Вопрос с кафедры. Право на дополнительную площадь жилого помещения военнослужащим Право на дополнительную жилплощадь военнослужащим

Смотри эту статью

После включения военнослужащего в Список, он получает право на предоставление служебного жилого помещения (или право на выплату денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения у третьих лиц).

Военнослужащие, заключившие первый контракт после 1 января 1998 года, обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.

Служебное жильё предоставляется не позднее трёх месяцев со дня прибытия на новое место службы, в том числе и при первом поступлении на военную службу по контракту.

Нормы предоставления служебного жилого помещения.

Служебное жилое помещение предоставляется по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Нормы предоставления военнослужащим
общей площади служебного жилого помещения

Состав семьи
Таблица: сайт

Без права на
доп. площадь

Дополнительно
15 — 25 кв. м.

Дополнительно
до 18 кв. м.

1 человек 18 — 38 33 — 61 36 — 54
2 человека 36 — 45 51 — 70 54 — 63
3 человека 54 — 63 69 — 88 72 — 81
4 человека 72 — 81 87 — 106 90 — 99
5 человек 90 — 99 115 — 124 108 — 117

Нормы предоставления с учетом конструктивных особенностей дома

В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 квадратных метров

Право военнослужащего на дополнительную площадь служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Эта сложная по конструкции норма трактуются судебной практикой следующим образом:

При предоставлении жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях, проходящим военную службу по контракту, в том числе не на должности военной службы в связи с зачислением в распоряжение командира (начальника) до обеспечения жилым помещением (вне зависимости от даты заключения первого контракта о прохождении военной службы, назначения на воинские должности и получения первого офицерского звания), и имеющим воинское звание полковник, ему равное и выше, а также командирам воинских частей , военнослужащим, имеющим почетное звание Российской Федерации, военнослужащим – преподавателям военной профессиональной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащим – научным работникам, имеющим учёную степень и (или) учёное звание, учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.

При предоставлении жилого помещения гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, учитывать право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м только в отношении граждан, имеющих воинское звание полковник, ему равное и выше , и уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Законы по теме

Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» Почитать

Кроме того, право на дополнительную площадь (до 18 кв. метров) имеют члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания на основании:

  • 🔵 п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»;
  • 🔵 Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

Что делать, если предлагают жилое помещение ниже установленных норм?

В случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по указанным нормам, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Однако здесь может получиться очень неприятная ситуация, особенно если вы ждёте пополнение в семье.

Учётная норма в городе установлена 10 квадратных метров общей площади жилого помещения. На семью военнослужащего из 3 человек предоставлено служебное жилое помещение чуть ниже нормы предоставления – 50 квадратных метра. В семье радость – родился второй ребёнок, четвёртый член семьи. Но эта радость будет омрачена тем, что Вы не получите право на улучшение жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходиться 50/4 = 12, 5 кв. метров, то есть больше учётной нормы.

Военнослужащему с составом семьи 3 человека предоставляют служебное жильё общей площадью 38 квадратных метров. Рождение второго ребёнка позволяет Вам вновь быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как на каждого члена семьи будет приходится 38: 4 = 9,5 квадратных метров общей площади, то есть менее учётной нормы, установленной в Вашем регионе.

Таким образом, необходимо всё подсчитать, и принять решение – получить служебное жильё или рассмотреть вариант отказа от предложенной квартиры. (Конечно, необходимо учитывать все обстоятельства – ведь не известно, когда будет предложена квартира большей площади?

Вопреки распространенному, но ошибочному мнению, отказ от получения квартиры не влечет никаких санкций – вас не передвинут в конец очереди. Однако в этом случаете вы лишитесь права на получение денежной компенсации (ссылка) за наем или поднаем жилого помещения.


Порядок предоставления служебного жилого помещения

При поступлении сведений о служебном жилом помещении, которое может быть распределено, РУЖО принимает решение о предоставлении служебного жилого помещения военнослужащему. В течение 3 дней РУЖО направляется военнослужащему Сообщение о предлагаемом жилом помещении

Внимание:сроки!
Нарушение сроков может привести к неблагоприятным последствиям

При согласии с предоставляемым служебным жилым помещением военнослужащий в пятидневный согласие с предоставлением служебного жилого помещения (отрывной корешок № 1 к Решению).


При несогласии военнослужащего с предоставляемым жилым помещением он в пятидневный срок с даты получения сообщения о предлагаемом жилом помещении направляет в РУЖО отказ от предоставления служебного жилого помещения (отрывной корешок № 2 к Решению).

В случае, если военнослужащий никак не отреагировал на полученное Сообщение в течение десяти дней с даты поступления в структурное подразделение уполномоченного органа уведомления о вручении сообщения, служебные жилые помещения предоставляются другим военнослужащим.

Правительство Москвы
УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА


Документ с изменениями, внесенными:
письмом Правительства Москвы от 19 января 2000 года N 64-40/0 .

______________________________________________________________


Во исполнение п.10 постановления Правительства Москвы от 27 апреля 1999 года N 360 "О ходе выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве" Управление городского заказа направляет для сведения и руководства в работе Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительную площадь (приложение 1), список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (приложение 2), Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (приложение 3).

При начислении платежей за жилищные услуги следует иметь в виду:

- на каждую семью независимо от числа членов, имеющих право на дополнительную площадь, предоставляется сверх основной нормы не более одной отдельной дополнительной комнаты или дополнительной площади в размере, полагающемся по закону двум лицам;

- за лицами, пользующимися дополнительной площадью на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28.02.30 "О праве пользования дополнительной площадью" (пп.1, 6, 7, 8, 10 Перечня категорий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь), в случае утраты оснований, дающих право на пользование дополнительной площадью, право на дополнительную площадь сохраняется в течение трех месяцев.

Первый заместитель
начальника Управления
Е.М.Медведева

Приложение 1. Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь

Правовое обоснование

Размер доп. площади

Документ, дающий право на льготу

Лица, страдающие болезнями, перечисленными в особом перечне

Ежегодно обновляемая справка лечебного учреждения

Инвалиды в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ

Отдельная комната

Справка ВТЭК о причине инвалидности с указанием срока

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно -штатными мероприятиями

Дополнительная общая площадь не менее 15 и не более 25 кв.метров

Удостоверение офицера и ; пенсионное удостоверение

Сотрудники органов внутренних дел в звании полковника милиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции и выше, а также уволенные со службы в этом звании

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Служебное удостоверение и ежегодно обновляемая справка с места работы; пенсионное удостоверение

Сотрудники налоговой полиции в звании полковника налоговой полиции и выше, а также сотрудники, уволенные со службы в этом звании

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Документ о присвоении звания

Народные и заслуженные артисты Республики

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Документ о присвоении звания

Члены общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Удостоверение о членстве в обществе

Изобретатели

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Специальное удостоверение

Работники изобразительных искусств высокой квалификации

(с последующими изменениями и дополнениями)

Отдельная комната или дополнительная площадь в размере 10 кв.метров

Специальное удостоверение (членские книжки)

Научные работники, являющиеся членами секций научных работников, и аспиранты при высших учебных и научно-исследовательских учреждениях

Специальное удостоверение (либо справка), выдаваемое секциями научных работников; документ (справка), выдаваемый высшим учебным или научно-исследовательским учреждением

Писатели, являющиеся членами Союза советских писателей

Отдельная комната или дополнительная площадь не менее 20 кв.метров

Удостоверение Союза писателей или членская книжка (либо справка), выдаваемая Союзом писателей

Композиторы, являющиеся членами республиканских, краевых и областных союзов советских композиторов

Отдельная комната или дополнительная площадь не менее 20 кв.метров

Удостоверение Союза кинематографистов или членская книжка (либо справка), выдаваемая Союзом кинематографистов

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы

Отдельная комната

Удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Семьи граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись льготы, указанные в статье 14 указанного Закона

Отдельная комната

Справка Управления социальной защиты населения

Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы

Дополнительная жилая площадь в размере до 15 кв.метров

Документ о присвоении звания

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

Дополнительная жилая площадь до 20 кв.метров

Документ о присвоении звания

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Судьи Конституционного Суда

Дополнительная жилая площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Прокуроры и следователи

Дополнительная жилая площадь не менее 20 кв.м или в виде отдельной комнаты

Ежегодно обновляемая справка с места работы

Приложение 2. Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью

А. Болезни, дающие право лицам, страдающим ими,
пользования дополнительной (отдельной) комнатой

I. Болезни, угрожающие заражением окружающим:

1. Активные формы туберкулеза легких и прочих органов с выделением туберкулезной палочки, устанавливаемой путем повторного лабораторного контроля.

2. Проказа.

II. Болезни, при которых совместное жительство со страдающими ими невозможно для окружающих:

1. Душевные болезни.

2. Тяжелые формы психоневрозов: эпилепсия, травматический психоневроз, психостения и истерия, сопровождающиеся потерей сознания и резко выраженными припадками.

III. Болезни, не поддающиеся лечению, при которых, вследствие вызываемой ими неопрятности, совместное сожительство со страдающими ими невозможно:

1. Каловый и мочевой свищи, а также недержание мочи и кала.

2. Злокачественные опухоли, сопровождающиеся обильными выделениями.

3. Множественные поражения кожи с обильными выделениями.

4. Гангрена и абсцесс легких.

5. Гангрена конечностей.

Б. Болезни, дающие право лицам, страдающим
ими, пользования дополнительной жилой площадью

1. Туберкулез легких и прочих органов в активной форме.

2. Тяжелое расстройство дыхания вследствие эмфиземы легких и астмы.

3. Хронические тяжелые органические расстройства сердечной деятельности (эндокардит, миокардит, грудная жаба и т.п.).

4. Беременность за два месяца до родов и до ее окончания.

Приложение 3

Приводится Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года N 214).


Текст документа в редакции сверен по:
рассылка

О ПРАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ

ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ КАК

ОСНОВАНИИ НУЖДАЕМОСТИ

В ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ

До начала непосредственных рассуждений по ука­занной теме представляется необходимым дать пояс­нение относительно применяемой в статье термино­логии, когда выражения «право на дополнительную жилую площадь» и «право на дополнительную пло­щадь жилого помещения» используются как синони­мы. Юридическое различие в этих словосочетаниях означает лишь различие в подходах нормирования жилищного обеспечения: в первом случае речь идет о праве на определенный размер жилой площади, во втором - о праве на размер общей площади жилого помещения. Объяснение таково. Если ранее законода­тель прибегал к нормированию, главным образом, жилой площади помещений (посредством учета пло­щади жилых комнат без вспомогательных помещений), то в настоящее время правовое значение им придается общей площади жилых помещений (путем учета об­щей площади и комнат, и вспомогательных помеще­ний). Но, по сути, речь идет об одном и том же праве на дополнительную площадь. Поэтому указанным тер­минологическим различиям в данном случае можно не придавать значения.

Что же касается вопроса, затрагиваемого в предла­гаемой публикации, то он напрямую касается закон­ных интересов значительной части военнослужащих, так как согласно нормам п. 1 и п. 8 ст. 15 Федерально­го закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе) отдельные категории граждан, перечислен­ные в нем, приобретают особое право быть обеспечен­ными служебным или постоянным жильем сверх обыч­ных норм общей площади жилых помещений в разме­ре от 15 до 25 квадратных метров.

Даже беглое ознакомление с перечислением юриди­чески значимых «регалий» таких граждан (военнослу­жащие, имеющие воинское звание полковника и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имею­щие почетные звания Российской Федерации, препо­даватели военных вузов, научные работники, имею­щие ученые степени и (или) ученые звания) позволяет утверждать, что речь идет о лицах, добившихся наи­более высоких результатов в военно-служебной дея­тельности, что невозможно без многолетнего напря­женного ратного труда, самоорганизации и высокой дисциплины. Государство, следовательно, признает за такими военнослужащими особое право на более бла­гоприятные жилищные условия, необходимые им как для «домашнего» труда во внеслужебное время, так и для отдыха, тем самым дополнительно материально стимулируя их служебные заслуги.

В то же время, несмотря на прямое закрепление в законе, анализируемое право до сих пор не рассмат­ривается как полноценное субъективное право указан­ных военнослужащих. Согласно сложившейся право­применительной практике и ее поддержке в теорети­ческом плане оно не применяется как самостоятель­ное основание признания нуждаемости в получении жилья для улучшения жилищных условий ".

Данную ситуацию весьма точно обрисовал А.В. Ку-дашкин: «По сложившейся практике дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам (военно­служащим) при переселении (выделено нами), если они фактически ее имели, а также право на эту площадь учитывается при выделении жилого помещения в по­рядке улучшения жилищных условий (выделено нами)» 2 . Развивая эту мысль, нетрудно довести ее до логического завершения: при возникновении соответ­ствующих юридических оснований (получение воин­ского звания полковника и выше, преподавание в во­енном вузе, получение почетного звания Российской Федерации, ученой степени или ученого звания) ана­лизируемое право так и не обеспечивает получения реального жилого помещения с большим метражом в дополнение или взамен имеющегося, если нет иных юридически более «веских» оснований получения (пра­ва на переселение, права на улучшение жилищных ус­ловий).

В подтверждение приведем как один из примеров извлечение из конкретного определения Военной кол­легии Верховного Суда Российской Федерации № 5н-358/99.

«В судебном заседании установлено, что Ю. в 1993 г. была выделена трехкомнатная квартира в г. Рос­тове-на-Дону жилой площадью 40,3 кв. м, общей пло­щадью 69,1 кв. м.

После расторжения брака в 1997 г. Ю. в апреле 1998 г. заключил новый брак.

Жилищной комиссией Ю. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных усло­вий. По приказу министра обороны Российской Фе­дерации в 1998 г. он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста.

Из материалов дела усматривается, что в 1987 г. Ю. на семью была предоставлена трехкомнатная кварти­ра в г. Волгограде.

Эту квартиру при переводе по службе и получении трехкомнатной квартиры в г. Ростове-на-Дону в 1993 г. Ю. не сдал, оставив дочери и родителям супруги,.

В соответствии с положением «О порядке постанов­ки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жи­лищных условий, и предоставления жилья в г. Росто­ве-на-Дону» нуждающимися в улучшении жилищных

условий признаются граждане, занимающие общую площадь менее 10 кв. м.

Согласно имеющимся данным, на момент рассмот­рения дела обеспеченность общей площадью Ю., его бывшей супруги и ее отца в квартире с тремя изолиро­ванными комнатами составляет по 23 кв. м на каждо­го проживающего.

В соответствии с п. 11 Правил учета военнослужа­щих, подлежащих увольнению с военной службы, нуж­дающихся в улучшении жилищных условий, право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищ­ных условий.

Кроме того, как видно из материалов дела, двух­комнатная квартира, в которой зарегистрирована су­пруга Ю., ее дочь, двое родителей и сестра (всего пять человек), имеет общую площадь 51,7 кв. м, т. е. на каж­дого проживающего приходится также более 10 кв. м.

Не является основанием для признания нуждающи­мися в улучшении жилищных условий и то, что Ю. с супругой вынуждены проживать на условиях поднай­ма, поскольку они имеют другую жилую площадь.

Невозможность совместного проживания Ю. и его супруги на жилой площади каждого из них также не может быть признана основанием для постановки на учет, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Решения судов не препятствуют Ю. в размене, в том числе принудительном, трехкомнатной квартиры, на­нимателем которой он является.

Таким образом, на момент увольнения Ю. с воен­ной службы оснований для признания его и его супру­ги нуждающимися в улучшении жилищных условий не имелось.

С учетом этих обстоятельств увольнение заявителя следует признать законным, а его требования о вос­становлении на службе и предоставлении жилья - не подлежащими удовлетворению.

Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке над­зора, согласилась с доводами протеста, отменила со­стоявшиеся судебные решения и приняла новое - об отказе в удовлетворении жалобы» 3 .

Таким образом, по ходу рассуждений мы обнару­живаем факт наличия права, хотя и не предусматри­вающего прямых нормативных ограничений его реа­лизации непосредственно в законе, но, тем не менее, очевидно ограниченного в его осуществлении на под­законном уровне и в правоприменительной практике. Это обстоятельство позволяет нам предпринять по­пытку научного осмысления данного феномена в це­лях обнаружения подлинной сущности правового ин­ститута права на дополнительную площадь жилого помещения посредством анализа теории и практики его правового регулирования.

Однако прежде чем приступить к рассмотрению соответствующей системы норм и их деталей, позво­лим себе вкратце охарактеризовать общую картину современных юридических взглядов на исследуемый вопрос.

Напомним, что до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) право на до­полнительную жилую площадь было прямо норматив­но закреплено в Жилищном кодексе РСФСР 1983 г. (далее - ЖК РСФСР), в ряде специальных федераль­ных законов, а также в приравненном к закону специ­альном Постановлении Всероссийского центрально­го исполнительного комитета и Совета народных ко­миссаров РСФСР «О праве пользования дополнитель­ной жилой площадью» от 28 февраля 1930 г. 4 (далее -Постановление ВЦИК и СНК РСФСР), до сих пор применяемом для регулирования жилищных отноше­ний данного вида. По этой причине во всех юридиче­ских источниках данное право характеризовалось в качестве особого жилищного права, принадлежащего лицам, указанным в законе 5 . В то же время и тогда оно рассматривалось как право достаточно относительное, не совсем гарантированное в его реализации.

Например, В.Н. Лейба указывал, что данное право имеет реальное значение лишь тогда, когда военнослу­жащий уже пользуется данным правом, но сам факт приобретения данного права еще не обеспечивает его реализации (выделено нами), так как по сложившейся практике жилищные органы только вправе, но не обя­заны предоставлять военнослужащему другую квар­тиру большего размера с учетом указанного права (вы­делено нами) 6 .

А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, Е.В. Трушин ана­логичным образом констатировали факт, что право на дополнительную жилую площадь, согласно ст. 39 ЖК РСФСР, подлежало реализации только при опре­делении платы за жилье, а также при предоставлении других благоустроенных жилых помещений в связи с выселением, если наниматель или члены его семьи имели право на дополнительную жилую площадь и фактически пользовались ею. Одно лишь отсутствие дополнительной площади не являлось основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных ус­ловий. Оно не подлежало обязательному учету и при предоставлении квартиры, когда подходила очередь на ее получение (выделено нами). Это право учитыва­лось лишь в случаях, прямо указанных в законе, в частности право инвалидов 7 .

Достаточно детально осветили состояние правово­го регулирования исследуемого вопроса Л.М. Пчелин-цева и С. В. Пчелинцев. Авторы указали не только на те же самые проблемные моменты, но и на некоторые иные, а именно:

Право на дополнительную площадь нередко ого­варивается иными условиями, зачастую произвольно решается соответствующим компетентным органом в зависимости от тех или иных обстоятельств по своему усмотрению;

Общее право, согласно ЖК РСФСР, по-разному регламентировано в специальном законодательстве (установлены разные нормативы).

В качестве вывода Л.М. Пчелинцева и С.В. Пчелин­цев дали общую негативную оценку сложившемуся правовому регулированию исследуемого права. «К сожалению, - писали они, - такой недостаточно аргу­ментированный в правовом отношении подход к реа­лизации права на дополнительную жилую площадь часто признавался и признается обоснованным не только в советской, но даже в современной юридичес­кой литературе (выделено нами)» 8 .

Аморфность правового регулирования исследуемо­го права на федеральном уровне дополнительно «уг­лублялась» в аналогичных нормах на уровне субъек­тов Российской Федерации. Например, согласно ст. 10 Закона г. Москвы «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» от 15 января 2003 г. № 22 (утратил силу) в порядке обеспечения граждан жилы­ми помещениями, гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным

1 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года ВКПИ 03-5 // Белов В.К., Фатеев К.В. Судебная практи­ка по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004. С. 210 - 212.

2 Кудашкин А.В. Жилищное право: учеб. М., 2005. С. 159.

законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не ус­тановлено федеральным законодательством. При этом, не подлежат удовлетворению требования указан­ных граждан о предоставлении дополнительной пло­щади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления (выделено нами).

Близкие к приведенному выше подходу нормы со­держало и законодательство Московской области. Со­гласно п. 15 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жи­лых помещений в Московской области 9 право граждан на дополнительную жилую площадь не является осно­ванием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральным законодательством (выде­лено нами). В п. 58.2 этих же Правил устанавливалось, что не подлежит обязательному удовлетворению тре­бование о предоставлении жилого помещения больше­го по размерам, чем предусмотрено Правилами, в ча­стности, требование о предоставлении дополнительной жилой площади лицам, пользующимся правом на до­полнительную жилую площадь, но фактически ее не имеющим, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (выделено нами).

Обзор мог бы быть расширен, но и приведенного выше вполне достаточно. При этом, следует напом­нить о том, что с момента принятия Закона о статусе в 1993 г. и до сего времени нормам регионального зако­нодательства придается значение источника права и для жилищного обеспечения военнослужащих, если нет специальных правовых норм в федеральном за­конодательстве. Иными словами, все дополнительные ограничения на региональном уровне означали и оз­начают прямое нормативное ограничение исследуе­мых жилищных прав военнослужащих. Выводы о пра­вовых последствиях подобных «гарантий» напраши­ваются сами по себе.

Как видно из приведенных ранее обзоров, многие юристы вполне обоснованно видели в такой ситуации очевидную проблему правового регулирования, тре­бующую разрешения. В частности, А.П. Седугин под­черкивал, что причиной такого положения стало от­сутствие четких норм о данном праве, и выражал на­дежду, что «по мере расширения жилищного

" Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1999 год (извлечение) // Военное право: электронное периодическое издание. 2007. Вып. 6.

4 Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 28 февра­ля 1930 года «О праве пользования дополнительной жилой площадью» (в ред. постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.30, от 10.11.30, от 01.04.34, от 01.11.34, Указа Президиума ВС РСФСР от 24.06.48, постановлений Совмина РСФСР от 27.11.56, от 02.07.81 № 364) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Советское гражданское право: учеб.: В 2 т. Т. 2 / под. ред. О.А. Красавчикова. М., 1985. С. 138 - 139.

6 Советское гражданское право: учеб, пособие / отв. ред. В.Н. Лейба. М., 1985. С. 103.

7 Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный коммент. / под. ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 141 - 142.

8 Пчелинцева Л.М., Пчелинцев С.В. Жилищные права и льготы граждан в России. 2001. С. 114 - 122.

9 Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Московской области: постановление Правительства Московской области от 5 февраля 2004 г. № 51/46 // Ежедневные новости. Подмосковье. 2004. 18 февр.

фонда социального использования будут создаваться и усло­вия для более полной реализации... права на допол­нительную жилую площадь» 10 .

Утверждение об отсутствии четких правовых норм основывалось на том, что хотя в ЖК РСФСР, дейст­вовавшем с 1983 г. по февраль 2005 г., относительно исследуемого права содержалась ссылка на порядок, установленный законом, за указанный 20-летний пе­риод такой закон так и не появился. В то же время на­чиная с 90-х гг. XX в. во многих специальных феде­ральных законах, предоставляющих дополнительные социальные гарантии некоторым категориям граждан (в том числе и военнослужащим), исследуемое право было прописано, но опять-таки без соответствующе­го вразумительного механизма его реализации.

В сложившейся ситуации правовой неконкретности юридическая общественность большие надежды возла­гала на ЖК РФ, который должен был бы устранить указанные выше и иные подобные пробелы в правовом регулировании. Недаром один из ведущих разработчи­ков ЖК РФ П.В. Крашенинников еще накануне приня-

Государство находится в долгу у общества за от­сутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиво­речивой системы жилищного законодательства;

Действующее законодательство сегодня характе­ризуется бессистемностью, неупорядоченностью, не­определенностью в осуществлении гражданами своих жилищных прав;

Такое положение создает почву для многочислен­ных злоупотреблений".

Между тем выдвигаемые предложения ученых-юристов на деле так и остались не востребованными законодателем. Принятие ЖК РФ не только не раз­решило рассматриваемую проблему, но и еще более «завуалировало» ее. Если в ст. 39 ЖК РСФСР все-таки содержась прямая норма об исследуемом праве (пусть и неконкретно прописанная в механизме ее реализа­ции), то в ЖК РФ о праве на дополнительную пло­щадь как таковом вообще не упоминается. Лишь в ч. 2 ст. 58 ЖК РФ предусмотрена некоторая возмож­ность увеличения нормы предоставления, но не бо­лее чем в два раза на одного человека. При этом, как вытекает из буквального толкования, данная норма применима только в отношении прав одиноких на­нимателей или жильца, страдающего тяжелыми хро­ническими заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом испол­нительной власти.

Необходимо обратить внимание на два весьма важ­ных с юридической точки зрения обстоятельства. Во-первых, законодатель сформулировал указанную нор­му в виде правового дозволения, опирающегося на усмотрение довольствующего органа, применив -вторых, законода­тель как бы забыл о других законах, действующих на­ряду с ЖК РФ, не удосужившись расширить примене­ние такого дозволения на иные случаи, установленные законом. Понятно, что при подобном подходе право­вое регулирование осуществления права на дополни­тельную площадь жилого помещения оказалось не просто не конкретизировано, но еще и более «ослаб­лено».

Отражением сложившегося положения стало то, что многие комментаторы ЖК РФ вообще не вспомина­ют о рассматриваемом праве. Так, например, не со­чли необходимым рассматривать «забытое» законо­дателем право на дополнительную площадь А.В. Афо­нина, Е.В. Гурьева, Л.П. Герасимова 12 , Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Н.Б. Косарева 13 , В.Н. Литов-кин 14 и некоторые иные юристы.

Другие правоведы, например, А.Ю. Бушев 15 , М.Ю. Тихомиров 16 , А.М. Эрделевский, С.П. Гришаев, тия данного Кодекса откровенно писал о том, что

10 Седугин А.П. Жилищное право: учеб, для вузов. М., 1997. С. 112.

11 Крашенинников П.В. Жилищное право. 3-е изд.. М., 2004. С. 5.

12 Афонина А.В., Гурьева Е.В., Герасимова Л.П. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

" Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под. ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд. М., 2006.

14 Литовкин В.Н. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

15 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Бушев А.Ю. [и др.]; под ред. О.А. Городова. М., 2007.

16 Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007.

Е.В. Трушин" 7 , А.Н. Гуев 18 , упоминают лишь о праве тяжело больных хроническими заболеваниями (что в ЖК РФ прямо признается основанием нуждаемости в жилых помещениях и возможного увеличения предо­ставляемой жилплощади, о чем говорилось ранее), не упоминая при этом иные категории граждан, в том числе военнослужащих, обладающих правом на допол­нительную площадь жилого помещения согласно спе­циальному законодательству.

Лишь незначительная часть юристов пытается все-таки обозначить данное право как по-прежнему дей­ствующее, но с немалыми оговорками. Им приходит­ся, мягко говоря, «выкручиваться». Чего стоит, напри­мер, встречающиеся в литературе утверждение о том, что «...дополнительная жилая площадь предоставля­ется гражданам в исключительных случаях... а право­вой основой такого предоставления является ЖК Рос­сийской Федерации» (выделено нами) с последующим перечислением почти двух десятков категорий таких граждан". Кстати говоря, в 1999 г. согласно перечню, приведенному в письме Правительства г. Москвы, на­считывалось 22 категории лиц, имевших право на по­лучение дополнительной жилой площади 20 . В нем под № 3 со ссылкой на Закон о статусе значились и офице­ры в воинском звании полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с воен­ной службы по достижении предельного возраста пре­бывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями. Остальные категории военнослужа­щих, обладающие таким же правом, в перечне не зна­чились.

Однако продолжим размышления по поводу нор­мативных основ исследуемого права. Нет сомнений в том, что ссылка на норму ст. 39 ЖК РСФСР для всех указанных выше категорий была бы вполне уместной до принятия ЖК РФ. Иное дело наличие такой ссыл­ки на ЖК РФ после февраля 2005 г.. Мы же воочию убедились в том, что единственно «близкая» по сути этому праву правовая норма (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ) мо­жет быть условно «притянута» к праву на дополни­тельную площадь лишь для одной группы граждан -лиц, страдающих определенными хроническими забо­леваниями. К аналогичным правам иных категорий жильцов эта норма не относится ввиду «закрытости» условий ее применения, установленных в самой же норме..»

Недаром заслуженный юрист Российской Федера­ции Г.Ф. Шешко весьма откровенно указала, что по­добное «упразднение» института права на дополни­тельную жилую площадь для многих категорий граж­дан страны означает умаление их прав, не совмести­мое с требованиями конституционных гарантий госу-

дарства о недопустимости издания законов, отменяю­щих и умаляющих права граждан 21 .

С данным выводом согласился и доктор юридиче­ских наук, профессор В.М. Жуйков. Он выразил убеж­дение в том, что ЖК РФ по сравнению с ЖК РСФСР значительно ухудшил многие жилищные права граж­дан, а поэтому во многом не отвечает требованиям ст. 7 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федера­ции 22 .

Подверг критике новшества ЖК РФ и доктор юри­дических наук, профессор А.П. Сергеев, который под­черкнул: «...Из ЖК и принятых в развитие его поло­жений подзаконных нормативных актов исчезли лю- бые упоминания о праве на дополнительную жилую площадь (выделено нами)... Указанное решение пред­ставляется весьма спорным и ущемляет жилищные права значительного числа граждан» 23 .

Еще более образно высказался по рассматриваемо­му вопросу доктор юридических наук, профессор Ю.К. Толстой. Вот некоторые цитаты из его рукопи­си: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о праве на дополнительную жилую площадь, которое, наподобие шагреневой кожи, постепенно ущемлялось, а возможно и приказало долго жить (выделено нами). Таков, во всяком случае, неутешительный прогноз ком­ментаторов новейшего жилищного законодательства». «Представляется, что какой-то суррогат права на до­полнительную площадь все же сохранен (выделено нами) в п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 58 ЖК... Кроме того, лица, которые имели право (выделено нами) на допол­нительную площадь и успели реализовать его (фор­мально это право никто не прекращал) (выделено нами), могут требовать, чтобы при выселении их с пре­доставлением другого благоустроенного жилого по­мещения оно было равнозначным... ранее занимаемо­му... (ср. ч. 1 ст. 89 ЖК)». «При ином подходе мы до­пустили бы явный поворот к худшему в отношении лиц, которые по состоянию здоровья, специфики их труда, наличию особых заслуг перед обществом и го­сударством нуждаются в повышенной социальной за­щите» 24 .

Конечно, в данном случае все приведенные выска­зывания представляют собой частные мнения, но, вы­шедшие из-под пера столь опытных юристов, они го­ворят о многих огрехах, допущенных при принятии ЖК РФ, в том числе в отношении исследуемого во­проса.

Если и ранее право на дополнительную площадь жилого помещения было трудно излагаемым ввиду его неопределенности, о чем говорилось ранее, то вслед­ствие новой «забывчивости» законодателя оно стало неким правом-миражом. Поэтому юристы, ведущие научные исследования жилищных вопросов, попросту стараются избегать указанной проблематики. На­пример, в новейших диссертационных исследованиях Э.В. Горбуновой, Т.А. Семиной и других авторов дан­ные аспекты жилищного обеспечения старательно об­ходятся стороной 25 . И во многих текущих научных публикациях, посвященных праву военнослужащих на получение жилья, наблюдается приблизительно та же картина. В частности, А.В. Давыдов, исследуя вопро­сы обеспечения жилыми помещениями специализиро­ванного жилищного фонда военнослужащих, прохо­дящих службу по контракту, проблему обеспечения дополнительной жилой площадью вообще не подни­мает 26 . Аналогичным образом данному праву не уде­ляют внимания и не рассматривают его как одну из современных проблем жилищного обеспечения неко­торые иные правоведы (А.А. Алексеев 27 , К.В. Домнин, А.А. Кондаков 28 , А.А. Абрамов 29 , Д.Ю. Гайдин^идр.).

И такому положению своеобразной научной апа­тии есть объяснение. Как, скажите, исследовать то, чего более нет в законе, и кроме того, в той или иной степе­ни просто игнорируется на практике? Недаром В.А. Ба­ранов, констатируя факт, что ЖК РФ не закрепляет более право на дополнительную площадь, как это было в ст. 39 ЖК РСФСР, дает свое заключение: от­дельные категории граждан не могут претендовать на нее, хотя нормативные правовые акты, предусматри­вающие такое право, действуют (выделено нами)... 31 Подобный вывод хотя и страдает безапелляционной крайностью, но в целом не противоречит преоблада­ющему мнению, сложившемуся в новых условиях пра­вового регулирования жилищных отношений.

На этом, пожалуй, следовало бы поставить точку: проблема есть и она требует решения. Варианты мо­гут быть разными. Поэтому можно и пофантазировать на заданную тему. Однако предлагаем не ограничить­ся констатацией сложившегося положения, а все-таки попытаться глубже проникнуть в сущность данного права применительно к интересам военнослужащих с тем, чтобы ответить на главный вопрос: насколько установленное право должно быть гарантировано в его реализации и что для этого необходимо. Ответ, по-видимому, необходимо искать в истоках самого пра­ва на дополнительную жилую площадь, что может быть осуществлено посредством обращения к его пер­воисточнику и тем общественным условиям, которые его породили.

17 Эрделевский А.М., Гришаев С.П., Трушин Е.Ф. Указ. соч.

18 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005.

" Жилищное право: учеб. / Алексий П.В. [я др.] под ред. проф. И.А. Еремичева, проф. П.В. Алексия. М., 2007. С. 78.

20 Приложение №1 к письму Управления городского заказа Правительства Москвы от 27.05.1999г. № 83-123/9 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».


ЖК РСФСР (ст. 38) устанавливал норму жилой площади в размере 12 кв. м на одного человека. Эта цифра являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. В настоящее время нормы предоставления жилой площади изменились. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади на человека.
Норма жилой площади имеет важное практическое значение и учитывается, в частности, при исчислении платы за жилое помещение, при предоставлении нанимателю жилого помещения в связи с капитальым ремонтом жилого дома или при выселении нанимателя, разделе жилой площади, сдаче помещения в поднайм или вселении временных жильцов, решении вопроса о предоставлении дополнительной жилой площади.
Современное законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:
Its” норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);
Its” учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий); pis’ социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).
Под нормой предоставления площади жилого помещения понимают минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимо-
сти от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.
Под социальной нормой площади жилья подразумевают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья на сегодняшний день составляет 18 кв. м обшей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. До 2010 г. пересмотр этого стандарта не предполагается.
Размер общей площади квартиры определяется исходя из совокупности суммы площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире. Местами общего пользования в квартире называют вспомогательные нежилые помещения, которые предназначены для обслуживания только этой квартиры. К ним относится кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливается законодательством РФ.
В настоящее время не существует конкретного единого нормативного документа, устанавливающего категории граждан, имеющих право на получение дополнительной площади; такие категории указываются в разных нормативных актах.
Дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв.м общей площади предоставляется гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан, если иное не установлено законом.
При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). Что касается военнослужащих, то согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.