Как поменять электросчетчик в муниципальной квартире. О счетчиках учета энергоресурсов. Установка, поверка счетчиков учета энергоресурсов. Область и специфика правового регулирования

На территории Российской Федерации каждый электрический счетчик подлежит регулярной проверке и замене. Однако вопрос о том, кто должен менять его и за чей счёт это осуществляется, остаётся неоднозначным, поскольку зависит от нескольких нюансов.

Во многих домах учётные сегодня установлены не внутри квартиры, а на лестничных площадках. Соответственно, нормативные акты применяются разные. Кроме того, имеет значение, в муниципальной квартире или в приватизированной проживают граждане.

Когда речь идёт об электрических счетчиках, установленных на лестничной площадке, в соответствии с правительственными постановлениями, учётные приборы считаются общим домовым имуществом, даже если жильё приватизировано. Исходя из этого, обязанность по их обслуживанию и замене возлагается на ЖКХ, управляющую компанию, ТСЖ или иной управляющий домом орган. Договор, подписанный с ним, должен отражать в себе подробные обязанности сторон, включая и все финансовые траты.

Чтобы между жильцами и управляющим органом не возникало конфликтов и запутанных вопросов, важно изучить подписанный договор, в котором указывается, кто, за что и в каких объёмах несёт ответственность и какие меры принимаются при невыполнении пунктов данного документа.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Что подлежит замене?

Замена электросчетчика имеет несколько причин, не считая ремонтных работ. К примеру, сегодня все владельцы недвижимости должны заменить установленные электрические счётчики, имеющие класс точности 2,5. Правительственные постановления запрещают их дальнейшую эксплуатацию, и такие устройства даже сняты с реестра. Замене подлежат и оборудования, сроки проверки которого просрочены.

Основания для обязательной замены:

  • Неравномерное вращение диска или полная его остановка;
  • Наличие механических повреждений на оборудовании;
  • Счётный механизм не работает.

Запрещена дальнейшая эксплуатация прибора, если его герметичность нарушена или смотровое стекло имеет какие-либо повреждения. Если счётчик с ненадлежащим качеством продолжает использоваться, это может привести не только к переплате за электроэнергию, но и к штрафам, так как сетевая компания несёт убыток. Говоря об устаревших моделях, их использование нецелесообразно для государства, так как это не даёт возможности применять многотарифные планы, а это, в свою очередь, минус и для населения, поскольку отсутствует возможность уменьшать размеры платежей за предоставляемый коммунальный ресурс.

Слово закона

Техническое обслуживание, а также замена электросчётчика осуществляются в последовательности, установленной действующими актами российского законодательства, а именно:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Правительственным постановлением от 31 августа 2006 года №530;
  • Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261.

В них зафиксированы требования к собственникам недвижимого имущества, а также к управляющим компаниям, которые обеспечивают постоянное поддержание работы учётных приборов электрической энергии. В общих положениях это контроль технического состояния счётчиков с регулярной проверкой и обслуживанием.

Когда оборудование находится в подъезде, то есть на лестничной площадке, оно отнесено к компетенции управляющей компании или иной организации, ответственной в данном доме за электроэнергию. Для владельцев приватизированной квартиры применимы статьи Гражданского действующего кодекса. День и время проведения проверки обязательно согласовывается с собственниками недвижимости. Несмотря на то, что владельцы приватизированных объектов вправе отказаться от замены счётчика, не следует принимать столь поспешных решений, не проанализировав последствия.

Правовые особенности

Российское законодательство закрепляет обязанность владельцев квартиры при неисправности прибора учёта электроэнергии менять его своевременно. О необходимости замены направляется официальное письменное уведомление от энергосбыточной компании. Заменять счетчик придётся, если он сломался, был кем-либо повреждён, сгорел, а также, если срок эксплуатации оборудования, в соответствии с его паспортом, вышел.

Разбираясь с тем, кто должен менять счетчик электроэнергии, а также за чей счет это делается, стоит обратить внимание не 543 статью Гражданского кодекса, в которой сказано, что эти обременения возлагаются на управляющую компанию при условии, что приборы учета установлены на лестничной площадке или внутри коммунальной (муниципальной) квартиры.

В ином случае отталкиваться необходимо от условий заключённого договора между жильцами и управляющей компанией, ТСЖ или ЖКХ. Когда в тексте договора указано, что прибор учёта электроэнергии расположен не в пределах квартиры, ее владелец априори не может самостоятельно нести ответственность за него. Соответственно, все сопутствующие вопросы энергетическая компания будет обязана решать с ЖКХ.

С чего начинать?

Чтобы разобраться с тем, кто должен менять все электросчетчики на лестничной клетке, важно знать, с каких шагов следует начинать. В первую очередь нужно определить чёткую причину, по которой потребовалась замена. Помимо перечисленных оснований ранее, это может быть также:

Внимательно посмотрев на перечисленное выше, можно заметить, что некоторые причины никак не могут зависеть от владельцев жилья. Соответственно, это является некоторой подсказкой о том, за чей счет осуществляется замена. Замена и финансовые затраты возлагаются на энергетическую компанию.

Запрещается демонтаж старого прибора и установка нового самостоятельно, без уведомления и согласования с энергетической или управляющей компанией. Более того, такой поступок повлечёт за собой конфликты не только между владельцами и организацией, но и между юридическими лицами, ответственными за электроэнергию.

Балансовая принадлежность

Для собственников недвижимости в многоквартирных домах вопрос о том, за чей счет обязаны заменять счётчик электроэнергии, если он установлен в подъезде, понятен – это работа управляющей компании, которая заключила с организацией, занимающейся энергетическим сбытом соответствующий договор. Когда же речь идёт о приборах учета, установленных внутри жилья, важно обратиться в энергосбытовую компанию, у которой хранятся документы, где говорится о том, кто отвечает за обслуживание счетчика. Подобная информация предоставляется по запросу собственника, оплачивающего коммунальные услуги.

Однако, ситуация с тем, за чей счет осуществляется замена прибора учёта, несколько сложнее. В договоре с поставщиком энергетического ресурса нужно ещё раз прочесть условия его предоставления и кто обслуживает оборудование. Поскольку оно функционирует в интересах данной компании, а не владельца недвижимости, должен быть пункт о том, что все работы оплачивает и осуществляет энергетическая или управляющая компания. Однако здесь есть один важный нюанс – мало кто внимательно читает договор перед тем, как его подписать. Соответственно, юридические лица без зазрения совести перекладывают финансовые обязательства на жильцов, которые подписывают договор. Придраться после этого уже ни к чему нельзя и приходится самостоятельно платить.

Последовательность действий

После установления причины, по которой прибор учёта требуется поменять, нужно определить последовательность действий замены. Необходимо также контролировать даты последней и очередной проверки оборудования. Несмотря на то, что это работа энергетических компаний, можно по невнимательности не заметить в квитанции уведомление о плановой проверке и получить штраф за её просрочку.

До того, как решать вопросы относительно счётчиков, нужно проверить, в порядке ли электрическая проводка в доме. Если есть неисправности – их следует устранить, чтобы не возникло трудностей при установке нового прибора. Далее нужно запросить в управляющей компании копию договора, чтобы изучить все его пункты ещё раз. В данном документе понадобится обратить внимание на дату его заключения и время принятия квартиры на баланс. Если сведения о принятии на баланс отсутствуют, это значит, что собственником является именно гражданин.

После понадобится запросить документацию об энергетическом учёте по региону из энергосбыта. Для этого нет необходимости идти в организацию лично. Вся информация есть в интернете на официальных сайтах.

Самостоятельная проверка

Бывает и так, что после замены электрического счётчика сумма оплаты за тот же временной период увеличивается, хотя в действительности должно быть наоборот. Причина может быть в неправильном выборе оборудования или неправильной установке. Точность работы учётного прибора можно проверить самостоятельно. Самый простой способ – полностью отключить жилье от электричества, но сам прибор оставить под напряжением.

После отключения электроэнергии следует засечь время и понаблюдать за индикатором электросчётчика. В течение пятнадцати минут индикатор не должен делать больше, чем один круг или один импульс. Если прибор активен более этого, значит, собственник жилья оплачивает то, чего на самом деле не получает.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - .

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

За чей счет должна осуществляться замена электросчетчика?

Скорее всего, Вы тоже задавались этим вопросом при выдаче сотрудниками энергоснабжающей организации предписания касающегося замены устаревшего электросчетчика. Давайте обратимся к соответствующим законам для решения возникшего вопроса. Итак, рассмотрим две основные задачи, которые необходимо будет решить.

Если электросчетчик установлен внутри квартиры, кто должен заниматься его замена?

Обратившись в данной связи к Гражданскому кодексу РФ, мы сможет посмотреть, что же говорится там о содержании имущества.

За чей счет осуществляется замена электросчетчика?

Кодекс Российской Федерации. Ч.2. Раздел 2. Глава 13. Статья 210.

Получается что собственник имущества все финансовые затраты необходимые для содержания своего имущества должен нести самостоятельно.

Прочитаем, что же сказано в пунктах 140 и 139 530-ого Постановления Правительства РФ за 31 08 2006.

За чей счет проводить замену электросчетчика?

139 пункт Постановления Правительства РФ № 530

Из данного пункта я сформулировал для себя следующий вывод: я, будучи владельцем квартиры, в которой был установлен прибор учета (счетчик электрической энергии), в обязательном порядке должен обслуживать его полностью за свой счет.

Кто производит замену счетчика электрической энергии?

140 пункт Постановления Правительства РФ № 530

Все теперь стало более-менее понятно. Собственник того жилья, где был установлен электросчетчик самостоятельные финансовые затраты несет в следующих случаях:

  • обслуживание электросчетчика (калибровка, поверка на межповерочный интервал)
  • установке электросчетчика
  • при окончании срока эксплуатации, либо в случае преждевременного выхода из строя замена электросчетчика своими силами

Все это будет иметь силу, если квартира является приватизированной. С другой стороны если данная недвижимость является собственностью муниципалитета (не приватизирована), то обслуживание счетчика электроэнергии, его установку и замену должен производить муниципалитет.

В случае договора с ЖСК, ТСЖ и другой управляющей компанией, все вышеперечисленные затраты производятся за счет этих компаний.

Кто должен осуществлять замену электросчетчика на лестничной площадке?

Очень многие дома устроены таким образом, что приборы учета располагаются не в самой квартире, а находятся непосредственно на лестничной площадке. Что делать в данном случае?

Давайте мы с вами посмотрим, что гласит пункт 7, 491 Постановление Правительства РФ за 13 08 2006.

Кто проводит замену электросчетчика?

7 пункт Постановление Правительства РФ № 491

Этот пункт законодательства говорит нам о том, что: расположение в подъезде счетчика электрической энергии свидетельствует о том, что данный прибор учета электроэнергии следует считать имуществом дома, соответственно все затраты на обслуживание данного электросчетчика несут управляющие компании. Кроме этого, настоятельно рекомендуется подробнейшим образом изучить договор, который был заключен между Вами, а также управляющей компанией этого дома. Стоит отметить, что в договоре должна быть перечислена подробнейшим образом информация о том, какие (по объему) работы лежат в компетенции соответствующей управляющей компании. Там также будет в обязательном порядке указано, кто несет затраты на обслуживание электросчетчика установленного на лестничной площадке, его замену и установку.

Вывод

Для того чтоб избежать подобных ситуаций, а также споров, протекающих между жильцами и компаниями осуществляющими управление, рекомендуется к изучению договора подойти с особой внимательностью и четко перечислять все работы с учетом их объема.

Замена электросчетчика. За чей счет?

За чей счет должна осуществляться замена электросчетчика? Скорее всего, Вы тоже задавались этим вопросом при выдаче сотрудниками энергоснабжающей организации предписания касающегося замены устаревшего электросчетчика. Замена электросчетчика. За чей счет? Давайте обратимся к соответствующим законам для решения возникшего вопроса. Итак, рассмотрим две основные задачи, которые необходимо будет решить. Если электросчетчик установлен внутри квартиры, кто должен заниматься его замена? …

ОБЛАСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы установки, поверки счетчиков учета энергоресурсов регулируется в той ли иной степени следующими нормативными правовыми актами:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ.

3. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии».

5. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

9. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии».

При рассмотрении особенностей приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, следует отметить, что в соответствии с методическими рекомендациями по техническим требованиям к системам и приборам учета (см. Приказ Минпромторга РФ от 21 января 2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии»):

Счетчик воды представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Счетчиком газа является техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы), которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации;

Электросчетчик представляет собой техническое средство, предназначенное для измерения активной электроэнергии, которое должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Вопрос установки приборов учета (счетчиков) волнует многих горожан, которые еще не успели обзавестись указанными приборами.

Наиболее актуальным для большинства потребителей является вопрос финансирования работ по установке приборов учета: за чей счет должны устанавливаться в квартирах рядовых потребителей индивидуальные счетчики?

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ установка приборов учета осуществляется за счет собственников жилых помещений. Исходя из положений указанного документа, собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду и электричество, а до 1 января 2015 года - приборы учета газа. Однако ответственности за не установку не предусмотрено. В обязанности собственника также входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, которая оплачивается из собственных средств собственника. Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями (начисление платы по действующим нормативам).

Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу. В соответствии с п. 59 постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»: плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с пунктом 139 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г., владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. В соответствии с пунктом 140 указанных Правил, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом.

Иными словами, если квартира находится в собственности физического лица, то именно оно как собственник обязано оплатить расходы по установке приборов учета. Если же квартира не приватизирована, то собственником помещения является муниципальное образование (либо иное ведомство), имеющее на балансе жилой дом, где находится квартира, и именно на него возложена обязанность обеспечить наличие счетчиков. Граждане, проживающие в таких квартирах по договорам социального найма, не должны оплачивать установку приборов учета.

Приборы учета электроэнергии

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на электричество.

На основании пункта 2 статьи 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. А в соответствии с пунктами 5.6.2. постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что и замена приборов учета электроэнергии осуществляется за счет средств собственников помещений.

Во многих российских жилых домах электросчетчики, обслуживающие одну квартиру, расположены на лестничных площадках. У жильцов никогда не было документов на такие приборы учета. В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Таким образом, электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке, если иное не установлено договором.

Управляющие компании зачастую ссылаются на постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в котором дается определение такого понятия, как общее имущество дома. Пункт 7 раздела I «Определение состава общего имущества» указывает: «В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях». В свете этого они считают, что счетчики электроэнергии, хотя и установлены на лестничных площадках, обслуживают одну квартиру, а всё оборудование, которое обслуживает одну квартиру, является имуществом собственника жилья. Управляющая же компания обслуживает общее имущество дома, то есть все оборудование, которое обслуживает более одной квартиры. Индивидуальный счетчик, который фиксирует потребление электричества в одной квартире, принадлежит жильцам квартиры, независимо от того, где располагается сам прибор.

Юридически верным в подобной ситуации было бы изучение договора, заключенного между жильцами дома и управляющей компанией дома. В договоре должно быть указано разграничение полномочий: какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять управляющая компания, а какие собственники (наниматели) жилых помещений. В данном случае именно договор определяет обязанность ремонта либо замены счетчика электроэнергии на лестничной площадке управляющей компанией за счет средств, собранных с жильцов за содержание жилья, или их проведение за дополнительную плату. Если, например, замена счетчиков не предусмотрена договором, тогда жильцы вправе созвать общее собрание собственников жилья, которое и примет решение о замене приборов, а также о дополнительном сборе денег на эти цели.

Анализируя написанное, можно сделать вывод о том, что при наличии договора между управляющей компанией и жильцами и включении в указанный договор условий о том, что указанные учеты прибора относятся к общедомовому имуществу и обслуживаются управляющей компанией, замена производится за счет компании. Если же указанного договора нет, то электрический счетчик, учитывающий расход электроэнергии отдельной квартиры, относится к имуществу ее собственника (нанимателя), не является общедомовым имуществом, несмотря на то, что расположен на лестничной площадке.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций нужно детально изучать договор с жилищными организациями, а также четко и конкретно прописывать в договоре, какие именно услуги, и в каком объеме жильцы хотят получить от управляющей компании.

Приборы учета воды

Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ собственникам квартир предписано до 1 июля 2012 года установить счетчики на воду.

Указанный Федеральный закон обязывает нас установить счетчики. Статья 5 указанного Закона обязывает до 1 июля 2012 года собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обеспечить оснащение таких домов, в том числе приборами учета воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.

В законе не предусматривается какая-либо ответственность собственника за неисполнение указанного Закона.

В случае не установки в указный в Законе срок собственнику квартиры надлежит платить по действующим нормативам, а не фактическому потреблению.

После установки приборов они должны быть опломбированы и на каждый из них должен быть составлен акт приемки в эксплуатацию.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года федеральный Закон № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» прекратил споры между обслуживающими организациями и гражданами по вопросу взимания платы за опломбирование счетчиков.

В соответствии с п.5 ст.20 указанного Закона приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Потребители после установки на сетях индивидуальных приборов учета воды должны обращаться к исполнителю коммунальных услуг, которым может быть управляющая организация, ТСЖ, непосредственная организация, предоставляющая услуги по водоснабжению, с требованием опломбировать счетчики. Этого требуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354.

В свою очередь, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с пунктом У статьи 31 указанного постановления обязан осуществлять по письменному заявлению потребителя ввод в эксплуатацию прибора учета не позднее месяца, следующего за датой его установки. Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, потребители должны оплачивать коммунальные услуги по предоставлению водоснабжения по счетчику.

В том случае, если обслуживающая организация отказывается опломбировать или вводить в эксплуатацию индивидуальный прибор учета воды, потребитель имеет право обратиться за защитой своих прав в контролирующие органы или в суд.

При истечении интервала государственного срока поверки счетчик подлежит поверке или замене. Требования о первой, а затем и о последующих поверках счетчиков установлены Законодательством Российской Федерации. Срок поверки указывается в техническом паспорте прибора учета.

Если потребитель не получил специальное уведомление, он может самостоятельно проверить окончание срока, позвонив в обслуживающую организацию.

Срок службы счетчиков на горячую воду - четыре года, на холодную - каждые шесть. Затем необходимо произвести их поверку. После истечения указанных сроков начисление платы (на период поверки) за пользование водой будет начисляться по действующим нормативам.

Приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с п. 15 этого Перечня устройство и демонтаж внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, обозначенных нормами ст. 48.1 Гражданского Кодекса РФ (особо опасных, технически сложных и уникальных объектах). Многоквартирный дом и другие объекты, не включенные в данный перечень, могут быть оснащены приборами учет (кроме счетчиков газа) без наличия соответствующего допуска.

Приборы учета бытового газа

Счетчики бытового газа (согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ) необходимо установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Федерального закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.

Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей в сфере оказания услуг Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей , расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 304. (тел. 92-97-80 ), а также по телефону бесплатной горячей линии : 8-800-200-10-62