Мифы в информационной войне против гуэбипк мвд россии. Что такое обэп (оэб, оэбипк, уэбипк, гуэбипк) Как крысиная Система собирает деньги

Факт ведения информационной войны против экс-сотрудников ГУЭБиПК МВД России очевиден: после их ареста СМИ публикуют материалы, которые представляют только одну – негативную, дискредитирующую – оценку деятельности экс-сотрудников ведомства и их бывшего начальника генерала Сугробова. О том, что эта война ведется, и ведется профессионально, заявил и сам в одном из интервью ПАСМИ.

Благодаря представителям четвертой власти в общественном сознании закрепилось мнение, что взяточничество массово провоцировалось сотрудниками ГУЭБиПК МВД, а сами экс-сотрудники — коррупционеры. Не без участия журналистов сформирован и другой миф: Денис Сугробов и его подчиненные — банда. Миф формируется на основе вменяемого гуэбовцам состава преступления — организация преступного сообщества, однако к следствию есть серьезные вопросы об этой квалификации преступления. Первое Антикоррупционное СМИ расскажет здесь об этих мифах подробнее.

Миф №1. Провокация или оперативный эксперимент

Правовое толкование провокации взятки зафиксировано в ст. 304 УК РФ «попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа…». Обратите внимание на ключевые слова – «без его согласия». Значит, по букве закона, спровоцированным на взяточничество можно назвать того, кто отказался принимать взятку, но по каким-то причинам, вопреки своему желанию, ее получил: такое возможно, когда деньги подкинули, подложили в карман или в салон автомобиля, перевели на счет в банке и т.п.

В своей работе бывшие подчиненные Дениса Сугробова опирались на закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (Об ОРД), в ст.6 которого приводятся допустимые способы проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), и их в числе – оперативный эксперимент. Он занимает особое место в ряде других ОРМ, потому что пределы допустимости проведения оперативного эксперимента (той границы, за которой он превращается в провокацию преступления) в законе не обозначены. Законодатель не дает определение оперативного эксперимента. В публикациях авторитетных правоведов находим такое толкование этого понятия: оперативный эксперимент – это ОРМ, заключающееся в осуществлении наблюдения за объектами оперативной заинтересованности в контролируемых оперативными работниками ситуациях, данные которого позволяют делать вывод о причастности проверяемых лиц к преступной деятельности, выяснять различные обстоятельства, осуществлять захват виновных с поличным.

Представьте: сотрудница полиции в короткой юбке и в блузке с глубоким декольте под прикрытием коллег проводит оперативный эксперимент, ловя «на живца» серийного маньяка-насильника. Любой из нас к таким оперативным действиям полицейских относится как к правильным, как к чуть ли не единственной возможности поймать маньяка. Мало того, поступок женщины-полицейского многие назвали бы геройским. Но в народе это называют провокацией преступления или (на жаргоне) «подстава», однако это оперативный эксперимент, и действия правоохранителей оправданы ситуацией и абсолютно законны.

По мнению большинства ученых и практиков в сфере уголовного права, оперативный эксперимент – наиболее эффективное из всех оперативно-розыскных мероприятий средство борьбы с коррупцией. В таблице представлена статистика соотношения общего числа оперативных экспериментов к числу зафиксированных преступлений коррупционной направленности в 2012-2013 годах.

Однако СМИ уверенно формируют в общественном сознании миф о том, что офицеры Главка направо и налево провоцировали кристально честных чиновников и вымогали деньги.

Заметьте, более чем в 60% случаев для установления факта коррупции оперативники использовали оперативный эксперимент. То есть они разрабатывали сценарий, по которому взяткополучателю (подозреваемому в коррупции чиновнику) передавались деньги, чаще всего через посредника (посредников). Должностное лицо в явной и недвусмысленной форме соглашалось за вознаграждение совершить в пользу предлагающего взятку агента какие-либо действия, идущие как вопреки интересам службы, так и в нарушение закона. Решение брать или не брать взятку чиновники принимали всегда самостоятельно. По данным ПАСМИ, ни одному из задержанных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России должностных лиц деньги не передавались без его ведома. Фигуранты инициированных сотрудниками Главка уголовных дел, на которые впоследствии была наложена резолюция «сфабриковано», принимали взятки по доброй воле.

Обратите особое внимание: адвокаты экс-подчиненных Дениса Сугробова утверждают, что ст.304 УК РФ «провокация во взяточничестве» вменяется бывшим борцам с коррупцией только по одному эпизоду, в остальных – им предъявляется обвинение по ст. 286 УК РФ «превышение должностных полномочий» в проведении оперативных экспериментов при задержании с поличным чиновников. Кроме того, бывшим гуэбовцам в течение года расследования дела не смогли предъявить ни одного обвинения во взяточничестве – и это при активной позиции СК РФ и УСБ ФСБ. Кроме того, арестованные сотрудники ( , и др.) и их агенты настаивают на том, что проводили оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с действующим законодательством и с ведомственными нормативными актами.

Миф №2. Один и тот же агент

Журналисты часто делают акцент на том, что вместе с оперативниками ГУЭБиПК в оперативно-розыскных мероприятиях выступали одни и те же агенты либо одни и те же заявители о преступлении, при этом они использовали поддельные паспорта. Однако законодательством РФ не запрещается участие в ОРМ одних и тех же граждан, а ФЗ «Об ОРД» предусматривает длительные контракты сотрудников органов внутренних дел с гражданами на безвозмездной/возмездной основе для помощи в раскрытии преступлений. Кроме того, заявителем о преступлении может быть кто угодно и заявлять может сколько угодно раз. Ситуации, в которых призадержании с поличным, например, наркодилеров или сбытчиков оружия правоохранители, как правило, используют одних и тех же своих агентов, внедряя их в преступную среду, — вопросов не вызывают. Гуэбовцы использовали те же приемы, чтобы задержать взяточников.

Чтобы раскрыть деятельность коррупционеров, создаются специальные подразделения, для участников которых оформляются «документы прикрытия» (паспорта, госномера машин и т.д.), разрабатываются правдоподобные истории (легенды) для входа в контакт с преступниками и дальнейшим документированием их преступной деятельности.

Миф №3. Преступное сообщество и функциональные обязанности его участников

Бывших борцов с коррупцией обвиняют в организации преступного сообщества (ПС) или участии в нем. Цели, ради которых оперативники объединились в преступное сообщество, были сформулированы, мягко говоря, неожиданно: по версии следствия, гуэбовцы объединились в ПС, чтобы получать новые звания, награды, премии или повышение по службе.

Однако, подхватив идею об организации экс-гуэбовцами преступного сообщества, журналисты волей или неволей сыграли на одном из стереотипных представлений об организованной преступности лихих 90-х. Вооруженная группа преступников, мошенников, вымогателей и рэкетиров, иными словами, банда — именно так в обыденной картине мира большинства россиян предстает преступное сообщество.

Юридические признаки преступного сообщества раскрываются в ч. 4 ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Исходя из этого, бывших подчиненных генерала Сугробова обвиняют в том, что их подразделение было структурировано и над ними осуществлялось руководство. Но любое профессиональное сообщество, тем более людей в погонах, имеет структуру и определенную иерархию управления и подчинения, причем это закреплено должностными инструкциями.

В деле ГУЭБиПК следствие создало неожиданный прецедент: оно примеряет статью об организации ПС к изначально структурированной и иерархически построенной системе. Интересно, почему ст.210 («организация преступного сообщества») не примеряется, например, к делу Оборонсервиса и другим подобным делам?

В завершение напомним историю организации «преступного сообщества», которому была посвящена эта статья. Итак, назначали «участников» ПС в разные сроки президенты Дмитрий Медведев и Владимир Путин, они же и вручали досрочные генеральские звания, в кадровой политике «ПС» участвовал и министр Владимир Колокольцев. Кроме того, все это проходило в период реформирования МВД под особым вниманием проверки кадров Администрацией президента , а также кураторами ФСБ. Возникает вопрос:может быть, не только генерал Сугробов причастен к организации этого преступного сообщества?

Алена Подлесных

Закон закрепляет права и обязанности сотрудников ОЭБиПК (Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции). Следовательно, при осуществлении своей непосредственной деятельности они должны руководствоваться только законом и не превышать пределы своих полномочий.

Случается, что деятельность коммерческой организации вдруг начинает интересовать сотрудников ОЭБиПК. И такой интерес ничего хорошего в себе не несет. Во-первых , для руководства предприятия и его собственников грядут проверки и головная боль, а во-вторых , деятельность предприятия, по всей видимости, действительно вызывает лишние вопросы.

ОЭБиПК состоит в структуре Министерства внутренних дел, и его сотрудники занимаются борьбой с хищениями, мошенничеством, противозаконной предпринимательской деятельностью, взяточничеством и прочими нарушениями. То есть, деятельность ОЭБиПК сосредоточена на предупреждении, пресечении, выявлении и раскрытии преступлений в области экономической деятельности. В особенности ОЭБиПК обращают внимание на фиктивную регистрацию и фирмы-однодневки. Все это изначально воспринимается как способы избежать уплаты налогов.

Большинство проверок, которые проводятся государственными органами, предсказуемы и только проверки ОЭБиПК случаются неожиданно. Причем права ОЭБиПК регламентирует огромное количество нормативно-правовой документации, а вся деятельность сотрудников ОЭБиПК должна вестись в четком соответствии с нормами действующего законодательства.

Основания для проведения проверок сотрудниками ОЭБиПК:

    Возбуждение уголовного дела;

    Запросы налоговых органов;

    Наличие информации о признаках преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    Наличие информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации

Что проверяет ОЭБиПК?

В большинстве случаев, сотрудники подразделений ОЭБиПК проверяет деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, документирование, выявление, пресечение налоговых преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного Кодекса РФ, в том числе:

    Ст.198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Ст.199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.

    Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента.

    Ст.199.2 УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При осуществлении оперативных мероприятий сотрудники подразделений экономической безопасности руководствуются Законом РФ от 7.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Полномочия сотрудников ОЭБиПК.

Во время проверки сотрудники ОЭЬиПК обладают следующими полномочиями:

    Производить дознание и следствие по делам о преступлениях, отнесенным к их ведению и к их подследственности в соответствии с УПК РФ;

    Осуществлять законную оперативно-розыскную деятельность;

    Участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

    Производить проверки при достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

    Осуществлять проверки организаций в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок, заведением дел оперативных проверок и возбуждением уголовных дел;

    Беспрепятственно проникать на территорию фирмы и обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения организаций независимо от форм собственности и места нахождения;

    Безвозмездно получать от организаций, физлиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ОЭБиПК обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации.

Таким образом, требования сотрудников ОЭБиПК должны быть обоснованы. Кстати, чтобы сотрудники полиции не вышли за рамки своих полномочий при проведении проверки ОЭБиПК обязательно должно присутствовать лицо, которое имеет возможность дать оперативно необходимые пояснения. Лучше всего, если этим лицом будет исполнительный директор. По крайней мере, это убережет организацию от запутанных и ненужных разбирательств.

Функции ОЭБиПК достаточно четко очерчены, и все неправомерные действия специалистов отдела можно обжаловать в суде или же направить в прокуратуру с жалобой на действия вне рамок закона.

По итогам проведенной проверки УЭБиПК имеет право возбуждать уголовное производство, в случае, если деятельность организации велась с нарушениями законодательства, и выявлен состав экономического преступления.

Раз уж практика ОЭБиПК такова, что проверить могут любую организацию, то следует, быть может, дать совет руководителям любого юридического лица. Если вы получили письменную заявку о предоставлении документации, которая отражает деятельность вашей организации, если к вам нагрянули сотрудники ОЭБиПК, если в любой ситуации деятельностью вашей организации заинтересовались сотрудники Отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, вам следует обратиться к профессиональным юристам. Для чего? Для того, чтобы проверка не привела к уголовной ответственности. Для того чтобы проверка прошла вообще без всяких негативных последствий. И помните: у ОЭБиПК обязанности такие, расследовать экономические преступления. И они их расследуют. Наша же с вами обязанность – доказать, что никаких преступлений вы не совершали, и совершать не планируете. Даже в случае, если в ваших документах есть какие-то недочеты.

Интересное дело получается, кто отвечает, каким образом на жалобы в ГУЭБ и ПК РФ. В ответе от 9.02.18г подписанном начальником генерал-майором полиции А.А. Курносенко, мне дали понять, что не хотят со мной общаться и прекращают переписку. Написала жалобу на Курносенко А.А. Адресовала министру МВД.

ЖАЛОБА НА НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции генерал-майор полиции КУРНОСЕНКО АНДРЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА, О ПРЕКРАЩЕНИИ ПЕРЕПИСКИ С ЗАЯВИТЕЛЕМ ПО ВОПРОСАМ НЕСОГЛАСИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОЭБ и ПК г. Ульяновска и ГУЭБ и ПК МВД РФ.

14.10.2017г. я отправила в МВД РФ ЗАЯВЛЕНИЕ О НАРУШЕНИИ ГУЭБ и ПК МВД РОССИИ СТ. 33 КОНСТИТУЦИИ, ЗАКОНА ФЗ №59 "ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН", ИНСТРУКЦИИ №707.

В нем я заявляла о

1. Нарушении сроков рассмотрения моих обращений(закон №59, Инструкция №707).

2.Нарушение рассмотрения моих жалоб по существу.

3. Нарушение ст 148 УПК РФ.

4. Просила рассмотреть и ответить на все поставленные мной 8 вопросов

5 14.11.2017г пришло уведомление, что проводится проверка, которая не завершена и продлевается до 14.12.2017г.

13.12.17г пришел ответ, подписанный Е.М Богородовой, врио зам. начальника Управления организации проверочных мероприятий.

1. В нарушении инструкции №707 п.108.1, не проведен обьективный анализ фактов и обстоятельств, установленный по результатам проверки

2.Не рассмотрен вопрос о нарушении сроков рассмотрения моих обращений.

3.Не рассмотрен вопрос о нарушении рассмотрения моих жалоб по существу.

4. Ни один из 8ми поставленных мной вопросов, не был рассмотрен.

5. Не рассмотрен вопрос нарушения ст. 148 УПК Рф, так как постановления об отказе о возбуждении уголовного дела, мне так и не поступают.

6. НЕ предоставили информацию о проведенной служебной проверке, по результатам которой должностные лица УМВД России по Ульяновской области привлечены к дисциплинарной ответственности, согласно приказу МВД №707.111.

7.Не предоставили информацию о взятие на контроль УМВД Ульяновской области нашего обращения, так как Черномазовым Д.Н не было предоставлено оригинала нашего обращения с печатью со словами "контроль", что указывает на нарушение п.218 приказа №707.

8 Не предоставили информацию о том, когда закончится доследственная проверка и почему она затянулась на 2года. Не предоставили информацию о ходе проведения доследственной проверки.

9. НЕ провели проверку обоснованности постановлений об отказе от возбуждения уголовного дела по ст.327 УПК РФ.

При том, что Богородова Е.М не ответила ни на один из поставленных мной вопросов по существу, она не преминула напомнить мне, что с назойливыми, с точки зрения МВД, заявителями, они просто прекращают переписку.

14.12.2017г написала новое обращение в МВД РФ с Жалобой на решения сотрудников ГУЭБ и ПК РФ Богородову Е.М, Горкавцева В.С. Согласна, что моя жалоба носит больше импульсивный характер, чем деловой, с юридической точки зрения. Но, несмотря на это, я все таки хотела получить ответы на все поставленные мной вопросы.

30.12.2017г пришло уведомление о том, что проверка не завершена и срок продлен до 11.02.2017г. Возникает вопрос о том, для чего продлевать срок рассмотрения моей жалобы? Чтобы написать мне о том, что переписка прекращается? А как же тогда быть с проверкой, из за которой был продлен срок рассмотрения?

Несмотря на то, что мои вопросы так и повисли в воздухе, несмотря на то, что сотрудники МВД продолжили нарушать ФЗ №59 и инструкцию №707, однако при этом начальник Курносенко А.А счел, что органы МВД должны прекратить со мной переписку. При этом, так и не ответив на все заданные мной вопросы и по сути не проведя проверку.

135. Переписка с гражданином по вопросу, на который ему ранее давался ответ, прекращается решением руководителя органа внутренних дел по мотивированному заключению (в центральном аппарате Министерства - докладной записке) о признании неоднократного обращения безосновательным. От имени органа внутренних дел гражданину письменно сообщается о прекращении с ним переписки с подробным обоснованием решений, принятых по поставленным вопросам, и указанием реквизитов предыдущих ответов.

ВЫВОД-Мне, как заявителю, сообщили только о прекращении со мной переписки, но подробного обоснования решений, принятых по моим вопросам, я так и не получила.

137. Если в обращении усматриваются признаки неправомерных действий (бездействия) сотрудников органов внутренних дел, проверка продолжается в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России "1". Заявление о прекращении рассмотрения обращения приобщается к материалу первого обращения, о чем письменно сообщается гражданину.

ВЫВОД-Постоянное бездействие органов МВД, требует продолжения проверки моих жалоб.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в январе 2012 года приняла решение по делу № 33-957/2012, в котором попытка прекратить переписку с таким «назойливым» гражданином была признана незаконной. Позиция Перовского районного суда г. Москвы Перовский районный суд г. Москвы в ноябре 2011 года учел, что в направленном в адрес гражданки сообщении о прекращении с нею переписки в нарушение требований ч.5 ст.11 федерального закона № 59-ФЗ отсутствовало указание на то, по какому вопросу прекращена переписка. Возможность полного (а не по конкретному вопросу) прекращения государственным органом, органом местного самоуправления или их должностными лицами переписки с гражданином законом не предусмотрена.

В основании вышесказанного, ПРОШУ

1.Отменить решение Курносенко А.А, ввиду его неправомерности.

2. Провести проверку всех моих доводов и ответить на все мои вопросы.

Михалькова С.Ш. 12.02.18г

Ответ пришел вчера. И, что я вижу? Ответ подписанный полковниками полиции. А писала то я жалобу на имя Колокольцева. Но, практика отдела ГУЭБ и ПК РФ, таково, что подписанный ответ начальником отдела спускается вниз.

врио начальника ГУЭБиПК МВД России 0О1 о рассмотрении обращения Михальковой С.Ш. полковнику полиции В. С. Горкавцеву

2 управлением ГУЭБиПК МВД России рассмотрено обращение Михальковой С.Ш.. поступившее по сети Интернет, о несогласии с прекращением ГУЭБиПК МВД России переписки (вх. № 3/187702298178 от 13.02.2018). Срок рассмотрения обращения - 14.03.2018.

Ранее ГУЭБиПК МВД России рассмотрены неоднократные обращения Михальковой СНГ о возможно незаконных действиях директора ООО «УК МЖК» Тагирова СП., связанных с подделкой протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, растраты денежных средств жильцов дома при проведении ремонтных работ, а также о несогласии с вынесенным ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 29.09.2017 и ненадлежащем рассмотрении ГУЭБиПК МВД России ранее направленных обращений. С целью проверки доводов заявителя ГУЭБиПК МВД России из УМВД России по Ульяновской области истребованы сведения о результатах проверки, которые в дальнейшем проанализированы и использованы при подготовке полных и мотивированных ответов заявителю. Материал проверки изучен надзирающей прокуратурой и без отмены принятого процессуального решения возращен в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска для архивного хранения. Нарушений требований действующего законодательства в действиях сотрудников ГУЭБиПК МВД России при рассмотрении обращений Михальковой С.Ш. и ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску при проведении проверки не установлено.

Решением начальника ГУЭБиПК МВД России генерал-майора полиции Курносенко А.А. в соответствии с ч. 5 ст. 11 «Порядок рассмотрения отдельных обращений» Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 135 «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 707, обращения Михальковой С.Ш. признаны безосновательными, переписка с ней по вопросам несогласия с результатами проверки ОЭБиПК УМВД России по г. Ульяновску но факту возможно незаконных действий директора ООО «УК МЖК» Тагирова СП., связанных с подделкой протоколов общего собрания и завладением денежными средствами граждан, а также с направленными ГУЭБиПК МВД России ответами прекращена. о чем заявителю направлено уведомление (исх. №> 3/177718461475 от 09.02.2018).

Учитывая, что поступившее обращение не содержит новых доводов, подлежащих проверке, полагала бы обращение Михальковой С.Ш. считать рассмотренным, автору обращения ответ не давать, материалы списать в дело Х« 78. Докладываю в порядке исполнения поручения. Начальник 2 управления ГУЭБиПК МВД России полковник полиции /(^февраля 2018 г. К.И. Карпухина

Какие будут предложения по дальнейшему продвижению жалоб? Каким образом моя жалоба может вырваться из порочного круга и лечь на стол министру, ну или хотя бы заму? В принципе есть у меня одна задумка, но я ее пока не буду озвучивать. Как вы думаете, уважаемые макспарковцы? Кстати, Карпухина уже тоже отвечала и на нее также была написана жалоба.

Лично я не видел ни одной проверки со стороны сотрудников ОБЭП или ОНП (УЭБ и ПК), которые бы действовали строго по закону. Они его нарушают просто с невероятной последовательностью. В данной статье мы не будем рассматривать причины того, почему проверяющие НЕ СПОСОБНЫ соблюдать закон. Скажу лишь, что по-другому они не могут и не смогут, даже если захотят. Не смогут. Таковы механизмы работы разума (как бы по мягче написать!!!) сильно не честного человека.

Опросы и наведение справок: что это за действия?

Предупреждаем руководителя

Для справки

Итак, к вам пришли

Постарайтесь сделать так, чтобы первое лицо компании не присутствовало во время проверки.

Причины:

Если это возможно, во время проверки заставьте ваш персонал работать с утроенной энергией. Займите их конкретным делом. Или попробуйте отпустить персонал домой.Лично я не видел ни одной проверки со стороны сотрудников ОБЭП или ОНП (УЭБ и ПК), которые бы действовали строго по закону. Они его нарушают просто с невероятной последовательностью. В данной статье мы не будем рассматривать причины того, почему проверяющие НЕ СПОСОБНЫ соблюдать закон. Скажу лишь, что по-другому они не могут и не смогут, даже если захотят. Не смогут. Таковы механизмы работы разума (как бы по мягче написать!!!) сильно не честного человека.

Опросы и наведение справок: что это за действия?

Опрос и наведение справок – основная и самая рутинная часть работы полицейских. Сотрудники полиции могут письменно или устно, объяснив причины своего интереса (п.4, 5, 10 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»; п.п.1,2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД):

Опрашивать руководство и сотрудников компании по интересующим их вопросам. Вовсе не обязательно речь должна идти о вашей компании и сотрудниках. Они могут прийти и с расспросами о ваших контрагентах (поставщиках, покупателях, арендаторах, частных клиентах, банках и т.д.), госслужащих, с которыми вы контактировали;

Наводить справки, то есть запрашивать у вашей компании информацию и знакомиться с документами о вашей компании, ваших контрагентах и любых прочих лицах, с которыми контактировала ваша компания.

Какие бумаги должны предъявить полицейские

Для допросов при личном визите полицейским не нужно ничего, кроме служебного удостоверения и, хотя бы, устного объяснения причин своего визита. А для наведения справок вам должны представить письменный мотивированный запрос на бланке ведомства с подписью и печатью (п.4, 5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»).

Предупреждаем руководителя

Если нет уверенности, что перед вами именно полицейский, то это легко проверить. Нужно позвонить в его отделение (отдел, управление) или сразу в ГУВД по региону. Нужные телефонные номера можно найти на интернет-сайтах ГУВД, а ссылки на них – на сайте МВД (mvd.ru/contacts/sites).

Что могут спросить и потребовать показать

Опрос и запрос информации, и ознакомление с документами возможны как по уже возбужденному уголовному или административному делу, так и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях (п.4, 5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»; ст.6, 7 «Закона об ОРД»). И спросить полицейские могут все, что, по их мнению, имеет отношение к делу.

Можно ли отказать полицейским?

Для проведения опросов и наведения справок полицейские могут прибыть на вашу территорию – «беспрепятственно посетить» (п.5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»). И достаточно принять их, например, в приемной или переговорить с ними на входе в ваше здание. А вот в свои служебные и иные помещения вы имеете полное право не пускать – ведь это еще не обследование или обыск (Статья 182 УПК РФ).

С расспросами и запросами документов дело обстоит так. Полицейские не могут привлечь вас к ответственности за то, что вы не отвечаете на их вопросы (например, говорите, что вы не помните того, о чем спрашивают). Задержать и доставить вас в отделение «для опроса там» они также, разумеется, не вправе. А значит, на вопросы и запросы полицейских можно отвечать по ситуации:

(Если) из их смысла ясно, что вы лично или ваша компания можете стать (или уже стали, например, в запросе есть ссылка на дело по КоАП или УК РФ) фигурантами дела, то решайте сами, в каком объеме делиться с ними информацией.

Но учтите, что если полицейские засомневаются в вашей искренности, то дело может обернуться обследованием, повестками и т.д. Зато, так вы можете выиграть время для консультаций с юристами и адвокатами.

Если вы не против представить требуемую информацию или документы (например, эта информация касается действий совсем сторонних лиц), то лучше в полном объеме удовлетворить интерес полицейских. Иначе вы можете потратить лишнее время на дальнейшие визиты к полицейским и ответы на их запросы. К тому же, если полицейские потом докажут, что запрашиваемые документы у вас были, то они могут по суду оштрафовать вас за непредставление сведений (информации) по ст. 19.7 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 17.02.2011г. №51-АД11-1);

Если запрашиваемые документы содержат коммерческую тайну, то вы можете с полным правом их не выдавать. Вы можете отказать в выдаче этих документов даже по мотивированному требованию полицейских. И максимум, что вам может грозить, — это штраф (100 — 300 руб. — на гражданина, 300 — 500 руб. — на вас как на должностное лицо, 3 — 5 тыс. руб. — на юридическое лицо) (Статья 19.7 КоАП РФ). Принудительно изъять такие документы полицейские вправе только (Части 1 — 3 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ):

— (или) в рамках возбужденного уголовного дела, то есть когда к вам пришли с постановлением о выемке/обыске;

— (или) через суд, что в нашей ситуации тоже означает наличие возбужденного уголовного дела.

Для справки

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) (Ст.1465 ГК РФ; п.2 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

— которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;

— к которым отсутствует свободный доступ у третьих лиц на законном основании;

— в отношении которых ваша компания ввела режим коммерческой тайны.

Обследование ваших помещений и изъятие документов

Если документы находятся в жилом помещении, то в рамках обследования попасть туда и изъять документы (без согласия проживающих там лиц) нельзя. Это признают и сами полицейские (Статья 15 «Закона о полиции»). Выемка или обыск в жилище могут производиться только с санкции суда (ч.3 ст.182, ч.2 ст.183 УПК РФ; абз.2 ст.8 «Закона об ОРД»).

А вот отказать в изъятии части документов можно на том же основании, что и при их запросе. Если требуемые документы содержат охраняемую законом тайну (например, коммерческую), то они могут изыматься только в рамках расследования уголовного дела (т.е. оно уже должно быть возбуждено) или с санкции суда (ст.5, ч.1-3 ст.6 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ).

Если полицейские все же изымают такие документы, то пригрозите им, что сделаете отметку в протоколе изъятия и пожалуетесь потом в прокуратуру (ст.5, 21 «Закона об ОРД»; Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 №207 в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 27.02.2009 №55).

Итак, к вам пришли

Общие правила поведения во время любой проверки.

Примечание: эти правила в основном применяются при жестких, подавляющих проверках полиции, прокуратуры и т.д. Чем больше на вас давят, тем более в полном объеме рекомендую использовать ниже приведенные правила.

И еще: оттренируйте применение этих правил на практике с вашим персоналом.

Цель любой проверки ПОЛИЦИИ в самом ее начале – заставить вас нервничать и вызвать вашу негативную реакцию. Если вы справитесь со своей нервозностью и не будете реагировать, нервничать начнут они. Способ справиться с этим прост, не скрывайте свою нервозность.. «вы зззнаете, мменя …, я так нервничаю, что у меня колени тттррясутся. Вввот посссмотрите». Или «господа, одну секунду…, я от вас никуда не денусь, присаживайтесь, через пару минут я закончу свои дела и отвечу на все ваши вопросы». Вариантов великое множество;

Никогда, никогда, никогда… не оправдывайтесь. Не работает. У нас, у людей, принято: раз оправдывается, значит, виноват;

Никогда не скатывайтесь до разговора «стимул – реакция», разговора, построенного на взаимном обвинении, типа «дура – сам дурак». Не работает, сделаете себе только хуже;

Никогда не делайте проверяющих неправыми. Помните, каждый из нас, не говоря уже о проверяющих, всегда стремится быть правым. И при этом не имеет никакого значения, есть ли в этой правоте хоть толика правды. Вы часто наблюдаете, как кто-то пытается быть правым в своей неправой правоте до последней капли крови. Сделайте проверяющих «правыми», предоставьте им бытийность проверяющих и их компульсивная, навязчивая правота, обвиняющая вас во всех смертных грехах, начнет сходить на нет. Задавайте вопросы примерно такого содержания: «Понял. С нами все ясно. А что правильного в том, что вы, не имея понятых, осматриваете помещение?». Хорошо: «Что хорошего в том, что вы угрожаете нам уголовным кодексом?». Или: «Да, я понимаю, вы на службе, вы обязаны делать свое дело и все же, посмотрите сюда (показывает им ст.5 ФЗ «Об ОРД»), что правильного в том, что вы отказываетесь раскрыть источники вашей информации?» и так далее;

Постарайтесь не оставлять проверяющих один на один с вашими сотрудниками. Тут без комментариев, мало ли что скажет ваш сотрудник, находясь под прессом давления и обесценок со стороны проверяющих;

Указывая на недостатки проверяющих, указывайте точно на факты, не обесценивая самого человека, его должность и т.д. Например: «Вы дослужились до майора и наверняка это было не просто. Вы солидный человек, имеющий солидную должность, но то, что вы изымаете документы коробками и без всякой описи, по-моему, «ни в какие ворота не лезет»;

Никогда не используйте обобщения, обвиняя систему в целом, типа: «Все вы коррупционеры и вообще все менты козлы». В этом случае система просто будет сплачиваться против вас. Ваша цель сделать противника более покладистым, заставив его работать на себя, а не вызывать в свой адрес бурю негатива. Если кто-то из проверяющих ведет себя прилично и строго соблюдает закон, скажите ему, что он молодец, и тут же укажите на того, кто ведет себя не совсем адекватно. Вы таким образом разрушите единение проверяющих между собой. Как-то во время проверки один старший лейтенант попросил кофе. Я ему ответил: «Вашему коллеге кофе дадим, он вдет себя очень прилично, а вам нет, вы хамите и угрожаете. Вы не получите кофе». И так оно и было;

Не врите. Научитесь говорить приемлемую правду, часть правды, научитесь отвечать не отвечая, давая уклончивые ответы. Вопрос: «Это стул?» Ответ: «Я видел такие в магазине»;

Никогда не молчите. Сделаете только хуже. Смотри пункт выше;

Никогда не отказывайтесь от подписания актов, протоколов и так далее. Наоборот используйте всякую возможность, чтобы вписать в акт, протокол все свои несогласия, все свои замечания… если вам показалось, что вам намекали на взятку (при условии, что так оно и было), так и напишите «мне показалось…» Пусть потом у прокурора оправдываются и объясняются;

Во время общения с проверяющими (если это вообще можно назвать этим великим словом «общение»), игнорируйте любой антагонизм, любое подавление, любые оценки и обесценки и давайте подтверждение только положительному. Например, проверяющий главному бухгалтеру: «Да, Надежда Николаевна! Доигрались. У вас есть дети? Двое маленьких детей! Ууу… в ближайшую пятилетку расти они будут без вас. Вернетесь из мест не столь отдаленных, они уже будут взрослыми». Ответ Надежды Николаевны: «Да, у меня хорошие дети. А что за документ вы взяли на моем столе, без моего разрешения?»

Постарайтесь склонить проверяющего к сотрудничеству. Если не получается, начинайте оперировать законами и на каждое слово, каждое действие проверяющих требуйте показать вам, где написано, что он имеет право что-то делать. Также используйте ваше знание законов, показывая проверяющим ссылки, демонстрирующие их неправоту. Не путайте это с советом выше. Тут вы не делаете проверяющих неправыми, вы даете им возможность самим это увидеть. Например, полицейский без понятых лазит по ящикам вашего стола, вы ему говорите: «вы осматривает мои ящики, гляньте что тут есть закон, подписанный Президентом, смотрите, что они тут пишут» и показываете ему ссылку из КОАП. Если опять не получается привести проверяющих в чувство, поговорите с ними о них. Например: «с нами теперь окончательно все ясно. А вот вы, вы что ангел? Вы лично когда-нибудь нарушали закон? Вам приходилось брать взятки? Давайте поговорим о вас лично». Как-то я сказал проверяющему одну фразу и на этом все кончилось, я сказал следующее: «Я знаю, что у вас, прямо вот здесь, есть что-то, о чем бы вы не хотели, чтобы узнали другие люди. Так вот, если вы не прекратите свои незаконные действия и не прекратите нападки, я сделаю так, что то, о чем бы вы не хотели, чтобы узнали другие люди, другие люди об этом узнают. Вам понятно то, что я сказал?». Конечно, вы должны быть готовы реализовать свою угрозу.

Во время проверки не бравируйте своими связями. Если они у вас есть, и вы уверены, что ваш звонок «другу» все решит, то, не говоря ничего проверяющим сделайте звонок «другу» и просто дайте старшему трубку. И тем более никогда не угрожайте проверяющим. И ТЕМ БОЛЕЕ не трогайте их руками, не оказывайте явного физического сопротивления (этим вещам в УК РФ посвящено несколько статей);

Постарайтесь сделать так, чтобы первое лицо компании не присутствовало во время проверки. Причины:

Ген. директор должен оставаться с «трезвой» головой и быть подавленным;

С зама или юриста взятки не вымогают;

Зам или юрист всегда может «включить дуру» и сказать, что он этого не знает и что им лучше написать запрос и он на него ответит;

Как правило, наказание грозит первому лицу, и он из-за этого может сильно нервничать. Юристу же ничего не грозит, и он будет вести себя гораздо адекватнее. Обучите вашего юриста и выдайте ему доверенность на представление интересов вашей компании.

Помните, как правило, полицию абсолютно не интересует вопрос вашего наказания, их интересует немедленная нажива. И если вы дадите понять, что денег они не получат никогда… они начнут терять к вам всякий интерес. Это не отменяет использование всего того, что я написал выше. Здесь мы говорим только о том, что взятка решая одну проблему, тут же создает новую, еще большую проблему на будущее;

Помните, каким бы ласковым ни был тот или иной проверяющий, он здесь не для того, чтобы спасти вашу компанию и вас. Его милая улыбка и слащавые слова – это шипение красавицы кобры, которая все равно вас укусит, как бы с ней ни любезничали. Так что даже и не думайте, что любезность вам поможет. Вам поможет спокойная, прагматичная жесткость и использование перечисленных здесь правил;

Если это возможно, во время проверки заставьте ваш персонал работать с утроенной энергией. Займите их конкретным делом. Или попробуйте отпустить персонал домой.

Из истории УВД

В соответствии с приказом ГУВД г. Москвы № 778 от 7 декабря 1992 года было создано УВД ЗАО г. Москвы в результате объединения четырёх РУВД (районных управлений внутренних дел): Киевского, Кунцевского, Солнцевского и Гагаринского районов города Москвы.

Начальником вновь созданного УВД ЗАО г. Москвы был назначен полковник милиции Григорьев Алексей Александрович, который проработал в этой должности до ноября 1993 года.

В то время Управление располагалось в здании по адресу: 2-й. Мосфильмовский пер., д. 8А. Структура УВД непрерывно развивалась и изменялась, создавались новые службы и подразделения, которым становилось тесно в этом здании, требовались новые просторные помещения для приема граждан и размещения вновь созданных служб.

В 2010 году на улице Лобачевского, 116 построили новое здание для УВД по ЗАО г. Москвы. На открытие самого современного в России милицейского здания прибыло немало высоких гостей, которых встречал Лаушкин А.С., который являлся начальником УВД.

Присутствовавшие на церемонии министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, мэр Москвы Юрий Лужков и начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев разрезали красную ленточку перед входом в новое здание Управления.

Сегодня УВД по ЗАО г. Москвы имеет развернутую структуру, в состав которой входят 35 подразделений по направлениям деятельности, каждое из которых является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым определенным должностным лицом и руководствуется принципами и нормами, определенными Положением об УВД, а также имеет свои функции и задачи.

На переднем плане борьбы с преступностью находятся службы уголовного розыска, патрульно-постовая и дорожно-патрульная службы, которые пресекают преступления и правонарушения.

В Управление входят также 13 территориальных ОМВД России по районам: Внуково, Дорогомилово, Крылатское, Кунцево, Можайский, Ново-Переделкино, Очаково-Матвеевское, Проспект Вернадского, Раменки, Солнцево, Тропарево-Никулино, Филевский Парк, Фили-Давыдково, а также Отделение полиции по обслуживанию МГУ г. Москвы и Отделение полиции по обслуживанию МПК на Поклонной горе.

Большое значение сотрудники полиции ОМВД придают профилактике преступлений и правонарушений, работая в непосредственном контакте с населением района. Участковые уполномоченные полиции проводят профилактическую работу с лицами, осуждёнными условно, с подростками, состоящими на учёте, с неблагополучными семьями.

5 февраля 2015 года Указом Президента Российской Федерации назначен на должность начальника УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве генерал-майор полиции Пучков Андрей Павлович, который возглавляет Управление с 10 февраля 2015 года по 13 июня 2019 года.

Сегодня УВД по ЗАО - это большой коллектив, сотрудничество молодых и опытных сотрудников. В штате УВД состоит 3279 сотрудников, в том числе 1023 женщины, которые несут службу наравне с мужчинами, а также 350 вольнонаёмных работников, обеспечивающих работу Управления.

Сотрудники подразделений объединены выполнением одной задачи – они осуществляют защиту граждан от преступных посягательств.

В округе 2979 ветеранов органов внутренних дел, которые объединены в общественную организацию - Совет ветеранов УВД. Старшее поколение всегда в строю: накопленный опыт необходим действующим сотрудникам, общение с ветеранами помогает в работе.

Сотрудники служб и подразделений Управления выполняют оперативно-служебные задачи, не считаясь с личным временем, проявляя мужество и профессиональное мастерство. За тот срок, что существует окружное Управление, заметно сократилось число особо тяжких преступлений, квартирных краж и угона автотранспорта, повысилась раскрываемость уголовных дел.

За этими высокими результатами стоит ежедневный труд всего коллектива УВД и его территориальных подразделений.

Сотрудники Управления всегда будут вносить достойный вклад в укрепление правопорядка и сохранять лучшие традиции органов внутренних дел.