Порядок ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации юридического лица Срок заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации , в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке , установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; при ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся их кредиторами, т.е. вкладчиками;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Как отмечалось, в режиме несостоятельности (банкротства) могут быть ликвидированы только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (кроме казенных предприятий), а также такие некоммерческие организации как потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. По решению суда они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов (п. 1 ст. 65 ГК).

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются специальным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившим в силу (в основном) со 2 декабря 2002 г. (далее - Закон о банкротстве. Рг. 2 ноября 2002 г.). Со дня вступления в силу данного закона признаны утратившими силу федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) » и отдельные положения некоторых других законов. С 1 января 2005 г. должен утратить силу Закон от 24 июня 1999 г. № 122 - ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно- энергетического комплекса» (С3 РФ 1999, № 26, ст. 3179). Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, указанные законы и иные акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о банкротстве от 26 октября 2002 г. № 127 - ФЗ.

Новый закон о банкротстве состоит их двенадцати глав, включающих одиннадцать параграфов (в главах IX-XI) и 233 статьи. Указанные главы посвящены: общим положениям (гл. I, ст. 1-29); предупреждению банкротства (гл. II, ст. 30-31); разбирательству дел о банкротстве в арбитражном суде (гл. III, ст. 32-61); наблюдению (ra.IV, ст. 62-75); финансовому оздоровлению (гл. V, ст. 76-92); внешнему управлению (гл. VI, ст. 93-123); конкурсному производству (гл. VII, ст. 124-149); мировому соглашению (гл. VIII, ст. 150-167); особенностям банкротства отдельных категорий должников- юридических лиц (гл. IX, ст. 168-202); банкротству гражданина (гл. X, ст. 202-223); упрощенным процедурам банкротства (гл. XI, ст. 224-230); заключительным и переходным положениям (гл. XII, ст. 231-233).

Закон о банкротстве в соответствии с ГК РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельном (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведения процедур банкротства (п. 1 ст. 1). Несостоятельность (банкротство), именуемые по тексту закона «банкротством», определяются в ст. 2 как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В качестве должника может выступать гражданин (ст. 202-213), в том числе индивидуальный предприниматель (ст. 214-216) или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредитором по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.) в течение установленного законом срока. Эти сроки, по общему правилу, составляют 3 месяца с даты, когда указанные обязательства и (или) обязанность должны были быть исполнены. При этом применительно к гражданину необходимо также, чтобы сумма его обязательств превышала стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3).

Закон о банкротстве придает важное значение предупреждению банкротства (глава II), в том числе досудебной санации, т.е. мерам по восстановлению платежеспособности должника вне процедур банкротства (ст. 2). Кроме того, даже в рамках собственно процедур банкротства после наблюдения (ст. 62-75) предполагается проведение финансового оздоровления, т.е. мер по восстановлению платежеспособности должника и погашению его задолженности в соответствии с намеченным графиком (ст. 76-92). Но и после этого возможен переход лишь к внешнему управлению (ст. 93-123), которое вместе с финансовым оздоровлением может продолжаться 2 года (п. 2 ст. 92). Только после данных «предбанкротных» процедур на базе решения арбитражного суда о признании должника банкротом открывается конкурсное производство (ст. 124-149), которое вводится сроком на 1 год с возможным продлением на 6 месяцев (п. 2 ст. 124). Однако даже в ходе конкурсного производства, если в отношении должника не вводились процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления, конкурсный управляющий при наличии достаточных оснований для восстановления платежеспособности должника обязан инициировать процесс прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению (п. 1 ст. 146).

Особую процедуру банкротства составляет мировое соглашение, заключение которого допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (ст. 150-167).

Закон о банкротстве установил сравнительно небольшую минимальную фиксированную сумму задолженности в сто тысяч рублей, при наличии которой, по общему правилу, может быть возбуждено арбитражным судом дело о банкротстве должника - юридического лица. В отношении должника - гражданина эта сумма должна быть не менее десяти тысяч рублей. При этом должны иметь место признаки банкротства, установленные статьей 3 Закона о банкротстве (п. 1 ст. 6).

Важной новеллой Закона о банкротстве является правило о том, что для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание только требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда (абз. 1 п. 3 ст. 6). Что касается требований уполномоченных органов об уплате обязательных платежей, то они принимаются в тех же целях, только если они были подтверждены решением налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет должника (абз. 2 п. 3 ст. 6).

Более того, право на обращение в арбитражный суд возникает у названных лиц по денежным обязательствам только по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а по обязательным платежам - по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового или таможенного органа (п. 2 ст. 7, ст. 40, 41).

Ряд новшеств касается статуса и деятельности арбитражных управляющих (временных, административных, внешних и конкурсных). Арбитражный управляющий должен быть зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, иметь высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности. Кроме того, он должен сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти соответствующую стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, не иметь судимости за преступления в сфере экономики и за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления, а также являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п.1 ст. 20).

Лицензирование деятельности арбитражных управляющих не производится. Однако закон установил страхование ответственности арбитражных управляющих. Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год.

Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен дополнительно застраховать свою ответственность на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, а именно:

три процента балансовой стоимости активов должника, превышающей сто миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от ста до трехсот миллионов рублей;

шесть миллионов рублей и два процента балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;

двадцать миллионов рублей и один процент балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.

Арбитражный управляющий в своей деятельности обязан соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является. При этом он вправе быть членом только одной саморегулируемой организации

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право, в частности:

созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены данным законом;

привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Кроме того, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

принимать меры по защите имущества должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предустмотренных настоящим данным законом;

возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а также обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 Закона о банкротстве.

Статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею ряда условий, в том числе:

соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, установленным в пункте 1 статьи 20 Закона о банкротстве, за исключением требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах;

наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: -

обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; -

защита прав и законных интересов своих членов; -

обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; -

содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

В саморегулируемой организации арбитражных управляющих кроме исполнительного органа образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек. В компетенцию этого органа входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих.

Не более двадцати пяти процентов членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации. В состав органов управления саморегулиремой организации не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы по: -

рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности; -

отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.

Некоммерческая организация, соответствующая указанным условиям, подлежит включению в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в

течение семи дней с даты представления в регулирующий орган,

определенный Правительством Российской Федерации необходимых документов.

Регулирующий орган обязан в течение трех дней с даты включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих уведомить в письменной форме некоммерческую организацию о таком включении или представить мотивированный отказ во включении в реестр.

Регулирующий орган отказывает некоммерческой организации во включении в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по следующим основаниям: -

некоммерческая организация не выполняет хотя бы одно условие из условий, предусмотренных Законом о банкротсве; -

предоставлены не все документы, предусмотренные

На основании заявления регулирующего органа в случае нарушения требований, установленных законом, или неоднократного нарушения настоящего Закона о банкротстве саморегулируемая организация исключается арбитражным судом из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В случае самостоятельного и добровольного объявления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих о ее возникшем несоответствии какому-либо из предусмотренных Законом о банкротстве признаков указанная организация не может быть исключена из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в течение двух месяцев с момента возникновения такого несоответствия, в течение которых она должна привести свою деятельность в соответствие с данными признаками. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе, в частности: -

представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; -

уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; -

обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов; -

подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле;

Одновременно саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана, в частности: -

разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего; -

контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения настоящего Федерального закона и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; -

рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

Закон о банкротстве 2002 г. внес ряд существенных изменений в процессе удовлетворения требований кредиторов, которые делятся на внеочередные и очередные.

Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:

судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 Закона о банкротстве;

расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 настоящей статьи, определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

В частности определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

В случае, если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.

С выплатой капитализированных повременных платежей прекращается соответствующее обязательство должника.

Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 Закона о банкротстве.

Срок заявления требований кредиторами указывается в публикации о ликвидации юридического лица. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Внимание

ГК РФ не предусматривает выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица, которые заявили свои требования после истечения срока предъявления требований кредиторами.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Со дня утверждения баланса ликвидационная комиссия производит выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). До расчетов с кредиторами погашаются текущие расходы, необходимые для осуществления ликвидации (п. 1 ст. 64 ГК РФ).


Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения (абз.второй п. 1 ст. 64 ГК РФ, см. также Порядок внесения в ФСС России капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2000 N 863);

2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (абз. третий п. 1 ст. 64 ГК РФ);

3) в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В период ликвидации организации налоговый орган и внебюджетные фонды не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов, страховых взносов (пеней, штрафов), поскольку это влечет нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов (абз. четвертый п. 1 ст. 64 ГК РФ, см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.03.2013 N Ф02-663/13 , ФАС Поволжского округа от 13.12.2010 по делу N А65-7925/2010 , ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2010 по делу N А45-19102/2009);

4) в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (абзац пятый п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Внимание

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (абз. восьмой п. 1 ст. 64 ГК РФ).

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).


При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 65 ГК РФ, не может быть признано несостоятельным (банкротом) (в частности, это казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 64 ГК РФ). Кредиторы учреждений и казенного предприятия могут обратиться с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет соответственно собственника учреждения (по всем обязательства казенного учреждения, по обязательствам бюджетного, автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам) и собственника имущества казенного предприятия (п. 7 ст. 63 , п. 6 ст. 113 , п.п. 4 - 6 ст. 123.22 ГК РФ).

В случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица иной организационной правовой ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ). В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) такого юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ прекращается, требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия откажет в удовлетворении требования или будет уклоняться от его рассмотрения, кредитор до утверждения ликвидационного баланса вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

В случае поступления в регистрирующий орган из суда (арбитражного суда) судебного акта о принятии к производству искового заявления к ликвидируемому лицу, государственная регистрация ликвидации не осуществляется до завершения производства по делу (до момента поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта, которым завершается производство по делу) (п. 5 ст. 20 Закона о госрегистрации).

В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Также кредиторы имеют право на возмещение убытков, причиненных ими членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) в порядке и по основаниям ст. 53.1 ГК РФ.

Внимание

Обязательным условием для обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии является досудебное обращение кредитора с соответствующим требованием к ликвидационной комиссии (см. постановления ФАС Московского округа от 21.05.2013 N Ф05-3988/13 , ФАС Уральского округа от 01.03.2010 N Ф09-1073/10-С2).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица и не произвел по ним расчета. При таких обстоятельствах суд может признать запись в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией недействительной и обязать налоговый орган аннулировать данную запись в ЕГРЮЛ (см. постановления Президиума ВАС РФ пп. 3 п. 5.1 ст. 64 ГК РФ).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками ООО, акционерами АО. При наличии спора между участниками, акционерами общества относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 58 Закона об ООО, п. 1 ст. 23 Закона об АО).

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно п. 4 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторами ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплата которым производится по истечении одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При этом соблюдается следующая очередность:

      • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих платежей. Расчет этих платежей, в соответствии с разъяснениями Минтруда России, производится исходя из средней продолжительности жизни отдельно мужчин (60 лет) и женщин (70 лет), увеличенной на 10 лет. В соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования РФ капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. № 863, внесение рассчитанных сумм капитализированных платежей осуществляется в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Сроки перечисления капитализированных платежей определяются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по согласованию со страховщиком
      • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам
      • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия
      • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
      • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом
Очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в случаях, когда имущество ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в случаях, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выясняется его недостаточность. В то же время, если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ, осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений, а также производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Необходимо отметить, что данная норма ГК РФ распространяется исключительно на предприятия, ликвидируемые не в добровольном порядке (суд, арбитраж). В случае, если решение о ликвидации принято акционерами (участниками) предприятия добровольно, данный вопрос решается в порядке, предусмотренном уставом акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и другими учредительными документами.

Не подлежит реализации для погашения задолженности следующее имущество:

      • являющееся предметом залога
      • арендуемое и находящееся у ликвидируемой организации на ответственном хранении
      • личное имущество работников организации, кроме подлежащего к наложению взыскания по обязательствам предприятия в соответствии с уставом
Дальнейший процесс ликвидации, в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ, должен осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ. Эта очередность должна соблюдаться и тогда, когда процесс ликвидации инициирован решением об объявлении юридического лица несостоятельным (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Подробнее о ликвидации юридических лиц:

  • Актуальность ликвидации юридических лиц
  • Законы о ликвидации юридических лиц
  • Причины ликвидации юридического лица
  • Обращение в суд о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация юр лица, прекратившего существование
  • Ликвидация юр лиц, не зарегистрировавших выпуск акций
  • Запись о ликвидации юридического лица
  • Ликвидация вследствие деятельности без лицензии
  • Ликвидация при банкротстве
  • Ликвидация гос органов и учреждений
  • Имущество после ликвидации юридического лица - это вещи и денежные средства, которые подлежат разделу между участниками организации. Об общем порядке и возможных исключениях из него расскажет предлагаемая нами статья.

    Судьба имущества ликвидируемой организации (правовые основы)

    Общий порядок прекращения деятельности и раздела имущества между участниками (акционерами) организации раскрыт в статье 63 ГК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи, основным органом, уполномоченным на проведение ликвидации, является ликвидационная комиссия. Именно она в силу пункта 4 статьи 62 и пункта 1 статьи 63 ГК РФ осуществляет управление организацией, принимает все возможные меры для выявления кредиторов и изыскивает способы получения дебиторской задолженности.

    При добровольном прекращении хозяйственной деятельности ликвидационные процедуры условно можно разделить на 4 этапа:

    1. Уведомление, согласно пункту 1 статьи 62 и пункту 1 статьи 63 ГК, компетентного органа с публикацией в СМИ информации о сроках и порядке выявления кредиторов и рассмотрении их требований к ликвидируемой организации.
    2. Составление, в силу требований пункта 2 статьи 63 ГК, промежуточного баланса организации, в котором отражается информация о наличии у организации имущества, а также перечне предъявленных к организации требований кредиторов.
    3. Составление, согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ, ликвидационного баланса по итогам проведения всех расчетов с кредиторами.
    4. Распределение оставшегося имущества между участниками организации, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ.

    Возможность и порядок распределения имущества

    Как показывает анализ норм статьи 63 ГК РФ, наличие возможности раздела имущества после ликвидации юридического лица между участниками и порядок его осуществления зависят от 2 основных факторов:

    • способа ликвидации организации;
    • ее организационной формы.

    Говоря о способах ликвидации, важно подчеркнуть, что статья 63 ГК описывает порядок добровольного прекращения деятельности компании, тогда как на практике возможно и принудительное — в рамках банкротства или по решению суда, а также в случае, когда организация фактически не ведет хозяйственную деятельность, согласно положениям статьи 64.2 ГК РФ.

    Банкротство

    При обнаружении недостаточности имущества в ходе ликвидации ликвидационная комиссия, в силу пункта 4 статьи 63 ГК, обязана обратиться в суд с заявлением о признании организации банкротом. Причем банкротом, согласно статье 3 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, может быть признана по искам кредиторов, работников или налоговых органов и действующая организация, если она на протяжении 3 месяцев не в состоянии погасить возникшую задолженность. Это позволяет сделать вывод, что факт недостаточности имущества для погашения кредиторской задолженности уже сам по себе указывает на отсутствие имущества, которое может быть распределено между его участниками.

    Принудительная ликвидация по решению суда

    В случае ликвидации компании на основании судебного решения (при отсутствии лицензии, допущении нарушений при регистрации, ведении противоправной деятельности и по иным основаниям, указанным в пункте 3 статьи 61 ГК) суд, ввиду положений пункта 5 статьи 61 ГК, обязывает учредителей выполнить предусмотренные статьей 63 ГК процедуры, предусмотренные для добровольной ликвидации. В данной ситуации распределение оставшегося после ликвидации имущества будет осуществляться в общем порядке, согласно пункту 8 статьи 63 ГК.

    Если же учредители уклоняются от проведения процедуры ликвидации, то судом назначается арбитражный управляющий для ликвидации компании, который будет действовать по общим правилам статьи 63 ГК РФ. При недостаточности имущества для оплаты услуг управляющего и финансирования иных расходов, связанных с ликвидацией, разница, в силу пункта 5 статьи 61 ГК, подлежит взысканию с участников компании.

    Распределение имущества при ликвидации ООО и ПАО (сравнительный анализ)

    Порядок раздела оставшегося имущества определяется организационно-правовой формой компании (ООО, АО и т. д.) с учетом положений пункта 8 статьи 63 ГК РФ и профильных ФЗ (например, «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, «Об акционерных…» от 26.12.1995 № 208-ФЗ). В качестве примера рассмотрим данный вопрос применительно к ООО и ПАО.

    Порядок распределения для ООО

    Согласно пункту 1 статьи 58 ФЗ № 14, к распределению имущества ООО вправе приступить только после окончательного расчета с кредиторами. После выполнения данного условия имущество подлежит разделу между участниками, предусматривающему 2 этапа:

    1. Передачу прибыли, которая уже распределена, но еще не выплачена.
    2. Раздел оставшегося имущества соответственно долям участников в уставном капитале общества.

    Пункт 2 статьи 58 ФЗ № 14 обязывает участников вначале полностью погасить задолженность по невыплаченной прибыли (как за счет денежных средств, так и за счет прочего имущества ООО) и только затем приступать ко второму этапу раздела оставшегося имущества (при его наличии). Если же его не хватает даже для проведения полного расчета по прибыли, то фактически имеющееся имущество должно быть распределено между участниками пропорционально их долям.

    Не знаете свои права?

    Если после выплаты прибыли осталось нераспределенное имущество, оно подлежит передаче участникам на основании передаточного акта, который подписывается с одной стороны главой ликвидационной комиссии, с другой — участником ООО (либо всеми участниками, если их несколько).

    Важно помнить, что все расчеты должны быть выполнены до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, так как в силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ именно с этого момента организация считается ликвидированной, после чего ликвидационная комиссия утрачивает полномочия на подписание каких-либо документов.

    Особенности ликвидации ПАО

    В отличие от случая с ООО, распределение имущества после расчета с кредиторами ПАО осуществляется, в силу требований статьи 23 ФЗ № 208, в 3 этапа:

    1. Осуществление выплат по акциям, которые подлежат обязательному выкупу обществом. Такой вариант, в частности, предусмотрен пунктом 1.1 статьи 75 ФЗ № 208 в отношении акционеров, которые голосовали против ликвидации либо не принимали участия в таком голосовании.
    2. Выплата начисленных, но еще не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям, так как такие акционеры, в силу статьи 32 ФЗ № 208, не вправе участвовать в голосовании по вопросу о ликвидации ПАО, однако взамен данного ограничения приобретают право на получение фиксированного дивиденда или стоимости своих акций при ликвидации ПАО.
    3. Раздел оставшегося имущества между прочими акционерами.

    Переход выплат к следующей очереди, в силу пункта 2 статьи 23 ФЗ № 208, осуществляется лишь при наличии остатков имущества после завершения выплат акционерам предыдущей очереди.

    Выплата денежных сумм производится в безналичной форме, согласно пункту 8 статьи 42 ФЗ № 208. При необходимости раздела прочего имущества оно в большинстве случаев подлежит продаже с торгов ликвидационной комиссией, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ, во избежание споров о его дальнейшей судьбе.

    Процедура ликвидации (в том числе и распределение имущества) так же, как и в случае с ООО, должна быть завершена до момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, согласно требованиям статьи 24 ФЗ № 208.

    Имущество ликвидированного юридического лица

    На практике встречаются ситуации, когда уже после внесения записи в ЕГРЮЛ у организации может обнаруживаться нераспределенное имущество, которое по различным причинам не было включено в ликвидационный баланс. Аналогичная ситуация может возникнуть и при исключении компании из ЕГРЮЛ в случае, если она в течение 1 года не подает отчетность по налогам и страховым взносам, а также не проводит банковские операции по своим счетам, согласно требованиям статей 64.2 ГК РФ, 21.1 ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

    В силу пункта 3 статьи 21.1 ФЗ № 129 сообщение об исключении организации должно быть опубликовано в СМИ, после чего у заинтересованных лиц (кредиторов, учредителей) имеется 3 месяца для подачи мотивированных возражений. В случае неподачи возражений в течение указанного срока организация исключается из ЕГРЮЛ, при этом имущество ее по-прежнему будет числиться за уже не существующим юрлицом.

    Распределение имущества после ликвидации юридического лица — судебная практика

    Пример разрешения ситуации, подобной описанным выше, можно найти в решении Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 по делу № А40-160054/15, в котором указано на необходимость применения в данном случае правил пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ. Согласно обозначенной норме, заинтересованное лицо (кредитор, учредитель) вправе в течение 5 лет обратиться в суд с требованием назначить процедуру распределения обнаруженного имущества. При этом речь может идти как о собственно движимых или недвижимых вещах, так и о правах требования ликвидированной организации к другим субъектам.

    Особенность таких дел, как видно из обозначенного решения арбитража, заключается в отсутствии ответчика. При этом данный факт не влияет на общий порядок рассмотрения дела, которое разрешается по общим правилам искового производства.

    В случае положительного решения суду, в силу пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ, необходимо утвердить предлагаемого арбитражного управляющего или назначить такового, поскольку все действия по распределению обнаруженного имущества находятся исключительно в его компетенции. При этом само распределение должно происходить в порядке, в котором производилось разделение имущества организации ранее, на что прямо указано в абзаце 3 пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ.

    Подводя итог, остается отметить, что процедура распределения имущества скрупулезно регламентирована как нормами ГК РФ, так и ФЗ, регулирующими деятельность отдельных видов организаций. При этом ситуация, когда у уже ликвидированной организации обнаруживается нераспределенное имущество, также не оставлена законодателем без внимания.