Ухудшение жилищных условий. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий Учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

    Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья гражданам, чьи жилищные условия не соответствуют установленным нормам. И решающие значение для постановки на учет нуждающихся имеют причины ухудшения условий их проживания. "Ухудшение жилищных условий жителей РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. На практике такую процедуру возможно осуществить лишь при условии непреднамеренного ухудшения условий проживания, что придется подтвердить документально, в том числе и таким категориям граждан, как военнослужащие.

    Что является ухудшением жилищных условий

    В федеральном законе четко не прописано, что можно отнести к понятию ухудшение жилищных условий. Однако жилищное законодательство трактует это как действия, в результате которых физические лица становятся претендентами на получение недвижимого имущества на социальных условиях. К непреднамеренному ухудшению жилищных условий, согласно этому, относятся:

  • вселение и одновременная прописка в дом или квартиру новых жильцов, за исключением временных. Примером тому может стать регистрация брака;
  • изменение состава семьи в случае рождения новых членов или развода;
  • обмен недвижимого жилого имущества и, как следствие, уменьшение его метража;
  • необходимый перевод части жилого помещения в нежилое, что влечет за собой изменение порядка пользования жильем;
  • отчуждение долей или целого жилого помещения, имеющихся в собственности граждан, в результате требований кредиторов или других обстоятельств;
  • выселение в судебном порядке собственника жилья и членов его семьи по причине невыполнения условий договора купли-продажи, безвозмездного пользования, коммерческого найма и др;

Важно отметить, что под ухудшение жилищных условий не попадают любые правовые операции договора аренды по инициативе желающего получить социальную недвижимость, прописка несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, вселение родственников или супругов при соблюдении законодательных норм, а также отказ одаряемого от принятия в дар жилого имущества или дарителя от соблюдения условий договора дарения.

Кроме того, в каждом регионе действует свой закон, определяющий, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищным условиям, поэтому при желании увеличить площадь квартиры на социальных условиях важно ознакомиться с местным законодательством.

Чтобы стать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи. Собрать необходимый пакет документов, включая те, которые подтверждают право на получение дополнительной площади от государства, и подать все это в Департамент жилищной политики по месту проживания. Уточнить форму заявления и перечень документов можно на сайте этого ведомства или в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Вопрос улучшения жилищных условий такой категории граждан, как военнослужащие, регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановлением Правительства № 512, а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Действия, позволяющие военнослужащим претендовать на получение социального жилья в результате ухудшения жилищных условий, практически идентичны тем, которые прописаны для остальных категорий граждан. Равно как и намеренное ухудшение условий проживания. К последнему относится распоряжение имеющимся жильем в личных интересах, чтобы получить статус нуждающихся в дополнительной площади от государства.

Так, к незаконным способам ухудшения жилищных условий относятся:

  • намеренная продажа имеющегося жилья, в том числе полученного в наследство, чтобы потом стать на учет в качестве нуждающегося в увеличении жилой площади;
  • перепланировка квартиры;
  • расторжение договора социального найма в одностороннем порядке;
  • фиктивное расторжение брака;
  • искусственное расширение семьи посредством прописки в имеющейся муниципальной площади посторонних людей, в том числе в результате заключение фиктивного брака.

При этом прописка военнослужащим в своей квартире ребенка, старых родителей и других родственников-иждевенцев, даже если это предполагает уменьшение жилой площади на человека, не относится к намеренному ухудшению условий проживания, а значит, гражданин в этом случае вполне может претендовать на получение от государства дополнительной площади.

При установлении факта совершения любых действий, относящихся к незаконному ухудшению условий проживания с целью получения квартиры, военнослужащий может лишиться права на это на 5 лет. Этот же срок ему придется выждать и после продажи, дарения или обмена находящегося в собственности имущества.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Разобраться в причинах ухудшения условий проживания для получения дополнительной жилплощади от государства часто бывает не просто, так же как и установить факт намеренного совершения противоправных действий, тем более что строгого наказания за это не предусмотрено. Однако законодательством установлен признак, по которому можно отличить намеренное ухудшение жилищных условий от естественного.

Так, если гражданин РФ уже имеет статус нуждающегося в жилой площади на момент купли-продажи или обмена находящейся в его собственности квартиры или совершения иных действий, попадающих в категорию преднамеренного ухудшения жилищных условий, его поступок нельзя отнести к правонарушению. В этом случае он останется претендентом на получение жилья от государства.

Таким образом, ухудшением жилищных условий считаются действия, приводящие к уменьшению установленного нормами метража жилой площади на человека. При подтверждении такого факта отдельные категории граждан РФ становятся претендентами на получение квартиры от государства. Однако для постановки в очередь важно сначала подтвердить естественность ухудшения условий проживания, так как часто имеют место быть случаи преднамеренных действии по снижению метража площади, что является незаконным.

№ 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 мая 1997 г. N 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве На основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в целях расширения жилищной реформы в г.Москве, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище, и упорядочения системы предоставления жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве (приложение) и ввести его в действие с 10 июля 1997 года. 2. Префектам административных округов, Комитету муниципального жилья провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с введением в действие Положения (п.1) и в дальнейшем процессе реализации жилья руководствоваться настоящим постановлением. 3. Установить, что за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных данными Правилами льгот по предоставлению жилых помещений. Жилые помещения этим гражданам предоставляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы направлениями реализации жилой площади, по нормам и в порядке, установленным настоящим постановлением. 4. Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 1 октября 1997 года провести перерегистрацию граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства до 10 июля 1997 года. 5. С 10 июля 1997 года считать утратившими силу решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", от 4 августа 1986 года N 1809 "О некоторых дополнениях и изменениях "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве", решения исполкома Моссовета, президиума МГСПС и МГК ВЛКСМ от 17 декабря 1986 года N 2986 "Об утверждении Правил учета граждан, желающих стать жителями молодежных жилых комплексов, и предоставления жилых помещений в домах молодежных жилых комплексов в г.Москве", решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 7 июля 1987 года N 1601 "О дополнении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве" и постановление Правительства Москвы от 8 января 1992 года N 4 "О некоторых дополнениях и изменениях Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы - префектов административных округов. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. N 356-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имеют право: а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г.Москвы в пределах социальной нормы жилья, - по договору коммерческого найма; б) на приобретение жилого помещения: - у собственников недвижимости в жилищной сфере, - путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно-строительными кооперативами, - путем участия в финансировании жилищного строительства, - путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг, - по другим законным основаниям. 2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья. Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий: а) по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека (социальная норма); б) путем вступления в ЖСК - из расчета: не менее социальной нормы жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи независимо от ее площади; в) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность - размер жилья не ограничивается; г) путем вступления в строительные или иные товарищества и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилья не ограничивается. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением указанной в подпункте "а" настоящего пункта нормы, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также при наличии льгот, дающих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы. 3. На условиях договора социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в домах жилищного фонда социального использования, формируемого из государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы, объемы которого утверждаются Правительством Москвы. 4. По договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах нормы на срок, установленный законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 5. Органы исполнительной власти обязаны по обращению граждан о замене занимаемого по договору социального найма жилого помещения площадью, превышающей норму, установленную в пункте 2 "а" настоящего Положения, на жилое помещение в пределах социальной нормы, предоставить им соответствующие жилые помещения также по договору социального найма. 6. Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы предоставляются по договорам коммерческого найма гражданам пригодными для постоянного проживания, в виде отдельных квартир (или комнат), благоустроенные применительно к условиям г.Москвы и отвечающие санитарным и техническим нормам. 7. По договору коммерческого найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. 8. Условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого и социального найма регулируются законодательством Российской Федерации и города Москвы. 9. Доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, утверждаются ежегодно Правительством Москвы. 10. Доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, определяются ежегодно префектурами административных округов. 11. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального и коммерческого найма, а также члены жилищных товариществ и жилищно-строительных кооперативов, граждане и члены их семей, имеющие жилые помещения на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с настоящим Положением. Предоставление жилых помещений этим гражданам по договорам социального найма производится в общем порядке и с учетом имеющегося у них жилья, как занимаемого по месту регистрации, так и принадлежащего им на праве собственности. Проверка данных о наличии у граждан жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению при предоставлении жилья является обязательной для органов, осуществляющих учет граждан и предоставление им жилой площади. 12. Жилые помещения в коммунальных квартирах предоставляются гражданам в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными актами города Москвы. 13. Приобретение жилой площади в собственность в соответствии с настоящим Положением распространяется на все случаи приобретения жилья с использованием льгот и государственной помощи, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы (дотации, кредиты, субсидии, займы и т.д.). Приобретение жилой площади на рынке жилья регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 14. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, снятия с учета, предоставления и приобретения жилых помещений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. II. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ. 15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с больными (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т.ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. 16. Граждане, прожившие в г.Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет. 17. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставлению жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами. 18. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и другими нормативными актами города Москвы. 19. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в территориальных жилищных органах по месту жительства. 20. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса, перечень которых утверждается городскими нормативными актами. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, занимаемых по договорам социального (коммерческого) найма или на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. 21. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет. 22. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и муниципального жилищного фондов, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Положением. Решение администрации и профсоюзного комитета о постановке на учет и предоставлении жилой площади утверждается распоряжением префекта административного округа. 23. Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профсоюзных органов. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администрации этих предприятий и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны исполнительных органов власти г.Москвы. 24. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных жилищным законодательством льгот, сведения о доходах, должны быть рассмотрены общественной жилищной комиссией при префекте административного округа. В результате рассмотрения заявлений граждан комиссия должна рекомендовать способ улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот). 25. В случае принятия комиссией рекомендации о невозможности улучшения жилищных условий гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. При ухудшении жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, отчуждения имеющегося в собственности жилья), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее нормы, установленной пунктом 15 "а" настоящего Положения, граждане подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. 26. Рекомендация комиссии с учетом выбранного гражданином варианта улучшения жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа. 27. По результатам рассмотрения документов граждан формируются: а) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма; б) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам коммерческого найма; в) список граждан, желающих приобрести в собственность жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. 28. Граждане должны быть в месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомлены о принятом решении, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий. 29. Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения или приобретения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в п.30 настоящего Положения. 30. Граждане снимаются с учета: - по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета; - в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий; - в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства; - в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; - в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет; - в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры. 31. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в получении или приобретении жилых помещений семьи, не обеспеченные жильем по социальным нормам и имеющие доход на каждого члена семьи ниже уровня, установленного Правительством Москвы, а также граждане, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий и проживающие в коммунальных квартирах. 32. Ежегодно, в установленные Правительством Москвы сроки, муниципальные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий. В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки на получение жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо снятию с учета, если данные проверки отвечают требованиям п.30 настоящего Положения. 33. Снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении. III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. 34. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, имеющим на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Москвы, и относящимся к категории лиц, перечисленных в п.35 настоящего Положения. 35. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) семьям, имеющим в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда I и II групп; б) семьям погибших или пропавших без вести воинов, лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей; в) семьям, имеющим в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний или инвалидов по заболеванию (по заключениям лечебных учреждений, органов социального обеспечения или ВТЭК); г) не имеющим жилой площади военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск и органов безопасности, уволенным в запас и/или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, имевшим до призыва в Вооруженные Силы жилую площадь в г.Москве и призванным на военную службу из г.Москвы; д) детям-сиротам, достигшим совершеннолетия и проживающим в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании; е) детям-инвалидам, пребывающим в стационарных учреждениях, являющимся сиротами, по достижении совершеннолетия, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни; ж) гражданам, утратившим право пользования жилым помещением в г.Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения; з) гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам; и) семьям, проживающим на жилой площади, не пригодной к постоянному проживанию (по заключению МВК), если они занимают ее по договору социального найма; к) государственным служащим, судьям, работникам прокуратуры и иным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы; л) гражданам, указанным в п.16 настоящего Положения; м) иным категориям граждан, установленным действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. Граждане, перечисленные в подпунктах "а","в","е" настоящего пункта и страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, обеспечиваются жилой площадью в специально построенных домах либо на первых этажах жилых домов. 36. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, перечисленным в подпунктах "д","е","ж" пункта 35 настоящего Положения, состоящим на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на внеочередное получение жилой площади, а также проживающим в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными или грозящих обвалом. 37. В первую очередь жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) инвалидам I и II групп, а также лицам, получившим инвалидность в связи с выполнением служебных обязанностей; б) гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на первоочередное получение жилой площади; в) гражданам, перечисленным в подпунктах "б","в" п.35 настоящего Положения; г) другим категориям граждан в соответствии с законодательством г.Москвы. Остальным гражданам жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах предоставляются на возмездной или частично возмездной основе в порядке очередности на условиях коммерческого найма или приобретаются ими в установленном законодательством Российской Федерации и г.Москвы порядке. Граждане, перечисленные в п.35 настоящего Положения, могут по их желанию получить жилые помещения по договорам коммерческого найма либо приобрести их в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством в первоочередном порядке. 38. Льготы по первоочередному или внеочередному предоставлению жилой площади при получении жилья из социального фонда могут быть использованы гражданином только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях настоящего Положения с учетом реализованного права на жилищные льготы. 39. Жилищные вопросы граждан, расторгнувших брак, постоянно проживающих в Москве, решаются путем предоставления жилых помещений на условиях коммерческого найма, приобретения жилья в собственность или путем обмена жилой площади. 40. Не допускается предоставление жилых помещений социального использования гражданам, не состоящим на учете, за исключением: неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными, грозящих обвалом, подлежащих сносу или освобождению и т.п.), решения народного суда, а также в других случаях, установленных действующим законодательством. 41. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам г.Москвы, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г.Москвы при условии оформления квартиры в собственность. 42. При отсутствии в квартире указанных в п.41 граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. 43. При согласии всех проживающих один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения и оформить их в собственность в установленном порядке без дополнительной платы. 44. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке. 45. Вопросы заселения жилых помещений, освобождающихся в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности г.Москвы, и в домах муниципального жилищного фонда, рассматриваются жилищными органами в административных округах. 46. Лицо, которому предоставлено жилое помещение, обязано в течение 15 дней заключить договор социального или коммерческого найма с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом. 47. В случае пропуска указанного срока свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилой площади, может его аннулировать и выделить жилую площадь другому лицу с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении. 48. В случае пропуска срока, указанного в п.46 настоящего Положения, по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) и их документального подтверждения он может быть продлен органом, принявшим решение о предоставлении жилой площади. 49. В случае невозможности заключения договора найма по вине органа, предоставившего жилое помещение, срок, указанный в п.46 настоящего Положения продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное помещение подлежит замене на равнозначное или равноценное.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья тем, чьи квадратные метры не соответствуют установленным нормам. Ухудшение жилищных условий граждан РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. Однако на практике многие граждане злоупотребляют этим фактом и намеренно ухудшают жилищные условия, чтобы получить право на новое жильё.

Что это такое

В каждом регионе установлены свои законы, определяющие, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищные условия

С тех пор как в 2005 году был опубликован Жилищный кодекс РФ с дополнениями, в обиходе появилось совершенно новое определение - «намеренное ухудшение жилищных условий». Так, в ст. 53 этот термин поясняется как действие по специальному ухудшению жилищных условий для возможной постановки на учёт в качестве нуждающихся в жильё. Однако в законе нет конкретики по этому понятию, и не совсем ясно, как доказать, что человек ухудшил свои условия специально. Чаще этим вопросом занимается местная власть, которая самостоятельно определяет виновность (или невиновность) каждого претендента на жильё.

К сожалению, нередки случаи, когда доказать свою правоту можно, только обратившись в суд.

В судебном заседании может быть установлено три определяющих положения, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий:

  • гражданин специально ухудшил условия жизни, чтобы получить статус нуждающегося;
  • благодаря своим действиям он официально получил право на государственное жильё;
  • гражданин заявил о своём желании улучшить условия после того, как самостоятельно их ухудшил.

В случае если гражданин давно состоит на очереди, а у него произошло ухудшение условий жизни, то намеренным оно не признаётся.

Подведя итог вышеперечисленному, можно утверждать, что любой человек, желающий улучшить свои жилищные условия и предпринимающий любые шаги в этом направлении, автоматически совершает намеренные деяния по их ухудшению.

Самым очевидным примером является вступление в брак с последующей пропиской супруги (супруга) в занимаемое помещение. Это не относится к преднамеренным ухудшениям условий, но только при соблюдении всех норм действующего законодательства. Для этого необходимо доказать целесообразность регистрации одного из супругов по месту прописки другого, что удаётся далеко не всегда.

Основные признаки

Чтобы встать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи

Признаки намеренного ухудшения жилищных условий:

  • разделение счетов;
  • неравноценный обмен (на меньшее по площади жильё);
  • прописка одного или нескольких граждан;
  • выселение по причине несоблюдения договора найма, нарушения условий проживания;
  • продажа или акт дарения жилого помещения третьим лицам;
  • отделение доли квартиры или дома посторонним людям (не членам семьи);
  • перевод всего жилого помещения или отдельной его части в нежилое;
  • отказ от предоставления социального жилья.

В качестве наглядного примера можно привести целенаправленный обмен квартиры большей площади на неравноценную по метражу. Например, 2-комнатное помещение на 1-комнатное с целью постановки на очередь. Сюда же можно отнести и фиктивный брак с последующей пропиской супруга (-ги) в квартире для получения лучшего жилья.

У гражданина должно быть намерение встать на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.

В результате совершённых действий по ухудшению жилищных условий гражданин, не состоящий ранее на учёте нуждающихся, получает право встать на жилищную очередь.

Но и здесь всё неоднозначно, ведь исходя из вышеперечисленного ухудшением жилья будет считаться и рождение ребёнка, и вступление в брак. Точно определить, что человек делает это намеренно, чтобы получить право на улучшение жилья, очень сложно.

Методика определения

В жилищном законодательстве ухудшение рассматривается только как уменьшение степени обеспеченности каждого члена семьи квадратными метрами вне зависимости от качества квартиры, количества изолированных комнат, уровня благоустроенности

Что же не относится к намеренному ухудшению? Есть несколько конкретных определений этого термина, позволяющих получить новую квартиру в рамках закона.

Неумышленное ухудшение:

  • регистрация на спорной жилплощади супруга несовершеннолетнего ребёнка, жены (мужа), близкой родни (при строгом соблюдении законодательства);
  • прерывание договора ренты;
  • временная прописка людей, не относящихся к родственникам.

Существуют слои граждан, ухудшение условий проживания для которых имеет некоторые особенности.

Для военнослужащих преднамеренным может считаться:

  • фиктивный брак с дальнейшей пропиской одного из супругов;
  • дарение (продажа) квартиры или дома по договору;
  • нарушение норм эксплуатации жилья;
  • фиктивный развод, требующий выделения отдельной доли собственного помещения супругу или несовершеннолетним детям;
  • неравноценный обмен помещения.

Не является противозаконным деянием прописка родственников, супругов и детей, но только по судебному предписанию. Автоматически признаются нуждающимися те военнослужащие, которые не имеют никакого жилья в собственности или проживающие в аварийном помещении.

Молодым семьям должна предоставляться субсидия на покупку жилья, составляющая не менее 30% от его коммерческой стоимости. Площадь такого помещения определяется региональными нормами и рассчитывается индивидуально на каждого члена семьи. В этом случае намеренными действиями будут считаться отказ от подаренного по договору жилья, прописка людей, не являющихся родственниками, продажа или обмен помещения, фиктивный развод или брак. Если судом будут доказаны преднамеренные деяния, то в получении денег семье откажут.

При разводе один из супругов автоматически теряет право пользоваться помещением, но это право обязательно сохраняют за собой несовершеннолетние дети. Причём это никак не зависит от того, с кем при разводе остаётся ребёнок и кто из родителей является собственником жилья. Несоблюдение этого условия незаконно и ущемляет права несовершеннолетних членов семьи в получении жилья.

Ответственность и судебная практика

Если семья проживает в квартире, общая площадь которой не соответствует действующей в регионе учётной норме на каждого жильца, то она имеет право на регистрацию в качестве требующей улучшения жилья

Намеренное ухудшение условий для того чтобы встать на учёт нуждающихся считается противоправным действием. Но несмотря на это, никакой административной, а тем более уголовной ответственности за это не предусмотрено. Если преднамеренность деяний доказана судом, то гражданин просто лишается права становиться на очередь для получения жилья в течение 5 лет.

Что касается судебной практики, то здесь не всё ясно и понятно, ведь намеренность действий доказать очень непросто. Суд должен принять к сведению не только поступок человека с точки зрения логичности и разумности, но его свободу выбора места проживания.

Кроме того, человек, совершивший, казалось бы, преднамеренное ухудшение условий проживания, и так давно живёт в крайне стеснённых обстоятельствах.

Казалось бы, презумпцию невиновности никто не отменял, но только не в случае с ЖК РФ. Если во всех остальных случаях именно суд должен доказать вину человека во вменяемом деянии, то при желании встать на очередь, чтобы получить жильё, гражданин обязан убедить суд, что ухудшение жилищных условий не являлось преднамеренным.

Отсутствие чётко очерченной границы между намеренным и непреднамеренным ухудшением условий даёт немало шансов гражданам встать на учёт в качестве нуждающихся. Однако существует и обратная сторона, когда региональные власти считают малейшие изменения жилищных условий в худшую сторону преднамеренными. Разобраться и доказать что-либо в таком случае очень непросто, ведь в каждой семье существуют свои обстоятельства, такие как развод или прописка недееспособных родителей или несовершеннолетних детей.

Зачастую для приобретения права встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане идут на умышленные действия, результатом которых является уменьшение площади жилья, приходящегося на одного члена семьи, ниже величины учетной нормы .

В частности, к этому широко прибегают:

  • военнослужащие , сотрудники других видов служб, которым полагается служебное жилое помещение по договору социального найма или в собственность;
  • молодые семьи для получения государственной субсидии на приобретение жилья в собственность;
  • другие социально незащищенные категории населения (многодетные, малоимущие семьи, воспитывающие детей-инвалидов), которым в соответствии с законом полагается бесплатное государственное жилье или земельный участок .

Результатом подобных действий может быть привлечение граждан к ответственности судом за мошенничество с государственными средствами и запрет для последующего приема таких лиц на учет в течение как минимум 5 лет .

Что считается намеренным ухудшением жилищных условий?

Какие же события принято принимать за ухудшение жилищных условий, и каким образом регулируются правовые отношения в жилищной сфере? Жилищный кодекс России от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ определяет только последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий - ст. 53 ЖК РФ .

Данная статья не дает исчерпывающего объяснения этому явлению, поэтому в жилищной сфере действуют еще и разнообразные подзаконные акты, которые более подробно определяют, какие действия граждан нужно считать преднамеренными.

В общем случае действиями , которые привели к ухудшению жилищных условий , являются несколько общепринятых фактов:

  • операции купли-продажи, обмена, дарения, выделения пая, изменения в правах собственности владельцев и прочее;
  • фиктивный развод;
  • заселение несовершеннолетнего ребенка, родителей или других родственников, которые до этого проживали, были прописаны по другому адресу на территории России;
  • прописка по месту жительства, если ранее гражданин не состоял на учете о получении дополнительной жилплощади;
  • выход из жилищного кооператива с целью получения доли;
  • приведение жилого помещения или его части в нежилое;
  • невыполнение требований договора о пользовании жилплощадью, за которым последовало принудительное выселение гражданина.

И это еще далеко не полный список, который может расширяться и уточнятся ведомственными нормативными актами.

Достаточно интересным моментом в квартирном вопросе является обеспечение жилплощадью военнослужащих, регламентируемое Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» . Здесь также имеют место быть разные случаи намеренного ухудшения военнослужащими жилищных условий.

Последствия признания действий граждан ухудшением ЖУ

Законодательно определено наказание граждан, которые своими добровольными действиями ухудшают свои жилищные условия, в форме отказа на срок пять лет в регистрации органами местной власти как лиц, нуждающихся в дополнительной жилплощади. Возможно также привлечение к ответственности (административной, уголовной) за махинации с мерами государственной социальной поддержки.

Однако определение факта преднамеренности действий в случае постановки на учет в органах местной власти с целью улучшения своих условий проживания - дело достаточно тонкое и спорное - так как, нет определенного нормативного документа, который четко определили бы грань между:

  • действительно бедственным положением человека;
  • его сознательными действиями по части ухудшения жилищных условий.

Поэтому нередко подобные дела решаются и оспариваются гражданами в судебном порядке.