Внутренняя транспортная логистика. Транспортная логистика

1. Введение

2. Транспортная логистика

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Введение

Логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика широко ориентирована на потребителя. Её цель – доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.

Задачи, решаемые в логистике: глобальные, общие, частные.

Логистика объединяет такие сферы экономической деятельности, как логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д.

Транспортная логистика

Транспортирование – логистическая операция, заключающаяся в перемещении продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств, начинающаяся с погрузки в место отправления и заканчивающаяся разгрузкой в месте назначения. Данная логистическая операция включает в себя:

1. процесс транспортирования груза в место назначения. Сроки доставки зависят от ряда факторов, в том числе разновидности груза, категории скорости, вида отправки;

2. доведение товара до покупателя путем отгрузки соответствующим вида транспорта. Если договором отгрузки не определено, на каких условиях и каким видом транспорта осуществляется доставка, то право выбора транспорта и определение условий транспортировки принадлежит поставщику, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота (п. 1 ст. 510 ГК РФ);

3. транспортирование груза к терминалу в месте отправления и с терминала в месте назначения или со склада поставщика в адрес конечного потребителя.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

К основным задачам транспортной логистики относятся:

· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

· выбор вида транспортного средства;

· выбор типа транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.

По назначение выделяют две группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – это совокупность отраслей сферы материально производства, обеспечивающих потребности народного хозяйства и населения в перевозках грузов, багажа, пассажиров и в перевозке почты. Понятие «транспорт общего пользования» охватывает железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Связь транспорта общего пользования с промышленного и торговыми предприятиями осуществляется через подъездные пути, входящие в систему промышленного транспорта. Железнодорожный транспорт и трубопроводный транспорт в большинстве стран рассматриваются как естественные монополии и являются объектами регулирования специальных государственных органов. Для других видов транспорта общего пользования в условиях рыночной экономики наиболее характерной являются олигополия, т.е. структура рынка транспортных услуг, при которой несколько крупных перевозчиков на основе неформальных договоренностей контролируют основную часть рынка. В соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организации его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.

Можно выделить следующие основные виды транспорта: железнодорожный; морской; воздушный; трубопроводный.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Рассмотрим сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта, которые следует учитывать при выборе транспортного средства.

Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность; независимость от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок; высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков; большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок; низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления); недостаточно высокая сохранность груза.

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). крытые вагоны используются для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны – для массовых наволоченных и лесных грузов; цистерны – для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т.

Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместительностью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместительностью – произведением длины вагона на его ширину и высоту. Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместительности вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместительности вагона при перевозке того или иного грузу можно судить по соответствующим коэффициентам.

Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станций, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями. Грузовая станция – комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка груженом и порожнем состояниях.

Для выполнения операций по погрузке и отгрузке, приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани. Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующим сооружением, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.

Внутренний водный (речной) транспорт. Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.

В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.

Транспортная решает следующие основные задачи:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

  • о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
  • о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

  • время доставки;
  • частота отправлений груза;
  • надежность соблюдения графика доставки;
  • способность перевозить разные грузы;
  • способность доставить груз в любую точку территории;
  • стоимость перевозки.

Автомобильный транспорт. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.

Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков. Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: невысокая маневренность.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

Внутренний водный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Преимущество: низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

Воздушный транспорт. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Преимущества: высокая скорость; возможность доставки в отдаленные районы.

Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.

Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа. Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.

Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.

  • Виды закупок
  • Функции снабжения на пред­приятии.
  • Критерии оптимального выбора поставщика
  • Осуществление закупок
  • Контроль за выполнением заказа
  • 3. Особенности закупок по системе jit (точно в срок).
  • Применение и достоинства.
  • Суть системы поставок точно в срок.
  • Принципиальное отличие системы твс от традиционного снабжения.
  • Примеры применения системы поставки твс в торговле.
  • Основные слагаемые эффекта от использования твс.
  • 4. Толкающая система управления материальными потоками в про­изводственной политике. Логистическая организация производства.
  • Суть толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логисти­ческой системы.
  • Логистическая системаMrpii
  • 5. Тянущая система управления материальными потоками в произ­водственной логистике Суть тянущей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
  • Система «Канбан» как вариант тянущей системы.
  • Карточка оборота «kanban»
  • Движение карточек «kanban»: а, в, с - продукция; а, в - детали
  • 6. Логистический подход к управлению материальными потоками, эффективность его применения. Экономический эффект от использования логистики в производстве.
  • Ос­новные слагаемые от применения логистического подхода к управлению мате­риальным потоком на предприятии.
  • Причины, позволяющие снизить затраты, связанные с производительным процессом (оптимизация запасов сокращения численности вспомогательных рабочих, снижение потерь материалов и т.Д.)
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.
  • Задачи транспортной логистики.
  • Выбор поставщиков транспортных услуг.
  • Анализ транспортировки.
  • Виды/типы транспортировки
  • Выбор маршрута транспортировки
  • Опре­деление логистических расходов на транспорте.
  • Пути со­кращения транспортных издержек.
  • 8. Распределительная логистика. Распределительная логистика: понятие и задачи. Принципиальное отли­чие распределительной логистики от традиционных сбыта и оптовой продажи
  • Задачи распределительной логистики
  • Логистически организованная система оптовой продажи товаров.
  • Каналы рас­пределения
  • Построение системы распределения
  • Преобразование канала распределения в логистическую цепь
  • Ло­гистическое посредничество, основные группы логистических посредников, их функции и роль в логистике.
  • Целесообразность использования услуг логисти­ческих посредников.
  • 9. Информационные системы в логистике. Информационные потоки и требования, предъявляемые к качеству ин­формационного потока.
  • Сущность и задачи логистической информационной системы.
  • Построение информационных систем в логистике
  • Основные области применения логистической информационной сис­темы.
  • Система электронного взаимообмена информацией в области логистики.
  • Информационный поток при транспортировке груза от поставщика к потребителю на различных видах транспорта: железнодорожном, морском, речном и автомобильном.
  • 10. Управление запасами в логистике. Материальный запас, двойственный характер запасов.
  • Причины создания и виды материальных запасов.
  • Основные системы контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа и фиксированным периодом времени между заказами и др.
  • Определение оптимального размера заказываемой партии.
  • Управление запасами с применением анализа abc и xvz. Структуризация запасов: метод анализа abc
  • Возможный алгоритм дифференциации
  • 11. Разработка систем складирования в логистике. Склады, их определение и классификация.
  • Роль складов в логистике. Функции складов.
  • Эффективность функционирования складов
  • Принятие решения о пользовании услугами наемного склада
  • Проблемы эффективного функционирования склада Собственный склад фирмы или склад общего пользования
  • Количество складов и размещение складской сети
  • Выбор места расположения склада
  • Принципы логистической организации складских процессов.
  • 12. Сервис в логистике. Формирование системы логистического сер­виса. Понятие логистического сервиса и его роль в конкурентоспособности предприятия.
  • Формирование системы логистического сервиса.
  • Критерии качества логистического сервиса. Уровень логи­стического сервиса: понятие, методы расчета, определение оптимального зна­чения.
  • Определение оптимального объема логистического сервиса
  • 13. Организация управления службами в логистике. Сравнительная характеристика традиционной и интегрированной логистической систем управления материальными потоками на предприятии.
  • Логистическая служба в организа­ционной структуре предприятия, основные функции.
  • Функциональные инте­ресы подразделений фирм, их противоречия.
  • 14. Логистические центры. Понятие логистического центра. Состав типичного регионального логи­стического центра.
  • Логистические центры в России.
  • Интеграция России в ми­ровую логистическую сеть.
  • 15. Глобализация логистики. Сущность глобализации логистики.
  • Основные условия доставки товаров в Международной торговле. Базисные условия контрактов (инкотермс-2000).
  • Транспортная инфраструктура международных логистических систем.
  • Международные транспортные коридоры.
  • Грузовые транспортные центры в логисти­ческих системах.
  • Морские порты как центры международных логистических систем
  • 7. Транспортная логистика и ее задачи. Роль транспорта в логистике.

    Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляю­щая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

    Функции транспортировки:

    1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логис­тической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесо­образным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения - временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

    2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т.е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки ак­туальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда мож­но осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным пере­валочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен бу­дет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно ис­пользовать также для непосредственного хранения в целях устранения до­рогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

    Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужно­го качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами,

    Транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение мате­риального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помо­щи складской техники). Транспортная логистика должна особенно близ­ко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой.

    Транспорт представляют как систему, состоящую из двух под­систем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.

    Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль - основ­ная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае - в си­стеме путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской, железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный и воздушный, а также трубопровод­ный транспорт

    Транспорт необщего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадле­жащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

    Существуют следующие основные виды транспорта:

    Железнодорожный;

    Морской;

    Внутренний водный (речной);

    Автомобильный;

    Воздушный;

    Трубопроводный.

    Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.

    Таблица 7.2

    Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта

    Вид транспорта

    Преимущества

    Недостатки

    Железнодорожный

    Возможность перевозок боль­ших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны

    Медленный (250 - 500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потерн в про­цессе перевозки, длительные простои

    Автомобильный

    Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспе­дирования

    Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог

    Водный (морской, речной)

    Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле

    Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды

    Трубопроводный

    Большие объемы перевозок, большие расстояния

    Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообраз­ных грузов

    Воздушный

    Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях

    Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды

    Характеристики транспорта:

    Скорость перемещения груза;

    Грузоподъемность;

    Надежность;

    Частота перевозок;

    Доступность транспортных средств.

    При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

    Надежность соблюдения графика доставки;

    Время доставки;

    Стоимость доставки.

    Таблица 2.2

    Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

    Вид транспорта

    Надежность

    Стоимость

    доставки

    отправлений

    соблюдения

    перевозки

    перевозить

    доставить

    географи-

    Железнодорожный

    Автомобильный

    Трубопроводный

    Воздушный

    Эти данные могут служить лишь приблизительным ориенти­ром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

    Транспортная логистика - это наука, рассматривающая вопросы доставки груза из одной точки в другую. Основные задачи, которые решает логистика включают:

    • 1. Анализ пунктов отправки и доставки
    • 2. Анализ свойств перевозимого груза
    • 3. Выбор подходящего транспорта
    • 4. Построение оптимального маршрута
    • 5. Проведение контроля во время транспортировки и оперативная корректировка с случае отклонения

    В качестве критериев оптимальности построенного маршрута и выбранного транспорта могут выступать:

    • Минимизация пройденного расстояния
    • Минимизация времени доставки
    • Минимизация расходов
    • Минимизация рисков повреждения груза

    Оптимальным считается такой маршрут, который максимально удовлетворяет всем вышеприведенным критериям. Очевидно, что на практике выполнить все требования часто не представляется возможным по причине различных обстоятельств, поэтому один из критериев выбирается основным, а остальные по возможности принимаются во внимание.

    Подход к решению задач транспортной логистики - комплексный. Каждая отдельная задаче не может быть решена без анализа ее взаимодействия с остальными. Так, выбор необходимого транспорта определяется совместно с разработкой оптимального маршрута, которые, в свою очередь, зависят от характеристик точек отгрузки и доставки.

    Анализ пунктов отправки и доставки

    Самый первый шаг - определение «широты размаха» используемых средств, которая зависит от географических характеристик пунктов доставки. На этом этапе устанавливаются возможности использования того или иного типа транспортного средства (ТС) и выполняется прокладка предварительного маршрута. Часто бывает невозможно или нецелесообразно использовать на всем пути только один вид транспорта - в этом случае путь делится на промежуточные отрезки, на которых определяется свой тип транспортировки.

    Анализ свойств перевозимого груза

    Объект, подлежащий перевозке, имеет свои уникальные характеристики от которых зависит выбор типа ТС и маршрут транспортировки. Так, маршруты перевозок обычного и опасного груза будут отличатся - во втором варианте он не должен проходить вблизи густонаселенных территорий и стратегических объектов, кроме того потребуется оформление специального разрешения.

    Выбор типа транспортного средства

    Подбор подходящего вида и типа доставки во многом определятся на основе результатов анализа на предыдущих этапах. Различают следующие виды транспорта:

    • Автомобильный
    • Идеально подходит для перевозок на короткие и средние дистанции. Благодаря высокой маневренности и мобильности представляет собой наиболее оптимальный способ доставки небольших партий груза в относительно короткие сроки. Однако по причине малой грузоподъемности данный вид транспорта малопригоден для перевозки больших партий товара, как и негабаритных, тяжеловесных грузов. Кроме того, существует риск порчи товара вследствие большой вероятности ДТП (относительно других видов транспортировки), а также его хищения.

    • Морской
    • Выделяются международный и внутренний водный (речной) транспорт. Несмотря на значительный срок доставки и ограниченности географическими факторами, он имеет неоспоримые преимущества в плане хорошей грузоподъемности, что благоприятствует крупногабаритным-тяжеловесным перевозкам и низкой стоимости переправки объектов из порта в порт. Особенно актуален для районов, имеющих между собой водное сообщение.

    • Железнодорожный
    • Является самым распространенным в России для перевозок промышленных грузов (преимущественно сырья и материалов) в значительных объемах на длинные расстояния. Его отличает дешевизна, всепогодность и быстрая скорость погрузочно-разгрузочных работ. Но по причине высокой загруженности железных дорог и, вдобавок, ограниченном числе железнодорожных перевозчиков - приводит к длительному ожиданию подходящего расписания.

    • Воздушный
    • Грузовой авиационный транспорт - наиболее быстрый способ транспортировки на очень большие дистанции, а также в области, не имеющие иных путей сообщения. Однако чрезмерные грузовые тарифы отпугивают мелкие и средние коммерческие организации, оставляя место лишь наиболее важным стратегическим доставкам.

    • Трубопроводный
    • Узкоспециализированный метод переброски различного рода газообразных и жидких веществ (газ, нефть). Низкая себестоимость транспортировки и большая пропускная способность определили право на его существование. Существенные недостатки - высокая стоимость прокладки «канала», а также ограниченное использование избранными гос. компаниями.

    Построение оптимального маршрута

    Прокладка оптимального пути следования груза, как и выбор подходящего ТС, определяется в первую очередь следующими факторами:

    • географическое расположение начальной, конечной и промежуточных точек маршрута;
    • специфика, характеристика и свойства перевозимого груза (количество, объем, габариты, степень опасности);
    • срочность доставки;
    • величина бюджета, отпущенного на транспортные расходы.

    Определившись с основными приоритетами, логисты, как правило, получают несколько вариантов различных маршрутов. Отсеивание неперспективных происходит по схеме анализа возможных рисков и текущих условий. Корректировки вносятся исходя из климатических (сезонных, погодных), политических, экономических и других факторов. Грамотно составленная схема включает учет минимально-максимальных показателей времени и расходов, незначительных отклонений, степень рисков (актуально для страхования груза), вплоть до наступления форс-мажорных обстоятельств.

    Проведение контроля во время транспортировки

    В нашем мире никто не застрахован от наступления несчастных событий, и поэтому по принципу «если что-то ужасное должно произойти - оно обязательно произойдет», необходимо максимально полно обезопасить себя, взяв под контроль выполнение всех намеченных целей. Как это часто бывает, задержка на погрузке (или выгрузке), поломка машины, другие ЧП - приводят к смещениям временного графика, что может грозить опозданиями на следующую точку, срыву поставок и другими неприятными последствиями, приводящими к применению соответствующих санкций в отношении определенных сторон. В таких ситуациях следование по намеченному графику становится неактуально - требуется срочная корректировка с целью уменьшения негативных последствий. Непрерывный контроль и постоянное информирование логистом клиента и иных заинтересованных лиц, позволяет вовремя направить ситуацию в нужное русло.

    На сегодняшний день существует немало средств контроля и мониторинга процесса транспортировки - сотовая, интернет, спутниковая и другие виды связи. Для слежения за траекторией движения, пресечения непреднамеренных остановок и любых отклонений от намеченного курса применяют GPS/ГЛОНАСС системы навигации, устанавливаемые на транспортные средства, которые позволяют следить за ними в режиме реального времени.

    Принципы транспортной логистики

    Базовый принцип, на котором строится весь алгоритм логистических услуг в транспортной сфере, носит название «точно в срок» (на английском - «just in time»). Согласно данному принципу поставки должны осуществляться в строго указанные сроки , не позже и не раньше, для организации непрерывности производственного процесса и исключения переполнения складских помещений излишним сырьем или продукцией.

    Второй принцип, который можно охарактеризовать как «непрерывная цепочка», заключается в максимальной эффективности использования транспортных средств (непрерывности транспортных потоков) - исключение всевозможных простоев и прогонов «порожняком». Идеальный пример - привоз сырья на производство и забор уже готовой продукции для доставки определенному потребителю. В результате чего, каждая отдельная транспортная единица вовлечена в непрерывный цикл, избегая запланированных простоев («время-деньги»). По этой причине, большинство перевозчиков не любят простаивать на местах погрузок и загрузок - стоящая машина не приносит того дохода, который можно получить, используя ее для работы. Помните, что, чем больше вероятность водителю, который доставил ваш груз, пойти обратно «порожняком», тем больше будет стоимость доставки («двойная цена» = доставка + «обратка»).

    Элементы логистической цепи складываются в единую транспортную систему , которая является совокупностью самых разных направлений. Работая как единый слаженный механизм, обширность логистической сети обратно пропорциональна расходам на транспортировку - продукция вывозится точно в срок, машины не простаивают, цикл производства не приостанавливается по причине нехватки материальных ресурсов, «холостые» пробеги отсутствуют - все это позволяет существенно снижать издержки.

    Транспортные компании в сфере логистики

    Появление в России большого количества всевозможных коммерческих компаний, оказывающих услуги по грузоперевозкам, обусловило высокий уровень конкуренции, что благоприятно сказалось на снижении транспортных тарифов . Это, в свою очередь, способствует экономическому развитию мелких производственных предприятий, чья продукция ориентирована на конечных потребителей.

    Выбор ТК во многом зависит от уровня потребности в транспортных услугах того или иного клиента. На современном рынке представлено большое количество самых разнообразных перевозчиков - от частных извозчиков, владеющих единственной подержанной машиной, до крупных многопрофильных компаний, имеющий свой собственный автопарк. Большой спрос на данные виды услуг побудил рост мелких посредников-экспедиторов, которые не имеют в собственности никаких машин, а только связывают грузоотправителей с перевозчиками, беря за это, так за это, так называемую «дельту» - разницу между ценой клиента и транспортировщика. В этом, по сути, нет ничего плохого - экспедиторы берут на себя ответственность за доставку, снимая лишнюю головную боль с клиентов, не имеющих понятия в сфере перевозок, уберегая их тем самым от прямого обращения к крупным компаниям, не заинтересованных в «мелких» грузах. Клиент может, конечно, минуя посредников, обратиться к мелким компаниям или частным извозчикам, но кто застрахует его от мошенников? Вероятность встретить «недобропорядочных» людей среди мелких предпринимателей гораздо выше, чем среди крупных ТК.

    Основные документы, оформляемые на перевозку груза

    Общие положения, касающиеся грузовых автомобильных перевозок, описаны в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» . Ниже приводятся основные документы, используемые при доставке товаров грузовым автотранспортом.

    • Транспортная накладная (ТН)
    • Документ, служащий подтверждением договора на перевозку между грузоотправителем и перевозчиком (П), в котором указываются характеристики груза, маршрут перевозки, точки погрузки и разгрузки, отметки грузоотправителя (ГО) и грузополучателя (ГП). Составляется в трех экземплярах - соответственно для ГО, П и ГП.

    • Товарная накладная
    • Документ, который подтверждает переход (продажу) товарно-материальных ценностей из одной организации в другую. Имеет единую форму ("ТОРГ-12"), которая может быть заменена собственной, при соблюдении полноты заполнения необходимых реквизитов. Применяется в качестве первичного документа в бухгалтерском учете (операции списания - для продавца, оприходования - для покупателя). Составляется в двух экземплярах - первый на руки продавцу, другой - покупателю.

    • Товарно-транспортная накладная (ТТН)
    • Основной документ (по форме № "1-Т"), который применялся до введения транспортной накладной. На сегодняшний день возможно применение как первого, так и второго документа, так как никаких указов на запрет ТТН со стороны органов власти не было. С другой стороны, постановление правительства №272 от 15.04.2011г. не предусматривает оформление ТТН, поэтому в скором времени, возможно, он будет полностью заменен транспортной накладной.
      При перевозке товара за границу РФ оформляется CMR (ЦМР) - международная форма товарно-транспортной накладной.

    • Договор на перевозку
    • Оформляется в случае, если компании между которыми происходит факт купли-продажи обращаются к организации-перевозчику. Договор составляется в двух экземплярах - первый на заказчика, второй - на перевозчика. Если компании не берут услуги транспортника, а обходятся своими силами, то договор перевозки и, как следствие, ТТН или ТН не оформляются. Факт перевозки учитывается только путевым листом.

    • Заказ-наряд
    • Другими словами - заявка на перевозку, в которую грузоотправитель в свободной форме вписывает сведения о характере груза, маршруте и сроках доставки и передает на рассмотрение перевозчику, который, не позднее трех рабочих дней обязан подтвердить или отказаться от нее с указанием причин отказа.

    • Путевой лист
    • Бумага, выписываемая на конкретное ТС, в которой отражается информация о водителе, которому был передан автомобиль, маршрут доставки, временные показатели прибытия на пункты разгрузки, расход топлива и т.д. Путевой лист может не выписываться, когда нет необходимости учета расходов для их списания (для налоговой отчетности). Срок, на который может быть оформлен путевой лист, - один календарный день или не более месяца.

    Более подробную информацию о полном перечне документов, необходимых к оформлению для перевозки грузов различными видами транспорта, вы можете посмотреть в «Письме ФНС РФ от 21 августа 2009 г. № ШС-22-3/660 - О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» .

    А сегодня более подробно рассмотрю самый популярный ее вид – транспортная логистика . Из этой статьи вы узнаете, что такое транспортная логистика, что включает в себя это понятие, какие задачи она решает. Думаю, что это будет интересно не только тем, кто ведет или планирует вести бизнес, но и всем остальным просто для общего развития и более грамотного толкования экономических новостей.

    Что такое транспортная логистика?

    Говоря простым языком, это грамотная и оптимальная организация грузоперевозок. Практически любой бизнес так или иначе связан с необходимостью доставки грузов: товара, сырья, материалов, комплектующих или чего-то еще. И во многих случаях стоимость этой доставки занимает очень весомую долю в совокупных расходах компании, поэтому оптимизации этих расходов следует уделять очень важное внимание. Именно эту главную цель и преследует транспортная логистика.

    Транспортная логистика – это комплекс мероприятий, осуществляемый с целью организации доставки товаров и грузов с минимальными временными и финансовыми затратами.

    1. Внутренняя транспортная логистика – занимается вопросами оптимизации перевозок грузов внутри предприятия (с производства на склад, между складами, со склада в магазин и т.д.);
    2. Внешняя транспортная логистика – обеспечивает оптимизацию доставки грузов от поставщиков на предприятие и от предприятия потребителям.

    Транспортная логистика должна обеспечивать максимально полную загрузку транспорта и одновременно минимальные сроки доставки, отсутствие простоев в производстве, отсутствие “залеживаемости” товаров на складе, в общем – бесперебойный цикл работы предприятия.

    Можно выделить следующие ключевые этапы транспортной логистики:

    • Выбор оптимального транспортного средства для перевозки грузов;
    • Составление сметы расходов на перевозку;
    • Оформление необходимых для перевозки документов;
    • Погрузка груза в транспорт в пункте отбытия;
    • Непосредственно процесс транспортировки;
    • Выгрузка груза в пункте назначения.

    Если речь идет о грузоперевозках между странами, то транспортная логистика дополнительно включает в себя этапы прохождения грузом таможни, подготовку к этому и оформление всех необходимых документов.

    Задачи транспортной логистики.

    Теперь рассмотрим основные задачи транспортной логистики, которые она решает. Таких задач можно выделить пять.

    Задача 1 . Анализ пунктов отправки и назначения. Прежде всего, транспортная логистика изучает, откуда и куда необходимо отправить груз, каковы особенности этих пунктов, какая транспортная инфраструктура там развита. Без такого анализа невозможно будет грамотно решить все остальные задачи транспортной логистики.

    Задача 2 . Анализ перевозимого груза. Не менее важно и знать, что за груз необходимо перевезти, каковы его основные качества и характеристики, каковы требования к его перевозке. Ведь от типа груза во многом зависит и выбор транспорта для его перевозки, и даже выбор маршрута. Например, если речь идет о перевозке каких-то опасных грузов, это может требовать согласования с различными государственными структурами и построения маршрута без пересечения густонаселенных городов и районов, вдали от стратегически важных объектов.

    Задача 3 . Выбор оптимального транспорта. Далее предстоит решить еще одну важную задачу транспортной логистики – подобрать оптимальный вид и модель транспорта для перевозки груза. При длинных маршрутах может использоваться даже несколько видов транспорта. Для оптимального выбора транспортного средства нужно учитывать следующие его параметры:

    • Скорость доставки (наивысшая – у воздушного транспорта, наинизшая – у морского, средняя – у ж/д и автотранспорта);
    • Вместимость и грузоподъемность (максимальная – у морского транспорта, высокая – у воздушного и ж/д, у автомобильного – самая низкая);
    • Стоимость перевозки (максимальная – у авиатранспорта, высокая у морского, самая низкая у ж/д и автомобильного);
    • Мобильность (высокая у авто- и авиатранспорта, у ж/д и морского – низкая);
    • Обеспечение сохранности груза (наивысшая у воздушного транспорта, приемлемая у ж/д и морского, у автотранспорта – ниже).

    Вот, исходя из того, какой груз, в каком количестве, в какое время следует перевезти, нужно и выбирать вид транспорта с учетом этих параметров.

    Задача 4 . Разработка оптимального маршрута. Тоже очень важная задача транспортной логистики, которую необходимо решать с учетом выбранного транспортного средства, имеющейся инфраструктуры, типа груза и определенного на доставку времени, а также других особенностей, которые могут возникнуть. Как правило, логисты составляют несколько вариантов маршрута, затем сравнивают их, отсеивают неудобные и затратные варианты и выбирают оптимальный с точки зрения затрат, при этом соответствующий всем требованиям.

    Задача 5 . Контроль над процессом погрузки, транспортировки и разгрузки груза. Ну и, наконец, последняя задача транспортной логистики – это отслеживание и сопровождение всего процесса транспортировки, включая погрузку и разгрузку, и оперативное реагирование на какие-то форс-мажорные ситуации, которые могут произойти. К примеру, может возникнуть поломка автомобиля, задержаться рейс, груз могут остановить на таможне и т.д. – все эти проблемы должны оперативно устранить специалисты по транспортной логистике. Нередко для отслеживания всего пути следования груза используются даже современные навигационные системы.

    Теперь вы имеете представление о том, что такое транспортная логистика и какие задачи она решает. Надеюсь, эта информация была вам полезна и поможет лучше ориентироваться в современных бизнес-процессах.

    До новых встреч на – сайте, который научит вас грамотно обращаться с личными финансами и понимать важные экономические процессы.