Если нарушены обязательства по договору поставки…. Особенности исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту Что такое обязательства по контракту

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку то­варов для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно госу­дарственному заказчику либо указанным последним конкретным по­лучателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчи­ка), отношения, складывающиеся между сторонами государственно­го контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.

При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (ис­полнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему пра­вилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на госу­дарственного заказчика, а на покупателя, получившего товары. Гаранти­ей прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой государственный заказчик признается поручи­телем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в слу­чае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет от­вечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неиспол­нения государственным заказчиком обязанности по возмещению по­ставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (ис­полнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает постав­щику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственно­го контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также от­казаться и от исполнения договоров поставки товаров для государст­венных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупа­телям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возме­щению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).



Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при ус­ловии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-ис­полнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

54. Договор энергоснабжения. Договор контрактации

Специфические признаки договора контрактации содержащиеся в главе 30 ГК РФ заключаются в том, что исполняющей стороной в нем является производитель сельскохозяйственной продукции, который обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. В роли заготовителя по договору контрактации выступает лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для переработки или продажи.

Необходимо отметить интересную деталь в правовом регулировании договора контрактации. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным главой 30 ГК РФ, сначала применяются правила о договоре поставки и лишь при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи, что установлено п. 2 ст. 535 ГК РФ.
Предусмотренные ГК особенности правового регулирования договора контрактации продиктованы спецификой предмета договора и субъектным составом обязательства. В отличие от договора купли-продажи или поставки товаров в данных правоотношениях слабой стороной, как правило, является производитель сельскохозяйственной продукции (не всегда урожай может соответствовать условиям договора). Поэтому ему предоставлены некоторые дополнительные права по сравнению с продавцом или поставщиком, а на заготовителя соответственно возлагаются некоторые дополнительные обязанности. Например, в виде диспозитивной нормы установлено, что заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. В договоре может быть обусловлена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать по требованию производителя отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.
Но главная особенность договора контрактации заключается в том, что производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии вины. Данное положение является исключением из общего правила, предусмотренного п. 3 ст. 401 ГК РФ, согласно которому лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Впервые в нашей стране ГК РФ включает установление на уровне закона основных правил энергоснабжения.
Ранее эти сложные правоотношения, касающиеся практически всех организаций и граждан, регулировались ведомственными нормативными актами: Правилами пользования электрической энергией и Правилами пользования тепловой энергией, утвержденными приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 6 декабря 1981 года.
Договором энергоснабжения признается договор купли-продажи, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 ГК РФ).
Договор энергоснабжения относится к договорам купли-продажи, поскольку содержит в себе все признаки этого договорного обязательства: одна сторона передает другой за плату определенный товар (энергию). С другой стороны, указанный товар обладает настолько специфическими свойствами, что это требует особого регулирования. Энергия, в отличие от вещей, представляет собой определенное свойство материи - способность производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности.
Спецификой предмета этого договора (энергия) объясняется наличие ряда характерных признаков, позволяющих выделить договор энергоснабжения в отдельный вид договора купли-продажи.
Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя (абонента).
Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.
В-четвертых, имеются определенные обязательные условия, которые должны быть выполнены абонентом, претендующим на заключение договора энергоснабжения: он должен располагать отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоединенным к сетям энергоснабжающей организации, а также организовать учет потребления энергии.
В-пятых, правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в ГК РФ. Напротив, детальное регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами, например Федеральным законом № 35 – ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» .
Спецификой предмета договора энергоснабжения и стремлением законодателя создать стабильность договорных отношений по энергоснабжению объясняется включение в текст ГК РФ норм, регулирующих порядок заключения договора энергоснабжения. В случаях, когда истекает срок действия договора энергоснабжения и ни одна из сторон до истечения этого срока не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора, договор энергоснабжения считается продленным на тех же условиях и на тот же срок. Не допускается пауза в договорных отношениях и в тех случаях, когда по предложению одной из сторон заключается новый договор. До этого момента условия старого договора сохраняют свою силу.
Особенностью такого условия договора энергоснабжения, как количество энергии, является его определение исходя из данных учета фактического потребления энергии. Качественные параметры энергии, подаваемой на энергоустановку абонента, должны соответствовать требованиям, установленным договором энергоснабжения, государственными стандартами и иными обязательными правилами. К особым условиям договора энергоснабжения относится определение границ ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем.
Как уже отмечалось, на абонента возложены обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности используемых энергетических сетей, приборов и оборудования. Абонент должен также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии, других нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Как и во всяком договоре купли-продажи, основной обязанностью абонента является оплата поданной ему энергии. Специфическая черта исполнения данной обязанности применительно к договору энергоснабжения состоит в том, что оплата должна производиться абонентом, исходя из количества фактически использованной им энергии в соответствии с данными приборов, учитывающих эту энергию.
В отношениях по энергоснабжению наряду с энергоснабжающей организацией и абонентом может участвовать также субабонент, чья энергоустановка через присоединенную сеть сообщается с энергоустановкой абонента. Суть содержащегося в ГК РФ правила, рассчитанного на подобную конструкцию отношений, заключается в том, что абонент может передавать субабоненту энергию, полученную от энергоснабжающей организации, лишь с согласия последней.
Принципиальное значение в деле регулирования взаимоотношений энергоснабжающих организаций и потребителей энергии будут иметь положения ГК РФ, регламентирующие действия энергоснабжающей организации, связанные с перерывом в подаче, прекращением или ограничением подачи энергии.
В качестве общего правила предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии могут происходить только по соглашению сторон, за исключением двух случаев.
Во-первых, такие действия энергоснабжающей организации допускаются при отсутствии соглашения сторон, но с предварительным уведомлением абонента, если неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни или безопасности граждан. Данные обстоятельства должны быть удостоверены органом государственного энергетического надзора.
Во-вторых, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без предупреждения, но при условии немедленного уведомления абонента могут иметь место в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе самой энергоснабжающей организации.
Определенные нормы, направленные на ограничение ответственности энергоснабжающей организации, содержатся и в ст. 546 ГК РФ. Однако важно подчеркнуть, что в случае нарушения обязательств по договору обе стороны - и энергоснабжающая организация, и абонент - несут одинаковую (ограниченную) ответственность в виде возмещения причиненного этим реального ущерба. Таким образом, как в отношении энергоснабжающей организации, так и абонента не допускается взыскание убытков в виде упущенной выгоды.
Предусмотренные Кодексом правила энергоснабжения в основном рассчитаны на регулирование отношений, связанных с подачей электрической и тепловой энергии. Вместе с тем указанные правила подлежат применению и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, другими товарами. Иное может быть оговорено законом, иными правовыми актами или вытекать из существа обязательств.

56.Договор розничной купли - продажи. Защита прав потребителей

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обя­зуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, се­мейного, домашнего или иного использования, не связанного с предприни­мательской деятельностью (ст. 492 ГК).

Наряду с общими чертами, присущими купле-продаже в целом, роз­ничная купля-продажа имеет ряд специфических черт:

1. субъектный состав данного договора: всегда продавец - коммерческая организация или граж­данин-предприниматель, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность по продаже товаров в розницу; наиболее часто покупателем является гражданин, вступающий в отношения для удов­летворения своих личных бытовых нужд (при­меняются Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним).

2. публичность данного договора (ст. 426 ГК).

3. предмет (продавец обязуется передать покупа­телю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятель­ностью).

4. преддоговорные обязанности продавца (со­гласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю необходимой и дос­товерной информации о товаре, предлагаемом к продаже).

5. цена является существен­ным условием.

Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может за­ключаться с использованием публичной оферты (ст. 437 ГК). Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопре­деленному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содер­жит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведе­ний о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков това­ров и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указа­ны ли цена и другие существенные условия договора розничной куп­ли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Предметом является товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятель­ностью. Иначе говоря, цели, для которых приобретается товар, должны быть исключительно личные (бытовые). В связи с этим не является по­требителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также за­казывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т.д.). Следовательно, по общему правилу предметом рознич­ной купли-продажи являются такие товары, которые приобретаются для взаимосвязи с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также в отношени­ях, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, до­машних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удов­летворения потребностей предприятий, учреждений, организаций (см. п. 1 постановле­ния Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).

Форма данного договора различается в зависи­мости от обстоятельств, при которых он заключается. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. В дополнение к этому не­обходимо отметить, что такой договор приобретает черты договора при­соединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).

Если же законом или договором розничной купли-продажи не уста­новлены особые правила относительно формы, то договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК). Следовательно, по общему правилу такой договор заключается в устной форме. Наибо­лее распространенный способ розничной торговли - через прилавок - являет собой устную форму данного договора, так как это типичная сдел­ка, в которой момент ее совершения и момент исполнения совпадают (ст. 159 ГК). Если же момент заключения и исполнения договора роз­ничной купли-продажи не совпадают, следует считать, что кассовый или товарный чек либо иной документ, подтверждающий оплату това­ра и выданный продавцом покупателю, представляют собой письмен­ную форму договора (ст. 161 ГК). Но отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссыпаться на свидетельские по­казания в подтверждение заключения договора и его условий при за­ключении данного договора как в устной, так и в письменной форме (абз. 1 п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Преддоговорные обязанностеи продавца со­гласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и дос­товерную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствую­щую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъ­являемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потре­бовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстра­ции использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. В тех слу­чаях, когда покупателем является потребитель, на него распространяется также действие ст. 8-12 Закона о защите прав потребителей.

С точки зрения со­держания, т.е. существенных условий, покупатель в соответствии с п. 1 ст. 500 ГК обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в мо­мент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не пре­дусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из су­щества обязательства. Следовательно, наряду с предметом существен­ным условием договора розничной купли-продажи является цена.

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете

29.11.2017

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее - Правила № 1042).

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ПОСТАВЩИКА.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

  • до 3 млн руб. - 3%;
  • от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) - 2%;
  • от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) - 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. - 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит - 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ БЮДЖЕТНЫМ.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н ).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора неустойка удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на лицевой счет учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАЗЕННЫМ.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);
  • 10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);
  • 100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение - случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

* * *

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик - учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

28.12.2016

Постановлением Пленума Верховного суда РФ № от 22.11.2016 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении» даны разъяснения применения норм гражданского законодательства, претерпевших в последнее время существенные изменения и дополнения. Положения постановления Пленума будут интересны как юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, так и гражданам, вступающим в договорные отношения, не связанные с предпринимательской деятельностью.

О собое внимание в указанном документе уделено праву участников договорных правоотношений на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий.

Отказ или одностороннее изменение условий возможен, если он предусмотрен законом или договором. Правомерный отказ от договора (изменение условий ) считается совершенным с момента получения другой стороной надлежащего уведомления, если иное не следует из закона, договора, обычая либо практики, установившейся во взаимоотношениях сторон. В Постановлении сделана оговорка о том, что уведомление об одностороннем отказе считается доставленным по правилам ст.165.1 ГК РФ, т.е. когда адресат не получил или не ознакомился с корреспонденцией по причинам, зависящим от него самого.

Злоупотребление правом на отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий может повлечь отказ в судебной защите данного права полностью или частично, в том числе признания одностороннего отказа (изменения условий ) ничтожным. В качестве примера, в постановлении Пленума приведен пример отказа во взыскании процентов по банковскому в случае одностороннего непропорционального увеличения банком процентной ставки.

Включение в условия договора обязанность стороны, правомерно отказавшейся от исполнения обязательств (изменившей их условия ), уплатить определенную денежную сумму другой стороне возможно, только если императивной нормой не установлен запрет. В противном случае такое условие является . В качестве примера можно привести застройщиками в договоры участия в долевом строительстве штрафные санкции для дольщиков за одностороннее расторжение договора. В исключительном случае, когда несоответствие размера денежной компенсации при одностороннем отказе от исполнения обязательства (изменении его условий), а также заведомом недобросовестном осуществлении своего права требовать денежной суммы в таком размере будет доказано, суд может отказать полностью или в части в ее взыскании.

Об исполнении обязательств надлежащему лицу. Право должника требовать доказательств того, что он исполняет обязательство надлежащему лицу закреплено законом. Должник вправе требовать предоставления доказательств наличия соответствующих полномочий у лица, принимающего исполнение. В случае отказа предоставить такие доказательства (например, надлежащим образом оформленную доверенность ), должник вправе не исполнять обязательства до получения подтверждения того, что исполнение принимается надлежащим лицом. При этом он не считается просрочившим (однако, фиксировать свое требование предоставить указанные доказательства, иначе просрочка не будет признана в случае спора уважительной ). Обязательство, связанное с личностью должника также может быть исполнено третьим лицом, если оно просрочено.

Если кредитор знает или должен знать, что исполнение возложено должником на третье лицо, либо это третье лицо может утратить свое право на имущество должника, вследствие обращения взыскания на него, то в случае отказа принять исполнение за должника от указанного третьего лица при просрочке должником исполнения обязательства, то кредитор будет считаться просрочившим. В случае, когда исполнение обязательства было возложено на третье лицо, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства этим лицом несет должник.

Платежи в валюте, предусмотренные договором, осуществляются в соответствии с действующим законодательством в рублях. Постановление дает разъяснения о том, как следует осуществлять расчеты в различных ситуациях, связанных с установленной в договоре иностранной валютой платежа. В судебных актах по искам о взыскании денежных сумм, которые должны быть оплачены в рублях, но выражены в эквивалентной определенной сумме иностранной валюте, а также в условных единицах, в резолютивной части решения должно быть отражено в обязательном порядке: размер сумм в валюте и указание об оплате в рублях; процентная ставка и размер неустойки, начисляемых на указанную сумму; точный период в течение которого она начисляется; указание на момент, на который должен определяться курс и наименование органа, устанавливающего этот курс.

В отношении очередности погашения требований по денежным обязательствам, предусмотренной ст.319 ГК РФ, важное разъяснение дано о процентах: в указанной статье речь идет о процентах, которые являются платой за пользование денежными средствами ( , 809, 823 ГК РФ ), а не о процентах, являющихся мерой гражданско-правовой ответственности (ст.395 ГК РФ ) и потому погашающихся после основного долга. Изменить порядок очередности погашения требований можно соглашением сторон, однако исключительно те требования, о которых идет речь в ст.319 ГК РФ.

Очередность погашения однородных требований, предусмотренная ст.319.1 ГК РФ, соблюдается в отношении любых обязательств независимо от оснований их возникновения, возникшим как из одного договора, так и по нескольким договорам.

При наличии однородных обязательств с истекшим и не истекшим сроком без указания должником в счет какого из них осуществлено исполнение, исполненное будет засчитано в пользу требований, по которым срок давности не наступил, в порядке, установленном ч.2 и 3 ст. 319.1 ГК РФ.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях , установленных Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.