Транспортный налог физических лиц

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять

С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.

На основании какого документа выдавать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.

Транспортный налог для организаций с 2016 года

Вопросы исчисления и уплаты транспортного налога для организаций касаются почти всех налогоплательщиков, поскольку на большинство компаний зарегистрированы те или иные транспортные средства. Организациям следует учитывать изменения законодательства по транспортному налогу, применяемые начиная с 2016 года при заполнении налоговой отчетности за 2016 год, с которыми можно ознакомиться в настоящей статье.

Плательщики транспортного налога в 2016 году

Рассматривая вопросы исчисления и уплаты транспортного налога организациями, следует помнить, что указанный налог является региональным и субъекту РФ в лице законодательных органов принадлежит право устанавливать его отдельные элементы в пределах Кодекса. Следовательно, организациям следует обращаться не только к положениям Кодекса, но и к законодательству региона, где транспортное средство состоит на учете. Здесь также важно помнить, что законодательство не статично и может достаточно часто меняться, соответственно, при расчете транспортного налога необходимо уточнять, имеется ли «свежая» редакция закона о транспортном налоге, где, например, изменена ставка.

Прежде чем перейти к расчету транспортного налога для юридических лиц и заполнению декларации, нужно определиться, является ли ваша организация плательщиком транспортного налога. Согласно нормам Кодекса налогоплательщиками являются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. До того, чтобы непосредственно приступить к заполнению налоговой декларации, организации необходимо провести ревизию транспортных средств, числившихся за ней в течение всего 2016 года, даже уже реализованных.

Налоговую декларацию нужно составлять только в том случае, если за организацией зарегистрированы транспортные средства, указанные в установленном Кодексом перечне. Объектом налогообложения по транспортному налогу могут являться не только наземные, но и водные и воздушные транспортные средства. При этом указанные транспортные средства должны быть зарегистрированы по законодательству РФ. В ряде случаев, прямо указанных в Кодексе, например, в отношении транспортных средств, находящихся в розыске, представлять в налоговый орган декларацию, рассчитывать и уплачивать налог не нужно. Вместе с тем указанное освобождение будет применимо, если факт кражи, угона возможно подтвердить документами соответствующих правоохранительных органов.

Расчет налога и заполнение декларации по транспортному налогу для организаций, как правило, не вызывает трудностей. Необходимо корректно заполнить все строки формы налоговой декларации (отметим, что с 2016 года будет применяться новая форма), при этом можно руководствоваться утвержденным порядком ее заполнения и приложениями к ней. Целесообразнее начинать заполнение декларации с раздела 2, в который вносятся данные, позволяющие идентифицировать транспортное средство, а также рассчитать налог по нему с учетом различных видов льгот. Требуемые формой данные необходимо указать в отношении каждого транспортного средства организации. В разделе 1 декларации отражаются сведения об уплаченных суммах авансовых платежей и выводится итоговая цифра налога за год.

Изменения в законодательстве, применяемые с 2016 года

Транспортный налог организаций с 2016 года существенно не изменился. Вместе с тем с рядом изменений законодательства организациям следует ознакомиться. Рассмотрим наиболее важные из них.

  • Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ внесены изменения в Кодекс по вопросам уплаты транспортного налога организациями. Теперь следует учесть появление новой льготы по транспортному налогу, которая вместе с тем касается не всех налогоплательщиков. Речь идет об организациях, за которыми зарегистрированы транспортные средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, внесенные в специальный реестр. С 2016 года таким организациям будет предоставлен новый вид налоговой льготы, а именно сумма исчисленного налога по итогам налогового периода может быть уменьшена на уплаченные суммы в отношении этого транспортного средства в данном налоговом периоде. Если же после произведения расчетов сумм налога к уплате в бюджет она окажется отрицательной, то получившаяся разница компенсироваться из бюджета не будет, размер налога в таком случае будет признан равным нулю.

Налоговые органы будут ежегодно до 15 февраля получать сведения из реестра. Порядок предоставления таких сведений планируется определить отдельно.

Одновременно вносимыми изменениями налогоплательщикам разрешено не уплачивать ежеквартальные авансовые платежи по транспортному налогу по таким транспортным средствам.

  • Также внесены поправки в Кодекс Федеральным законом от 29.12.2015 N 396-ФЗ , которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Указанные изменения конкретизируют, как рассчитывается транспортный налог для юридических лиц за тот месяц, в котором произошел переход права собственности от одного субъекта к другому. Согласно новым правилам становится урегулированным вопрос, кто в таком случае будет являться плательщиком транспортного налога - продавец или покупатель.

Если регистрация транспортного средства произошла до 15 числа месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации осуществлено после 15 числа месяца, этот месяц признается полным для исчисления и уплаты транспортного налога. Наоборот, симметричным образом, в случае регистрации организацией транспортного средства после 15 числа месяца или снятия транспортного средства с регистрации до 15 числа месяца включительно, указанный месяц не должен учитывается в формуле расчета налога (при определении коэффициента).

Соответственно, в настоящее время исключены ситуации, когда за один и тот же месяц налог уплачивался и покупателем, и продавцом транспортного средства одновременно. Во избежание случаев излишней уплаты налога за реализованное либо приобретенное транспортное средство в бюджет организациям следует принять во внимание рассмотренные изменения законодательства и применять их на практике при расчете суммы налога к уплате.

  • Продолжая говорить об изменениях Кодекса по регулированию вопросов, связанных с транспортным налогом для организаций в 2016 году, можно отметить и конкретизацию положений Кодекса в части учета повышающих коэффициентов для расчета налога по так называемым «дорогостоящим» автомобилям (стоимостью начиная от 3 млн рублей). Теперь перечень таких автомобилей должен быть размещен на сайте Минпромторга России в установленные Кодексом сроки (не позднее 1 марта), и этот перечень будет применяться только в отношении налогового периода, в котором он публикуется (не в предыдущем и не в следующем налоговых периодах).

Под транспортным понимается косвенный налог, то есть такой, который не зависит от прибыли субъекта хозяйствования, взимаемый с владельцев большинства видов транспортных средств как на праве собственности, так и пользования.

Этот платеж относится к региональным, так как направляется в бюджеты субъектов Федерации, которые и определяют его ставки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Какие транспортные средства им облагаются?

Взносом облагаются все транспортные средства, которые подлежат государственной регистрации . Среди них в целях налогообложения выделяют несколько групп:

  • ТС, оборудованные двигателем внутреннего сгорания. К этой категории относятся все наземные самоходные средства, водный транспорт, оборудованный двигателем, моторные воздушные суда.
  • ТС, движимые за счёт другого самоходного транспорта. К этой категории относятся водные суда, приводимые в действие буксиром, а также несамоходные воздушные суда, например планеры.
  • Реактивные воздушные суда.

В зависимости от вышеописанных категорий определяется база налогообложения. Таким образом, большинство ТС облагаются данным платежом, исключение составляют лишь велосипеды, гироскутеры и скутеры, которые не подлежат государственной регистрации.

Налоговая база

Для всех транспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания, базой является мощность двигателя , которая для проведения расчётов измеряется в лошадиных силах.

Измерение мощности в лошадиных силах для налоговых целей более удобно за счёт меньшего разряда чисел, но возникает необходимость переводить принятые в международной системе измерений единицы мощности. Так, в Европе принято измерять мощность в ваттах, и именно в них определяется показатель двигателя большинства современных транспортных средств. Л. с. сегодня указывают только производители быстрых спортивных моделей по исторической традиции.

Лошадиная сила — единица несистемная, а потому существует множество её разновидностей. Для целей налогообложения используется так называемая метрическая лошадиная сила, равная 735,49875 ваттам.

Для несамоходного транспорта базой налогообложения служит валовая вместимость – типичная характеристика водного транспорта, измеряемая в регистровых тоннах. Такие данные фиксируются в техническом паспорте судна и в его регистрационных документах, что упрощает процесс расчёта.

Но есть и такие несамоходные водные и воздушные суда, для которых определить валовую вместимость невозможно, например, плавучие краны и планеры. В таких случаях базой служит единица транспортного средства . То есть в рабочую формулу вместо количества регистровых тонн вводится значение единица.

Для воздушного транспорта на реактивных двигателях базой служит зафиксированная в техническом паспорте общая реактивная тяга всех турбин.

Размеры ставки для предприятий

Поскольку данный налог является региональным, и размер ставок определяют субъекты Федерации , они разнятся в каждом регионе. В то же время, законодатель ограничил аппетиты субъектов, установив типовые ставки этого платежа для разных видов транспортных средств в статье 361 НК РФ.

Региональные ставки могут отличаться от типовых не более и не менее чем в 10 раз.

Это ограничение не распространяется на легковой автомобильный транспорт с мощностью двигателя, не превышающей 150 лошадиных сил. Также федеративным субъектам разрешено дифференцировать ставки этого налога в зависимости от возраста транспортного средства. Возраст учитывается по состоянию на первое число текущего года.

Типовые ставки данного взноса применяются на территории тех субъектов Федерации, которые не определили свои региональные значения. Для удобства расчётов характеристики мощности ТС в законодательных актах приведены также в метрических эквивалентах (в ваттах).

Особенности для юридических лиц

Размер этого налога для юридических лиц никоим образом не отличается от размера для прочих налогоплательщиков. Но для организаций предусмотрены особенности его расчёта, удержания и отчётности.

Порядок расчёта и срок оплаты

Если для физических лиц платеж рассчитывает и начисляет государство, то юридическим лицам положено это делать самостоятельно. Так, юридическое лицо-владелец облагаемого налогом транспортного средства обязано самостоятельно рассчитать и оплатить его с внесением авансовых платежей . Сумма такого платежа составляет 25% от полного расчёта за весь период и вносится по окончании квартала (с первого по третий).

Окончательная выплата производится в конце налогового периода (год) за минусом внесенных авансов.

При расчёте взноса на зарегистрированные или снятые с регистрации транспортные средства применяется специальный коэффициент, который представляет собой соотношение числа полных месяцев, на протяжении которых такой транспорт пребывал в государственном реестре, к числу месяцев налогового периода. При этом данный коэффициент не применяется, если такое средство было внесено в реестр до 15 числа текущего месяца либо было изъято из реестра после этого числа.

На юридических лиц также возлагается обязанность подавать отчётность в форме , которую необходимо предоставить контролирующему органу до первого февраля года, следующего за отчётным.

Льготы

Субъекты Федерации имеют право предоставлять некоторым категориям налогоплательщиков льготы, избавляя их от обязанности вносить авансовые платежи.

Федеральные льготы предоставляются только предприятиям, задействованным в подготовке к проведению футбольного чемпионата ФИФА в 2018 году, а также футбольным конфедерациям и национальным футбольным ассоциациям. Вышеперечисленные лица освобождены от уплаты данного налога. Другие же предприятия и организации с точки зрения Налогового кодекса обязаны оплачивать его на общих основаниях.

Законодательство разрешает субъектам Федерации самостоятельно устанавливать льготы по уплате региональных взносов.

Так например, во Владимирской области действуют льготы для автотранспортных предприятий касательно военизированных автоколонн и сельскохозяйственных производителей касательно автобусов и грузовиков.

Подробную информацию о порядке расчета данных платежей вы можете узнать из следующего видео:

Пример конкретного расчёта

Допустим, нам нужно рассчитать платеж для автомобиля Porsche Cayenne Turbo, зарегистрированном в Ханты-Мансийском автономном округе 2 года назад на предприятии, занимающимся традиционными промыслами коренных народов. Согласно техническим характеристикам данного ТС, его заявленная мощность составляет 550 лошадиных сил. В Ханты-Мансийском автономном округе для легковых автомобилей с мощностью свыше 250 л. с. предусмотрена ставка размером 90 рублей.

Для предприятий, занимающихся традиционными промыслами, предусмотрена льгота, но она не распространяется на машины такой мощности. Так как цена данного средства превышает 3 миллиона рублей, и им предприятие владеет уже два года, применяется повышающий коэффициент 1,1.

Для расчёта используем формулу: Рл * Сн * К * Кп , где:

  • Рл – мощность двигателя;
  • Сн – налоговая ставка;
  • К — корректирующий коэффициент, который представляет собой отношение количества полных месяцев в текущем году, в течение которых предприятие владело данным ТС, к количеству месяцев в налоговом периоде. В случае с авансовым платежом показатель равен 1/4;
  • Кп – повышающий коэффициент.

Теперь подставляем имеющиеся у нас данные:

  • 550*90*1/4*1,1 = 13 612,5 рублей.

Таким образом, предприятию за владение элитным автомобилем придётся платить 13 612,5 рублей в квартал.

На сегодняшний день правительство Подмосковья стоит на пороге принятия решения об увеличении ставок, регулирующих дорожный налог. Согласно прогнозам действующие ставки могут быть увеличены на треть. Иначе говоря, вместо 7 рублей за лошадиную силу придется отчислять в бюджет 10.

Изменения по большей мере коснутся владельцев грузовиков и автобусов, которым более пяти лет. Их содержание обойдется в 100 рублей за каждую лошадиную силу. Для прочих видов транспорта, не относящегося к данной категории, налоговый сбор будет повышен на 5%.

Тарификация в данной сфере налогообложения оставалась неизменной с 2006 года. Новый транспортный налог в Московской области в 2017 году обусловлен ежегодно растущим уровнем дохода проживающих в регионе граждан.

Кроме этого, столь явное повышение тарифов объясняется большим количеством старых автомобилей, технические характеристики которых противоречат санитарно-экологическим нормам. По мнению представителей власти, данная мера будет стимулировать автолюбителей заменить свои транспортные средства на более современные аналоги.

Согласно прогнозам повышение транспортного налога привлечет порядка 868,5 миллионов рублей в областной бюджет.

На что обратить внимание

Вопреки ожиданиям, будет увеличена лишь процентная ставка, а не вся система налогового обложения. Также следует учесть, что в разных районах области проценты по сбору могут значительно отличаться друг от друга. Это обусловлено отсутствием единого регулирующего механизма. Важно понимать, что если автомобиль поставлен на учет, предположим, в Саратове, но эксплуатируется по большей мере в Москве, то налог будет начисляться в соответствии с тарифами Саратова.

Основные понятия

Транспортный налог представляет собой безвозмездную плату автовладельцев за эксплуатацию транспортных средств, которая является обязательной. Размер налога устанавливается в соответствии с 28 главой НК региональными органами законодательного собрания.

Ими определяется:

  • ставки, не превышающие установленные пределы Налогового кодекса;
  • сроки и порядок погашения задолженности;
  • льготы и основания для пользования ими.

Исчерпывающую информацию о ставках на транспортный налог в Московской области в 2017 году можно найти на сайте налоговой службы.

Объектом налогообложения считается любое транспортное средство (водное, воздушное, наземное), регистрация которого осуществлялась в установленном федеральным законом порядке.

Хотелось бы прояснить ситуацию вокруг транспорта, который в силу определенных обстоятельств не эксплуатируется (угон, неисправное техническое состояние и прочие). Факт регистрации автомобиля или иного транспорта является основанием для начисления налогового сбора.

До тех пор, пока транспорт состоит на учете, его владелец обязан своевременно погашать задолженность. Исключением являются угнанные автомобили, но только при условии подтверждения факта преступления. Весомым доказательством является документ, выданный соответствующими правоохранительными органами.

Способ исчисления налоговой базы напрямую зависит от разновидности транспорта:

  • мощность двигателя, исчисляемая лошадиными силами;
  • заявленная статистическая тяга двигателя реактивного типа;
  • валовая вместимость, исчисляемая регистровыми тоннами.

В соответствии с законодательными нормами, плательщиками являются лица, на которых зарегистрированы объекты транспортного налогообложения. Об этом гласит 357 статья Налогового кодекса, однако данное утверждение является спорным, поскольку при буквальном толковании в упомянутой статье не указан точный круг налогоплательщиков. Иного закона, обязывающего оплачивать налоговый сбор нет. Получается следующее: данный налоговый сбор не установлен отечественным законодательством, что говорит о необязательности его погашения.

Вопреки положению 357 статьи Налогового кодекса круг налогоплательщиков по сей день остается неопределенным, поскольку регистрация транспорта курируется министерством внутренних дел. Данный факт указывает на то, что круг налогоплательщиков определяется исполнительной властью, а не законодательной. Это прямое противоречие статье 57 конституции России.

В качестве одного из вариантов законного уклонения от уплаты транспортного налога можно направить в ФНС по месту постоянной регистрации грамотно составленное письмо, в котором необходимо указать данную законодательную оплошность, ссылаясь на конституцию РФ, а также на Гражданский и Налоговый кодексы. Кроме этого в конце обращения следует потребовать прикрепить данное письмо к пакету прочих документов при передаче дела в суд.

Налоговым периодом по транспортному сбору является календарный год — 365 дней. Это указано в положении 360 статьи НК. Отчетные периоды — 1, 2 и 3 кварталы.

Срок уплаты: 1 ноября следующего за истекшим налоговым периодом года. Сбор уплачивается на основании полученного ранее уведомления плательщиком (не позже 01.10).

Азы расчёта выплат

Все тонкости транспортного налога указаны в статье 28 НК. В соответствии с ее содержанием, налогоплательщики определяются как юрлица и физические лица, на имена которых зарегистрированы средства передвижения.

Важно понимать, что право собственности не является определяющим фактором, в отличие от факта регистрации. Например: автомобиль может принадлежать коммерческой организации на основании лизингового договора. Транспортное средство в данном случае регистрируется на фирму, а собственником остается лизинговая компания.

Транспортному налогообложению подвержены как самоходные, так и буксируемые средства. По большей части этот момент затрагивает автотранспорт. Важно знать перечень авто, на которые данный закон не распространяется.

К таковым относятся:

  • легковой автотранспорт, предназначенный для управления лицами с ограниченными физическими возможностями;
  • автомобили, мощность двигателя которых не превышает 100 лошадиных сил (при этом они должны быть приобретены посредством органов социальной защиты);
  • транспорт, находящийся на учете воинских подразделений федерального значения;
  • машины, находящиеся в собственности сельхозпроизводителей и эксплуатируемые ими в соответствии с их прямым назначением;
  • угнанный автотранспорт при условии документального подтверждения факта преступления.

Базовые ставки по транспортному налогу установлены и описаны в 28 статье Налогового кодекса России.

Величина налога зависит от автомобиля. Расчет производится посредством умножения мощности двигателя на процентную ставку. Рассчитать его можно самостоятельно, использовав калькулятор.

При постановке автомобиля на регистрационный учет или при снятии с него в течении расчетного года применим коэффициент, который снижает налоговый сбор в соотношении с долей месяцев владения транспортом в течение года. Полным месяцем признается тот, в котором автомобиль был приобретен до 15 числа или выбыло после 15-го.

Региональные органы власти наделены полномочиями вносить на местном уровне в НК следующие поправки:

  • Процентные ставки по транспортному налогу могут быть как уменьшены, так и увеличены. Данные изменения не должны превышать установленное базовое значение более, чем в 10 раз. Снижение ставок не относится к легковым автомобилям, мощность двигателя которых не превышает 150 лошадиных сил.
  • Может быть рассмотрены и введена собственная система льготного налогового обложения.
  • Сроки и порядок погашения налоговой задолженности также могут быть пересмотрены.

Этими полномочиями обусловлена важность знания 28 статьи НК и региональных законов о транспортном налоге для налогоплательщиков. Частные предприятия, на балансе которых числятся транспортные средства, занимаются расчетом налогового сбора самостоятельно. Для физических лиц данная процедура производится налоговой службой.

Юридические лица имеют право погашать задолженность посредством авансовых платежей, либо на основании ежегодной декларации посредством . Для физических лиц существует лишь разовый ежегодный платеж за прошедший период.

От чего зависит тариф

Как уже упоминалось ранее, ставки по транспортному налоговому сбору значительно отличаются друг от друга в зависимости от региона регистрации авто.

Помимо автолюбителей, данному налогообложению подвергаются также владельцы таких средств передвижения как:

  • мотоцикл;
  • мопеды;
  • грузовой транспорт;
  • воздушный транспорт;
  • водные средства передвижения;
  • мотосани и снегоходы.

Конкретные ставки устанавливаются в рамках закона по решению местных органов власти и зависят от таких показателей как благосостояние граждан в определенном регионе и общее количество поставленного на учет транспорта.

Ключевым фактором при расчете налогового сбора является мощность двигателя и категория транспорта. Чем мощнее двигатель — тем дороже его содержание. Данный принцип способствует мотивации граждан обращаться к приобретению белее экологичных автомобилей.

Кроме этого важным фактором также является так называемый повышающий коэффициент, предусмотренный для авто стоимостью более 3 миллионов рублей. Как и ряд прочих факторов он рассчитывается сугубо индивидуально и во многом зависит от региона регистрации.

Нюансы формирования суммы

ФНС рассчитывает сумму транспортного налога за физических лиц с учетом всех трех отчетных периодов. Итоговая сумма получается посредством умножения региональной ставки на налоговую базу. Для юридических лиц процедура идентична. Представители коммерческих организаций должны рассчитывать налог по такой же формуле самостоятельно.

По сути налоговая база представляет собой меру измерения каждого транспорта:

  • указанные в ПТС кВт переводятся в л.с.;
  • если транспортное средство не принадлежит к числу самоходных, то налог рассчитывается исходя из регистровых тонн;
  • при наличии реактивного двигателя ключевым фактором при расчете налогового сбора будет заявленная сила тяги;
  • для прочих видов транспорта применяется налоговая база с использованием единицы.

Возможно вскоре при расчете налога будут учитываться также такие аспекты как:

  • рыночная стоимость автотранспорта;
  • экологический класс;
  • период эксплуатации и прочее.

Данный проект уже рассматривается соответствующими законодательными структурами.

Обзор ставок

Приведенная ниже таблица позволит ознакомиться с размером налоговых ставок в Московской области:



Показатели транспортного налога в Московской области в 2017 году

Уровень транспортного налогообложения определен в соответствии с действующим законам с учетом всех нововведений, которые вступили в силу с начала текущего года. Его действие распространяется на все населенные пункты Московской области включая столицу.

Коммерческие организации обязаны вносить авансовые платежи по транспортному налогу не позже последнего числа месяца, который следует за прошедшим отчетным периодом. Налоговый сбор, подлежащий погашению по истечении календарного года, должен быть погашен не позднее 28 марта следующего года.

Согласно последним нововведениям физические лица обязаны оплачивать налоговый сбор не позже 01.12. Основанием для оплаты служит соответствующее уведомление, которое должно быть своевременно доставлено по месту постоянной прописки плательщика. Уведомление содержит квитанцию, которая составляется налоговой службой на основании предоставленных данных.

Оговорки насчёт льгот

Региональные органы имеют право самостоятельно устанавливать размер налоговых платежей. В положениях о транспортном налоге предусмотрен ряд , в том числе и для жителей Московской области.

Согласно действующим законам на льготы могут претендовать предприятия, работающие с лицами с ограниченными физическими возможностями. Это относится исключительно к наземным видам транспорта. Также подобные льготы распространяются на организации, деятельность которых связана с трудоустройством выше упомянутых лиц.

Законодательством предусмотрены льготы и для физических лиц, на имя которых зарегистрировано несколько автомобилей. В данном случае разрешено выбрать из них тот, осуществление налоговых платежей по которому будет менее выгодно для плательщика.

Данной льготой могут воспользоваться следующие категории граждан:

  • Герои России или Советского Союза;
  • обладатели орденом Славы от первой до третьей степени;
  • инвалиды первой и второй групп, а также инвалиды детства;
  • участники спасательной миссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также лица, пострадавшие от нее (должно подтверждаться документально).

Инвалиды третьей группы имеют законное право на налоговое послабление на 50%.

К числу лиц, имеющих право на льготы, также относятся многодетные семьи.

Они могут не уплачивать ежегодный сбор в государственный бюджет за владение одним из перечисленных ниже транспортных средств:

  • легковые и грузовые автомобили;
  • автобусы;
  • техника сельхоз назначения (тракторы и прочие);
  • мототехника.

Воспользоваться данным налоговым послаблением может только один из родителей (совершеннолетние дети во внимание не принимаются). Льгота распространяется только на одну единицу в год.

Каждая статья «Налогового кодекса «для чайников"» будет совпадать с главой НК РФ. Публикуемый материал описывает транспортный налог. Статьи предназначены для начинающих бухгалтеров; для бухгалтеров, которые ранее имели узкую специализацию (скажем, расчет зарплаты), а теперь планируют занять более высокую должность (например, заместитель главбуха); для студентов. Задача наших статей — дать человеку общее представление о механизме действия того или иного налога. Разобраться в данном механизме путем чтения Налогового кодекса крайне сложно — утонешь в деталях (вроде перечня расходов), даже не приблизившись к порядку исчисления налога. А представление о сути налога, которое можно получить с помощью наших статей, делает чтение НК РФ легким и приятным. Обратите внимание: наши статьи дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.

Где введена уплата транспортного налога

Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В каждом из субъектов Федерации уплата транспортного налога введена отдельным законом субъекта и, соответственно, имеет региональные особенности.

Как соотносятся общие правила и региональные особенности

Правила начисления и уплаты транспортного налога закреплены в главе 28 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые отличия в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки в общем случае не должны более чем в десять раз отличаться от значений, приведенных в НК РФ. Кроме того, регион имеет право установить собственный срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций (при условии, что крайний срок для перечисления суммы налога наступает не ранее того, что определен Налоговым кодексом). Срок уплаты налога для физических лиц региональные власти устанавливать не вправе, поскольку этот срок прямо закреплен в Налоговом кодексе. Наконец, региональные власти могут по своему усмотрению ввести льготы по транспортному налогу, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит транспортный налог

Организации и физические лица включая индивидуальных предпринимателей, на которых зарегистрировано транспортное средство (далее — ТС). В случае, когда ТС находится в аренде, налог платит арендодатель. Если транспортное средство передано в лизинг, то налогоплательщиком является либо лизингодатель, либо лизингополучатель. Это зависит от того, на чьем балансе учтено ТС. При смене собственника (продаже, дарении и т д.) налогоплательщиком становится новый хозяин транспортного средства, а прежний владелец перестает платить налог.

На что начисляется транспортный налог

На автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Также транспортный налог начисляется на самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусники, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, буксируемые суда и иные водные и воздушные ТС.

На что не начисляется транспортный налог

В главе 28 НК РФ приведен закрытый перечень транспортных средств, освобожденных от налога. В него, в числе прочего, входят весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил. Также под налог не подпадают оборудованные для инвалидов легковые автомобили, транспортные средства в розыске (при условии, что факт угона подтвержден соответствующим документом), промысловые морские и речные суда и некоторые другие виды ТС.

Налоговые ставки

Ставка зависит от физического показателя, характеризующего то или иное транспортное средство. Для автомобилей таким показателем является мощность двигателя в лошадиных силах, для большинства воздушных судов — паспортная статическая тяга реактивного двигателя, для ряда водных буксируемых ТС — валовая вместимость в регистровых тоннах.

Ставки установлены на единицу показателя: одну лошадиную силу, один килограмм силы тяги и одну регистровую тонну соответственно. Например, для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. ставка, приведенная в Налоговом кодексе, равна 15 руб. на одну л.с*. Напомним, что региональные власти вправе уменьшить или увеличить ставку, но не более, чем в 10 раз. Значит, закон того или иного субъекта может установить значение ставки для легкового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в пределах от 1,5 до 150 рублей на одну л.с.

Начиная с 2011 года субъекты РФ получили право неограниченно уменьшать ставку для автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л.с. Так, для данного вида ТС регионы могут установить ставку, которая, к примеру, в 15 или 20 раз меньше той, что указана в НК РФ.

Субъекты РФ также могут дифференцировать ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом экологического класса и количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Как рассчитать транспортный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговая база в общем случае — это значение физического показателя, характеризующего ТС: количество лошадиных сил, количество килограммов силы тяги и количество регистровых тонн.

Определять базу и начислять налог нужно по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. Приведем пример. Допустим, налогоплательщик в течение всего 2016 года владел легковым автомобилем с мощностью двигателя 81 л.с., ставка транспортного налога для таких ТС в данном регионе равна 7 руб. на одну л.с. Значит, сумма налога за 2016 год составит 567 руб. (7 руб. х 81 л.с.).

Если транспортное средство зарегистрировано, либо снято с учета в середине года, то сумму налога нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, деленному на количество календарных месяцев в году.

В 2015 году и ранее дейстсвовало следующее правило: месяц регистрации и месяц снятия с учета принимались за полные месяцы. Начиная с 2016 года алгоритм изменился. Теперь, если транспортное средство зарегистрировано 15-го числа или ранее, то месяц регистрации считается за полный месяц. Если же транспортное средство зарегистрировано после 15-го числа, то месяц регистрации вообще не учитывается. При снятии ТС с учета действует «зеркальная» норма: если снятие произошло 15-го числа или ранее, соответствующий месяц не учитывается. Если же снятие произошло после 15-го числа, то соответствующий месяц принимается за полный.

Поянсим на примере. Предположим, налогоплательщик 1 марта 2016 года зарегистрировал легковой автомобиль с мощностью двигателя 81 л.с., а 1 июня того же года снял машину с учета. Ставка налога равна 7 руб. на одну л.с. Получается, что налогоплательщик владел автомобилем на протяжении трех полных месяцев (март, апрель, май). Значит, коэффициент равен 0,25 (3 мес.: 12 мес.), а сумма налога за 2016 год составит 141,75 руб.(0.25 х 7 руб. х 81 л.с.).

Начиная с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Вчастности, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно умножать на коэффициент 1,5. Порядок определения средней стоимости автомобилей и перечни дорогостоящих автомобилей ежегодно публикуются на сайте Минпромторга России.

Заметим, что с 1 января 2015 года организации должны исчислять авансовые платежи по транспортному налогу с учетом повышающих коэффициентов, установленных в отношении дорогих автомобилей (п. п. 2 и 2.1 ст. 362 НК РФ). Прежде (до 2015 года) повышающие коэффициенты применялись только при уплате налога по итогам года.

Кто занимается расчетом транспортного налога

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму транспортного налога самостоятельно. На практике этим обычно занимается бухгалтерия.

За налогоплательщиков — физических лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей) транспортный налог рассчитывают сотрудники налоговой инспекции. Сведения о ТС и их владельцах налоговикам поставляют органы, которые регистрируют транспортные средства (Госавтоинспекция и Гостехнадзор). Налоговый кодекс обязывает эти структуры в течение 10 дней сообщать о регистрации и снятии с учета транспортных средств, а также до 1 февраля давать данные о ТС и их хозяевах по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Получив информацию, налоговики вычисляют сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление транспортный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами в собственность транспортных средств. В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, если за весь период владения транспортным средством физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов транспортного средства.

Когда перечислять сумму налога

Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как отчитываться по транспортному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты дата предоставления декларации едина для всех регионов и не может варьироваться в зависимости от субъекта РФ.

Организации, на которых не зарегистрированы ТС, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по транспортному налогу.

Для налогоплательщиков -физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) отчетность по транспортному налогу не предусмотрена.

Куда сдавать отчеты

Если ТС зарегистрировано на обособленное подразделение организации, то сдавать декларацию и расчеты нужно в ИФНС, где стоит на учете данное подразделение. При этом в полях декларации и расчета, предназначенных для кода причины постановки на учет, необходимо указать КПП подразделения.