Определение границ земельного участка на местности фз. Порядок согласования местоположения границ земельных участков

Люди, которым посчастливилось стать владельцами земельного участка в Москве или Московской области, часто считают, что основная часть переживаний позади, и теперь можно свободно передохнуть и спокойно подумать о том, что же дальше делать с полученной территорией. Однако на этом этапе большинство новоявленных хозяев подстерегают неприятности, связанные с выяснением реального местоположения земельного участка по кадастровому номеру .

Особенно это актуально для тех владельцев, у которых возникли разногласия по поводу границ с собственниками соседних участков. Определить настоящее местоположение участка, основываясь на имеющиеся документы, удается далеко не всегда, так как часто бывает, что границы, установленные ранее, уже не заметны или вообще находятся под каким-то сооружением. Но проблему эту стоит решать сразу же, так как нарушение границ чужого участка является нарушением закона и может служить предметом для судебного разбирательства. Следовательно, чтобы радость от владения собственным участком не сменилась на переживания по этому же поводу, гораздо разумнее сразу обратиться к опытным профессионалам из компании «Топ-Геотоп», которые качественно и быстро определят границы вашего участка.

Всем известно, что у каждого участка земли имеется свой кадастровый номер, занесенный в государственный земельный кадастр, и информация, которая полностью описывает местоположение данной территории, ее координаты, площадь, сведения о стоимости и обо всех прежних владельцах. Объект земельного кадастра – земля и все, расположенное на ее поверхности, а также над и под землей. Городской кадастр в отличие от других видов, характеризуется большим объемом информации, в связи с постоянными изменениями, происходящими на сравнительно небольшой территории (изменение экологического состояния, количества зданий, стоимости земли и т.д.). Понятно, что далеко не все изменения на местности сразу вносятся в виде поправок, и постепенно информация, имеющаяся в документах, перестает соответствовать действительности. Особенно это заметно, когда владельцы начинают проектирование или строительные работы и им нужны соответствующие документы, а они не совпадают с тем, что имеется в натуре. Чтобы избежать подобной неприятной ситуации, местоположение земельного участка в Москве стоит выяснять сразу же после того, как вы стали его владельцем.

Каким образом определяется местоположение границ участка?

Для определения точных координат вашей законной территории проводится ряд работ. Вначале идет подготовительный этап со сбором всей имеющейся документации, касающейся участка, его топографический план и данные о его границах. После этого на местности проверяют сохранившиеся межевые знаки, которые обычно находятся в поворотных точках границы. Если межевые знаки по какой-либо причине отсутствуют – проводятся соответствующие работы по их восстановлению. Обычно кадастровые съемки выполняются в крупном масштабе 1:500, для достижения максимальной точности.

После того, как все межевые точки нанесены и соединены между собой единой границей, наступает самый ответственный момент - согласование полученных результатов с владельцами соседних участков. Часто это является одним из самых сложных этапов, так как сначала нужно найти этих хозяев, а потом убедить их в правильности выполненных работ. При возникновении спорных моментов из-за границ территории, определение местоположения земельного участка на местности может быть проведено повторно.

В результате выполненных работ вы получите на руки пакет соответствующих документов и твердую уверенность в том, что на ваш участок уже точно никто не посягнет.

Консультирует Кирилл Калашников, «ТелекомПлюс»

Одними из наиболее распространенных земельных споров являются споры о границах земельных участков (освобождение самовольно занятого земельного участка, восстановление границ участка, оспаривание результатов межевания, исправление кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, установление границ участка и др.). Собственники земельных участков нередко заблуждаются по поводу своих владений, а точнее обманываются в своих представлениях о месте прохождения границ их земельных участков.

До определенного момента времени такое положение может устраивать всех, в том числе и соседей, пока кто-нибудь из них не станет считать, что другой сосед захватил часть его территории. в этом случае ни один из соседей не сможет доказать свою правоту, поскольку граница между участками четко не установлена. Во многом избежать подобных споров можно с помощью установления точных границ в процессе межевания.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса РФ; п. 7 ст. 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ) и определяются межеванием.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (пп. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ). Согласно пп. 7, 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

При отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Границы земельного участка установлены в процессе межевания, но какая-либо из сторон считает, что по факту сосед захватил часть его территории.

Поскольку в кадастровом паспорте указано, что границы соответствуют результатам межевания, спор между соседями о границах связан с противоречием между документами на земельный участок (кадастровый паспорт, материалы межевания) и представлениями соседей о фактическом прохождении границы.

Произвести «вынос точек на местности» . Данная работа может быть выполнена только лицензированной землеустроительной компанией. Суть заключается в установлении на местности специалистами, осуществляющими геодезическую съемку, поворотных точек, которые зафиксированы в едином государственной реестре и официально являются границами земельного участка. Данные поворотные точки рекомендуется закрепить установлением специальных межевых знаков. Это позволит наглядно показать, как проходит граница земельных участков.

После получения фактических данных - закрепления границ на местности - наступает стадия переговоров с соседом . На этой стадии уже визуально определяется, где проходит граница, было ли ее нарушение и с чьей стороны, и возможно разрешить спор путем устного соглашения об устранении нарушений границ.

В случае если все же конфликт не исчерпан, спор необходимо решать в судебном порядке.

Точные границы земельного участка не установлены, межевание земельного участка не проводилось, собственники соседних земельных участков имеют разное представление о месте прохождения границ.

В случае если соседние земельные участки стоят на кадастровом учете условно и их границы определены декларативно или не стоят на кадастровом учете вовсе, спор между соседями связан с фактическим отсутствием установленных границ. Для разрешения конфликта необходимо осуществить ряд действий.

Начать процесс межевания земельного участка. При этом в процессе межевания следует осуществить измерение площади земельных участков не только вашего земельного участка, но и всех земельных участков, окружающих спорные. Это даст возможность сравнить фактические площади земельных участков и площади, указанные в документах на землю. При сопоставлении полученных данных можно будет установить излишки фактически используемых участков и недостающие площади. Более того, путем сопоставления данных измерений площади окружающих земельных участков может быть выявлено, что захват территории произошел совершенно в другом месте. Границы земельного участка устанавливаются на основе геодезической съемки земельного участка и существующих документов на землю.

При геодезической съемке важным аспектом является также определение местоположения зданий и их расположение относительно границ земельного участка. Эти данные могут быть использованы при защите своих интересов, если сосед построил здание на границе земельных участков в нарушение существующих строительных норм.

На основании полученных объективных данных необходимо провести переговоры с соседями по установлению и согласованию границ земельного участка. Важным документом межевого дела является акт согласования границ земельного участка с собственниками смежных земельных участков, который подтверждает согласие соседей с установлением именно таких границ.

В случае недостижения соглашения по данному вопросу спор о границах земельного участка передается в судебные органы . В этом случае судом будет рассматриваться комплекс факторов, в том числе фактическое землепользование, результаты геодезической съемки, существующие документы на землю, сопоставление площадей земельных участков, экспертные заключения.

Ответы на другие актуальные правовые вопросы ищите .

6 декабря 2013

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение от 2 сентября 2013 г., по вопросам, связанным с подготовкой межевого плана и проведением процедуры согласования местоположения границ земельного участка, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

1. Об определении понятия «земельный участок».

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Вместе с тем, исходя из положений Закона о кадастре и изданных в его развитие нормативных правовых актов, в государственном кадастре недвижимости могут также содержаться сведения об учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках (т.е. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, подтверждающие существование такого земельного участка), границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

2. О заполнении раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана.

Согласно пункту 67.1 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 (далее - Требования), в реквизит «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.

В соответствии с пунктом 68 Требований в графе «3» реквизита «6» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» межевого плана приводятся сведения о правообладателях смежных земельных участков.

Таким образом, сведения о земельных участках, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, местоположение которых не уточнено при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, не подлежат включению в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».

3. О получении сведений о правообладателях смежных земельных участков.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пункту 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные» межевого плана. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения межевого плана не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Документы, необходимые для подготовки межевого плана, в том числе с целью установления границ смежных земельных участков, возможно получать:

В органе кадастрового учета, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о кадастре;

Из федерального картографо-геодезического фонда в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 «Об утверждении порядка передачи федеральными органами исполнительной власти материалов и данных для включения в федеральный, территориальные и ведомственные картографо-геодезические фонды, порядка подачи заявлений о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, формы заявления о предоставлении в пользование материалов и данных из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов и состава прилагаемых к нему документов, порядка и формы предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов, перечня материалов и данных, подлежащих включению в федеральный картографо-геодезический фонд»;

Из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в соответствии с положениями приказа Минэкономразвития России от 14 ноября 2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства».

Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.

По мнению Департамента недвижимости, при подтверждении фактического местоположения границ земельного участка возможно использовать как картографическую основу государственного кадастра недвижимости, карты (планы), представляющие собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, так и материалы инвентаризации, ситуационные планы БТИ, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.

При этом полагаем, что при отсутствии в составе приложения межевого плана документов, предусмотренных частью 9 статьи 38 Закона о кадастре, а в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана надлежащего обоснования местоположения уточненных границ земельного участка орган кадастрового учета вправе принять решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

4. О согласовании местоположения границ земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности.

В соответствии с пунктом 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.

Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.

При этом, учитывая положения статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в случае если смежные земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет, то согласование местоположения границ таких земельных участков осуществляется с органом местного самоуправления.

Если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы с органом местного самоуправления согласно Закону о кадастре не проводится.

Обзор документа

Разъяснено понятие "земельный участок". Это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земля, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства подлежат кадастровому учету. Отмечено, что в кадастре могут содержаться сведения об участке, границы которого не установлены. Подтверждается факт его существования.

Рассмотрен порядок заполнения межевого плана в части указания сведений об уточняемых земельных участках и их частях. В реквизит 6 соответствующего раздела включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате кадастровых работ. В противном случае информация о таких объектах не отражается. Разъясняется процедура получения сведений о правообладателях смежных участков.

Указано, как происходит согласование местоположения границ участка с землями неразграниченной государственной собственности. В соответствующий акт включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем объекта, местоположение границ которого уточнено.

Если смежные участки находятся в муниципальной или в государственной собственности до разграничения, и их не предоставили гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юрлицам (кроме муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду более чем на 5 лет, то согласование проводится с органом местного самоуправления.

Если участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой части границы не проводится.