Локальная система оповещения го чс. Системы оповещения гражданской обороны

При возникновении чрезвычайной ситуации информация о ней поступает в командный центр подразделения гражданской обороны. Оперативный дежурный прежде всего включает условный сигнал «Внимание». Этот сигнал транслируется через специальные извещатели, установленные во всех районах города и представляет собой звук однотональной сирены (сигнал «воздушной тревоги»). После этого по радио- и телевизионным каналам начинается трансляция заранее записанного сообщения о текущей ситуации, в случае необходимости даются указания о действиях, которые граждане должны предпринимать в текущий момент.

В России система оповещения о чрезвычайных ситуациях работает в наземных сетях цифрового эфирного телевидения DVB-T2 через антенно-мачтовые объекты эфирного вещания «Российской телевизионной и радиовещательной сети ».

В Москве в системе эфирного телевидения к службе ЦСО подключены первый и третий частотные телеканалы. В момент передачи сигнала тревоги вещание этих каналов дистанционно отключается центральной станцией оповещения, а вместо телевизионной программы в эфир выдаётся таблица с соответствующей информацией и голосовое сообщение. В некоторые ночи с понедельника на вторник после окончания вещания проводятся тестовые запуски системы оповещения с выводом в эфир тестовой таблицы ЦСО.

Жители, услышав сигнал «Внимание» должны как можно скорее включить теле- или радиоприёмник и следовать передаваемым инструкциям.

Оповещения о чрезвычайных ситуациях во всех системах оповещения являются обязательными и бесплатными на всей территории России.

Виды сигналов

  • АВАРИЯ с выбросом АХОВ
  • НАВОДНЕНИЕ
  • «ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА»
  • «ОТБОЙ ВОЗДУШНОЙ ТРЕВОГИ»
  • «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»
  • «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА»

Ссылки

  • Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 10 октября 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Система оповещения" в других словарях:

    Организационно техническое объединение сил и средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи в целях обеспечения доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения до населения,… … Словарь черезвычайных ситуаций

    система оповещения - Комплекс средств оповещения, выполняющих функцию одновременного доведения до большого числа корреспондентов речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов [ГОСТ Р 52551 2006] [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасностисистемы… …

    система оповещения - 3.28 система оповещения: Организационно техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой… …

    система оповещения (СО) - 3.10 система оповещения (СО): Совокупность совместно действующих технических средств оповещения, выполняющих функцию одновременного доведения до большого числа корреспондентов речевых сообщений, звуковых и (или) световых сигналов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система оповещения - įspėjimo sistema statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Valdymo punktų ir techninių priemonių kompleksas kariniams vienetams ir kariams (gyventojams) apie priešo veiksmus, NP naudojimą bei ekstremalias situacijas įspėti.… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ - Комплекс средств оповещения, выполняющий функцию одновременного доведения до большого числа потребителей речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов. ГОСТ Р 52551 2006. Система на охраняемом объекте и его территории созданная для… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    - (СОУЭ) комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации. Технические средства… … Википедия

    Система оповещения о чрезвычайных ситуациях в России (ОКСИОН) - По данным главы МЧС РФ Владимира Пучкова, на территории России в настоящее время функционируют одна федеральная, семь межрегиональных (в границах федеральных округов), 83 региональных (в границах субъектов РФ) централизованных автоматизированных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    система оповещения гражданской обороны - система оповещения ГО Организационно техническое объединение оперативно дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и речевой информации. [ГОСТ Р 42.0.02 2001]… … Справочник технического переводчика

    Система оповещения гражданской обороны - Система оповещения гражданской обороны; система оповещения ГО: организационно техническое объединение оперативно дежурных служб, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, обеспечивающих передачу сигналов гражданской обороны и… … Официальная терминология

Книги

  • Система взаимодействия. Коммуникации в бизнес-приложениях. Разработка в системе 1С:Предприятие 8.3 (+ epub) , Е. Ю. Хрусталева , Книга адресована специалистам, имеющим опыт разработки на платформе «1С:Предприятие». С ее помощью можно освоить новый платформенный механизм – система взаимодействия. Система взаимодействия… Категория: Программы Серия: 1С:Библиотека разработчика Издатель: 1С-Паблишинг , электронная книга

Системы централизованного оповещения (далее - СЦО), создаваемые во всех звеньях управления ГО, предназначены для осуществления своевременного оповещения органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения Российской Федерации. Они создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления гражданской обороной.

Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО включает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.

Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникшей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.

Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны.

Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как циркулярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информации и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.

Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.

Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.

Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО.

Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.

Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи и сетям вещания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.

Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно-дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.

Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное дежурство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппаратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.

Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.

СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.

Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используются радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппаратуры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.

Локальные системы оповещения (далее - ЛСО) создаются в районах размещения потенциально опасных объектов и предназначены для доведения информации о возникновении ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предприятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.

ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.

Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.

В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.

Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.

В последние годы создание и развитие систем оповещения осуществлялось по следующим основным направлениям:

завершение реконструкции и опытная эксплуатация федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения;

реконструкция региональных и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения (далее ТАСЦО);

создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003г. № 1544-р и выполнения плана мероприятий «Программы реконструкции систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России от 10.10.2000г. № 508:

проводилась опытная эксплуатация на базе комплекса технических средств П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Северо-Западном и Южном региональных;

разработан рабочий проект реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Центрального регионального центра;

завершены монтажные и пуско-наладочные работы комплекса технических средств П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Сибирском и Дальневосточном региональных центрах;

организовано проведение работ по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения в 28 субъектах Российской Федерации (в том числе в г. Москве, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском АО, Еврейском АО, Ростовской области и т.д.), а также локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (Ленинградской, Волгодонской, Калининской, Курской, Белоярской атомных электростанций и Цемлянского водохранилища);

В целом, действующие системы оповещения обеспечивают оперативное доведение сигналов (распоряжений) оповещения и информации до органов управления по делам ГОЧС разных уровней и населения Российской Федерации.

Основными проблемами системы оповещения на данном этапе являются:

  • 1. Более 68% территориальных систем оповещения населения выработали установленный ресурс и нуждаются в реконструкции. Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Центрального, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, где уже сегодня 100% территориальных систем оповещения требуют реконструкции.
  • 2. Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания. Их замена сетями УКВ-ЧМ вещания идет низкими темпами. В результате уровень охвата средствами оповещения населения, особенно в сельской местности снижается. Поэтому одной из важнейших задач остается обеспечение поэтапного перевода сетей проводного вещания на эфирное радиовещание.
  • 3. Крайне медленно идет создание локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов. По состоянию на 01.01.2005 г. таких систем создано 23,8% (973 системы) от потребности.

Информация о состоянии территориальных систем оповещения и о положении, сложившемся с созданием локальных систем оповещения населения, МЧС России направлена в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для дальнейшего развития и совершенствования систем оповещения необходимо:

разработать и утвердить в установленном порядке положение о системах оповещения гражданской обороны и положение по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств территориальных систем оповещения;

завершить опытную эксплуатацию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного региональных центров;

провести реконструкцию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Центрального и Приволжско-Уральского региональных центров;

организовать контроль за выполнением мероприятий по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации;

разработать рабочий проект на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Приволжско-Уральского регионального центра;

завершить разработку и проведение государственных испытаний комплекса технических средств оповещения органов управления гражданской обороны по сетям подачи программ теле- и радиовещания и комплекса технических средств управления оконечными средствами оповещения населения по радиоканалам;

организовать контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, законодательно закрепить ответственность руководителей предприятий и организаций, эксплуатирующих ПОО за игнорирование создания и поддержание в соответствующем всем нормативно-методическим документам состоянии ЛСО на ПОО.

П О Л О Ж Е Н И Е

Общие положения

1. Настоящее положение разработано в целях реализации Федерального закона от 01.01.01 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в соответствии с Федеральными законами от 01.01.01 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 01.01.01 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии ", от 01.01.01 г. N 15-ФЗ "О связи", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени", от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 01.01.01 г. N 844 "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации ".

2. Настоящее положение определяет состав, задачи, структуру и механизм реализации мероприятий гражданской обороны по оповещению, а также порядок создания, совершенствования (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности к задействованию систем оповещения гражданской обороны (далее - систем оповещения ГО).

3. Системы оповещения ГО являются составной частью системы управления гражданской обороной Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания , каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.

4. Системы оповещения ГО включают в себя федеральную, региональные, территориальные, местные, локальные и объектовые (организаций) системы оповещения.

5. Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО являются составной частью мероприятий по гражданской обороне, проводимых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления , на соответствующих территориях и в организациях.

6. Руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, объектов (организаций), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения ГО.

Основные задачи систем оповещения ГО

7. Основной задачей федеральной системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее - МЧС России) до:

федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации;

территориальных органов управления МЧС России (региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, далее – региональных центров);

органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации (далее - органы, осуществляющие управление гражданской обороной);

соединений и воинских частей гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждений.

8. Основной задачей региональных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров до:

подчиненных органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации;

войск гражданской обороны.

9.Основной задачей территориальных системы оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского и сельского района;

руководящего состава гражданской обороны и руководителей республиканских, краевых, областных, автономных областей, автономных округов, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации.

10. Основной задачей местных систем оповещения ГО является обеспечение доведения сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района до:

оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

руководящего состава гражданской обороны города, городского и сельского районов, а также руководителей районных и городских служб гражданской обороны;

населения, проживающего на территории города, городского или сельского района.

11. Основной задачей локальных систем оповещения является обеспечение доведения сигналов и информации оповещения до:

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации,

города, городского или сельского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

12. Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объекта;

объектовых сил и служб гражданской обороны.

Задействование систем оповещения ГО

13. Решение на задействование системы оповещения ГО принимает соответствующий начальник гражданской обороны, начальник регионального центра или лица их замещающие.

14. Начальники гражданской обороны на подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения населению имеют право приостановки трансляции программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности.

15. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения.

При совпадении времени передачи правительственных сообщений и оповещения населения очередность их передачи из радиостудий специальных объектов определяет Президент Российской Федерации или Председатель Правительства Российской Федерации.

16. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения подтверждают их получение, немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему начальнику гражданской обороны (лицу его замещающему).

17. Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и неавтоматизированном режиме. Основной режим - автоматизированный.

В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами связи сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, а также сетями вещания.

В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи и ведомственных сетей связи, а также сетей вещания.

18. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания.

19. Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций (независимо от форм собственности) с перерывом вещательной программы осуществляется оперативной дежурной службой органа, осуществляющего управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с разрешения соответствующего начальника гражданской обороны (лица его замещающего) только для оповещения и информирования населения в речевой форме.

20. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается 2-3-кратное повторение передачи речевого сообщения.

Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студий вещания.

В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях допускается передача кратких нестандартных речевых сообщений способом прямой передачи или в магнитной записи непосредственно с рабочих мест оперативной дежурной службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

21. Взаимодействие оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на соответствующей территории, других ведомств и организаций, участвующих в передаче сигналов (распоряжений) и информации оповещения, организуется в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны и инструкциями, согласованными с заинтересованными ведомствами и организациями.

22. Порядок задействования системы оповещения ГО, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил и средств, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица определяются директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, решениями начальников гражданской обороны на соответствующем уровне управления.

23. Решение на задействование системы оповещения ГО разрабатывается органом, осуществляющим управление гражданской обороной, совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны, согласовывается с руководством федерального государственного унитарного предприятия Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (далее - ВГТРК) или её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

24. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования систем оповещения ГО докладывается в вышестоящий орган, осуществляющий управление гражданской обороной.

Создание, совершенствование и поддержание в готовности

систем оповещения ГО

25. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время.

26. Федеральная и региональные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию МЧС России под руководством начальника гражданской обороны Российской Федерации, первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при участии федеральных органов исполнительной власти, служб оповещения и связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Региональные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с федеральной системой оповещения гражданской обороны.

27. Территориальные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, дочерних ВГТРК федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.

Территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны.

28. Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с системами оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.

Технические параметры (характеристики) сопряжения систем оповещения ГО с системами оповещения других федеральных органов исполнительной власти и организаций должны соответствовать техническим параметрам (характеристикам) сетей связи общего пользования.

29. Местные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны.

30. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны.

Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Российской Федерации.

31. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальных систем оповещения гражданской обороны и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ними.

32. Федеральная, региональная, территориальные и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.

Местные и объектовые системы оповещения ГО должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.

33. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы оповещения связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерние федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения ГО.

34. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО при их создании предусматривается:

доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;

комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления;

создание и использование запасов мобильных средств оповещения.

35. Для оповещения и информирования населения органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, совместно с дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами используются заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.

36. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны.

Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с МЧС России или органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации.

37. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.

38. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, планируют и проводят проверки систем оповещения ГО своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.

Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с руководством ВГТРК или её дочерними федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.

39. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.

Руководство организацией оповещения

40. Общее руководство организацией оповещения осуществляется начальниками гражданской обороны через органы, осуществляющие управление гражданской обороной, и службы оповещения и связи гражданской обороны соответствующего уровня.

41. Непосредственное руководство осуществляется:

на федеральном уровне управления гражданской обороной - МЧС России во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) и федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК) в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на региональном уровне управления гражданской обороной - региональными центрами во взаимодействии с филиалами акционерного общества "Ростелеком" (территориальными центрами междугородных связей), дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания;

на территориальном уровне управления гражданской обороной – органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации во взаимодействии с акционерными обществами "Электросвязь", входящими в акционерное общество "Связьинвест" Госкомсвязи России и другими организациями связи, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, осуществляющими свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации, в части использования сетей связи общего пользования, ведомственных сетей вязи и сетей вещания;

на местном уровне управления гражданской обороной - органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории городов и районов во взаимодействии с городскими и районными организациями связи отрасли "Связь", организациями ведомственных сетей связи, филиалами ВГТРК в части использования сетей связи общего пользования и сетей вещания.

Обязанности органов, осуществляющих управление

гражданской обороной, организаций связи Госкомсвязи России,

ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных

предприятий и филиалов по оповещению и информированию населения

42. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации, в городах (городских и сельских районах):

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные носители;

обеспечивают установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной;

планируют и проводят совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами проверки систем оповещения ГО, тренировки по передаче сигналов и информации оповещения;

представляют заявки в организации связи Госкомсвязи России на выделение соединительных линий и каналов связи от органов, осуществляющих управление гражданской обороной, к объектам вещания;

разрабатывают совместно с организациями связи Госкомсвязи России, дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами порядок взаимодействия соответствующих оперативных дежурных (диспетчерских) служб при передаче сигналов и информации оповещения по сетям вещания;

43. Организации связи:

обеспечивают готовность технических средств оповещения, каналов связи и систем передачи к доведению сигналов и информации оповещения;

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб организаций и объектов связи;

осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов связи.

44. ВГТРК, дочерние ВГТРК федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы:

организуют и осуществляют подготовку дежурных (диспетчерских) служб и обслуживающего персонала объектов вещания;

обеспечивают постоянную готовность технических средств вещания к передаче условных сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, перечень и порядок функционирования радиовещательных станций, предназначенных для оповещения населения;

организуют и осуществляют подготовку эксплуатационного персонала объектов вещания;

проводят по заявкам органов, осуществляющих управление гражданской обороной, запись речевых сообщений для населения на магнитные носители;

обеспечивают постоянную готовность персонала объектов вещания к оповещению и информированию населения.

Порядок финансирования систем оповещения ГО

45. Финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения ГО, создания и содержания запасов средств оповещения всех уровней управления гражданской обороной осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Если случается катастрофа большого масштаба, например, техногенная авария, военное наступление или стихийное бедствие, необходимо как можно скорее предупредить об этом население. Для этого используются специальные системы для оповещения гражданской обороны. Они состоят из комплекса технического оборудования, теле- и радиоканалов, а также организационных сил.

Способы оповещения

Главным, и наиболее эффективным, способом передачи сигнала о ЧС является трансляция на местных каналах радио или телевидения.

К другим методам звукового оповещения относятся сирены, громкоговорители, телефоны, передвижные пункты. Управлением МЧС России уже подготовлены и записаны варианты обращений к населению в различных чрезвычайных ситуациях.

Структура систем оповещения

Системы оповещения ГО и ЧС целесообразно использовать на предприятиях с большой численностью сотрудников или на объектах, которые в силу своей деятельности признаны опасными.

В зависимости от положения граждан, которых необходимо оповестить, различают системы ГО и ЧС разного масштаба действия. Выделяют такие виды оповещений: централизованное (региональное и территориальное), локальное, объектовое, а также управляющее оповещением и эвакуацией.

Всем привет! Рад приветствовать вас на своем блоге, ведь если вы читаете эту статью, то у нас с вами есть общие интересы, правда? Сегодня я постараюсь рассказать вам в каких ситуациях применяются локальные системы оповещения. Кстати, а вы знали ответ на этот вопрос до прочтения этой статьи?

Давно прошли времена Карибского кризиса, когда американцы массово копали противоатомные бункеры-убежища под своими домами. В то время как граждане страны Советов точно знали, где находится защитное подземное сооружение гражданской обороны (ГО) на территории родного предприятия или микрорайона, жилого квартала города, поселка.

Но, учитывая, что американцев по-прежнему всерьез пугают советской российской военной угрозой, которая уже вошла в стадию активного, полномасштабного вторжения, начиная с передовых разведывательно-диверсионных отрядов русских хакеров, умело вскрывающих секреты ЦРУ, Пентагона, вносящие зловещие коррективы в выборы президента США, то готовиться на всякий случай надо ко всякому.

К сожалению, на фоне этой истерии нашей стране необходимо тратить немалые средства, усилия для приведения системы ГО в надлежащее состояние на случай различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Но, нет худа без добра, потому что технические системы ГО, в том числе ЛСО для населения, персонала, работников организаций, предприятий, являются многофункциональными, могут использоваться в различных ситуациях, в том числе в мирное время.

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Оповещение о ЧС

Для оповещения используются:


Стоит уточнить, как и для чего создается системы оповещения о ЧС на ПОО, которые можно разделить на 2 группы:

  • ЧС, в результате которой заражается радиоактивными материалами, подвергается отравлению, поражению ядовитыми химически активными веществами, значительная территория вокруг промышленного предприятия, объекта транспортной инфраструктуры или затапливается территория в результате аварии на гидротехническом сооружении.
  • ЧС в результате серьезной аварии, выхода из строя оборудования, нарушения технологического процесса, когда нет опасности для населения на прилегающей территории, но необходимы экстренные меры по эвакуации работников, дежурного персонала, незадействованного для устранения последствий ЧС.

В таких случаях ЛСО решают следующие задачи:

  • Оповещение персонала объекта, населения, проживающего на прилегающей территории, которая может попасть в зону поражения опасными факторами случившей аварии.
  • Оповещение регионального штаба ГО, руководства объекта, предприятий, организаций, находящихся в зоне возможного заражения, угрозы отравления, наводнения.

Следует сказать, что, по оценке специалистов МЧС и ГО, работа по созданию ЛСО на большинстве ПОО в настоящее время не отвечает требованиям многочисленных нормативных актов, изданных государственными органами, различными ведомствами, касающихся этой проблемы. По некоторым сведениям, полностью соответствуют нормативам не более 10% ЛСО объектов.

В первую очередь, это связано с нежеланием руководства предприятий нести дополнительные материальные затраты, связанные с проектированием, монтажом, обслуживанием систем оповещения, тем более предназначенных на случай гипотетической «атомной войны», а также мало чем подкрепленной твердой уверенности в том, что на их объектах никаких аварий быть не может.

В то же время правильно спроектированная, грамотно смонтированная, регулярно обслуживаемая ЛСО объекта может также использоваться как для передачи сообщений, объявлений, трансляции радиопрограмм по различным зонам оповещения, так и для управления производственными, технологическим процессами, что делает ее создание не только вынужденным хоть и необходимым мероприятием, но и выгодной предприятию технической системой оперативного управления.

Сигналы ГО

Официально установлено 5 сигналов ГО:


Информация о последних сигналах заложена в самом названии, более конкретные данные, указания о необходимых действиях при этих ЧС, будут переданы в сообщениях по радио, телевидению, а также локальными системами оповещения в районах, зонах, территориях размещения ПОО.

Кроме того, региональными подразделениями ГО, управлениями МЧС, руководством, штабами ГО опасных объектов, разрабатываются сценарии действий на случай различных ЧС, дополнительные сигналы на случай техногенных, природных катастроф, речевые сообщения на случай стихийных бедствий: «Наводнение», «Ураган», «Лесной пожар».

Подводя итог, следует сказать, что только адекватное понимание угрозы, знание несложных сигналов ГО, быстрые действия без ненужных в таких чрезвычайных ситуациях раздумий, паники могут спасти жизнь, здоровье себе, близким людям.

На сегодня у меня все, надеюсь, что информация, которую вы получили, была достаточно интересной и полезной для вас. Если это действительно так — сделайте репосты статьи на свою страницу в социальных сетях. Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы узнавать о новых статьях моего блога в числе первых. до новых встреч, пока-пока.