Банковское обозрение. Процедуры присоединения (слияния) акционерных банков в Российской Федерации: новые подходы законодателя ВТБ оформляет каждый четвёртый ипотечный кредит в стране

В настоящей статье публикуется продолжение анализа нововведений, связанных с вопросами реорганизации банков в форме присоединения.

ИЗМЕНЕНИЯ (ДОПОЛНЕНИЯ), ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОН И КАСАЮЩИЕСЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ БАНКОВ

Решения, принимаемые органами управления при присоединении

Анализ изменений, внесенных в п. 2 ст. 17 Закона, позволяет выделить следующую последовательность действий органов управления банков, участвующих в присоединении.

1. Совет директоров каждого банка, участвующего в присоединении, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого банка вопрос о реорганизации в форме присоединения. Дополнительно Совет директоров присоединяющего банка (далее - Банк 1) выносит для решения общим собранием акционеров иные вопросы, если это предусмотрено договором о присоединении (отметим для себя, что на момент принятия Советами директоров решений о проведении общих собраний по вопросам реорганизации такого документа как «договор о присоединении» не существует).

2. Общее собрание акционеров присоединяющего банка принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения к нему присоединяемого банка (далее - Банк 2), включающее в себя утверждение договора о присоединении, а также принимает решения по иным вопросам (в том числе решение о внесении изменений и дополнений в Устав банка), если это предусмотрено договором о присоединении. По нашему мнению, повестка дня общего собрания акционеров присоединяющего банка с учетом требований, определенных Центральным банком Российской Федерации, может выглядеть следующим образом:

    1) О реорганизации Банка 1 в форме присоединения к нему Банка 2;

    2) Об утверждении договора о присоединении;

    3) Об определении представителей Банка 1, уполномоченных на подписание договора о присоединении и передаточного акта Банка 2;

    4) О назначении аудиторской организации для заключения договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка 1 и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых процедур, связанных с реорганизацией (указанное решение не является обязательным по смыслу п. 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения») (далее, если не оговорено особо, - Положение № 230-П);

    5) Об увеличении уставного капитала Банка 1 (если в соответствии с Уставом Банка 1 принятие решения по этому вопросу не отнесено к компетенции Совета директоров Банка 1);

    6) Об утверждении новой редакции Устава Банка 1 или изменений в Устав Банка 1;

    7) Об утверждении Положения о филиале Банка 1, открываемом на основе Банка 2;

    8) Об утверждении бизнес-плана Банка 1;

    9) О назначении лица, уполномоченного подписывать ходатайство о государственной регистрации новой редакции Устава Банка 1 (изменений в Устав Банка 1) и другие документы, представляемые в Центральный банк Российской Федерации в связи с реорганизацией банков.

По смыслу п. 2 ст. 17 Закона п. 1 и 2 повестки дня общего собрания акционеров присоединяющего банка можно объединить в один вопрос: «О реорганизации Банка 1 в форме присоединения к нему Банка 2».

3. Общее собрание акционеров присоединяемого банка принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении и передаточного акта. На основании норм Закона и требований, определенных Центральным банком Российской Федерации, можно сформулировать следующую повестку дня общего собрания акционеров присоединяемого банка:

    1) О реорганизации Банка 2 в форме присоединения к Банку 1;

    2) Об утверждении Договора о присоединении;

    3) Об утверждении Передаточного акта Банка 2;

    4) Об определении представителей Банка 2, уполномоченных на подписание Договора о присоединении и Передаточного акта Банка 2;

    5) Об утверждении кандидатуры аудиторской организации для заключения с ней договора о предоставлении аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Банка 2 и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых процедур, связанных с реорганизацией Банка 2 (указанный вопрос выносится на решение общего собрания акционеров при необходимости);

    6) Об одобрении проекта новой редакции Устава Банка 1 или изменений в Устав Банка 1;

    7) Об одобрении проекта Положения о филиале Банка 1, открываемого на основе Банка 2.

По нашему мнению, при подготовке к собранию следует учитывать следующее:

  • пункты 1–3 повестки дня общего собрания акционеров Банка 2 можно объединить в один вопрос: «О реорганизации Банка 2 в форме присоединения к Банку 1»;
  • возможно, на общем собрании акционеров присоединяемого банка целесообразно одобрить проект бизнес-плана Банка 1;
  • решения, принимаемые на общем собрании акционеров присоединяемого банка (в частности, вопросы 6 и 7), предполагают, что это собрание должно пройти по сроку раньше, чем общее собрание акционеров присоединяющего банка.

В части принятия решений на общих собраниях акционеров реорганизуемых банков следует также отметить, что законодателем более четко определен порядок принятия решений по вопросам утверждения договора о присоединении и передаточного акта присоединяемого банка. Из содержания норм старой редакции Закона, а именно п. 2 ст. 17, подп. 2 и 20 п. 1 ст. 48 и п. 4 ст. 49 Закона можно было сделать вывод о том, что решение по вопросу о реорганизации банка необходимо принимать большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании, а решение по остальным вопросам (в том числе утверждение договора о присоединении и передаточного акта присоединяемого банка) - простым большинством. В новой редакции эта неопределенность устранена, и решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении (в присоединяемом банке и утверждение передаточного акта) принимаются большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в собрании.

Договор о присоединении

В новой редакции Закона конкретизированы нормы, определяющие содержание договора о присоединении. В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона договор о присоединении должен содержать:

  • наименование, сведения о месте нахождения каждого банка, участвующего в присоединении;
  • порядок и условия присоединения;
  • порядок конвертации акций присоединяемого банка в акции присоединяющего банка, и соотношение (коэффициент) конвертации этих акций.

В части определения порядка конвертации иных ценных бумаг при присоединении указанный пункт по нашему мнению целесообразно было дополнить нормой, определяющей, что договор о присоединении должен содержать условия и порядок конвертации иных эмиссионных ценных бумаг присоединяемого банка в ценные бумаги присоединяющего банка, и соотношение (коэффициент) конвертации этих ценных бумаг.

Кроме положений, обязательных для включения в договор о присоединении, п. 3.1 ст. 17 Закона определены положения, которые могут быть включены в договор о присоединении, а именно: перечень изменений и дополнений, вносимых в Устав присоединяющего банка и другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.

По нашему мнению, перечень изменений и дополнений, вносимых в Устав присоединяющего банка, включать в договор нецелесообразно, поскольку это может существенно увеличить объем документа и, возможно, вследствие изменений требований Центрального банка Российской Федерации или Федеральной налоговой службы к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, или исправлений технических ошибок в ходе государственной регистрации Устава текст, включенный в договор, будет не тождественен тексту изменений в Устав, направленных для государственной регистрации.

Погашение акций реорганизуемых банков

Изменения, внесенные в Закон в части погашения акций реорганизуемых банков, позволяют существенно изменить (упростить) механизм выкупа акций при присоединении. В отличие от старой редакции Закона, в которой было указано, что «акции, выкупленные банком в случае его реорганизации, погашаются при их выкупе» (п. 6 ст. 76 Закона) в новой редакции (п. 4. и 4.1. ст. 17 Закона) предусмотрен целый набор возможных решений, связанных с погашением акций, определены следующие «категории» акций:

1. Акции, которые безусловно погашаются при конвертации в ходе присоединения.

К таким акциям относятся собственные акции, принадлежащие присоединяемому банку (то есть собственные акции, которые находятся на балансе присоединяемого банка).

По нашему мнению, эти акции в силу универсального правопреемства можно было конвертировать в акции присоединяющего банка и передать на его баланс в момент конвертации, однако законодатель не посчитал это необходимым, вероятно, в связи со сложностью определения срока, в течение которого они могут находиться на балансе присоединяющего банка, «статуса» этих акций, порядка и условий их последующей реализации третьим лицам. Кроме того, погашаются акции присоединяемого банка, принадлежащие присоединяющему банку (присоединяющий банк является акционером присоединяемого банка). Обоснованность указанной нормы, по нашему мнению, подлежит глубокому анализу со стороны теоретиков акционерного права, со своей стороны хотели бы отметить, что возможно в указанном случае имеет место «дискриминация» отдельной категории акционеров присоединяемого банка, а именно: акции, принадлежащие присоединяющему банку, погашаются, в то же время такие же акции, принадлежащие другим акционерам присоединяемого банка, конвертируются в акции присоединяемого банка. Возможно, целесообразно было бы определить механизм конвертации таких акций и их последующей реализации третьим лицам.

2. Акции, погашаемые при конвертации, если это предусмотрено в договоре о присоединении. К ним относятся принадлежащие присоединяемому банку акции присоединяющего банка (то есть, когда присоединяемый банк является акционером присоединяющего банка).

Мы считаем, что в договоре о присоединении нецелесообразно предусматривать погашение указанных акций (это влечет уменьшение уставного капитала присоединяющего банка), а применить в отношении этих акций порядок их последующей реализации (продажи), заключающийся в следующем:

  • если акции не подлежат погашению (в договоре о присоединении не предусмотрено их погашение), такие акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды;
  • такие акции должны быть реализованы присоединившим банком по цене не ниже их рыночной стоимости и не позднее одного года после их приобретения банком (по смыслу п. 4 ст. 15 Закона срок исчисляется со дня, следующего за днем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного банка), в ином случае банк обязан принять решение об уменьшении своего уставного капитала путем погашения таких акций.

3. Акции, погашение которых осуществляется после реорганизации и только при соблюдении определенных условий. Анализ п. 4 ст. 17 Закона позволяет сделать вывод о том, что при присоединении не погашаются собственные акции, принадлежащие присоединяющему банку (собственные акции, находящиеся на балансе присоединяющего банка), в том числе и выкупленные у акционеров в соответствии со ст. 75–76 Закона. К таким акциям применяется норма, установленная п. 6 ст. 76 Закона, а именно: акции, выкупленные банком, поступают в его распоряжение. Указанные акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Указанные акции должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости, не позднее чем через один год со дня перехода права собственности на выкупаемые акции к банку, в ином случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала банка путем погашения указанных акций.

Сроки действия решений о присоединении

До внесения изменений в ст. 49 Закона порядок определения сроков действия решений о присоединении законодательно установлен не был, не было установлено и момента прекращения действия указанных сроков. Указанные положения устанавливались договором о присоединении, в нем также определялись условия, при которых договор прекращал свое действие (например: непринятие на общем собрании акционеров одного из банков решения о реорганизации или невозможность проведения процедуры в течение определенного срока). В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 49 Закона, решение о реорганизации банка в форме присоединения может содержать указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению.

Мы считаем, что срок действия решения о реорганизации должен указываться в решениях о реорганизации обоих банков, участвующих в реорганизации, и быть одинаковым (например: 1 год с даты принятия решения о реорганизации последним из банков, участвующих в присоединении). Следует отметить, что законодатель определил также и момент прекращения течения сроков реорганизации при положительном окончании процедуры присоединения банков: течение указанного срока прекращается с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемого банка (п. 8 ст. 49 Закона).

ИЗМЕНЕНИЯ (ДОПОЛНЕНИЯ), ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОН И КАСАЮЩИЕСЯ СЛИЯНИЯ БАНКОВ

Одной из форм реорганизации, позволяющей объединить несколько банков, является слияние банков. На территории Российской Федерации в течение последних лет проведено лишь одно слияние банков, а именно: 18 января 2006 года Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности Открытого акционерного общества Коммерческий банк «Самарский кредит» и Закрытого акционерного общества «НОВА Банк» путем реорганизации указанных банков в форме слияния и создания на их основе Открытого акционерного общества «Первый Объединенный Банк».

И все-таки мы предлагаем проанализировать изменения (дополнения), внесенные в Закон и касающиеся слияния банков, чтобы показать читателю, что изменения (дополнения) в Закон имеют противоречия и неточности, а буквальное исполнение Закона при слиянии банков может повлечь оспаривание реорганизации в судах.

Решения, принимаемые органами управления банков, участвующих в слиянии

На основании изменений, внесенных в п. 2 ст. 16 Закона, можно определить следующую общую схему действий органов управления банков, участвующих в слиянии:

1. Совет директоров каждого банка, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого банка следующие вопросы:

  • о реорганизации банка в форме слияния, включающий в себя: утверждение договора о слиянии, передаточного акта банка, участвующего в слиянии, и Устава банка, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;
  • об избрании членов Совета директоров банка, создаваемого в результате слияния.
2. Общее собрание акционеров каждого банка, участвующего в слиянии, принимает решение по следующим вопросам:
  • о реорганизации каждого такого банка в форме слияния;
  • об избрании членов Совета директоров создаваемого банка в количестве, установленном проектом договора о слиянии для банка, участвующего в слиянии.

Договор о слиянии

Требования к содержанию договора о слиянии определены в пункте 3 статьи 16 новой редакции Закона. В соответствии с указанным пунктом договор о слиянии должен содержать:

    Наименование, сведения о месте нахождения каждого банка, участвующего в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения банка, создаваемого путем реорганизации в форме слияния;

    Порядок и условия слияния банков;

    Порядок конвертации акций каждого банка, участвующего в слиянии, в акции создаваемого банка и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких банков;

    Указание о количестве членов Совета директоров создаваемого банка, избираемых каждым банком, участвующим в слиянии;

    Список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого банка;

    Список членов правления создаваемого банка;

    Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого банка (Президент, Председатель Правления, Генеральный директор или Директор);

    Наименование, сведения о месте нахождения профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого банка (далее - регистратор), если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого банка должно осуществляться регистратором.

Мы считаем, что если банками до слияния выпускались иные эмиссионные ценные бумаги, договор о слиянии должен содержать условия и порядок конвертации иных эмиссионных ценных бумаг банков, участвующих в слиянии, в ценные бумаги создаваемого банка, и соотношение (коэффициент) конвертации этих ценных бумаг.

Кроме обязательных положений, подлежащих включению в договор о слиянии, п. 3.1 ст. 16 Закона определены положения, которые могут указываться в договоре о слиянии. К таким положениям относятся:

    Указание об аудиторе создаваемого банка;

    Указание о регистраторе создаваемого банка (отметим для себя, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона информация о регистраторе является обязательной для включения в договор о слиянии, а в соответствии с п. 3.1 ст. 16 она может указываться в договоре);

    Иные данные о членах ревизионной комиссии, членах правления и единоличном исполнительном органе создаваемого банка;

    Другие положения о слиянии, не противоречащие федеральным законам.

Совет директоров создаваемого банка

В новой редакции Закона полностью изменен порядок избрания членов Совета директоров банка, создаваемого при слиянии, законодатель применил норму пропорционального избрания членов Совета директоров создаваемого банка общими собраниями акционеров банков, участвующих в слиянии. В соответствии с новой редакцией п. 2 ст. 16 Закона:

1. Члены Совета директоров создаваемого банка избираются в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого банка, участвующего в слиянии. По нашему мнению, формулировка «установленном проектом договора о слиянии» не совсем корректна с точки зрения законодательной техники, так как по общему правилу проект документа вообще не может являться основанием для принятия каких-либо решений.

2. Отношение количества членов Совета директоров объединенного банка, избираемых каждым банком, участвующим в слиянии, к общему количеству членов Совета директоров создаваемого банка должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого банка, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего банка, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого банка. Прокомментируем реализацию этой нормы на примере:

общее количество членов Совета директоров создаваемого банка – 9;

количество членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 1, = 9 ґ 1/3 = 3;

количество членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 2, = 9 ґ 2/3 = 6.

3. В целях округления дробных чисел при расчете количества членов Совета директоров, избираемых банками, п. 2 ст. 16 Закона установлено следующее правило расчета: рассчитанное количество членов Совета директоров создаваемого банка, избираемых каждым банком, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления. Реализация указанного правила может выглядеть следующим образом:

всего акций создаваемого банка, подлежащих размещению - 300;

акционеры Банка 1 будут владеть 100 акциями создаваемого банка или 1/3 от общего количества акций;

акционеры Банка 2 будут владеть 200 акциями создаваемого банка или 2/3 от общего количества акций;

общее количество членов Совета директоров создаваемого банка – 7;

количество членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 1, = 7 ґ 1/3 = 2,3 и округляется до 2;

количество Членов Совета директоров, избираемых на общем собрании акционеров Банка 2, = 7 ґ 2/3 = 4,6 и округляется до 5.

4. Интересны и не совсем понятны подходы законодателя к порядку выдвижения кандидатов в члены Совета директоров создаваемого банка. Мы предлагаем рассмотреть два следующих изменения, внесенных в Закон:

  • абзац 1 п. 8 ст. 53 Закона в части слияния банков можно сформулировать следующим образом: «В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации банка в форме слияния и вопрос об избрании Совета директоров банка, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого банка, вправе выдвинуть кандидатов в Совет директоров создаваемого банка, число которых не может превышать количественный состав, указываемый в сообщении о проведении общего собрания акционеров банка в соответствии с проектом Устава создаваемого банка»;
  • абзац 2 п. 8 ст. 53 Закона можно сформулировать следующим образом: «В случае, если предлагаемая повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации банка в форме слияния, акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого банка, вправе выдвинуть кандидатов для избрания в Совет директоров создаваемого путем реорганизации в форме слияния банка, число которых не может превышать число избираемых соответствующим банком членов Совета директоров создаваемого банка, указываемое в сообщении о проведении общего собрания акционеров банка в соответствии с договором о слиянии». Сравнение двух этих норм так и не дало нам ясного ответа, в чем их принципиальные отличия, и обозначило следующие вопросы:
  • Чем отличаются словосочетания «кандидатов в Совет директоров» и «кандидатов для избрания в Совет директоров»?
  • Как в повестке дня собрания, содержащей вопрос о слиянии, может отсутствовать вопрос о выборах Совета директоров создаваемого банка, если в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона Совет директоров каждого из банков, участвующих в слиянии, обязан вынести на решение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации и об избрании членов Совета директоров создаваемого банка?
  • Как в период подготовки сообщения о проведении общего собрания акционеров по вопросу слиянии банков может появиться договор о слиянии (не проект), являющийся основанием для включения в указанное сообщение числа кандидатов?

К сожалению, на эти вопросы ответов у нас пока нет.

5. Предложения о выдвижении кандидатов в члены Совета директоров должны поступить в реорганизуемый банк не позднее, чем за 45 дней до дня проведения общего собрания акционеров реорганизуемого банка. Мы считаем, что указанного срока вполне достаточно для того, чтобы Совету директоров решить вопрос о включении кандидата в Список кандидатов и внесения его кандидатуры в бюллетени для голосования (в случае рассылки бюллетеней акционерам).

Дополнительно, следует учитывать, что решение о включении кандидата в Список кандидатов при слиянии принимается бо-льшинством в три четверти голосов членов Совета директоров реорганизуемого банка, при этом не учитываются голоса выбывших членов Совета директоров (абз. 4 п. 8 ст. 53).

Таким образом, несмотря на некоторые неточности и противоречия в формулировках, порядок избрания членов Совета директоров при слиянии понятен, однако не совсем понятно, как на практике в различных документах указывать основание избрания члена Совета директоров созданного банка (указывать ли номера протоколов общих собраний банков, участвующих в слиянии, по каждому члену Совета директоров указывать конкретное решение и т.д.).

Исполнительные органы и ревизионная комиссия

Более серьезные, а подчас и неразрешимые вопросы, возникли у нас при анализе изменений, касающихся избрания исполнительных органов и членов ревизионной комиссии. Слияние банков является одним из видов создания юридического лица, что подтверждается ст. 8 Закона. Следовательно, при создании в процессе слияния юридического лица - банка акционеры должны избрать все органы управления и контроля (Совет директоров, Правление, Президент банка, Ревизионная комиссия).

Проанализировав ст. 16 Закона и другие нормы Закона, мы установили следующее:

    В статье 16 не указано на необходимость избрания исполнительных органов и ревизионной комиссии на общих собраниях акционеров банков, участвующих в слиянии;

    В пункте 3 ст. 16 Закона определено, что в договоре о слиянии должны быть указаны: список членов ревизионной комиссии, список членов Правления Банка, и указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого банка;

    В пункте 8 ст. 53 Закона определено, что в ходе подготовки к общему собранию по вопросу реорганизации в форме слияния акционер или акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций реорганизуемого банка, вправе выдвинуть кандидатов в коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссии и кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемого банка.

В связи с этим возникают следующие вопросы:

1. Что законодатель при подготовке изменений в ст. 16 Закона понимал под словами «список», «члены», «указание» и «лицо»? По нашему глубокому убеждению, в данном случае может быть только одно толкование: это лица (не кандидаты), являющиеся членами органов управления или контроля, и лицо (не кандидат), осуществляющий функции единоличного исполнительного органа. Указанные лица включены в список, который указан в договоре о слиянии;

2. Каким органом избраны эти органы и лица? По общему правилу, сформулированному в Законе еще в 1995 году, ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров, а исполнительные органы - общим собранием акционеров или Советом директоров, в случае если в соответствии с Законом ему переданы такие полномочия (в большинстве российских банков исполнительные органы избираются Советами директоров);

3. Является ли утверждение договора о слиянии фактом избрания указанных органов и лиц? По нашему мнению, по вопросам избрания органов управления и ревизионной комиссии создаваемого банка должны быть отдельные решения, поскольку в настоящее время при слиянии может возникнуть ситуация, когда акционеры не против слияния, но не согласны утвердить договор, поскольку они против какого-либо члена Правления. Результатом таких противоречий может стать неутверждение договора о слиянии и соответственно приостановление процедуры слияния.

4. Как на практике решить эту проблему?

Мы проанализировали вариант, при котором на общем собрании акционеров вначале избираются исполнительные органы и члены ревизионной комиссии, а затем утверждается договор о слиянии, в который включаются избранные лица. Перспективы реализации этого варианта также являются с точки зрения права небезупречными по следующим основаниям:

  • в соответствии с п. 4.10. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31.05.2002 № 17/пс, лица, зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании, проводимом в форме собрания, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия общего собрания и до его закрытия, а в случае, если в соответствии с Уставом общества, внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, или решением общего собрания, определяющим порядок ведения общего собрания, итоги голосования и решения, принятые общим собранием, оглашаются на общем собрании, - с момента открытия общего собрания и до момента начала подсчета голосов по вопросам повестки дня общего собрания. Таким образом, подсчет голосов можно начинать только после окончания рассмотрения всех вопросов повестки дня;
  • договор о слиянии утверждается обоими банками, участвующими в слиянии, и, следовательно, утверждение договора и в связи с этим избрание исполнительных органов и ревизионной комиссии создаваемого банка на собрании одного из банков, участвующих в слиянии, не является в полном смысле юридическим фактом, поскольку требует утверждения договора на собрании второго банка, участвующего в слиянии.

Регистратор банка, создаваемого при реорганизации в форме слияния

Изменения, внесенные в Закон, коснулись и порядка утверждения регистратора создаваемого банка. В соответствии с п. 1 ст. 65

Закона утверждение регистратора отнесено к компетенции Совета директоров банка. Совершенно по иному можно определить полномочия органов, утверждающих регистратора при слиянии банков. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона в договоре о слиянии указываются наименование, сведения о месте нахождения регистратора банка, если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого банка должно осуществляться регистратором. В связи с тем, что в договор о слиянии включается информация о регистраторе, предполагается что он уже утвержден.

Но при этом возникают следующий вопрос: какой орган управления утвердил регистратора создаваемого банка? К сожалению, в Законе ответ на указанный вопрос мы также не нашли.

Аудитор банка, создаваемого при реорганизации в форме слияния

Обоснованность включения в проект договора о слиянии информации об аудиторе банка, создаваемого в форме слияния (п. 3.1. ст. 16 Закона), также вызывает сомнение, поскольку формулировка «информация об аудиторе» подразумевает под собой то, что аудитор уже утвержден. Однако утверждение аудитора относится к компетенции общего собрания акционеров (подп. 10 п. 1 ст. 48 Закона), а изменениями в Закон особый порядок и условия утверждения аудитора при создании нового банка в форме слияния банков не определены. Возможно, законодатель при разработке изменений в Закон предполагал, что утверждение договора о слиянии будет автоматически являться утверждением аудитора банка.

Сроки проведения реорганизации в форме слияния

В старой редакции Закона не была установлена возможность определения договорных сроков проведения реорганизации в форе слияния. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 49 Закона, решение о реорганизации банка в форме слияния может содержать указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению. Кроме того, законодатель также определил момент прекращения течения указанного срока при положительном окончании процедуры слияния банков: этот срок прекращается с момента государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации банков.

В заключение мы хотели бы сделать некоторые выводы по рассмотренным вопросам:

1. Изменения и дополнения, внесенные в Закон, в целом упрощают процедуры и сокращают сроки проведения реорганизаций банков в форме слияния и присоединения;

2. Законодателем при внесении изменений в Закон не урегулирован главный вопрос, который, по мнению многих аналитиков, в связи с большими финансовыми расходами снижает привлекательность присоединения или слияния банков в Российской Федерации, а именно: из Закона не исключена обязанность банков письменно уведомлять о реорганизации всех своих кредиторов (п. 6 ст. 15 Закона);

3. Изменения, внесенные в Закон и касающиеся слияния банков, либо разрабатывались несколькими группами исполнителей, которые по окончанию работы не провели сравнительный анализ взаимного соответствия изменяемых норм Закона, либо разработчики изменений в Законе не совсем понимают всю специфику проведения реорганизации в форме слияния;

4. Реализация отдельных неоднозначно трактуемых норм Закона при слиянии банков будет оспорена в судах;

5. Федеральными органами исполнительной власти, а также Центральным банком Российской Федерации должны быть переработаны (приведены в соответствие с Законом) нормативные акты, касающиеся реорганизации акционерных обществ, и, в частности:

Положение Центрального банка РФ от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организации в форме слияния и присоединения»;

Инструкция Центрального банка РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»;

Инструкция Центрального банка РФ от 10.03.2006 № 128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»;

6. Сроки проведения реорганизаций банков в целом, в том числе сроки рассмотрения государственными органами документов, касающихся реорганизации и государственной регистрации реорганизации банков, в течение следующих нескольких месяцев могут существенно увеличиться в связи с тем, что не внесены соответствующие изменения в нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, а также в нормативные акты Центрального банка РФ.


И.В. ИЛЬИН
КБ «ИНВЕСТСБЕРБАНК» (ОАО), вице-президент - начальник Отдела по присоединению

Результатом конкуренции в банковской сфере является поглощение более крупным, устойчивым, сильным в конкурентной борьбе банком своего слабого конкурента. Такое поглощение осуществляется, как правило, не на добровольной основе и характеризуется приобретением имущества и соответственно клиентов данного банка. В развитии банков достаточно часто встречается и такая форма реорганизации, как добровольное присоединение банком какого-либо кредитного института, что обычно осуществляется в условиях развития холдинговой компании, когда банк при помощи покупки определенного пакета акций (как правило, контрольного) присоединяет к себе ту или иную страховую, инвестиционную компанию, пенсионные фонды и т.д. Это связано с тем, что банкам во многих странах не разрешается заниматься другими, небанковскими видами деятельности. Но поскольку подобная деятельность приносит немалый доход и дает возможности привлечения дополнительных денежных средств, рынков сбыта банковских услуг, то банки, становясь акционерами той или иной компании либо владельцами этих компаний, получают такие возможности. Кроме того, часто при присоединении таких компаний их акции аннулируются и обмениваются на акции головного банка. Если посмотреть на структуру банковских холдингов западных стран, то можно увидеть, что в них входят практически все виды кредитных институтов, а в некоторых странах и промышленные компании (Франция). При присоединении одного банка к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного банка в соответствии с передаточным актом. В результате осуществляется централизация капитала, которая приводит к дальнейшему упрочению позиций данного банка в банковской системе. Однако такое принудительное присоединение, поглощение является лишь одной из определяющих тенденций в развитии банковской системы любой страны.

Реорганизация кредитных организаций в форме присоединения регулируется Положением от 29 августа 2012 г. № 386-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» и Инструкцией ЦБ РФ № 135-И. В частности, в данных документах регламентируется порядок осуществления и регистрации процесса присоединения.

При реорганизации кредитных организаций в форме присоединения в территориальное учреждение Банка России направляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы присоединяющей кредитной организации;
  • ходатайство присоединяющей кредитной организации о государственной регистрации изменений, вносимых в ее учредительные документы, в котором должно содержаться подтверждение уведомления всех кредиторов о реорганизации кредитных организаций;
  • протоколы общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в которых зафиксированы решения о реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а также об утверждении передаточного акта;
  • протокол совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций, в котором зафиксировано решение о внесении изменений в учредительные документы, присоединяющей кредитной организации, а также решения по другим необходимым вопросам;
  • текст изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющей кредитной организации, включающей также положение о переходе прав и обязанностей присоединяемой кредитной организации к присоединяющей кредитной организации;
  • передаточные акты присоединяемых кредитных организаций;
  • договор о присоединении;
  • полный список участников присоединяющей кредитной организации;
  • баланс присоединяемой кредитной организации на дату принятия решения о присоединении;
  • заключение федерального антимонопольного органа.

Кроме данных документов, отраженных в Инструкции ЦБ РФ № 135-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», в соответствии с Положением № 386-П прилагаются следующие документы: бизнес-план кредитной организации; положения о филиалах, открываемых на основе присоединяемой кредитной организации и ее филиала; уведомления об открытии филиалов; сообщение о направлении в территориальное учреждение заявления о закрытии корреспондентского счета присоединяемой кредитной организации и корреспондентского субсчета ее филиала, открытого в подразделении расчетной сети Банка России; аудиторские заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности реорганизуемых кредитных организаций, а также о соответствии законодательству Российской Федерации проведенных реорганизуемыми кредитными организациями процедур, связанных с реорганизацией; документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительные документы.

По результатам рассмотрения представленных документов территориальное учреждение Банка России в срок не более 45 календарных дней направляет их в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) со своим заключением, составленным на основании имеющейся у него информации о присоединяемых кредитных организациях, данных проведенных проверок реорганизуемых кредитных организаций и заключений территориальных учреждений Банка России по месту нахождения присоединяемых кредитных организаций. Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) рассматривает представленные документы и принимает решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации и о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

В течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) направляет в уполномоченный регистрирующий орган по месту нахождения кредитной организации документы, перечисленные в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», с указанием в них на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом свидетельств о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации и записи о прекращении деятельности присоединенной кредитной организации непосредственно в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации. Территориальное учреждение Банка России вносит сведения о государственной регистрации изменений в учредительные документы в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Банк России рассматривает вопрос о выдаче кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций с учетом имеющихся у реорганизуемых кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. При этом у кредитной организации может быть сохранена лицензия (лицензии), на основании которой она осуществляла банковские операции до реорганизации, либо Банком России может быть принято решение о выдаче новой лицензии на осуществление банковских операций в случае, если присоединяемая кредитная организация имела право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяющей кредитной организации.

Кредитная организация информирует всех своих кредиторов о реквизитах открытых корреспондентских субсчетов ее филиалов, открытых на основе присоединенной кредитной организации (ее филиалов), в течение трех календарных дней с момента внесения соответствующих изменений в Справочник БИК РФ.

Присоединение банков

Присоединение банков – вид реорганизации, при котором одна или несколько кредитных организаций ликвидируются и входят в состав другой. При этом права и обязанности всех участников слияния переходят к банку, к которому производится присоединение.

Присоединение не следует смешивать с не закрепленным юридически, но часто встречающимся более широким по значению термином «поглощение». При поглощении банка другой кредитной организацией приобретается пакет акций для установления над ним контроля. При этом внесение изменений в реестр юридических лиц может и не производиться, например в случае, если будет образован банковский холдинг или банковская группа.

Присоединение банков регулируется такими юридическими документами:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ , если кредитная организация создана в форме акционерного общества;
  • Положением Центрального банка № 230-П от 4 июля 2003 года «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения».

В результате присоединения банка новое не создается. Таким образом, получение новой лицензии на осуществление банковской деятельности не требуется. Однако, согласно Положению № 230-П Банка России, решение о реорганизации в форме присоединения необходимо направлять в территориальное учреждение ЦБ по месту предполагаемого нахождения кредитной организации. При этом общего совместного собрания акционеров объединяемых организаций не требуется – достаточно провести их по отдельности. Закон также предусматривает, что вместо ликвидируемого присоединяемого банка может быть открыт филиал.

С экономической точки зрения присоединение финучреждения приводит к увеличению капитала и активов обновленной кредитной организации, что в результате способствует укрупнению банков. Кроме того, в идеале удается достичь концентрации финансовых и управленческих ресурсов, расширения спектра предоставляемых банковских услуг, диверсификации бизнеса и рисков, сокращения издержек за счет оптимизации процессов, реорганизации дублирующих подразделений и унификации банковских технологий.

К тому же одна из основных целей, которые ставятся при присоединении банков, - расширение филиальной сети и клиентской базы.

В мировой практике путем присоединений были созданы такие гиганты банковской индустрии, как HSBC Holdings, Citigroup Inc. и другие.

В России примером реорганизации банка в форме присоединения можно считать объединение ВТБ и ОАО « ВТБ-Северо-Запад», который ранее назывался Промышленно-Строительным Банком. В результате этой сделки ВТБ вырос на 26,9 млрд рублей, активы - на 250 млрд рублей. Кроме того, ВТБ получил 33 точки продаж, в том числе 17 филиалов в 10 субъектах РФ, преимущественно в Северо-Западном регионе и Кировской области.

Технически эта операция проводилась путем конвертации акций банка «ВТБ Северо-Запад» в акции ВТБ. При этом акционеры получили за одну акцию ликвидируемой кредитной организации 386 обыкновенных акций обновленного акционерного общества.


Смотреть что такое "Присоединение банков" в других словарях:

    Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР - Присоединение Бессарабии к СССР … Википедия

    Время от времени финансовые учреждения как коммерческие предприятия, которые при правильном управлении приносят прибыль, сами становятся объектами купли продажи, как и любые другие компании. Первичный рынок банков Учреждение нового банка связано… … Банковская энциклопедия

    Италия - I (королевство; лат. и итал. Italia, франц. Italie, нем. Italien, англ. Italy) средний из трех южно европейских п овов, Апеннинский, с соседней равниной По и южн. склонами Альп, большими о вами Сицилией и Сардинией и многими меньшими. Положение,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    ЧЕХОСЛОВАКИЯ - Чехословацкая Социалистическая Республика (Ceskoslovensko, Ceskoslovenská socialistická republika, CSSR), гос во в Центр. Европе. Граничит с ГДР и ФРГ (на З.), с ПНР (на С.), с Австрией и ВНР (на Ю.), с СССР (на В.). Площ. 127,9 тыс. км2. Нас. 14 … Советская историческая энциклопедия Большая советская энциклопедия

    ШВЕЙЦАРИЯ - Швейцарская конфе дерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft; франц. Confédération Suisse; итал. Confederazione Swizzera), гос во в Центр. Европе, в Альпах, граничит с Францией, ФРГ, Лихтенштейном, Австрией и Италией. Площ. 41,3 тыс. км2. Нас … Советская историческая энциклопедия

    ЮГОСЛАВИЯ - (Jugoslavija, Jугославиja), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), гос во в Юго Вост. Европе, гл. обр. на Балканском п ове. Граничит с Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Грецией, Албанией. Площ. 255 804 км2. Нас … Советская историческая энциклопедия

При котором одна или несколько кредитных организаций ликвидируются и входят в состав другой. При этом права и обязанности всех участников слияния переходят к банку, к которому производится присоединение.

Присоединение не следует смешивать с не закрепленным юридически, но часто встречающимся более широким по значению термином «поглощение». При поглощении банка другой кредитной организацией приобретается пакет акций для установления над ним контроля. При этом внесение изменений в реестр юридических лиц может и не производиться, например в случае, если будет образован банковский холдинг или банковская группа .

Присоединение банков регулируется такими юридическими документами:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ , если кредитная организация создана в форме акционерного общества;
  • Положением Центрального банка № 230-П от 4 июля 2003 года «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения».

В результате присоединения банка новое юридическое лицо не создается. Таким образом, получение новой лицензии на осуществление банковской деятельности не требуется. Однако, согласно Положению № 230-П Банка России, решение о реорганизации в форме присоединения необходимо направлять в территориальное учреждение ЦБ по месту предполагаемого нахождения кредитной организации. При этом общего совместного собрания акционеров объединяемых организаций не требуется – достаточно провести их по отдельности. Закон также предусматривает, что вместо ликвидируемого присоединяемого банка может быть открыт филиал.

С экономической точки зрения присоединение финучреждения приводит к увеличению капитала и активов обновленной кредитной организации, что в результате способствует укрупнению банков. Кроме того, в идеале удается достичь концентрации финансовых и управленческих ресурсов, расширения спектра предоставляемых банковских услуг, диверсификации бизнеса и рисков, сокращения издержек за счет оптимизации процессов, реорганизации дублирующих подразделений и унификации банковских технологий.

К тому же одна из основных целей, которые ставятся при присоединении банков, - расширение филиальной сети и клиентской базы.

В мировой практике путем присоединений были созданы такие гиганты банковской индустрии, как HSBC Holdings, Citigroup Inc. и другие.

В России примером реорганизации банка в форме присоединения можно считать объединение ВТБ и ОАО «Банк ВТБ-Северо-Запад», который ранее назывался Промышленно-Строительным Банком. В результате этой сделки капитал ВТБ вырос на 26,9 млрд рублей, активы - на 250 млрд рублей. Кроме того, ВТБ получил 33 точки продаж, в том числе 17 филиалов в 10 субъектах РФ, преимущественно в Северо-Западном регионе и Кировской области.

Технически эта операция проводилась путем конвертации акций банка «ВТБ Северо-Запад» в акции ВТБ. При этом акционеры получили за одну акцию ликвидируемой кредитной организации 386 обыкновенных акций обновленного акционерного общества.

Динамика развития экономики страны в целом, и в, частности, банковской системы, заставляет акционеров и руководителей большинства российских банков серьезно задумываться о дальнейших путях развития бизнеса. Анализдеятельности коммерческих банков за последние 2 года позволяет сделать вывод о том, что одной из наиболее перспективных форм развития банков является их объединения.

В настоящее время единственной, реально реализуемой на практике формой объединения банков является их присоединение. Под присоединением банков понимается прекращение одного или нескольких банков с передачей всех их прав и обязанностей другому банку. Таким образом, при присоединении один из банков продолжает функционировать как юридическое лицо, а другие банки прекращают свое существование.

Присоединение банков, как и любой другой процесс, имеет свои этапы, которые будут рассмотрены автором в настоящей статье на основании законодательства Российской Федерации, определяющего правовое положение банков – акционерных обществ.

Предварительный этап присоединения банков

Заключение любой сделки начинается с переговоров, которые позволяют сблизить позиции сторон, согласовать все существенные условия сделки, провести предварительный анализ проводимых мероприятий и исключить возможные противоречия и ошибки. При переговорах о присоединении банков необходимо обладать информацией, позволяющей сторонам объективно оценить перспективы сделки. Такую информацию можно получить на основании:

а) анализа организационно – правовых форм банков, планирующих присоединение. При анализе необходимо учитывать, что законодательство в настоящее время не предусматривает проведение реорганизации банков - акционерных обществ посредством их объединения с банками иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью). Следовательно, при проведении переговоров о присоединении «разнополых» банков нужно понимать, что до начала процедуры присоединения банк – ООО должен быть преобразован в банк – акционерное общество;

б) анализа структуры собственности банков и анализа предполагаемой структуры собственности объединенного банка. Такой анализ позволит:

определить вероятность принятия акционерамибанковрешений по вопросу присоединения банков (в соответствии со статьей 49 Федерального закона 26 декабря 1995 г. № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) решение о присоединении принимается общим собранием акционеров «квалифицированным» большинством);

выделить группы «сомневающихся» акционеров банков и организовать работу по разъяснению им необходимости и целесообразности проведения присоединения банков;

определить примерное количество акций, которые возможно необходимо будет выкупить банкам у акционеров по рыночной цене (статья 75 Закона об акционерных обществах) и определить последующие расходы банка, связанные с приобретением этих акций;

определить необходимость предварительного согласования с Банком России и Федеральной антимонопольной службой приобретения в результате присоединения одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц более 20 процентовакцийобъединенного банка (статья 11 Федеральногозакона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) и статьи 16 - 17 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117 – ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»);

проанализировать возможность образования в результате присоединения банковского холдинга (статья 4 Закона о банках);

в) изучения уставов банков. Указанные действия необходимы для определения порядка и сроков проведения общих собраний акционеров банка и анализа возможности возникновения дробных акций (статья 25 Закона об акционерных обществах), что запрещено при проведении присоединения. При невозможности конвертации акций без возникновения дробных акций необходимо еще на подготовительном этапе провести дробление акций присоединяющего банка.

После согласования всех существенных условий присоединения банкам, участвующим в присоединении, целесообразно:

создать рабочую группу, осуществляющую подготовку и проведение всех мероприятий по присоединению, и назначить координаторов группы из числа должностных лиц банков, участвующих в присоединении;

составить План присоединения и утвердить его Председателям Советов директоров банков, участвующих в присоединении;

разработать проекты Договора о присоединения и других документов, представляемых на рассмотрение Советов директоров.

Подготовка и проведение заседаний Советов директоров банков, принимающих решения о созыве общих собраний акционеров по вопросу присоединения

Следующим этапом присоединения является проведение заседаний Советов директоров банков, участвующих в присоединении. Подготовка и проведение заседаний Советов директоров банков осуществляется в соответствии с Законом об акционерных обществах (статьи 64 – 68), уставами банков и положениями о Советах директоров.

На заседании Совета директоров должны быть рассмотрены следующие вопросы:

о реорганизации банка и созыве Внеочередного общего собрания акционеров банка;

определение повестки дня Внеочередного общего собрания акционеров;

о выкупе акций банка по требованию акционеров в соответствии со статьей 75 Закона об акционерных обществах и определении цены выкупа акций (рыночной цены);

определение формы проведения Внеочередного общего собрания акционеров банка;

определение даты, времени, места проведения Внеочередного общего собрания акционеров банка и времени начала регистрации лиц, имеющих право на участие во Внеочередном общем собрании акционеров банка;

определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие во Внеочередном общем собрании акционеров банка;

определение порядка сообщения акционерам о проведении Внеочередного общего собрания акционеров банка, перечня информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению Внеочередного общего собрания акционеров банка, и порядка ее предоставления;

об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), осуществляющей подготовку аудиторского заключения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности банка и о соответствии законодательству Российской Федерации проводимых банком процедур, связанных с присоединением. Следует учитывать, что назначение аудитора в соответствии с пунктом 2.2. Положения Центрального банка Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 230 – П (далее – Положение № 230 – П) не является обязательным при присоединении и может выноситься на решение Общего собрания акционеров на основании решения Совета директоров банка;

рассмотрение проектов Договора о присоединении, передаточного акта (передаточный акт составляется только присоединяющимся банком) и других документов, представляемых на Внеочередное общее собрание акционеров;

определение формы и текста бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня Внеочередного общего собрания акционеров банка (в случаях, когда голосование осуществляется бюллетенями).

На заседании Совета директоров ведется протокол, который оформляется в соответствии с пунктом 4 статьи 68 Закона об акционерных обществах.

Подготовка и проведение внеочередных общих собраний акционеров банков по вопросу присоединения

При подготовке к проведению внеочередных общих собраний акционеров необходимо:

а) сообщить в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка о решении Совета директоров банка провести Общее собрание акционеров по вопросам присоединения (пункт 2.1. Положения № 230 – П);

б) опубликовать сообщение о существенном событии (сведении о дате закрытия реестра акционеров банка) не позднее 5 календарных дней с момента наступления этого события в соответствующем печатном средстве массовой информации;

в) подготовить окончательную редакцию Договора о присоединении и проекты Изменений и дополнений в Устав присоединяющего банка;

г) подготовить проекты положений о филиалах присоединяющего банка, создаваемых на основе присоединяющегося банка (его филиалов);

д) подготовить информацию (материалы), предоставляемые лицам, имеющим право на участие во Внеочередном общем собрании акционеров (не позднее 30 дней до даты его проведения);

е) направить акционерам банка сообщения о проведении Внеочередного общего собрания акционеров банка (не позднее 30 дней до даты его проведения).

Внеочередное общее собрание акционеров банка проводится в порядке, установленном Законом об акционерных обществах и Уставом банка. На Общем собрании принимаются решения по следующим вопросам:

реорганизация банка в форме присоединения;

утверждение передаточного акта (в присоединяющемся банке);

одобрение проекта Изменений и дополнений в Устав присоединяющего банка;

одобрение положений о филиалах, создаваемых на основе присоединяющегося банка (его филиалов);

утверждение Договора о присоединении;

определение представителя банка, уполномоченного на подписание Договора о присоединении;

назначение аудиторской организации (индивидуального аудитора).

В соответствии со статьей 63 Закона об акционерных обществах протокол Общего собрания акционеров составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах.

После проведения Внеочередного общего собрания акционеров, на котором принято решение о присоединении банков, в каждом банке необходимо:

а) раскрыть информацию о существенном событии в деятельности банка (о проведении Внеочередного общего собрания акционеров банка);

б) в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации сообщить в налоговый орган о принятии Внеочередным общим собранием акционеров банкарешения о присоединении (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

в) не позднее 30 дней с даты принятия решения о присоединении последним из присоединяющихся банков письменно (заказным письмом) уведомить об этом кредиторов банка, и опубликовать сообщения о принятом решении в «Вестнике Банка России» и Журнале «Вестник государственной регистрации».

При этом кредиторы банка в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщений о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств банка и возмещения им убытков;

д) осуществить выкуп акций у акционеров, потребовавших выкупа, в сроки, установленные пунктом 4 статьи 76 Закона об акционерных обществах.

Дополнительно, присоединяющему банку в этот период необходимо получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на присоединение банков иувеличение уставного капитала присоединяющего банка.

Подготовка и проведение Совместного общего собрания акционеровприсоединяющихся банков

В связи с тем, что порядок подготовки и проведения Совместного собрания законодательством не установлены, их необходимо по аналогии с Законом об акционерных обществах подробно определить в Договоре о присоединении и Регламенте проведения Совместного общего собрания акционеров присоединяющихся банков (далее – Регламент).

На практике созыв Совместного собрания осуществляется по решению Совета директоров присоединяющего банка, который также:

определяет форму проведения Совместного собрания, дату, место, время проведения Совместного собрания, время начала регистрации лиц, имеющих право на участие в Совместном собрании, повестку дня Совместного собрания, дату составления списка лиц, имеющих право на участие в Совместном собрании, порядок сообщения акционерам банков о проведении Совместного собрания, перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению Совместного собрания, и порядок ее предоставления, формы и тексты бюллетеней для голосования по вопросам повестки дня Совместного собрания (при голосовании бюллетенями);

назначает Председателя и Секретаря Совместного собрания;

утверждает Состав Счетной комиссии и ее Председателя;

При подготовке к Собранию также разрабатывается Регламент и сообщается акционерам о проведении Совместного собрания, подготавливаются другие необходимые материалы.

Совместное собрание проводится в соответствии с Договором о присоединении, Уставом присоединяющего банка и Регламентом. Собрание принимает следующие решения:

утверждает Регламент, Изменения и дополнения в Устав присоединяющего банка и положения о филиалах, открываемых на основе присоединяющегося банка (его филиалов);

о проведении эмиссии акций присоединяющего банка , размещаемых путем конвертации акций присоединяющегося банков в акции присоединяющего банка ;

избирает (назначает) членов Совета директоров и Правления банка, Председателя Правления и его заместителей, Главного бухгалтера и его заместителей;

определяет лиц, уполномоченных на подписание, предоставление и получение в Банке России и иных органах документов, связанных с присоединением.

Протокол Совместного собрания составляется не позднее 15 дней после закрытия Совместного собрания вколичестве, необходимом для дальнейшего проведения процесса присоединения. Все экземпляры подписываются Председателем и Секретарем Совместного собрания.

Подготовка и представление в Банк России документов, необходимых для регистрации присоединения банков. Рассмотрение документов

Перечень документов, необходимых для регистрации присоединения банков, определен Главой 4 Положения № 230 – П и Разделом V Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14 января 2004 г. № 109 – И.

В течение тридцати дней с даты проведения Совместного собрания документы направляются в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения присоединяющего банка. Документы рассматриваются следующими органами:

территориальное учреждение Банка России (срокрассмотрения – не более 45 дней с даты поступления документов в территориальное учреждение). После рассмотрения документы направляются с положительным заключением в Банк России;

Банк России (срок рассмотрения – не более 45 дней с даты поступления документов в Банк России). По результатам рассмотрения документов Банк России принимает решение о государственной регистрации Изменений в Устав присоединяющего банка и направляет документы в подразделение Федеральной налоговой службы (ФНС) по месту нахождения присоединяющего банка;

ФНС (срок рассмотрения – не более 5 дней с даты поступления документов). После рассмотрения поступивших документов ФНС регистрирует Изменения в Устав банка, оформляет свидетельства, подтверждающие регистрацию Изменений в Устав и прекращение деятельности присоединенного банка, и направляет эти документы в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения объединенного банка, которое выдает их уполномоченному лицу объединенного банка.

Заключительный этап присоединения банков

Получение из территориального учреждения Банка России документов, подтверждающих регистрацию Изменений в Устав и прекращение деятельности присоединенного банка, является началом заключительного этапа, который характеризуется на практике проведением большого количества мероприятий, направленных на реализацию результатов присоединения в различных вопросах текущей деятельности Банка. На заключительном этапе, в частности, необходимо:

получить разрешение Банка России на использование корреспондентского счета присоединенного банка хотя бы еще 30 дней (в противном случае платежи, поступившие клиентам после прекращения деятельности присоединенного банка, будут не исполнены);

открыть (переоформить) корреспондентские субсчета филиалов, открытых на основе присоединенного банка (его филиалов);

переоформить внутренние структурные подразделения присоединенного банка во внутренние структурные подразделения объединенного банка;

перевести паспорта сделок из присоединенного банка в объединенный банк;

принять на работу в объединенный банк работников присоединенного банка;

передать имущество присоединенного банка в объединенный банк;

переоформить в ГАИ автотранспорт присоединенного банка.

В связи с тем, что заключительный этап предполагает проведение большого количества мероприятий целесообразно предварительно всем подразделениям составить перечни мероприятий заключительного этапа, обобщить эти перечни в План мероприятий заключительного этапа присоединения, ввести этот план в действие приказом по банку, а руководству объединенного банка обеспечить контроль за выполнением этого Плана.

В заключение хотелось бы отметить, что в рамках одной статьи невозможно раскрыть все вопросы, связанные с процессом присоединения банков, однако, по мнению автора, понимание этапов присоединения позволит практикам упростить планирование и проведение мероприятий по присоединению банков и не допустить ошибок, увеличивающих сроки присоединения.