Профессиональная опека. Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Большинство из нас сталкивается с органами опеки лишь, а какая-то назойливая незнакомая тетенька чего-то там требует для нашего ребенка. Мы ведь лучше знаем, что ребенку надо, правда? Но зачем-то же эти тетеньки из отдела опеки нужны!

Reconomica пообщалась со специластом отдела опеки, чтобы узнать, чем занимается эта государственая организация на самом деле. Вы узнаете, что делают специлисты опеки, с какими ситуациями им приходится сталкиваться по работе, а также, сколько они за это получают.

Коротко обо мне: Мне 31 год, стаж в профессии – 2 года, отдел опеки попечительства администрации города-миллионника, должность – ведущий специалист отдела.
К сожалению, не могу назвать подлинные данные о себе и месте работы – и это является первой особенностью государственной службы.

С 2017 года обязательным условием для прохождения государственной службы (а работа в отделе опеки и попечительства является именно таким видом трудоустройства) является сообщение работодателю сведений о своей активности в сети Интернете. В отдел кадров необходимо подать данные о своих аккаунтах во всех социальных сетях и других порталах, сайтах знакомств, сообщить факты регистрации в мессенджерах , где указаны хоть какие-то персональные данные о вас.

Таким образом, рассказать честные сведения об этой профессии, я могу лишь, не указав полную информацию о себе. Приложить фотографии рабочего места я, к сожалению, не могу, по указанным выше причинам. Неразглашение любой информации, связанной с нашей работой, является элементом контроля службы безопасности администрации города.

Что такое “опека и попечительство”? О профессии своими словами

Специалист отдела опеки и попечительства - это представитель незащищенных категорий граждан: детей, инвалидов, недееспособных граждан, лиц пожилого возраста, главная задача которого - контролировать соблюдение их гражданских прав.

Навыки, умения, образование, необходимые в профессии

Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах.

Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра.

Бумажная работа – весомая часть функционала специалиста отдела опеки. Уверенное владение Microsoft Office , 1С в разы сокращает время, отведенное на составление документов и отчетов.

Способы трудоустройства

Единственный вариант поиска данной работы – участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Данные об этих конкурсах размещаются на сайтах администраций городов.

Попасть на такую вакансию с нуля практически невозможно. Приходить напрямую в отдел кадров администрации города нет никакого смысла, тем более - присылать свое резюме. Подавляющее большинство сотрудников администрации устроены туда «по знакомству», это ни для кого не секрет. Небольшой процент людей получили работу в администрации, будучи переведены из поднадзорных организаций (у нас это комплексные центры, центры социальной помощи).

Работодатель принимает на работу людей по рекомендации уже работающих сотрудников, чаще всего на временно свободные ставки (специалистов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком). И если сотрудник проявляет себя хорошо, его переводят на постоянную ставку.

Никого трудового обучения нет. Тебе объясняют направление твоего функционала: опекаемые дети, недееспособные, выявление, усыновление и т.д. И дальше ты сам с нуля строишь свою работу в этом направлении. В лучшем случае, пользуясь подсказками коллег. Понятия «молодой специалист» в данной профессии нет. Чаще всего принимают сразу на ставку ведущего специалиста со средним размером оплаты труда по отделу.

Чем занимается специалист органов опеки

Собственно опекой занимается лишь треть всего отдела. В наши полномочия входит весь цикл защиты прав и интересов уязвимых категорий граждан. Оформление опеки над детьми-сиротами, помещение их в государственные учреждения, выявление неблагополучных семей и работа с ними, защита прав душевнобольных и поверка деятельности психиатрических учреждений, контроль за действиями опекунов, участие в сделках с имуществом, решение семейных споров.

У части специалистов работа с документами является основной. Они проверяют пакеты предъявляемых документов и выносят заключения, ведут базы данных, выдают справки. У большинства же разъездной характер труда: ездим по судам, участвуем в процессах в качестве законных представителей, посещаем адреса, где, по поступившей информации, проживают семьи в трудных жизненных ситуациях. Отделы полиции, прокуратура, РОВД , ЗАГС, МФЦ , ЕРКЦ , пенсионные фонды – ездим везде, передавая и забирая запросы, необходимые для защиты прав наших клиентов, участвуем с следственных мероприятиях и судебных процессах.

Посещать приходится самые неприглядные и мрачные места города: психиатрические клиники, следственные изоляторы, места преступлений. Присутствовать на допросах и судебных заседаниях. Вести контроль содержания клиентов в психоневрологических интернатах.

Все те истории, которые мелькают на центральных каналах с заоблачными рейтингами – наша повседневная работа: убийство матерью своих детей, хищения средств в детских домах, злоупотребления врачей-психиатров, постоянные судебные тяжбы по разделению детей, споры супругов, прочий сор из избы. Устраиваясь в органы опеки, нужно быть готовым ежедневно видеть жизнь с самой неприглядной ее стороны.

За последние месяцы мои коллеги убегали от разъяренного алкоголика, который поливал их кипятком из чайника, я лично пыталась успокоить старика в ожидании бригады скорой помощи, пока тот колотил всех прохожих палкой по голове, высунувшись из окна. А сегодня ко мне на прием пришла девочка с просьбой определить ее в интернат, потому что отчим все утро кричал на нее. Параллельно с этим в кабинете другой специалист пытался найти временный компромисс между потенциальными опекунами ребенка, отец которого убил его мать, после чего покончил с собой. И эта лишь маленькая толика проблем, не самых серьезных, с которым сталкиваешься ежедневно.

Оплата труда в отделе опеки и условия работы на госслужбе

Я устроилась на эту работу с зарплатой 17 т. р., сейчас она составляет 23 тысячи. Заплата складывается из оклада, 6 т.р., ежемесячной премии в 60-100%, размер которой назначает начальник управления, районного коэффициента. Кроме того, бывают квартальные премии в размере 5 т.р. Полный соц.пакет, отпуск 30 календарных дней.

В общем, социальные гарантии есть, .

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии является ее условная престижность, все-таки, отдел опеки и попечительства - структурный элемент администрации города. Возможность более-менее свободно располагать рабочим временем. По ходу служебных передвижений, можно параллельно успевать делать мелкие личные дела (это неофициально, конечно). Социальные гарантии, белая зарплата – тоже плюс.

Минусы профессии – большая степень ответственности, высокая цена ошибки, постоянные стрессы, потенциальный риск для здоровья. В нашем отделе опеки и попечительства проезд по служебным поручениям не оплачивается, иногда в день на разъезды уходит по 300 руб. Таким образом, тех 23 тысяч я никогда не видела, в реальности у нас низкая оплата труда.

Карьерный рост

Карьерная лестница предполагает следующие ступени: ведущий специалист отдела, главный специалист, начальник отдела, заместитель начальника управления. При количестве сотрудников отдела 40 человек, единственное возможное повышение – стать главным специалистом. Это возможно при достижении стажа работы более 5 лет, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей.

Напутствие соискателям

Социальная работа, на мой взгляд, является таким же призванием, как медицина или педагогика. Она требует много душевных сил, терпимости и терпения, и конечно, человеколюбия. А с учетом более чем скромной оплаты труда, специалист отдела опеки и попечительства является больше гражданской позицией, чем профессией. Если вы чувствуете в себе силы пройти через все трудности этого дела, то, занимаясь им, однажды испытаете настоящую радость от осознания пользы, которую приносите людям.

Интервью у сотрудника Органа опеки и попечительства Сельцина Николая Петровича взяла М. Градова.
М.Г.:
Николай Петрович! Общественность нашей страны взбудоражена законопроектами, принятыми в первом чтении Государственной Думой, которые мы для краткости называем «закон о патронате» и «закон об общественных наблюдательных комиссиях». Рассмотрение законопроектов отложено на неопределённое время. Однако, проблемы с законотворчеством остались. Люди не успевают следить за плодовитыми законодателями. Если мы ведём речь о ювенальных технологиях, навязываемых нам с Запада, мы не можем обойти вопрос об органах, работы которых касаются отложенные законопроекты. Хотелось бы услышать мнение специалиста, знающего проблему изнутри. Поэтому я начну по порядку.

1) Какими действующими нормами закона регламентирована деятельность органов опеки и попечительства? Имеются ли какие-либо недоступные для общего сведения инструкции, положения, памятки и т.д.?

Сельцин Н.П.:

Действующими являются следующие нормы:

· Федеральный закон № 159 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

· Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

· Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 12.05.2012) "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"

· Постановление правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве»

· Закон г. Москвы № 29, от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

· Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

· Постановление правительства Москвы от 02 октября 2007 г. № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»

· Приказ от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

Недоступные для общего пользования документы фактически есть. Но недоступны для пользования они в силу своего огромного количества. Зачастую даже профессионал натыкается на ранее недоступные и неизвестные ему законы, рекомендации, приказы и так далее. Формально же любой человек имеет постоянный доступ к любому документу. Но это похоже на русскую сказку: «пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что».

М.Г:
2) Каковы главные обязанности сотрудников органа ОиП?

Сельцин Н.П.:
По должностной инструкции главного специалиста отдела опеки, попечительства и патронажа муниципалитета московского района, он обязан:
Среди прочего, вести прием населения по вопросам опеки, попечительства и патронажа, рассматривать обращения, заявления и жалобы, осуществлять профилактическую и реабилитационную работу по преодолению социального сиротства, реализовать переданные полномочия в части организации социального патронажа, подготавливать материалы для рассмотрения на заседании комиссии по охране и защите прав детей, проводить обследования условий проживания детей, состоящих на учете в ООиП, давать заключение в суд по спорам, связанным с защитой прав и интересов детей, осуществлять совместно с уполномоченными органами изъятие из семьи детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью…

3) Каковы инструменты помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации?

Сельцин Н.П.:
Фактически и «по-честному» - инструментов нет. Специалист может только «капать на нервы» угрозами лишения родительских прав. Но надо понимать, что на кого-то эти угрозы еще могут подействовать, а на кого-то уже нет. В случае, если они подействовать не могут, ребенок изымается и устраивается в детский дом. Потом, опека продолжает капать на нервы таким родителям, но уже с другой стороны, со стороны материнского и отцовского чувства. Его уговаривают забрать ребенка из детского дома. Если родитель соглашается, то специалист предлагает ему устроиться на работу и принести справки за полгода работы (через полгода после лишения можно восстановиться) и прекратить пить. При этом нет ни бюджета, позволяющего кодировать родителей, ни правового механизма, позволяющего это делать без желания родителя. Такая работа сводиться к 1 проценту результата, по моим личным оценкам. В том же случае, если на родителя еще могут подействовать угрозы лишения родительских прав, эти угрозы «валятся» на него со всех сторон. Их изобилие со временем приводит к тому, что родитель считает их нормой и перестает бояться. После чего ребенок у него забирается через лишение родительских прав.
Надо четко понимать, что под «трудной жизненной ситуацией» понимаются совсем уж асоциальные семьи. Родители - наркоманы, алкоголики, бродяги. Все иные случаи, которыми сейчас пугает себя общество, относятся к ювенальной юстиции западного образца, но не нашей, отчасти еще советской системе. Вот если произойдет наполнение нашей системы смыслами и нормами запада, тогда эта категория расширится значительно.
Кроме того, надо четко понимать, что совершенно ничего нельзя сделать с человеком, который сознательно встал на путь безнравственности и «идет» по нему уже долго. Нельзя, если мы не находимся в тоталитарном государстве.
Можно как-то не допускать того, чтобы человек на этот путь встал. Но это уже работа совершенно иного направления. Такая работа в некоторой степени велась в Советском Союзе и прекратилась в Российской Федерации. Работа эта в принципе возможна только при конкретной идеологии, которой в РФ нет.

4) Есть ли необходимость в делегировании ООиП дополнительных полномочий, каких именно?

Сельцин Н.П.:
На мой взгляд, такой необходимости нет. До тех пор, пока ООиП осуществляет «посредническую» деятельность между семьей и государственными учреждениями никакие особые полномочия специалистам вообще не нужны. И особенно полномочия сверх установленной меры.
Дело в том, что для исполнения своих обязанностей опека привлекает государственные структуры: милицию (провести акт обследования, если представителей опеки не пускают в квартиру добровольно), поликлинику (определить состояние здоровья ребенка), суд (решение вопроса устройства ребенка на полное государственное обеспечение, лишение родительских прав). У этих структур достаточно полномочий для решения любых вопросов и отдельные полномочия специалистам опеки не требуются.

М.Г.:
5) Как, на взгляд сотрудников органов опеки, можно оптимизировать работу в нынешних условиях, не изменяя законодательства? Есть ли для этого возможности?

Сельцин Н.П.:
Оптимизировать работу ООиП не нужно. Со времен СССР вся эта работа отрегулирована и настроена надлежащим образом. Нужно прекратить «плодить» различные инструкции и приказы, законы и постановления «ни о чем». А то, что уже есть, привести в порядок, переработать. Чтобы было не более 5-10 документов федерального и местного уровня, не больше. При этом надо перестать бесконечно передавать различные отделы и ведомства «из рук в руки», поставить во главе специалиста, имеющего многолетний опыт работы на местах и поставить перед ним Цель.
По сути, надо просто прекратить реформировать систему регулирования семьи и детства в систему ювенальной юстиции (да еще и делать это «кривыми руками»).
Кроме того, надо принимать на работу в опеку людей с профильным образованием, имеющих своих детей, а не по принципу «землячества», и родственных отношений.
Но все, что я сказал, относится к оптимизации работы ООиП в том направлении, в котором она ведется на данный момент. Не больше.

М.Г.:
6) Николай Петрович! Пожалуйста, укажите основания для лишения родительских прав по судебным решениям, примеры самых тяжких случаев из практики, и самых «невинных» (если были такие).

Сельцин Н.П.:
В основном причинами для лишения родительских прав по судебным решениям являются: алкоголизм, наркомания, неисполнение обязанностей по содержанию (материальное обеспечение) ребенка, невыплата алиментов на содержание ребенка.
В качестве полярных примеров приведу следующие: мать девочки (прописанной в московской квартире и имеющей в таком случае право на жилищные льготы по законодательству г. Москвы) семнадцати лет обратилась в отдел с проблемой воспитания дочери. По ее словам, контакт с ребенком был утрачен несколько лет назад, а сама девочка неуправляема. Несколько раз мать с бабушкой присутствовали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На комиссии семье всячески пытались оказать помощь, предлагали перевести в учебное заведение, специализирующееся на проблемных случаях, направляли к психологам. Но, с одной стороны, фактически мать не хотела решать возникшую ситуацию. А с другой стороны, предложенные меры по ее разрешению мало бы помогли. В итоге было принято решение о лишении родительских прав и устройстве ребенка на полное государственное обеспечение, чему очень противились специалисты ООиП. Дело в том, что после 18 лет (при определенных условиях) таким детям необходимо предоставлять квартиры по договору безвозмездного пользования (которые с 23 лет переходят в собственность) и в данной ситуации была очевидна жилищная заинтересованность со стороны матери. Рассматривая исковое заявление о лишении родительских прав матери, суд его удовлетворил. Данному решению суда долго удивлялись почти все сотрудники. Ведь оснований для лишения фактически не было (по их мнению), а мать была лишена после невнятных фраз об «отсутствии контакта с ребенком», «неспособности повлиять на дочь». Я изначально был уверен в данном исходе потому, что этот случай попал под определение «неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению». Ведь когда мать говорит: «Я не могу ее воспитывать», - с точки зрения Права все очевидно. Право в данном случае не интересует искренность слов, а Суд данный аспект проблемы не учел. Но с другой стороны, если мать сама просит лишить ее родительских прав и при этом не отказывается воспитывать ребенка, а заявляет о неспособности это делать, то у Суда просто нет иного выхода. Поэтому мне «человеческие» ожидания сотрудников Опеки были понятны. Но с точки зрения Закона и Суда решение Суда было обосновано.
Второй пример лежит в иной плоскости. В 2009 г. опека участвовала в суде по лишению родительских прав матери-алкоголички. Инициатором лишения был отец двоих детей разного возраста, который за время совместной работы по данному вопросу приобрел в глазах специалистов образ примерного отца и мужа с тяжелой судьбой (жена-алкоголик и женщина легкого поведения). При этом в формировании данного образа косвенно приняли участие его брат (дядя детей) и мать (бабушка). После лишения матери родительских прав, она подала иск о разделе имущества. В этом споре специалисты опеки опять приняли сторону отца, так как примерный отец отстаивал интересы детей в первую очередь.
В 2011 году девочка (старший ребенок) - на тот момент ей было 12 лет - самостоятельно обратилась в опеку с просьбой «поговорить с папой». По ее словам, папа часто кричит на нее с братом, заставляет заниматься глупыми делами, обижает бабушку (свою мать), часто приходит домой пьяным и не дает заниматься в школьных кружках. Сотрудники опеки, знакомые с данной семьей с 2009 года и с отцом семьи, как с человеком ответственным и дотошным, девочке не поверили. Сотрудники опеки, базируя свои представления о жизни на «устаревших» ценностях, решили проверить. На акт обследования жилищно-бытовых условий вышел специалист. Поговорил с отцом. В квартире оказалось бедно, но чисто. Однако пища для детей имелась, а чистоту поддерживала сама девочка. Отец, как всегда, показал кучи фотографий с улыбающимися детьми, положительные характеристики из школы.
Я (а тем специалистом был я) рассказал отцу о том, что девочка приходила в опеку. При этом предупредил, что за семьей теперь будут постоянно наблюдать и если девочке будет плохо - это сразу заметят. Отец объяснил, что воспитывает детей, за воровство (по его словам сын крадет у него деньги) наказывает углом. На дочь он ругается за то, что девочка вместо того, чтобы заниматься математикой, хочет обучаться игре на пианино, а он это не приветствует. В общем, сложившаяся ситуация представлялась обычной сложной ситуацией московской семьи. Особенно, если учесть небольшую жилую площадь квартиры и вытекающие из этого проблемы. Именно это имел в виду отец, когда сказал, что девочку «научили» на него жаловаться, имея на то свои личные внутрисемейные «псевдооснования». Сам он работает с утра до вечера на основной работе, а потом подрабатывает на личном автомобиле, чтобы прокормить, одеть и обуть ребенка. При этом отец показал новые вещи, чеки на эти вещи, чеки на запчасти к машине, на бензин и на многое другое. Тогда я только удивился подобному качественному подходу к жизнедеятельности. Никаких сомнений в «положительности» отца у меня не возникло.
Через несколько дней в опеку позвонила бабушка девочки. Бабушка рассказала начальнику опеки все то же самое, что рассказывала девочка и попросила оказать помощь. Но в 2009 году та же бабушка была полностью на стороне отца, не говоря о нем ни одного плохого слова - это раз. А я к тому моменту уже разговаривал с отцом - это два. Бабушке начальник отдела опеки отказал.
Через неделю психолог детского районного центра принес характеристику девочки, в которой было указанно, что ребенок готов совершить самоубийство. На следующий день была созвана комиссия по охране прав детей, на которой присутствовал и этот психолог, дядя девочки и ее отец. Ситуация оказалась крайне сложной. Отец девочки по факту оказался душевнобольным, когда прикрываясь чеками и покупками, человек издевается морально над детьми. Дети отказываются идти к нему домой. Дядя стоял на позиции лишения родительских прав отца. Комиссия отделалась тем, (меня на комиссии не было, я не вхожу в ее состав) что настоятельно рекомендовала определить детей на обучение в интернат, чтобы меньше видели отца. Когда я узнал об этом от разгневанного дяди, для меня стало совершенно очевидно, что принятое решение является полумерами, если не ошибкой. Об этом я объяснил руководителю муниципалитета и настоял на изъятии детей из семьи и временной передаче их под опеку дяде.
Данное решение было очень не просто принять в силу различных причин. Но самым тяжелым было противопоставление нежелания детей возвращаться к отцу желанию самого отца их воспитывать. При этом формально он имел все права, чеки, колбасу в холодильнике и другие атрибуты «законных прав и интересов несовершеннолетнего».
В результате суд ограничил отца в родительских правах. При этом запретил видеться с детьми. Совершенно непонятно было, каким образом отец может «исправиться» в полугодичный срок, имея «на руках» подобный запрет. Через полгода дядя обратился в суд с иском о лишении родительских прав на том основании, что отец не исправился. Суд вынес решение о лишении родительских прав. Мосгорсуд оставил решение районного суда в силе.

М.Г.:
7) Чем отличается усыновление (удочерение) от принятия ребёнка под опеку?

Сельцин Н.П.:
В случае с усыновлением вопрос решается дольше, чем с опекой. После лишения родительских прав (например) должно пройти полгода и только потом подается исковое заявление в суд об установлении усыновления. Усыновление очень основательно. Суд отдает ребенка человеку и человек становится полноценным родителем с точки зрения Права. Хотя на данный момент существует закон, по которому до 18 лет за ребенком должна следить опека. Сама опека (по крайней мере, многие ее представители) считает это не правильным - если суд «полностью отдал» ребенка человеку, то при чем здесь опека? А если опека продолжает надзор за семьей, то значит суд «отдал не полностью». И еще одно разительное отличие в том, что усыновленный ребенок не получает никаких льгот после 18 лет, связанных со статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оформить опеку (попечительство) сравнительно быстро и просто. При этом попечитель является только законным представителем ребенка и не может присвоить ему своего отчества или фамилии. До 18 лет на ребенка, находящегося под опекой, распространяются все те же льготы, как и на усыновленного ребенка. Но после 18 лет подопечный ребенок имеет право на однократное предоставление жилья по договору безвозмездного найма, если у него жилья нет или если жилье не соответствует оговоренным в законодательстве нормам. Кроме этого есть другие льготы, распространяющиеся на лиц из числа детей-сирот и не распространяющиеся на усыновленных детей.

М.Г.:
8) Николай Петрович! Не является ли в современных условиях воспитание детей в приёмных семьях неким бизнесом? Что является доказательством этому?

Сельцин Н.П.: Относительно механизма приемной семьи следует пояснить, что он был рассчитан на те случаи, когда у ребенка нет родственника, желающего взять его под опеку. А для стимуляции постороннего ребенку человека было предложено выплачивать деньги за воспитание, плюс к деньгам на содержание ребенка. То есть родители (в Москве - один родитель) получают деньги за осуществление семейной формы воспитания ребенка и отдельной позицией - на его содержание.
В моем отделе за всю практику был только один случай приемной семьи. Та семья приехала из Смоленска в Москву и встала здесь на учет. Но даже и этого одного случая хватило для того, чтобы уже имеющееся негативное мнение по этому вопросу еще более окрепло в коллективе отдела опеки, попечительства и патронажа. Каждый знакомый мне специалист и работник опеки выступает резко против такой формы «семейного воспитания». Это оказалось «палкой о двух концах». С одной стороны благие устремления, а с другой стороны - негативная практика. Такая практика, когда детей используют, как грубую рабочую силу в решении бытовых проблем и одновременно источник дохода. К детям нет ни любви, ни симпатии, ни даже уважения. Есть только желание получать деньги за содержание и воспитание ребенка. И это совершенно невозможно зафиксировать с правовой точки зрения. Именно поэтому специалисты моего отдела всячески стараются «вставлять палки в колеса» желающим, предлагая им обычную «опеку». Но договор «приемной семьи» заключается на уровне Департамента семейной и молодежной политики (на данный момент «опека» передается в «социальную защиту» и не понятно, кто этим будет заниматься), и в территориальный отдел опеки «спускается» уже готовым. Возможностей помешать у людей на местах не много. Но, следует сказать, что и желающих взять ребенка из корыстных целей тоже не много.
Именно это, все эти неявные стремления специалистов и граждан, жить «по совести» и работать «по справедливости» и является «пережитком» Советского Союза. Но эти «пережитки» держаться лишь до тех пор, пока весь механизм не «заполнится» нормами ювенальной юстиции Европы.
Является ли «приемная семья» бизнесом? Категорически - да. И доказательством является отрицательное мнение практически большинства специалистов (мне не известен ни один, настроенный положительно). Именно «бизнесом» называют специалисты «приемные семьи» и всячески препятствуют их формированию. Ведь если ты хочешь взять ребенка, исходя из светлых чувств и стремлений, то тебе достаточно будет опеки, и денег на еду, и жизнь для ребенка. А «работу» по его воспитанию ты оцениваешь не деньгами. В эту глубинную сферу человеческого денежная оценка еще не проникла…
Другим доказательством можно считать многие фактические случаи, с которыми сталкиваются работники. Повторю, с точки зрения Права доказать это тяжело, но от человеческого взгляда, от взгляда матери (а в опеке большинство - женщины) грязь не укроется. Это я считаю двумя доказательствами и не знаю никого, кому бы их не хватило.

М.Г.:
9) Действительно ли есть необходимость в ликвидации детских домов, реально ли это, обоснованно ли это?

Сельцин Н.П.:
Ответить на этот вопрос компетентно я не могу. Для компетентного ответа надо иметь полную статистику по детским домам и информацию об экономическом положении страны. Я могу лишь отметить несколько моментов.
Интересным кажется то, как расформировали детские дома. Воспитанников просто взяли и разделили по тем домам, которые остались выполнять свои функции. Встают вопросы: детей стало меньше на столько, что треть детских домов стала не нужна и при этом есть уверенность, что количество детей не увеличится? Лично я, как специалист, в этом сомневаюсь. У меня количество детей на протяжении нескольких лет не меняется существенно. Ведь надо учитывать, что ребенок поступает в детский дом в раннем возрасте и воспитывается в нем до 18 лет. Ну, допустим на основании некоторых статистических сведений есть уверенность в том, что в ближайшие пару-тройку лет количество детей останется минимальным и новые дома не понадобятся. Допустим. Но как можно делать прогнозы на более длительный период? Я не понимаю. Особенно если учесть, что определенный процент детей в детских домах составляют дети бывших воспитанников и бывших подопечных детей (у которых родители умерли от асоциального образа жизни или лишены родительских прав). Какой еще вопрос можно задать? Например, такой: или денег в стране на содержание детских домов не осталось? До такой степени не осталось, что предлагается увеличить количество воспитанников одного воспитателя в ущерб качеству воспитания? И при этом добавить денег воспитателю?
Интересной становится «негласная» рекомендация «сверху»: лишать родительских прав меньшее количество родителей. Причем эта рекомендация «спустилась», как опеке, так и судьям. При этом надо понимать, что сокращается количество детских домов, где воспитываются достаточно взрослые дети. А о сокращении «домов - малюток» (где находятся совсем маленькие дети) я ничего не слышал. Хотя мое неведение само по себе еще ничего не значит.
Однозначно можно сказать, что «на местах» динамики по улучшению ситуации с детьми, оставшимися без попечения родителей, не наблюдается. Государство не борется с «болезнью» и значит ее «симптомы» (дети) останутся. Не понятно, с чего бы их количество стало сокращаться. С другой стороны - мне известна статистика по Москве и ее районам, из которой видно, что существует тенденция увеличения международного усыновления детей в раннем возрасте. И государство, кстати, открыто говорит о необходимости передачи детей на «семейную форму воспитания». Вот только форма эта не российская…

М.Г.:
10) Что, на взгляд сотрудников органов опеки и попечительства, необходимо предпринять государству, чтобы уменьшить социальное сиротство?

Сельцин Н.П.:
Обзавестись «политической волей», как говорят в таких случаях. И пересмотреть наши взгляды на все «нормы» и «права», льющиеся в нашу систему регулирования семьи и детства «рекой изобилия» с Запада.
Надо, чтобы государство не позволяло родителям оказаться на «социальной обочине» жизни. Но такое возможно только при наличии педагогически-воспитательного идеологического механизма. Опять же, в качестве примера возьмем Советский Союз, когда человека принудительно устраивали на работу и следили за его исправлением. Понятно, что очень многое было далеко от совершенства, что имелась масса ошибок, перегибов. Но главное в том, что система воспитания создавалась. Создавались механизмы настоящего общественного контроля, когда за проблемным родителем присматривали коллеги по работе. Государство должно иметь идеальные ориентиры, основанные на ориентирах народа и ему же транслируемые постоянно с государственного уровня. Можно продолжить пояснения на данную тему, но все их будет проще свести к одному: должно быть экономически сильное государство с четко оформленной концепцией семьи. Примерно такое, как Советский Союз. Можно лучше. Без этой концепции, без высокого смысла решить проблему невозможно. Мы и дальше будем наблюдать понижение нравственного уровня в обществе. Повышение желания молодых семей жить «для себя» и как следствие - некачественное воспитание детей. Которые в свою очередь будут тоже (хоть и меньше) рожать детей.
Никакими другими решениями ситуацию не исправить. Это, конечно, только мое мнение. Но оно основано на годах профессиональной деятельности в школе, детской комнате милиции и отделе опеки и попечительства.

М.Г.: Николай Петрович! Спасибо Вам за беседу. На мой взгляд, освещённые Вами вопросы помогут гражданам лучше понять роль органов опеки и попечительства в отношениях между детьми и их родителями.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О профессиональной опеке над недееспособными гражданами
в Архангельской области


Документ с изменениями, внесенными:
Областным законом от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ (газета "Волна" от 30 апреля 2013 года N 16 (1403)).
____________________________________________________________________

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего закона

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением в Архангельской области деятельности по профессиональной опеке над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем законе

1. Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

1) профессиональная опека над недееспособными гражданами (далее - профессиональная опека) - форма устройства совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, над которыми не установлена опека в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ввиду отсутствия близких родственников, имеющих возможность осуществлять опеку, при которой совершеннолетние дееспособные граждане, назначенные органом опеки и попечительства профессиональными опекунами, являются законными представителями совершеннолетних недееспособных граждан и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
(подпункт в редакции

2) профессиональный опекун - совершеннолетний дееспособный гражданин, назначенный с учетом его нравственных и иных личных качеств, способности к исполнению обязанностей опекуна, соответствующей подготовки органом опеки и попечительства законным представителем совершеннолетнего недееспособного гражданина, взявший на себя обязательства по осуществлению профессиональной опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином в соответствии с актом органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна и договором об осуществлении профессиональной опеки и получающий вознаграждение за счет средств областного бюджета;
(подпункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

3) подопечный - совершеннолетний недееспособный гражданин, над которым органом опеки и попечительства установлена профессиональная опека.
(подпункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

2. Иные понятия, используемые в настоящем законе, применяются в значениях, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - ).

Статья 3. Правовая основа организации и осуществления деятельности по профессиональной опеке

Правовую основу организации и осуществления деятельности по профессиональной опеке в Архангельской области составляют Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации , Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ , Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Архангельской области , » (далее - областной закон от 29 октября 2008 года N 578-30-ОЗ), настоящий закон, иные областные законы и другие нормативные правовые акты Архангельской области.

Статья 4. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по профессиональной опеке

1. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по профессиональной опеке является уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере социальной защиты населения Архангельской области.

2. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по профессиональной опеке осуществляет следующие полномочия:

1) принимает участие в разработке проектов областных законов, проектов постановлений Правительства Архангельской области в сфере организации и осуществления деятельности по профессиональной опеке;

2) осуществляет контроль за организацией и осуществлением деятельности по профессиональной опеке в порядке, определенном Правительством Архангельской области;

3)...
(подпункт исключен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

4) осуществляет иные полномочия в сфере организации деятельности по профессиональной опеке, предусмотренные Правительством Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Статья 5. Полномочия органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке

Органы опеки и попечительства осуществляют следующие полномочия по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке:

1) выявляют и ведут учет совершеннолетних недееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними профессиональной опеки;
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

2) осуществляют подбор, учет и подготовку граждан, желающих стать профессиональными опекунами, в соответствии с Правилами подбора, учета
и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

3) устанавливают профессиональную опеку над совершеннолетними недееспособными гражданами;
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

4) осуществляют надзор за деятельностью профессиональных опекунов в соответствии со ;

5) представляют законные интересы подопечных в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия профессиональных опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Архангельской области или интересам подопечных либо если профессиональные опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

6) осуществляют проверку условий жизни подопечных, соблюдения профессиональными опекунами прав и законных интересов. подопечных, выполнения профессиональными опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении подопечных в соответствии с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

7) освобождают и отстраняют профессиональных опекунов от исполнения ими своих обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для освобождения и отстранения опекунов от исполнения ими своих обязанностей;

8) осуществляют полномочия по защите жилищных и имущественных прав подопечных в соответствии со статьей 12 областного закона от 29 октября 2008 года N 578-30-ОЗ ;

9) ведут личные дела подопечных в соответствии с Правилами ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации;
Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
(нумерация пункта в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

Статья 6. Порядок установления профессиональной опеки и выплаты вознаграждения профессиональному опекуну

1. Профессиональная опека устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области в порядке, определенном Правительством Архангельской области.

2. ...
(пункт исключен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

3. ...
(пункт исключен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

4. Профессиональный опекун назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетнего недееспособного гражданина в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления профессиональной опеки. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств профессиональный опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства профессионального опекуна.
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

5. Основанием возникновения отношений между профессиональным опекуном и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна.
(пункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

6. В случае осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области полномочий органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке акты органов опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна или об отказе в назначении профессионального опекуна оформляются в форме распоряжений местной администрации муниципального образования Архангельской области.
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

7. В акте органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна указываются:
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

1) наименование органа опеки и попечительства, место его нахождения;

2) наименование и реквизиты акта органа опеки и попечительства;

3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные гражданина, назначаемого профессиональным опекуном, а также обстоятельства, которые позволяют сделать вывод о способности указанного гражданина выполнять обязанности профессионального опекуна;

4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, паспортные данные гражданина, над которым устанавливается профессиональная опека, а также реквизиты судебного решения, которым указанный гражданин признан недееспособным;

5) указание на возмездный характер деятельности профессионального опекуна и необходимость заключения договора об осуществлении профессиональной опеки;

6) срок действия акта органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна;

7) наименование должности, фамилия, имя, отчество должностного лица органа опеки и попечительства, принявшего решение о назначении профессионального опекуна.

8. На основе акта органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна между гражданином, желающим стать профессиональным опекуном, и органом опеки и попечительства, назначившим указанного гражданина профессиональным опекуном, заключается договор об осуществлении профессиональной опеки, в котором устанавливаются права и обязанности сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
(нумерация пункта в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

9. Договор об осуществлении профессиональной опеки заключается в порядке и в сроки, которые установлены Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

10. Примерная форма договора об осуществлении профессиональной опеки утверждается постановлением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере организации деятельности по профессиональной опеке.
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

11. Профессиональный опекун является законным представителем своего подопечного и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.
(нумерация пункта в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

12. Орган опеки и попечительства осуществляет оплату услуг, оказанных профессиональным опекуном, в сроки и в порядке, которые определены в договоре об осуществлении профессиональной опеки.
(нумерация пункта в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

13. Размер вознаграждения профессионального опекуна за осуществление им профессиональной опеки определяется постановлением Правительства Архангельской области.
(нумерация пункта в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ

14. Профессиональный опекун имеет право на временное освобождение от исполнения обязанностей, предусмотренных договором об осуществлении профессиональной опеки, при наличии уважительных причин по согласованию с органом опеки и попечительства (далее - временное освобождение профессионального опекуна от исполнения обязанностей).
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 22 апреля 2013 года N 654-39-ОЗ)

Срок временного освобождения профессионального опекуна от исполнения обязанностей составляет не более 30 календарных дней в течение календарного года.

За период временного освобождения профессионального опекуна от исполнения обязанностей оплата услуг профессионального опекуна не осуществляется.

В связи с временным освобождением профессионального опекуна
от исполнения обязанностей в отношении конкретного подопечного (конкретных подопечных) органом опеки и попечительства издается акт о назначении профессиональным опекуном иного совершеннолетнего дееспособного
гражданина, с которым орган опеки и попечительства заключает договор об осуществлении профессиональной опеки на определенный срок.

Если на период временного освобождения профессионального опекуна от исполнения обязанностей не назначен другой профессиональный опекун, исполнение обязанностей профессионального опекуна временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Статья 7. Ответственность профессиональных опекунов и органов опеки и попечительства

1. Составление, представление, утверждение и хранение отчета профессионального опекуна осуществляются в порядке, установленном статьей 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ .

2. Надзор за деятельностью профессиональных опекунов осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ .

3. Профессиональные опекуны несут ответственность в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ .

4. Органы опеки и попечительства за организацию и осуществление деятельности по профессиональной опеке несут ответственность в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ .

Статья 8. Прекращение профессиональной опеки

Профессиональная опека прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ .

Статья 9. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет средств областного бюджета.

Статья 10. Порядок вступления в силу настоящего закона

Статья 11. Внесение изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи со вступлением в силу настоящего закона

Статья 11. Внесение изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи со вступлением в силу настоящего закона

1. Внести в областной закон от 29 октября 2008 года N 578-30-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Архангельской области » («Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов», 2008, N 30; 2009, N 4, 5, 6, 9) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 11 :

Дополнить новым «32) осуществляют защиту жилищных и имущественных прав граждан, над которыми установлена профессиональная опека, в соответствии со статьей 5 областного закона «О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области»;»;

- пункт 32 считать пунктом 33 .

2. Дополнить областной закон от 20 сентября 2005 года N 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями » («Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов», 2005, N 5, 8; 2006, N 10, 11, 14; 2007, N 19, 20, 21; 2008, N 24, 29, 30; ноябрь, внеоч.; N 32; 2009, N 34, 3, 4, 5, 6, 7, 9; 2010, N 13, 14, 16) статьей 65.1 следующего содержания:

«Статья 65.1. Осуществление органами местного самоуправления полномочий органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 62 настоящего областного закона, осуществляют полномочия органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по профессиональной опеке.

2. В общем объеме субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований, указанных в статье 62 настоящего областного закона, на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, учитываются расходы на выплату вознаграждения профессиональным опекунам по договорам об осуществлении профессиональной опеки, включая начисления на указанное вознаграждение.

3. Размер вознаграждения профессионального опекуна за осуществление им профессиональной опеки определяется в соответствии с областным законом «О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области».

4. Объем финансовых средств, необходимых для выплаты вознаграждения профессиональным опекунам в муниципальном образовании, определяется исходя из количества граждан, исполняющих обязанности профессиональных опекунов в соответствующем муниципальном образовании, и размера вознаграждения профессионального опекуна.».

Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук

Редакция документа
с учетом изменений и дополнений
компания "Двина-Софт"

Приложение 7 к распоряжению

Главы города

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ведущего специалиста отдела опеки и попечительства

управления по опеке и попечительству администрации города

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Ведущий специалист отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города (далее именуется – ведущий специалист отдела) является сотрудником отдела и участвует в организации работы администрации города с несовершеннолетними опекаемыми (подопечными).

Ведущий специалист отдела является муниципальным служащим, замещающим старшую должностью муниципальной службы категории "В", на него распространяются все гарантии, права, обязанности и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

1.2. Ведущий специалист отдела назначается и освобождается от должности Главой города по представлению начальника управления по опеке и попечительству администрации города.

1.3. Ведущий специалист отдела подчиняется начальнику отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города.

1.4. В своей деятельности ведущий специалист отдела руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, в том числе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, иными нормативными актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления города Нижневартовска, относящимися к специфике отдела, Уставом муниципального образования город окружного значения Нижневартовск, Положениями об управлении по опеке и попечительству администрации города, отделе и должностной инструкцией .

II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществляет:

Качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей;

В пределах своей компетенции выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, Главы города, решений Думы города, выполняет распоряжения вышестоящих руководителей в пределах, предусмотренных должностной инструкцией;

Учет предоставленных льгот.

2.2. Обеспечивает:

Высокую организацию и дисциплину труда в своей работе;

Конфиденциальность получаемой информации в соответствии с действующим законодательством;

Необходимый уровень документооборота и хранение документов в соответствии с действующим законодательством;

Грамотное составление документов, соблюдение сроков их прохождения.

2.3. Ведет:

Учет детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно установленной документации;

За разглашение сведений, составляющих охраняемую законом и иными нормативными актами тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения муниципальной службы, в пределах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;

За несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка;

За несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой.