Лицензия на недропользование. Лицензия на добычу подземных вод: порядок оформления и срок действия

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Кузбасский государственный технический университет"

Кафедра маркшейдерского дела, кадастра и геодезии.

Контрольная работа

по дисциплине "Горное право"

Вариант 17

Выполнил: ст. гр. ГМ-062

Богушевич К.И.

Проверил: Дмитриева Е.В.

Кемерово 2010г.


Введение

Порядок подготовки заявок на лицензию

Заключение

Список литературы


Введение

В данном реферате на тему «Добыча подземных вод как вид пользования недрами» рассмотрены вопросы следующие задачи: основание возникновения права пользования участком недр, порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами, а также другие, относящиеся к заданной теме.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Этим законом организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на государственный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21.02.92 N 2396-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах" функции управления государственным фондом недр возложены на Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр - Роскомнедра. Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами". В реферате рассмотрены особенности применения указанного "Положения" при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод.


Основные сведения о добыче подземных вод

При выдаче лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод Роскомнедра и его территориальные подразделения, осуществляющие лицензирование, руководствуются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Добыча подземных вод может осуществляться для следующих целей:

Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;

Добыча теплоэнергетических подземных вод для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;

Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;

Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод для их расфасовки с целью последующей реализации.

Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;

Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов;

Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий;

Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

Не требуется оформление лицензии на пользование недрами на тех участках, где они используются только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов. Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Решение о предоставлении лицензии принимается совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации, и Роскомнедра или его территориальными подразделениями.

Порядок лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод

Лицензия на право пользования недрами в соответствии с вышеперечисленными целями должна быть получена как на используемые для этих целей действующими предприятиями участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на которых только предполагается в дальнейшем отбор подземных вод и добыча полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (неэксплуатируемые участки).

Лицензия на право добычи подземных вод выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла соответствующую государственную экспертизу, и для которых проведена оценка воздействия эксплуатации на окружающую среду, т.е. проведена государственная экологическая экспертиза проекта разработки недр в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Необходимая детальность изученности геолого-гидрогеологических условий и эксплуатационных запасов подземных вод, а также запасов других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, определяется действующей Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и другими действующими нормативными документами по подсчету запасов полезных ископаемых.

Лицензия на право добычи подземных вод на неэксплуатируемых участках может быть выдана только на те участки, на которых были проведены поисковые и поисково-разведочные работы, в результате которых достигнута изученность запасов, соответствующая категории C1 по требованиям действующих нормативных документов по подсчету запасов полезных ископаемых, была также проведена экспертиза запасов, согласованы условия природопользования со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды Минприроды России и предварительно установлены границы горного отвода.

На первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр. Проект (технологическая схема) разработки недр обязательно должен включать раздел с оценкой воздействия эксплуатации запасов на окружающую среду и согласовываться с органами Минприроды России (экологическая экспертиза), а также с органами Госгортехнадзора России по вопросам, отнесенным к их компетенции. До окончания первого этапа строительство и эксплуатация водозаборов и других сооружений для разработки недр запрещается. На втором этапе после указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к строительству и эксплуатации сооружений для разработки недр.

В тех случаях, если на предлагаемом к лицензированию неэксплуатируемом месторождении проведена разведка и утверждены эксплуатационные запасы подземных вод по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, на первом этапе осуществляется подготовка проекта разработки и его согласование (в т.ч. экологическая экспертиза). Если с момента утверждения запасов произошло изменение природных и (или) водохозяйственных условий или требований к использованию подземных вод и природоохранных ограничений, на этом этапе проводится дополнительная разведка и вся процедура не отличается от изложенной.

Срок эксплуатации недр до проведения государственной экспертизы геологической информации, подготовки проекта (технологической схемы) разработки недр и его согласования в установленном порядке оговаривается в лицензионном соглашении, но не должен превышать трех лет.

Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод действующими предприятиями проводится в процессе эксплуатации сооружений для разработки недр. В этих случаях на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных "Классификацией", переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований. Все эти требования, как и срок их реализации определяются в лицензии. При невыполнении указанных требований в назначенный срок органы, выдающие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшее пользование недрами, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.

Согласования при выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод

Для выдачи лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод требуются следующие согласования:

1. С бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству: - по вопросам возможности добычи подземных вод и использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым водоснабжением населения; - по величине изменения поверхностного стока при планируемом отборе подземных вод; -по возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод, в поверхностные водные объекты (кроме подземных вод питьевого назначения).

2. С органами Минприроды России: - по вопросам возможного воздействия разработки недр на окружающую среду (при экологической экспертизе проектов или технологических схем разработки месторождений, в том числе, согласовываются и условия сброса подземных вод); - по границам горных отводов для питьевых, минеральных лечебных вод и теплоэнергетических вод, используемых для горячего водоснабжения, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

3. С органами Министерства здравоохранения Российской Федерации: - по вопросам использования минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также использования термальных минеральных лечебных вод для теплоснабжения.

4. С органами Государственного комитета санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации: - по вопросам пригодности питьевых, минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также теплоэнергетических вод при их использовании для горячего водоснабжения; - по возможности организации зоны санитарной охраны и границам горного отвода для перечисленных типов вод.

5. С органами Федерального горного и промышленного надзора России: - по условиям лицензии в части вопросов безопасности, экологии и охраны недр при разработке месторождений минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, теплоэнергетических и промышленных вод, а также проектов (технологических схем) разработки указанных месторождений и границ горных отводов.

6. Должностные лица Роскомнедра несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выдачи лицензии на право пользования недрами без согласования с органами заинтересованных министерств и ведомств.

Система выбора претендентов на получение лицензий

Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод в соответствии с "Положением" могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Лицензии на право пользования недрами предоставляются путем проведения конкурсов или аукционов. При этом учитываются следующие особенности лицензирования недр для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных:

1. Действующим предприятиям в лицензии предоставляются без проведения конкурсов и аукционов.

2. Собственникам или владельцам земельных участков для удовлетворения их потребностей в воде питьевого качества лицензии на право добычи подземных вод выдаются без проведения аукционов и конкурсов.

3. Не допускается аукционная система предоставления лицензий на право разработки месторождений подземных вод для целей питьевого водоснабжения.

4. Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других водопонижающих, осушительных и дренажных мероприятий выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на основной вид недропользования, без проведения конкурсов.

Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации, и Роскомнедра или его территориальными подразделениями. Условия конкурсов и аукционов целесообразно согласовывать с бассейновыми и территориальными органами Роскомвода, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими заинтересованными организациями.

Обязаны представить налоговую декларацию по водному налогу в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Глава 3. Анализ и пути совершенствования водного налога 3.1 Правовое регулирование платежей за водопользование Одним из основных принципов охраны окружающей среды является платность природопользования (ст.3 Федерального закона...

Преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности; помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов. Рассматривая имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, арбитражный суд способствует укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений...

1.
2.
3.
4.
5.
6.

В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин - для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр . Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» - главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства . Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование , с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения . В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ . Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу .
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина , используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод .

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах» , собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд . При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт , в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения . Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами , которые являются источниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 - 5000 рублей для граждан
· 30 000 - 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 - 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение . Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину , либо ее ликвидировать .
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов . Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ . В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения .
Таким образом, суммарный штраф , на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение , а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод , в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году . Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году . С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод , при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров , не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод :
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов

· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки - пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - пройти государственную экспертизу запасов подземных вод

· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход

Страница 6 из 6

Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды.

Важной особенностью подземных вод как полезного ископаемого является непрерывный характер водопотребления, что вызывает необходимость постоянного отбора воды из недр в заданном количестве.

При определении целесообразности и рациональности добычи подземных вод учитываются следующие факторы:

  • Общие запасы подземных вод,
  • Ежегодное поступление воды в водоносные горизонты,
  • Фильтрационные свойства водовмещающих пород,
  • Глубина залегания уровня,
  • Технические условия эксплуатации.

Таким образом, даже при условии больших запасов подземной воды и значительном ежегодном ее поступлении в водоносные горизонты, добыча подземных вод не всегда является рациональной с экономической точки зрения.

Например, нерациональным будет добыча подземных вод в следующих случаях:

  • очень маленькие дебиты скважин;
  • сложность эксплуатации в техническом отношении (пескование, солеотложение в скважинах и др.);
  • отсутствие необходимого насосного оборудования (например, при эксплуатации агрессивных промышленных или термальных вод).

Высокотермальные подземные воды в районах современного вулканизма (Исландия, Камчат­ка) используются для отопления жилищ, стро­ительства геотермальных электростанций, теп­личного теплоснабжения и т. д.

Виды добычи подземных вод, утвержденных Роскомнедр.

Роскомнедр в Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (утв. Роскомнедра 14 апреля 1994 г.) классифицирует добычу и извлечение подземных вод следующим образом:

Добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

  • Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;
  • Добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;
  • Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;
  • Добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для бальнеотерапевтического применения;
  • Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации.
  • Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

  • Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;
  • Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов.
  • Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий.
  • Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

Подземные воды, подлежащие государственному учету и лицензированию при добыче.

В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, подземные воды делятся на:

  • питьевые,
  • технические,
  • минеральные,
  • теплоэнергетические,
  • промышленные.

Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Эксплуатационные запасы подземных вод – количество подземных вод, которое может быть получено на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотребления с учетом природоохранных требований.

Прогнозные ресурсы — количество подземных вод определенного качества и целевого назначения, которое может быть получено в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности использования вод.

Единицы измерения запасов подземных вод.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки , пароводяной смеси — в тоннах в сутки . В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод.

По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидротерм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Оценка качества подземных вод.

Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод производится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод производится в соответствии с требованиями государственных нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования и требованиями водопотребляющих организаций.

Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения.

Минеральные воды , отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего в лечебных и курортных целях. Разрешение на использование лечебных минеральных вод для других целей в исключительных случаях выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами, и федеральным органом управления государственным фондом недр.

Лицензия на добычу подземных вод.

Земные недра в нашей стране принадлежат государству, включая подземные источники пресной воды. Согласно действующему законодательству вода – это полезные ископаемые. Следовательно, на их добычу требуется получение разрешения государства. Оформляется оно в виде лицензии. Комплекс мероприятий по её получению именуется работами по лицензированию недропользования.

Водный кодекс РФ (ст. 9) устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, за исключением пользования первым водоносным горизонтом от поверхности земли для строительства колодцев и скважин, не являющихся централизованными источниками питьевого водоснабжения.

Нормативная база, регламентирующая оформление лицензии на добычу подземных вод.

Вопросы недропользования детально регламентированы действующими нормативными и законодательными актами, основными из которых являются:

  • федеральный закон под № 2395-1, датированный 21.02.92 (в редакции от 31.12.14). Указанным документом устанавливается требование получения соответствующего лицензионного документа;
  • постановление № 69, принятое российским правительством 11.02.05 (в редакции от 05.02.14), регламентирующее вопросы государственной экспертизы;
  • приказ № 710, изданный Минприроды 29.11.04 (в редакции от 25.04.12), которым регламентирован порядок рассмотрения поступающих от соискателей заявок на предоставление прав на пользование недрами;
  • приказ № 61, изданный МПР России 15.03.05 (в редакции от 27.01.15), которым регламентирован порядок выдачи разрешения на выполнение изыскательских работ;
  • приказ № 83-орг, изданный федеральным госучреждением «ГКЗ» в 2011 году (21 февраля) (Приложение 1);
  • СанПиН за № 2.1.4.1074-01;
  • приказ № 315, изданный Минприроды РФ 29.09.09 (в редакции от 19.02.15), утвердивший соответствующий административный регламент;
  • приказ № 121, изданный Минприроды 03.04.13 (в редакции от 09.12.14) приказ № 139, изданный МПР России 12.04.13 (в редакции от 28.10.14);
  • приказ № 27, изданный Минприроды РФ 25.01.13 (в редакции от 09.12.14).

Этапы получения лицензии на добычу подземных вод.

В процессе легализации имеющейся на вашем участке водозаборной скважины необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Собственник самостоятельно обязан получить лицензию на недропользование для того, чтобы на законных основаниях организовать геологическое изучение данных недр на своём участке. Получить такую лицензию на добычу воды можно, если среди сотрудников собственника имеются специалисты необходимой квалификации. В противном случае, следует заключить договор подряда с профильной организацией.

2. К полученной лицензии прилагаются условия, согласно требованиям которых, работы следует зарегистрировать в госреестре. Указанная регистрация проводится до того, как работы начались, сразу после подписания договора подряда, упомянутого выше.

3. Следующий шаг - создание проекта проведения геологоразведочных работ с последующей передачей документа на государственную экспертизу.

4. Очередным документом, который придётся подготовить при подготовке к получению лицензии на добычу подземных вод, является проект организации, так называемой санитарной охранной зоны подземного водозабора. Готовый документ согласуется в соответствующих надзирающих органах.

6. После этого материалы указанных подсчётов передаются в территориальный фонд геоинформации и в Росгеолфонд.

7. Успешно пройдя государственную экспертизу имеющихся запасов подземных вод, и получив протокол Территориальной комиссии по этим запасам, которым юридически подтверждается факт их постановки на государственный учёт, следует приложить к указанным документам бумаги, которые подтверждают юридически право собственности соискателя на землю.

8. И только после этого собственник скважины водозабора получает право на подачу заявки о том, что он желает получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи воды, находящейся под землёй (лицензию на добычу подземных вод).

Порядок получения лицензии на добычу подземных вод.

Участок недр для добычи подземных вод предоставляется без проведения торгов решением комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой обязательно включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — Комиссия).

Для получения лицензии для пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заинтересованное лицо подаёт заявление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы.

К заявлению для получения лицензии на добычу подземных вод прилагаются:

1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

  • наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
  • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
  • копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);

2) данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии на добычу подземных вод, включая:

  • решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально) или доверенность, выданная в установленном порядке;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (добычей подземных вод), включая:

  • копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
  • документальные данные о наличии собственных, в том числе привлеченных средств на осуществление пользования недрами (договоры займа, кредита и др.);
  • справка налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей при пользовании недрами;

4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков для добычи подземных вод, включая:

5) информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе:

  • данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр;
  • сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами.

В зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения, к заявке на получение лицензии по добыче подземных вод прилагаются дополнительные сведения, которые должны содержать:

  • целевое назначение использования подземных вод;
  • обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;
  • требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;
  • паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;
  • наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны;
  • наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами;
  • современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр.

Кроме того, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы в течение 30 дней рассматривают поступившие заявочные материалы и дают заключение о возможности удовлетворения испрашиваемых заявителем объемов водопотребления за счет разведанных запасов подземных вод.

После рассмотрения поступивших материалов, подготовки заключения и установления, в случае необходимости, лимитов водоотбора, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы направляют указанные материалы для принятия решения в Комиссию.

Заявочные материалы рассматриваются на заседании Комиссии в течение 30 дней со дня поступления материалов. Решение Комиссии о предоставлении заявителю права пользования участком недр принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Отказ в предоставлении права пользования участком недр допускается в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Принятое решение о предоставлении права пользования участком недр направляется Комиссией в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добыча подземных вод при разработке месторождений подземных вод производится на основании утверждённых в установленном порядке проектов и технологических схем.

Пользователь недр при разработке месторождений теплоэнергетических вод обеспечивает:

  • — рациональную разведку и разработку месторождений теплоэнергетических вод, при которых достигается предотвращение безвозвратных потерь воды и ее теплового потенциала и предотвращение загрязнения водоносных горизонтов;
  • — предотвращение смешения вод различных горизонтов и перетока из одних горизонтов в другие (с более низким напором), если это не предусмотрено проектной документацией;
  • — предотвращение нерегулируемого выпуска воды, а в аварийных случаях срочное принятие мер по ликвидации ее потерь;
  • — комплексное использование воды;
  • — охрану недр, атмосферного воздуха, земной поверхности, лесов, вод и других природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • — проведение рекультивации земельных участков, нарушенных при пользовании недрами.

Технологическая схема разработки месторождений минеральных вод должна устанавливать:

а) систему разработки месторождения, обеспечивающую оптимальный режим эксплуатации водозаборных сооружений и отбор минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов;

б) количество эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин (источников), выбор и обоснование технологического режима их работы;

в) способ каптажа минеральных вод и обустройство водозаборных сооружений, системы перекачки, транспортировки, резервирования и предварительной обработки минеральных вод (стабилизации, нагрева, охлаждения и других методов), обеспечивающие сохранность качества минеральных вод;

г) мероприятия по доразведке месторождения минеральных вод;

д) особенности проектирования и эксплуатации бальнеотехнических систем, связанные со спецификой химического состава вод;

е) комплекс мероприятий по бесперебойному обеспечению минеральными водами всех потребителей и созданию рациональной системы эксплуатации месторождений;

ж) схему обустройства месторождения;

з) комплекс гидрогеологических наблюдений (мониторинг подземных вод) по контролю за разработкой месторождений минеральных вод и порядок их ведения;

и) мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации высоконапорных скважин, скважин, выводящих газосодержащие (метановые, сероводородные), радоновые и термальные воды, а также оборудованных в качестве водоперекачивающих устройств пневмоустановками, работающими под давлением более 2-х атмосфер;

к) мероприятия по охране окружающей среды;

л) нормативы потерь минеральных вод при их отборе, транспортировке и использовании;

м) меры охраны месторождения от порчи и преждевременного истощения.

н) мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту скважин.

Использование подземных питьевых вод для нужд, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, как правило, не допускается и может осуществляться в порядке исключения с разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованного со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и федеральным органом управления государственным фондом недр.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

(часть первая в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
(часть шестая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Комментарий к статье 7
Условно норму можно разделить на несколько смысловых частей. Первая - это определение понятия "горный отвод"; технические характеристики предоставления участка недр; перечень органов, участвующих в согласовании границ горного отвода.
Пункт 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами содержит следующие нормы, касающиеся горного или геологического отвода. Границы участка должны иметь подробное описание и координаты, быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями. Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.
Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора - с Федеральным горным и промышленным надзором России. А для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля - с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и органами государственного санитарного надзора - с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Постановлении Федерального горного и промышленного надзора России "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений" от 11 сентября 1996 г. N 35 определяется, что Инструкция устанавливает единый порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензии на пользование недрами для разработки месторождений нефти, газа, газоконденсата и теплоэнергетических вод, а также строительства и эксплуатации подземных хранилищ газа (ПХГ) и продуктов переработки углеводородов.
Инструкция является обязательной для всех организаций и предприятий, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов по добыче нефти, газа и теплоэнергетических вод и эксплуатацию подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов.
Разработка месторождений нефти или газа до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, за исключением случаев предоставления лицензий на несколько видов пользования недрами (совмещенных лицензий) или за пределами этих границ запрещается. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
При предоставлении лицензий на пользование недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых работы по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод осуществляются на условиях лицензии в соответствии с согласованными в установленном порядке проектными документами.
При выдаче органами Госгортехнадзора России и органами управления Государственным фондом недр разрешений на застройку площади горного отвода зданиями, сооружениями различного назначения условия застройки согласовываются в обязательном порядке с получившим горный отвод недропользователем. Предоставление земельных участков на площади горного отвода для несельскохозяйственных нужд иному землепользователю производится по согласованию с органами Госгортехнадзора России и владельцем горного отвода. Если месторождение нефти или газа находится на территории, подконтрольной двум округам Госгортехнадзора России, документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предоставляются Госгортехнадзором России или по его поручению одним из этих округов.
В случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (например, по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Госгортехнадзора России. Переоформлению подлежат горноотводный акт и топографический план, а проект горного отвода должен быть дополнен обоснованием необходимости изменения ранее уточненных границ.
Согласно Инструкции не допускается оставлять за контурами уточненных границ горного отвода запасы нефти и газа, предоставленные пользователю недр при лицензировании, а также запасы, разработка которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем нецелесообразна. В отдельных случаях производится списание этих запасов в установленном порядке либо они включаются в границы предоставляемого в пользование участка недр.
В Инструкции предусмотрены Основные требования к определению границ горного отвода. Уточненные границы устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы нефти, газа или теплоэнергетических вод которого прошли государственную экспертизу.
Границы горного отвода закрепляются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений нефти, газа и теплоэнергетических вод, а также водоносных структур, соляных пластов или иных непроницаемых геологических образований, при их использовании для создания хранилищ, охраны окружающей среды от вредного влияния работ по добыче нефти, газа, теплоэнергетических вод или при эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, обеспечения безопасности при ведении работ, защиты интересов недропользователя и государства.
Для подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, создаваемых в водоносных структурах, границы горного отвода определяются аналогично порядку определения границ для месторождений нефти и газа. Для подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, создаваемых в соляных пластах, границей горного отвода служат границы геометрического тела сферического или цилиндрического вида, в которое вписываются камеры выщелачивания плюс не менее 5 м по вертикали и 25 м по горизонтали.
В границы горного отвода включаются законтурные нагнетательные скважины, а также могут включаться наблюдательные или иные скважины, предусмотренные проектом разработки для контроля за рациональным использованием недр и влиянием работ на окружающую среду.
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проекты горных отводов на разработку месторождений нефти или газа могут составляться только теми организациями, которые имеют лицензию на составление технологической проектной документации разработки нефтяных и газовых месторождений. Проекты горных отводов могут включаться в состав технологических проектных документов разработки нефтяных и газовых месторождений специальным разделом "Обоснование границ горного отвода".
Проект горного отвода для разработки месторождения нефти или газа должен состоять из пояснительной записки и графических материалов. К нему должны быть приложены:
копия лицензии на пользование недрами, включая приложения к ней;
копия заключения государственной экспертизы проектов разработки месторождения нефти или газа и документы их согласования с соответствующими органами;
копия решения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также соответствующие выписки из таблиц их подсчета.
Проект горного отвода и прилагаемые к нему документы подписываются руководителем, главным геологом и главным маркшейдером организации, испрашивающей горный отвод, главным инженером проекта разработки месторождения нефти или газа и руководителем организации, разработавшей проект горного отвода, а подписи скрепляются печатью.
Для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр предоставляет в орган Госгортехнадзора России письмо и проект горного отвода с необходимыми приложениями. Орган Госгортехнадзора России рассматривает проект и выносит соответствующее решение не позднее 30 дней после его получения. В случае необходимости по требованию органа Госгортехнадзора России пользователь недр обязан предоставить дополнительные документы и объяснения по вопросам, связанным с границами горного отвода.
Орган Госгортехнадзора России в особо сложных случаях или при возникновении существенных разногласий между ним и пользователем недр вправе потребовать проведения независимой экспертизы предоставленных материалов. В этом случае срок принятия решения соответственно продлевается, но не более чем на 10 дней с момента получения дополнительно запрашиваемых документов и объяснений или экспертного заключения.
Материалы, обосновывающие уточненные границы горного отвода, включая проект горного отвода и приложения, хранятся в соответствующем органе Госгортехнадзора России и у пользователя недр. В состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, структурные карты и разрезы.
Решение регионального органа (округа) Госгортехнадзора России по установлению уточненных границ горного отвода может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или в судебном порядке.
При изъятии лицензии на пользование недрами, а также при консервации или ликвидации предприятия по добыче нефти или газа документы, удостоверяющие уточненные границы соответствующего горного отвода, возвращаются в выдавший их орган Госгортехнадзора России.
В случае возникновения угрозы безопасности людей, окружающей среде, рациональному использованию запасов полезных ископаемых, подрабатываемым зданиям и сооружениям орган Госгортехнадзора России может потребовать от пользователя недр корректировки границ и проекта горного отвода. В этом случае оформляются новые уточненные границы горного отвода в порядке, установленном данной Инструкцией.
В случае перехода права пользования недрами в соответствии со ст. 17-1 комментируемого Закона или изменения названия предприятия - пользователя недр документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат переоформлению в трехмесячный срок после переоформления соответствующей лицензии на пользование недрами. Переоформление осуществляется органом Госгортехнадзора России по заявлению пользователя недр, при этом изменения проекта горного отвода, за исключением топографического плана, не требуется. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат возврату в органы Госгортехнадзора России в случаях прекращения в установленном порядке действия лицензии на пользование недрами.
Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляет Госгортехнадзор России.
Руководители и должностные лица организации по добыче нефти или газа, виновные в самовольном пользовании недрами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для наглядности в Инструкции представлен горноотводный акт к лицензии на пользование недрами (серия, номер, дата регистрации).
Вторая часть нормы содержит определение прав недропользователя на конкретный участок недр, предоставляемый ему в пользование, а именно: недропользователю предоставляется исключительное право осуществлять в определенных границах пользование недрами; любая деятельность в границах горного отвода согласовывается с пользователем недр путем заключения договора между ним и другими лицами.
В третьей части нормы содержатся определение понятия "геологический отвод" и его содержание. Особенность правового режима геологического отвода и его отличие от горного отвода состоит в том, что в границах одного и того же геологического отвода законодательство предусматривает проведение работ нескольких пользователей недр, в то время как при горном отводе пользование недрами предоставлено исключительно одному субъекту права.
В Положении о лицензировании пользования недрами (п. 3) указывается, что при предоставлении участка недр в виде геологического отвода устанавливается площадь этого участка с ограничением по глубине или без такового ограничения. Ограничение по глубине может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим). В границах одного и того же геологического отвода могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению. Взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, определяются в лицензиях.
Органы, выдающие лицензию, имеют право устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых одному пользователю.
Статья 18 Закона Российской Федерации "О недрах" закрепляет за субъектами Российской Федерации право определения порядка предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с этой нормой Правительство Ленинградской области вынесло Постановление "Об утверждении Порядка предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Ленинградской области" от 3 августа 1995 г. N 301.
Выдача лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие, а также взаимоотношения пользователей недр с собственниками участков в связи с пользованием недрами регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В частности, ст. 27 Земельного кодекса РСФСР определяет, что "предоставление участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласию с органами Государственного горного надзора". Глава V ЗК РСФСР также регулирует порядок изъятия и предоставления земельных участков. После изучения всех необходимых для получения недропользователем земельного участка документов, всех факторов влияния горных работ на предоставляемые земли оформляется акт выбора земельного участка и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства. Отношения по использованию земельных участков для изыскательских работ урегулированы нормами главы VII ЗК РСФСР.
Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования участками, связанными с пользованием недрами, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными подразделениями.

Сегодня в России действует немалое количество законов, согласно которым скважина на воду на участке, принадлежащем физическому или юридическому лицу, является государственной собственностью. Ни для кого не секрет, что подземная вода служит полезным ископаемым, добыча которого предполагает получение специального разрешения у государства. Официальным удостоверением права добычи представленного ресурса является лицензия. Интересно дополнить, что совокупность работ и услуг, направленная на ее получение, называется «лицензированием недропользования».

Недропользование и его особенности

Целесообразным будет максимально доступно сформулировать основные сведения, связанные с лицензированием природопользования. Что же следует понимать под определением лицензии (на добычу подземных вод , к примеру)? Это не что иное, как бумага, которая выдается в качестве подтверждения права на использование недр недропользователю. Следует иметь в виду, что на сегодняшний день существует несколько разновидностей пользования недрами земли.

Так, на подземные воды можно получить один из двух видов разрешений: лицензия на изучение подземных вод в геологическом плане и лицензия на добычу подземных вод. Интересно заметить, что первое разрешение наделяет недропользователя правом поиска и последующей оценки месторождений вод подземного типа. Вторая разновидность лицензии предполагает право на извлечение из земных недр подземных вод. В соответствии с законом «О недрах», для того чтобы воспользоваться правом на добычу подземных вод, нужно предварительно оценить их запасы.

При оформлении лицензии на добычу подземных вод важно иметь в виду, что, помимо двух представленных в предыдущей главе разновидностей разрешений, в настоящее время целесообразным будет выделить и третий вид, являющийся гибридом двух первых. Звучит он как поиск и оценка (геологическое изучение), а также добыча вод подземного типа. Важно помнить, что оформление лицензии уместно только касательно субъекта экономической деятельности, каковым может выступать практически любое юридическое лицо (к примеру, садовое товарищество или ООО), индивидуальный предприниматель или же гражданин иностранного государства. Значит, гражданин РФ, будучи физическим лицом, не может быть занесен в . Исключением, как было отмечено, является лишь оформление ИП.

Сегодня получение специального разрешения, связанного с добычей представленного ресурса, считается процедурой обязательного характера для определенных категорий лиц. Среди них основную группу составляют владельцы артезианских скважин на воду . Однако здесь немаловажным является реализация хотя бы одного из следующих условий:

  • Добыча ресурса актуальна исключительно в целях продвижения бизнеса (предпринимательства).
  • Объем добычи ресурса выше чем 100 м3/сут. Естественно, что здесь сопутствующим фактором выступает .
  • Оборудование скважины на водоносный горизонт, который применяется, как правило, для водоснабжения питьевой и централизованной хозяйственно-бытовой направленности.
  • Воды подземного типа числятся на бухгалтерском балансе государства.

Оформление лицензии

Важно знать, что услуга по оформлению (переоформлению, продлению) лицензии на добычу подземных вод заключается, главным образом, в правильной подготовке сопутствующей документации, которая так или иначе должна отвечать актуальным на сегодняшний день требованиям со стороны законодательства, а также интерпретации этих требований, производимой, как правило, уполномоченным государственными структурами. Интересно отметить, что в пакет документов входят не только бумаги от будущего пользователя недрами земли (юридического лица, индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина), но и специальная документация. Ее подготовку обеспечивают специалисты соответствующего профиля.

Порядок получения лицензии на добычу подземных вод устанавливает, что состав пакета бумаг находится в зависимости от нескольких факторов. Среди них целесообразным будет выделить следующие пункты:

  • разновидность лицензии;
  • объем потребления водного ресурса;
  • целевое назначение подземных вод.

Как правило, специалисты профильных организаций, которые занимаются оформлением и переоформлением лицензий на добычу подземных вод , предоставляют будущему пользователю недрами подробный список документов, разработанный в соответствии с конкретной ситуацией.

Перечень документов

В данной главе целесообразным будет предоставить стандартный перечень необходимых документов. Так, для получения лицензии на добычу подземных вод будущий недропользователь обязуется подать в соответствующую структуру следующую документацию:

  • Заявка на получение специального разрешения на геологическое изучение подземных вод или на их добычу. Следует дополнить, что составляется она на бланке разработанного для данной цели образца, где обязательным образом указывается целевое назначение подземных вод, заявленная потребность в подземной воде, реквизиты структуры и так далее.
  • Учредительная и иная документация недропользователя в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного гражданина. Среди учредительных бумаг необходимо отметить устав организации, свидетельство о государственной регистрации структуры, свидетельство по поводу постановки организации на учет в налоговой инспекции, выписку из ЕГРЮЛ (важно знать, что она не должна быть старше одного месяца на момент подачи заявления на оформление лицензии), справку из государственного статистического комитета с расшифровкой действующих кодов, информацию об организации (как правило, это карточка с реквизитами), приказ по поводу назначения руководства.
  • Документация на землю. Среди этих документов необходимо выделить генеральный план структуры М 1:1000, план окрестностей ситуационного значения М 1:10 000, кадастровый план участка земли, правоутверждающую документацию на участок земли.
  • Иные документы. Среди них следует отметить справку из налоговой инспекции по поводу отсутствия задолженностей по сборам и платежам в государственный бюджет, бухгалтерский баланс (как правило, за отчетный период), баланс водоотведения и водопотребления, технические условия на канализование (иными словами, договор), приказ по поводу назначения ответственного по скважине (водозаборному узлу) лица, информацию, касающуюся технологических и технических возможностей реализации геологоразведочных работ (ею может служить договор подряда со специализированным объединением), гидрогеологическое заключение по участку недр земли или проектированию скважины.

Важно знать, что полученная лицензия на право добычи подземных вод непременно наделяет ее владельца правом ведения той или иной деятельности согласно целевому назначению, указанному в специальном разрешении (лицензии). Необходимо помнить, что неотъемлемой составляющей любой из представленных выше разновидностей лицензий являются актуальные на сегодняшний день условия использования недр земли. Так, нарушение хотя бы одного из существующих положений так или иначе карается штрафом административного значения в размере от 300 до 500 тысяч рублей касательно юридических лиц.

Сроки и стоимость

В соответствии с положением о лицензировании добычи подземных вод, сроки получения рассматриваемой лицензии варьируются от трех до четырех месяцев. Важно отметить, что они состоят в достаточно серьезной зависимости от времени получения структурой, которая занимается оформлением специального разрешения, необходимой документации от юридического лица, индивидуального предпринимателя или иностранного гражданина. Следует дополнить, что немаловажную роль играет также работа государственных органов.

На сегодняшний день стоимость лицензии на добычу подземных вод составляет восемьдесят тысяч рублей и выше. Точная сумма зависит главным образом от места нахождения водозабора, объема водопотребления и, конечно же, от количественных характеристик в плане работ и услуг, связанных с делом. Следует знать, что заказ последних зачастую осуществляется в той же структуре, где оформляется лицензия.

Таким образом, по результатам оказания услуг подобными организациями юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или иностранный гражданин гарантированно получает специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод, которое отвечает актуальным в настоящее время требованиям и нормативно-правовым актам.

Что же возможно после оформления лицензии?

Интересно знать, что после оформления специального разрешения недропользователь может приступить к осуществлению собственного права, связанного с пользованием недрами земли, и выполнению ряда условий, существующих на сегодняшний день и носящих обязательный характер. Какими условиями, как правило, сопровождается создание скважины на воду на участке, принадлежащем тому или иному лицу? Необходимо иметь в виду, что в зависимости от разновидности лицензии данными факторами могут выступать следующие пункты:

  • Разработка проекта, связанного с бурением скважины.
  • Оформление заключений санитарно-эпидемиологического характера на проект зон охраны санитарного значения или же на применение водного объекта.
  • Разработка проекта, связанного с зонами санитарной охраны, существующими на сегодняшний день.
  • Разработка проекта, относящегося к геологическому изучению недр земли, а также его экспертиза.

Важно знать!

При оформлении заявки на получение лицензии необходимо и обязательно знать все изменения и дополнения в правилах, связанных с данным вопросом. Определенно важным моментом в выявлении требований для оформления специального разрешения на скважину в текущем году является выход Постановления правительства под номером 94 от 11.02.2016 «Об утверждении норм охраны объектов подземного водного типа». Следует дополнить, что правила охраны рассматриваемого ресурса в процессе эксплуатации скважин водозаборного значения отражены в третьей и четвертой статьях данной бумаги.

Первоначально необходимо заметить, что теперь абсолютно все скважины водозаборного значения обязательным образом должны быть оборудованы специальными счетчиками расхода ресурса. Помимо этого, важна установка устройств для замера уровня вод подземного типа. Представленные требования были актуальными и раньше, однако в разрозненном виде. Так, к примеру, учет расхода потребляемого ресурса носил обязательных характер с учетом положений пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения». В случае выездных проверок факт оборудования водных скважин подобными приборами представлял интерес в большинстве своем для сотрудников Роспотребнадзора. Тем не менее посредством усилий Природоохранной прокуратуры он контролировался предельно мало.

Оборудование водных скважин механизмами, предназначенными для замера уровня подземных вод, определялось на рекомендательном уровне согласно «Методическим рекомендациям по организации и последующему ведению мониторинга вод подземного типа на групповых водосборах и одиночных скважинах эксплуатационного назначения». Помимо этого, в соответствии с законом «О недрах» данное оборудование не считалось требованием обязательного плана в случае проверок.

Что изменилось?

Необходимо иметь в виду, что только с 2016 года оборудование любых скважин водозаборного значения механизмами учета объемов потребления рассматриваемого ресурса, а также оборудованием для замера уровня подземных вод было наделено обязательным характером.

Вторым немаловажным изменением выступает требование по поводу обязательного наличия не только эксплуатационных, но и мониторинговых скважин при условии суточного объема потребления воды больше чем сто метров кубических. В настоящее время не совсем ясно, могут ли скважины резервной направленности приравниваться к категории мониторинговых. А может быть, последние являются обязательными к отдельному оборудованию? Однозначным образом можно утверждать лишь следующее: при объеме потребления ресурса в суточном отношении в размере, превышающем сто метров кубических, с 2016 года водозабор так или иначе должен включать в себя как минимум две скважины.

Какие же еще нововведения полезно знать?

Третьим существенным нововведением следует представить требования пунктов 16-18 статьи 4 Постановления под номером 94 от 11.02.2016. Так, согласно пункту 16 абсолютно все аварийные и неиспользуемые скважины подлежат обязательной ликвидации в соответствии с проектными документами. Значит, больше не будут приниматься акты о тампонаже произвольного типа и решения в стиле «…ничего особенно, просто-напросто зальем оголовок, к примеру, бетоном, да и все тут». Сегодня все должно состоять в абсолютном соответствии с проектом на консервацию или ликвидацию скважины, что, между прочим, значительно усложняет деятельность структур, которые занимаются ликвидацией и ремонтом скважин, а также увеличивает стоимость соответствующих услуг.

Семнадцатый пункт гласит о том, что воды подземного типа должны выводиться на поверхность при условии минимального количества капотажных сооружений (в большинстве случаев их роль играют скважины). Так, острым образом встает проблема оценки максимальной производительности абсолютно каждой из существующих скважин. Данный параметр можно достоверно определить исключительно по итогам осуществления работ на водозаборе опытно-фильтрационной направленности. По своей сути такие работы являются натуральным экспериментом, в процессе которого актуальна регистрация понижения уровня подземных вод в скважине при таком водоотборе, который может имитировать реальную эксплуатацию. По результатам экспериментальной деятельности производится расчет гидрогеологических параметров водоносного горизонта, которыми, как правило, и лимитируется максимальная производительность скважины.

Практика, связанная с абсолютным игнорированием опытно-фильтрационных работ, которая существовала ранее, или осуществление исследований кратковременного типа, по сути должно прекратиться. Важно дополнить, что отсутствие твердых требований в плане организации подобных работ и, как следствие, их невозможность (отсутствие желания и необходимости) привели к существенному снижению квалификации гидрогеологов.

Выводы

Из приведенного материала следует вынести то, что для проведения работ, связанных с лицензированием скважин, необходимо искать профессиональных гидрогеологов. Стоит обратить внимание на качество проведения ими опытно-фильтрационных работ и не забывать о том, что продолжительность таковых варьируется от 1 до 3 суток. В разы лучше, если специалистами предлагается осуществление интерпретации их деятельности на численных моделях гидрогеологического плана, которые имитируют процесс проведения работ опытно-фильтрационной направленности.

Помимо этого, нельзя упустить из виду пункты 18 и 29 статьи четвертой, ведь именно в них содержатся актуальные требования, которые касаются в первую очередь необходимых мер в процессе бурения новых, а также ремонта уже существующих скважин. Ярким примером здесь может служить предотвращение разгерметизации обсадной колонны, которая изолирует водоносные горизонты. Сюда же необходимо отнести требования, относящиеся к недопустимости выпуска подземных вод, которые добываются, однако не предусматриваются проектом.

Все приведенные сведения свидетельствуют о том, что в процессе выбора буровой компании не нужно ориентироваться на низкую цену погонного метра бурения, ведь несоблюдение технологии строения скважины в дальнейшем может привести к существенному нарушению требований со стороны законодательства, а также необходимости ремонта сооружения. А это так или иначе производится намного сложнее и является более затратным, чем бурение «с нуля». Помимо этого, может иметь место ликвидация скважины, что также не считается положительным моментом, ведь в случае ликвидации сооружения проблем может быть намного больше, чем при ремонте. Подобное положение дел непременно может привести к штрафам за нарушение действующего законодательства касательно защиты вод подземного типа от загрязнения.