Развитие личностной идентичности в юношеском возрасте. Проблема становления личностной идентичности в раннем юношеском возрасте

Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Термин “идентичность” в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в значении “тождественность”, однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития. Э. Эриксон создал свою теорию идентичности, исходя из клинического анализа непостоянства “Я” при неврозах. Исключительная важность феномена идентичности стала ясна Эриксону в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами были солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенося все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. У пациентов наблюдались следующие симптомы: чувство страха, тревоги, изоляции, утрата способности к эмоциональному общению. Совокупность этих симптомов, по мнению Э. Эриксона, была присуща размытой идентичности. Причину комплекса подобных невротических симптомов Э. Эриксон усмотрел в изменении социальных условий существования личности. Солдаты в армии занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны солдаты должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, солдаты должны были сформировать новую идентичность взамен старой. Трудности подобной перестройки и вызвали невротическое состояние, Э. Эриксоном как диффузность, или потеря идентичности. Э. Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь – от рождения до старости. Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции. Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте (Э. Эриксон не выделяет отдельно подростковый возраст). Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, “как я выгляжу в глазах других”, “что я собой представляю”; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4. формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша в 1996 году выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. “Неопределенная, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа “Моратория” характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой, “ зрелой идентичности” кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста.

Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Итак, в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости .

Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе.

К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются.

Именно в ранней юности идет интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.

Таким образом, самосознание в подростковом и юношеском возрастах становится одним из важнейших механизмов саморегуляции и саморазвития личности .

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.

В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности». Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово «нормативный» имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности .

Э. Эриксон считает, что юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  • 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  • 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  • 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности;
  • 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания .

Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.

Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста, позволяет утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности. К юношескому возрасту самосознание достигает высокого уровня, т.к. именно тогда появляется мировоззрение человека.

От рождения до смерти мы проходим 8 этапов развития, на каждом из которых нас ожидает кризис идентичности. Что это и в чем его опасность? Что происходит с нами в конкретные возрастные промежутки? Как помочь ребенку пережить переломный момент? Прочитав статью, вы не только найдете ответы на эти вопросы, но и узнаете, где спрятаны грабли, на которые можно случайно наступить.

Что такое кризис идентичности

Кризис идентичности - это период формирования личности человека посредством поиска своего места и роли в социуме, осознания собственной уникальности. Исследования относительно этого явления принадлежат американскому психологу Эрику Эриксону, который выделил восемь стадий психологического развития человека. Переход от одной ступени к другой сопровождается изменениями в восприятии себя и окружающего мира. Большинство из них происходят до 21 года, но и после этого возраста продолжается переоценка ценностей. Возрастные рамки могут меняться или сдвигаться, но очередность ступеней остается одинаковой для большинства.

8 кризисов развития

1. Доверять или нет?

С первым кризисом человек сталкивается на первом году своей жизни. «Мир – это безопасное место или враждебная среда для меня?» – так звучит сейчас главный вопрос. Ребенок наблюдает за обстановкой и окружающими людьми, изучая на сколько последовательны, стабильны, доброжелательны действия по отношению к нему.

Самое важное, что должно произойти на первой ступени – это возникновение доверия ребенка к миру. Если обеспечить малыша регулярным уходом, вниманием, заботой, он почувствует себя в безопасности. А это – залог гармоничного . Кроме того, доверительные отношения с миром помогут человеку в дальнейшем более мягко переступать решающие пороги.

2. Борьба за независимость

От года до трех лет человек проходит следующую стадию развития, суть которой состоит в становлении личной независимости и противостоянии воспитанию взрослых. Ребенку во что бы то ни стало нужно отстоять границы своей автономии и право на выбор. Он стремится пользоваться обретенными навыками (самостоятельно одеваться, причесываться и так далее), настойчиво усовершенствуя свое мастерство.

Дети, которых не ограничивали в исследовании себя или своего окружения, а, наоборот, поддерживали их стремление к самостоятельности, имеют больше . Они готовы защитить границы своей территории, собственное мнение, устояв перед давлением извне. Жесткая критика, постоянный контроль и упреки вроде: «На кого ты похож!», «Посмотри, что ты наделал!», «Все дети как дети, а ты!» воспитывают неуверенность в себе, вызывают чувства сомнения и вины. Если помешать ребенку заявить о себе, то в дальнейшем он будет во всем зависеть от других.

3. Инициатива или чувство вины

С трех до пяти лет начинается фаза самоутверждения. Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих межличностных навыков и самоорганизации. Жизнь ребенка сейчас очень динамична – дети придумывают игры, распределяют роли, проявляют инициативу и учатся взаимодействовать в коллективе.

Если он, чувствуя безопасность, сможет на этом этапе проявить свои организаторские способности, то дверь к гармоничному взрослению откроется легко и естественно.

Те родители, которые привыкли критиковать, одергивать или останавливать с целью предотвращения опасности, рискуют вызвать у ребенка чувство вины. Подавляя возникшую инициативу, пресекая «поток вопросов», а также требование ребенка объяснить ту или иную ситуацию, мы рискуем, что чадо почувствует себя отвергнутым и ненужным. Ощущение вины не только подавляет творческий , но и нарушает процесс общения с другими. Перед взрослыми трудная, но выполнимая задача – уравновесить инициативу и естественное чувство вины.

4. Самодостаточность против неуверенности в себе

Период от 5 до 12 лет отличается активным постижением знаний, когда человек учится читать, писать и обрабатывать полученную информацию. Теперь источником формирования чувства самодостаточности являются не родители, а учителя и товарищи. Поощрение, поддержка инициативы, одобрение обеспечивают личность уверенностью в себе и своих силах.

Осуждение инициативы или чрезмерная критика со стороны окружающих провоцирует появление закомплексованности, неуверенности в себе. Кроме того, возникшее на этой почве чувство собственной неполноценности, приводит к нежеланию учиться и развиваться дальше.

5. Путь к осознанности

На пятой ступени мы находимся в возрасте от 12 до 21 года. За этот промежуток времени осуществляется переход от детства к взрослению, плавность которого играет важную роль в формировании целостной личности. Теперь приоритетным становится налаживание карьеры и личной жизни. Происходит отделение от родителей и тщательный поиск себя во всех жизненных сферах. Кто я? Где мне комфортно быть? Чего я хочу? Эти и другие вопросы, вызывающие психологический кризис, в результате приводят к определению своих профессиональной и половой ролей.

Если на этом этапе человек не будет иметь достаточно сил и опыта, чтобы идентифицировать себя, то может произойти путаница ролей. Что это значит? Внутренне неуверенный подросток склонен к резким экспериментам в поисках себя, которые зачастую сопровождаются негативными последствиями. Попытки приструнить его пыл и направить в какое-то русло провоцируют протест, бунт, отторжение.

6. Интимность и любовь

Эту ступень мы проходим быстрее всего, так как она находится в промежутке между 21 и 25 годами. Период посвящен исследованию любви и своего партнера. Развивается умение строить долгосрочные доверительные отношения, отдавать, жертвовать, быть ответственным за другого. Если создать ситуацию комфорта удается, личность переходит на следующий уровень развития Эго, успешно переживая кризис идентичности.

Если долгое время специально избегать серьезных отношений, то есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству, депрессивному состоянию или самоизолироваться от внешнего мира.

7. Активное развитие

С 25 лет, по мнению Эриксона, начинается новая стадия человеческого развития, которая является самой долгой, так как заканчивается к 65 годам. Это – время для создания семьи, карьеры, переход в роль родителя и так далее. От уровня реализации себя в этих жизненных сферах зависит то, насколько успешным будет чувствовать себя человек на протяжении всей жизни.

Если поставленные на прежних этапах цели не достигнуты, то есть вероятность остановки на пути к усовершенствованию. Чувство собственной непродуктивности способно загнать в тупик и глубокий психологический кризис, затормозив дальнейший период развития.

8. Мудрость против отчаянья

В возрасте старше 65 лет мы начинаем анализировать прожитую жизнь, но не останавливаемся на ее исследовании. В это время человеку хочется увидеть плоды своих трудов и стараний, осознав себя успешным. Но если вместо хорошего результата мы определяем, что прошлое прожито непродуктивно, цели не достигнуты, планы не реализованы, то есть вероятность, что наступит .

Если кризис идентичности на этой стадии пройдет гладко, человек, обретя , посмотрит в прошлое с чувством смирения, благодарности, полноты. Это позволит без страха приближаться к старости и окончанию жизни.

Как пережить кризис идентичности

Психологический кризис - это состояние, требующее изменений в прежней модели поведения личности. Такие переломные моменты периодически встречаются в жизни каждого человека и являются нормой развития. Но если взрослый человек имеет силы самостоятельно справиться со своим состоянием, то дети, особенно в подростковом возрасте, нуждаются в поддержке и понимании взрослых.

Как проявляется психологический кризис?

  • негативные тяжело контролировать (вспышки , внезапные и так далее);
  • возникает беспричинное волнения или паника;
  • обостряется чувство собственной беспомощности, неполноценности;
  • тяжело спланировать действия и придерживаться определенному алгоритму;
  • осознание сделанных ошибок загоняет в тупик, из которого кажется, что не существует выхода.

7 советов, как помочь подросткам пережить психологический кризис

  • Хвалить не только за достижения, но и за стремления к ним;
  • Поощрять инициативы и стремление отстаивать собственные интересы;
  • Относиться серьезно к волнующим подросткам темам, даже если они кажутся несерьезными или глупыми;
  • Помогать в раскрытии , ссылаясь на мысль о том, что каждый человек по-своему талантлив;
  • Проявлять уважение к личности ребенка, не навязывать свои взгляды на жизнь;
  • Воспитывать умение отвечать за свои поступки, таким образом приучая к ответственности;
  • Принять факт взросления, дать возможность чаду найти себя, если, естественно, это не вредит его здоровью.

Кризис идентичности - это процесс поиска себя, который время от времени стучит в двери каждого человека. Если с самого рождения мы обеспечены комфортными условиями для прохождения переломных этапов, то последующие визиты кризиса будем встречать с улыбкой и распростертыми объятьями. Но если этого не произошло? Обида на прошлое не даст результатов, а только спровоцирует внутренний конфликт. Уберечься от него возможно, оглянувшись по сторонам. Какой-то ребенок сейчас обязательно нуждается в вашей поддержке. А, как известно, чужих детей не бывает.

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Юность (Ранняя - 15 - 17 лет. Поздняя - 17 - 21 год)

В юношеском возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется всё больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий; получение паспорта, наступление условий ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дельнейшего жизненного пути встаёт перед каждым. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремлённость в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбора профессии. Обращённость в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог самостоятельной жизни».

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева ведущей деятельность в юности признаётся учебно-профессиональная деятельность.

По мнению Д. И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению.

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценностные ориентации и т. д.)

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Общение в юности

1) Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми;

2) Дружба;

3) Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола;

4) Любовь.

Интеллектуальное развитие в юности

Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности - формально - логическое, формально - операционное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующее в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.

Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

5) Идентичность;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

«Отрыв от родительских корней».

61. Развитие самосознания в юношеском возрасте

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период период создания жизненного плана – решаются вопросы « кем быть? » (профессиональное самоопределение) и « каким быть? » (личностное и моральное самоопределение).

Самоопределение , как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности (понятие самоопределения, используемое в отечественной психологии, близко к понятию «идентичность личности» Э. Эриксона).

Это новая внутренняя позиция , включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

Самоопределение связано с новым восприятием времени . Теперь осознается временная перспектива.

Наблюдается общая стабилизация личности.

Развивается нравственная устойчивость личности.

Юношеский возраст – возраст выработки мировоззрения.

Происходит изменение учебной мотивации.

Проблема формирования личностной идентичности в раннем юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения в этот период. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятия «Я-концепция», понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», «личностная идентичность», распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» . В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутренних условий».

Приходится констатировать, что на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения уравнивает «внешние причины», «внешняя детерминация» и социальные условия, социальную детерминацию. В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «личностное самоопределение» выступает категория «идентичность», введенная в научный оборот Э. Эриксоном.

Идентичность - совокупность базовых психологических, социально-исторических и экзистенциальных характеристик личности в концепции Э. Эриксона. Под личностной идентичностью Эриксон понимает субъективное чувство и одновременно объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженное с верой индивида в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Являясь жизненным стержнем личности и главным индикатором ее психосоциального равновесия, личностная идентичность означает: а) внутреннее тождество субъекта в процессе восприятия им внешнего мира, ощущение устойчивости и непрерывности своего Я во времени и пространстве; б) включенность этого Я в некоторую человеческую общность, тождество личного и социально-принятого типов мировоззрения. Кроме того, субъективная прочность ощущения личностной идентичности, согласно Э. Эриксону, является «признаком окончания отрочества и условием формирования взрослого индивида» .

Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой сепарационного процесса и маркирует развивающийся процесс индивидуации.
Х. Ремшмидт пишет о том, что новейшие данные о физическом, психическом, психосоциальном процессах взросления «убеждают в относительной независимости этой возрастной стадии от прочих» . Таким образом, взрослеющих людей необходимо рассматривать не только как индивидов, не достигших еще статуса взрослого человека, но и как особую социальную группу со специфическими потребностями отделения, проблемами и трудностями.

Практически нигде не находит отражения, что формирование личностной идентичности в раннем юношеском возрасте предусматривает не только последовательные идентификации ребенка со взрослым и осознание собственной ценности и компетентности , но и переживание самотождественности путем эмоциональной сепарации от значимых взрослых.

Таким образом, личностная идентичность является результирующим вектором процесса идентификации, а также обладает целостностью и структурностью, что выражается в виде переживания личностью одновременно тождественности и изменчивости Я во времени. Подобная точка зрения на формирование идентичности в раннем юношеском возрасте включает в себя процесс самоосознания и самоидентификации среди других. Однако важно подчеркнуть, что в момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтобы иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека.

Формирование самосознания личности связано с особенностями самоотождествления и самооценивания.
Самоидентичность определяется как «устойчиво переживаемая тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных динамичных и противоречивых образов Я в единую связную систему, благодаря чему оформляется и сохраняется устойчивое, обобщенное и целостное индивидуально-личностное самоопределение, поддерживаемое и разделяемое общностью значимых других» .

Вследствие этого, самоидентичность подразумевает самооценку и оценку ожиданий относительно базовых отношений Я и социального окружения.

Однако в связи с тем, что субъект идентификации также является личностью, то достижение полной тождественности с объектом невозможно. Переживание человеком своего Я в процессе идентификации является проявлением содержания психической жизни, показателем ее наличия, и дает возможность осознать свое Я и его нетождественность Другому. На обобщенном уровне идентификация выступает, как переживание динамической тождественности самому себе, принятие себя как данности . Это интегральное переживание, которое строится из отдельных частных переживаний и проявляется в самых разных конкретных формах, позволяющих исследователям с разных точек зрения видеть этот процесс: он выступает как самооценка, как Я-концепция, как самосознание и др.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что традиционный методологический подход к изучению обозначенной проблемы в контексте социальной регуляции идентификационных процессов не дает полноценной возможности рассмотреть особенности внутрипсихического регулирования динамики формирования ключевых аспектов идентичности. Не уделено должного внимания переживанию тендерной идентичности, интроецированию внешних нормативно-регуляторных объектов, автономизации взрослеющего индивида. Также фактически не учитывается становление эмоциональной автономности взрослеющего человека в условиях смещения референтных структур за пределы семьи. В связи со сказанным, возникает вопрос в определении признаков Я-автономного как результирующей активности при формировании целостной структуры самоотождествления взрослеющего индивида.