Техника как надежный защитник человека. Техника на страже здоровья

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Актуальность………………………………………………………………….3

Результаты обзора литературы и Интернет – источников…………………5

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Значение слова «фликер» и принцип его действия……………………..6

1.2. Статистика и закон ………………………………………………………6

1.3. Т ………………………………..7

1.4 Опрос взрослых и детей. …………………………………………………. 8

Глава 2. Практическая часть

2.1 Эксперимент со светоотражателями……………………………………. 11

2.2 Пртофилактическая работа

2.2.1 Выступление агитбригады «Светлячок»………………………………12

2.2.2 Мастер-класс «Фликер своими руками»………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………14.

Список использованных источников и литературы………………………….15

Приложения………………………………………………………………… …...16

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Введение.

Проблема

Самое большое количество ДТП происходит в тёмное время суток. В это время водителям сложно вовремя увидеть человека, вышедшего на проезжую часть. Неблагоприятные погодные условия и неосвещённые участки улиц ещё больше усугубляют ситуацию. Поэтому возникла необходимость в формировании у пешеходов сознательной установки использования световозвращающих элементов.

Актуальность

В школе нам говорили о том, что водитель заметит пешехода на дороге раньше, если на нём будет одежда со светоотражающими элементами. Интересно, так ли это?

Я решил узнать, «Может ли использование светоотражающих элементов в тёмное время суток защитить ребёнка-пешехода?»

Так появилось моё исследование: «Фликер – надежный защитник пешехода?!»

Объект исследования : способ предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов в тёмное время суток.

Предмет исследования : фликеры – значки для безопасности пешеходов.

Цель моей работы : узнать, что такое фликер, как он работает и действительно ли фликеры могут защитить пешехода на дороге в темное время суток и при плохих погодных условиях.

Гипотеза: если в тёмное время суток и при плохих погодных условиях использовать в одежде светоотражающие элементы - фликеры, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге, а, значит, с помощью фликеров можно спасти жизнь и здоровье пешеходов.

Исходя из поставленной цели , предмета и объекта исследования, гипотезы, мы поставили следующие задачи:

1. Узнать значение слова «фликер».

2. Провести анкетирование по данной теме, обработать анкеты .

3. Провести эксперимент по визуальной заметности пешехода, используя различные виды светоотражающих элементов и о бобщить результаты в виде мультимедийной презентации.

4.Рассказать о роли и значении фликера для сохранности жизни будущим первоклассникам.

5. Провести с одноклассниками мастер-класс по изготовлению фликеров.

Методы и приёмы исследования

Изучение и анализ литературы и интернет-источников;
- опрос школьников и родителей;
- проведение эксперимента;
- анализ полученных данных.

Этапы исследования

- Информационно-аналитический (октябрь -ноябрь 2017 г)

Обобщающий (февраль – март 2018 г)

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что материалы работы можно использовать на занятиях внеурочной деятельности по ПДД, классных часах, внеклассных мероприятиях, а также на родительских собраниях.

Новизна исследования состоит в том, что данная тема способствует формировании у пешеходов сознательной установки на использование световозвращающих элементов, с целью обеспечения безопасности на дороге.

Обзор литературы и интернет- источников

Исследовав литературу и интернет-источники, я узнал много нового о правилах безопасности на дороге в тёмное время суток. Изученный материал помог мне понять, как работает фликер, какие фликеры лучше покупать, а также осознать важность применения светоотражающих элементов в одежде.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Значение слова «фликер» и принцип его действия.

Фли́кер ( , световозвращатель) - это устройство (предмет) или элемент в одежде в виде вставок, наклеек, значков, браслетов и т.д., имеющий высокие световозвращающие свойства при попадании на него света. Предназначен для повышения безопасности пешеходов на дорогах в темное время суток и в условиях плохой видимости.

Эти блестящие брелочки придумал британский дорожный рабочий 70 лет назад. Проезжая ночью по неосвещенной дороге, он заметил, что глаза кота на обочине отражают свет фар. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.

В основе работы фликеров лежит – закон отражения света. Закон гласит: всякое тело частично отражает, пропускает или поглощает падающий на него свет. То есть принцип действия фликера основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального пластика, концентрируется и отражается в виде узкого пучка.

1.2. Статистика и закон

По итогам 2 месяцев 2018 года на территории Самарской области зарегистрировано 55 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 1 ребенок погиб и 54 получили ранения.

Участниками 24 ДТП стали несовершеннолетние дети - пешеходы. Погибших нет, 24 – получили травмы. 50% ДТП произошло на пешеходных переходах.

В темное время суток произошло 4 ДТП. В 3 из которых дети находились без световозвращающих элементов. [ 6 ]

С 1 июля 2015 года в целях повышения видимости пешеходов в тёмное время суток на загородных дорогах, вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, внесенные в них постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1197. Теперь в ПДД установлено, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Правила дорожного движения с 18 марта 2018 года будут дополнены новым пунктом обязанностей водителей. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток, либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет – накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.

1.3. Т ребования к светоотражающей одежде .

Правильные (сертифицированные) фликеры:

    Видимость - 400 метров

    При скорости 90 км/ч фликер светиться 8 секунд

    При скорости 60 км/ч - 24 секунды

Неправильный фликер:

    Заметен на расстоянии 80 метров

    При 90 км/ч видимость 6 секунд

    При 60 км/ч - 3 секунды

При покупке:

    спрашивайте у продавцов, есть ли сертификат на фликер;

    отдавайте предпочтение белому и лимонному цветам;

    форму выбирайте самую простую: полоска, круг.

П равила применения светоотражателей:

    если вы носите светоотражатели на руке, то носить их нужно парой - на правой и на левой руках. Так вы будете заметны со всех сторон;

    носить светоотражатели только на школьном рюкзаке неэффективно. В таком случае водители видят вас только сзади. Для лучшей видимости светоотражатели должны располагаться и спереди и с каждого бока;

    чем выше расположен светоотражатель, тем он заметнее. Оптимальная высота расположения светоотражателя - 80–100 сантиметров над землёй;

    если вы часто бываете за городом, то попросите родителей купить специальный жилет со световозвращающими полосками. Тогда водители точно заметят вас в любое время и в любую погоду.

1.4 Опрос взрослых и детей.

Для того чтобы выяснить, знают ли ученики начальной школы и их родители, для чего нужны светоотражатели, мы с мамой составили анкеты и провел опрос 67 учеников 2-4 классов и их родителей, в количестве 35 человек. (Приложение 1.)

В анкете для родителей н а первый вопрос «Насколько часто Вашему ребенку приходится ходить по дороге (обочине), переходить дорогу?»

54% (19 чел) ответили, что «ежедневно, по пути в школу и из школы»;

26% (9 чел) ответили, что « редко, так как чаще мы его возим на машине»;

20% (7 чел) ответили, что «часто».

На второй вопрос « Считаете ли вы, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей»

91% (32 чел) ответили, что « Да, согласны!»;

9% (3 чел) ответили, что « Не всегда».

На третий вопрос «Имеются ли на одежде (портфеле) Вашего ребенка светоотражательные элементы, либо фликеры (в виде светоотражательных значков, наклеек)?»

71%(25 чел) ответили «Да, имеются»;

29% (10 чел) ответили, что « Не имеются».

На четвертый вопрос « Готовы ли вы приобрести фликеры для своих детей?»

94% (33 чел) ответили «Да, обязательно приобретем»;

1 человек ответил, что «нет, так как считаем их бесполезными» и еще 1, что «хотелось бы, но нет возможности».(Приложение 2)

В анкете для учеников н а первый вопрос «Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?»

40% (27 чел) ответили, что им рассказывают о правилах дорожного движения родители и учителя;

30% (20 чел) ответили, что только учителя;

25% (17 чел) ответили, что рассказывают только родители;

3% (2 чел)ответили, что им никто об этом не рассказывает;

2% (1 чел) ответил, что сам узнаёт в книгах, интернете.

На второй вопрос «Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?»

58% (39 чел) ответили, что «Один, пешком»;

22% (14 чел) ответили, что «С родителями на машине»;

12% (8 чел) ответили, что «С родителями, пешком»;

4% (3 чел) ответили, что «Один, на »;

4% (3 чел) ответили, что «С родителями на общественном транспорте».

На третий вопрос «Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?»

48% (32чел) детей ответили, что да;

43% (29 чел) детей ответили, что нет;

9% (6 чел) опрошенных детей ответили, что не знают, что такое фликер.

На четвертый вопрос «Как ты думаешь, для чего нужен фликер?»

91% (61 чел) опрошенных детей ответили, что фликеры нужны для безопасности, чтобы стать заметнее в темноте на дороге;

2 ученика (3%) ответили, что «для красоты» и столько же человек ответили, что «это модно», «фликеры бесполезны и не нужны»

На пятый вопрос «Как ты думаешь, где нужно носить фликер?»

91% (61 чел) опрошенных детей ответили, что фликер нужно носить на верхней одежде и рюкзаке на улице;

6% (4 чел) опрошенных детей ответили, что дома и в классе;

3% (2 чел) детей ответили, что на шее под одеждой.(Приложение 3)

Вывод : результаты опроса показали, что большинство детей и взрослых знают, что такое фликеры и для чего они предназначены. Эти результаты опроса меня не удивили, ведь в школе с первого класса нас учат безопасному движению. 91% родителей считают, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей.. Однако только 71% родителей ответили, что у его ребенка имеются на одежде (портфеле) светоотражательные элементы. При том, что большинство детей в основном добираются в школу и из школы одни и им приходиться ежедневно ходить по дороге (обочине), переходить дорогу.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Эксперимент со светоотражателями.

Для того чтобы понять, насколько применение светоотражателей эффективно, проведём эксперимент по определению расстояния, на котором заметен пешеход, использующий светоотражатели и не использующий их.(Приложение 4)

Для эксперимента мы выбрали тёмную дорогу, на которой нет оживлённого движения. В начале участка дороги поставили автомобиль, а сами отошли на расстояние 50 м. (Фото 1)

Моя одноклассница Алёна и её младшая сестра надели светоотражающие жилеты, а я и моя одноклассница Алина надели светоотражающие браслеты и значки. Ещё одна девочка, её зовут Маша, принимала участие в эксперименте без использования светоотражающих элементов.

На фото Маша стоит между нами. Её практически не видно, а ведь расстояние до автомобиля всего лишь 50 метров. У машины включён ближний свет фар.

Продолжаем эксперимент и, оставаясь на прежнем расстоянии от автомобиля, включаем дальний свет. Вот что получилось. (Фото 2)

Становится видно и Машу. Однако в городе водителям запрещено пользоваться дальним светом фар, так что в реальных условиях на расстоянии 50 метров водитель бы не увидел ребёнка в обычной одежде без светоотражающих элементов.

Расстояние, на котором становится, виден пешеход без светоотражателей, - 25 метров. (Фото 3)

В беседе с инспектором по ПДД Барсукой Натальей Николаевной я узнал, что если автомобиль едет со скоростью 40 км/час по снежной дороге, то для полной остановки автомобилю нужно 30 метров, на мокром асфальте - 22 метра, на сухой дороге с асфальтовым покрытием - 19 метров.

То есть зимой в городе избежать наезда на пешехода можно, если только водитель заметил его более чем за 30 метров. Значит, на предыдущей фотографии изображена ситуация, при которой избежать наезда на пешехода не удастся.

На следующем снимке у автомобиля по-прежнему включён ближний свет фар. Мы находимся на расстоянии 150 метров от машины. (Фото 4)

Светоотражатели (а значит, я и три девочки) отчётливо видны. А наша подруга Маша - нет (хотя она стоит между нами).

Можно было бы продолжить эксперимент, и увеличить дистанцию, но мы посчитали, что это может быть опасно!

Однако и 150 метров хватило, чтобы понять, насколько эффективно использование светоотражателей

Вывод: В результате исследования я убедился, что использование световозвращающих элементов на одежде в тёмное время суток и при плохих погодных условиях очень эффективно, так как значительно повышает заметность пешехода на дороге

2.2 Профилактическая работа

2.2.1 Выступление агитбригады «Светлячок»

Работая с материалом, я решил, что он будет полезен другим детям и взрослым. Мы с мамой, учителем и моими одноклассниками подготовили для ребят подготовительной группы выступление агитбригады «Светлячок».(Приложение 5.)

В своём выступлении мы рассказали о том, как важно быть «заметным на дороге». Ребята скоро пойдут в школу и станут участниками дорожного движения, поэтому ношение «фликеров» обеспечит их безопасность в темное время суток.

Всем было интересно на этой встречи!

2.2.2 Мастер-класс «Фликер своими руками»

Я обратил внимание, что у многих моих одноклассников нет светоотражающих элементов на одежде. Поэтому я принёс с собой в класс светоотражающую плёнку и предложил ребятам самостоятельно изготовить фликеры и украсить ими одежду и школьные рюкзаки.

Получилось очень здорово! Теперь наш класс самый заметный в школе! (Приложение 6)

Заключение.

Я понял, что фликер – это, в первую очередь, - наша надежная безопасность на дороге. Но полагаться только лишь на них тоже не стоит. Это всего один из способов пассивной защиты пешеходов. Необходимо помнить и о других методах решения проблемы детского дорожно - транспортного травматизма - о воспитании грамотного пешехода. Только в комплексе они смогут обеспечить безопасность детей. Обозначьте себя и дайте увидеть вас на дорогах!

Вывод: Итак, гипотеза о том, что если в тёмное время суток использовать в одежде светоотражающие элементы, то водитель значительно раньше заметит пешехода на дороге, подтвердилась.

«Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»

Список литературы и интернет-источников

    Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

    А. Кузнецов. Разговоры по утрам или физика для малышей Букинистическое издание, 2001г

    «Правила дорожного движения Российской Федерации по состоянию на 2015 г.» – М.: Издательство АСТ, 2015. – 100 с. илл.

    Постановления Правительства РФ от ноября 2014 года № 1197.

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, современная электронная универсальная,2008г.

    Обзор детского дорожно – транспортного травматизма на территории Самарской области по итогам 2017 года. .

    YouTube. ПДД для детей . People & Blogs. Путешествие с Мигал Мигалычем Светофоровым

Приложение 1.

Анкета для родителей.

1. Насколько часто Вашему ребенку приходится ходить по дороге (обочине), переходить дорогу?

А) Редко, так как чаще мы его возим на машине.

Б) Часто.

В) Ежедневно, по пути в школу и из школы.

2. Считаете ли вы, что использование фликеров (светоотражателей) в темное время суток должно быть обязательным для детей.

А) Да, согласны!

Б) Не всегда.

В) Нет!

3. Имеются ли на одежде (портфеле) Вашего ребенка светоотражательные элементы, либо фликеры (в виде светоотражательных значков, наклеек)?

А) Да, имеются

Б) Не имеются

4. Готовы ли вы приобрести фликеры для своих детей?

А) Да, обязательно приобретем

Б) Нет, так как считаем их бесполезными

В) Хотелось бы, но нет возможности.

Анкета для детей.

    Кто чаще рассказывает тебе о правилах дорожного движения?

А) родители

Б) в школе учителя

В) и родители и в школе

Г) сам узнаю в книгах, интернете

Д) никто

2. Как ты обычно добираешься до школы (из школы)?

А) Один, пешком

Б) Один, на

В) С родителями, пешком.

Г) С родителями на общественном транспорте

Д) С родителями на машине

3. Используешь ли ты и твои родители светоотражающие фликеры, когда выходишь на улицу в темное время суток и при плохих погодных условиях?

А) да

Б) нет

В) не знаю, что такое фликер

4.Как ты думаешь, для чего нужен фликер?

А) Для красоты

Б) Это модно

В) Для безопасности, чтобы стать заметнее в темноте на дороге

Г) Фликеры бесполезны и не нужны

5. Как ты думаешь, где нужно носить фликер?

А) На шее под одеждой

Б) Дома и в классе

В) На верхней одежде и рюкзаке на улице

Приложение 2

Результаты анкетирования родителей (всего 35 чел):

Приложение 3

Результаты анкетирования детей (всего 67 чел) :

Приложение 4

ФОТО 1

Расстояние до автомобиля - 50 метров. У машины включён ближний свет фар.

ФОТО 2

Расстояние до автомобиля - 50 метров. У машины включён дальний свет фар.

ФОТО 3 Расстояние, на котором становится, виден пешеход без светоотражателей, - 25 метров.

ФОТО 4 Расстояние до автомобиля 150 метров. У машины включён ближний свет фар.


Приложение 5.

Сценарий выступления агитбригады

«Фликер дарит свет жизни!»

Привет, друзья!

Привет, народ!

Что в славном городе живет!

Сейчас приветствует всех Вас!

- Все: Агитбригада – просто класс!

Приветствовать всех рада

«Светлячков» агитбригада!

Наша речевка:

Чтоб жить, не зная огорчений,

Чтоб бегать, плавать и летать,

Должны мы правила движенья

Всегда и всюду соблюдать!

Наш девиз:

Светлячок! Надень значок,

Или яркий фликер!

Пусть тебя во тьме дорог

Разглядит водитель!

Дети уходят и появляются герои - мама, папа,дочка.

Сценка:

Мама: Ах ты, доченька моя симпатичная

Вот игрушки для тебя заграничные

Выбирай любую, все оплачу.

Дочка: Только фликер я хочу!

Папа: Состоянье у неё истерическое

Да желанье - то уж больно фантастическое

А быть может показать её врачу

Дочка: Только фликер я хочу!

Мама, папа: А что такое фликер и где его найти?

Какую может пользу тебе он принести?

Появляются ученики (все в фликерах)

Частушки:

1. Ставьте ушки на макушки

И сегодня вчетвером

Мы про фликер – огонечки

Вам частушки пропоем.

2.Что блестит там и играет,

Словно искорки огня?

Это фликер мой сияет

На одежде у меня.

3. Есть у нас значок такой,

Фликер называется,

Но значок он не простой -

Светоотражающий

4. Шили мы одежду с мамой

Под названьем «Светлячок»

В темноте чтоб было видно,

Что шагает мужичок.

5. Пешеходы на дороге

Были бы в опасности

Но у них есть на одежде

Фликер безопасности!

6. Быть ребенком нелегко

Не видать нас далеко

А вот с фликером, друзья

Видно нас издалека.

7. Если фликеры горят

Метров за 150,

Мы – водителям видны,

От беды защищены!

8. Мы частушки вам пропели,

Чтоб запомнить вы успели

Безопасности урок

Нашей азбуки дорог!

Появляются дети с табличками:

1-й: Самые лучшие фликеры – белого или лимонно - желтого цвета. Они самые яркие. (табличка)

2-й:Пешеход с фликером заметен в свете фар автомобиля на расстоянии 150 – 400 метров.(табличка)

3-й: Использование фликеров снижает риск наезда на пешехода в 6-8 раз. (табличка)

Все: Мы призываем вас лозунгом этим,

Пусть процветает здоровье на свете.

Чтоб не случилась с ребенком беда,

Фликер быть модным должен ВСЕГДА!

Вместе «Фликеры детям купите, родители, пусть на дороге их видят водители!»

Мама: Я поняла, световозвращающие элементы помогают решить проблему аварийности на дорогах.

Папа: Световозвращатель на одежде - это реальный способ уберечь ребенка от травмы на неосвещенной дороге.

Мама, папа обращаются к дочке :

Мама: Значки и наклейки, подвески, браслеты спасут тебе жизнь в любой части света.

П апа: Все молчу, молчу, молчу…Фликер я тебе куплю!

Дочка: Никогда не буду я

Фликер дома оставлять.

Прикреплю его к одежде

И пойду гулять!

Значок, подвеска на шнурке

На сумке, куртке, рюкзаке

Мне элегантность придадут

И от наезда сберегут.

Выстраивается вся команда, вместе:

Помни, жизнь всего одна

Больше всех она важна.

-Безопасность – в пожеланье,

И спасибо за внимание!

Приложение 6



(урок-семинар)

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

А. Барто


Какую пользу техника несет человечеству? Не является ли техника в современном мире избыточной роскошью?

Цель семинара: понять место и роль техники в жизни современного человека.

План семинара:


  1. Техника – помощник человека в труде.

  2. Техника на страже здоровья человека.

  3. Техника и бытовой комфорт.

  4. Техника – надежный защитник.

  5. Техника и слабости человеческие.
Необходимые источники информации:

  1. Детская энциклопедия.

  2. Средства массовой информации.
С момента зарождения техники не прекращаются споры ее сторонников и противников. Одни утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем практики, улучшает и облегчает его жизнь. Другие говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «технической пресыщенности».

Тема для обсуждения 1. Вы знаете, что способность к труду стала одним из решающих факторов эволюции человека. Возможен ли труд современного человека без техники? В каких случаях имело бы смысл отказаться от использования техники? Обсуждая ответы на поставленные вопросы, не забудьте, что учебная деятельность – это тоже труд!

Тема для обсуждения 2. Здоровье – одна из важнейших общечеловеческих ценностей. Какова роль техники в решении медицинских , социальных и личностных проблем охраны и укрепления здоровья человека? Правомочно ли мнение о том, что техника нарушает природный закон выживания сильнейших?

Тема для обсуждения 3. Значительную часть времени человек проводит у себя дома. Дом – место отдыха, досуга, общения с близкими людьми и друзьями, а для кого-то это и место ведения индивидуального хозяйства. Нужна ли техника человеку в построении своего домашнего очага? В каких «бытовых» ситуациях техника – плохой помощник человеку?

Тема для обсуждения 4. Дома, на работе и улице, в мире в целом каждый человек хочет чувствовать себя в безопасности. В обеспечении этой безопасности задействованы значительные человеческие ресурсы: работники спецслужб; военнослужащие и т.д. Могут ли они гарантировать нам надежную защиту без техники? От использования какой техники человечеству стоило бы отказаться навсегда?

Тема для обсуждения 5. Одной из слабостей человека можно считать пристрастие к азартным играм. Что еще вы отнесли бы к человеческим слабостям? Способна ли техника провоцировать проявление людских слабостей и к каким последствиям это может привести?

Научившись изготовлять орудия, человек стал их изобретать. Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этапу зарождения техники присущи следующие характерные черты:


  1. изготовлять и применять орудия труда могли почти все взрослые члены общины;
Причинами этого являются: скудность арсенала технических средств и простота операций по их изготовлению и применению; «занятие» техникой еще не выделено в отдельный вид деятельности; разделение технической деятельности происходило на основе естественных различий функций мужчины и женщины.

  1. человек не осознает себя творцом техники; она воспринимается им как часть природы, а потому отношения человека с природой отличаются гармоничностью;

  2. крайне низкие темпы эволюции техники в силу ведущей роли случая в ее развитии.
По этой причине этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ. На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.



Особенностями ремесленной технологии считают следующие черты:

  1. человек продолжает быть «движущей силой» всего технического процесса (орудие труда в руках ремесленника продолжает быть дополнением человека);

  2. ремесло основывается не на выверенном теоретическом расчете, а на опытных знаниях и навыках, передаваемых от поколения к поколению;

  3. по-прежнему низкий, хотя и несколько ускорившийся, темп развития техники.
Названные черты определили эмпирический путь овладения ремеслом, находящийся во власти сложившихся традиций. Это ограничивало изобретательскую деятельность человека: технические открытия на этапе ремесленной техники были редки и, как и раньше, носили случайный непреднамеренный характер. Поэтому развитие техники шло медленно. Весь второй этап эволюции техники занял тысячелетия и завершился в эпоху позднего Возрождения, а точнее, в начале эпохи Нового времени в Европе .

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса.

МАШИННАЯ ТЕХНИКА. На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Это значит, что машинная техника исторически не могла появиться раньше, чем стало развиваться естествознание. При этом формирование самого естествознания и основанной на его успехах инженерной деятельности было определено потребностями развивающейся промышленности.

Ни естествознание, ни инженерная деятельность не могли появиться на пустом месте. Фундаментом для их становления стал весь проделанный человеком путь развития, включающий и по настоящему смелые суждения и инженерные решения. Так, древнегреческие философы Левкипп (500-440 гг. до н.э.), Демокрит (460-370 гг. до н.э.) и Эпикур (342-270 гг. до н.э.) говорили о существовании атомов . Известный математик Архимед (ок. 287-212 гг. до н.э.) предложил ряд хитроумных технических решений и изобретений, позволивших осажденным римлянами Сиракузам оказать достойное сопротивление противнику. Тем не менее эти и подобные им свершения носили эпизодический характер на фоне господствующей в те времена ремесленной деятельности.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Дальнейшая эволюция производства и развитие естествознания привели к появлению в конце XVIII в. технических наук . Вслед за этим последовало важное событие: на рубеже XVIII-XIX вв. Джеймс Уатт (1736-1819) изобрел паровую машину (паровой двигатель) . Она стала важной вехой в развитии машинной техники и становлении машинного производства.

Среди характерных особенностей этапа машинной техники следует назвать:


  1. опору на достижения науки, на теоретическое и прикладное естествознание;

  2. замену мускульной силы человека силами природы, а потому «двигателем» технического процесса стала сила природы, преобразованная в машину;

  3. постепенное отделение деятельности технической, выполняемой инженерами от деятельности по изготовлению и эксплуатации техники, осуществляемой рабочими.
Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Назовем важнейшие черты развития техники на современном этапе.


  1. Техника все больше становиться «органом человеческого мозга».

  2. Ускорение темпов и расширение возможностей технического прогресса представляется практически безграничным.

  3. Нарастающая вовлеченность науки и техники в экономику, их коммерциализация.

  4. Глубокая дифференциация инженерной деятельности.

  5. Минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

  6. Обострение проблем взаимодействия техники с природой, человеком, обществом.
В современном мире «правит» информационная техника, которой человек все более передает «производственные функции мозга».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЧЕСТВА. Как мы выяснили, развитие техники неразрывно связано с эволюцией самого человечества. При этом процесс технического прогресса всегда носил скачкообразный характер. Это значит, что постепенное накопление технических знаний и опыта инженерной деятельности рано или поздно приводило человека к выходу на качественно новый уровень технического развития, то есть к технологической революции .

История человечества насчитывает три технологических революции: сельскохозяйственную, промышленную и современную, называемую также научно-технической революцией.


  1. Какие этапы в эволюции техники можно выделить?

  2. Как произошло зарождение техники?

  3. В чем отличие ремесленной техники от техники первобытной?

  4. Какие социальные риски принесло человечеству появление машин? Характерны ли они для современного этапа развития техники?

  5. Как появление информационной техники повлияло на жизнь современного человека? Дайте аргументированный ответ.

  6. Как хронологически соотносятся этапы развития техники и технологические революции, свершившиеся в истории человечества.

  7. Используя дополнительную литературу, раскройте сущность сельскохозяйственной, промышленной и научно-технической революций.

Естествознание, 11 класс

Урок 1. Техника как реальность, созданная человеком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Каковы особенности техники как вида деятельности человека?

2. Существует ли взаимосвязь между созданной человеком искусственной средой и техникой?

3. Что такое техногенная цивилизация?

Глоссарий по теме :

Техника (греч. technike, букв. искусная) :1.– а) в широком смысле – это компонент культуры, продукт человеческой цивилизации, техническое знание, влияющее на развитие общества. б) в узком смысле – это инструментальные средства, используемые человеком в преобразовании природы; предметы, созданные человеком в процессе специфической деятельности.

Искусственная среда – часть окружающей среды, которая создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа;

Технократизм (от греч. techne – искусство,мастерство) – это абсолютизация роли техники в развитии общества.

Техногенная цивилизация – особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность.

Основная и дополнительная литература по теме урока :

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 4 – 6.
  2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки рус. культуры, 2000. – с. 36- 26, с. 72-75, с. 188-191

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Ф. Рапп Техника и естествознание URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3132/3135
  2. История развития науки и техники URL: https://youtu.be/wBhwEyiZzks
  3. Технологии 21 века URL: https://youtu.be/pxiQjSFV758
  4. Изобретения 21 века, которые изменили мир URL: https://youtu.be/zU8oyNWAfMo

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техника возникла на ранних этапах эволюции человека в виде изготовления и применения орудий и всегда выступала важнейшим условием развития человеческого общества. Понятие «техника» отличается многообразием смыслов и рассматривается в разных контекстах: совокупность навыков, приемов, операций, мастерство; средство преобразования окружающей природной среды; посредник между человеком и природой, который задает тип отношений между ними; средство изменения самого человека, освобождающего его от ограничений и создающее для него проблемы.

Любое техническое устройство можно рассмотреть как результат созидательной деятельности человека. Техника является важнейшим компонентом культуры, так же как наука или искусство. Эти компоненты культуры активно взаимодействуют. Техника, как компонент культуры, несет в себе присущие ей смыслы: общечеловеческой ценности; меры совершенства способов деятельности; средства развития личности.

С этих позиций, техническая деятельность человека обладает определенными особенностями: целенаправленным, осознанным и творческим характером. Э то проявляется в изобретении инструментов, приспособлений, обработке природных материалов, строительстве и украшении жилищ и т.д. Совокупность этих характерных черт влияет на развитию интеллекта и способствует тому, что человек направил свою деятельность на изменение естественной природной среды и ее преобразование.

Окружающий мир условно можно разделить на мир естественный и искусственный. Человек сумел проникнуть в суть природных процессов и стать активным преобразователем мира. Итогом преобразующей деятельности человека является появление «второй природы» – реальности искусственной, созданной человеком, надстроенной над естественной средой обитания. Техника в этом процессе является и средством создания искусственной реальности, и ее неотъемлемой частью. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на среду естественную (природную).

Вместе с тем, человек как часть природы, во многом зависит от природной среды. В тоже время, его деятельность часто входит в противоречие с естественной средой. В этой связи, человек вынужден заботиться о снижении антропогенной нагрузки на биосферу. В решении этой проблемы человечество должно найти баланс между созданной искусственной средой и естественной средой как главного условия выживания и устойчивого развития современной цивилизации.

Понятие «цивилизация» шире, чем понятие «культура» и, тем более, чем понятие «техника». В целом, в понятие «цивилизация» включается вся окультуренная природа, средства (орудия ) ее преобразования, сам человек и весь спектр существующих между людьми взаимоотношений. К основным признакам цивилизации относят: общественное разделение труда; возникновение производства и товарно-денежных отношений; создание письменности; появление государства; развитие форм духовных отношений.

Абсолютизация роли техники в развитии общества (технократизм) ведет к превращению техники из средства улучшения жизни человека в цель его существования. Современная цивилизация приобретает характерные черты техногенной цивилизации (цивилизации, порожденной техникой): выдвигает на первый план не человека, а технику; утверждает господство техники в системе ценностей человечества.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. К характерным чертам техногенной цивилизации можно отнести: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; 2) научно-техническая революция как результат слияния науки и производства, которая существенным образом изменила взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства; 3) быстрое обновление искусственной среды, в которой непосредственно протекает жизнь и деятельность человека; 4) изменение и быстрая трансформация социальных связей (на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности).

На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества: индустриальное общество и постиндустриальное общество. Сегодня техногенная цивилизация выходит на новый виток своего развития. Его особенностями считают нарастание процессов глобализации и информатизации современного общества.

В современном мире все чаще раздаются призывы отказаться от излишеств техногенной цивилизации, остановить дальнейший технический прогресс или хотя бы ограничиться использованием наиболее простых устройств, приводимых в действие силой рук человеческих. На первый взгляд привлекательные идей, ведущие человека назад к природе, вряд ли выполнимы для современного человека, привыкшего к благам цивилизации.

Преодоление конфликта между развитием общества и природой возможно при условии ориентации общества на сбалансированное развитие общества, которое старается предвидеть новые противоречия и решить существующие, на основе согласования своих потребностей со способностью биосферы оставаться в устойчивом состоянии и сохранять для будущих поколений жизненно важные ресурсы.

Выводы:

Техника есть средство создания человеком искусственной реальности и одновременно с этим – неотъемлемая часть этой реальности

Современный мир немыслим без техники. Она стала неотъемлемой частью жизни человека, условием существования общества и его небывалого технического прогресса.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля :

1. Заполните пропуск в тексте:

Особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодовлеющая ценность называется _______________ цивилизация

Варианты ответов: традиционная / техногенная / Нового времени / научно-техническая

Правильный вариант ответа: техногенная

2 . Соедините попарно фразы так, чтобы получились правильные утверждения:

С момента появления техники идут споры между её сторонниками и противниками. Соедините фигуры так, чтобы получились аргументы для каждой точки зрения.

  1. Сторонники техники утверждают,…
  2. Противники техники говорят,…
  3. …что техника – это неоправданное излишество,
  4. …что без техники не обойтись,
  5. …ведущее человека к «техногенной пресыщенности».
  6. …она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

Правильный вариант : надписи в соединяемых фигурах должны составить следующие фразы:

1.Сторонники техники утверждают, что без техники не обойтись: она помогает человеку в решении насущных проблем, улучшает и облегчает его жизнь.

2. Противники техники говорят, что техника – это неоправданное излишество, ведущее человека к «техногенной пресыщенности».

ТЕХНИКА – ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ

Эволюция человека сопровождалась эволюцией орудий труда, которые помогали человеку выжить, добыть пищу, а затем и усовершенствовать производство. Давайте проследим путь развития техники как неизменного спутника человека в труде повседневности.

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕХНИКИ.

Если эволюцию техники представить, как длительный путь исторического развития, складывающийся из отдельных этапов, тогда первым из таких этапов можно считать зарождение техники .

Процесс зарождения техники носил случайный характер: первые орудия не изобретались преднамеренно, а находились случайно. Это значит, что вначале человек не конструировал и не изготовлял орудий, а лишь использовал удачно попавшие под руку предметы в своих целях. Неслучайно первыми орудиями человека были палки, кости и т.п.

Для защиты от хищников и добывания пищи они применяли камни и кости животных.

Постепенно применение случайно найденных предметов стало привычным, прочно укоренившимся занятием. Только тогда древнейшие люди смогли перейти к их изготовлению (по аналогии или путем подражания). Человек начал изобретать первые орудия труда.
Хотя изобретения его также носили случайный характер: пробуя и ошибаясь, древнейший человек находил нужное решение возникшей перед ним технической проблемы. Скорее всего, решение само «открывалось» ему.

Этап зарождения техники оказался самым длительным. Он охватил весь доисторический период существования человечества вплоть до появления древних цивилизаций Месопотамии, Египта, Индии, Китая. Именно там сложились условия для начала следующего этапа в развитии техники.

На этапе зарождения техники ее развитие носило случайный характер, хотя человек и проделал путь от использования подручных средств до стихийного, но все же изобретения орудий труда.

2. ТЕХНИКА РЕМЕСЛЕННАЯ.

На этапе становления ремесленной техники искусственные устройства становятся более многочисленными и разнообразными, а технология их изготовления – достаточно сложной. Поэтому уже далеко не каждый человек мог, как раньше, самостоятельно изготовить необходимые для выполнения работы орудия.

Усложнение техники привело к тому, что даже использование некоторых орудий труда требовало специальной подготовки. В еще большей подготовке и последующей длительной тренировке стал нуждаться человек, занимающийся изготовлением орудий.

Таким образом, технический прогресс шел по пути дифференциации техники (ее деления по назначению ). Это способствовало обособлению технической деятельности в отдельный род занятий и появлению специально занимающихся им людей – ремесленников . При этом ремесленники сочетали в себе и создателя технического проекта (изобретателя), и рабочего, превращающего этот проект в материальный объект.

От древних цивилизаций и до эпохи Нового времени эволюция техники сопряжена с развитием ремесел. Ремесленники, пусть и неосознанно, выступали главной движущей силой технического прогресса, а их изобретения, в свою очередь, совершенствовали технологию производства.

3. МАШИННАЯ ТЕХНИКА.

На переходе от эпохи Возрождения к эпохе Нового времени ремесленная техника уступила дорогу технике машинной.

Появление машинной техники связано с развитием инженерной деятельности как нового витка в развитии деятельности технической. При этом инженерная деятельность уже базируется не на традициях (как ремесленная), а на науке, прежде всего, естествознании.

Постепенно союз науки и техники привел к формированию нового научно-технического знания , основанного на понимании двойственной природы любого технического объекта. С одной стороны, он подчиняется естественным природным законам, а с другой – искусственно создан человеком для удовлетворения своих практических потребностей.

Появление машинной техники привело к выходу производства на качественно новый уровень развития. Свершилась «промышленная революция», суть которой в передачи человеком производственных функций руки станкам и машинам. Важную роль в этом свершении сыграло набирающее силу естествознание.

-сельскохозяйственная техника

Предпосевная обработка почвы, посев и посадка, уход за посевами, полив и орошение, внесение удобрений, возделывание определенных культур и др. Кормозаготовка, переработка кормов, уход за животными. Техника для мелиоративных работ. Сооружение и содержание ирригационных каналов, сооружение и содержание дренажных систем.

-строительная техника

Всевозможные виды строительных работ, включая монтажные, подъемные, погрузочные, буровые и иные виды работ.

-промышленная техника

Оборудование и станки для различных видов промышленности - пищевой, швейной, текстильной и т.д.

Таким образом, производство все больше автоматизируется, что позволяет увеличить темпы изготовления продукции и во многом облегчить труд человека.

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ И ВЫЧСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА .

Качественный виток в развитии техники произошел во второй половине XX в. В этот период началась коренная перестройка всей технологической базы современной цивилизации. В ее основе – появление и развитие информационной техники, ведущей в перспективе к полной автоматизации всего производственного цикла.

Информационная техника дала ключ к решению многих насущных проблем: обработки, хранения и передачи огромных информационных массивов; создания новых систем связи (спутниковых, кабельных, волоконно-оптических) и информационных сетей и т.д. В союзе с информационной техникой интенсивно развиваются лазерные технологии, робототехника, ядерная энергетика, аэрокосмическая и иные отрасли промышленности. Кроме того, информационная техника открыла новые горизонты в развитии человечества (создание искусственного интеллекта и т.п.).

Появлению информационной техники способствовало дальнейшее сближение науки и техники, их взаимопроникновение, а также интеллектуализация всех сфер общественной жизни.

Техника все больше становится «органом человеческого мозга», происходит минимизация роли человека во всем технологическом процессе.

В современном мире «правит» информационная техника, которой человек все более передает «производственные функции мозга».

Отделение восстановительного лечения состоит из кабинета физиотерапии, зала лечебной физкультуры, массажного кабинета, а также уникальных для Зеленограда тракционного стола и оборудования для ударно-волновой терапии. Воспользоваться современными методами лечения и профилактики самого широкого круга заболеваний может любой нуждающийся в этом пациент. Причем, в отличие от государственной системы здравоохранения, сидеть в очередях и неделями ждать направлений на нужные процедуры в клинике «Детство плюс» не придется. Есть проблема — пришел к врачу, получил необходимые рекомендации по курсу лечения, сегодня же приступил к прохождению назначенного курса. Предлагаемое клиникой лечение доступно людям любых возрастов: наряду с детьми здесь лечатся и взрослые пациенты. Причем - что особенно важно именно для взрослых - отделение восстановительного лечения работает по субботам и воскресеньям.

Физиотерапевтический кабинет «Детства Плюс» по широте своего оснащения лучший среди частных медицинских центров нашего города. Есть здесь и оборудование, которого не найдешь в государственных поликлиниках.

«Физиопроцедуры рекомендованы не только при заболеваниях, но и для их профилактики, для поддержания здорового образа жизни, - рассказывает врач-физиотерапевт высшей категории, доктор медицинских наук Елена Владимировна Филатова. - Если же говорить именно о болезнях, которые можно лечить с помощью физиотерапии, то мне придется перечислить практически все разделы медицины: это почти любые воспалительные процессы независимо от их стадии, ортопедическая патология - суставы, позвоночник, последствия травм; неврология, гинекология, офтальмология, гастроэнтерология, эндокринология, проблемы с кожей, даже стрессы... Есть методы физиолечения, не противопоказанные даже при онкологических заболеваниях: постоянное магнитное поле, электрофорез, некоторые рефлексотерапевтические методики и другие».

Курс лечения методами физиотерапии всегда назначает врач-физиотерапевт. Прийти к нему можно как по направлению от другого врача «Детства Плюс», так и «со стороны» - правда, в этом случае нужно иметь поставленный и подтвержденный диагноз. Задача физиотерапевта - подобрать для каждого пациента подходящие процедуры и методы их применения, исходя из основного диагноза, а также других заболеваний и индивидуальных особенностей организма. К примеру, вылечить больное колено можно несколькими разными процедурами, однако, если человек страдает, допустим, гипертонической болезнью, ему подойдет далеко не всякое физиолечение.

В этой кабинке находятся сразу три аппарата, позволяющие проводить различные физиопроцедуры. Справа - аппарат магнитотерапии, имеющий различные индукторы для воздействия на разные части тела. Этот метод применяется, в основном, для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Слева (с черной шторкой) - аппарат УФО, так называемый лечебный загар, который очень хорош для профилактики и лечения простудных заболеваний. К примеру, он используется для лечения рахита у малышей - к аппарату даже прилагаются специальные резиновые очки самого маленького размера.

Еще один прибор, находящийся в этой кабинке, - так называемый комбайн - можно сказать, предмет гордости физиотерапетов. Он сочетает в себе ультразвук и различные электрические токи.

Еще одна особенность такого комбайна - его интеллектуальность. В зависимости от выставленной программы он сам подсказывает, на какие точки необходимо воздействовать.

Электрические токи используются для снятия болей и стимуляции мышц - например, после снятия гипса. Ультразвук очень хорошо способствует рассасыванию рубцов. Еще одна полезная функция комбайна - возможность применять его для электрофореза.

Электрофорез - это метод введения лекарства с помощью электрического тока. Он имеет сразу несколько преимуществ перед традиционным приемом таблеток. Во-первых, при электрофорезе вводится в организм непосредственно действующее вещество, а с таблеткой в него попадают еще и мел, глюкоза и другие «побочные» вещества. Во-вторых, действующее вещество вводится с каким-либо электрическим зарядом - плюсом или минусом - и, попадая в организм, начинает искать, к чему бы «прицепиться», как правило находя такой объект в проблемной зоне. Таким образом, лекарство не растекается по всему организму, а попадает именно в то место, которое и нуждается в лечении. В-третьих, этот метод позволяет лекарству накапливаться в проблемной зоне, оказывая благотворное воздействие на организм и в течение некоторого времени после окончания лечения.

Одной из разновидностей этого метода ввода лекарства является эндонозальный электрофорез, когда лекарство вводится через носовые ходы, так как впитаться через слизистую ему гораздо проще, чем через кожу. Такой способ применяется, например, при лечении проблем, связанных с сезоном аллергии.

В одной из соседних кабинок расположен «младший брат» физиотерапевтического комбайна, который также располагает возможностью лечения большим количеством токов, а кроме того, проводит процедуры электросна. Во время этой процедуры человек по всем физическим характеристикам как будто засыпает - с коры головного мозга снимается все напряжение. За 20-30 минут человек получает полноценный отдых - как во время 8-часового сна. Эта процедура используется в «Детстве Плюс» очень широко: не только в неврологии, но и при аллергических состояниях, стрессах, различных хронических болях.

Аппараты «Искра-1» и «Ультратон» имеют широкое применение в косметологии, однако используются и в медицинских целях - например, для лечения воспалительных заболеваний в области носа и придаточных пазух. Аппараты очень похожи. Только «Искра-1» работаем импульсным током, что имеет более стимулирующий эффект, а «Ультратон» - постоянным током, что хорошо для борьбы с самыми разными воспалениями, начиная от «банальных» юношеских угрей.

На «вооружении» «Детства плюс» стоят и аппараты УВЧ - причем, как нового, так и старого образца. Аппараты заметно различаются по дизайну, однако более брутальный «старший брат», в отличие от своего «молодого коллеги», позволяет лечить с помощью электродов вихревых токов малышей в возрасте до пяти лет. Оба этих аппарата широко используются для лечения заболеваний дыхательных путей - например, пневмонии или бронхита. Они генерируют так называемое эндогенное, то есть внутреннее, тепло. На поверхности тела не ощущается практически никакого повышения температуры, а вот внутри идет мощный разогрев - никакими грелками в домашних условиях такого эффекта не добиться. Также хорошо лечатся воспаления суставов (артриты), мышц (миозиты), нервов (невриты).

Аппарат для лазерной терапии (справа) - неизменный атрибут любого уважающего себя лечебного учреждения с физиокабинетом. Считается, что лазером можно лечить практически любые виды заболеваний. Аппарат имеет несколько «выходов» с красным и инфракрасным лазером, а также с матричным излучением, позволяющим обрабатывать большие области тела, но с меньшей, по сравнению с «точечным» лазером, интенсивностью.

В «Детстве плюс» применяют также методику сочетания лазерной терапии и вакуумного массажа. Это сочетание хорошо тем, что, если лазер оказывает противовоспалительное действие, то применение вакуума позволяет одновременно «разогнать» кровеносную систему.

Присутствие в клинике «Детство Плюс» современной медицинской техники, разумеется, не ограничивается стенами кабинета физиотерапии. Гордостью клиники является первый в Зеленограде тракционный стол, предназначенный, в первую очередь, для решения проблем опорно-двигательного аппарата и болей в спине.

Тракционный стол можно использоваться в двух режимах. В режиме вибрации он по воздействию чем-то напоминает массаж - две пары роликов двигаются вдоль позвоночника, огибая позвонки. За счет того, что пациент лежит на этих роликах, у него в спинке снимаются блоки и застойные явления, вправляются вывихи, улучшается кровоснабжение. Многократные механические воздействия выравнивают позвоночный столб, что важно для профилактики и лечения нарушений осанки. В таком режиме «посещение» тракционного стола может принести пользу практически любому человеку.

Второй режим - непосредственно лечебный - режим вытяжения. С помощью специальных поясов и грузиков, тракционный стол способствует вытяжению конкретных участков позвоночника или суставов в других частях тела - например, в колене или голеностопе. Подобное лечение назначается, в основном, людям, имеющим ортопедические и неврологические проблемы. Впрочем, учитывая особую роль позвоночника в человеческом организме, тракционный стол находит свое применение и при лечение бронхо-легочных заболеваний и гипертонической болезни.

По соседству с кабинетом тракционной терапии находится массажный кабинет, в котором лечение проводится привычным немеханизированным способом. Его техническое оснащение, в общем-то, стандартно: мягкий массажный стол с регулировкой высоты и стул для массажа воротниковой зоны и головы. Впрочем, в этом деле главное, конечно, не мебель, какой бы удобной и современной она ни была, а руки массажиста.

Подход к массажу в клинике «Детство Плюс» по-медицински серьезный. Массаж здесь осуществляется только по назначению врача, который, делая такое назначения, учитывает все нюансы и особенности конкретного пациента вплоть до наличия на спине родимых пятен - массировать зоны с поврежденной кожей нежелательно.

Если вернуться к методам лечения, связанным с применением специального медицинского оборудования, то, пожалуй, самым современным и высокотехнологичным среди них можно назвать метод ударно-волновой терапии. Он начал активно применяться в 90-х годах в Европе, однако в России нашел свое распространение только в последнее десятилетие. Таким оборудованием, каким располагает клиника «Детство Плюс», не может похвастаться ни один медицинский центр Зеленограда.

Суть ударно-волновой терапии сводится к тому, что инфразвук под определенным углом проникает в ткани на определенную глубину и оказывает мощнейшее лечебное воздействие на проблемную зону организма. Эта аппаратура способна дробить камни в почках и разрушать наросты на костях, являясь самым эффективным способом лечения остеохондроза. В «Детстве Плюс» она применяется, в основном, для лечения болевых синдромов ортопедической и неврологической направленности.