В какой госпиталь обратиться военному пенсионеру. Кто имеет право обслуживаться в военных госпиталях

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашистской агрессии. Свой значительный вклад в решение этой задачи внесли органы и силы МПВО.

Прежде всего, специальные пиротехнические отряды МПВО продолжали принимать участие в сплошных разминированиях территории СССР, подвергшихся фашистскому нашествию. Были обнаружены и обезврежены миллионы взрывоопасных предметов. За мужество и отвагу, проявленные при разминировании, свыше 700 солдат, сержантов и офицеров подразделений МПВО были награждены орденами и медалями.

Другой важнейшей задачей МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Особое значение в этом деле для МПВО имело постановление СНК СССР, принятое еще 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». По данным, поступившим в Главное управление МПВО МВД СССР, силами частей и формирований МПВО был выполнен большой объем восстановительных работ.

Вместе с тем, завершение боевой деятельности МПВО в связи с окончанием войны обусловило целесообразность сокращения численности органов управления и сил МПВО, реорганизации её структуры. Следует отметить, что постепенное сокращение численности органов управления и сил МПВО началось ещё в конце войны, а после её окончания продолжилось. В соответствии с постановлением СНК СССР от 24 октября 1945 года численность личного состава была уменьшена почти на 60 тыс. человек. Были расформированы городские части МПВО, значительно сокращены органы управления.

Однако, несмотря на организационные изменения, резкое сокращение численности органов управления частей и формирований МПВО, вопросы подготовки к защите населения от нападения с воздуха оставались на повестке дня.

Прежде всего, продолжалась подготовка населения, предприятий и учреждений к защите от нападения с воздуха. Обучение граждан проводилось в кружках по 20-часовой программе «Готов к ПВХО». Эта работа осуществлялась ДОСААФ и другими организациями под руководством штабов МПВО. Знания и навыки закреплялись на учениях и тренировках.

Сокращая численность МПВО и категорированных городов, государство принимало меры по сохранению накопленного фонда защитных сооружений. Постановление Государственного комитета обороны от 30 августа 1945 г. «Об использовании специальных сооружений местной противовоздушной обороны» предусматривало организацию контроля за состоянием убежищ и укрытий, командных пунктов и других специальных сооружений.

В целом же внимание к проблемам МПВО в стране в эти годы ослабело.

«С окончанием Великой Отечественной войны, – говорилось, например, в циркулярном письме Главного управления МПВО НКВД СССР, разосланном в наркоматы и ведомства в июне 1946 г., – работа по МПВО на объектах промышленности и транспорта значительно ослабла. Ряд руководителей предприятий вместо того, чтобы принять меры к сохранению и закреплению принципов работы по МПВО, установившихся в период войны, во многих случаях способствовали распространению «ликвидаторских» настроений и практически от работы по МПВО самоустранились».

Между тем жизнь готовила советским людям, личному составу МПВО ещё одну серьезную проверку. В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР разразилась катастрофа – произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных в мировой истории. В течение нескольких секунд столица Туркмении город Ашхабад с населением 130 тыс. человек превратился в руины.

Катастрофические масштабы последствий землетрясения впервые поставили перед страной, МПВО и Вооруженными силами СССР ряд сложных и специфических задач, для решения которых не было достаточного опыта и навыков.

К таким задачам в первую очередь относились восстановление нарушенного управления, организация поиска и спасения людей, оказавшихся под развалинами домов, оказание пострадавшим медицинской помощи, извлечение и захоронение погибших, обеспечение людей жильем и предметами первой необходимости, питанием, эвакуация женщин, детей, стариков в другие районы.

Полученный опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия. В частности, уникальным считался опыт разделения ответственности между различными министерствами за отдельные участки помощи, мобилизацию необходимых ресурсов.

Вместе с тем, уже вскоре после окончания 2-й Мировой войны вновь начали обостряться международные отношения.

В связи с этим, советское правительство принимает меры по укреплению обороноспособности страны, в том числе по совершенствованию защиты населения и экономики от воздушного нападения. Разрабатывается новое «Положение о МПВО СССР», ряд других документов, касающихся вопросов организации и осуществления защитных мероприятий, обучения населения. При их разработке использовался не только опыт, накопленный МПВО в предшествующие годы, но и передовой зарубежный опыт в этой области.

Новое «Положение о местной ПВО Союза ССР» было утверждено Советом Министров СССР 31 октября 1949 г. В нем были определены цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров в системе МПВО; обязанности министерств и ведомств.

В Положении был определен порядок осуществления ряда мер, по которым раньше не имелось нормативных документов. К ним относились создание мобилизационных фондов для развертывания системы МПВО в военное время; определение порядка введения на территории страны «Угрожаемого периода» (возлагалось на Главное управление МПВО МВД СССР по согласованию с Генеральным штабом Советской Армии); повышение инженерно-технических требований МПВО в гражданском и промышленном строительстве др.

Следует отметить, что подготовка системы МПВО в этот период явно отставала от уровня развития зарубежных средств поражения. В постановлениях Совета Министров СССР от 29 и 30 июня 1955 года «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия» указывалось, что подготовка страны к МПВО до 1955 года велась без учета возможного применения противником ядерного оружия. Силы и средства готовились к действиям в упрощенных условиях, без учета возможных разрушений, возникающих в результате применения ядерного оружия. Этим постановлением эвакуация населения крупных экономических и административно-политических центров была определена основным способом защиты от ядерного оружия. Для достижения этой цели создаются постоянно действующие республиканские, краевые, областные, городские и районные эвакокомиссии, разрабатываются планы эвакуации населения. Кроме того, с объявлением «Угрожаемого положения» предусматривалось введение в стране двух режимов затемнения: полного – вдоль государственной границы СССР на расстоянии возможного действия бомбардировочной авиации противника и в ряде крупных промышленных городов Поволжья и Урала, и частичного – на всей остальной территории страны. Впервые вводилось в стране всеобщее и обязательное обучение населения противоатомной защите. Особое внимание уделялось организации своевременного оповещения.

14 апреля 1956 г. утверждается новое «Положение о МПВО Союза ССР», в котором было определено, что всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения является одной из главных задач МПВО.

В Положении впервые было отмечено, что МПВО является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от атомного оружия и других современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения. Особое внимание обращалось на то, что МПВО должна организовываться на всей территории страны.

Большое внимание уделялось подготовке учащейся молодежи. Организация обучения студентов и учащихся по вопросам МПВО возлагалась на Министерство высшего образования СССР, Министерство культуры СССР, министерства просвещения союзных республик, Главное управление трудовых ресурсов и другие ведомства. Они разрабатывали программы и методические указания, которые согласовывались со Штабом МПВО СССР. Таким образом, обучение по МПВО приобретало плановый, организованный характер, а преподавание вопросов МПВО стало одной из учебных дисциплин.

Учитывая продолжающееся обострение международной обстановки, 4 мая 1959 года Совет Министров СССР принимает новое постановление «О мерах по обеспечению подготовки страны к местной противовоздушной обороне», в котором предусматривались меры по улучшению оповещения населения, строительству в 1959–1965 гг. защитных и специальных сооружений, накоплению мобилизационных ресурсов и повышению боевой готовности войсковых частей и формирований МПВО, рассредоточенному размещению предприятий, укрытию особо важных заводов, государственных резервов в специальных подземных сооружениях, созданию дублеров уникальных и особо важных предприятий, по усилению работы ДОСААФ, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП) по всеобщему обязательному обучению в городах и сельской местности, защите от атомного, химического и бактериологического оружия.

В результате осуществления перечисленных мероприятий значительно возросла оперативная готовность всей системы МПВО. За короткий срок был создан значительный фонд защитных сооружений. Убежища МПВО прошли испытания на Семипалатинском ядерном полигоне и показали высокую эффективность.

Появление в 50-е годы и быстрое развитие ракетно-ядерного оружия потребовало новых подходов к защите населения в условиях ядерной войны. Начавшийся в середине 50-х годов качественно новый этап по совершенствованию МПВО завершился созданием на её базе системы гражданской обороны.

Изложенное выше позволяет констатировать следующее:

1. Появление в начале ХХ века и бурное развитие авиации, способной наносить удары по тылам воюющих государств, обусловило создание в России системы защиты населения от воздушного нападения.

2. Созданная МПВО прошла этапы становления и развития, неоднократные реорганизации и к началу Великой Отечественной войны подошла готовой к защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях войны.

3. В годы Великой Отечественной войны МПВО успешно справлялась со стоящими перед ней задачами, сохранив жизнь и здоровье миллионам советских людей, обеспечив надежность работы объектов тыла.

4. В послевоенные годы органы управления и силы МПВО приняли активное участие в восстановлении народного хозяйства, выполнив огромный объем работ.

5. Появление в 50-е годы ракетно-ядерного оружия потребовало совершенствования способов защиты населения, коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Основы в области защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, заложенные в годы функционирования МПВО, стали фундаментом, на котором была создана и поныне функционирует гражданская оборона страны.

В январе 1960 года Правительством СССР принимается решение о передаче штабов и войск МПВО в подчинение Минобороны СССР.

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ

С первых дней и месяцев Первой мировой войны органы государственного и военного руководства обращали самое пристальное внимание на состояние воздушной обороны.

В Первой мировой войне в связи с интенсивным развитием и применением противоборствующими сторонами летательных аппаратов в военных целях в армиях враждующих государств возникла необходимость создания специальных средств борьбы с ними и организации воздушной обороны группировок своих войск и важных объектов на ТВД. В России среди первоочередных задач разрабатывались меры по недопущению полетов средств воздушного нападения противника над столицей и резиденцией императора в Царском Селе.

30 ноября 1914 года* командующий 6-й армией приказом № 90 объявил специальную инструкцию, на основании которой и была организована воздушная оборона** Петрограда и его окрестностей. Ее начальником стал генерал-майор Г.В. Бурман. 8 декабря 1914 года "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" была введена в действие, воздушная оборона столицы России начала осуществляться.

* Здесь и далее даты приводятся по новому стилю.
** Термин "воздушная оборона", под которым понималась совокупность сил и средств, а также организационных мер для борьбы с военно-воздушным флотом противника и защиты от его действий своих войск и объектов, употреблялся в России сравнительно непродолжительное время - с 1914 по 1926 г., в 1926- 1927 гг. применялся термин "воздушно-химическая оборона", с 1928 г. - "противовоздушная оборона". Впервые название "противовоздушная оборона" в официальном документе (он был подписан помощником начальника Штаба РККА Б.М. Шапошниковым) появилось в начале 1924 г., а с 1928 г. узаконено постановлением Реввоенсовета СССР.

Для своевременного обнаружения противника в воздухе на дальних подступах к городу и оповещения о нем была развернута сеть наблюдательных постов, на позициях вокруг Петрограда и вблизи Царского Села установлены артиллерийские орудия, приспособленные для стрельбы по летательным аппаратам, из состава Гатчинской военной авиационной школы назначены подготовленные к борьбе с самолетами экипажи.

К апрелю 1915 года воздушная оборона Петрограда и императорской резиденции в Царском Селе пополнилась новыми силами и средствами, в связи с чем приказом по 6-й армии № 112 и отдельными распоряжениями с 14 мая 1915 года вводился ряд инструкций, определявших действия назначенных для воздушной обороны органов руководства, частей и подразделений различных родов оружия. С лета же 1915 года впервые организация воздушной обороны столицы империи была регламентирована приказом Верховного главнокомандующего.

В ходе Первой мировой войны воздушная оборона создавалась также для защиты других городов, в частности Одессы и Николаева, крупных штабов, группировок войск на всех фронтах действующей русской армии. Совершенствовались ее организация и вооружение.

В начале 1917 года по инициативе Ставки Верховного главнокомандующего стала создаваться система радиоразведки, или, как ее тогда называли, радиотелеграфная оборона в районах Петрограда и Одессы с целью заблаговременного предупреждения о появлении неприятельских воздушных кораблей и определения направления их полета.

Таким образом, в 1915-1917 гг. было положено начало созданию систем воздушной обороны отдельных городов и важных военных объектов на театрах военных действий. В русской армии вводились (штатно и нештатно) специальные должности начальников воздушной обороны, формировались их штабы.

Создаваемые системы воздухообороны административно-политических и военных центров России в течение всей войны непрерывно совершенствовались с учетом обстановки на Восточно-Европейском ТВД, имеющихся на вооружении технических средств и опыта борьбы с воздушным противником.

В годы Гражданской войны и военной интервенции воздушная оборона Советского государства делала первые шаги. Крайне низкий технический уровень и малочисленность привлекаемых для воздушной обороны сил и средств не позволяли развивать зародившийся в ходе Первой мировой войны опыт их боевого применения на фронтах военных действий.

После окончания Гражданской войны по решению правительства РСФСР в сжатые сроки начался перевод Красной армии на мирное положение. Значительное сокращение в эти годы было проведено и в частях (подразделениях) воздушной обороны. Отсутствие единого органа руководства последней, ограниченное количество зенитной артиллерии и авиации, их плохое техническое состояние привели к тому, что "в период 1921-1924 гг. противовоздушная оборона как система в стране не существовала". Так оценил этот период в 1932 году начальник Управления ПВО М.Е. Медведев.

К строительству системы противовоздушной обороны Советского государства в межвоенный период приступили в ходе военной реформы 1924-1925 гг. С 1924 года Штаб РККА стал основным планирующим органом этого процесса.

Особое значение в деле строительства ПВО имела директива Штаба РККА военным округам, управлениям и службам Наркомата по военным и морским делам от 25 августа 1925 года, в которой разъяснялось, что "в текущем бюджетном году Штаб РККА приступает к организации противовоздушной обороны страны. Задачи, встающие в связи с этим, следует отличать от задач противовоздушной обороны фронтовой полосы в военное время, где все эти вопросы будут разрешаться на основании соответствующих уставов, наставлений". В этой директиве впервые были применены термины "противовоздушная оборона страны" и "противовоздушная оборона фронтовой полосы" и подчеркнуто их различие.

В декабре 1926 года Штабом РККА предпринимается попытка объединить воздушную и химическую оборону. С этой целью в военных округах создаются секторы воздушно-химической обороны, объединявшие борьбу с воздушным противником и ликвидацию последствий возможного применения им химического оружия. Во всех командно-штабных органах в разрабатываемых планах и официальных документах вместо термина "противовоздушная оборона (ПВО)" стал применяться термин "воздушно-химическая оборона (ВХО)". Однако просуществовал последний немногим более года, поскольку не точно отражал сущность мероприятий по защите страны от ударов с воздуха. 31 января 1928 года на заседании Реввоенсовета СССР по предложению С.С. Каменева, занимавшего в то время должность заместителя председателя РВС, было принято решение отказаться от термина "воздушно-химическая оборона". В соответствии с "Положением о противовоздушной обороне Союза ССР (для мирного времени)", утвержденным в этот же день наркомом по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошиловым, все части, средства и органы ВХО переименовывались в части, средства и органы ПВО. Узаконивалось также название "служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)". Руководство противовоздушной обороной страны возлагалось на наркомвоенмора, которое ему предстояло осуществлять через Штаб РККА.

В 1930 году в Штабе РККА были выработаны предложения по созданию в центральном аппарате военного ведомства органа управления, который бы непосредственно курировал вопросы противовоздушной обороны. И 1 мая этого же года дополнением к штату центрального аппарата в составе Штаба РККА такой орган под названием 6-е управление создается. Его начальник одновременно являлся инспектором ПВО и начальником службы ПВО РККА.

В том же 1930 году Реввоенсоветом СССР был разработан и 23 ноября утвержден первый Генеральный план противовоздушной обороны страны с основными цифровыми показателями развития ПВО на 1931-1933 гг. В соответствии с ним стали реализовываться меры по укреплению частей и созданию первых соединений войск противовоздушной обороны. Многие территориальные части ПВО, предназначенные для обороны крупных центров страны, переводятся на кадровый состав. На базе зенитных артиллерийских полков создаются бригады ПВО, в состав которых помимо частей и подразделений зенитной артиллерии включаются пулеметные, прожекторные батальоны (роты), подразделения аэростатов заграждения и ВНОС. Осенью 1931 года бригады на обороне Москвы и Ленинграда были переформированы в дивизии ПВО.

Такие изменения в войсках противовоздушной обороны потребовали новой организации руководства ПВО в центре. 1 мая 1932 года приказом РВС СССР № 033 6-е управление Штаба РККА переименовывается в Управление противовоздушной обороны РККА с непосредственным подчинением его Реввоенсовету СССР.

Переломным в решении вопросов строительства противовоздушной обороны явился 1932 год, в течение которого состояние ПВО и меры по ее дальнейшему укреплению дважды (в апреле и в сентябре-октябре) рассматривались на правительственном уровне. Результатом этих обсуждений стало принятие ряда документов, определивших как основы организации противовоздушной обороны на всей территории страны, руководство ею в центре и на местах, так и пути повышения качества боевой подготовки частей и функционирования всей системы службы ПВО. Одним из таких документов было, в частности, утвержденное 4 октября 1932 года постановлением СНК СССР "Положение о противовоздушной обороне территории Союза Советских Социалистических Республик" (объявлено приказом РВС СССР № 0031 от 23 октября 1932 г.).

Выработанные правительством и Реввоенсоветом СССР меры, направленные на достижение решительного перелома в деле ПВО страны, заметно оживили деятельность всех органов, учреждений и заведений военного ведомства по модернизации существующих и созданию новых отечественных образцов оружия и военной техники для противовоздушной обороны. Появились более совершенные типы зенитных орудий, самолетов-истребителей, зенитных пулеметов, прожекторов, аэростатов заграждения. Для службы ВНОС были разработаны образцы автоматической сигнальной аппаратуры связи Авто-ВНОС и другие.

Предпринимались также меры по созданию для противовоздушной обороны принципиально новых видов вооружения на основе последних достижений в области науки и техники, интенсивного развития производства. В 1934 году впервые в мировой практике были проведены успешные испытания разработанной по идеям и при участии инженера-электрика Псковского зенитного артиллерийского полка П.К. Ощепкова аппаратуры по обнаружению самолетов в воздухе на основе использования непрерывного излучения радиоволн (аппаратура "Рапид"), послужившей прототипом первой принятой в 1939 году на вооружение службы ВНОС системы радиообнаружения РУС-1 (радиоулавливатель самолетов первый; система "Ревень"). В июле 1940 года принимается на вооружение станция дальнего обнаружения воздушных целей РУС-2 ("Редут"), действующая на принципах импульсного излучения и приема сигналов.

Таким образом, в межвоенный период для противовоздушной обороны были разработаны различные образцы вооружения и военной техники, хотя не все они имели требуемые характеристики по качеству. Поступление же в войска новых типов оружия затруднялось вследствие недостаточно развитой промышленной базы страны. По объективным, а нередко и субъективным причинам ряд новых образцов либо вообще не был принят в производство, либо качественно более совершенное вооружение выпускалось в ничтожно малых количествах. Все это, а также ряд других факторов привели в конечном итоге к серьезным недостаткам в системе ПВО, на которые в мае 1940 года вынужден был указать нарком обороны Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко: "Противовоздушная оборона войск и охраняемых пунктов в состоянии полной запущенности... При существующем состоянии руководства и организации ПВО должная защита от воздушного нападения не обеспечивается".

В межвоенные годы осуществлялись также изменения в организации противовоздушной обороны и органах руководства ею.

14 апреля 1936 года наркомом обороны СССР были утверждены предложения Генерального штаба РККА по строительству системы противовоздушной обороны, разработанные Управлением ПВО. Силы и средства противовоздушной обороны крупнейших пунктов - Ленинграда, Москвы, Баку и Киева во главе с начальниками ПВО этих пунктов подчинялись непосредственно командующим войсками военных округов; начальники пунктов ПВО наделялись функциями начальников родов войск округов. В феврале-апреле 1938 года для защиты от ударов с воздуха Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы корпуса ПВО, а Киева - дивизия ПВО. В состав корпусов и дивизий ПВО входили соединения и части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Командирам корпусов и дивизии ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация (ИА) ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны пункта.

Начиная с 1937 года возросла сменяемость начальников Управления ПВО. Так, 2 декабря этого года командарм 2 ранга А.И. Седякин (начальник управления с 25 января 1937 г.) был арестован, и в руководство противовоздушной обороной временно вступил И.Ф. Блажевич, но и его 18 февраля 1938 года арестовали. В исполнение обязанностей начальника Управления ПВО вступил начальник 2-го отдела полковник Г.М. Кобленц, а 13 ноября эту должность принял комдив Я.К. Поляков, прибывший с поста командира бригады ПВО. Однако 4 июня 1940 года Полякова перевели на Дальний Восток, и к руководству Управлением ПВО приступил генерал-майор М.Ф. Королев, являвшийся до этого назначения командиром стрелкового корпуса. Но в ноябре 1940 года он убыл к новому месту службы в Главное управление местной ПВО НКВД.

21 декабря в руководство противовоздушной обороной вступил генерал-лейтенант Д.Т. Козлов, командовавший стрелковым корпусом в войне с Финляндией. 27 декабря 1940 года приказом наркома обороны СССР № 0368 Управление ПВО РККА было преобразовано в Главное управление (ГУ) ПВО Красной армии. Этим же приказом на начальника ГУ ПВО возлагались организация противовоздушной обороны территории СССР, руководство боевой подготовкой и использованием сил и средств ПВО.

В январе 1941 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление "Об организации противовоздушной обороны". В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. На этой территории в пределах военных округов создавались (приказом НКО СССР от 14 февраля) зоны противовоздушной обороны, в них - районы противовоздушной обороны, а также пункты ПВО. В боевой состав зоны ПВО включались соединения ПВО и части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, прожекторов, ВНОС и аэростатов заграждения, непосредственно выполнявшие задачи по защите от ударов воздушного противника городов, объектов и сооружений на территории зоны.

Генерал-лейтенант Д.Т. Козлов возглавлял ГУ ПВО до 14 февраля 1941 года. Далее (до ноября 1941 г.) начальниками Главного управления противовоздушной обороны были: генерал-лейтенант авиации Е.С. Птухин, генерал-полковник Г.М. Штерн, генерал-полковник артиллерии Н.Н. Воронов, генерал-майор артиллерии А.А. Осипов (врид).

Всего к началу Великой Отечественной войны войска ПВО имели: зон ПВО - 13; корпусов ПВО - 3; дивизий ПВО - 2; бригад ПВО - 9; бригадных районов ПВО - 39. Численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для решения задач противовоздушной обороны наиболее важных центров страны было выделено также 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей.

Вместе с тем имевшие место в войсках ПВО недостатки, нерешенные проблемы организационного и технического плана к июню 1941 года ликвидировать так и не удалось, что явилось одной из причин серьезных потерь вооруженных сил и государства в целом от ударов с воздуха в начальный период войны.

На рассвете 22 июня 1941 года бомбовыми и штурмовыми ударами немецко-фашистской авиации по войскам и объектам в границах Прибалтийского Особого, Западного Особого, Киевского Особого, Одесского и Ленинградского военных округов и Черноморского флота началась для советского народа Великая Отечественная война. В 3 ч 15 мин ударам подверглись Очаков и Севастополь. С 3 ч 30 мин авиация противника бомбила города Белоруссии, Украины, Прибалтики, нанесла массированные удары по аэродромам базирования ВВС приграничных округов. В 4 ч началось вторжение в пределы СССР сухопутных войск фашистской Германии. Вооруженные Силы Советского Союза и в их составе силы и средства противовоздушной обороны вступили в ожесточенное противоборство с противником. Нередко части и подразделения ПВО вступали в бой с авиацией противника без разрешения свыше, на свой страх и риск, так как накануне войны действовал приказ: по нарушителям границы огня не открывать.

С первых дней и месяцев войны органы государственного и военного руководства обращали самое пристальное внимание на состояние противовоздушной обороны. Военные советы фронтов, командующие войсками военных округов направляли в Генеральный штаб заявки на дополнительные средства ПВО для усиления прикрытия пунктов и объектов в своих зонах ответственности. В июне-июле 1941 года в Генеральный штаб по вопросу выделения средств противовоздушной обороны не раз обращались руководители наркоматов, секретари обкомов ВКП(б).

В то же время состояние противовоздушной обороны Москвы, других важных городов и районов страны вызывало серьезную озабоченность и руководителей самого высокого ранга. В частности, образованный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В. Сталиным с первых дней своей деятельности и до окончания Великой Отечественной войны неоднократно обращался к решению проблем ПВО. Так, 9 июля 1941 года он принял специальное постановление "О противовоздушной обороне Москвы", а 22 июля 1941 года - "О противовоздушной обороне гор. Ленинграда".

Ход летне-осенней кампании 1941 года убедительно подтвердил возрастание роли противовоздушной обороны в войне. В условиях господства противника в воздухе войска ПВО в первые дни и месяцы войны в приграничных оборонительных сражениях, при отражении массированных налетов на Москву, при защите от ударов с воздуха Ленинграда, Киева, Одессы и других важных пунктов нанесли фашистской авиации существенный ущерб, уничтожив более 2500 вражеских самолетов, приобрели необходимый боевой опыт. Вместе с тем невосполнимые потери соединений и частей ПВО, выявленные недостатки в организации и управлении противовоздушной обороной привели к необходимости принимать срочные меры по совершенствованию организации и наращиванию сил и средств ПВО.

9 ноября 1941 года ГКО принял постановление "Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза", коренным образом изменившее организацию всей системы ПВО. В соответствии с ним соединения и части, предназначенные для защиты от ударов с воздуха крупных административно-политических центров и жизненно важных объектов в тылу страны, выводились из подчинения военных советов округов, фронтов и флотов (за исключением соединений и частей, прикрывавших Ленинград: они оставались в подчинении командования Ленинградским фронтом) и передавались в ведение командующего Войсками ПВО территории страны - заместителя наркома обороны по противовоздушной обороне (на эту вновь введенную должность назначен генерал-лейтенант М.С. Громадин). При нем было создано управление, куда входили: штаб, управления истребительной авиации, зенитной артиллерии и другие органы (ИА, выделенная для решения задач противовоздушной обороны объектов, передавалась командующему Войсками ПВО территории страны лишь в оперативное подчинение). Одновременно с этим вместо существовавших ранее на европейской части СССР зон ПВО на их базе создавались два корпусных (Московский и Ленинградский) и целый ряд дивизионных районов противовоздушной обороны.

24 ноября 1941 года во исполнение постановления ГКО народный комиссар обороны своим приказом распределил части и соединения противовоздушной обороны между Войсками ПВО территории страны и фронтами. Тем самым система противовоздушной обороны была разделена на две составляющие - ПВО страны и войсковую ПВО.

В последующие месяцы первого периода Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны на своих заседаниях неоднократно возвращался к рассмотрению проблем, связанных с противовоздушной обороной. Так, 22 января 1942 года он обсудил вопросы, касающиеся Военно-воздушных сил. Результатом этого обсуждения явился приказ наркома обороны СССР И.В. Сталина от того же числа, согласно которому корпуса, дивизии и отдельные полки ИА, выделенные для противовоздушной обороны объектов, были переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны, а вместе с ними и обеспечивавшие их батальоны аэродромного обслуживания. С изданием этого приказа, по сути, завершилось преобразование Войск ПВО территории страны в самостоятельный вид Вооруженных Сил СССР. Решая строго определенный круг задач стратегического характера, они имели свойственную только им структуру и самостоятельное командование, непосредственно подчинявшееся высшему военному руководству. Основными родами войск являлись зенитная артиллерия и истребительная авиация с присущими им формами и способами действий по воздушному противнику с использованием зенитных прожекторов и системы ВНОС, на вооружение подразделений и частей которой стали поступать первые станции радиообнаружения самолетов в воздухе.

5 апреля 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление о реорганизации Московского корпусного района ПВО в первое в отечественных Вооруженных силах оперативно-стратегическое объединение Войск противовоздушной обороны страны - Московский фронт ПВО. Другим постановлением от того же числа на базе Ленинградского корпусного района ПВО создавалось качественно новое оперативное объединение - Ленинградская армия ПВО, а на базе Бакинского корпусного района - Бакинская армия ПВО.

29 июня 1943 года ГКО рассмотрел "Вопросы противовоздушной обороны территории страны" и принял специальное постановление, согласно которому предписывалось иметь на территории страны два фронта ПВО - Западный и Восточный. Координация их действий и контроль за ними возлагались на командующего артиллерией Красной армии Н.Н. Воронова (Управление командующего Войсками ПВО территории страны было ликвидировано). При нем сформированы: Центральный штаб войск ПВО, Центральный штаб истребительной авиации ПВО, центральный пост ВНОС и другие органы.

Создание двух фронтов ПВО улучшило организацию взаимодействия объединений и соединений ПВО страны с силами истребительной авиации и зенитной артиллерии общевойсковых фронтов и флотов. В то же время упразднение должности командующего Войсками ПВО территории страны не вызывалось объективной необходимостью и усложняло централизованное руководство силами и средствами, выполняющими задачи противовоздушной обороны объектов и коммуникаций тыла страны. Не являлась целесообразной и разграничительная линия между фронтами ПВО, проведенная с севера на юг, при которой Восточный фронт ПВО прикрывал объекты в глубоком тылу, а Западный выполнял задачи на громадной территории, простиравшейся позади действующих общевойсковых фронтов. По мере стремительного продвижения последних на запад в ходе стратегического наступления Красной армии во второй половине 1943 - начале 1944 года разрыв между соединениями Западного фронта ПВО, следовавшими за наступающими войсками с ведением напряженной борьбы с воздушным противником, и соединениями Восточного фронта ПВО, продолжавшими оставаться на прикрытии объектов, находившихся в большинстве своем вне зоны досягаемости немецкой авиации, все более увеличивался, что создавало серьезные затруднения в решении вопросов не только управления, маневра силами и средствами по глубине для наращивания противовоздушной обороны на освобожденной территории, но и ее организации в целом.

С целью устранения выявившихся недостатков проведенной реорганизации 29 марта 1944 года Государственным комитетом обороны было принято постановление "О мероприятиях по улучшению управления действующими войсками ПВО Красной армии", определившее создание на основе сил и средств Западного и Восточного фронтов ПВО соответственно Северного и Южного фронтов ПВО с разграничительной линией между ними с запада на восток. Закавказская зона ПВО переформировывалась в Закавказский фронт ПВО.

Дальнейшее наступление войск Красной армии на запад увеличивало воздушное пространство, в пределах которого необходимо было организовывать и осуществлять противовоздушную оборону объектов, рассредоточенных на большую глубину в прифронтовой полосе, что приводило к возрастанию количества сил и средств во фронтах ПВО, усложнению управления ими. В связи с этим 24 декабря 1944 года очередным постановлением ГКО принял меры по приближению органов оперативного руководства противовоздушной обороной к действующим войскам. Северный фронт ПВО был преобразован в Западный с перемещением управления фронта из Москвы в Вильнюс, а Южный - в Юго-Западный с передислокацией штаба из Киева во Львов. Для прикрытия объектов глубокого тыла страны на базе Особой Московской армии ПВО создан Центральный фронт ПВО со штабом в Москве. Закавказский фронт ПВО сохранен без изменений. Центральные штабы войск ПВО и истребительной авиации ПВО Красной армии переименованы соответственно в Главный штаб войск ПВО Красной армии и Главный штаб истребительной авиации ПВО Красной армии.

В кампании 1945 года в Европе Войска ПВО страны, продолжая выполнять задачи по обороне важнейших центров, промышленных районов и коммуникаций Советского Союза, основные усилия сосредоточили на обеспечении заключительных наступательных операций фронтов, организации обороны важнейших объектов, освобождаемых Красной армией в Центральной и Юго-Восточной Европе. В этот период в составе Войск ПВО действовали четыре фронта противовоздушной обороны, прикрывавшие важнейшие стратегические воздушные направления.

На востоке страны, где сосредоточивались и развертывались группировки советских войск с целью разгрома милитаристской Японии, требовалось усилить прикрытие от возможных ударов противника с воздуха Транссибирской железнодорожной магистрали, других коммуникаций, важных промышленных объектов, складов, войск. Для этого по решению Государственного комитета обороны (постановление "Об усилении противовоздушной обороны Дальнего Востока и Забайкалья" от 14 марта 1945 г.) были сформированы три армии ПВО: Приморская, Приамурская и Забайкальская, которые позже вошли в состав 1-го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов. В специальном отношении они передавались в подчинение командующему артиллерией Красной армии.

Общим итогом боевой деятельности Войск противовоздушной обороны страны является их существенный вклад в достижение Победы, добытой общими усилиями всех видов Вооруженных Сил СССР и родов войск. В Великую Отечественную войну Войска противовоздушной обороны успешно справились с поставленными задачами. Они совместно с силами и средствами ПВО фронтов, флотов сохранили от разрушений с воздуха многие города, населенные пункты, промышленные предприятия, железнодорожные коммуникации, обеспечили проведение операций на сухопутных и морских театрах действий советских войск и сил флота. Выполняя свои боевые задачи Войска ПВО страны уничтожили 7313 самолетов немецко-фашистской авиации, из которых 4168 - силами истребительной авиации ПВО и 3145 - зенитной артиллерией, пулеметным огнем и аэростатами заграждения.

Постоянное внимание к противовоздушной обороне в годы войны высших органов государственного и военного руководства обеспечило неуклонное возрастание сил и средств ПВО в количественном и качественном отношении, определило создание самостоятельной организационной структуры - Войск противовоздушной обороны страны. Одним из важнейших выводов по итогам Великой Отечественной войны следует считать подтверждение тезиса о возрастании роли противовоздушной обороны для обеспечения безопасности государства. Задачи по отражению ударов воздушного противника могут выполнить только заблаговременно развернутые, находящиеся в постоянной боевой готовности, сильные Войска противовоздушной обороны.

По окончании войны Красная (с 1946 г. Советская) армия, в том числе и Войска противовоздушной обороны страны, переводятся на штаты мирного времени. В 1945-1946 гг. осуществляется первая послевоенная реорганизация всей системы противовоздушной обороны СССР. Имевшиеся к концу войны 4 фронта и 3 армии ПВО были переформированы в 3 округа и 2 армии ПВО, значительное количество соединений и частей ПВО расформировано. В апреле 1946 года была восстановлена должность командующего Войсками ПВО страны, на которую назначен генерал-полковник М.С. Громадин. В результате сокращения к октябрю 1946 года численность Войск ПВО уменьшилась до 147287 человек (в конце войны она составляла около 637 тыс. человек).

В июне 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет министров СССР определили новую структуру системы и войск ПВО. Округа, армии ПВО подлежали расформированию, на их базе создавались районы ПВО 1, 2 и 3-й категорий. Вся территория страны делилась на внутреннюю часть (объекты тыла) и приграничную полосу. Ответственность за противовоздушную оборону тыловых объектов, а также за подготовку территории страны в противовоздушном отношении возлагалась на командующего Войсками ПВО страны - заместителя министра Вооруженных сил. Ему были подчинены Войска ПВО страны, осуществлявшие прикрытие объектов тыловых районов, и служба ВНОС на территории всего СССР. Ответственность за противовоздушную оборону объектов в приграничной полосе была возложена на командующих войсками военных округов, военно-морских баз и портов - на командующих флотами.

Командующим Войсками ПВО страны 7 июля 1948 года был назначен заместитель министра Вооруженных сил Маршал Советского Союза Л.А. Говоров с оставлением за ним должности главного инспектора. С этой даты Войска противовоздушной обороны страны вышли из подчинения командующего артиллерией Советской армии.

В соответствии с этими решениями в 1948-1949 гг. была проведена вторая послевоенная коренная реорганизация войск и системы противовоздушной обороны, которая позволила шире развернуть работы по подготовке территории страны к противовоздушной обороне (строительство аэродромов, командных пунктов, линий связи и т.п.). В то же время было нарушено единство руководства системой ПВО, что отрицательно сказалось на ее боевой готовности.

В сентябре 1951 года правительственным постановлением осуществляется очередная реорганизация ПВО. В связи с тем что в приграничной полосе войска ПВО оказались разобщенными по военным округам, а это затрудняло управление ими и взаимную информацию о воздушной обстановке, предписывалось создать единую воздушную оборону приграничной линии из частей и соединений истребительной авиации во главе с заместителем главнокомандующего ВВС. В состав сформированных 8 районов этой линии из Войск ПВО страны передавались все части ВНОС в приграничной полосе. Однако это мероприятие не сыграло заметной роли в повышении эффективности борьбы с самолетами-нарушителями воздушного пространства страны.

20 июня 1953 года приказом министра обороны "О мероприятиях по улучшению организации противовоздушной обороны Союза ССР" районы воздушной обороны приграничной линии были упразднены, на их базе созданы управления противовоздушной обороны военных округов, которые включались в состав Войск ПВО страны. На командующего последними была возложена ответственность за противовоздушную оборону и руководство силами и средствами ПВО на всей территории СССР.

27 мая 1954 года постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС "О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР" руководство Войсками ПВО страны и службой ВНОС и ответственность за противовоздушную оборону были возложены на Министерство обороны. Для непосредственного руководства ею учреждалась должность главнокомандующего Войсками ПВО страны, он же заместитель министра обороны СССР. На эту должность назначен Маршал Советского Союза Л.А. Говоров.

Постановлением от 28 мая и приказом министра обороны СССР от 14 июня 1954 года "О реорганизации структуры войск ПВО страны" вместо районов и управлений противовоздушной обороны в приграничных военных округах, а также в глубине страны воссоздавались оперативные объединения (округа и армии) и оперативно-тактические соединения (корпуса, дивизии) ПВО, включавшие в свой состав все рода войск.

В этот период совершенствуются также вооружение, боевая техника и организация войск в тактическом звене. Новые образцы вооружения поступают в авиационные и радиотехнические части Войск ПВО.

С середины 1950-х годов началось интенсивное развитие зенитных ракетных войск, составивших основу огневой мощи противовоздушной обороны. 7 мая 1955 года постановлением Совета министров СССР на вооружение Войск ПВО страны принята первая зенитная ракетная система С-25, а также закончено формирование частей, предназначенных для зенитно-ракетной обороны Москвы. В июле того же года приказом министра обороны СССР армия ПВО особого назначения (1-я армия ПВО ОН), включавшая в себя четыре корпуса, вошла в состав Московского округа ПВО. С принятием в октябре 1954 года правительственного постановления "О создании зенитной батареи системы С-75" развернулись работы по завершению конструирования и поставке в войска новых зенитных ракетных комплексов, способных совершать маневр на новые позиции своим ходом или перевозкой по железной дороге. В мае 1957 года была начата разработка зенитного ракетного комплекса С-125. В конце этого года передвижной комплекс средней дальности С-75 ("Двина") был принят на вооружение, а в мае 1961 года в частях ПВО появился и комплекс С-125 ("Нева"), предназначенный для борьбы с воздушными целями на малых высотах. Начались работы по созданию зенитной ракетной системы дальнего действия С-200 "Ангара" (принята на вооружение в 1967 г.)

С 1960 года формируются корпуса и дивизии ПВО новой организации. Соединения родов войск, а в объединениях ПВО и штабы этих родов войск ликвидируются. Число крупных объединений и соединений ПВО сокращалось почти в 2 раза. В составе Войск ПВО страны имелось два округа и семь отдельных армий ПВО, включавших 16 корпусов и 18 дивизий ПВО. На 1961 год планировалось создание еще трех дивизий. Округа и отдельные армии ПВО стали состоять из корпусов и дивизий ПВО, сформированных по общевойсковому принципу из соединений и частей зенитных ракетных войск, зенитной артиллерии, истребительной авиации, радиотехнических войск и специальных войск. На отдельных направлениях были созданы зенитные ракетные заслоны (рубежи) из смешанных группировок ЗРВ (зенитные ракетные дивизионы С-75 и С-125).

Вводилась более простая, экономичная и гибкая система управления Войсками противовоздушной обороны страны. Округа и отдельные армии ПВО развертывались на основных оперативно-стратегических направлениях, каждое на площади около 1500x1500 км и более. Обеспечивалось широкое применение систем автоматизированного управления, охват всей территории страны районами применения активных родов войск ПВО.

Созданная в эти годы система противовоздушной обороны с отдельными дополнениями просуществовала до 1978 года. В этот же период благодаря согласованной деятельности ученых, коллективов конструкторов и производственников в состав Войск противовоздушной обороны страны вошли силы и системы ракетно-космической обороны, и в общей системе обороны государства Войска ПВО фактически стали войсками воздушно-космической обороны.

Очередная реорганизация системы и войск противовоздушной обороны в 1978-1980 гг. вернула их к уже вводившейся и отвергнутой войной и послевоенной деятельностью структуре. Приграничные округа и армии ПВО были расформированы, их корпуса и дивизии ПВО без истребительной авиации переданы в военные округа. Войска противовоздушной обороны страны в 1980 году реорганизованы в Войска ПВО.

С января 1986 года эта система была отменена (кроме названия войск), и вновь восстанавливались отдельные армии ПВО.

Распад Советского Союза как единого государства в конце 1991 года, а вместе с ним единой системы и Войск противовоздушной обороны СССР привел к значительному снижению боеспособности войск ПВО в границах Содружества Независимых Государств.

С подписанием 7 мая 1992 года указа Президента Российской Федерации о создании Вооруженных сил Российской Федерации начался новый этап развития Войск противовоздушной обороны. Последующее реформирование (а фактически сокращение) Вооруженных сил и в их составе Войск противовоздушной обороны не привело, к сожалению, к восстановлению необходимого уровня защиты государства от воздушно-космического противника.

Анализ развития армий ведущих мировых держав и в целом военной организации стран НАТО, их применения в локальных войнах и вооруженных конфликтах последнего десятилетия прошлого века показывает, что в этих странах силам и средствам воздушно-космического нападения отводится решающая роль. Происходит очевидное возрастание зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космическом пространстве. Следовательно, воздушно-космическая оборона в общей системе обороны страны должна занимать одно из центральных мест. Проводимая многолетняя целенаправленная работа главного командования Войск ПВО, а с 1998 года - и ВВС (с февраля 1998 г. Войска ПВО вошли в состав Военно-воздушных сил) по обоснованию важнейших направлений и этапов создания воздушно-космической обороны России в последнее время дает определенные положительные результаты: разработана Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации; Основные положения государственной политики в области противовоздушной обороны Российской Федерации; спланированы и осуществляются мероприятия по совершенствованию системы ПВО РФ.

Внимание высшего государственного и военного руководства страны к разработке конкретной программы развития системы воздушно-космической обороны государства дает надежду на создание в ближайшем будущем средств, комплексов и систем вооружения, способных вести борьбу со всеми средствами воздушно-космического нападения противника или способствующих решению этой проблемы. Сегодня мы обладаем всеми необходимыми предпосылками к успешному решению стоящих перед нами задач.

Руководители противовоздушной обороны России, СССР и Российской Федерации

Должность

Фамилия, имя, отчество

Воинское звание
(к завершению службы)

Годы жизни

Срок пребывания
в должности

Начальник воздушной обороны Петрограда и его окрестностей, начальник воздушной обороны Петрограда и Царского Села (май 1915 - март 1917 г.)

БУРМАН
Георгий Владимирович

Генерал-майор

БЛАЖЕВИЧ
Иосиф
Францевич

Май - октябрь 1930 г.

Начальник 6-го управления Штаба РККА, начальник службы противовоздушной обороны тыла страны

КУЧИНСКИЙ Дмитрий Александрович

Начальник 6-го управления Штаба РККА, начальник службы противовоздушной обороны тыла страны

МЕДВЕДЕВ Михаил Евгеньевич

МЕДВЕДЕВ Михаил Евгеньевич

Начальник Управления ПВО РККА, начальник противовоздушной обороны РККА

КАМЕНЕВ Сергей Сергеевич

Командарм 1 ранга

Начальник Управления ПВО РККА, начальник противовоздушной обороны РККА

СЕДЯКИН Александр Игнатьевич

Командарм 2 ранга

Январь - декабрь 1937 г.

Начальник Управления ПВО РККА, начальник противовоздушной обороны РККА (врид)

КОБЛЕНЦ Григорий Михайлович

Полковник

Февраль - октябрь 1938 г.

Начальник Управления ПВО РККА, начальник противовоздушной обороны РККА

ПОЛЯКОВ
Яков
Корнеевич

Генерал-майор артиллерии

Начальник Управления ПВО РККА, начальник противовоздушной обороны РККА

КОРОЛЕВ Михаил Филиппович

Генерал-лейтенант

Июнь - ноябрь 1940 г.

КОЗЛОВ Дмитрий Тимофеевич

Генерал-лейтенант

Начальник Главного управления ПВО Красной армии

ПТУХИН Евгений Саввич

Генерал-лейтенант авиации

Февраль - март 1941 г.

Начальник Главного управления ПВО Красной армии

ШТЕРН Григорий Михайлович

Генерал-полковник

Март - июнь 1941 г.

Начальник Главного управления ПВО Красной армии

ВОРОНОВ Николай Николаевич

Главный маршал артиллерии

Июнь - июль 1941 г.

Начальник Главного управления ПВО Красной армии (врид)

ОСИПОВ Алексей Александрович

Генерал-майор артиллерии

Июль - ноябрь 1941 г.

Командующий Войсками ПВО территории страны, заместитель наркома обороны по ПВО

ГРОМАДИН Михаил Степанович

Генерал-полковник

Командующий Войсками ПВО территории страны

ГРОМАДИН Михаил Степанович

Генерал-полковник

Командующий артиллерией Красной армии

ВОРОНОВ Николай Николаевич

Главный маршал артиллерии

ГРОМАДИН Михаил Степанович

Генерал-полковник

Командующий Войсками ПВО страны - заместитель министра ВС СССР

ГОВОРОВ Леонид Александрович*

Маршал Советского Союза

Командующий Войсками ПВО страны

НАГОРНЫЙ Николай Никифорович

Генерал-полковник

Командующий Войсками ПВО страны

ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главный маршал авиации

ГОВОРОВ Леонид Александрович

Маршал Советского Союза

Главнокомандующий Войсками ПВО страны - заместитель министра обороны СССР**

БИРЮЗОВ Сергей Семенович

Маршал Советского Союза

Главнокомандующий Войсками ПВО страны - заместитель министра обороны СССР

СУДЕЦ Владимир Александрович

Маршал авиации

Главнокомандующий Войсками ПВО страны, заместитель министра обороны СССР

БАТИЦКИЙ Павел Федорович

Маршал Советского Союза

Главнокомандующий Войсками ПВО страны - заместитель министра обороны СССР, с января 1980 г. - главнокомандующий Войсками ПВО, заместитель министра обороны СССР

КОЛДУНОВ Александр Иванович

Главный маршал авиации

ТРЕТЬЯК Иван Моисеевич

Генерал армии

Род. в 1923

Главнокомандующий Войсками ПВО, заместитель министра обороны СССР

ПРУДНИКОВ Виктор Алексеевич

Генерал армии

Род. в 1939

Август - декабрь 1991 г.

Заместитель главнокомандующего ОВС Содружества Независимых Государств - командующий Войсками ПВО

ПРУДНИКОВ Виктор Алексеевич

Генерал армии

Род. в 1939

Главнокомандующий Войсками ПВО РФ

ПРУДНИКОВ Виктор Алексеевич

Генерал армии

Род. в 1939

Главнокомандующий Войсками ПВО РФ (врид)

СИНИЦЫН Виктор Павлович

Генерал-полковник

Род. в 1940

Главнокомандующий Военно-воздушными силами ВС РФ

КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Генерал армии

Род. в 1942

Март 1998*** - январь 2002 г.

Главнокомандующий Военно-воздушными Силами ВС РФ

МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич

Генерал армии

Род. в 1943

Январь 2002 - по настоящее время

* Маршал Советского Союза Л.А. Говоров одновременно оставался в должности главного инспектора Вооруженных Сил СССР.
** С января 1956 по февраль 1991 г. главнокомандующий Войсками ПВО СССР являлся одновременно заместителем главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора, командующим войсками ПВО Объединенных вооруженных сил.
*** В должности главнокомандующего Военно-воздушными силами с января 1998 г., ответственность за противовоздушную оборону возложена с марта 1998 г.

Источники информации

Генерал-полковник Б.Ф. ЧЕЛЬЦОВ, начальник Главного штаба ВВС - первый заместитель
главнокомандующего Военно-воздушными силами. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ "Военно-исторический журнал" №12 2004 г.

Гражданская оборона. 4 сентября 1932 года СНК СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне (ПВО) страны. Из общей системы ПВО была выделена как самостоятельная часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов н/х от нападения противника.

Фото 6 из презентации «Гражданская оборона РФ» к урокам ОБЖ на тему «Гражданская оборона»

Размеры: 447 х 335 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока ОБЖ, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Гражданская оборона РФ» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 450 КБ.

Скачать презентацию

Гражданская оборона

«Задачи гражданской обороны» - Совет Народных Комиссаров. Система мер. История создания гражданской обороны. Государственный комитет по делам гражданской обороны. Жизни многих миллионов граждан. Зенитная установка. Землетрясение в Армении. Гражданская оборона. Военное время. Авария на Чернобыльской АЭС. Проблемы защиты населения.

«МЧС России» - Мобильные сводные отряды. Федеральный орган по обеспечению безопасности населения. Структура и задачи МЧС России. Силы и средства РСЧС России. Постоянно действующие органы управления РСЧС. Основные задачи МЧС России. История создания МЧС России. Учебные вопросы. Структуры МЧС в системе органов управления.

«История гражданской обороны» - Права и обязанности граждан. Эвакуация населения. Миллионы граждан. Угроза глобальной войны. Руководство. Подготовка. Предназначение. История создания гражданской обороны. История создания. Гражданская оборона. Государственный комитет по делам гражданской обороны. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

««Гражданская оборона» ОБЖ» - Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе. Сложные задачи. За минувшие годы гражданская оборона прошла большой путь. Особое внимание уделялось вопросам защиты водоисточников. Расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. За основу принят принцип дифференцированного комплексного подхода.

«Организация гражданской обороны» - Основные принципы построения. Организационная структура гражданской обороны. Реализация мероприятий по защите населения. Правое регулирование. Важнейшие функции. Объединение усилий. Борьба с пожарами. Степени готовности гражданской обороны. Постановление Правительства. Гражданская оборона. Прогнозирование.

«РСЧС» - Основные цели и задачи РСЧС. Силы и средства РСЧС. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Структурные подразделения. МЧС России. Единая государственная система. Силы и средства наблюдения и контроля. РСЧС. Территориальные подсистемы РСЧС. Наблюдение и контроль. Одна из главнейших задач РСЧС.

Всего в теме 21 презентация

Состоялись первые опытные стрельбы по воздушным целям. В качестве воздушных целей были использованы привязанные воздушные шары и аэростаты на конной тяге. Опытные стрельбы по воздушным целям пулевой шрапнелью из четырехдюймовых пушек, проведенные на Усть-Ижорском полигоне в 1890 году и под Красным Селом в 1891 году, показали высокую эффективность применения артиллерии. Тем не менее было определено, что для успешной борьбы с воздушными целями противника нужна специальная зенитная пушка. В итоге российскими инженерами была разработана 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов . Так создавалась российская ПВО .

Во время Первой мировой войны

За годы Первой мировой войны ни один самолёт противника не проник в воздушное пространство Петрограда.

Межвоенный период

В сентябре-октябре 1932 вопросы организации противовоздушной обороны страны были рассмотрены на правительственном уровне и 4 октября 1932 постановлением СНК СССР утверждается «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». В феврале-апреле 1938 года для защиты от ударов с воздуха Москвы , Ленинграда и Баку были сформированы корпуса ПВО, а Киева - дивизия ПВО. В состав корпусов и дивизии ПВО крупных центров страны входили соединения и части зенитной артиллерии, зенитных пулеметов, зенитных прожекторов, воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также части и подразделения аэростатов заграждения. Командирам корпусов и дивизии ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны объектов.

Германия

После войны

  • В деревне Вилга Прионежского района Республики Карелия имеется переулок ПВО.

См. также

Ссылки

  • У истоков ПВО //redstar.ru
  • Вестник ПВО :: Авторский проект Саида Аминова
  • Виртуальный музей войск ПВО часть 1. История Возникновения, познавательный материал г. Заря Моск. обл.
  • Виртуальный музей войск ПВО часть 2. История Возникновения, познавательный материал г. Заря Моск. обл.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Противовоздушная оборона" в других словарях:

    ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА - (ПВО), сложная система мероприятий по защите от нападения в военное время неприятельских воздушных сил. ПВО войск имеет назначением обеспечить выполнение боевых операций от нападений и разведки противника с воздуха. ПВО в тылу имеет целью… … Большая медицинская энциклопедия

    - (ПВО) совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войскамиБольшой Энциклопедический словарь

    - (ПВО) совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий войск (сил), проводимых в целях защиты административно политических, промышленно экономических центров и районов страны, группировок вооруженных сил, важных военных и других… … Энциклопедия техники

    Совокупность мероприятий, сил, средств и действий, направленных на отражение воздушного нападения противника и защиту объектов, населения и войск от ударов с воздуха. В масштабе страны (коалиции стран) или отдельных регионов, промышленных районов … Словарь черезвычайных ситуаций

    Защита некоторого района от поражения с воздуха оружием, доставляемым самолетами, крылатыми или баллистическими ракетами. Ранее термин противовоздушная оборона (ПВО) означал защиту группировок вооруженных сил и используемой ими техники во время… … Энциклопедия Кольера

    - (ПВО), совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войсками … Энциклопедический словарь

    Зенитное орудие на советской марке военного времени. Войска противовоздушной обороны Российской Федерации существовавший до 1998 года вид войск в составе Вооружённых сил Российской Федерации. Датой образования считается дата создания системы… … Википедия

    - (ПВО) совокупность мероприятий по отражению ударов различных средств воздушного нападения противника. Различают ПВО страны, ПВО войск и ПВО флота. ПВО страны в СССР совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий… … Большая советская энциклопедия

    Противовоздушная оборона - комплекс мероприятий и боевые действия по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок войск н объектов тыла от ударов с воздуха. Организуется во всех видах боя и операциях, при передвижениях и расположении на месте … Словарь военных терминов

    Противовоздушная оборона - (ПВО) вид боевого и оперативного обеспечения боевых действий войск на фронте и нормальной работы и жизни тыла страны в условиях воздушного нападения противника. ПВО состоит: 1) из воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС);… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов, Ижевский С.. У кого язык на ногах, зачем муравьям-листорезам противовоздушная оборона, о чём молит богомол, откуда родом колорадский жук, что такое сосновый мёд? Ответы на эти и многие другие необычные…


История Российской гражданской обороны Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 –1918 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны, опирающихся на мирное население городов.

В Советском Союзе фундамент гражданской обороны - до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

В 1925 г. СНК СССР издал постановление «О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе». В пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, предписывалось в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие инженернотехнические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства.

В следующем году Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) издал постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты.

В 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР было издано постановление «Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР». Согласно этому постановлению территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городамипунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

В утвержденном в 1928 г. Наркомом по военным и морским делам первом Положении о противовоздушной обороне СССР было записано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и

гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организации обучения населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались главным образом Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП), они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров утвердил новое Положение о противовоздушной обороне Союза ССР, согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования, общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР.

Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Организационная структура МПВО определялась ее задачами. Поскольку она являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным, и морским делам (с 1934 г. - Наркомат обороны СССР), а в границах военных окру-

гов - их командованием.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы – воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах – участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100 - 300 рабочих и служащих – на предприятиях и в учреждениях и от 200 – 500 человек жителей – при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) – для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО) – для школьников. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Важной вехой на пути укрепления МПВО явилось постановление СНК

СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева», которое наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах, в частности непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы вла- сти–Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, ме- дико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти; в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана

большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов.

В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые быстро устранялись.

Важную роль в мобилизации МПВО на успешное решение задач, вставших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были, овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина, от 3 июля 1941 г., в которой указывалось на необходимость немедленно «...наладить местную противовоздушную оборону».

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в дейст-

вие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах - на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства.

Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991 гг.

Роль и задачи гражданской обороны СССР

Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.

Они работают под руководством соответствующих советских органов, вышестоящих КЧС, а также правительственных (государственных) комиссий, создаваемых для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных ава-