Унитарные переход на 44 фз инструкции. Аналитика аналитические обзоры

29.06.2016

23 июня 2016 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят законопроект № 1036078-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», предусматривающий исключение государственных и муниципальных унитарных предприятий из числа заказчиков по 223-ФЗ и применение ими с 1 января 2017 года при осуществлении закупок положений Закона о контрактной системе (44-ФЗ).

Не вызывает сомнений, что столь радикальные изменения в правилах и в нормативно-правовом регулировании порядка проведения закупок заставили унитарные предприятия задуматься о дальнейших действиях, связанных с исполнением положений указанного законопроекта.

Мы проанализировали действующее законодательство на предмет возможных действий унитарных предприятий и выделили два возможных сценария развития событий:

1. Реорганизация унитарного предприятия в форме преобразования.

2. Подготовка к переходу на применение Закона о контрактной системе

Рассмотрим возможности, предоставляемые законодательством при реализации первого сценария:

Статьей 34 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» по решению собственника унитарное предприятие может быть преобразовано в следующие формы:

1. В государственное или муниципальное учреждение (Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию).

Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Имущество государственного или муниципального учреждения, как и в случае с казенными предприятиями, закрепляется за ними на правах оперативного управления, что порождает определенное сходство прав и обязанностей указанных юридических лиц.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Преобразование унитарного предприятия в бюджетное учреждение является наиболее распространенной практикой реорганизации унитарного предприятия и не сопряжено с большими трудовыми, организационными и временными затратами.

Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение, решением о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия в автономную некоммерческую организацию должны быть определены:

  • основные цели деятельности создаваемой организации;
  • наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия.

Указанные решения могут приниматься (в зависимости от статуса унитарного предприятия):

  • Правительством Российской Федерации;
  • уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации унитарное предприятие может быть преобразовано в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью .

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно статьи 13 Закона № 178-ФЗ одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

  • В открытое акционерное общество - если размер уставного капитала унитарного предприятия равен или выше 100 тыс. рублей.
  • В общество с ограниченной ответственностью - менее 100 тыс. рублей.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества.

На основе прогнозного плана собственник имущества (публично-правовое образование) принимает решение о приватизации. В нем согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 178-ФЗ указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Отметим, что согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 178-ФЗ состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. На основании этого документа все права и обязанности преобразованного унитарного предприятия переходят в открытое акционерное общество (пункт 4 статьи 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия:

  • инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, при необходимости - на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка.

Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.

Также при необходимости оформляются план земельного участка и документы на иные объекты недвижимости. В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, невозможна (кроме земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте).

В целом можно говорить о том, что реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования в акционерное общество при приватизации должна включать в себя следующие этапы:

  • проведение инвентаризации имущества;
  • составление промежуточной отчетности;
  • проведение аудиторской проверки промежуточной отчетности;
  • оформление плана земельного участка, а также документов на иные объекты недвижимости и исключительные права, принадлежащие предприятию;
  • проведение контрольных проверок наличия и состояния имущества и обязательств организации;
  • определение порядка деятельности дочерних унитарных предприятий;
  • определение состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • определение объектов, в числе прочего исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса организации, и порядок их дальнейшего использования;
  • выявление обременений (ограничений);
  • определение балансовой стоимости подлежащих приватизации активов;
  • определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций, состава совета директоров и ревизионной комиссии;
  • разработка устава общества.

Как видно из описания данного способа преобразования унитарного предприятия, процедура приватизации (преобразования в акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) представляется достаточно продолжительным и юридически сложным процессом.

II. В случае, если процедура преобразования унитарного предприятия невозможна, унитарное предприятие должно в рамках оставшегося до вступления в силу закона времени провести ряд подготовительных мероприятий, направленных на применение Закона о контрактной системе с 1 января 2017 года.

Мы подготовили пошаговую инструкцию для унитарных предприятий по подготовке к применению 44-ФЗ:

10 шагов к переходу унитарного предприятия на применение Закона № 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в органах Федерального казначейства.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в единой информационной системе в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках в отношении закупок, осуществляемых в 2017 году в соответствии с частью 21 статьи 15 Закона о контрактной системе.
  8. Выбрать электронную площадку для осуществления закупок в электронной форме.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
  10. Осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Детально о механизме действий по каждому шагу мы рассказываем в ходе вебинаров дистанционного курса повышения квалификации для государственных и муниципальных унитарных предприятий

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (Закон № 321-ФЗ)

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ, Закон о контрактной системе)

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ)

Мы являемся Муниципальным унитарным предприятием, работаем по ФЗ-223, согласно Уставу являемся коммерческим предприятием, т.е. работаем не за счет бюджетных средств, в связи с этим вопрос: Применяется ли к нам изменения закона в части перехода на контрактную систему в сфере закупок с 01.01.2017г?

Ответ: Положения Закона № 321-ФЗ предусматривают обязанность унитарных предприятий по применению положений Закона о контрактной системе применительно ко всем закупкам , за исключением закупок осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. Таким образом, независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия с 01.01.2017 года применяют положения Закона № 44-ФЗ.

Мы являемся муниципальным унитарным предприятием, работающим за счет собственных, не бюджетных средств. Осуществляем закупки в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ. Одновременно с этим мы являемся предприятием, осуществляющим регулируемые виды деятельности (водоснабжение, водоотведение) Можем ли мы осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ без перехода на 44-ФЗ как предприятие, осуществляющее регулируемые виды деятельности, ведь в отношении таких предприятий закон не обязывает обязательный переход на 44-ФЗ?

Ответ: Исходя из смысла и «буквы» Закона №321-ФЗ применение положений Закона о контрактной системе обязательно для унитарных предприятий независимо от вида деятельности, который данное предприятие осуществляет, в том числе и в случаях, когда унитарное предприятие относится к субъектам естественных монополий. В тоже время полагаем, что данный вопрос должен получить дополнительное разъяснение со стороны законодателя.

3. Если нас обяжут работать по 44-ФЗ, можем ли мы принять на работу с 01.01.2017 г. работника в службу закупок, не имеющего специального образования в этой области (учитывая действие профессиональных стандартов с 01.07.2016 г.)?

Ответ: При ответе на данный вопрос необходимо отличать требования нормативно-правовых актов, регулирующих применения профессиональных стандартов, от требований Законодательства о контрактной системе к профессиональному уровню подготовки должностных лиц заказчика (контрактному служащему, контрактному управляющему).

На сегодняшний день для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, равно как и по 223-ФЗ отсутствует обязанность по обязательному применению профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Специалист в сфере закупок», который утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 года.

Таким образом, обязанность работодателя по введению должности "Специалист в сфере закупок" в штатное расписание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует .

В тоже время, в соответствии с законодательством о контрактной системе на заказчиков, применяющий данный закон возлагается обязанность по созданию специализированных подразделений (должностных лиц) ответственных за осуществление закупок в рамках 44-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

При этом 44-ФЗ устанавливает требования к контрактным управляющим (контрактным служащим), а также членам закупочной комиссии заказчика о необходимости повышения квалификации с получением соответствующих документов.

Если у МУПа основным видом деятельности является выполнение муниципального контракта по результатам проведенного аукциона и при принятии изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223 будем ли мы иметь право закупать по ФЗ-223 не только товары необходимые для исполнения контракта, указанные в контракте, но и сопутствующие товары и услуги (например бензины для автотранспорта, автозапчасти, услуги по обслуживанию автотранспорта, услуги по содержанию здания и т.п.)?

Ответ: Нет, данного права Закон о контрактной системе унитарному предприятию не предоставляет.

Закон о контрактной системе предоставляет унитарному предприятию право на применения 223-ФЗ в случае, осуществления закупок «..в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия».

В случае, если заказчик осуществляет закупку для обеспечения своей текущей хозяйственной деятельности, он должен применять положения закона № 44-ФЗ.

Если исполнение обязательств осуществляется по гражданско-правовому договору, а не по контракту, можно ли применять при проведении закупок нормы Закона № 223-ФЗ?

Ответ: Нормами Закона № 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

В соответствии со ст.3 Закона № 44-ФЗ «под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».

Таким образом, исполнение заказчиком - унитарным предприятием обязательств по гражданско-правовому договору не является основанием для применения положений 223-ФЗ.

Можно ли провести закупки на 2017 год до конца 2016 по 223-ФЗ. Будут ли попадать под действие 44-ФЗ, договоры, заключенные до 31.12.2016 года?

Ответ: Поскольку сам Закон № 321-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017 года, при этом Закон не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до вступления его в силу, то на 2017 год и последующие годы унитарные предприятия имеют полное право проводить закупки до 01.01.2017 года по правилам закона № 223-ФЗ. При этом положения 44-ФЗ на такие договоры распространяться не будут.

Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

Как закупают МУПы и ГУПы

Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

  • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
  • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
  • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Изменения с 2018 года

С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.

Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.

  • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
  • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
  • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

Как привлекать соисполнителей

Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.

Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее – Изменения в законодательство о закупках, Изменения) вносятся изменения в основные законодательные акты, регулирующие закупочную деятельность:

(a) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон 44-ФЗ);

(b) Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ).

Основная идея изменений – включение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – Унитарные предприятия) в контрактную систему и обеспечение тем самым соблюдения Унитарными предприятиями норм Закона 44-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

В частности, Изменениями в законодательство о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение Унитарных предприятий из сферы применения Закона 223-ФЗ и одновременное распространение на них положений Закона 44-ФЗ. После вступления указанных изменений в силу Унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону 223-ФЗ только при соблюдении совокупности следующих условий:

(a) наличие у Унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом 223-ФЗ порядке;

(b) размещение положения о закупках до начала года в единой информационной системе;

(c) осуществление закупок:

(i) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; либо

(ii) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Унитарного предприятия (за исключением ситуаций, когда такой контракт был заключен на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ – осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации).

Таким образом, применение Унитарными предприятиями Закона 223-ФЗ будет являться исключением из правил по аналогии с регулированием, действующим в отношении бюджетных учреждений. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим закупочную деятельность, станет Закон 44-ФЗ.

Порядок проведения закупок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, предполагает существенные ограничения закупочной деятельности для Унитарных предприятий. Среди таких ограничений можно выделить следующие:

(a) ужесточение порядка планирования закупок;

Статьи 17, 21 Закона 44-ФЗ предусматривают обязанность заказчиков в установленном порядке и в предусмотренные указанными нормами сроки формировать, утверждать планы и планы-графики закупок, а также вносить в них изменения. Помимо общих правил планирования, которые будут распространяться на деятельность ГУП, указанные Изменения предусматривают, что план закупок Унитарных предприятий должен быть утвержден в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

(b) необходимость проведения обязательного общественного обсуждения закупок в отношении отдельных закупок;

В 2014–2016 годах такое обсуждение проводится по закупкам, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд рублей; при этом региональным и местным законодательством могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения. С 1 января 2017 года случаи проведения такого обсуждения и его порядок будут установлены Правительством РФ. По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы, планы-графики закупок, документацию о закупках, кроме того, закупки могут быть отменены.

(c) необходимость соблюдения правил о нормировании закупок;

Согласно части 4 статьи 19 Закона 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Изменения в законодательство о закупках предусматривают принятие Правительством РФ аналогичных правил также в отношении Унитарных предприятий (пункт 5 статьи 2 Изменений в законодательство о закупках).

(d) установление закрытого перечня способов осуществления закупок (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного источника) без возможности проведения закупки любыми другими способами;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ). Статистика закупок за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что более 47% закупок осуществляется заказчиками именно с использованием иных способов .

Переход на Закон 44-ФЗ предполагает отказ от такой свободы и возможность для Унитарных предприятий проводить закупки только способами, прямо указанными в Законе 44-ФЗ.

(e) императивное регулирование процедуры проведения закупки каждым из предусмотренных Законом 44-ФЗ способов, включая, среди прочего, требования к содержанию закупочной документации, требования к участникам закупок, срокам проведения закупок, критериям оценки заявок/предложений;

(f) установление закрытого перечня случаев осуществления закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного источника без возможности расширения перечня таких случаев;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) дает заказчикам свободу в определении случаев проведения закупки тем или иным способом. Анализ данных о фактически проведенных закупках за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что наиболее популярным после иных способов закупки является закупка у единственного поставщика (данный способ использовался более чем в 45% случаев) . При этом анализ положений о закупках свидетельствует о том, что заказчики активно использовали предоставленную Законом 223-ФЗ возможность самостоятельно определять случаи проведения закупки у единственного поставщика. Закон 44-ФЗ, напротив, не предполагает такой диспозитивности.

По смыслу статей 72, 83, 93 Закона 44-ФЗ указанные способы закупок применяются государственными заказчиками исключительно в случаях, перечисленных в Законе 44-ФЗ. Проведение закупок такими способами в иных случаях не допускается.

Так, запрос котировок возможен при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а годовой объем закупок с использованием данного способа не превышает 10 % совокупного годового объема закупок и составляет не более чем сто миллионов рублей (статья 72 Закона 44-ФЗ).

Запрос предложений возможен в семи прямо перечисленных в Законе 44-ФЗ (статья 83) случаях. При этом один из таких случаев (заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации) исключается с 1 января 2017 года . Большинство перечисленных в статье 83 Закона 44-ФЗ случаев являются специфичными и не имеют широкого применения (например, заключение контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии). В этой связи для большинства Унитарных предприятий применение запроса предложений будет релевантно только в случае, когда закупка осуществляется на недопоставленное количество товара (работ, услуг) в случае досрочного расторжения ранее заключенного контракта на основании решения заказчика об одностороннем отказе, либо в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися по строго определенному перечню обстоятельств.

Основания закупки у единственного поставщика прямо перечислены в статье 93 Закона 44-ФЗ. Перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и не подлежит расширению со стороны заказчика. Указанная статья предусматривает довольно широкий список оснований, однако большинство из них также являются специфичными и не имеют широкого применения.

(g) необходимость обосновывать закупку, в том числе начальную (максимальную) цену, в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ и принятых во исполнение указанного закона подзаконных нормативно-правовых актов;

Статьей 18 Закона 44-ФЗ установлено требование об обосновании закупок заказчиком при формировании плана закупок, плана графика. Указанное положение предполагает, среди прочего, необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Порядок такого обоснования закреплен в статье 22 Закона 44-ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

(h) императивное регулирование процедуры заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений;

Процесс заключения, исполнения и расторжения контракта закреплен в параграфе 7 Закона 44-ФЗ (статьи 94, 95). Указанные положения предусматривают подробное регулирование поведения заказчика на стадии, следующей после непосредственного осуществления закупки. Например, часть 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за некоторыми прямо указанными в законе исключениями). Часть 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень оснований для изменения существенных условий контракта.

Таким образом, помимо существенного ограничения непосредственно деятельности по отбору контрагентов, Унитарные предприятия также лишаются значительной части своей свободы в дальнейших договорных отношениях.

Важно отметить, что Изменения в законодательство о закупках вступают в силу с 1 января 2017 года. Согласно пункту 9 статьи 2 Изменений до 31 декабря 2016 года Унитарные предприятия обязаны:

(a) создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(b) осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(c) зарегистрироваться в единой информационной системе.

Примечательно, что срок вступления в силу положений, предусматривающих указанные обязанности, – также 1 января 2017 года. Следовательно, фактически обязанности возникают только после истечения срока для их выполнения. В этой связи остается непонятным вопрос о возможности применения данных положений Изменений на практике.

Выводы

Как видно из приведенного анализа, Изменения в законодательство о закупках требуют кардинального изменения закупочной деятельности Унитарных предприятий. В этой связи Унитарным предприятиям рекомендуется заблаговременно (до вступления в силу Изменений) принять все необходимые меры в целях обеспечения готовности перехода на контрактную систему.

Среди таких мер могут быть: внесение поправок в положение о закупках в соответствии с Изменениями и размещение новой редакции положения в единой информационной системе; проведение тренингов для персонала и должностных лиц, ответственных за закупочную деятельность; подготовка пакета документов для перехода на Закон 44-ФЗ (например, плана финансово-хозяйственной деятельности, плана и плана-графика закупок, шаблона извещения о закупке, проектов государственных контрактов по типовым видам деятельности с учетом императивных норм Закона 44-ФЗ); разработка/внесение корректив в иные внутренние локальные акты, которые регулируют процесс осуществления закупок.

См. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html .

См. Федеральный закон от 03.07.2016 № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Конечно, между 223-ФЗ и 44-ФЗ существует большая разница, знать которую должен как заказчик, так и поставщик. Даже объем текста и его содержание уже говорит о том, 44-ФЗ конкретизированный, жесткий, сложный, но в то же время для государства - более прозрачный и подразумевает добросовестную конкуренцию.

223-ФЗ имеет гибкую систему закупок, поэтому позволял ГУП и МУП самим решать, продукцию каких марок и у кого они будут покупать, заключая договоры. Также было больше возможностей закупать товары или услуги у единственного поставщика.

Теперь же соблюдение 44-ФЗ предусматривает строгую отчетность, и в случае нарушений требований закона налагает административную ответственность.

Следить за действиями предприятий в сфере закупок можно через Единую Информационную Систему, в которой каждый зарегистрированный участник публикует планы, графики и планы закупок.

С вступлением в силу 44-ФЗ появилась контрактная служба. Сотрудникам, входящим в состав этой группы, необходимо выполнять большой объем работ. Чтобы они могли делать это качественно, было предусмотрено обучение не менее 108 часов в различных учебных центрах.