Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций Методы предупреждения чс

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: сти­хийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческими жертва­ми, огромными материальными потерями и нарушениями условий нормальной жиз­недеятельности.

В России ежедневно отмечается две крупные аварии на трубопроводах, раз в не­делю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явле­ний. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводне­ний, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, изверже­ния вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло 3 млн человек.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговре­менно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникнове­ния ЧС, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохране­ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов.

Таким образом, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, сохранение жизни и здоровья людей - одна из актуальных проблем современности. С этой целью сформулированы основные принципы защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций*, изложенные в законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

*Подробнее рассмотрены в учебном пособии «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности».

Принципы защиты от ЧС - это наиболее важные основополагающие идеи, правила, требования, носящие общий и обязательный характер (если они включены в законы) для всех участников предупреждения и ликвидации опасных и ЧС.

Назовем наиболее известные принципы, зафиксированные в указанном законе и подзаконных актах.

    Предупреждение ЧС, а также минимизация размеров ущерба и потерь в слу­чае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводят­ся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор­ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнитель­ной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и ре­гионального характера.

Ряд принципиальных положений содержится в иных законах, а также в подза­конных актах, в инструкциях и рекомендациях специалистов. Они связаны между собой и дополняют друг друга. Перечислим наиболее существенные.

    Непрерывный мониторинг опасностей, прогнозирование их возникнове­ния и оценка рисков. Этот принцип вытекает из принципа заблаговременного пред­упреждения, раскрытого в п. 1 и обеспечивает его реализацию на практике. Отсюда логично вытекает следующее «правило-принцип» - информирование.

    Органы власти и самоуправления, администрация организаций «обязаны опе­ративно и достоверно информировать население и всех заинтересованных субъ­ектов о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них». Сокрытие либо представление должностными лицами заведомо ложной информации об опасности может стать основанием для привлечения к уголовной ответственности. Причем судебная практика идет по пути ужесточения наказаний должностных лиц, скрывающих (ради «чести мундира») подлинные размеры и фак­ты опасностей. Эта проблема актуальна и на объектах системы образования, осо­бенно в ее инфраструктуре.

Рис. 2.6. Организация защиты населения в ЧС

    Принципы предупреждения и минимизации ущерба (см. п. 1) предполагают целый набор правил по укреплению устойчивости объектов к действию неблаго­приятных и разрушающих факторов.

Меры по обеспечению устойчивости работы различных объектов должны быть направлены, прежде всего, на защиту людей, поскольку без людских резер­вов успешная ликвидация последствий стихийных бедствий, а также проведение остальных работ оказываются просто невозможными и отчасти бессмысленными. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведе­нию аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

Организация защиты населения в условиях ЧС осуществляется по трем основ­ным направлениям: защитные сооружения, средства индивидуальной защиты, эва­куационные мероприятия (рис. 2.6); все они подробно рассмотрены в разделе4.3.

Вопросы и задания

    Понятие опасностей и их признаки.

    Классификация опасностей.

    Источники возникновения опасностей.

    Этапы изучения опасностей.

    «Дерево опасностей» и методика его построения.

    Характеристика опасных и вредных факторов.

    Классификация вредных производственных факторов.

    Управление факторами среды.

    Принципы нормирования факторов среды.

    Понятие об экстремальных и чрезвычайных ситуациях, сходство и различие.

    Причины возникновения ЧС.

    Классификации ЧС.

    Виды ЧС мирного времени.

    Стадии изучения ЧС.

    Способы предупреждения ЧС.

    Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

    Постройте «дерево опасностей» для вашей квартиры (учреждения), взяв за исходную позицию опасность: пожара, обрушения здания, захвата террори­стами и т.д. (по усмотрению преподавателя).

    Проанализируйте опасные и вредные факторы, имеющиеся в вашем вузе (школе).

    Используя интернет-ресурсы, составьте анализ ЧС в вашем регионе за по­следние 10 лет. Проанализируйте их причины и последствия.

    Составьте план мероприятий по защите студентов вашего вуза от возможных ЧС в вашем регионе.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям :

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Заключение

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

Внезапность (часто);

Экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

Психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей - дезорганизация на всех уровнях управления);

Системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

Системность воздействия ЧС на СЗИ.

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

Информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

Организационную структуру (система управления);

Техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

Коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

Психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

Только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

Подготовка сотрудников - основной элемент системы противодействия ЧС;

Наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

Теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

Методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

Структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

Нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

Универсальный алгоритм работы с ЧС

Разработка теоретических представлений о ЧС

Формулировка концепции работы с ЧС

Создание организационной структуры

Прогнозирование и оценка угроз

Планирование работы

Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

Сбор и анализ информации

Распознавание ЧС

Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

Подготовка и принятие необходимых решений

Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

Выявление основных угроз для СЗИ;

Разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

Разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

Проектирование системы противодействия ЧС;

Создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

Определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

Проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

Проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие). Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс - это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

Составитель:


Похожая информация.


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА Автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИиУ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Безопасность жизнедеятельности

на тему: «Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий»

Выполнила студентка

группы ЗММ-101

Николаева Светлана Олеговна

Проверил преподаватель

Цуркин Анатолий Петрович

Москва 2009 г.

Мир, в котором мы живём, полон опасностей. История человечества — это история борьбы с разного рода опасностями, бедствиями, которые угрожают человеку во всех сферах деятельности, поэтому человеческая цивилизация вынуждена постоянно решать проблемы безопасности.

Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой.

Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций.

В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных или растений, а также применение современных средств массового поражения, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Классификация ЧС (см. табл.1) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:

аварии — чрезвычайные события с техногенными причинами;

стихийные бедствия — чрезвычайные события природного происхождения;

катастрофы — аварии и стихийные бедствия, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб или другие тяжелые последствия.

Таблица 1

Классификация чрезвычайных ситуаций

* МРОТ — минимальный размер оплаты труда

Концепция гражданской защиты населения предусматривает: защиту населения и территорий, гражданскую оборону. Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданская защита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:

уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий;

локализацией и сокращением времени действия существующих поражающих факторов;

снижением опасности поражения людей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;

повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;

проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды.

В свою очередь гражданская оборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданной Постановлением Правительства РФ, существуют:

оперативно-дежурные службы всех уровней в органах управления по делам ГО и ЧС;

дежурно-диспетчерские службы, созданные параллельно с оперативно-дежурными, в министерствах федерального уровня и органах управления местного уровня.

РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационные поисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылету медицинской службы — 15 минут.

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, свидетельствует, что на фоне снижения количества ЧС техногенного характера вероятность возрастания общего количества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Проблему обеспечения безопасности населения и территорий невозможно решить путем увеличения расходов на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. По этой причине основными направлениями государственной политики в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий следует считать:

разработку и внедрение экономических механизмов стимулирования проведения предупредительных защитных мероприятий при абсолютной ответственности владельцев потенциально опасных объектов за их промышленную безопасность;

пересмотр и корректировку ряда нормативных актов в части увеличения запасов прочности сооружений, систем, оборудования и коммуникаций;

кардинальное обновление основных производственных фондов;

развитие и совершенствование систем мониторинга и сетей наблюдения и лабораторного контроля.

Требования к потенциально опасным производственным объектам, нарушение безопасного состояния которых может инициировать возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера, устанавливает Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года №116-ФЗ.

Под безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Аварией в этом случае признается разрушение сооружений или технических средств, применяемых на опасных производственных объектах, неконтролируемый взрыв или выброс опасных веществ.

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются или уничтожаются взрывчатые, окисляющие, воспламеняющиеся, горючие или токсичные вещества;

используется оборудование, работающее под давлением более 0,7 Мпа или при температуре нагрева воды более 115°С;

используются стационарно установленные грузоподъемные машины, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

получают расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ, в частности Постановлением «О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» от 01 июля 1995 года №675.

Обязательным условием принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации или ликвидации опасного производственного объекта является положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденное федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Самарский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию РФ»

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии

Курсовая работа

по теме: «Эпидемиология и профилактика чрезвычайных ситуаций и катастроф по Самарской области 2000-2007гг.»

Выполнили:

студентки 6 курса 630 группы

медико-профилактического факультета

Горланова Е.Н.? Никитина Т.А.

Самара2008 г.

Введение

1. Чрезвычайные ситуации (ЧС)

1.1 Классификация катастроф

2. Обеспечение защиты населения при катастрофах

2.1 Медицинское обеспечение населения при катастрофах

3. Защита населения в ЧС

3.1 Изоляционные и лечебно-диагностические мероприятия

3.2 Санитарно-гигиенические мероприятия противоэпидемической направленности

3.3 Иммунопрофилактика и экстренная профилактика

4. Предупреждение и ликвидация ЧС

5. Эпидемиологический анализ

Заключение

Замечания и предложения

Список литературы

Введение

Катастрофой называют явление природы или деятельности человека, влекущее за собой: поражение и гибель людей, нарушение условий жизнедеятельности населения и экологии, загрязнение и заражение окружающей среды, значительный материальный ущерб из-за разрушения объектов и материальных ценностей.

При катастрофах человек не редко попадает в экстремальную ситуацию.

Экстремальная ситуация – это быстрые изменения условий жизни или окружающей среды, угрожающие психическому, физическому здоровью человека или его жизни.

Катастрофа является одним из видов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация – это складывающаяся или сложившаяся где-либо обстановка, требующая для устранения её последствий проведения особых мероприятий или особой организации работы и помощи извне. Понятие «чрезвычайная ситуация» разное в разных отраслях деятельности человека. В медицине так называют складывающуюся или сложившуюся где-либо обстановку, сопровождающуюся поражениями (болезнями) и гибелью (смертью) людей, нарушением условий их жизнедеятельности и требующую для ликвидации медико-санитарных последствий привлечение извне дополнительных формирований и медицинских учреждений, а так же особую организацию их работы.

Ухудшение санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемического состояния при стихийных бедствиях и катастрофах сопровождается увеличением числа соматических и инфекционных заболеваний.

Возможны эпидемии. Участие в проведении лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий будут принимать медицинские работники всех специальностей.

Во многих случаях исход поражения будит зависеть от своевременности и объема оказанной медицинской помощи и быстроты проведения медицинских мероприятий. Для оказания экстренной медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в условиях чрезвычайно ситуаций создана служба медицины катастроф.

Органами управления здравоохранения будут осуществляться распределение объема медицинской помощи по этапам медицинской эвакуации, маневры медицинскими силами и средствами. В ликвидации медицинских последствий катастроф будут участвовать медицинские службы всех служб, министерств и агентств.

1. Чрезвычайные ситуации (ЧС)

1.1 Классификация катастроф

1. Биолого-социальные (эпидемии – массовые инфекционные заболевания людей, эпизоотии – массовые инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных, эпитофии — множественные поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями; голод, терроризм);

2. Военные (военные конфликты, войны);

3. Природные (землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни, сели, засуха, морозы и др.);

4. Техногенные (радиационные, химические и биологические аварии, пожары и взрывы, обрушения сооружений и т.д.);

Экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере, литосфере); космические (падение больших метеоритов, изменение характера и интенсивности излучений)

Для катастроф характерны однотипные поражения пострадавших, множественные и сочетанные травмы и комбинированные поражения.

Множественной травмой называют одновременную травму двух и более органов в одной полости организма, перелом двух или более костей (например: разрыв печени и селезенки, переломы плечевой и бедренной кости).

Сочетанной травмой называют одновременную травму двух и более органов в двух или более полостях или повреждение внутренних органов в любой полости и перелом кости (например: .

проникающее ранение легких и печени, разрыв легкого и перелом ребер).

Комбинированным поражением называют поражение различными поражающими факторами или различные поражения одним поражающим фактором (например: острая лучевая болезнь и перелом плеча; отравление уксусной кислотой с химическим ожогом полости рта, глотки, пищевода и желудка).

Катастрофы могут приводить к массовым потерям среди населения, когда количество пораженных значительно превышает возможности оказания им своевременной медицинской помощи сохранившимися медицинскими учреждениями.

1.2 Медико-тактическая характеристика катастроф

Землетрясение — подземные толчки и колебания земной поверхности, распространяющиеся в виде сейсмических волн. Могут возникнуть при смещениях и колебаниях земной коры, падениях крупных метеоритов, подземных ядерных взрывах. При сильных землетрясениях возможны разрушение и обрушение зданий и сооружений, аварии коммунально-энергетических сетей, транспортных коммуникаций и линий связи. При авариях газовых и электрических сетей могут возникнуть пожары. Возможны массовые потери населения в течение нескольких секунд. Наиболее часто встречаются тяжелые травмы черепа, конечностей, грудной клетки и таза, синдром длительного сдавления, ушибы и открытые раны. В очагах пожаров может быть значительное число обожженных.

Вулкан — извержение лавы, горячих и ядовитых газов, паров воды, пепла, обломков горных пород по каналам и трещинам в земной коре.

Известны случаи гибели населения городов через несколько минут после начала извержения вулкана. Наиболее часто встречаются множественные, сочетанные травмы и комбинированные поражения. Часто встречаются отравления угарным и другими ядовитыми газами, ожоги верхних дыхательных путей и тела. Если извержение вулкана сопровождается землетрясением, то будут соответствующие пораженные.

Смерч — вихревое движение воздуха в атмосфере диаметром иногда в десятки и сотни метров, возникающее на границе движущихся в разные стороны воздушных потоков и распространяющееся по поверхности земли в виде сужающегося черного рукава (хобота). Перемещаясь, может вызвать разрушения зданий, сооружений и гибель людей. Преобладающий вид поражений механическая травма.

Наводнение — быстрый подъем уровня воды в водоеме с образованием района затопления. Причинами наводнения могут быть половодье, паводок, заторы, зажоры на реках, ветровой нагон воды, аварии на сооружениях водохранилищ, цунами и др.

Половодье — подъем уровня воды, обусловленный сезонным таянием снегов, ледников.

Паводок — подъем уровня воды вследствие сильных дождей. Затор — скопление льда в устье реки, сопровождающееся подъемом уровня воды выше по течению реки.

Зажор — скопление шуги (рыхлого, мелкого льда) в русле реки, сопровождающееся подъемом уровня воды выше по течению реки.

Цунами — морские гравитационные волны высотой более 50 м, возникающие при подводных землетрясениях.

Потери зависят от количества населения, находящегося в зоне затопления, скорости движения и высоты уровня воды, температуры воды. Возможны утопления, общее и местное переохлаждение, механические травмы при ударе волной и вторичными снарядами (предметы в воде и на воде).

Ураган — сильный ветер со скоростью более 35 км в час.

В средней полосе обычно сопровождается грозовыми ливнями, в степях и пустынях — пылевыми бурями, в море — штормом. Поражения обусловлены механическими травмами вторичными снарядами при разрушениях зданий и сооружений; механическими травмами и ожогами при авариях газовых и электрических сетей.

Пожар — неконтролируемое возникновение и распространение горения на объекте, территории. Наибольшая опасность возникновения пожаров на пожаро- и взрывоопасных объектах, которыми считаются газо- и нефтеперерабатывающие заводы, газо- и нефтепроводы и хранилища; использующие и перевозящие горючие химические газы, жидкости, вещества и материалы предприятия, транспорт; образующие пыль (угольную, древесную, сахарную) производства.

В быту пожары возможны при использовании электрических и огневых приборов, печей, авариях электрических сетей, газопроводов и в других случаях. Нарушение мер противопожарной безопасности может привести к возгоранию горючих материалов, пожару, взрыву. Горение — реакция окисления, в процессе которой выделяется тепловая энергия. Взрыв происходит вследствие моментального выделения большого количества тепловой энергии, резких расширения и повышения давления нагретой среды, приводящих к образованию ударной волны. Наиболее частые причины пожаров в мирное время: разведение костров, сельскохозяйственные палы, использование для разжигания огня и работы легковоспламеняющихся жидкостей, неисправная электропроводка, грозовые разряды, самовозгорание торфа, курение вблизи горючих материалов и др. В военное время — применение ядерного оружия и зажигательных средств. Поражающие факторы: термический (высокая температура), механический (ударная волна, осколки и вторичные снаряды, образующиеся при взрыве), химический (задымление и токсические вещества, образующиеся при горении, испарении и поступающие из разрушенных хранилищ). Поражения часто бывают комбинированные: ожог, травма, отравление угарным газом, окислами азота, синильной кислотой, фосгеном и др. Угарный газ — продукт неполного сгорания. Окислов азота много в пороховых газах. Синильная кислота и фосген образуются при горении пластмасс.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения . Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.


* мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
* рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
* предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
* предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
* разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
* подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
* декларирование промышленной безопасности;
* лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
* страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
* проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
* государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
* информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
* подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Описанию содержания этих мероприятий и организации их выполнения и посвящена эта глава.

Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

«3.10.3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации. Они должны:

(а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

(б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

(в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и

(г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

3.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть установлены совместно с внешними аварийными службами и другими органами там, где это целесообразно».

Хорошо известно, что на крупных предприятиях, кроме того еще эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеется противопожарная служба системы противопожарной защиты, готовятся спасатели, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п.

На малых предприятиях необходимо иметь противопожарные извещатели, необходимые по нормам первичные средства пожаротушения, знать телефоны 01, 02, 03, службы спасения. Все сотрудники должны знать аварийные выходы и т.п.

Практика свидетельствует, что готовность персонала к возможной аварии существенно снижает ее последствия, гибель и травмирование работников из-за поражающих факторов аварии.

Поэтому и в соответствии с законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, среди прочего:

¨ принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

¨ осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

¨ планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствии аварий на опасном производственном объекте;

¨ заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

¨ иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте:

¨ создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

3.8.2. Определение возможного характера и масштаба аварийных ситуаций и связанных с ними рисков
в сфере охраны труда

Все аварийные ситуации должны быть «просчитаны» с точки зрения оценки вероятности их возникновения и тяжести возможных последствий одним из методов: «Что будет, если…?»; проверочный лист; анализ видов и последствий отказов; анализ «дерева отказов»; анализ «дерева событий»; соответствующие эквивалентные методы.

Процедура всестороннего и полного анализа рисков по силам только высококвалифицированным специалистам, поэтому чаще всего его проводят специализированные организации, а таких в России немного.

Исходя из оценки рисков аварий составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

3.8.3. Планирование и координация мероприятий
в случае аварийной ситуации в рабочей зоне

В общем случае план ликвидации аварий разрабатываются комиссией, состоящей из специалистов, назначенных приказом по предприятию, в которую входят представители структурных подразделений, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации объектов. ПЛА утверждается руководителем предприятия либо лицом, на которого возложены функции руководства вопросами обеспечения безопасности производства (главный инженер, заместитель генерального директора, технический директор и т.п.).

В соответствии с системой документооборота все заинтересованные стороны (лица) обеспечиваются ПЛА (диспетчерская служба, аварийно-спасательные формирования, отдел промышленной безопасности и охраны труда, структурные подразделения и т.д. по утвержденному списку.

ПЛА периодически пересматриваются. При изменении технологии, условий работы, правил безопасности, анализа причин уже произошедших аварий в ПЛА должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в порядке, предусмотренном для разработки ПЛА.

В ПЛА должны предусматриваться:

¨ возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

¨ мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

¨ мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

¨ места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

¨ порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

¨ оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

¨ распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

¨ список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

¨ схема расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

¨ схема размещения стационарных средств пожаротушения; шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

В оперативной части ПЛА должны быть предусмотрены:

¨ способы (список и схема) оповещения об аварии должностных лиц предприятия, спецподразделений, органов федеральной исполнительной власти и других органов, которые должны быть незамедлительно извещены об аварии (сирена, световая сигнализация, громкоговорящая связь, телефон и др.);

¨ пути выхода людей из опасных мест и участков в зависимости от характера аварии;

¨ действия лиц технического персонала, ответственных за эвакуацию людей и проведение предусмотренных мероприятий;

¨ режим работы вентиляции при возникновении аварии, в том числе включение аварийной вентиляции (при наличии);

¨ необходимость и последовательность выключения электроэнергии, остановки оборудования, аппаратов, перекрытия источников поступления вредных и опасных веществ;

¨ выставление на путях подхода (подъезда) к опасным местам постов для контроля за пропуском в опасную зоны;

¨ способы ликвидации аварий в начальной стадии. Первоочередные действия технического персонала по ликвидации аварий (пожара), предупреждению увеличения их размеров и осложнений. Осуществление мероприятий по предупреждению тяжелых последствий аварий. Порядок взаимодействия с газоспасательными и другими специализированными службами.

Для ликвидации аварий в начальной стадии предусматривают:

¨ при загазованности воздушной среды – способы и средства для прекращения поступления газа, быстрого проветривания загазованной зоны, мероприятия по предупреждению взрыва и загорания газа;

¨ при взрыве газа – способы и средства для прекращения поступления воздуха, мероприятия и средства по тушению пожара;

¨ при пожаре – способы и средства ликвидации пожара, порядок их применения;

¨ при всех авариях – способы локализации, мероприятия по предотвращению тяжелых последствий и осложнений.

ПЛА (или его оперативная часть) должен быть вывешен на видном месте, определенном руководителем объекта (участка).

Полные экземпляры ПЛА должны находиться у руководителя (или его заместителя или по производству), в диспетчерской, у газоспасателей, в отделе промышленной безопасности и охраны труда.

Конкретный порядок составления планов локализации (ликвидации) аварий для отдельных производств регламентируется отраслевыми нормативными техническими документами Ростехнадзора. К ним, например, относятся:

Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах;

Инструкция по составлению планов ликвидации аварий и зашиты персонала на предприятиях по хранению и переработке зерна.

Предупреждение и ликвидация ЧС

Проведение регулярных тренировок
по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию

Обучение работников действиям в аварийных ситуациях (теоретический курс, учебно-тренировочные занятия).

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Поэтому так важно, чтобы они были обучены действиям в аварийной ситуации ДО ТОГО, как она произойдет.

Обучение по ПЛА обязательно входит в Программу всех видов инструктажей на рабочем месте (теоретический курс), знания закрепляются во время учебно-тренировочных занятий (практический курс).

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-тренировочные занятия с записью в Журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

График проведения учебно-тренировочных занятий составляет (совместно с аварийно-спасательными формированиями руководитель структурного подразделения (или по его распоряжению мастер, начальник участка, установки), согласовывает его с отделом промышленной безопасности и охраны труда.

Руководитель структурного подразделения (или его заместитель) обеспечивает отработку действий производственного персонала в соответствии с ПЛА.

Отдел промышленной безопасности и охраны труда контролирует соблюдение графиков проведения учебно-тренировочных занятий и обобщает результаты проведения учебно-тренировочных занятий на ОПО, доводит их до сведения руководства.

Одним из очень важных моментов подготовки к действиям в аварийных ситуациях является всесторонний анализ действий и ошибок персонала во время учебно-тренировочных занятий. На основании этого анализа принимаются корректирующие действия, направленные на повышение безопасности и сохранение жизни и здоровья работников.

Часть 4.
Социальная защита пострадавших на производстве

⇐ Предыдущая105106107108109110111112113114Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 6709 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Меры по предотвращению техногенных ЧС и заблаговременная подготовка к ним.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

· мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

· рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

· предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

· предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

· разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

· декларированию промышленной безопасности;

· лицензированию деятельности опасных производственных объектов;

· страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

· проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;

· информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

· подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Для уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения , персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности , поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории.

Вы точно человек?

С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков ; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения . При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны является эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение значительной части чрезвычайных ситуаций (снижение вероятности их возникновения) и уменьшение в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Это размещение представляет собой меры по распределению и перераспределению по территории страны объектов экономики и хозяйственной инфраструктуры, а также населенных пунктов в соответствии с критериями их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этих мероприятий является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. Объекты экономики размещают таким образом, чтобы они не попадали в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия на них превышают допустимые нормативные. Объекты экономики должны находиться на таком расстоянии от жилых зон и друг от друга, которое обеспечивает их безопасность. Взрыво–и пожароопасные объекты и их элементы размещают с учетом защитных свойств и других особенностей местности. Потенциально опасные элементы радиационно опасных объектов размещают на таком расстоянии, которое обеспечивает изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга. Химически опасные объекты возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон. Биологически опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности. Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создают санитарно–защитные зоны и зоны наблюдения. В санитарно–защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов. Гидротехнические сооружения возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение населенных пунктов и объектов важного экономического значения в этих зонах не допускается.

Предотвратить большинство чрезвычайных ситуаций природного характера практически невозможно. Однако существует ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых можно воспрепятствовать. Это может быть выполнено проведением мероприятий по предупреждению градобитий, заблаговременному спуску лавин и сбрасыванию селевых озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек. К мерам по предотвращению таких ситуаций могут быть отнесены также локализация или подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных.

В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с их видами на конкретных объектах. В качестве мер, снижающих риск возможных ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование технологических процессов; повышение качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов и комплектующих изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям. Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.

Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. К этим мероприятиям, прежде всего, следует отнести сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах и сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также повышение физической стойкости особо важных объектов, защита уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее важных ресурсов.

Эффективно содействует уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) создание и применение систем оповещения населения, персонала и органов управления, прежде всего системы централизованного оповещения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности большую часть населения страны или отдельных территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. На потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или специалистами централизованной системы оповещения города. Задачей локальной системы оповещения является своевременное оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно привести в действие систему оповещения, создают локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Такие автоматизированные системы контроля радиационной обстановки уже применяются на некоторых отечественных АЭС.

Одним из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, прежде всего техногенного характера, является обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины.

Сложившаяся в последние годы ситуация в области эксплуатации промышленных производств, особенно потенциально опасных, характеризуется высоким уровнем аварийности и травматизма. Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов и другие аварийные ситуации на производстве часто становятся причиной чрезвычайных ситуаций. Несмотря на значительные усилия в области разработки технических систем безопасности и защиты, показатели аварийности в нашей стране в последние годы значительно выросли. В большинстве случаев это связано с низкой обученностью персонала и несоблюдением технологической и трудовой дисциплины. По причине «человеческого фактора» происходит более половины всех техногенных аварий и катастроф на объектах экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном транспорте.

В соответствии с действующим законодательством работник несет ответственность за свою производственную деятельность в пределах собственной (аттестационной или лицензируемой) обученности, а также информированности об опасностях при исполнении своих функций на рабочем месте.

Поэтому повышается значимость непрерывного и дополнительного обучения и информирования работников. Трудовым кодексом Российской Федерации, который принят Государственной Думой РФ в декабре 2001 г., предусмотрены обязанности и права как работодателей, так и работников по профессиональной подготовке и переподготовке, а также соблюдению трудовой и технологической дисциплины и требований охраны труда. Много внимания этим вопросам уделяется и в других законодательных и нормативных актах, особенно регламенти – рующих деятельность в опасных сферах. Так, в статье 10 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится об обязанности организации, эксплуатирующей такой объект «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

Профессиональная подготовка работника включает в себя:

Первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятого или переведенного из одного цеха в другой работника (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по безопасным методам работы и содержанию планов ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводятся руководителем организации);

Повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится аттестованными преподавателями).

Противоаварийная подготовка персонала предусматривает выполнение следующих мероприятий:

Разработка планов ликвидации аварий в цехах и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России; а также подготовка планов эвакуации персонала цехов и объектов в случае возникновения аварий;

Первичный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала для вновь принятых или переведенных из цеха в цех рабочих (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводится руководителем организации).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 предусмотрено обязательное обучение всех работников предприятий, учреждений и организаций правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия с ними проводятся по месту работы в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей производства. Работники также принимают участие в специальных учениях и тренировках. Для руководителей всех уровней, кроме того, предусмотрено обязательное повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при назначении на должность, а в последующем не реже одного раза в пять лет.

К мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, следует отнести также поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно–эпидемические и ветеринарно–противоэпизо–отические мероприятия, эвакуацию населения из неблагоприятных или потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил и многое другое, а также декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация промышленной безопасности разрабатывается на каждом промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Она обеспечивает контроль за соблюдением мер безопасности и позволяет оценить достаточность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, работой на конкретной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным или территориальным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Для реализации мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственной экспертизе в этой области подлежат:

Градостроительная документация;

Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Проекты защитных сооружений различного назначения.

Государственная экспертиза по указанным объектам проводится независимо от источников финансирования, организационно–правовых форм и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации.

Важным элементом общей деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Его целью является проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По результатам надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территорий разрабатываются рекомендации, направленные на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обязательные для исполнения решения о расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природных и техногенных рисков. Оно защищает имущественные и другие интересы граждан и юридических лиц в случае наступления событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.

Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет, бытовые радио–и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей.

Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о состоянии радиационной, химической, медико–биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях должна быть правдивой и своевременной. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление заведомо ложной информации недопустимо и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом. В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

Уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

Разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

Внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

Осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

Подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

Определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:

Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;

Установка систем сигнализации, аудио–и видеозаписи;

Тщательный подбор и проверка кадров;

Использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;

Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;

Регулярный осмотр территорий и помещений. Все указанные выше мероприятия по предупреждению возникновения и развития 1С имеют общий характер. На каждом отдельном объекте экономики с учетом его специфики специалисты разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия.

Вопросы и задания

1. Какие мероприятия проводятся в нашей стране для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций?

2. Проведение каких мероприятий на объекте экономики будет способствовать предотвращению техногенных чрезвычайных ситуаций?

3. Какие мероприятия предусмотрены для повышения физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

4. На каких объектах экономики и с какими целями создаются локальные системы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций?

5. Кратко сформулируйте перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со своей будущей профессией.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И. , Загор В.В. , Жукалов В.И. , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование. Бакалавриат Издатель: НОВОЕ ЗНАНИЕ , Производитель: НОВОЕ ЗНАНИЕ ,
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. Гриф МО Республики Беларусь , Суторьма Игорь Иванович , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: