Военнослужащие быть привлечены к материальной. Законодательная база российской федерации

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

В результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 12.07.1999 № 161-ФЗ

    Решение № 2-228/2018 2-228/2018~М-213/2018 М-213/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-228/2018

    Новочеркасский гарнизонный военный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Возможным провести судебное заседание без его участия. Исследовав материалы дела, военный суд полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет. Согласно...

    Решение № 2-162/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-162/2018

    Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Являются инвентарным имуществом, то суд приходит к выводу, что полученные Прохоровым предметы инвентарного имущества подлежали возврату при его увольнении с военной службы в запас. Статьей 5 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащий несет материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, ...

    Решение № 2-251/2018 2-251/2018~М-282/2018 М-282/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-251/2018

    Статьями 154 и 155 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, поскольку он не следил за наличием и правильной эксплуатацией военного имущества роты. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих») командир части настаивал на привлечении ответчика к...

    Решение № 2-87/2018 2-87/2018~М-93/2018 М-93/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-87/2018

    Владимирский гарнизонный военный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    РФ. Военный прокурор Владимирского гарнизона в интересах РФ обратился с иском в суд, в котором указал, что принимая во внимание, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", Бортникова должна нести материальную ответственность в полном размере ущерба и просит взыскать с ответчика...

    Решение № 2-184/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-88/2018

    Волгоградский гарнизонный военный суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    К выводу, что исковые требования, предъявленные к Сальникову, подлежат удовлетворению с учётом изменения их размера в судебном заседании. Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба только за причиненный по их вине реальный ущерб, в частности, когда ущерб причинен...

    Решение № 2-232/2018 2-232/2018~М-250/2018 М-250/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-232/2018

    Саратовский гарнизонный военный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Вещевое имущество несданное Саблиным А.О. относится к инвентарному имуществу и имуществу личного пользования, подлежащему сдаче при увольнении с военной службы. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для...

    Решение № 2-314/2018 2-314/2018~М-362/2018 М-362/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-314/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Отношения к службе ответчика, не обеспечившего его сохранность. При этом докладов об утрате имуществе по причине неисправности техники от ответчика не поступало. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" истец просил привлечь ответчика за допущенную недостачу к полной материальной ответственности на вышеуказанную сумму. ...

    Решение № 2-275/2018 2-275/2018~М-284/2018 М-284/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-275/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Совершенных преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено окончательное наказание в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей. Кроме этого, прокурор пояснил, что учитывая требования ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которой военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате преступных действий (бездействий) ...

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона , а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7

Все военнослужащие, от рядового до маршала, в равной степени отвечают перед законом. За совершенные правонарушения военнослужащие подпадают под юридическую ответственность. Под ней понимаются меры правового принуждения, которые применяют соответствующие компетентные органы к правонарушителям согласно законодательству РФ. В данной статье рассмотрим порядок применения к военнослужащим одного из видов ответственности - материальной.

Общие положения

Меры ответственности, применяемые к военнослужащим, различны и зависят от совершенного правонарушения. Как установлено п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, каждая из которых регулируется определенными нормативными актами законодательства РФ. К ним относятся Дисциплинарный устав учреждения силового ведомства, КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и иные законодательные акты РФ.

Материальная ответственность связана с нарушениями имущественного характера. Как определено ст. 1 Федерального закона N 161-ФЗ, такая ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военную службу, наступает за причинение ими при исполнении обязанностей военной службы ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Помимо условий и размеров ущерба, данный Федеральный закон определяет порядок его возмещения.

Стоит отметить, что нормы Федерального закона N 161-ФЗ применяются в отношении военнослужащих только при исполнении ими обязанностей, касающихся военной службы. Иные допущенные ими правонарушения подпадают под нормы гражданского законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

На первый взгляд данное положение, раскрывающее суть привлечения к материальной ответственности, понятно, однако в законодательстве РФ имеются две точки зрения на условия применения мер материальной ответственности к военнослужащим при исполнении ими своих обязанностей. Одна из них основана на нормах Федерального закона N 161-ФЗ, согласно которому наступление материальной ответственности возможно при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы. Другая точка зрения представлена в Постановлении Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление ВС РФ N 9), согласно которому условием наступления материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении им служебных обязанностей. Четкого определения понятия "служебные обязанности" военнослужащих в нормативных документах не дано. По мнению автора, под указанными в Постановлении ВС РФ N 9 служебными обязанностями военнослужащих следует понимать исполнение обязанностей военной службы, так как гражданин, являющийся военнослужащим, может выполнять свои служебные обязанности только при прохождении военной службы. В то же время определение обязанностей военной службы представлено в п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В нем указан полный перечень случаев, когда военнослужащий, а также гражданин, который проходит военные сборы, считаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы.

К имуществу воинской части относятся все виды вооружений, военной техники, ГСМ, продовольствие, вещевое имущество, иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной стоимостью и закрепленные за воинской частью (ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ).

За причинение какого ущерба устанавливается материальная ответственность? Как определено ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный ими реальный ущерб, под которым подразумевается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые понесла либо должна понести воинская часть для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Внимание! Срок, в течение которого военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности, составляет три года со дня обнаружения ущерба (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

Материальная ответственность не применятся к военнослужащему за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

Причинение ущерба вследствие исполнения приказа командира объясняется беспрекословным подчинением военнослужащих командирам. Об этом упоминается в ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ. Военнослужащий в силу ограниченности имеющейся у него информации не в состоянии оценить соответствие отданного ему приказа начальника требованиям закона и, следовательно, не должен нести ответственность за действия, не выходящие за пределы такого приказа. Материальная ответственность возлагается на командира, отдавшего приказ.

Под правомерными действиями, оправданным риском понимаются действия "в состоянии крайней необходимости" с целью предотвращения угрозы охраняемым законом интересам. Например , военнослужащий, находящийся на боевом дежурстве, при тушении пожара помещения воинской части использовал тулуп, который в дальнейшем не подлежит ношению, следовательно, военнослужащий действовал правомерно, "в состоянии крайней необходимости".

К действиям непреодолимой силы относятся действия военнослужащего в случае психологического или физического воздействия на него, в результате которого он не мог руководить своими действиями. Кроме этого, к действиям непреодолимой силы относятся чрезвычайные ситуации (наводнение, катастрофы, военные действия и т.п.).

Федеральным законом N 161-ФЗ предусмотрены два вида материальной ответственности, которые различаются размерами взыскиваемых с военнослужащих сумм, - ограниченная и полная материальная ответственность.

Ограниченная материальная ответственность

Особенность ограниченной материальной ответственности состоит в том, что она возмещается в полном размере ущерба, но не более установленных пределов (исходя из установленного денежного содержания и иных дополнительных выплат).

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет наступает в случае:

  • причинения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и гражданами, призванными на военные сборы, ущерба по неосторожности (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ);
  • нарушения командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, непринятия необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, произведения излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо непринятия необходимых мер к виновным лицам, причинившим ущерб воинской части (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

В случае причинения ущерба по неосторожности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, материальная ответственность устанавливается в размере не более двух окладов месячного денежного содержания (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух надбавок за выслугу лет наступает в случае причинения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов, автомобилей, завышением объемов выполненных работ, несвоевременного внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, незаконном назначении военнослужащего на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего, незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность

Полная материальная ответственность военнослужащих предусматривает взыскание с них причиненного ущерба в полном размере в случаях, если ущерб причинен (ст. 5 Федерального закона N 161-ФЗ):

  1. военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Передача имущества под отчет подразумевает следующее:
  • вручение военнослужащему определенного имущества, находящегося на балансе воинской части. Передача имущества должна быть оформлена актом приема-передачи;
  • определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (то есть оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.);
  • при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении ее на другое лицо и т.п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача;
  1. действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. К таким признакам можно отнести:
  • общественную опасность деяния, то есть причинение или угрозу причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение;
  • противоправность деяния. Иными словами, запрещенность его совершения уголовным законом;
  • виновность лица, совершившего данное деяние, то есть осознание факта своего противоправного действия (бездействия) и последствий такого поведения.

В то же время, как определено ст. 14 УК РФ, не может являться преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности;

  1. в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Обратим особое внимание на отсутствие значительности совершенных правонарушений. Так, даже если хищение совершено на небольшую сумму, в связи с чем нельзя привлечь к уголовной ответственности, военнослужащий в любом случае будет привлечен к полной материальной ответственности. Если перейти к умышленному уничтожению или повреждению имущества, в этом случае необходимо разграничить состав уничтоженного или поврежденного имущества. Так, согласно ст. 346 УК РФ умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (оружия, боеприпасов или предметов военной техники) является преступлением. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия) уголовная ответственность может наступить только в случае, если указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом. В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, военнослужащего привлекают только к полной материальной ответственности;

  1. умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ от 31.12.2004 N 911.

Следовательно, действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, неизбежно влекут за собой дополнительные расходы;

  1. военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения означает, что он сознает возможность опьянения и желает его наступления. Доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего служит медицинское освидетельствование. Оно осуществляется в военно-медицинских подразделениях, частях или учреждениях специально подготовленными врачами. В особых случаях военнослужащий направляется в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Возмещение причиненного ущерба

В целях установления виновных лиц и взыскания с них ущерба необходимо провести административное расследование. Для этого командиром (начальником) издается приказ о проведении расследования и создается комиссия. Обычно срок административного расследования не превышает одного месяца, однако в некоторых случаях он продлевается. Полномочия по продлению срока возлагаются на вышестоящего командира (начальника) военнослужащего. Результаты административного расследования оформляются в письменном виде.

Внимание! При установлении причин ущерба, его размера и виновных лиц судом, а также в ходе ревизии, проверки, дознания или следствия административное расследование необязательно (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

После того как установлено виновное лицо, определяется размер причиненного ущерба в порядке, утвержденном ст. 6 Закона N 161-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи размер ущерба рассчитывается исходя из фактических потерь, определяемых в соответствии с текущими рыночными ценами на имущество, которому причинен ущерб. При выяснении текущей рыночной стоимости можно обратиться к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), на основании которой воинская часть ведет бюджетный учет имущества. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 170 Инструкции N 148н).

В то же время согласно п. 2 ст. 6 Закона N 161-ФЗ при расчете размера причиненного ущерба необходимо учитывать степень изношенности имущества (амортизацию), определяемую исходя из срока его полезного использования, который установлен законодательством РФ, а также предприятием или заводом-изготовителем. Аналогичным образом рекомендует определять ущерб и ВС РФ (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52). При оценке доказательств, подтверждающих размер причиненного работодателю ущерба, следует руководствоваться трудовым законодательством, а именно ст. 246 ТК РФ, согласно которой при утрате и порче имущества ущерб определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, с принятием во внимание степени износа этого имущества.

Однако порядок установления размера ущерба по текущей рыночной стоимости с учетом амортизации имущества не соответствует бюджетному законодательству РФ.

При причинении ущерба в связи с незаконным назначением военнослужащего на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, его размер определяется исходя из выплаченного военнослужащему денежного довольствия. Иной размер ущерба устанавливается в случае, если военнослужащего незаконно назначили на должность, которая оплачивается выше фактически занимаемой им должности, - в виде разницы между выплаченным ему денежным довольствием и денежным довольствием по фактически занимаемой должности, предусмотренной штатным расписанием (п. 3 ст. 6 Закона N 161-ФЗ).

Если военнослужащий причинил ущерб, в результате которого другие военнослужащие оказались на лечении в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения, размер ущерба рассчитывается по фактическим затратам, произведенным на лечение пострадавших военнослужащих (п. 4 ст. 6 Закона N 161-ФЗ).

При совершении правонарушения группой военнослужащих размер ущерба определяется в долях исходя из установленной вины каждого военнослужащего.

Мы подошли к наиболее значимому аспекту материальной ответственности военнослужащих - порядку возмещения причиненного ущерба. В силу ст. 8 Закона N 161-ФЗ он может быть возмещен:

  • по приказу командира (начальника) воинской части, если размер ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет;
  • по решению суда согласно представленному иску командира (начальника) воинской части, если ущерб превышает установленный размер.

Обобщая изложенное, отметим, что законодательство РФ наделило командира (начальника) воинской части правом лично принимать решение о возмещении военнослужащим ущерба и удерживать из его денежного довольствия необходимые суммы. Соответственно, при осуществлении удержаний не требуется подтверждения судом правомерности действий командира (начальника) воинской части. Вместе с тем приказ о возмещении ущерба должен быть издан в течение двух недель по окончании административного расследования, поступления решения суда, материалов ревизии, проверки, дознания, следствия. Он вручается военнослужащему под роспись. Далее, как определено п. 2 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, приказ приводится к исполнению в течение семи дней после его объявления военнослужащему.

Военнослужащие проходят военную службу не только на территории РФ, но и за ее пределами.

Каков порядок возмещения ущерба при прохождении военной службы за границей? В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 161-ФЗ ущерб в этом случае возмещается в валюте той страны, в которой военнослужащий проходит военную службу. Однако, если взыскать ущерб в иностранной валюте невозможно, он взыскивается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному ЦБ РФ на день обнаружения ущерба.

Военнослужащий вправе обжаловать приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба. Обжалование судебного решения производится как вышестоящему командиру, так и в судебном порядке. Административный порядок обжалования приказа командира осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", судебный - согласно Закону РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Федеральному закону N 76-ФЗ, Федеральному конституционному закону от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ГПК РФ.

Военнослужащий возмещает ущерб как в добровольном порядке, так и по решению суда на основании исполнительного листа. Добровольное возмещение осуществляется полностью или частично путем внесения денежных средств в кассу учреждения силового ведомства. Порядок удержаний по исполнительным листам регулируется ГПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

Также возмещение ущерба возлагается на военнослужащих, причинивших ущерб имуществу третьих лиц, если данный ущерб согласно ст. 1064 ГК РФ был возмещен воинской частью. В силу ст. 10 Закона N 161-ФЗ военнослужащий возмещает ущерб воинской части.

В предусмотренных законодательством случаях размер подлежащего возмещению военнослужащим ущерба может быть уменьшен. Согласно ст. 11 Закона N 161-ФЗ размеры взысканий вправе уменьшить командир военнослужащего с разрешения вышестоящего командира, а также суд в зависимости от выявленных обстоятельств вины военнослужащего, за исключением случаев, когда ущерб имуществу воинской части был причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. При рассмотрении условий уменьшения возмещения ущерба командир военнослужащего и суд могут учесть:

  • обстоятельства, которые препятствовали военнослужащему выполнять обязанности военной службы (отсутствие необходимого опыта по возложенным на него обязанностям, помещений для хранения имущества и др.);
  • степень вины, которая выражается в определении психологического состояния военнослужащего при совершении правонарушения, повлекшего ущерб;
  • материальное положение военнослужащего.

Удержания для возмещения ущерба производятся в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ:

  • для возмещения причиненного военнослужащим ущерба - в размере 20% месячного денежного довольствия;
  • для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
Внимание! Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие удержания, предусмотренные законодательством РФ, их общий размер не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ).

Очередность взыскания удержаний определяется согласно законодательству РФ, а именно ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Редактор журнала

"Бюджетные организации:

акты и комментарии

На балансе любой военной части числится немало позиций, имеющих материальную ценность, это может быть различного рода техника, оружие или обмундирование. Так или иначе, каждый военнослужащий допускается к использованию вышеупомянутого оборудования, согласно своей профессиональной подготовке. Однако никто не застрахован от случайной порчи, кражи или утери ценностей. Именно по этой причине приходится назначать ответственного, который бы восполнил потери или ущерб путем, например, денежной компенсации.

Законодательные документы

Под материальной ответственностью в общем смысле подразумеваются принятые обязательства по возмещению причиненного ущерба. Несмотря на столь простое определение, основные положения материальной ответственности военнослужащих, а также все спорные вопросы о ее наступлении отражает федеральный закон № 161, который был издан в 1999 году. Текстовка, которую содержит данный федеральный закон, достаточно объемная, поэтому во избежание неприятностей рекомендуется каждому, кто подписывает контракт, ознакомиться со своими правами, чтобы не брать на себя лишних обязательств.

Согласно представленному законодательству материальная ответственность военнослужащих имеет место быть только тогда, когда военному или государственному имуществу был причинен ущерб. Кроме этого, необходимо, чтобы указанное имущество состояло на балансе военной части. Значительный объем текста ФЗ обусловлен тем, что подробно рассматриваются такие вопросы, как порядок компенсации нанесенного вреда, определение денежного эквивалента, доказательство вины военного. Оказывается, что определенная категория лиц не могут быть материально ответственными, следовательно, на них не накладываются никакие санкции.

Если быть более точным, то избежать ответственности за ущерб удается не по причине некоего статуса военнослужащего, а по ряду обстоятельств.

  • При выполнении приказа командира военнослужащий руководствуется только положением воинского устава, поэтому если данный приказ напрямую ведет к порче имущества, то подчиненный ответственности нести не может.
  • Причинно-следственная связь заключается в том, что каждому поступку находится логическое объяснение. В том случае, когда солдат осуществил обоснованные действия, которые случайно или намеренно нанесли ущерб имуществу, положение дел может быть рассмотрено специально созданной комиссией, и гражданин освобожден от выплаты компенсации.
  • Военная служба сама по себе связана с постоянным риском. В таких сложных условиях приходится учитывать соответствующий фактор, именно он поможет избежать наказания.
  • Причины, независящие от воли военнослужащего и повлекшие порчу имущества, расцениваются, как форс-мажорные обстоятельства. В данном случае гражданин также может избежать материальной ответственности.

Все материальные ценности, которые вручаются в пользование военнослужащему, имеют общественное значение. Этот факт усугубляет положение виновного, однако, прежде чем вынести окончательное решение о взыскании, комиссия обязательно установит степень повреждения. Нередки случаи, когда гражданин выплачивал только средства, затраченные на ремонт оборудования, без учета его стоимости.

Не стоит обольщаться, так как избежать наказания на практике удается довольно редко. Прежде всего, нужно помнить, что государство не намерено ослаблять материальную базу армии, поэтому предпримет все меры по возмещению убытка. Строгость в подобном подходе объясняется зависимостью обороноспособности государства от состояния материально-технической базы, от финансового обеспечения, от работоспособности оборудования. По общим вопросам законодательства остается добавить еще несколько документов, где определена мера ответственности военнослужащего, это ФЗ «О статусе военнослужащего», закон, устанавливающий порядок несения службы в армии, а также общевойсковой устав.

Когда предусмотрена материальная ответственность

Каждый случай наступления ответственности обязательно должен сопровождаться объективным расследованием. Наказанию подвергается военный не столько за факт причинения ущерба, сколько за сопутствующие противоправные действия. Первым делом необходимо выяснить, имелись ли в поступках гражданина смягчающие обстоятельства? В противном случае его действия или бездействие будет расценено, как нарушение закона.

После того, как было установлена доля вины военнослужащего, вступают в силу вышеуказанные нормативные акты. Согласно им устанавливается форма и размер компенсационной выплаты. Здесь необходимо отметить еще одну тонкость. Когда действия гражданина привели к порче военного имущества, но сам гражданин при этом на службе не состоял или не находился при исполнении, то в отношении него будут приняты меры по гражданским актам, также предусмотренным в российском законодательстве.

В качестве примера определения степени ответственности смоделируем ситуацию. Из воинской части были похищены боеприпасы. Военнослужащий, ответственный за хранение, участвовал в непосредственном хищении. Его действия расцениваются, как активные и повлекут наказание, вынесенное трибуналом. Стоимость боекомплектов будет рассчитана и предъявлена к выплате в виде штрафа. Но когда военнослужащий не принимал непосредственного участия, наказания тоже не удастся избежать, хотя квалифицироваться ситуация будет, как бездействие. Скорее всего, ущерб придется возмещать частично.

Нередко в чрезвычайных ситуациях приходится сталкиваться с таким термином, как реальный ущерб. Он обозначает потерю или порчу имущества при отсутствии возможности ремонта. Учитываются расходы не только на приобретение, но и на компенсацию неустойки, связанной со сбоем в работе оборудования. Примером полной утраты может служить кража. Порча обычно выражается поломкой, приведением в нерабочее состояние.

Полная и ограниченная

Материальная ответственность, наступающая в предписанных случаях, может быть полной или ограниченной.

  • Ограниченная характеризуется тем, что к порче или потере привела неосторожность. Здесь не прослеживается умышленный умысел солдата, направленный на подрыв государственных интересов. Данный вид ответственности назначается всем военнослужащим. После расчета суммы ущерба на виновника будет наложено обязательство по компенсации. Однако взыскать всю сумму в кратчайшие сроки никто не сможет, так как максимальный штраф не превышает двойного размера месячного денежного довольствия со всеми надбавками. Остальной долг гражданину «прощается».
  • При полной материальной ответственности гражданин обязан выплатить все начисленные средства, которые пойдут на компенсацию убытков. Подобный исход считается более неприемлемым для солдата. Он наступает, если в действиях виновника прослеживается умысел. Примером служит преступное деяние, преднамеренная порча техники или оружия, несанкционированное присвоение имущества. Материальная ответственность может наступать не только при порче имущества. Если гражданин своими действиями спровоцировал несчастный случай, повлекший за собой длительное лечение третьих лиц, то он обязан оплатить все медицинские расходы.

Решение вопросов о денежной компенсации ущерба ложится на плечи командования части. Однако это вовсе не означает, что он решит судьбу военнослужащего единолично. Сначала придется организовать служебное расследование, чтобы объективно определить меру ответственности, долю вины и сумму ущерба. В законе о материальной ответственности определено, что при отсутствии организации служебного расследования командование части подвергается штрафным санкциям. В конечном счете, должно быть определено, к чему привел проступок виновника. Это может быть выставленная неустойка, вынужденные повышенные объемы работ или задолженность перед государством по обязательным платежам.

Правовые документы

Особенности армейского быта характеризуются тем, что каждый гражданин становится более самостоятельным, ответственным, собранным. Военнослужащий обязан понимать, что вверенное ему армейское имущество в денежном эквиваленте превышает многократно его заработок. Даже при отсутствии непосредственной ответственности необходимо бережно относиться к инвентарю. Зарождение подобного подхода начинается с курса лекций по ОГП, где солдат знакомят с понятием материальной ответственности, а также рассматривается их юридическая ответственность.

Командование обязано предоставить все условия для того, чтобы солдат мог обеспечить целостность имущества. В противном случае говорить о возмещении убытка нельзя. Есть один надежный способ избежать спорных моментов при назначении выплаты, это договор, который подписывается между гражданином и командованием. Здесь указываются обязанности и права сторон, а также последовательность действия, необходимых для предотвращения порчи имущества.

Например, военнослужащий заподозрил скорый выход из строя вверенной ему техники, он обязан поставить в известность командование. В этом случае будут проведены регламентные ремонтные работы, и неприятностей удастся избежать. Договор об ответственности может стать спасительным документом как для одной, так и для другой стороны.