вы сразу согласуете вопрос ремонта или перестройки с вашими соседями. Тогда вы вряд ли столкнетесь проблемами в будущем.

Как бороться с шумными ремонтами?

Еще одним актуальным вопросом является борьба с шумом от ремонта в жилых помещениях. Ведь важно знать алгоритм действий, чтобы борьба была эффективной и законной.

Поэтому вам нужно предпринять следующие шаги:

  • Записывайте или фиксируйте любое нарушение при помощи особых организаций;
  • Сразу проверьте все документы застройщиков и их разрешения на проведение подобного ремонта. Ведь часто вы их не найдете, а это поможет вам надавить на них;
  • Собирайте все доказательства и обращайтесь за помощью к другим свидетелям правонарушения;
  • Не забывайте обращаться с жалобами в соответствующие органы;
  • Вызывайте полицию для фиксации нарушения. Ведь после двух таких нарушений у вас уже будут основания обратиться в суд для начала разбирательства.

Ночное время и нормы шума

Но конечно же, актуальным вопросом по праву считается допустимый шум в домах и жилых помещениях именно в ночное время. Ведь именно тогда мы хотим выспаться и отдохнуть, тогда вы можете шуметь не более 30 децибел.

Но при этом нельзя:

  • Использовать электронные средства по типу радио, телевизора, которые будут включены на повышенной громкости;
  • Использование пиротехники и взрывчатых веществ;
  • Пение, громкая музыка и игра на музыкальных инструментах, которые будут превышать лимит в 30 децибел;
    Сигнализация в машине;
  • Строительные работы.

Что будет за нарушение правил?

Если вы думаете, что за нарушение допустимых санитарных норм и правил, вам ничего не будет, то вы ошибаетесь. Неважно в дневное или ночное время было совершено нарушение, ведь наказание в любом случае последует. Шумные соседи сначала будут предупреждены, а после могут понести наказание в виде административного штрафа. Его средняя цифра для физического лица составит 1000 рублей. Для должностных лиц сумма составить 3000 рублей, а вот для юридических может дойти до 40000 рублей. А это не малые деньги.

Изначально вы фиксируете нарушения и собираете свою доказательную базу. Ведь при наличии двух вызовов полиции, вы смело можете идти в суд и начинать процесс со своими соседями. Но это считается крайним случаем. К тому же, важно, зафиксировать уровень шума в вашем доме в дневное и ночное время. А для этого вы не обойдетесь без помощи особой службы, которая при помощи инструментов и приборов сможет это сделать. Но где гарантия, что они успеют приехать вовремя?

Кто может помочь?

Есть несколько основательных вариантов, которые могут стать для вас решением.

Для начала вы может вызвать полицию, которая приедете, но даже она в первый раз имеет право сделать лишь замечание. Далее последует заявление в прокуратуру, которая также обязана выяснить этот вопрос с вашими шумными соседями. И только тогда можете попробовать обратиться в суд. Но этот вариант сразу несет разрешение всех соседских отношений и большие конфликты между вами.

Как вариант, вы можете обратиться в местный муниципалитет, который также рассмотрит ваш вопрос и сделает замечание нарушителю допустимых норм в жилом доме.

И если он не устранит проблему, то дело может даже зайти до вынесения таких неблагопристойных жильцов и продажи их квартиры. А вот деньги после продажи такой недвижимости могут быть распределены между пострадавшими соседями в качестве морального ущерба.

Можно ли ожидать помощи от ЖЭС?

Вы сможете обратиться еще и в ЖЭС, которая как раз таки и решает вопросы нарушения не только внутри жилого дома, но даже на улице, когда мы можем столкнуться с сигнализацией или пиротехникой. Но максимум, что сделает сотрудник ЖЭС, так это явится для разговора с проблемными жильцами.

Но далеко не факт, что им вообще кто-то откроет дверь. И тогда опять придется вызвать полицию, которая также не особо помогает.

Когда нарушение не будет считаться?

Конечно же, существуют и ситуацию, когда даже нарушение определенных допустимых норм шума в жилых помещениях не будет наказано, и считаться таковым. К примеру, плач младенца или лай собаки. Ведь мы просто не можем контролировать эти ситуации, а значит, и считать ответственными за шум мы не будем. И здесь нет смысла даже фиксировать нарушение.

Варианты решения ситуации?

Как правило, граждане прибегают еще к некоторым мерам решения проблемы шума в домах в дневное время или ночью. И это вызов санэпидстанции, которая и фиксирует именно уровень шума.

После этого вам необходимо обращаться в Роспотребнадзор, который пришлет своего работника, который непосредственно на месте рассмотрит заключения экспертов, ваши доказательства и решит эту проблему с соседями.

Хотя все это очень сложные процедуры, которые забирают уйму времени и сил, но вы будете уверены в том, что действовали законно и сделали все правильно. К тому же, кроме вас некому больше решать подобные ситуации и заботиться о вашем здоровье и спокойствии от шума в дневное время. Поэтому не пренебрегайте основными правилами и решайте все конфликт мирно.

Информация в данной статье предоставлена для ознакомления.
Мы рекомендуем Вам к нашему юристу.

Ни одна сфера деятельности не обходится без нормативного регулирования. Стандартизация, техническое регламентирование, классификация определяется и в строительной индустрии, благодаря строительным нормам и правилам (далее СНиП). СНиПы регламентируют все стороны данной отрасли и разработаны с целью защиты прав, здоровья и жизни потребителей производства. Они закрепляют общие стандарты при выполнении работ, технические и экономические расчеты во время планирования, сведения и продажи конструкций.

Роль технических стандартов и СанПинов в строительстве

Важным этапом государственного регулирования является разработка, внедрение и контроль санитарных правил и норм (СанПин). Обеспечение санитарной безопасности осуществляется во время всего строительного процесса. СанПины учитываются и соблюдаются при проектировании зданий, приеме и сдаче готового строительного объекта, в процессе составления смет. То есть, охватывают весь спектр строительных робот, в том числе и основные правила изоляции, регулирование показателей инфразвука и вибрации застроек, измерения и допустимые нормы шума в общественных, жилых зданиях, территориях и строительных площадках.

Поскольку, чрезмерный шум несет в себе негативные последствия для здоровья и самочувствия людей были разработаны нормы и правила, согласно которым устанавливаются допустимые его показатели. СНиП «Защита от шума», введен в действие 2003 г. предусматривает допустимые уровни звукового давления, а также основные условия звукоизоляции различных конструкций помещений и зданий. Согласно санитарным нормам, допустимые уровни шума в жилых домах не должны превышать в дневное время - 55 дБА, а ночное - 45 дБА. Также, классификация шума и расчет допустимых показателей на застройках, жилых, общественных и рабочих помещениях осуществляется согласно СН 2.2.4 / 2.1.8.562-96.

Скачать СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»

Установление показателей шума согласно ГОСТ

Ранее, правовое регулирование строительной деятельности осуществлялось и на основе национальных стандартов (ГОСТ). На сегодняшнее время ГОСТы, в основном, используют в рекомендательных целях, однако для законодательства, они до сих пор играют важную роль, так как на их основе разрабатываются и принимаются действительны нормы. Так, например, ГОСТ на шум, введенный 1 июля 1982 г. устанавливал допустимые уровни шума в жилых помещениях и общественных зданиях.

Допустимые уровни в некоторых жилых и общественных зданиях приведены ниже в таблице

Также, ГОСТ 12.1.036-81 регулировал и уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами, Гц. Данные расчеты для жилых комнат квартир, пансионатов и домов отдыха приведены ниже в таблице.


Согласно государственному стандарту измерение уровней звука выполняется предназначенными аппаратами - шумомерами, автоматическими устройствами, или специальными измерительными системами. А результаты измерений классифицируются на точные и ориентировочные. Для установления оценки непостоянного шума в общественных и жилых зданиях, а также на селитебной территории измерения показателей проводится непрерывно днем - в течение 8 ч, а ночью, в наиболее шумные периоды суток, - в течение 0,5 ч.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации

Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых
и общественных зданиях и помещениях

Методические указания

МУК 4.3.2194-07

Москва 2007

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека

1. Разработаны: А.В. Стерликов, И.В. Брагина, Е.М. Малков, В.Н. Лысенко, О.А. Пугачева (ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора); Л.В. Прокопенко, Ю.П. Пальцев, Н.Н. Курьеров (НИИ медицины труда РАМН); Г.Б. Ларина, Ю.М. Павлов (ОАО «ГипроНИИавиапром»); В.Я. Ицков, И.А. Веретина (Управление Роспотребнадзора по г. Москве); Е.А. Руднева, Н.К. Калашникова (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»); Л.В. Крайнева (Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю); В.И. Филин (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области»); А.П. Путилина (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»); А.Д. Курепин, С.В. Кривошеее (ОАО НТМ «Защита»); С.М. Черненко (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН).2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Роспотребнадзора (протокол № 1 от 29 марта 2007 г.). 3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 05 апреля 2007 г. 4. Введены в действие с 01 июля 2007 г. 5. Введены взамен МУ 4283-87 «Методические указания для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по контролю за выполнением «Санитарных норм допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки» № 3077-84».

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях

Методические указания
МУК 4.3.2194-07

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания устанавливают порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях для оценки их соответствия требованиям гигиенических нормативов. 1.2. Используемые в настоящих методических указаниях термины соответствуют терминам, используемым в действующих документах по гигиеническому нормированию шума. 1.3. Оценка соответствия уровня шума гигиеническим нормативам (санитарно-эпидемиологическая экспертиза) осуществляется центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, или экспертами с подтвержденной квалификацией, 1.4. Измерение параметров шума в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам осуществляется испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке. 1.5. При оценке влияния шума на здоровье человека следует руководствоваться положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами. 1.6. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим нормативам по уровню шума даётся органами Роспотребнадзора на основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы. 1.7. При планировании строительства объектов жилой застройки, промышленности и транспорта рекомендуется проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов расчета уровня шума на территории жилой застройки и в жилых и общественных зданиях по материалам проекта строительства объекта. 1.8. Оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учётом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями. 1.9. Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума. Такого рода измерения позволяют предоставить заинтересованным лицам дополнительную информацию для проведения мероприятий по снижению уровня шума или оценки качества этих мероприятий. 1.10. Необходимо применять средства измерения не ниже 1-го класса точности, соответствующие требованиям действующих стандартов на средства измерения, позволяющие определять октавные уровни звукового давления L , дБ, третьоктавные уровни звукового давления L , дБ, уровни звука L A , дБА, эквивалентные уровни звука L Аэкв, дБА и максимальные уровни звука l a max , дБА. Предпочтительными для применения являются автоматические интегрирующие шумомеры. 1.11. Определение характера шума производится по результатам измерений и оценки в соответствии с критериями, изложенными в действующих санитарно-эпидемиологических правилах. Вычисление средних и эквивалентных уровней звука производится в соответствии с действующими нормативными документами. 1.12. Измерения уровней шума на открытой территории не должны проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра от 1 до 5 м/с следует применять противоветровое устройство. 1.13. Микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения. Если в помещении невозможно определить основной источник шума, микрофон должен быть направлен вертикально вверх. 1.14. Условия измерения и порядок эксплуатации средств измерения шума и их калибровки должны соответствовать инструкциям по эксплуатации этого оборудования. Калибровка шумомера (измерительной системы) проводится с помощью внешнего акустического калибратора. 1.15. С нормативными значениями должны сопоставляться результаты измерения в той точке помещения или территории (или зоны внутри них при наличии зонирования при разных допустимых значениях уровней шума), где получены наибольшие значения определяемых уровней звука (звукового давления). 1.16. Продолжительность измерения шума следует устанавливать в зависимости от характера шума. Для постоянного шума измеряются уровни звукового давления в октавных полосах частот L , дБ и уровни звука L A , дБА (с характеристикой «медленно»), При измерении постоянного шума проводится определение его возможного тонального характера в третьоктавных полосах частот. Для непостоянного шума измеряются эквивалентные L A экв, дБА и максимальные уровни звука L Am ах, дБА (с характеристикой «медленно»). 1.17. Если источник шума может работать в нескольких режимах, измерения проводятся при работе на максимальном рабочем режиме. В случае выявления превышений гигиенических нормативов с помощью измерений могут определяться режимы работы, при которых гигиенические нормативы будут соблюдаться. 1.18. Протокол измерений шума оформляется в соответствии с установленной формой. В протоколе измерений помимо общих сведений, должны быть отражены; основные источники шума, характер шума, временной режим измерений, условия проведения измерений, влияющие на уровень и характер шума, поправки к нормативным значениям. Значение уровней звука (уровней звукового давления) следует считывать с прибора и вносить в протокол с точностью до 1 дБА (дБ) с округлением при необходимости согласно общим правилам округления. Поправки в допустимые и в измеренные уровни шума вносятся в протокол отдельно. 1.19. Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного: естественными и случайными явлениями; поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.); подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации; аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда; обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений; проведении массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.); проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) и измерения уровней шума также не проводятся по обращениям граждан с жалобами на шум при отсутствии постоянной регистрации или прав собственности этих граждан на жилье по соответствующему адресу или отсутствии у заявителей полномочий законных представителей или нотариальной доверенности граждан, постоянно зарегистрированных или обладающих правами собственности на жилье по соответствующему адресу.

2. Инструментальный контроль уровня шума в помещениях

2.1. Инструментальный контроль уровня шума в жилых зданиях проводится: перед вводом зданий в эксплуатацию - за исключением случаев строительства частных жилых домов (кроме многоквартирных) и дачных строений; перед вводом в эксплуатацию и при контроле деятельности встроенных, пристроенных к жилым зданиям объектов, а также объектов, находящихся вблизи жилой застройки, и способных создавать повышенный уровень шума в жилых помещениях; при рассмотрении жалоб населения на повышенный уровень шума в помещениях; по заявкам юридических и физических лиц. для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки (с согласия жителей); 2.2. Инструментальный контроль уровня шума в общественных зданиях проводится: перед вводом зданий в эксплуатацию, в том числе после реконструкции; в порядке государственного санитарно-эпидемиологического надзора; при рассмотрении жалоб на повышенный уровень шума; в порядке производственного контроля; по заявкам юридических и физических лиц. 2.3. Примерный перечень источников шума в жилых помещениях и общественных зданиях включает: источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (ремонтных, строительных и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки; промышленные предприятия; источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования воздуха, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых и общественных зданий), производственное и другое оборудование в общественных зданиях; встроенные и пристроенные объекты. 2.4. При решении вопроса о вводе жилых и общественных зданий в эксплуатацию измерения уровня шума проводят в помещениях, расположенных наиболее близко к внешним источникам шума (с окнами, выходящими на улицы с интенсивным движением, на производящие шум предприятия и т.д.), и в помещениях, расположенных наиболее близко к внутренним источникам шума (лифтам и оборудованию лифтов, вентиляционным системам, встроенным предприятиям и т.д.). 2.5. Оценка уровня шума, создаваемого в здании и на прилегающей территории инженерно-технологическим оборудованием самого здания, предусмотренным проектом: системами вентиляции, кондиционирования воздуха, воздушного отопления, лифтами и др. с поправкой «- 5 дБ (дБА)», проводится на стадии проектирования (по расчетным данным), при приемке (вводе) здания в эксплуатацию и при эксплуатации здания (по результатам измерений уровня шума). 2.6. При организации измерений уровня шума от оборудования следует принять меры к снижению уровня фонового шума. Для уменьшения влияния фонового шума источников измерения следует проводить в период наименьшей интенсивности движения транспорта. В случае если разность между измеренным уровнем шума от оборудования и его фоновой величиной не превышает 10 дБ (дБА), необходимо вносить поправку в результаты измерения (табл. 1).

Таблица 1

Учет влияния фонового шума

В случае, когда необходимо оценить шумовое влияние оборудования, измерения проводятся сначала при работающем оборудовании, затем в той же точке при выключенном оборудовании (фоновый уровень). Если разность между измеренным и фоновым уровнем шума менее 3 дБ, то использовать результат измерения недопустимо. Измерения уровня шума проводят в дневное или в ночное время суток в зависимости от режима работы оборудования. При круглосуточной эксплуатации оборудования измерения можно проводить в любое время суток, если это позволяет фоновый уровень. В этом случае возможно сравнение результатов с гигиеническими нормативами для ночного времени. Если измеренные в помещении или на территории суммарные уровни шума от всех источников не превышают допустимых значений, уровни фонового шума не измеряются и поправки на влияние фоновых уровней не принимаются. 2.7. Измерение шума в помещениях жилых и общественных зданий следует проводить не менее чем в трех точках, равномерно распределенных по помещениям не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещений на высоте 1,2- 1,5 м от уровня пола. Продолжительность каждого измерения в каждой точке определяется характером шума. Процесс измерения уровней непостоянного шума продолжают до тех пор, пока L (А) экв в течение 30с не будет изменяться более чем на 0,5 дБА, а постоянного шума - не менее 15 с. 2.8. При измерениях уровней шума желательно нахождение в помещении только персонала, проводящего измерения. Наблюдатели, при необходимости их присутствия, должны соблюдать полную тишину. 2.9. При измерении низких уровней шума рекомендуется организация дистанционных измерений, т.е. с расположением микрофона в заданной точке, а измерительной аппаратуры в другом помещении. 2.10. Во время измерений в помещениях должны быть выключены радио- и телевизионные приемники и другое оборудование, создающее посторонний шум. 2.11. Если источник шума располагается внутри здания, при проведении измерения в помещении окна и двери помещений должны быть закрыты. 2.12. Если источник шума располагается вне здания, при проведении измерения в помещении двери должны быть закрыты. При отсутствии в помещении принудительной механической вентиляции форточки, фрамуги, узкие створки окон или вентиляционные устройства, обеспечивающие воздухообмен, должны быть открыты. При этом форточки, фрамуги или вентиляционные устройства открываются на ширину, определяемую конструкцией, а узкие створки окон на ширину - 15 см. 2.13. При измерении шума от лифтовых установок точки измерений следует располагать в жилых помещениях нижнего и верхнего этажей, прилегающих к лифтовым шахтам. Измерения должны проводиться не менее 10 мин при непрерывном движении всех лифтов в данной лестничной клетке с остановками на всех этажах. Измеренные максимальные уровни звука лифтовых установок должны сопоставляться с допустимыми уровнями звука для ночного времени, а эквивалентные уровни звука с допустимыми эквивалентными уровнями звука для соответствующего периода суток. При приёмке зданий в эксплуатацию для ориентировочной оценки шума, создаваемого лифтом, возможно проведение измерений в лифтовой кабине с учетом требований ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые». 2.14. В случаях, если значимым источником шума является транспортный шум, то измерения следует проводить в часы пик в квартирах нижних, средних и верхних этажей средних секций дома, ориентированных окнами на транспортные магистрали. При этом внутреннее (инженерно-технологическое) оборудование здания функционирует в обычном режиме. 2.15. Измерения уровня шума проводят отдельно в дневное и ночное время. Для измерений выбирают периоды времени, характеризующие шум за весь период контроля. Продолжительность измерений планируется таким образом, чтобы можно было определить все необходимые нормируемые параметры шума. 2.16. При проведении измерений уровней шума при приёмке зданий в эксплуатацию в необорудованных (немеблированных - полное отсутствие мебели) помещениях из полученного при измерении значения уровней звука (звукового давления) в дБ (дБА) вычитается поправка 2 дБ (дБА).

3. Инструментальный контроль уровня шума на территории жилой застройки

3.1. Измерение уровня шума на территории жилой застройки проводится: при уточнении границ санитарно-защитных зон; при определении возможности отвода земельных участков под жилую застройку, строительство лечебно-профилактических, детских, учебных учреждений и т.д.; при рассмотрении жалоб населения; в порядке производственного контроля; для получения информации с целью разработки мероприятий по улучшению акустической обстановки; - по заявкам юридических и физических лиц. 3.2. Примерный перечень источников шума на территории жилой застройки включает: различные предприятия; транспорт автомобильный, рельсовый, воздушный и др.; звукоусилительные устройства, в том числе рекламные; ремонтные и строительные работы. 3.3. При решении вопроса об отводе земельного участка для строительства в зоне жилой застройки, строительства медицинских, детских, учебных учреждений и т.д. акустическая обстановка оценивается предварительно по результатам расчетов, предоставляемых заявителем. Для расчетов используется методика, изложенная в приложении 1. 3.4. Точки для измерения выбираются на границе участков территории, для которых имеются гигиенические нормативы уровня шума, наиболее приближенные к источникам шума, которые должны располагаться не ближе 2 м от стен зданий, во избежание ошибки в связи с отражением звука, и вне зоны звуковой тени. Количество точек должно быть достаточным для характеристики уровня шума на участке в целом (определяется лицом, проводящим санитарно-эпидемиологическую экспертизу). На территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, общежитиям, гостиницам, зданиям больниц, санаториев, детских дошкольных учреждений и школ, измерения проводятся не менее чем в трех точках, расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на высоте 1,2- 1,5 м от земли. При измерении уровней шума на территории от источника, расположенного внутри здания, имеющего вентиляционные проёмы, эти проёмы (форточки, фрамуги, клапаны и пр.) должны быть открыты согласно требованиям п. 2.12. 3.5. При уточнении границы санитарно-защитной зоны точки измерения выбираются по результатам расчетов. Измерения проводятся последовательно в нескольких точках, приближаясь к источнику шума или удаляясь от него до фиксации уровня звука (звукового давления) на уровне допустимого значения. 3.6. При проведении измерений необходимо определить характер шума и другие его параметры (время воздействия, длительность перерывов и т.д.), необходимые для проведения измерений на соответствие гигиеническим нормативам, С учетом характера шума выбираются нормируемые параметры и нормативные значения.Измерения уровня шума проводят отдельно в дневное и ночное время. Для измерений выбирают периоды времени, когда возможно ожидать наибольших уровней шума. Продолжительность измерений планируется таким образом, чтобы можно было определить все необходимые нормируемые параметры шума. Примечание: В отдельных случаях, когда возникает необходимость оценить уровень шума от отдельного объекта на территории жилой застройки, возможно проведение измерений лишь в дневное время при имитации режима работы объекта в ночное время с дальнейшим сравнением результатов измерений с гигиеническими нормативами для ночного времени суток. При этом в зоне этого объекта не должно находиться других значительных источников шума, уровень которого невозможно регулировать при проведении измерений. Пример: Измерение уровня шума от строительной площадки, для которой существует дневной и ночной режим работы механизмов и движения транспорта при отсутствии других выраженных «нерегулируемых» источников шума, например, проходящих рядом автомагистралей.

4. Определение границ санитарно-защитной зоны промышленного предприятия по уровню шума

4.1. Определение границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленного предприятия производится первоначально расчетным путем на стадии проектирования (прилож. 1), а впоследствии границы СЗЗ уточняются путем измерения уровня шума. 4.2. При расчетном определении границ СЗЗ должны быть учтены все источники шума, оказывающие влияние на население в зоне расположения предприятия: соседние предприятия, автомагистрали и другие источники шума наземного транспорта и т.д. 4.3. Для санитарно-эпидемиологической экспертизы СЗЗ заявителем должны быть представлены следующие материалы: характеристика источников шума и режимы работы производящего шум оборудования, а также других источников шума, которые должны учитываться при разработке СЗЗ. Характеристика должна включать все сведения, необходимые для расчета СЗЗ; характеристика территории, для которой разрабатывается СЗЗ, С описанием граничащих с ней территорий; результаты расчетов СЗЗ с описанием границы СЗЗ; результаты измерений уровня шума, проведенных для уточнения границы СЗЗ; ситуационный план в масштабе 1:500 - 1:2000 с нанесенной границей СЗЗ. 4.4. При изменении характеристик источников шума предприятия в сторону увеличения интенсивности границы СЗЗ подлежат пересмотру с последующей экспертизой. 4.5. Для проведения измерений уровня шума с целью уточнения границ СЗЗ по результатам расчетов выбираются точки с наиболее критичными значениями уровня шума, то есть с потенциально наиболее выраженным неблагоприятным влиянием на территорию жилой застройки - существующей или планируемой. Первое измерение проводится на расчетной границе СЗЗ, а последующие в направлении к территории жилой застройки или от нее в зависимости от результатов первого измерения. 4.6. Во время измерений оборудование, являющееся источником шума, должно работать на полной мощности в соответствии с технологией. Необходимо учитывать генерацию шума и другими источниками, в т.ч. транспортом. 4.7.Уточненная граница СЗЗ должна соответствовать точкам на местности с уровнем шума, равным допустимому значению. Граница СЗЗ между точками, где проводились измерения, корректируется путем интерполяции с пропорциональным смещением расчетной границы в соответствии с результатами измерений. Измерения уровней шума рекомендуется проводить в зимнее и летнее время. В качестве границы СЗЗ выбирается наибольшее расстояние от предприятия до точки с допустимым уровнем шума.

Приложение
(обязательное)
Методика расчета санитарно-защитной зоны промышленного предприятия или иного промышленного объекта с источниками шума

В рассматриваемой методике дается общий подход к расчету ожидаемых уровней шума на селитебной территории при работе различного количества источников шума на самом предприятии. Методика рассматривает определение положения границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) по фактору шума вокруг предприятия в соответствии с гигиеническими нормативами (ГН) для территорий жилой застройки. Для решения этой задачи используется система координат, включающая всю потенциальную площадь СЗЗ, в т.ч., площадь самого предприятия и прилегающую к нему селитебную территорию. В этом случае заданными являются фактические шумовые характеристики и координаты источников шума предприятия, а также ГН по шуму для селитебной территории. Искомой величиной являются координаты границы СЗЗ. В соответствии с методикой размер и форму СЗЗ предприятия предполагается определять по результатам расчетов октавных уровней звукового давления и уровней звука в дБА с учетом экранирования зданиями и сооружениями, размещенными на территории предприятия вокруг него, по выбранной координатной сетке и последующего автоматического построения линий заданного уровня шума по всей рассматриваемой территории. При осуществлении расчета по формуле (1) методики определяется также превышение над нормативной величиной уровней шума для любой выбранной на территории жилого массива расчетной точки во всем нормируемом диапазоне частот, а также в дБА. В соответствии с методикой предусматривается осуществлять выбор средств шумоглушения и последующую корректировку уровней звуковой мощности принятых источников шума за счет выбранных средств шумоглушения, проведение повторного расчета уровней шума и вычерчивание размера и формы СЗЗ предприятия после выполненных мероприятий. Уровень звукового давления L(i), дБ от 1-ого источника шума в любой точке на рассматриваемой территории рассчитывается по формуле* для каждой из октавных полос:*Борьба с шумом на производстве. Справочник/ Под ред. Е. Я. Юдина. М.: Машиностроение, 1985.

Где L Pi - октавный уровень звуковой мощности источника шума, дБ, расположенного на промплощадке. К - безразмерный коэффициент К принимает значение, равное 20, для точечных источников шума (в соответствии с зависимостью, описанной формулой (11) в СНиП 23-03-2003). К принимает значение, равное 15, для протяженных источников шума ограниченного размера (в соответствии с зависимостью, описанной формулой (12) в СНиП 23-03-2003). r 1 - расстояние в метрах между источником шума и расчетной точкой, рассчитанное по формуле:

Где X(i), Y(i), Z(i) - координаты источника шума по осям X, Y, Z в метрах; Х (pm) , Y (pm) , Z (pm) - координаты расчетной точки по осям X,Y,Z в метрах. r 2 - расстояние (м) между зеркальным изображением источника шума при отражении от поверхности земли и расчетной точкой, рассчитанное по формуле:

Ω = 4π - полный пространственный угол в стерадианах; α - октавный коэффициент звукопоглощения поверхности земли - принимается равным 0,1 - для твердых поверхностей (асфальт, бетон) и 0,3 - для травяного и снежного покрова. β α - октавный коэффициент затухания звука в атмосфере на 1 км. Его величина определяется в зависимости от частоты:

Среднегеометрическая частота в октавных полосах, Гц

β α , дБ\км*

* в соответствии со СНиП 23-03 -2003
Ф 1 , Ф 2 - коэффициенты направленности излучения источника шума и его зеркального отражения, соответственно. Для ненаправленных источников шума значения Ф 1 и Ф 2 равны 1. Для направленных источников шума Ф 1 и Ф 2 определяются по данным технической документации на оборудование. ΔL (В) - снижение шума в дБ экранами при расположении их между источником шума и расчетной точкой рассчитывается по формуле:

N = 2 δ / λ ; δ = a + b - d ;

Где а + b - длина кратчайшего пути от источника в точку наблюдения, проходящего через верхнюю кромку экрана, м; d - расстояние между ними по прямой линии, м; th - тангенс гиперболический выражения ; λ - длина волны звука на средней частоте октавной полосы, м. ΔL (F) - ослабление уровня звука полосой зеленых насаждений или лесным массивом с высотой деревьев не менее 5м- рассчитывается [ 15] по формуле:

, (5)

Где β - снижение уровня звука на 1 м ширины лесополосы принимается следующим: f - средняя частота октавной полосы, Гц; l - протяженность (глубина) полосы зеленых насаждений или лесного массива на пути следования звука от источника шума до расчетной точки, м. ΔL (H) - поправка в дБ, учитывающая звукоизоляцию конструкции открытого окна жилых зданий, ΔL (H) = 10 дБ. Поправка используется в тех случаях, когда расчетная точка располагается внутри жилого (общественного) здания. Расчет по формуле (1) выполняется для каждой октавной полосы в диапазоне частот от 31,5 до 8 000 Гц. Далее следует вычислить корректированное значение, эквивалентный и, при необходимости максимальный уровень звука. При вычислении корректированного уровня в дБА расчетные значения октавных уровней звуковой мощности суммируются, при этом к каждому из них прибавляется корректирующий коэффициент (k):

Частота, Гц k, дБ
Расчетные значения уровней звука и (или) звукового давления от разных источников звука в одной и той же точке на рассматриваемой территории суммируются. Суммирование октавных уровней звукового давления L(pt) в точках на рассматриваемой территории от нескольких источников шума рассчитывается по формуле:

, (6)

Где L(i) - октавный уровень звукового давления от «i» источника шума в расчетной точке на рассматриваемой территории, рассчитанный по формуле (3); i -номер источника шума; m - количество источников шума. Расчетная граница СЗЗ строится на плане рассматриваемой территории в соответствии с допустимыми значениями уровня звука и (или) звукового давления. Если источник шума находится внутри задания, например, технологическое оборудование, расположенное внутри помещений цехов, то октавные уровни звуковой мощности шума, создаваемого им на промплощадке L (p), определяются по формуле:

L (p) = L пом +10 l gS - ЗИ - 6, (7)

Где L пом - октавный уровень звукового давления в дБ внутри помещения у преграды, который определяется путем натурных измерений или расчетным путем; S - площадь рассматриваемого элемента преграды в м 2 ; ЗИ - звукоизоляция воздушного шума в дБ ограждающей конструкции в октавной полосе частот, используются справочные данные, при этом принимается, что только 20 % оконных проемов в цехах (производственных корпусах) могут быть открыты, т.е. их звукоизоляция ЗИ = 0. Возможно также определение ЗИ путем измерений с использованием существующих методов. В случае отсутствия шумовых характеристик оборудования производится их расчет по имеющимся техническим характеристикам или по результатам натурных измерений.

Библиографические данные

1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». 2. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». 3. СН 4396-87 «Санитарные нормы допустимой громкости звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках». 4. ГОСТ 23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий». 5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», 6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы». 7. СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». 8. Инструкция о порядке разработки и составе раздела «Охрана окружающей среды» в градостроительной документации г. Москвы. 9. Инструкция по разработке раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации на стадиях ТЭО, проект (рабочий проект) для строительства в г. Москве, 10. Справочник проектировщика «Защита от шума в градостроительстве» М.: Стройиздат, 1993. 11. Руководство по технико-экономической оценке шумозащитных мероприятий, осуществляемых строительно-акустическими методами. М.: Стройиздат, 1987-39. 12. Руководство по расчету и проектированию шумоглушения вентиляционных установок. М.: Стройиздат., 1982. 13. Справочник проектировщика «Защита от шума» М.: Стройиздат, 1974. 14. Типовой альбом ГПИ Сантехпроект, Серия 5, 904-17. Глушители шума вентиляционных установок. 15. Борьба с шумом на производстве, Справочник/Под ред, Е.Я. Юдина, М.: Машиностроение, 1985.

21 июня 2016 года подписано Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. N 81 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г., регистрационный N 43153). Этим документом на территории России с 01 января 2017 вводятся в действие СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах".

Обсудим изменения, которые вносят новые правила в гигиеническое нормирование виброакустических факторов.

СанПиН 2.2.4.3359-16. Учет неопределенности измерений

Пункт 1.5 СанПиН 2.2.4.3359-16 гласит: "Оценка фактических уровней производственных физических факторов должна проводиться с учетом неопределенности измерений".

Это очень серьёзное изменение, которое, безусловно, вызовет много вопросов.

  • Во-первых, откуда брать эту неопределенность?
    В примечании к СанПиН 2.2.4.3359-16 мы находим ссылку на ГОСТ Р 54500.1-2011/Руководство ИСО/МЭК 98-1:2009 "Неопределенность измерения. Введение в руководство по неопределенности измерения". Это базовый стандарт, который дает только общие определения..
    Действующие методические указания по гигиенической оценке физфакторов, за редким исключением, также ничего не говорят о показателях точности измерений.
    Эксплуатационная документация средств измерений физических факторов, в теории, должна содержать методику прямых измерений и, как следствия, показатели точности. Однако на практике, это не всегда (мягко говоря) так.
    Недавно принятые стандарты (например, ГОСТ Р ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003) часто только запутывают ситуацию.

Поэтому сегодня на первый план выходит задача скорейшей разработки методических указаний и аттестованных методик измерений для сферы гигиенической оценки физических факторов.

  • Второй вопрос , как учитывать неопределенность?
    В том же самом примечании к СанПиН мы видим упоминание ГОСТ Р ИСО 10576-1-2006 "Руководство по оценке соответствия установленным требованиям". По этому стандарту решение о соответствии (несоответствии) требованиям принимается в зависимости от того, находится ли весь интервал неопределенности в зоне допустимых (недопустимых) значений.
    Однако неопределенность может оцениваться для разных значений доверительной вероятности.
    Какую доверительную вероятность использовать для гигиенической оценки ?
    Чем ближе этот показатель к единице, тем шире интервал неопределенности, тем больше шансов получить неокончательный результат (об этой очевидной головной боли для специалистов санитарных служб мы здесь не будем много говорить) .

Эта проблема может быть урегулирована только дополнительными документами Роспотребнадзора, например, методическими указаниями или рекомендациями.

  • Ну, и наконец, третий вопрос: ко всем ли нормируемым параметрам следует применять это требование? Ведь ряд величин, например ТНС-индекс, Коэффициент естественной освещенности (КЕО), показатель дискомфорта UGR, традиционно рассматриваются как некие расчетные показатели, для которых никогда не разрабатывались методики измерения.

Урегулировать этот вопрос можно с помощью утверждения перечня измерений и обязательных метрологических требований к измерениям, применяемым в целях санитарно-эпидемиологического надзора и производственного контроля.

  • При выборе средств измерений обращайте внимание на то, чтобы их эксплуатационная документация содержала реальную методику измерений с указанием показателей точности.
  • По возможности, находите и внедряйте аттестованные методики измерения для эксплуатируемых вами приборов

Продолжение следует: в ближайшее время мы продолжим статью материалами об изменениях в

  • нормировании шума
  • нормировании общей и локальной вибрации
  • нормировании инфразвука и ультразвука.

СанПиН 2.2.4.3359-16. Нормируемые параметры шума на рабочих местах

  • Эквивалентный корректированный по А уровень звука за рабочую смену
  • Максимальные корректированные по А уровни звука на характеристиках S (медленно) и I (импульс)
  • Пиковый корректированный по С уровень звука.

ВНИМАНИЕ: Отменено нормирование уровней звукового давления в октавных полосах частот для постоянного шума на рабочем месте.

Определение эквивалентных уровней звука и звукового давления гармонизировано с современными стандартами на шумомеры (ГОСТ 17187-2010):

эквивалентный уровень звука с частотной коррекцией А (уровень звука А), дБА - десять десятичных логарифмов отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления, измеренного с использованием стандартизованной частотной коррекции А, к квадрату опорного звукового давления. Для определения характера шума уровни звука А измеряют с временными коррекциями S или I

Такое определение выгодно отличается от устаревших положений СН 2.2.4/2.1.8.562-96, из которых можно было сделать вывод, будто термин "эквивалентный уровень" применим лишь к непостоянным шумам.

Очень важно, что СанПиН 2.2.4.3359-16 дает развернутое определение основного нормируемого показателя:

эквивалентный уровень звука А за рабочую смену, дБА - эквивалентный уровень звука А, измеренный или рассчитанный за 8 ч рабочей смены, с учетом поправок на импульсный и тональный шум, который рассчитывается по формуле

L p,A,eq,Ti - эквивалентный уровень звука или звукового давления, измеренный на i-м интервале воздействия шума, дБА;

Ki - поправка на характер шума, равная 5 дБ в случае тонального и (или) импульсного шума (применяется при > 75 дБА, во всех других случаях принимается K = 0 дБ).

Отметим, что это определение, отличается от определения сменного уровня звука по ГОСТ ИСО 9612 и ГОСТ 12.1.003-2014,

Ну, и, конечно, отметим появление нового показателя шума, который ранее в России не применялся:

пиковый корректированный по С уровень звука (уровень звука С), дБС - это десять десятичных логарифмов отношения квадрата пикового звукового давления, измеренного с использованием стандартизованной частотной коррекции, к квадрату опорного звукового давления.

Тем самым в отечественную практику оценки сильных шумов внедряются международно признанные принципы, так как при высоких уровнях звука частотной характеристике человеческого уха больше соответствует коррекция С.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Изменения в нормировании шума

  1. Отменено особое нормирование постоянного шума (ПДУ для октавных уровней звукового давления отсутствуют).
    Теперь постоянный шум будет нормироваться так же, как непостоянный.
  2. Отсутствуют примеры ПДУ для "основных наиболее типичных видов трудовой деятельности и рабочих мест" (то, что в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 называется "Таблица 2).
    Теперь ПДУ можно выбрать только по критериям напряженности и тяжести трудового процесса (Приложение 6 СанПиН 2.2.4.3359-16).
  3. Введено понятие "нормативный эквивалентный уровень звука" (установлен равным 80 дБА) .
    Определение этого термина в документе отсутствует. Согласно п.1.4 СанПиН 2.2.4.3359-16, гигиенические нормативы воздействия физических факторов в условиях производства называются "предельно допустимые уровни (ПДУ)"; ПДУ шума приведены в Приложении 6 к этим санитарным нормам. Мы предполагаем, что в обозримом будущем выйдут разъяснения и указания Роспотребнадзора по применению нормативного эквивалентного уровня звука. Вполне вероятно, что он может быть взят за основу для выработки требований к работодателям по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, выработки шумозащитных мероприятий, по медосмотрам а также для оценки профессиональных рисков.
  4. Изменены требования по запретительным уровням шума на рабочем месте. В дополнение к действующим ранее запретам работы при текущих уровнях 110 дБА на характеристике S (медленно) и 125 дБА на характеристике I (импульс), появились запреты работы при эквивалентном уровне звука выше 85 дБА и пиковом уровне 137 дБС . Эти новые критерии, в целом, соответствуют международной практике.
    Отметим, что запрет работы с L eq >85 дБА может оказаться неприятным сюрпризом для ряда отраслей. По Руководству Р2.2.2006-05, уровни от 81 дБА до 115 дБА соответствовали вредным условиям труда по классам 3.1-3.4. Следует ли теперь рассматривать такие условия труда как опасные (класс 4)?
  5. Внесены уточнения в правила учета тональности и импульсности шума . Теперь поправки на тональный и (или) импульсный шум следует вносит ь, только если эквивалентный уровень звука на рассматриваемой технологической операции превышает 75 дБА . Отметим, также, появление дополнительного признака тонального шума, который может быть полезным в тех случаях, когда частота сигнала попадает на границу 1/3-октавных полос.
  6. Из санитарных норм исключены специальные требования для шума систем вентиляции в производственных помещениях.
  7. При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) предельно допустимые уровни применяются без изменения

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Нормирование общей вибрации на рабочих местах

Прежде чем перечислять новшества в гигиеническом нормировании общей вибрации, отметим что СанПиН 2.2.4.3359-16, как и предыдущие нормативы, сохраняет принципиальные отличия от положений ГОСТ 31191.1 и ГОСТ 31319 в части контролируемого значения эквивалентного виброускорения

  • гигиенические нормативы устанавливаются по отдельности для каждой компоненты (X, Y, Z) корректированного ускорения; при этом корректирующие коэффициенты k l , которые вводит ГОСТ 31319, в измерениях по СанПиН должны приниматься равными единице;
  • сохранена привязка норматива к источнику возникновения (категории) вибрации.

Изменения в нормировании общей вибрации на рабочих местах

  1. Отменено нормирование вибрации по виброскорости . Теперь единственная физическая величина, применяемая для оценки воздействия вибрации на человека на рабочем месте, - ускорение (виброускорение).
  2. Основной нормируемый показатель общей вибрации - эквивалентное корректированное ускорение за рабочую смену. Отменено отдельное нормирование общей вибрации в октавных и 1/3-октавных полосах частот . Это положительное изменение, которое закрепляет уже фактически сложившуюся практику. Применение спектрального анализа при гигиенической оценке вибрации сопряжено с большими проблемами и риском ошибок, особенно при измерениях переходных и ударных процессов.
  3. СанПиН 2.2.4.3359-16 однозначно указывает типы частотных коррекций по ГОСТ 31191.1 , которые следует применять для различных направлений (Wk для Z, Wd - для X и Y ). В предыдущих нормах типы частотных коррекцияй не были явно обозначены, что приводило к различным недоразумениям и спекуляциям.
  4. Отменено различие в применении частотных коррекций для разных категорий вибрации. Теперь для категорий 2 и 3 следует выбирать такие же коррекции, что и для категории 1 .
  5. Вибрация на рабочих местах подвижного состава железнодорожного транспорта и экипажей воздушных судов отнесена к категории 1 (транспортная вибрация). Для железнодорожников это означает смягчение требований, для экипажей самолетов и, особенно, вертолетов - фактическое ужесточение (ПДУ для корректированного уровня труднее выполнить, чем ПДУ в отдельных 1/3-октавных полосах).
    СанПиН 2.2.4.3359-16 не устанавливает требования к вибрации на морских и речных судах.
  6. Введена запретительная норма для текущего среднеквадратичного значения корректированного ускорения за время усреднения 10 с (+24 дБ к ПДУ среднесменного ускорения). По сути, это означает неявное введение нового нормируемого показателя - максимального текущего среднеквадратичного значения ускорения .
  7. При сокращении продолжительности смены ПДУ не изменяется.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

СанПиН 2.2.4.3359-16. Изменения в нормировании локальной вибрации

  1. Как и в случае общей вибрации, СанПиН 2.2.4.3359-16 устанавливает гигиенические нормативы локальной вибрации не для полного ускорения, а для отдельных компонент (X, Y, Z) . При этом обозначение направлений измерения локальной вибрации приведено в соответствие с ГОСТ 31192.1 (направления X и Y поменялись местами).
  2. Отсутствует нормирование виброскорости локальной вибрации. Нормы установлены только для ускорения. Это очень правильное решение, так как нормы по виброскорости уже давно фактически не применялись из-за отсутствия утвержденных метрологических требований и методов измерения.
  3. Отсутствует нормирование локальной вибрации в октавных полосах частот . Единственный нормируемый показатель - корректированное ускорение за рабочую смену.
  4. СанПиН 2.2.4.3359-16 явно определяет тип частотной коррекции для локальной вибрации (Wh по ГОСТ 31192.1) . В документе нет никаких упоминаний метода веcовых коэффициентов СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и отмененного ГОСТ 12.1.012-90. Поэтому измерение корректированного ускорения теперь следует выполнять либо прямым методом с использованием корректирующих фильтров по ГОСТ ИСО 8041, либо с помощью 1/3-октавного спектрального анализа по Приложению А ГОСТ 31192.1.
  5. Конкретизирован запрет на работу при уровнях, которые на 12 дБ выше ПДУ. Из старых норм было непонятно, для какого интервала времени измерения установлено это правило. СанПиН 2.2.4.3359-16 уточняет, что оно относится к текущим среднеквадратичным корректированным ускорениям, усредненным на интервале 1 с. Это, фактически, означает введение дополнительного нормируемого показателя - максимального текущего СКЗ корректированного ускорения .
  6. При сокращении продолжительности рабочей смену ПДУ не изменяется

Это определение снимает давнюю проблему некорректной привязки общего уровня инфразвука к характеристике шумомера "ЛИН" (последняя, кстати, давно отсутствует в стандартах на шумомеры), которая десятилетиями перекочевывала из документа в документ.

2. СанПиН 2.2.4.3359-16 не применяет классификации инфразвука по характеру спектра (широкополосный, тональный ) и по временным характеристикам (постоянный, непостоянный ). Это положительный момент, так как в предыдущих нормах (СН 2.2.4/2.1.8.583-96) эти классификации хотя и присутствовали, но фактически не использовались.

3. СанПиН 2.2.4.3359-16 содержит гигиенические нормативы не только для рабочих мест в помещениях и на территории, но и в транспортных средствах . Это очень важный плюс нового документа, так как ранее нормативы инфразвука для автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта были распылены по огромному количеству санитарных правил. Отметим, что установленный транспортный норматив инфразвука (110 дБ для общего уровня) означает фактическое смягчение нормирования этого фактора для железнодорожного транспорта.

4. СанПиН 2.2.4.3359-16 вводит новый нормируемый показатель - максимальный текущий общий уровень инфразвука на характеристике S (не должен превышать 120 дБ).

Мы планируем разработать и аттестовать методику измерения этого показателя.

5. При сокращенном рабочем дне (менее 40 ч в неделю) ПДУ применяется без изменения